Научная статья на тему 'ПО НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОФИЦЕРОВ-АРТИЛЛЕРИСТОВ В МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ'

ПО НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОФИЦЕРОВ-АРТИЛЛЕРИСТОВ В МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОФИЦЕРОВ-АРТИЛЛЕРИСТОВ В МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ»

ПО НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОФИЦЕРОВ-АРТИЛЛЕРИСТОВ В МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

Генерал-полковник БАКАНЕЕВ Сергей Анатольевич — начальник Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат военных наук, заслуженный военный специалист ВС РФ

Военное образование является источником формирования интеллектуального, профессионального и духовного потенциалов офицерского корпуса.

Логика развития мировых процессов показывает, что в материально-технической основе вооруженной борьбы объективно происходят качественные изменения, придающие Вооруженным Силам новый технический и боевой облик. Это закономерно приводит к изменениям характера вооруженных столкновений (Ирак, Сирия); форм применения сил, средств и содержания мероприятий по подготовке их к боевым действиям; организации и содержания профессиональной подготовки военных кадров.

Содержание военного образования постоянно реагирует на текущие изменения в военной области и на возможные в будущем прогнозируемые качественные изменения в

данной области. Эти обстоятельства являются мощным фактором совершенствования военного образования, поиска новых, более эффективных, подходов к организации обучения, объективно побуждают к внедрению педагогических инноваций и требуют организации образовательного процесса с реализацией в нем принципа опережающей подготовки компетентных специалистов.

На совещании по вопросам развития системы военного образования Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин отметил, что подготовка кадров - фундамент развития Вооруженных Сил Российской Федерации, и обозначил в качестве главного приоритета - повышение качества подготовки офицерских кадров. В частности, он сказал: «Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи. А для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы, постоянно анализировать, как выпускники служат в войсках, какие знания и навыки, полученные в училищах и академиях, они применяют, а какие остаются невостребованными. На этой основе нужно оперативно корректировать учебные программы, совершенствовать обучающие технологии, внедрять в учебный процесс все новое, что есть в нашей стране и за рубежом, учитывать в подготовке кадров вероятные изменения в характере вооруженной борьбы. Кроме того... слу-

шатели и курсанты должны осваивать не только сегодняшние вооружение и технику, но и перспективные, которые поступят в войска в ближайшие годы».

В целях реализации требований современности к подготовке офицеров-артиллеристов в академии реализуется Программа развития на период до 2020 года (Программа), в завершении которой предусматривается преобразование образовательной организации в единый инновационный учебный, методический и научный комплекс непрерывного артиллерийского образования на основе развития информационно-образовательной среды.

Основными результатами реализации Программы должны стать:

- опережающая подготовка специалистов для ракетных войск и артиллерии (РВиА) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ);

- комплексное научное обеспечение образовательного процесса, боевой и повседневной деятельности формирований и органов управления РВиА;

- внедрение инновационных технологий обучения;

- эффективная система управления качеством образовательного процесса;

- информационно-технологическая инфраструктура академии на основе развития локальной вычислительной сети;

- реализация программы «Электронный ВУЗ»;

- сокращение нерациональных расходов на подготовку специалистов.

Сегодня можно подвести некоторые итоги реализации Программы.

В академии создано единое информационное пространство, представляющее собой информационно-технологическую инфраструктуру, включающую 4 военных городка, в которых развернуты локальные вычислительные сети.

Применяя модульно-ком-петентностный подход в практическом обучении будущих офицеров-артиллеристов, кафедры академии активно реализуют возможности современной учебно-материальной базы, в первую очередь, систему тренажерных, учебно-тренировочных средств и полевую учебную базу, базирующуюся на общевойсковом полигоне Западного военного округа. Именно эти элементы учебно-материальной базы составляют основу практической подготовки будущих офицеров-артиллеристов.

Учебно-тренировочные средства академии с их компьютерным, мультимедийным, стендовым и видеооборудованием позволяют:

- проводить многостепенные командно-штабные учения (КШУ) и военные игры (КШВИ) оперативного и тактического уровней со слушателями и профессорско-преподавательским составом;

- проводить групповые упражнения и практические занятия со слушателями и курсантами в рамках учебных комплексных оперативных и тактических задач;

- выполнять огневые задачи на имитационных средствах винтовочного артиллерийского полигона и компьютерного артиллерийского полигона;

- проводить тренировки по управлению огнем с передачей команд от начальника РВиА объединения до пуско-

вой установки ракет и огневой позиции артиллерийской батареи.

При проведении комплексных учебных оперативно-тактических задач слушатели магистратуры работают в штабах объединения и соединений, а на тактическом уровне участие принимают курсанты (начиная с 3 курса), приобретающие практические навыки командной деятельности в должностях предназначения.

