Научная статья на тему 'В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РЕАЛИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ АРКТИЧЕСКИХ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ'

В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РЕАЛИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ АРКТИЧЕСКИХ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / АРКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА УЧИЛИЩА / QUALIFICATION REQUIREMENTS / COMPETENCES / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / PRACTICE / SPECIALISATION / ARCTIC TRAINING / SCHOOL GRADUATE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грызлов Владимир Михайлович, Бушуев Сергей Васильевич

В статье рассматриваются вопросы проведения различных видов практик и стажировок, как средства реализации квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военного училища, предназначенных для службы в арктических регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN CONDITIONS OF EXTREME NORTH IMPLEMENTATION OF QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR MILITARY AND PROFESSIONAL TRAINING OF OFFICERS OF ARCTIC MOTORIZED RIFLE DIVISIONS

The article examines various types of practices and probations as a means of implementing the qualification requirements for military professional training of the military school graduates intended for service in the Arctic areas.

Текст научной работы на тему «В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РЕАЛИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ АРКТИЧЕСКИХ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

./эз:

ш

Iii

Dmr

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

B.М. ГРЫЗЛОВ, V.M. GRYZLOV,

C.В. БУШУЕВ S.V. BUSHUYEV

В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

IN CONDITIONS OF EXTREME NORTH

РЕАЛИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ АРКТИЧЕСКИХ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

IMPLEMENTATION OF QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR MILITARY AND PROFESSIONAL TRAINING OF OFFICERS OF ARCTIC MOTORIZED RIFLE DIVISIONS

Сведения об авторах: Грызлов Владимир Михайлович - начальник Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, генерал-майор, член корреспондент АВН, кандидат военных наук, профессор (г, Благовещенск);

Бушуев Сергей Васильевич - заместитель начальника кафедры тактики Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, кандидат технических наук (г. Благовещенск).

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проведения различных видов практик и стажировок, как средства реализации квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военного училища, предназначенных для службы в арктических регионах.

Ключевые слова: квалификационные требования, компетенции, военно-профессиональная деятельность, практика, специализация, арктическая подготовка, способность выпускника училища.

Information about the authors: Vladimir Gryzlov - Chief of the Far Eastern Higher Combined-Arms Command School named after Marshal of the Soviet Union K.K. Rokossovsky, Major-General, Corresponding Member of the Academy of Military Sciences, Cand. Sc. (Mil.), Professor (Blagoveshchensk);

Sergey Bushuyev - Deputy Chief of the Subdepartment of Tactics of the Far Eastern Higher Combined-Arms Command School named after Marshal of the Soviet Union K.K. Rokossovsky, Cand. Sc. (Tech.), (Blagoveshchensk).

Summary. The article examines various types of practices and probations as a means of implementing the qualification requirements for military professional training of the military school graduates intended for service in the Arctic areas.

Keywords: qualification requirements, competences, military professional activity, practice, specialisation, Arctic training, school graduate ability.

Современное интенсивное развитие экономик государств и, как следствие, поиск новых источников ресурсов повлекли развитие интереса к Арктической зоне, богатой природными ресурсами, освоение которых становится для

многих стран приоритетной задачей. Активное освоение арктического шельфа неизбежно приведет к конфликту интересов между странами.

Россия также начала активное освоение своей территории в Арктике, принимая

меры к защите национальных интересов не только дипломатическими мерами, но и укреплением безопасности северных рубежей.

В последнее время, для обеспечения экономической безопасности Российской

Арктики, происходит воссоздание группировки войск на постоянной основе. Проводятся мероприятия боевой подготовки с участием разнородных сил Северного флота. Проведен ряд тактических учений по обороне значимых промышленных объектов в Арктической зоне. Впервые в истории арктические мотострелки и морские пехотинцы Северного флота совершили высадки в самой северной части Евразийского материка - мысе Челюскин, а также на островах Котельный и Голомянный.

Дальневосточное ВОКУ -единственное из училищ Российской Федерации, которое готовит офицеров для арктических мотострелковых подразделений.

В июле 2011 года Главнокомандующим Сухопутными войсками были согласованы и утверждены квалификационные требования и учебные программы по специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)». В начале 2013 года группа офицеров-преподавателей ознакомилась с организацией боевой подготовки в 200 мсбр и полку морской пехоты в Печенге. В сентябре того же года две группы офицеров участвовали в стратегическом учении «3апад-2013» и в боевой работе соединений и воинских частей береговых войск Северного флота.

