Научная статья на тему 'Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования'

Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / педагогические технологии / концентрированное обучение / интенсификация обучения / итерактивные методы обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Е. К.

В статье рассмотрены вопросы актуальности проблемы внедрения современных педагогических технологий в процесс обучения курсантов военных учебных заведений внутренних войск МВД России. В качестве одной из технологий, адекватных сегодняшнему социальному заказу высшей военной профессиональной школы, предложено концентрированное обучение, которое способствует более эффективному формированию у курсантов профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования»

УДК 355.233/.237

КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Е. К. Г итман

Пермский военный институт внутренних войск МВД России Россия, 614108 г. Пермь, ул. Гремячий лог, 1.

Тел.: +7 (342) 239 15 99.

E-mail: gitman@pspu.ru

В статье рассмотрены вопросы актуальности проблемы внедрения современных педагогических технологий в процесс обучения курсантов военных учебных заведений внутренних войск МВД России. В качестве одной из технологий, адекватных сегодняшнему социальному заказу высшей военной профессиональной школы, предложено концентрированное обучение, которое способствует более эффективному формированию у курсантов профессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетентность, педагогические технологии, концентрированное обучение, интенсификация обучения, итерактивные методы обучения.

В настоящее время, характеризующееся созданием принципиально новых технологий, коренным образом меняется содержание труда военного специалиста. К нему предъявляются большие требования в отношении знаний, умений, опыта, свойств личности. Новый тип квалификации будущих офицеров характеризуется повышением компетентности, усилением творческого момента в их профессиональной деятельности. Предъявляются повышенные требования и к профессиональной мобильности офицеров, которые должны постоянно повышать квалификацию, совершенствовать и при необходимости изменять свои знания и навыки вплоть до полной смены сферы деятельности. В содержании труда возрастает доля расчетноаналитических функций, функций контроля. Это требует от выпускников военных вузов не только более прочных теоретических общеобразовательных, общетехнических и специальных знаний, но и более гибкого творческого мышления. Соответственно резко возрастают требования к специальной подготовке курсантов в рамках профессионального образования.

Профессиональное образование рассматривается как фактор экономического роста. При этом в основу военного профессионального образования должен быть заложен принцип опережающей подготовки, одним из направлений реализации которого может стать интенсификация процесса обучения теоретическим основам профессии как следствие внедрения концентрированного обучения. Отказ от жесткой централизации и повсеместно единообразной системы организации профессионального обучения, обусловленный принципом демократизма, позволяет учебным заведениям модернизировать процесс обучения, а следовательно - внедрять концентрированное обучение как вариант, альтернативный традиционной системе организации учебного процесса, позволяющий преодолеть некоторые слабости традиционной системы обучения.

Для удовлетворения потребности курсанта в получении определенного профессионального образования необходимо, чтобы у него сформировался соответствующий набор динамических стереотипов профессиональной деятельности, для чего

вуз должен создать необходимые условия. Одним из путей повышения эффективности профессионального обучения может стать организация концентрированного обучения теоретическим основам профессиональной деятельности. Это предполагает определенные изменения дидактического и организационного компонентов процесса обучения, которые должны быть учтены при проектировании содержания и методики обучения соответствующим дисциплинам [1]. При проектировании содержательных и процессуальных особенностей концентрированного обучения необходимо руководствоваться требованиями принципов научности, политехнизма, единства и взаимосвязи политехнического и специального профессионального образования, проблемности, систематичности и доступности, межпредметных связей и профессиональной мобильности, а также принципа концентрации учебного материала во времени и принципа учета таких психофизиологических особенностей личности, как память, работоспособность и т. п.

В педагогической теории и практике существуют различные формы реализации концентрированного обучения, называемого традиционно методом погружения, которые в зависимости от числа одновременно изучаемых дисциплин предложено сгруппировать в три группы и соответственно рассматривать три модели организации концентрированного обучения [2].

Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени (от нескольких дней до нескольких недель) одной-единственной учебной дисциплины. Продолжительность «погружения» в изучение соответствующей дисциплины зависит от особенностей содержания и логики усвоения его курсантами, времени, отводимого учебным планом на изучение этой дисциплины, длительности учебного занятия (как правило,- шесть академических часов) и некоторых других факторов, в частности, необходимостью согласования последовательности изучения предметов. Концентрическое погружение как подвид первой модели регламентирует неоднократное (до четырех раз) в течение года изучение годового объема материала соответствующей дис-

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4

1331

циплины, но каждый раз на новом уровне с более глубоким проникновением в сущность изучаемых тем. При этом обращение к одному и тому же материалу в рамках одного учебного дня осуществляется неоднократно, содержание прорабатывается в разных формах деятельности. Каждое «погружение» продолжается в течение одной четверти годового объема времени, отведенного учебными планами на изучение данной дисциплины. Концентрическое погружение предпочтительно использовать для изучения содержания с четко выраженными причинно-следственными связями. Содержание специальных профессиональных дисциплин представляет собой, как правило, синтез научнотехнических знаний из различных наук (фундаментальных, прикладных, экономических и т. п.), а также специфических знаний и умений. В связи с этим изучение подобных дисциплин методом концентрического погружения представляется затруднительным. Для этой цели предлагается другой подвид первой модели - линейное погружение. Основная идея линейного погружения в отличие от концентрического заключается в однократном в течение года (или всего курса обучения) изучении одного материала. При этом принцип концентрации сохраняется, т. е. длительность учебных занятий составляет, как правило, шесть часов, число параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели и более длительного промежутка времени сокращается. Так же, как и при реализации концентрического погружения, обращение к одному и тому же материалу в рамках одного учебного дня осуществляется неоднократно.

