Научная статья на тему 'Об эффективности концентрированного обучения курсантов военного вуза'

Об эффективности концентрированного обучения курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ORGANIZATION OF EDUCATION PROVES / EDUCATIONAL EXPERIMENT / CONCENTRATED TRAINING / EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Елена Константиновна, Вершинин Алексей Аркадьевич

Организация процесса обучения в военных вузах сопровождается наличием некоторых проблем, решение которых требует внедрения новых педагогических технологий. В статье рассмотрены вопросы реализации технологии концентрированного обучения специальным дисциплинам в военном вузе. Концентрированное обучение предполагает организацию непрерывного изучения одной учебной дисциплины в течение нескольких учебных дней или недель. Приведены результаты проведенного педагогического эксперимента по применению концентрированного обучения курсантов военного вуза специальным дисциплинам. Результаты представлены в виде совокупности знаний и умений, которые являются компонентами профессиональных компетенций. Замер результатов произведен как сразу после окончания процесса изучения курсантами соответствующей дисциплины, так и через полгода с целью определения «остаточных» знаний. Представленные результаты позволили сделать вывод о возможности использования концентрированного обучения как эффективного средства формирования профессиональных компетенций будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFECTIVENESS OF CONCENTRATED EDUCATION IN TEACHING CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

An organisation of an education in military universities encounters some practical difficulties that can be resolved by introducing modern pedagogical technologies. This paper analyses realisational aspects of concentrated education technology while teaching specialised disciplines in a military university. Concentrated education implies a continuous study of a single discipline during several working days or weeks. The results of the performed pedagogical experiment on the introduction of the concentrated education in teaching special disciplines to cadets of a military university are presented in this paper. The results are presented in the form of set of knowledge and skills, which act as components of professional competences. The readings of the results have been performed both immediately after finishing the course, and also half a year later, in order to analyse the level of “residual” knowledge. Based on the results presented in the paper, a conclusion has been made on a potential use of concentrated education as an effective tool in forming professional competences of future officers.

Текст научной работы на тему «Об эффективности концентрированного обучения курсантов военного вуза»

УДК 378.14.015.62

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Гитман Е. К., Вершинин А.А.

Организация процесса обучения в военных вузах сопровождается наличием некоторых проблем, решение которых требует внедрения новых педагогических технологий. В статье рассмотрены вопросы реализации технологии концентрированного обучения специальным дисциплинам в военном вузе. Концентрированное обучение предполагает организацию непрерывного изучения одной учебной дисциплины в течение нескольких учебных дней или недель. Приведены результаты проведенного педагогического эксперимента по применению концентрированного обучения курсантов военного вуза специальным дисциплинам. Результаты представлены в виде совокупности знаний и умений, которые являются компонентами профессиональных компетенций. Замер результатов произведен как сразу после окончания процесса изучения курсантами соответствующей дисциплины, так и через полгода с целью определения «остаточных» знаний. Представленные результаты позволили сделать вывод о возможности использования концентрированного обучения как эффективного средства формирования профессиональных компетенций будущих офицеров.

Ключевые слова: организация процесса обучения, педагогический

эксперимент, концентрированное обучение, эффективность обучения.

ON THE EFFECTIVENESS OF CONCENTRATED EDUCATION IN TEACHING CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Gitman Y.K., Vershinin A.A.

An organisation of an education in military universities encounters some practical difficulties that can be resolved by introducing modern pedagogical technologies. This paper analyses realisational aspects of concentrated education technology while teaching specialised disciplines in a military university. Concentrated education implies a continuous study of a single discipline during several working days or weeks. The results of the performed pedagogical experiment on the introduction of the concentrated education in teaching special disciplines to cadets of a military university are presented in this paper. The results are presented in the form of set of knowledge and skills, which act as components of professional competences. The readings of the results have been performed both immediately after finishing the course, and also half a year later, in order to analyse the level of “residual” knowledge. Based on the results presented in the paper, a conclusion has been made on a potential use of concentrated education as an effective tool in forming professional competences of future officers.

