Научная статья на тему '"ПЕРВЫЙ ВАЛЬС" КАЗАНСКИХ СУВОРОВЦЕВ'

"ПЕРВЫЙ ВАЛЬС" КАЗАНСКИХ СУВОРОВЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ПЕРВЫЙ ВАЛЬС" КАЗАНСКИХ СУВОРОВЦЕВ»



i': 1 t-k л \

^ 14 1 ■ ■ 1 1 1 }

1 ■г АШ1 IL

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

«ПЕРВЫЙ ВАЛЬС» КАЗАНСКИХ СУВОРОВЦЕВ

МИРОНЧЕНКО Валерий Николаевич

родился 26 сентября 1950 г. в г. Дзауджикау (Владикавказ), в Северной Осетии.

В 1971 г. окончил Орджо-никидзевское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище. Назначен командиром мотострелкового взвода гвардейского мотострелкового полка танковой дивизии.

С 1976 г. - командир мотострелковой роты.

С 1978 г. - начальник штаба - заместитель командира мотострелкового батальона.

С 1979 г. - командир мотострелкового батальона.

С 1984 г. - заместитель командира мотострелкового полка.

В 1988 г. окончил Военную орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменную ордена Суворова академию им. М.В. Фрунзе.

С 1988 по 01.1991 г. - командир мотострелкового полка мотострелковой дивизии.

С1991 по 11.1995 г. - начальник штаба - заместитель командира мотострелковой дивизии.

С 1995 по 08.2014 г. - начальник Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища Министерства обороны РФ.

В августе 2014 г. назначен начальником Казанского суворовского военного училища.

Награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Министра обороны Российской Федерации и именным огнестрельным оружием.

Одному из старейших и известнейших суворовских военных училищ — Казанскому — недавно исполнилось 75 лет. Начальник Казанского суворовского военного училища генерал-майор В.Н. Миронченко рассказал о работе преподавательского состава довузовского учреждения, достижениях нынешних суворовцев и перспективах в развитии училища. Кавалер орденов Красной Звезды, Красного Знамени, «За личное мужество», «За военные заслуги», Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Александра Невского, «За заслуги перед Республикой Татарстан».

Его величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии в Министерство народного просвещения, а в ноябре 1918 года - реорганизован в советскую школу II ступени. В здании была организована Первая показательная школа-коммуна имени Карла Маркса, где на полном государственном обеспечении находились дети погибших красноармейцев и многодетных рабочих.

В1941 году, во время Великой Отечественной войны, здесь был развернут военный госпиталь.

А с сентября 1944 года хозяевами здания стали суворовцы.

Сама жизнь заставила руководство страны вспомнить практику дореволюционной России. Инициатива принадлежала генерал-лейтенанту Красной Армии, выпускнику Пажеского корпуса, графу A.A. Игнатьеву.

В апреле 1943 года он обратился с письмом к И.В. Сталину, в котором предлагал создать экспериментальный «советский кадетский корпус» в Москве, но Сталин решил этот вопрос по-своему: во-первых, назвать училища «Суворовскими», в честь великого русского полководца A.B. Суворова; во-вторых, образовать сразу 9 таких училищ.

20 июня 1944 г. вышла директива командующего войсками Приволжского военного округа о формировании Казанского суворовского военного училища. В Казан-

- Валерий Николаевич, как известно, идея создать прообраз суворовского училища и открыть в Казани казенное образовательное учреждение для детей из небогатых, большей частью провинциальных дворянских семей принадлежала императрице Марии Федоровне...

- Это так. Ею же в 1805 году был куплен земельный участок в 15 десятин, находящийся в то время за городской чертой и являвшийся летней дачей князей Волховских. Но для постройки здания и организации института не было средств. Средства нашлись двадцать лет спустя, после кончины казанской дворянки, помещицы Анны Николаевны Родионовой.

В 1917 году после Февральской революции институт был передан из ведения Собственной

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ском суворовском военном училище учебные занятия воспитанников начались 2 октября 1944 года в 20 учебных отделениях.

Среди суворовцев первого набора были мальчики 14 национальностей из 19 областей и 8 автономных республик. В числе первых суворовцев были «сыны полков» - ребята из боевых действующих на фронте войсковых частей.

Будущие офицеры должны уметь все, в том числе и танцевать. Уроки танцевального искусства были в программе обучения училища с 1945 года, учились танцевать все суворовцы.

В1949 году состоялся первый выпуск. Было выпущено 65 суворовцев.

В связи с войной в Афганистане суворовцы с 1987 года начали изучать «дари» - язык народов Памира. После выпуска суворовцы-выпускники продолжали изучать язык «дари» в высших военных училищах, куда они направлялись в составе взводов.