Обучение специальным профессиональным дисциплинам можно организовать также по второй модели, которая предполагает укрупнение содержания только внутри одной организационной единицы -учебного дня. Количество изучаемых в течение дня дисциплин сокращается (по сравнению с традиционным обучением) до двух, длительность учебного занятия возрастает до трех-четырех академических часов.

Третья модель предполагает концентрированное параллельное изучение трех-четырех дисциплин, образующих своеобразный модуль. Это могут быть гуманитарный, естественнонаучный, математический, общепрофессиональный, специальный и т. п. модули. Продолжительность изучения модуля может составлять 4-5 недель и определяться спецификой объединенных в него дисциплин. Учебное расписание в ходе реализации третьей модели концентрированного обучения имеет традиционный вид -три или четыре занятия по два академических часа.

Выбор модели и варианта реализации модели при обучении теоретическим основам профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в т. ч. от готовности преподавателей к возможности использовать концентрированное обучение.

Комплекс работ по планированию и организации процесса концентрированного обучения состо-

ит из ряда операций по организации изучения всего курса, раздела и темы учебного занятия и включает в себя определение целей и задач, проектирование содержания, определение модели погружения и способа ее реализации, а также разработку методики изучения соответствующей дозы учебного материала.

Суть дидактического проектирования содержания учебной дисциплины в условиях включения концентрированного обучения в учебный процесс может быть представлена следующим образом:

• отбор материала в содержание курса учебной дисциплины следует производить с учетом интеграции разнородных знаний, дающей возможность комплексного, многостороннего рассмотрения сферы профессиональной деятельности;

• структура содержания курса может быть представлена в виде совокупности «узлов» и последовательности их прохождения; при этом узел определяется как ячейка содержания, представляющая укрупненную, разнородную, логически связанную информацию об объекте изучения и предполагаемую для изучения на одном учебном занятии;

• при определении содержательной структуры учебного занятия, проводимого в режиме «погружения», следует внутри узла выделить политехническое «ядро», представляющее научную основу конструирования, функционирования и эксплуатации изучаемого объекта, и прикладные элементы в виде конкретных сведений об этом объекте;

• изучение соответствующего объекта следует строить на основе выделения и реализации базисных связей его системных характеристик.

Методическое построение длительных учебных занятий обеспечивается таким сочетанием форм, методов, средств обучения, которое позволяет наиболее полно реализовывать интерактивность в обучении и при этом учитывать особенности физической и умственной работоспособности курсантов в течение дня, снижать уровень утомляемости и т.п. Важно подчеркнуть, что во избежание утомляемости в течение дня содержание занятия должно прорабатываться в разных формах учебной деятельности. Деятельность курсантов приобретает активный характер благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений. Введение концентрированного обучения не только делает занятия с использованием современных методов обучения более эффективными, но и расширяет их «номенклатуру». Среди интерактивных методов могут быть использованы игры, диспуты, групповые дискуссии, мозговые атаки, проекты, «круглые столы», мини-конференции и т. п.

Исследования показали [1], что в ходе занятия, проводимого в режиме погружения, возможна существенная экономия времени по сравнению с изучением аналогичной дозы материала на обычных занятиях. Это позволяет либо сократить число

учебных часов без сокращения объема программы, либо решить больший круг педагогических задач без сокращения общего количества учебных часов соответствующей дисциплины.

С целью обеспечения эффективности концентрированного обучения необходимо разработать учебнометодическое обеспечение, включающее в себя:

• рабочую программу дисциплины и соответствующий календарно-тематический план;

• методические рекомендации для преподавателей, работающих в условиях концентрированного обучения;

• контрольно-измерительный инструментарий, включающий систему заданий для промежуточного и итогового контроля.

Обобщая сказанное, следует отметить, что в качестве одной из технологий, адекватных

сегодняшнему социальному заказу высшей военной профессиональной школы и обеспечивающих интенсификацию образования, можно назвать концентрированное обучение, которое способствует активизации учебной деятельности курсантов и глубокому и прочному усвоению ими учебного материала. Устранение многопредметности, разнообразие учебной деятельности и установка на длительное в условиях концентрированного обучения взаимодействие обеспечивают условия для более успешного формирования у курсантов профессиональных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гитман Е. К. Метод погружения в профессиональном образовании. Пермь, 2000. 121 с.

2. Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе. Самара, 1994. 227 с.

Поступила в редакцию 09.06.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.