В ноябре 2013 года на острове Котельный (аэродром Темп) и в поселке Тикси работала спецгруппа офицеров училища, которая изучила географические, метеорологические, гидрометеорологические условия Заполярья и основы выживаемости. Все это было положено в основу создания учебно-методического комплекса, развития и совершенствования необходимой учебно-материальной

базы, изучения опыта подготовки специалистов такого профиля.

Для обеспечения V комплектования профессиональными офицерскими кадрами арктических подразделений, в нашем училище с 2013 года осуществляются набор и подготовка курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)».

Комплекс требований к выпускникам по этой специализации определяет конкретный перечень военно-профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, которые обеспечивают выпускникам училища эффективную работу в дальнейшей служебной деятельности. Они отражены в квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников, это:

- способность организовывать подготовку подразделения к бою (выполнению поставленной задачи) в северных районах и Арктике;

- способность организовать и поддерживать управление штатными (арктическими), приданными и поддерживающими подразделениями в северных районах и Арктике;

- способность организовать и управлять всесторонним обеспечением арктических подразделений при выполнении поставленной задачи в различных условиях обстановки:

- способность организовать размещение (подготовку мест отдыха) подчиненного личного состава с использованием табельных и подручных материалов, с учетом местных особенностей.

На основании квалификационных требований в учи-

«Постоянное военное присутствие в Арктике и возможность защиты государственных интересов средствами вооруженной борьбы рассматривается, как составная часть общей политики обеспечения национальной безопасности». С.К. Шойгу, Министр обороны Российской Федерации, генерал армии

лище разработаны: учебный план, программы учебных дисциплин специализаций «Арктическая подготовка», «Тактика арктических подразделений», «Воздушно-десантная подготовка», «Морская десантная подготовка» и программ практик: арктическая, воздушно-десантная, горнолыжная, а также войсковая стажировка. При разработке программ специализаций коллектив училища широко применяет накопленный опыт войсковых учений, боевых действий в Арктике.

Система подготовки выпускников по специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)» предполагает усвоение курсантами на первом и втором курсах знаний, формирование навыков, умений и компетенций по дисциплинам основной специальности, а начиная с 3-го семестра -изучение дисциплин специализации.

Особое место в реализации квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников с полной военно-специальной подготовкой по формированию заданных компетенций принадлежит специализиро-

III

ванным практикам и стажировке, содержание которых обеспечивает подготовку выпускника по специализации.

Их содержание было разработано в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего профессионального образования, формируемым новым обликом Сухопутных войск, изменениями в организационно-штатной структуре и основах применения воинских частей и соединений при ведении боевых действий, что, несомненно, является ключевым условием, обеспечивающим формирование у курсантов необходимых компетенций и профессионально важных качеств в соответствии с должностным предназначением.

При реализации задач обучения в училище учитываются указания вышестоящего руководства, накопленный опыт, рекомендации педагогической науки, анализируется ход образовательного процесса, своевременно

Фото 1. География мест проведения практик и стажировок

устраняются возникающие противоречия.

Места проведения практик и стажировок курсантов по военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)» имеют обширную географию и соответствуют климатическим условиям региона будущей службы выпускников (см. фото 1).

Практики организуются и проводятся с целью закрепления у обучаемых теоретических знаний, выработки

ПРАКТИКИ (СТАЖИРОВКИ)

Учебная практика

Производственная практика

Задачи

Направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков

Направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Эксплуатационная практика Военно-профессиональная практика Воздушно-десантная практика

Арктическая практика

Горнолыжная практика

Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы

Реализация квалификационных требований

Схема 1. Система практик подготовки специалиста для арктических подразделений

умений, а также формирования навыков и компетенций, необходимых в предстоящей служебной деятельности. Для реализации требований ФГОС в училище создана система различных видов практик (см. схему 1).

Воздушно-десантная практика организуется и проводится в целях закрепления, систематизации углубленных теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также совершенствования, закрепления и развития практических умений и навыков в подготовке людских десантных парашютов к десантированию, получения предпрыжковой подготовки, практического выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом с оружием и без него (см. фото 2).