Для формирования у курсантов-артиллеристов военно-профессиональных компетенций в обучении используются учебные пункты управления. Для самостоятельного выполнения ими огневых задач с боевой стрельбой необходимо выполнить соответствующую зачетную огневую задачу на компьютерном артиллерийском полигоне и получить допуск к боевой стрельбе после выполнения задачи курса подготовки артиллерии на имитационных средствах на винтовочном артиллерийском полигоне.

Полевая учебная база используется для обучения курсантов практике организации, ведения и обеспечения боевых действий артиллерийских подразделений. Для обучения управлению ими в

бою проводятся комплексные тактические занятия. В ходе комплексных тактических занятий со штатным вооружением и боевой техникой в поле, на фоне тактической обстановки, курсанты приобретают умения профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки в составе расчетов артиллерийских подразделений.

Из штатных подразделений курсантов формируются сводные орудийные расчеты, взводы управления, огневые взводы и батареи. Курсанты на тактическом фоне отрабатывают вопросы работы в должностях предназначения на боевой технике сначала без боевой стрельбы, а после проверки их готовности к выполнению должностных обязанностей и боевых задач допускаются к боевой стрельбе.

Таким образом, к концу 2-го курса все курсанты сдают экзамены и получают допуск к работе в должности командира орудия, миномета. В период полевых занятий они выполняют огневые задачи прямой и полупрямой наводкой в должностях командира орудия, наводчика и других номеров расчетов.

В конце 3-го курса курсанты допускаются к рабо-

В целях реализации требований

современности к подготовке офицеров-артиллеристов академией была разработана Концепция развития академии, которой предусмотрено ее преобразование в единый инновационный учебный, методический и научный комплекс непрерывного артиллерийского образования на основе развития информационно-образовательной среды.

те в должностях командира огневого взвода, командира взвода управления, старшего офицера батареи. В период полевых занятий они выполняют огневые задачи курса подготовки артиллерии с закрытых огневых позиций.

К окончанию 4-го курса обучения курсанты допускаются к выполнению обязанностей в должностях командира батареи, начальника штаба артиллерийского дивизиона.

Кроме традиционных практических занятий и учений, проводимых в соот-

ветствии с реализуемыми в академии основными профессиональными образовательными программами, слушатели и курсанты привлекаются к тактико-специальным занятиям и учениям, организуемым совместно с соединениями и частями Западного военного округа. В академии стало традицией ежегодно, в День ракетных войск и артиллерии (19 ноября), проводить совместные комплексные занятия с боевыми стрельбами из всего штатного вооружения, стоящего на снабжении РВиА, в том числе с использованием высокоточных боеприпасов, противотанковых управляемых ракет, реактивных артиллерийских боеприпасов и пуском тактической ракеты.

Курсанты академии принимают участие в ежегодных Всеармейском и Международном конкурсах «Мастера артиллерийского огня». Так, в ходе Всеармейских соревнований по полевой выучке среди

расчетов 120-мм минометных комплексов «Мастера артиллерийского огня-2017» расчеты команды Михайловской военной артиллерийской академии заняли второе место.

В образовательный процесс академии активно внедряется изучение перспективных образцов вооружения, а также программно-аппаратных систем и комплексов, разработанных сотрудниками академии, которые позволяют активизировать работу обучающихся в ходе учебных занятий и моделировать результаты выработанных ими управленческих решений.

С изучением в академии современных и перспективных образцов вооружения и военной техники решается задача опережающего обучения будущих офицеров-артиллеристов. Все военные городки академии с размещенным в них материально-техническим оснащением преобразованы в учебные и тренировочные комплексы, позволяющие обучать слушателей и курсантов в соответствии с их должностным предназначением.

Для повышения качества обучения будущих офицеров-артиллеристов применению современных образцов вооружения в содержание основных образовательных программ внедрено изучение геоинформационной системы военного назначения (ГИС ВН) - автоматизированной системы, предназначенной для сбора, обработки, анализа, моделирования и отображения данных, решения информационных задач с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации о Земле.

Курсанты обучаются основам применения и практически применяют современные переносные космические навигационные системы, используемые в частях и подраз-

делениях РВиА. Уверенные знания и навыки применения ГИС ВН позволяют будущим офицерам-артиллеристам быть готовыми к решению в автоматизированном режиме задач управления оружием с учетом рельефа местности, мест расположения позиций огневых средств и целей. Основной принцип обучения с применением таких средств -наглядность.

