as a pedagogical condition for the positive socialization of students in French-speaking countries (France, Canada)], Cand. ped. sci. diss. Moscow, 2019, 230 p. (In Russian)
14. Strebkova N. V. Otsenka kachestva obshchego obrazovaniya: institutsional'nyy podkhod [Assessment of the quality of general education: an institutional approach], Cand. sociological sci. diss. Ekaterinburg, 2009, 180 p. (In Russian)
15. Duranov M. E., Shvachko E. V. Podkhody kak metodologicheskie printsipy peda-gogicheskogo issledovaniya [Approaches as methodological principles of pedagogical research], Chelyabinsk, ChGAKI, 2015, 390 p., ISBN 978-5-691-02141-1. (In Russian)
16. Shvachko E. V., Grevtseva G. Ya. Faktornyy podkhod kak pedagogicheskaya problema obrazovaniya lichnosti [Factor approach as a pedagogical problem of personality education], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25936 (accessed: 03.02.2022). (In Russian)
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Циулина Марина Владимировна, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor of the Department of Pedagogy and Ethnocultural Education, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Tsiulina Marina Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Лымарев, В. Н. Применение акмеологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии / В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 69-77.
УДК 355/359 ББК 68.44
ПРИМЕНЕНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ
В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии на основе применения акмеологической составляющей практической деятельности. Основное внимание в работе авторы акцентируют на исключительной необходимости внедрения в систему военно-профессиональной подготовки войск национальной гвардии Российской Федерации элементов процесса формирования профессиональной мотивации. В статье приведен анализ взглядов исследователей на проблему акмеологической направленности процесса формирования профессиональной мотивации и влияния связующих элементов профессионально-мотивационной сферы на систему подготовки военных специалистов. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить степень влияния акмеологической системы позиций и принципов, позволяющей выразить методологию общего научного взгляда, на личность военнослужащего Росгвардии в периоды становления, прохождения военно-профессиональной подготовки и дальнейшего прохождения военной службы; изучить специфические для выбранной профессии факторы, воздействующие на субъекта военно-профессиональной подготовки и способствующие
удовлетворению потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и достижении профессиональных успехов. Авторами раскрываются ключевые принципы и функции акмеологи-ческого подхода, реализующиеся в исследуемой проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии.
Ключевые слова: методологический подход, акмеологический подход, педагогическая система, принципы и функции подхода, акмеологическая направленность личности, военнослужащие, военно-профессиональная подготовка, достижение успеха, профессиональное самовыражение, саморазвитие, самосовершенствование.
В настоящее время в войсках национальной гвардии Российской Федерации наблюдается процесс перевооружения вновь созданной силовой структуры современными образцами огневой мощи, что способствует более качественному выполнению чрезвычайно важных для общества задач по охране общественного порядка, обеспечению безопасности человека и гражданина нашей страны. Основные требования, предъявляемые к системе военно-профессиональной подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии, отражают специфику выполняемых задач и направлены на формирование таких личностных качеств, как стремление к достойному прохождению военной службы, профессиональная мотивация к добросовестному выполнению должностных и специальных обязанностей, профессиональная подвижность, готовность к повышению профессионального мастерства посредством саморазвития и самосовершенствования. Профессионал военного дела в настоящее время должен обладать такими личностными особенностями, как полинаправленность, стрессоген-ность, интегративность, технологичность и ак-меологичность [1].
В целях эффективного выполнения определенных законодательством РФ задач Росгвар-дия, которая выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан России и является новым федеральным органом исполнительной власти, наделена рядом широких полномочий, позволяющих военнослужащим и сотрудникам силовой структуры качественно осуществлять профессиональную деятельность [2]. Предъявляемые Росгвардией требования к профессионализму военнослужащих и сотрудников, мотивированных и ориентированных на успешное выполнение задач, подчеркивают исключительную актуальность необходимости внедрения в военно-профессиональную подготовку состава войск процесса формирования профессиональной мотивации. В. И. Долгова пишет: «Всякая деятельность человека реализуется в конкретных действиях. Регулятором всей деятельности
выступает цель, регуляторами конкретных действий — ее задачи, для решения которых могут быть использованы различные способы выполнения действий» [3, с. 118].