В1992-1995 гг. училище вновь переведено на 3-х годичный срок обучения.

За годы существования из стен Казанского СВУ выпущено более 12 тысяч выпускников. Один выпускник удостоен Звания Героя Советского Союза, 10 воспитанников училища удостоены высокого звания Героя России, более 50 выпускников достигли воинского звания генерал; 11 академиков, сотни выпускников удостоены ученой степени доктора и кандидата наук. Гордость училища, яркий пример для подражания - выпускник училища 1973 года, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации Герой Российской Федерации генерал армии В.В. Герасимов.

- От того, как построен процесс взаимодействия суворовца и преподавателя для усвоения каких-ли-

1лгашМА!У

бо знаний и информации, зависит эффективность образовательного процесса. И как с этим у вас?

- На протяжении 75 лет в училище важнейшими качествами образовательной деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед суворовцами задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Характерными чертами работы педагогического коллектива училища являются неуклонный рост качества образования и сохранение лучших традиций. Преподаватели занимают в училище ключевую позицию в образовательном процессе. От их квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение проблем обучения и воспитания.

Укомплектованность педагогического состава -100 процентов. Средний стаж работы преподавателей - 20 лет.

В училище преподают лучшие педагоги, среди которых - доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, победители и лауреаты конкурса «Педагог года», почетные работники общего образования Российской Федерации, заслуженные учителя Российской Федерации, заслуженные учителя Республики Татарстан, заслуженные тренеры Российской Федера-

ции, народный артист Республики Татарстан, отличники народного просвещения.

Ученую степень имеют 14 преподавателей. Более 70% педагогических работников имеют первую и высшую квалификационную категории.

Процесс обучения в училище является для суворовцев воплощением интересных, увлекательных, а порой и непредсказуемых идей.

Наше училище предоставляет обучающимся оптимальные возможности для:

- обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию;

- получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией;

- углубленной подготовки по предметам различных циклов;

- обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры;

- развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности;

- удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования;

- свободного выбора военной профессии.

А движущей силой учебного процесса являются взаимосвязанные, а порой воедино слитые процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и ме-

О* 7

(U-Ц ф- t I П + TTíl

Щ | i.Tnrá 1 и ■Í 4 Vírrm

тодами их протекания. В движение приводит эти взаимосвязанные явления обучения та самая пружина - огромная сила знаний, умений и традиций, воплощенных в коллективе суворовцев и педагогов, одухотворенных одной общей идеей.

Одним из важных условий повышения качества образования и воспитания в Казанском суворовском военном училище является методическое сопровождение образовательного процесса.

Методическая работа рассматривается как непрерывная деятельность по обучению и развитию творческого поиска преподавателей, созданию авторских методических разработок для лучшего обеспечения образовательного процесса, участию в подготовке методических документов и изданий.

Преподаватели Комиссаров Владимир Федорович и Заболотский Алексей Алексеевич входят в состав авторского коллектива по изданным в 2019 году учебникам базового уровня для 10 и 11 классов по физике, а также сборникам задач к ним.

В течение учебного года преподавателями даются открытые уроки, проводятся методические семинары по реализации различных подходов при проектировании современного урока. Динамика актов трансляции педагогического опыта положительная. Педагогические работники училища являются участниками и победителями профессиональных конкурсов.

В 2018/2019 учебном году педагог-психолог Сабирова Лилия Эмерьевна заняла 3-е место в IV Конкурсе специалистов психологической службы воинских частей и военных образовательных организаций, подчиненных главнокомандующему Сухопутными войсками, а педагог-психолог Салимуллина Лилия Рафаиловна - 2-е место на VIII Всероссийском профессиональном конкурсе психологов силовых структур «Сила души».

Преподавателям Бондарчук Наталье Витальевне, Смирновой Наталье Леонидовне, Каплину Денису Сергеевичу, Храмовой Ирине Александровне удалось достигнуть личностного успеха за счет участия в конкурсах профессионального мастерства. Н. Л. Смирнова, Н.В. Бондарчук являются призерами 1 степени конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Лучший инновационный урок/занятие/внеклассное мероприятие», Д.С. Каплин - призер 1 степени, И. А. Храмова - призер 2 степени конкурса профессионального мастерства «Лучший электронный образовательный ресурс».

Победителями 2 степени в конкурсе методических разработок «Урок информатики в основной и средней школе» являются преподаватели Л.В. Пермякова и Т.В. Отоп-кова.

Титова Светлана Сергеевна -дипломант конкурса в номинации «Публицистика» за эссе «Самая лучшая профессия».

- Какой конкурс в училище?

