Научная статья на тему 'Педагогические технологии в модели дуального обучения'

Педагогические технологии в модели дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / DUAL TRAINING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TECHNOLOGY OF CONCENTRATED TRAINING / THE THEORETICAL COMPONENT OF VOCATIONAL EDUCATION / TRAINING CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюева Галина Анатольевна

В статье рассматриваются содержательные и процессуальные особенности технологии концентрированного обучения применительно к условиям дуального обучения, модели которого в инновационном режиме апробируются в практике профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюева Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN DUAL TRAINING MODEL

The article deals with features of content and process of the technology concentrated training in relation to the conditions of the dual training model in which innovation is being tested in practice of the vocational schools.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в модели дуального обучения»

УДК 377.5

Клюева Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела профессионального образования

Институт развития образования Пермского края, Пермь, Россия 614068, Пермь, Екатерининская, 210, + 7 (342) 236 80 59, e-mail: klyueva-galina@mail. ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МОДЕЛИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Galina A. Klyuyeva

PhD, Associate Professor, Head of Professional Education department

Education Development Institute of Perm region, Perm, Russia 210, Ekaterininskaya, 614000, Perm, Russia, e-mail: klyueva-galina@mail. ru

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN DUAL TRAINING MODEL

Аннотация. В статье рассматриваются содержательные и процессуальные особенности технологии концентрированного обучения применительно к условиям дуального обучения, модели которого в инновационном режиме апробируются в практике профессиональной школы.

Ключевые слова: дуальное обучение; педагогическая технология; технология концентрированного обучения; теоретическая составляющая профессионального образования; содержание обучения.

Abstract. The article deals with features of content and process of the technology concentrated training in relation to the conditions of the dual training model in which innovation is being tested in practice of the vocational schools.

Key words: dual training; educational technology; technology of concentrated training; the theoretical component of vocational education; training content.

Явление дуального обучения в профессиональной школе связано с необходимостью сближения образования и производства в решении совместных задач. В первую очередь - при подготовке высококвалифицированных кадров. Характерными чертами дуального обучения являются совместная ответственность образовательной организации и предприятия в подготовке рабочего или специалиста, синхронизация теоретического обучения и обучения на рабочем месте предприятия, интеграция деятельности преподавателя техникума или колледжа и наставника

© Клюева Г.А., 2015

на производстве. Ещё одним признаком данной модели обучения является увеличение практической составляющей профессионального образования.

При реализации ФГОС СПО рекомендованный коэффициент практикоориентированности для рабочих профессий составляет - 60-70 %, а для специальностей - 50-60 %. При расчёте данного показателя учитываются практические работы в структуре учебных дисциплин и МДК, а также учебная и производственная практика. При организации дуального обучения увеличение практической составляющей предполагает увеличение времени на организацию обучения непосредственно на рабочем месте предприятия. Следовательно, образовательные организации СПО, работающие в инновационном режиме по апробации модели дуального обучения, сталкиваются с проблемой повышения эффективности теоретического обучения в условиях сокращения его временных рамок.

Теоретическая составляющая профессионального образования является основой формирования профессиональных компетенций. Знание выступает как структурный компонент компетенции, как ориентировочная основа деятельности. Знания как фундамент практической деятельности формируют готовность будущего работника к осознанному выполнению трудовых функций, принятию верных решений и действию в изменяющихся условиях производства. Именно поэтому всегда в процессе профессионального образования акцент смещается в сторону теоретической подготовки. И поэтому в условиях новой модели обучения - дуальной - ведётся выбор педагогических технологий, которые в условиях сокращения продолжительности теоретической подготовки могли бы обеспечить создание прочной основы будущей профессиональной деятельности.

Критериями отбора для применения той или иной педагогической технологии являются: а) возможность структурировать содержание, выделяя инвариантное ядро, т.е. выделять оптимально необходимое содержание для создания ориентировочной основы практической деятельности; б) возможность использовать процессуальный аппарат педагогической технологии для обеспечения завершённого обучающего цикла в отведённый промежуток времени и достижения заданного результата.

С нашей точки зрения, достаточный ресурс для обеспечения эффективного образовательного процесса имеет технология концентрированного обучения.

Термин «концентрированное обучение» (также применялся термин «метод погружения») прочно вошёл в практику профессиональной школы в конце XX в. (Л.Е. Ефременко [4], Г.И. Ибрагимов [5], В.С. Безрукова [1], Е.К. Гитман [3] и др.). Основная идея заключается в том, что укрупнённый блок содержания, объединённый межпредметными связями, изучается в отведённый промежуток времени. В зависимости от условий организации учебного процесса могут быть использованы различные модели концентрированного обучения: концентрическое, или линейное, погружение [2], погружение в течение полного дня или частичное погружение [6]. Логика построения

учебного занятия в условиях технологии концентрированного обучения позволяет организовать работу по усвоению содержания от первоначального усвоения до практического применения и контроля. Поскольку дуальное обучение предполагает синхронизацию теории и практики методом чередования теоретического обучения и практического обучения на рабочих местах, образовательная организация и предприятие прежде всего договариваются о периоде чередования, зафиксированного графиком учебного процесса. Как показывает практика, это чередование в условиях дуального обучения может быть реализовано в режиме «3 через 3» (три дня обучение в образовательной организации, три дня - на предприятии), «6 через 6» (одна неделя в образовательной организации, неделя - на предприятии) и др. В зависимости от намеченного графика чередования можно выбрать различные единицы укрупнения, которые будут отражать степень концентрации -учебную дисциплину, учебный день или учебную неделю. В любом случае возникает потребность переструктурирования содержания теоретической подготовки, т.е. разделения содержания на смысловые блоки (дидактические единицы, модули) и выстраивание их в определённой последовательности. Последовательность будет определяться не только логикой самих учебных дисциплин, но и логикой организации обучения на рабочих местах.

