Научная статья на тему 'Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров ВДВ'

Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров ВДВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCY / MILITARY EDUCATION / PROJECT-BASED METHOD / ELECTRONIC RESOURCE / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёв Сергей Викторович, Иванова Дарья Сергеевна

Проанализированы современные возможности формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров воздушно-десантных войск. Рассматриваются возможности метода проектов, реализация практико-ориентированных и личностно ориентированных методик обучения, использование современных средств информационных технологий. Рассматриваются методические особенности реализации данных подходов на примере учебной дисциплины «Учебная практика по работе на средствах связи» для специальности 11.2.9 «Многоканальные телекоммуникационные системы», что включает в себя разработку интегрированных проектов курсантами по дисциплинам профессионального цикла, создание и использование электронных образовательных ресурсов по учебным дисциплинам работы на средствах связи, контрольно-измерительных материалов, методику статистической оценки уровня сформированности военно-профессиональных компетенций офицеров ВДВ. Военно-профессиональная компетентность рассматривается как интегративное качество личности, позволяющее будущему офицеру освоить и эффективно использовать инновационные управленческие, военно-технические, военно-педагогические технологии в своей профессиональной деятельности в мирное время и в экстремальных условиях современного боя. Эффективность предложенного подхода доказана средствами математической статистики, с достаточным уровнем значимости сделаны выводы о правильности выбранных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёв Сергей Викторович, Иванова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE OFFICERS' MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCIES

This article examines the current capabilities for the development of military professional competencies of future Airborne Forces officers. We consider the potential of the project-based method, the implementation of practice-oriented and personality-oriented teaching methods, the use of modern information technology tools. We also discuss the methodological features of the implementation of these approaches on the example of the academic discipline «Practical training in communications» for the specialty 11.02.09 «Multichannel telecommunication systems». These features include the development of integrated projects by students in the professional cycle disciplines, elaboration and use of electronic educational resources for academic disciplines related to operation of communication equipment, assessment materials, statistical methods for assessing the level of development of Airborne Forces officers' military-professional competencies. Militaryprofessional competence is an integrative quality of a personality, allowing a future officer to master and effectively use innovative managerial, military-technical, military-pedagogical technologies in his professional activities in peacetime and in the extreme conditions of modern combat. The effectiveness of the proposed approach has been proved by means of mathematical statistics; conclusions have been drawn, with a sufficient level of significance, about the correctness of the chosen premises. Improvements have been observed in the following aspects of trainees' preparation: information culture, practical and methodological skills, abilities; successful self-presentation and knowledge extraction, setting and solving problem tasks; readiness to carry out experimental research activities.

Текст научной работы на тему «Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров ВДВ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 3 (55), с. 175-182

УДК 378.6

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВДВ

© 2019 г. С.В. Киселёв, Д.С. Иванова

Киселёв Сергей Викторович, преподаватель кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова

srvkiselev@yandex. ru

Иванова Дарья Сергеевна, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина

d.ivanova@3 65. rsu. edu.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2019 Статья принята к публикации 22.07.2019

Проанализированы современные возможности формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров воздушно-десантных войск. Рассматриваются возможности метода проектов, реализация практико-ориентированных и личностно ориентированных методик обучения, использование современных средств информационных технологий. Рассматриваются методические особенности реализации данных подходов на примере учебной дисциплины «Учебная практика по работе на средствах связи» для специальности 11.02.09 «Многоканальные телекоммуникационные системы», что включает в себя разработку интегрированных проектов курсантами по дисциплинам профессионального цикла, создание и использование электронных образовательных ресурсов по учебным дисциплинам работы на средствах связи, контрольно-измерительных материалов, методику статистической оценки уровня сформированности военно-профессиональных компетенций офицеров ВДВ. Военно-профессиональная компетентность рассматривается как интегративное качество личности, позволяющее будущему офицеру освоить и эффективно использовать инновационные управленческие, военно-технические, военно-педагогические технологии в своей профессиональной деятельности в мирное время и в экстремальных условиях современного боя. Эффективность предложенного подхода доказана средствами математической статистики, с достаточным уровнем значимости сделаны выводы о правильности выбранных положений.