- Пять человек на место. Все же видят, какое у нас училище. Возьмем материальную базу: запустили ледовый дворец, новую казарму (хотя это, скорее, общежитие - казармы у нас ушли в прошлое), великолепный бассейн, спортивный зал и спортплощадки на улице, благоустроили территорию - посмотрите, как у нас красиво и уютно.

В спорте мы две спартакиады среди всех суворовских и нахимовских училищ уже выиграли, следующая, в 2020 году, пройдет в Казани, и если победим в третий раз, олимпийский кубок останется у нас навечно. Традиционно занимаем первые и вторые места (2019 год - первое место) в смотре спортивно-массовой работы среди довузовских образовательных организаций МО РФ.

Великолепно идет физика - постоянно занимаем первые места, по математике - первые и вторые. Пока немного хромает английский - мы где-то в середине.

В рамках робототехнических фестивалей городского, республиканского, всероссийского уровней наши ребята - постоянные призеры и победители.

Но из-за таких успехов, как это ни странно, и принимать детей трудно - много жалоб: мой ребенок хорошо сдал экзамены, а не прошел. Что делать - отбираем лучших. Главное - знания и здоровье. А чтобы ребята оставались здоровыми, у нас, среди прочего, диетическое питание. Словом, у наших мальчишек проблем со здоровьем нет. Но в целом здоровье поступающих, увы, ухудшилось: к примеру, все больше случаев плоскостопия. Процентов 30 подающих документы отсеиваются именно по здоровью. Родители не проверяют ребенка регулярно...

А самая лучшая реклама училищу - наши воспитанники. Приезжает парень на каникулы: серьезный, не курит, спортивный, вежливо разговаривает, воспитанно себя ведет. И у его товарищей, зна-

комых тоже появляется желание стать таким. Когда они уезжают на каникулы, я инструктирую каждое подразделение, как вести себя в дороге, дома, с друзьями - это важно. И когда к нам приходят родители поступающих, нередко говорят: «У вас учится такой-то - какой хороший мальчик, хотим, чтобы и наш сын стал таким же».

- Выпускник обязан далее пойти в военное училище?

- Нет, может поступить в любой вуз. Но мы воспитываем так, чтобы он выбрал военную службу. Лучший аргумент - наши выпускники. Например, начальник Генерального штаба, генерал армии, Герой России Валерий Васильевич Герасимов окончил сначала наше, а потом Казанское танковое училище и сейчас - второй человек в Вооруженных Силах РФ.

В 2018 году 82 процента ребят пошли в училища, в этом - 73 процента, но далее их будет больше. Подумайте только: из 75 выпускников 20 идут на золотую медаль! И в спорте они молодцы: из 20 человек одного взвода пятеро - кандидаты в мастера спорта.

- Насколько для военного важен «суворовский факт» в биографии? Может, проще сразу после школы пойти в военное училище?

- Я и сам поступал со школьной скамьи. Но когда к нам приехали суворовцы, было заметно, что они лучше подготовлены. К примеру, лучше знали английский (у всех был диплом военного переводчика), в спорте оказались более развиты. И хотя к третьему курсу эта грань стирается, качества, которые ребенок приобрел в детстве, остаются на всю жизнь.

- Каков обычный распорядок дня суворовца?

- Шесть-семь уроков, потом - два часа внеурочных занятий: спорт, танцы (кстати, у нас прекрасный танцевальный зал), техническое творчество, пение. После

этого - три часа самостоятельной подготовки под руководством воспитателей и с привлечением тех же преподавателей, типа репетиторства, только бесплатно. И обязательная вечерняя прогулка. Здоровый распорядок дня.

- Ваша программа дополнительного образования впечатляет. Есть обязательный набор занятий, или суворовец может ничего не выбрать и бить баклуши?

- Обязательным предметом является дисциплина «Основы военной подготовки». Остальные может и не выбрать - не заставляем, однако и баклуши бить не получится - будет делать уроки. Но, как правило, все чем-то занимаются. Понимаете, если один мальчишка стал чемпионом, скажем, по самбо или рукопашному бою, он сразу приобретает особый вес среди сверстников, поэтому спортом точно хотят заниматься все. А у нас еще и сильная художественная самодеятельность, прекрасный хор, великолепные солисты, в этом году создали свой оркестр.

- Стандарты обучения отличаются от школьных, например, по количеству часов преподавания общеобразовательных дисциплин?

- Нет. Только час в неделю - военная подготовка. Это знакомство с оружием, строевая подготовка. Обучаем и культуре общения, например, как надо здороваться. У нас принято, что дети в училище здороваются со всеми - знают они этого человека или нет. Но если старший руку не подает, суворовец первым тоже так не сделает. Такие элементарные вопросы культуры. И потом, суворовец, он же форму носит, а это ко многому обязывает.

- Вы прошли Афганистан, Южную Осетию и Приднестровье. Боевой опыт дал вам что-то для педагогической работы?

