./эз:
ш
Iii
Dmr
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
B.М. ГРЫЗЛОВ, V.M. GRYZLOV,
C.В. БУШУЕВ S.V. BUSHUYEV
В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
IN CONDITIONS OF EXTREME NORTH
РЕАЛИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ АРКТИЧЕСКИХ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
IMPLEMENTATION OF QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR MILITARY AND PROFESSIONAL TRAINING OF OFFICERS OF ARCTIC MOTORIZED RIFLE DIVISIONS
Сведения об авторах: Грызлов Владимир Михайлович - начальник Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, генерал-майор, член корреспондент АВН, кандидат военных наук, профессор (г, Благовещенск);
Бушуев Сергей Васильевич - заместитель начальника кафедры тактики Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, кандидат технических наук (г. Благовещенск).
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проведения различных видов практик и стажировок, как средства реализации квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военного училища, предназначенных для службы в арктических регионах.
Ключевые слова: квалификационные требования, компетенции, военно-профессиональная деятельность, практика, специализация, арктическая подготовка, способность выпускника училища.
Information about the authors: Vladimir Gryzlov - Chief of the Far Eastern Higher Combined-Arms Command School named after Marshal of the Soviet Union K.K. Rokossovsky, Major-General, Corresponding Member of the Academy of Military Sciences, Cand. Sc. (Mil.), Professor (Blagoveshchensk);
Sergey Bushuyev - Deputy Chief of the Subdepartment of Tactics of the Far Eastern Higher Combined-Arms Command School named after Marshal of the Soviet Union K.K. Rokossovsky, Cand. Sc. (Tech.), (Blagoveshchensk).
Summary. The article examines various types of practices and probations as a means of implementing the qualification requirements for military professional training of the military school graduates intended for service in the Arctic areas.
Keywords: qualification requirements, competences, military professional activity, practice, specialisation, Arctic training, school graduate ability.
Современное интенсивное развитие экономик государств и, как следствие, поиск новых источников ресурсов повлекли развитие интереса к Арктической зоне, богатой природными ресурсами, освоение которых становится для
многих стран приоритетной задачей. Активное освоение арктического шельфа неизбежно приведет к конфликту интересов между странами.
Россия также начала активное освоение своей территории в Арктике, принимая
меры к защите национальных интересов не только дипломатическими мерами, но и укреплением безопасности северных рубежей.
В последнее время, для обеспечения экономической безопасности Российской
Арктики, происходит воссоздание группировки войск на постоянной основе. Проводятся мероприятия боевой подготовки с участием разнородных сил Северного флота. Проведен ряд тактических учений по обороне значимых промышленных объектов в Арктической зоне. Впервые в истории арктические мотострелки и морские пехотинцы Северного флота совершили высадки в самой северной части Евразийского материка - мысе Челюскин, а также на островах Котельный и Голомянный.
Дальневосточное ВОКУ -единственное из училищ Российской Федерации, которое готовит офицеров для арктических мотострелковых подразделений.
В июле 2011 года Главнокомандующим Сухопутными войсками были согласованы и утверждены квалификационные требования и учебные программы по специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)». В начале 2013 года группа офицеров-преподавателей ознакомилась с организацией боевой подготовки в 200 мсбр и полку морской пехоты в Печенге. В сентябре того же года две группы офицеров участвовали в стратегическом учении «3апад-2013» и в боевой работе соединений и воинских частей береговых войск Северного флота.
В ноябре 2013 года на острове Котельный (аэродром Темп) и в поселке Тикси работала спецгруппа офицеров училища, которая изучила географические, метеорологические, гидрометеорологические условия Заполярья и основы выживаемости. Все это было положено в основу создания учебно-методического комплекса, развития и совершенствования необходимой учебно-материальной
базы, изучения опыта подготовки специалистов такого профиля.
Для обеспечения V комплектования профессиональными офицерскими кадрами арктических подразделений, в нашем училище с 2013 года осуществляются набор и подготовка курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)».