Ключевые слова: компетенция, военное образование, метод проектов, электронный ресурс, информационные технологии.

Введение

В современных условиях система образования предъявляет все более высокие требования к личности военного специалиста [1—3]. Переход на компетентностную модель актуализует вопрос выбора способов и методов обучения курсантов. Ряд научных работ посвящён этой теме. Например, теорией непрерывного профессионального образования занимаются А.П. Беляева [4], Б.С. Гершунский [5], А.М. Новиков [6], Е.С. Полат [7]; закономерностями и особенностями процесса военно-профессиональной подготовки - А.В. Барабанщиков, Б.П. Груздев [8], Г.А. Кабакович, А.Д. Михайловский, И.В. Овсянников [9], В.Д. Сапожинский [10], Г.И. Пись-менский, Л.П. Платонов [11], М.Н. Полянский [12]. Теоретические проблемы повышения качества профессиональной деятельности специалистов силовых вузов России и психолого-педагогические аспекты организации их профессиональной подготовки рассматриваются

В.Д. Зорькиным, О.А. Вагиным, Б.Я. Гаврило-вым, Л.Г. Горшенининым, В.В. Черниковым, Ю.Ф. Чуфаровской [9]. Эти научные работы составили теоретическую и практическую основу нашего исследования. Однако в настоящее время еще недостаточно разработаны целостная единая методика формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров на основе метода проектов, а также чёткая система оценивания уровня сформированности этих компетенций. Таким образом, становится актуальным вопрос о разработке методических подходов к процессу их формирования и оценки.

Основным показателем процесса образования и воспитания курсантов на сегодняшней день является комплекс формируемых компетенций. Компетенции - это умения, знания, навыки профессиональной подготовки, а также личностные способности специалистов, такие как способность к саморазвитию и самообучению, умение действовать в сложных ситуациях, мобильно реагировать на внешние условия

профессиональной деятельности. Профессионально значимыми требованиями к выпускникам военных вузов являются фундаментальность подготовки, профессиональная мобильность и самосовершенствование в условиях непрерывного развития техники и вооружения, активность личности по организации своей жизнедеятельности [3].

На данном этапе реализации требований ФГОС ВПО мы наблюдаем противоречие между необходимостью в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих не только багажом знаний, умений и навыков, но и сформированными военно-профессиональными компетенциями, и недостаточной разработанностью методик формирования этих компетенций в ходе изучения специальных дисциплин в военных вузах.

Рассмотрим структуру военно-профессиональной компетентности ФГОС ВПО. Её компоненты обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративности, социальной и личной значимости. Структура военно-профессиональных компетенций курсантов состоит из следующих компонентов:

- теоретического (в основе которого лежат знания);

- практически-результативного (в его основе -умения);

- опытно-деятельностного (где происходит формирование навыков);

- психологической готовности к применению знаний, умений и навыков в практике конкретной боевой ситуации (на его основе развиваются личностные качества).

Таким образом, можно выделить структурные элементы военно-профессиональной компетентности:

- военно-профессиональные знания;

- система профессионально важных навыков и умений;

- военно-профессиональные позиции;

- личностные качества (особенности);

- готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности.

В нашей работе мы рассматриваем особенности формирования военно-профессиональных компетенций для специальности 11.02.09 «Многоканальные телекоммуникационные системы» Рязанского высшего военного командного училища имени В.Ф. Маргелова г. Рязани.

В перечень компетенций для данной специальности входят общекультурные компетенции (такие, как ОК-1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК-2 -

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК-3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК-4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК-5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК-6 -Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК-7 - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; ОК-8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК-9 - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности); а также профессиональные - по монтажу и техническому обслуживанию кабелей связи и оконечных кабельных устройств. Компонентами технической компетентности курсантов являются глубокие технические практико-ориентированные знания; высокий уровень профессионализма; доведенные до автоматизма умения и навыки в управлении, эксплуатации и ремонте техники; быстрая профессиональная психолого-педагогическая адаптация к освоению военной техники, в том числе новой; мотивация к самообразованию, к овладению техническими знаниями и новыми технологиями ремонта техники.