Способ проведения практики - выездная, дискретно, на базе воинских частей морской пехоты Военно-Морского Флота или частей Воздушно-десантных войск.

Арктическая практика осуществляется во взаимосвязи с обучением по учебным дисциплинам: «Морская десантная подготовка», «Тактика арктических подразделений», «Бронетанковое вооружение и техника».

Фото 2. Курсанты арктического взвода на воздушно-десантной практике

Фото 3. Обучение различным способам передвижения в условиях Заполярья

Целью арктической практики является закрепление теоретических знаний, полученных в училище при изучении тактических (тактико-специальных) и военно-технических дисциплин, и формирование (закрепление, развитие) практических умений и навыков с учетом должностного предназначения обучающихся (см. фото 3).

Форма проведения - выполнение обязанностей командира подразделения по организации, управлению и всестороннему обеспечению действий подчиненных подразделений в различных условиях обстановки, проведение занятий по предметам боевой подготовки, согласно программы боевой подготовки подразделений Сухопутных войск в условиях низких температур и полярной ночи. Арктическая практика должна обеспечить необходимую практическую подготовку обучающихся в выполнении обязанностей по должностному предназначению.

Горнолыжная практика отрабатывается в тесном взаимодействии с дисциплиной «Арктическая подготовка».

Она организуется и проводится в полевых условиях в целях углубления и закрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин специализации, и приобретения (формиро-

вания, закрепления, развития) практических умений и навыков в уверенном передвижении по пересеченной местности и преодолении естественных препятствий в любой обстановке (см. фото 4), в транспортировке грузов и пострадавших на различном рельефе с помощью штатных и подручных средств, в совер-

шении походов на лыжах и снегоступах с организацией бивуака лично и в составе подразделения, с использованием специального снаряжения и имущества (см. фото 5).

Занятия проводятся под руководством преподавателя, инструкторов по горной подготовке, альпинизму и горнолыжному спорту.

Фото 4. Обучение передвижению в горной местности различными способами

,-Г~НГГД

<★¿111 ллпшск

Iii

Фото 5. Организация бивуака в составе подразделения

Главным результатом этих занятий должно стать приобретение практических умений и навыков в перемещении по различному горному рельефу и обеспечению безопасности движения в условиях Крайнего Севера.

Практические занятия по изучению техники преодоления горных склонов на лыжах проводятся на снежных склонах и подготовленных горнолыжных трассах, участках, обеспечивающих безопасность обучаемого личного состава.

Результатом этих занятий должно стать получение курсантами практических умений и навыков в преодолении горных препятствий различной сложности.

Форма проведения практики: передвижение по пересеченной местности, подготовленным и неподготовленным склонам, преодоление естественных препятствий в пешем порядке и на лыжах, при самостоятельных действиях и в составе подразделения.

Способ проведения практики - выездная, непрерывная, на базе специализированных учебных центров военно-спортивной подготовки Министерства обороны Российской Федерации.

Войсковая стажировка является основным видом практики обучающихся. Она организуется и прово-

дится на завершающем этапе обучения, с целью приобретения выпускниками опыта в исполнении служебных обязанностей по должностному предназначению на первичной офицерской должности.

Форма проведения практики: исполнение должностных обязанностей на первичных офицерских должностях.

Способ проведения практики - выездная, непрерывно, на базе воинских частей Сухопутных войск и Береговых войск ВМФ Арктического региона в период проведения занятий по-боевому слаживанию подразделений.

Следует отметить, что все практики и стажировки позволяют добиться взаимодействия между наукой и практикой, вузом и войсками, а также обеспечивают формирование профессионально-специализированных компетенций, формируемых у курсантов в процессе обучения в училище.

Сегодня все усилия коллектива училища направлены на дальнейшее повышение качества подготовки обучаемых по образовательным программам, реализуемым в училище, с использованием новых технологий, знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности по формированию профессиональной ком-

петентности будущих военных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2013.

2. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к ФГОС ВО) по специальности 56.05.04, по специализации № 5 «Применение специальных подразделений», утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 года № 97-дсп, военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)».

3. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Народное образование, 2003. № 5.

4. Берму с А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании/ Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. eidos.ru/yourmal/2005/0910-12. htm.

5. Электронная энциклопедия Википедиа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.