Keywords: organization of education proves, educational experiment,

concentrated training, effectiveness of education.

В процессе модернизации российского образования меняется и подход к профессиональному образованию в военных вузах, основной целью которого является подготовка высококвалифицированного военного специалиста, способного эффективно выполнять свои должностные обязанности, ориентирующегося в смежных специальностях, компетентного и готового к постоянному профессиональному самосовершенствованию. При этом особое

внимание при обучении курсантов необходимо уделять их подготовке по специальности, которая формирует их как будущих военных специалистов.

Переход военных вузов на новые федеральные государственные стандарты выявили ряд проблем, одной из которых является увеличение количества передаваемой информации на единицу времени при уменьшении времени на изучение определенного объема информации. Особенностью военных вузов является то, что в военном вузе курсанты наряду с военной специальностью должны получить еще и соответствующую гражданскую [2]. Т.е. проблема недостаточности учебного времени стоит достаточно остро. С целью решения данной проблемы мы считаем возможным в применении в процессе подготовки военных специалистов новых образовательных технологий, которые позволили бы расширить объемы знаний, усваиваемых курсантами, без увеличения времени, отводимого на их освоение.

Одной из таких образовательных технологий может стать метод погружения или концентрированное обучение.

Концентрированным обучением или методом погружения называют такую технологию организации учебного процесса, которая позволяет сосредоточить внимание преподавателя и курсанта на глубоком непрерывном изучении одного предмета в течение одного или нескольких учебных дней или недель [3].

Установлено [1], что концентрированное обучение курсантов военного вуза специальным дисциплинам имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой организации процесса обучения, а именно:

- устраняется многопредметность в течение учебного дня;

- концентрация обучения позволяет курсанту полнее сосредоточиться на изучении отдельной дисциплины;

- улучшаются условия для реализации межпредметных связей;

- создаются благоприятные условия для вовлечения курсантов в разнообразные формы и виды учебной деятельности;

- концентрация обучения дает возможность экономии учебного времени.

Применение концентрированного обучения в процессе подготовки курсантов военного вуза требует пересмотра содержания специальных дисциплин и, соответственно, внесения некоторых изменений как в содержание дисциплин, так и непосредственно в содержание занятия. При этом следует руководствоваться принципом сжатия учебного материала в укрупненные содержательные единицы, а также теорией модульного обучения [4]. На основании этих принципов была разработана новая учебная программа специальной дисциплины «Управление службой артиллерийского вооружения», которая позволяет применять концентрированное обучение курсантов военного вуза.

В Пермском институте ВВ МВД РФ был проведен педагогический эксперимент по определению эффективности концентрированного обучения курсантов специальным учебным дисциплинам. В эксперименте участвовало более ста курсантов. В процессе контроля курсантам предлагались тесты в целях определения уровня сформированности профессиональных знаний и система заданий для определения у них соответствующих навыков и умений, т.е. - готовности к выполнению практических профессиональных действий.

На начальном этапе педагогического эксперимента был проведен входной контроль составляющих профессиональных компетенции курсантов учебных групп, участвующих в эксперименте. Результаты проведенных замеров показали, что уровень сформированности составляющих профессиональной компетенций у курсантов оказался достаточно низкий, что видно из гистограммы 1.

Гистограмма 1

Результаты входного контроля показывают, что:

- ни одна из выделенных групп не показала «высокий» уровень сформированности профессиональных компетенций;

- «средний» уровень сформированности профессиональных знаний показали 19% обучаемых в экспериментальной группе и 22% в контрольной, а уровень сформированности профессиональных навыков и умений

соответственно 4% и 16%;

- «низкий» уровень сформированности профессиональных знаний показали 73% курсантов экспериментальной группы и 59 % контрольной, а уровень сформированности профессиональных навыков и умений

соответственно 65% и 65%;

- «недостаточный» уровень сформированности профессиональных знаний

показали 8% курсантов экспериментальной группы и 4% контрольной, а уровень сформированности профессиональных навыков и умений

соответственно 31% и 19%.