Комплекс требований к выпускникам по этой специализации определяет конкретный перечень военно-профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, которые обеспечивают выпускникам училища эффективную работу в дальнейшей служебной деятельности. Они отражены в квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников, это:
- способность организовывать подготовку подразделения к бою (выполнению поставленной задачи) в северных районах и Арктике;
- способность организовать и поддерживать управление штатными (арктическими), приданными и поддерживающими подразделениями в северных районах и Арктике;
- способность организовать и управлять всесторонним обеспечением арктических подразделений при выполнении поставленной задачи в различных условиях обстановки:
- способность организовать размещение (подготовку мест отдыха) подчиненного личного состава с использованием табельных и подручных материалов, с учетом местных особенностей.
На основании квалификационных требований в учи-
«Постоянное военное присутствие в Арктике и возможность защиты государственных интересов средствами вооруженной борьбы рассматривается, как составная часть общей политики обеспечения национальной безопасности». С.К. Шойгу, Министр обороны Российской Федерации, генерал армии
лище разработаны: учебный план, программы учебных дисциплин специализаций «Арктическая подготовка», «Тактика арктических подразделений», «Воздушно-десантная подготовка», «Морская десантная подготовка» и программ практик: арктическая, воздушно-десантная, горнолыжная, а также войсковая стажировка. При разработке программ специализаций коллектив училища широко применяет накопленный опыт войсковых учений, боевых действий в Арктике.
Система подготовки выпускников по специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)» предполагает усвоение курсантами на первом и втором курсах знаний, формирование навыков, умений и компетенций по дисциплинам основной специальности, а начиная с 3-го семестра -изучение дисциплин специализации.
Особое место в реализации квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников с полной военно-специальной подготовкой по формированию заданных компетенций принадлежит специализиро-
№
III
ванным практикам и стажировке, содержание которых обеспечивает подготовку выпускника по специализации.
Их содержание было разработано в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего профессионального образования, формируемым новым обликом Сухопутных войск, изменениями в организационно-штатной структуре и основах применения воинских частей и соединений при ведении боевых действий, что, несомненно, является ключевым условием, обеспечивающим формирование у курсантов необходимых компетенций и профессионально важных качеств в соответствии с должностным предназначением.
При реализации задач обучения в училище учитываются указания вышестоящего руководства, накопленный опыт, рекомендации педагогической науки, анализируется ход образовательного процесса, своевременно
Фото 1. География мест проведения практик и стажировок
устраняются возникающие противоречия.
Места проведения практик и стажировок курсантов по военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)» имеют обширную географию и соответствуют климатическим условиям региона будущей службы выпускников (см. фото 1).
Практики организуются и проводятся с целью закрепления у обучаемых теоретических знаний, выработки
ПРАКТИКИ (СТАЖИРОВКИ)
Учебная практика
Производственная практика
Задачи
Направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков
Направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Эксплуатационная практика Военно-профессиональная практика Воздушно-десантная практика
Арктическая практика
Горнолыжная практика
Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы
Реализация квалификационных требований
Схема 1. Система практик подготовки специалиста для арктических подразделений
умений, а также формирования навыков и компетенций, необходимых в предстоящей служебной деятельности. Для реализации требований ФГОС в училище создана система различных видов практик (см. схему 1).
Воздушно-десантная практика организуется и проводится в целях закрепления, систематизации углубленных теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также совершенствования, закрепления и развития практических умений и навыков в подготовке людских десантных парашютов к десантированию, получения предпрыжковой подготовки, практического выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом с оружием и без него (см. фото 2).
Способ проведения практики - выездная, дискретно, на базе воинских частей морской пехоты Военно-Морского Флота или частей Воздушно-десантных войск.
Арктическая практика осуществляется во взаимосвязи с обучением по учебным дисциплинам: «Морская десантная подготовка», «Тактика арктических подразделений», «Бронетанковое вооружение и техника».