Структурные элементы военно-профессиональной компетентности находятся в диалектическом взаимодействии и развитии. Профессионально компетентный военнослужащий успешно служит Отечеству, продуктивно осуществляет воинскую деятельность, повседневное общение, наращивает и реализует свой творческий потенциал, а также достигает результатов, соответствующих целям и задачам военной службы и собственным потребностям. Поэтому современная система профессиональной подготовки военных специалистов должна формировать у обучаемых целостный военно-профессиональный опыт решения разнообразных задач военной службы.

Таким образом, необходимы новые методические подходы к процессу формирования личности будущего офицера, который умеет самостоятельно ориентироваться в изменчивой социальной и войсковой реальности; обладает развитыми командирскими качествами, владеет

спецификой профессионального мышления; способен понимать сложность и многофункциональность решаемых профессиональных задач.

Профессионально-педагогический инструментарий

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних слушателей.

В развивающейся методике реализации системы компетентностого подхода используются усовершенствованные формы и методы классического образования. Пути решения могут быть различными. Одним из решений, которое мы предлагаем, является использование метода проектов, практико-ориентированного подхода и возможностей современных информационных технологий в учебной и воспитательной работе курсантов военного вуза.

Метод проектов по-прежнему актуален в современной системе образования, так как направлен на развитие личностных способностей учащихся, таких как познавательные навыки, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в информационном пространстве. Кроме того, проект всегда направлен на конкретный результат - решение той или иной задачи, что отвечает задачам компетентностно-го подхода. Проектный метод работы использует самостоятельную индивидуальную, групповую или парную деятельность. Основные подходы - проблемный и исследовательский. Стоит отметить, что метод проектов в последнее время в основном применяется при изучении только некоторых разделов учебных дисциплин. Мы рассматриваем его как ведущий при изучении ряда военно-учебных дисциплин, а также в воспитательной деятельности курсантов.

Другой стороной проектного обучения является деятельность педагога. Следует учитывать индивидуальные особенности курсантов при постановке задания. Основополагающими характеристиками метода проектов выступают:

- концентрация на личностном развитии курсанта и значимой для него, профессионально ориентированной деятельности;

- индивидуальный темп работы над проектом;

- комплексность, способствующая сбалансированному развитию психических и физиологических функций;

- универсальность применения багажа знаний в различных ситуациях, помогающая глуб-

же и осознанно усвоить базовые познания и расширить их при необходимости [7].

По времени исполнения мы рассматриваем различные проекты. Минимальное время - два занятия, максимальное - один учебный год.

При реализации метода проектов следует учитывать следующие трудности:

- недостаточную разработанность методик применения метода проектов в военном образовании;

- недостаточную подготовленность преподавательского состава к применению данного метода;

- отсутствие методики включения в проектную деятельность нескольких учебных дисциплин военного вуза;

- недостаточное количество времени на самостоятельную работу курсантов в условиях интегрированного подхода к методу проектов;

- недостаточно точно разработанную систему оценивания курсантов при работе проектным методом;

- возможную неравномерность освоения учебного материала.

Реализация предложенного подхода позволяет осуществить интеграцию компетенций обучаемых. Интегративность компетенций заключается не в механическом суммировании отдельных элементов, а в органическом взаимопроникновении, приводящем к качественно новому результату, системному и целостному образованию [9]. Рассматривая интегрирование компетенций, вырабатываемых в результате применения метода проектов, следует отметить, что, помимо профессиональных компетенций, курсант получает командные и методические навыки в таких областях, как:

1) практика и особенности деловых отношений в армии;

2) основы публичной речи, способы и методы аргументации;

3) методы анализа информации;

4) грамотное использование предоставленных материально-технических ресурсов.