- Прежде всего это ответственность. Ночью в горах, когда луны

' :1 У : \ | Г4

* 1 1 ■ ■ 1 I 1 Д1

1 .'|]г1 ±1 V

нет, если не взяться за впереди идущего, сразу затеряешься. А надо не просто идти, но по компасу вести за собой роту и правильно выйти в указанный район. Боевая обстановка требует знаний, доведенных до автоматизма действий, умения мгновенно принимать решения, уверенности. Чуть командир растерялся - паника неизбежна. На тебя солдаты смотрят: как командир среагирует в критической обстановке? Если он заметался - все, не будет авторитета среди солдат, и задачу подразделение не выполнит. Что-то подобное есть и в мирной училищной обстановке.

- Как выстраивается взаимодействие суворовцев и преподавателей с различными гражданскими организациями города и региона?

- В целях развития образовательного пространства училище сотрудничает с общественными объединениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Суворовцы обучаются в заочной физико-математической и кадетской физико-математической школах при МФТИ и методическом центре МО РФ соответственно.

Училище также сотрудничает со школой № 35 (договор о взаимном сотрудничестве) по подготовке суворовцев по программе «Летная подготовка и парашютные прыжки для поступления в училища Воздушно-космических сил», хотя основное направление для поступления - это училища Сухопутных войск.

Казанское хореографическое училище тесно взаимодействует с училищем по обучению суворовцев танцевальному искусству и участию воспитанников в кадетских баллах и различных концертах регионального уровня.

В рамках военно-профессиональной ориентации училище тесно работает с военными вузами

он 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сухопутных войск. Происходят регулярные встречи с офицерами и курсантами данных образовательных организаций. Также в рамках летней практики суворовцы посещают данные военные заведения.

В училище используются различные формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей на основе договорных отношений и отношений взаимовыгодного сотрудничества:

- привлечение научных сотрудников, преподавателей университетов в качестве экспертов, консультантов, научных руководителей в обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам или возможности проведения исследований на базе училища;

- экспертная, научная и консультационная поддержка в рамках сетевого взаимодействия ДОУ МОРФ;

- организация повышения квалификации на внебюджетной основе.

Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями города Казани, образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, включает проведение единовременных семинаров, научно-практических конференций, консультаций, круглых

столов, вебинаров, мастер-классов, тренингов и др.

- Что для вас и для всего училища значит 75-летний юбилей?

- Нам очень важно, чтобы своим училищем могли гордиться и выпускники, и настоящие суворовцы, и весь педагогический состав, важно, чтобы училище для них было всегда родным домом, чтобы всегда с хорошим настроением возвращались в наше училище и суворовцы, и педагоги после каникулярных отпусков. И самым главным считаю, что в училище необходимо создание атмосферы творчества, поиска и новых достижений. Каждое поколение оставляет в истории свой след, свою индивидуальность и неповторимость.

Училище наше замечательное, не похожее на другие учебные заведения города, является одним из лучших. И верится в то, что семена добра, трудолюбия, самоотдачи, которые закладывает суворовцам коллектив училища, будут на протяжении многих лет приносить обильные плоды гуманизма и любви к своему училищу, городу, природе, человечеству.

Хорошее образование, дисциплинированность, работоспособность, ответственность и коммуникабельность, полученные во время учебы, позволяют вы-

пускникам училища добиваться успехов на гражданском и военном поприще.

Но все же главная цель, ради которой создавалась система суворовских военных училищ, - это подготовка выпускников к продолжению учебы в профессиональных военно-учебных заведениях и в перспективе - к офицерской службе.

Педагогическому коллективу училища важно формировать, воспитывать и развивать качества личности военного человека, прежде всего те из них, которые помогут сделать осознанный выбор военной профессии как призвания и дела всей своей жизни. Для этого нужно привить воспитаннику любовь к своей Родине, чувство гордости за достижения и победы российского народа, желание быть в ряду тех, кто принимает и продолжает историческую эстафету этих свершений.

Судьбу наших суворовцев-выпускников мы отслеживаем в течение одного года, получаем отзывы о наших выпускниках, которые характеризуются выбором жизненных целей, профессиональным самоопределением, устойчивым и явно выраженным интересом к профессии офицера, стремлением к самостоятельности, умением отстаивать свои взгляды; обладают нравственными и организаторскими качествами, дисциплинированы, физически подготовлены.

- У вас был открыт памятник к юбилею?

- Да и его открытие прошло в неформальной обстановке, очень тепло. Памятник называется «Первый вальс». Он поставлен в Родионовском саду училища. Постамент памятника в виде юноши-суворовца и девушки украшает надпись: «Нашим бабушкам и дедушкам посвящается».

Александр ДРОБЫШЕСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива училища

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.