Используя широкие потенциальные возможности компьютерных технологий, академией совместно с научно-исследовательскими организациями оборонно-промышленного комплекса проведена опытно-конструкторская работа, результатом которой явилось создание серийного образца компьютерного артиллерийского полигона (КАП), удовлетворяющего современным требованиям к организации и качеству подготовки офицеров-артиллеристов как в войсках, так и в вузах. Данный компьютерный артиллерийский полигон активно используется в образовательном процессе при подготовке будущих офицеров-артиллеристов и усовершенствован новым программным обеспечением, разработанным научно-педагогическим составом кафедры

управления ударами и огнем артиллерии в бою и операции.

Данное инновационное программное обеспечение полигона позволяет создавать сложную тактическую обстановку, насыщенную целями различного характера и элементами своих войск на фоне фотографического изображения реальной местности.

Используемый в академии войсковой вариант этого полигона позволяет готовить не только отдельных должностных лиц артиллерийских подразделений, но, что более важно, совершенствовать слаженность органов (ячеек) управления артиллерийских

батарей и дивизионов в целом. Предусматривается сопряжение КАП с тренажерами технических средств разведки и тренажерами расчетов само-ходно-артиллерийских орудий. Это позволяет проводить комплексные тренировки по стрельбе и управлению огнем с привлечением расчетов огневых подразделений и подразделений артиллерийской разведки. Реализованные в полигоне программно-технические решения и идеи позволяют в будущем имитировать систему управления огнем артиллерийских формирований более высокого уровня и создавать тренажерные центры общевойсковых формирований. Такие полигоны и центры, кроме отработки вопросов управления огнем артиллерии, позволят изучать местность предстоящего района боевых действий, отрабатывать вопросы организации взаимодействия, проводить командно-штабные учения и тренировки.

На кафедрах академии внедрены различные комплексы учебно-тренировочных средств, позволяющие изучать назначение, состав, возможности, тактико-технические характеристики,

порядок подготовки к работе аппаратуры комплексов средств автоматизированного управления.

По своему функционалу, внешнему виду и индикации комплексы учебно-тренировочных средств идентичны реальной технике. Обучающиеся отрабатывают с их помощью взаимодействие с общевойсковыми и другими подразделениями, проходят тренировку в должности командира отделения, взвода, батареи по управлению подразделением в ходе боя, получают первоначальные практические навыки в постановке задач подразделению, управлению огнем, совершенствуют практические навыки в подаче команд.

На кафедре автоматизированного управления РВиА комплекс учебно-тренировочных средств обеспечивает полный цикл обучения специалистов и позволяет отрабатывать действия на трехмерных тренажерах в условиях, максимально приближенных к боевым. В обучении используются трехмерные тренажеры для экипажей командно-штабных машин - программные имитаторы средств связи и коммутационных устройств.

Значительную роль в становлении будущего артиллерийского командира играет изучение гуманитарных наук, среди которых,

в первую очередь, психология и педагогика. От командира требуется умение убеждать людей. На кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин разработан специальный компьютерный автоматизированный обучающе-контрольный комплекс (АОКК). Он призван диагностировать состояние и тренировать посредством уже проверенных и новых методик такие психические познавательные процессы обучающегося, как внимание, память и мышление, что является существенным подспорьем при организации в академии и ее структурных подразделениях воспитательной работы. АОКК был успешно апробирован в ходе педагогического эксперимента на практических занятиях по военной психологии и педагогике. В результате применения АОКК в экспериментальных группах заметно снизилось количество удовлетворительных оценок у курсантов.

С сентября 2016 года академия перешла к обучению с использованием электронных учебников и учебных пособий. В целях реализации этого требования преподавательским составом академии разработаны и внедрены в образовательный процесс электронные учебники и учебные пособия по всем преподаваемым дисциплинам.

Электронные учебники, подготовленные в контексте современных образовательных технологий, отвечают всем научно-методическим требованиям, предъявляемым Федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, создавая возможности для повышения качества и уровня обучения при решении главной задачи -подготовки высококлассного офицера-артиллериста.

В образовательном процессе академии широко используется зал электронных образовательных ресурсов на базе фонда библиотеки. В электронной библиотеке размещены электронные издания учебной, учебно-методической литературы и иных библио-течно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по всем реализуемым в академии основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования.

Таким образом, реализация Программы развития академии, создание единого учебного, методического и научного комплекса артиллерийского образования, внедрение современных подходов к организации обучения, комплексное развитие объектов учебно-материальной базы позволяют академии оптимизировать расходы на эксплуатацию учебно-боевой группы вооружения и повысить качество подготовки выпускников, тем самым обеспечивая практическую направленность обучения и выполнение главной задачи - подготовки современного офицера-артиллериста, способного профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки. °

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.