При этом следует учитывать следующие принципы: учебный материал должен быть наглядным; курсанты должны осознавать, какая именно учебная задача решается и как она согласована с дальнейшей профессиональной деятельностью; курсанты должны проявлять активность в познании, а не только выполнять роль субъекта обучения; материалы, которые реализуются в проектной деятельности, должны быть научными и доступными для получения и использования; учебная и научная деятельность должна быть систематичной и последовательной, несмотря на творческое решение задач; при работе с курсантами должен осуществляться индивидуальный, дифференцированный подход.

Апробацию предложенного подхода мы проводили при изучении дисциплины «Практика по работе на средствах связи». Данная дисциплина предполагает, что главное внимание на всех этапах уделяется вопросам подготовки к работе, настройке и эксплуатации средств связи с обеспечением безопасности связи, измерению параметров аппаратуры, каналов, линий связи и их регулировке, обнаружению и устранению неисправностей и соблюдению техники безопасности.

Все практические занятия по работе на технике связи проводятся с обязательным использованием стационарной и полевой техники связи, макетов, схем, таблиц, плакатов и других учебных пособий.

Теоретические занятия проводятся в начале изучения основных разделов предмета. Изучаемый на них материал дается в объеме, необходимом для уяснения принципа работы техники связи. При этом широко используются показ практических действий, демонстрация работы аппаратуры, отдельных узлов и блоков.

Практические занятия проводятся на стационарной и полевой технике связи, позволяющей в полном объеме выполнить все операции, предусмотренные учебными вопросами занятия и отрабатываемыми нормативами, при этом обучаемые большую часть времени работают самостоятельно, широко используя учебно-тренировочные карты.

В конце каждого занятия проводятся контрольный опрос и проверка выполнения одиночных нормативов с обязательным выставлением оценок.

При отработке учебных задач и нормативов занятия проводятся комплексно. Оборудуются учебные точки для отработки одиночных нормативов и учебных задач.

Направлениями реализации формирования технических компетентностей являются:

- использование практико-ориентированной модели обучения;

- автоматизация средств мониторинга учебной деятельности курсантов;

- реализация методики использования тренажерных средств.

Разработанная нами методика практико-ориентированного формирования профессиональных компетенций у курсантов военных командных вузов включает несколько этапов:

- ознакомления - получение первичного военного опыта;

- воспроизведения - приобретение начальных навыков;

- становления - формирование готовности к управлению мотострелковым взводом в бою и повседневной деятельности;

- закрепления - формирование готовности к управлению мотострелковой ротой, закрепление навыков в боевом использовании возможностей мотострелкового подразделения;

- совершенствования (полученные на предыдущих этапах знания, умения и навыки используются для ознакомления с функциональными обязанностями командира более высокого уровня).

Критериями оценки эффективности процесса сформированности профессиональных компетенций у курсантов являются:

- самостоятельная оценка полученных знаний, умений, навыков, готовность применять их в реальных условиях;

- соответствие полученных знаний, умений, навыков реально существующим нормам и правовым актам учебного процесса;

- умение использовать имеющуюся в наличии технику и средства связи;

- умение принимать самостоятельные решения в проблемных ситуациях, решать исследовательские задачи.

Помимо активного использования современных средств информационных технологий при изучении этой учебной дисциплины, мы реализуем проект создания электронных образовательных ресурсов, сопровождающих эту учебную дисциплину. Разработка ведётся совместно преподавателями кафедры и курсантами вуза.

При этом используются такие возможности информационных технологий, как интерактивность, мультимедийность, дистанционное обучение в виде учебных презентаций, учебных фильмов, учебных сайтов, систем тестирования и контроля знаний, сетевых приложений, систем моделирования, система автоматизации расчетов и построения графиков, тренажеров и симуляторов.