Возможность проектирования содержания на основе межпредметных связей заложена в идеологию ФГОС СПО введением в его структуру междисциплинарных курсов. Причём заданные стандартом требования к результатам обучения открывают возможности для педагогов самостоятельно отбирать и структурировать содержание обучения. Поэтому структурирование содержания в условиях технологии концентрированного обучения может стать и технологией проектирования самого содержания теоретической подготовки. Структурирование содержания (выделение смысловых блоков) в условиях концентрированного обучения имеет два подхода. Первый - выделение центрального понятия и выстраивание вокруг него компонентов в соответствии с логикой изучаемого процесса, в том числе технологического; второй -построение иерархической модели содержания, в которой от основного понятия выстраиваются иерархические уровни и связи, позволяющие детализировать каждый из элементов до требуемого уровня. Причём в зависимости от времени, отведённого на изучении блока содержания, преподаватель, выделяя инвариантное ядро содержания, может предоставить студентам возможность получить дополнительное (вариативное) содержание в процессе организации самостоятельной внеаудиторной работы [7].

Таким образом, в период обучения в образовательной организации учебный материал может быть предъявлен студентам смысловыми блоками. Смысловые блоки могут объединять учебные дисциплины (общеобразовательного и общепрофессионального циклов) и междисциплинарные курсы. Укрупнение блоков содержания, изучение одной проблемы в течение учебного дня или нескольких дней являются организационными условиям реализации технологии концентрированного

обучения. Учебный материал, отобранный преподавателем для изучения, должен быть изучен в полном объёме, т.е. уровень усвоения должен быть обеспечен на уровне понимания или применения. Известно, что формой организации учебного занятия в технологии концентрированного обучения является урок погружения. Он имеет определённую структуру, обеспечивающую прохождение всех этапов формирования знаний: актуализация - лекция - самопогружение (самостоятельная практическая работа) - контроль. Такая последовательность этапов учебного занятия позволяет учитывать ещё одну особенность технологии концентрированного обучения - учебный материал, расположенный в логической последовательности, изучаемый без временных разрывов, запоминается лучше и дольше остаётся в памяти. В то же время такая структура занятия позволяет учитывать этапы формирования знаний от начального восприятия до контроля над уровнем усвоения.

Учебное занятие, организованное по технологии концентрированного обучения, не исключает использования в своей структуре различных форм и методов обучения, варьирования длительности частей занятия, интеграции деятельности студентов, учёта периодов работоспособности.

Правильно реализованная технология концентрированного обучения, кроме очевидных достоинств, о которых говорилось выше и которые являются темой данной статьи, имеет еще ряд важных преимуществ, которые нельзя не отметить:

- организация урока погружения обеспечивает прочное усвоение и запоминание содержания обучения на основе правильно организованного процесса познания;

- интеграция содержания в структуре смысловой единицы позволяет комплексно изучать явления и процессы, формировать как широту профессионального опыта, так и глубину понимания основ процессов и технологий производства;

- экономия времени в рамках урока погружения позволяет организовать деятельность студентов, что способствует развитию универсальных учебных действий и общих компетенций;

- технология концентрированного обучения не ограничивает использование методов обучения.

Однако необходимо заметить, что достоинства технологии концентрированного обучения будут обеспечены лишь в том случае, если преподаватель будет подготовлен к деятельности в условиях данной технологии, т.е. будет знать теоретические основы технологии концентрированного обучения, спроектирует содержание и разработает средства для организации занятия методом погружения.

Обобщая вышесказанное, считаем, что использование технологии концентрированного обучения позволит реализовать следующие возможности для организации теоретической подготовки в модели дуального обучения:

обеспечить оптимальность содержания за счёт отбора и структурирования содержания обучения к условиям технологии;

- соблюдение этапов формирования знаний, - гарантированное достижение такого уровня их сформированности, который позволяет обеспечить переход от теоретического компонента профессионального образования к практическому;

- гармоничное включение контроля и самоконтроля в каждый этап подготовки, т.е. повышение ответственности студента за результат;

- использовать разнообразные методы и формы организации процесса обучения для создания условий активной познавательной деятельности студентов, повышения их самостоятельности и самоорганизации.

Список литературы

1. Безрукова В.С. Концентрированное обучение педагогике // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. тр. -Свердловск, 1991. - Вып. 2. - С. 102-113.

2. Гитман Е.К. Дидактические основы концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании: дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000.

3. Гитман Е.К. Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, № 4. - С. 1330-1332.

4. Ефременко Л. Концентрированная или конвейерная система преподавания // Научный работник. - 1930. - № 3. - С. 30-33.

5. Ибрагимов Г.И. К вопросу о технологии концентрированного обучения // Специалист. - 1995. - № 1.

6. Клюева Г.А. Концентрированное обучение теоретическим основам профессии в начальной профессиональной школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Казань, 2000.

7. Клюева Г.А. Некоторые аспекты организации процесса обучения ориентированного на результат // Среднее профессиональное образование. -2015. - № 8. - С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.