Далее в экспериментальных группах было реализовано концентрированное обучение специальной дисциплине «Управление службой артиллерийского вооружения», в то время как контрольная группа обучалась традиционным образом.

По окончанию процесса обучения во всех группах была проведена итоговая проверка профессиональных знаний и умений курсантов. Результаты, представленные на гистограмме 2, показали прирост уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, при этом степень прироста в экспериментальных группах выше, чем в контрольных.

Гистограмма 2

Результаты эксперимента показали, что в экспериментальной группе «высокий» уровень сформированности профессиональных знаний вырос на 46%, «средний» уровень на 19%, а уровни сформированности профессиональных знаний «низкий» и «недостаточный» снизились соответственно на 57% и 8%. Для сравнения - в контрольной группе «высокий» уровень сформированности профессиональных знаний вырос на 22%, «средний» на 4%, «низкий» снизился на 11%, а «недостаточный» уровень остался на прежних значениях. Замеры профессиональных навыков и умений

показали следующее: в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой «высокий» уровень вырос на 27% (в контрольной вырос на 4%), средний на 38% (в контрольной группе вырос на 4%), «низкий» снизился на 42% (в контрольной группе снизился на 2%), а «недостаточный» на 24% (в контрольной группе снижение на 10%).

На следующем этапе эксперимента проводился контроль «остаточных» знаний и умений у курсантов экспериментальной и контрольной групп. Проверка осуществлялась через полгода после того, как закончилось изучение соответствующего материала. Анализ полученных данных показал, что и по прошествии времени, при наличии в целом небольшого снижения результатов, уровень сформированных в ходе эксперимента профессиональных компетенций в экспериментальных группах остаётся более высоким, чем в контрольных. Это в полной мере подтверждает, что концентрированное обучение специальным дисциплинам курсантов военного вуза является эффективным средством формирования у будущих офицеров профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Гитман Е.К., Вершинин. А.А. Организация процесса концентрированного обучения специальным дисциплинам в военном вузе // Педагогическое образование и наука. 2011. №9. С. 79-82.

2. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Матушкин Н.Н. Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 39-46.

3. Ибрагимов, Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. Самара, 1994. 227с.

4. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989. 68 с.

References

1. Gitman Y.K., Vershinin A.A. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science], no. 9 (2011): 79-82

2. Gitman M.B., Gitman Y.K., Matushkin N.N. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], no. 3 (2009): 39-46.

3. Ibragimov G.I. Formi organizatsii obucheniia v pedagogike I shkole [Forms of the organization of training in pedagogics and school]. Samara, 1994. 227 p.

4. Yutsavichene P.A. Osnovi modulnogo obucheniia [Bases of modular training]. Vilnius, 1989. 68 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Г итман Елена Константиновна, профессор

Пермский военный институт внутренних войск МВД России ул. Гремячий лог, д.1, г. Пермь, 614108, Россия mygitman@gmail. com

Вершинин Алексей Аркадьевич, преподаватель

Пермский военный институт внутренних войск МВД России ул. Гремячий лог, д.1, г. Пермь, 614108, Россия versh-aleksei2@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Gitman Yelena Konstantinivna, Professor, Dr. of Pedagogical Sc.

Perm Military Institute of Interior Ministry troops of Russia 1, Gremiachii log, Perm, 614108, Russia mygitman@gmail. com Vershinin Aleksey Arkadievich, Lecturer

Perm Military Institute of Interior Ministry troops of Russia 1, Gremiachii log, Perm, 614108, Russia

versh-aleksei2@yandex. т Рецензент:

Косолапова Л. А., заведующая кафедрой педагогики, профессор, доктор педагогических наук, доцент (Пермский государственный педагогический университет)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.