Разработанные на кафедре радио, радиорелейной, тропосферной, спутниковой и проводной связи РВВДКУ электронные учебники по дисциплине «Учебная практика по работе на средствах связи» структурно состоят из:

- текстовой части: текста лекций, групповых, практических занятий и контрольной работы, а также учебных задач № 24 и № 89 согласно тематическому плану, глоссария, ТТХ изучаемой техники связи, УТК по работе на аппаратуре П-327, П-330-6, П-330-24 и по отработке учебных задач № 89 и № 24, основной литературы и презентаций учебных занятий по дисциплине [13, с. 150-240];

- компьютерной части, представляющей собой совокупность оценочно-контрольного блока.

Для реализации функций оценочно-контрольного блока в ЭУ используется внешняя программа «Assistent», обращение к которой

выполняется при нажатии кнопки «Запустить Ассистент» поля «Контрольные вопросы». Она позволяет реализовать такие дидактические функции, как контрольно-оценочная, стимулирующая, обучающая, информационная, развивающая, систематизирующая.

Приложение «Электронный учебник» разработано в среде визуального программирования Borland Delphi 7. Для просмотра файлов Adobe Acrobat Reader (PDF) используется бесплатный active-x компонент, интегрированный в Acrobat Reader версии 7.0.

Минимальные системные требования показывают возможность установки данного программного продукта практически на любой персональный компьютер локальной вычислительной сети военного вуза.

Разработанный ЭУ по дисциплине «Учебная практика по работе на средствах связи» для ВУС 404 используется на всех видах учебных занятий по одноименной дисциплине с целью формирования у курсантов профессиональных компетентностей (рис. 1). Приложение «Электронный учебник» является универсальным и может быть переконфигурировано для нужд любой дисциплины.

Ход и результаты экспериментальной работы

Главной целью экспериментальной работы являлось определение условий совершенствования формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров. Эксперимент проводился в три этапа на базе РГВВДКУ с 2016 года по 2019 год. Общее число участников эксперимента на всех этапах составило 822 человека, из которых 412 обучались в экспериментальных группах, а 410 в контрольных группах. В ходе педагогического эксперимента были разработаны рабочая программа дисциплины «Практика по работе на средствах связи» и проектная методика её изучения; курс лекций, лабораторных, индивидуальных и самостоятельных работ.

Экспериментальное исследование включало в себя два направления. Первое заключалось в определении готовности курсантов экспериментальной группы к реализации проектов по созданию и использованию электронных средств образовательного назначения по специальности. Второе направление исследования проводилось в целях осуществления сравнительного анализа сформированности военно-профессиональных компетенций курсантов контрольной и экспериментальной групп.

Для получения экспериментальных данных нами были использованы методы наблюдения, беседы; анализ литературы, документов, возможностей средств ИКТ; собеседования с преподавателями и курсантами. В ходе эксперимента был проведен анализ существующих программ и содержания подготовки курсантов по дисциплинам в рамках Государственных образовательных стандартов.

Наблюдения за работой обучаемых в экспериментальных группах показали, что реализация метода проектов при подготовке будущих офицеров значительно повышает их мотивацию к изучению дисциплин как профессионального, так и естественно-математического цикла. Это обусловлено тем, что курсанты видят конечную цель процесса обучения, реальную практическую направленность проекта, взаимосвязь и интеграцию учебных предметов в вузе.

Для определения эффективности экспериментальной методики было проведено тестирование курсантов обеих групп по теме «Носимые радиостанции тактического звена управления». Курсантам предлагалось выполнить ряд заданий, численное измерение уровня обученности измерялось по шкале, баллы которой варьируется в диапазоне от 0 и до 36. Значения признака при этом группируются по некоторым классам.

Для статистической оценки полученных результатов использовалась дескриптивная (описательная) статистика по следующим статистическим характеристикам: среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, стандартная ошибка, дисперсия, минимум, макси-

мум, размах, сумма, медиана, квартили, асимметрия, эксцесс.