Фото 2. Курсанты арктического взвода на воздушно-десантной практике
Фото 3. Обучение различным способам передвижения в условиях Заполярья
Целью арктической практики является закрепление теоретических знаний, полученных в училище при изучении тактических (тактико-специальных) и военно-технических дисциплин, и формирование (закрепление, развитие) практических умений и навыков с учетом должностного предназначения обучающихся (см. фото 3).
Форма проведения - выполнение обязанностей командира подразделения по организации, управлению и всестороннему обеспечению действий подчиненных подразделений в различных условиях обстановки, проведение занятий по предметам боевой подготовки, согласно программы боевой подготовки подразделений Сухопутных войск в условиях низких температур и полярной ночи. Арктическая практика должна обеспечить необходимую практическую подготовку обучающихся в выполнении обязанностей по должностному предназначению.
Горнолыжная практика отрабатывается в тесном взаимодействии с дисциплиной «Арктическая подготовка».
Она организуется и проводится в полевых условиях в целях углубления и закрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин специализации, и приобретения (формиро-
вания, закрепления, развития) практических умений и навыков в уверенном передвижении по пересеченной местности и преодолении естественных препятствий в любой обстановке (см. фото 4), в транспортировке грузов и пострадавших на различном рельефе с помощью штатных и подручных средств, в совер-
шении походов на лыжах и снегоступах с организацией бивуака лично и в составе подразделения, с использованием специального снаряжения и имущества (см. фото 5).
Занятия проводятся под руководством преподавателя, инструкторов по горной подготовке, альпинизму и горнолыжному спорту.
Фото 4. Обучение передвижению в горной местности различными способами
,-Г~НГГД
<★¿111 ллпшск
Iii
Фото 5. Организация бивуака в составе подразделения
Главным результатом этих занятий должно стать приобретение практических умений и навыков в перемещении по различному горному рельефу и обеспечению безопасности движения в условиях Крайнего Севера.
Практические занятия по изучению техники преодоления горных склонов на лыжах проводятся на снежных склонах и подготовленных горнолыжных трассах, участках, обеспечивающих безопасность обучаемого личного состава.
Результатом этих занятий должно стать получение курсантами практических умений и навыков в преодолении горных препятствий различной сложности.
Форма проведения практики: передвижение по пересеченной местности, подготовленным и неподготовленным склонам, преодоление естественных препятствий в пешем порядке и на лыжах, при самостоятельных действиях и в составе подразделения.
Способ проведения практики - выездная, непрерывная, на базе специализированных учебных центров военно-спортивной подготовки Министерства обороны Российской Федерации.
Войсковая стажировка является основным видом практики обучающихся. Она организуется и прово-
дится на завершающем этапе обучения, с целью приобретения выпускниками опыта в исполнении служебных обязанностей по должностному предназначению на первичной офицерской должности.
Форма проведения практики: исполнение должностных обязанностей на первичных офицерских должностях.
Способ проведения практики - выездная, непрерывно, на базе воинских частей Сухопутных войск и Береговых войск ВМФ Арктического региона в период проведения занятий по-боевому слаживанию подразделений.
Следует отметить, что все практики и стажировки позволяют добиться взаимодействия между наукой и практикой, вузом и войсками, а также обеспечивают формирование профессионально-специализированных компетенций, формируемых у курсантов в процессе обучения в училище.
Сегодня все усилия коллектива училища направлены на дальнейшее повышение качества подготовки обучаемых по образовательным программам, реализуемым в училище, с использованием новых технологий, знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности по формированию профессиональной ком-
петентности будущих военных специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2013.
2. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к ФГОС ВО) по специальности 56.05.04, по специализации № 5 «Применение специальных подразделений», утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 года № 97-дсп, военной специализации «Применение мотострелковых подразделений (арктических)».
3. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Народное образование, 2003. № 5.
4. Берму с А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании/ Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. eidos.ru/yourmal/2005/0910-12. htm.
5. Электронная энциклопедия Википедиа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/.