Данные статистической обработки результатов тестирования сведены в таблицы и статистически обработаны с помощью табличного процессора MS Excel, статистических пакетов SPSS, Stadia. Сравнение полученных выборок КГ и ЭГ по уровню знаний по теме «Носимые радиостанции тактического звена управления» с помощью критериев Мани - Уитни, Колмогорова - Смирнова и Фишера - Иетиса для двух независимых выборок показало, что уровень обученности контрольной группы (КГ) ниже уровня обученности экспериментальной группы (ЭГ). Оценка величины сдвигов в уровне обу-ченности в ЭГ и КГ после проведения эксперимента критерием Фишера - Иетиса показала, что величина положительного сдвига уровня обу-ченности в ЭГ превосходит величину положительного сдвига уровня обученности в КГ [13].

Следовательно, можно утверждать с достаточным уровнем значимости, что предложенная методика эффективно влияет на процесс формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров, что говорит о верности выбранных методов обучения.

Анализируя полученные в ходе эксперимента количественные и качественные результаты, можем сделать вывод о том, что реализация метода проектов позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдения за обучаемыми экспериментальной группы показали, что в ходе выполнения проектов, связанных с разработкой электронных ресурсов, расширяются знания курсантов в области средств связи, помимо этого снимается комплекс привязанности к конкретным версиям и решению только типовых задач, при этом растет доля самостоятельной работы обучаемых. Вследствие того что каждый обучаемый создает свой индивидуальный проект, дополнительные аппаратные и программные методы выбираются и реализуются в учебном процессе самими курсантами. Обучаемые имеют возможность использовать ресурсы сети Интернет, различные учебные базы данных, готовые профессиональные программные пакеты и т.д. Положительной стороной является и приобретение методических навыков использования различных средств информационных и коммуникационных технологий.

В результате реализации проектной методики на основе современных средств информационных технологий у курсантов наблюдалось снятие психологических барьеров и комплексов; формирование информационной культуры;

совершенствование практических и методических навыков и умений; обучение самостоятельному представлению и извлечению знаний, постановке и решению проблемных задач; формирование готовности осуществления экспериментально-исследовательской деятельности. Таким образом, реализация метода проектов способствует формированию профессиональных и общекультурных компетенций курсантов, совершенствованию подготовки будущих офицеров России.

Заключение

Анализ проблемы исследования показал, что на современном этапе становления системы военного образования метод проектов является одним из перспективных направлений в формировании военно-профессиональных компетенций будущих офицеров, так как, с одной стороны, предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Однако методические особенности реализации этого метода в военных вузах недостаточно разработаны и не имеют чёткой структуры.

При рассмотрении особенностей подготовки офицера воздушно-десантных войск следует учитывать, что военно-профессиональная компетентность - это интегративное качество личности, позволяющее освоить и эффективно использовать инновационные управленческие, военно-технические, военно-педагогические технологии в своей профессиональной деятельности в мирное время и в экстремальных условиях современного боя. Следовательно, реализация метода проектов данном случае будет направлена на:

- самостоятельную оценку полученных знаний, умений, навыков, готовность применять их в реальных условиях;

- соответствие полученных знаний, умений, навыков реально существующим нормам и правовым актам учебного процесса;

- умение использовать имеющуюся в наличии технику и средства связи;

- умение принимать самостоятельные решения в проблемных ситуациях, решать исследовательские задачи.

Практико-ориентированнный подход к обучению будущих офицеров ВДВ на основе современных информационных технологий является достаточно новым и неразработанным направлением. Такой подход предполагает

освоение образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование военно-профессиональных компетенций за счет выполнения курсантами реальных практических задач. Кроме того, будущие офицеры выступают как активные участники образовательного процесса, повышают общую информационную культуру, необходимую в быстро меняющихся условиях современной реальности.

На данном этапе разработаны, апробированы и активно используются в учебном процессе РВВДКУ рабочая программа учебной дисциплины «Учебная практика по работе на средствах связи» для специальности 11.02.09 «Многоканальные телекоммуникационные системы», практико-ориентированная методика изучения этой дисциплины, программа интегрированных проектных разработок курсантов по дисциплинам профессионального цикла, электронные образовательные ресурсы по учебным дисциплинам работы на средствах связи и методика их реализации в учебном процессе, контрольно-измерительные материалы, методика статистической оценки уровня сформированности военно-профессиональных компетенций офицеров ВДВ.

В результате экспериментальной работы по определению эффективности предложенных подходов к обучению офицеров ВДВ с достаточным уровнем значимости сделаны выводы о правильности выбранных положений. У обучаемых наблюдалось совершенствование информационной культуры, практических и методических навыков, умений; успешное самостоятельное представление и извлечение знаний, постановка и решение проблемных задач; формирование готовности к осуществлению экспериментально-исследовательской деятельности. Таким образом, предложенный подход может быть рекомендован при изучении дисциплин военно-профессионального цикла в военном вузе. Дальнейшее направление исследования связано с совершенствованием методики воспитательной работы курсантов на основе метода проектов и использованием средств современных информационных технологий, что будет способствовать формированию компетенций будущего офицера.

Список литературы

1. Приказ Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 15 сентября 2014 г. № 670. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_ 170951/

2. Указ Президента Российской Федерации «О Военной доктрине Российской Федерации» от 25.12.2014 № Пр-2976. URL: http://base.garant.ru/70830556/

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.

5. Блохин Д.Ю. Использование ИКТ при организации самостоятельной работы в военном вузе // Тематический научно-технический сборник. Серпухов: СВИ РВ, 2010. С. 155-158.

6. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2016. 112 с.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.

8. Гузеев В.В., Новожилова Н.В., Рафаева А.В. и др. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. 2007. № 7. С. 105-114.

9. Овсянников И.В. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военных командных вузов: Дис. ... к.п.н. М.: Воен. ун-т, 2011. 253 с.

10. Глебов В.А. Сущность профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.

11. Тимошин И.В., Поляков А.В., Вежлев О.В. и др. Многоканальные системы передачи. Ч. 2. Аппаратура МКСП с ЧРК: Учеб. пособие. Рязань: РВВКУС, 2007. 236 с.

12. Крук Б.И., Попантонопуло В.Н., Шувалов В.П. Телекоммуникационные системы и сети: Учеб. пособие. В 3 т. Т. 1. Современные технологии / Под ред. В.П. Шувалова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Горячая линия - Телеком, 2005. 647 с.

13. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2003. 479 с.

DEVELOPMENT OF FUTURE OFFICERS' MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCIES

S. V. Kiselev1 D.S. Ivanova2

'Ryazan Higher Airborne Forces School named after General of the Army V.F. Margelov 2Ryazan State University named after S.A. Yesenin

This article examines the current capabilities for the development of military professional competencies of future Airborne Forces officers. We consider the potential of the project-based method, the implementation of practice-oriented and personality-oriented teaching methods, the use of modern information technology tools. We also discuss the methodological features of the implementation of these approaches on the example of the academic discipline «Practical training in com-

munications» for the specialty 11.02.09 «Multichannel telecommunication systems». These features include the development of integrated projects by students in the professional cycle disciplines, elaboration and use of electronic educational resources for academic disciplines related to operation of communication equipment, assessment materials, statistical methods for assessing the level of development of Airborne Forces officers' military-professional competencies. Militaryprofessional competence is an integrative quality of a personality, allowing a future officer to master and effectively use innovative managerial, military-technical, military-pedagogical technologies in his professional activities in peacetime and in the extreme conditions of modern combat. The effectiveness of the proposed approach has been proved by means of mathematical statistics; conclusions have been drawn, with a sufficient level of significance, about the correctness of the chosen premises. Improvements have been observed in the following aspects of trainees' preparation: information culture, practical and methodological skills, abilities; successful self-presentation and knowledge extraction, setting and solving problem tasks; readiness to carry out experimental research activities.

Keywords: competency, military education, project-based method, electronic resource, information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.