Таким образом, высокий уровень сфор-мированности профессиональной мотивации у современного военнослужащего, ориентированного на целевое предназначение, благоприятствует выявлению и развитию профессионально значимых личностных качеств, позволяющих достижению результативных успехов в период прохождения военной службы. Профессио-нально-мотивационная сфера военнослужащих основывается на внешних и внутренних моти-вационных ресурсах, характерных для военной службы. Благоприятная профессионально-мо-тивационная сфера, улучшающая психологический климат в целом, способствует повышению качества выполнения поставленных задач [4]. Совершенствование профессиональной подготовки обусловлено связанным с личностными характеристиками целенаправленным устремлением военнослужащих Росгвардии к достижению профессиональных высот в мастерстве военного дела. В исследованиях акмеологической направленности профессиональной деятельности факторы рассматриваются как способствующие или препятствующие достижению вершин профессионализма [3].
Исследование военнослужащего как участника военно-профессиональной подготовки, как субъекта выявления и совершенствования необходимого для выполнения обязанностей военной службы ценностного определения своего предназначения, способного выявить приоритетные задачи своей предстоящей деятельности, позволяет обратить внимание на структурную составляющую психологической готовности военнослужащего к профессиональной зрелости.
Термин «акмеология» для обозначения психологического состояния зрелости, или взрослости, человека впервые предложил в 1928 году психолог Н. А. Рыбников. Основные направления развития акмеологии как науки, изучающей
процесс развития взрослого человека, отражены в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалёва, А. А. Деркача [5].
Основа акмеологического подхода проявляется в восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятель-ностные характеристики изучаются во всех взаимосвязях, с целью оказания поддержки в достижении профессиональных вершин деятельности [6]. Достижение вершин в выбранной профессиональной деятельности военнослужащего, основанное на развитии акмеологиче-ской направленности личности субъекта военно-профессиональной подготовки, происходит путем продвижения в современном военном сообществе акмеологического подхода как эффективного элемента системы подготовки военнослужащих, гарантирующего повышение продуктивности профессиональной мотивации, побуждающего к совершенствованию профессионального потенциала, предоставляющего возможность проявлять и оперативно использовать личностно ориентированные потенциалы.
На наш взгляд, одним из значимых определений повышения эффективности качества военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии выступает именно акмеологическая направленность личности, содержащая ряд структурированных элементов: личностно-структурированные ориентиры выбранной профессиональной деятельности, уровень сформированной профессиональной мотивации к профессиональной деятельности, определение целевого предназначения и способность к самоанализу и самоосознанию профессиональной практический деятельности. Одной из особенностей развития профессиональной мотивации является актуальность формирования профессионально ориентированных установок на мотивацию достижения успеха уже на начальных этапах становления военнослужащего как будущего специалиста [7]. Определение целевого предназначения выражается в обозначении и принятии личных целей в направлении профессионализации свой деятельности, восприятии принципа иерархичности установок профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Как известно, одной из областей изучения человека с позиции развития, в которых рассматриваются алгоритмы и обоснования, способствующие достижению высоких результатов личностного развития, является акмеология — наука, концентрирующая все свое внимание на
исследовании психологически и физически развитого зрелого человека, способности личности к продуктивному и эффективному становлению и реализации себя в своем жизненном пути и выбираемой профессиональной деятельности с субъективной и объективной сторон. Для нашего исследования большое значение имеют позиции таких ученых, как В. П. Бранский, А. А. Деркач, С. Д. Пожарский. Излагая центральные термины акмеологии и определяя теорию самоорганизации и самореализации личности, В. П. Бранский и С. Д. Пожарский выявляют ведущие нормы синергетической акмеологии и представляют практическое применение норм. Они считают, что «предметом этой науки должно быть исследование закономерностей достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путем самоорганизации» [8, с. 17]. А. А. Деркач пишет: «В связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стала оформляться такая ветвь ак-меологии, как военная» [9, с. 37]. Под военной акмеологией мы понимаем направление акмео-логии, рассматривающее особенности отдельных и групповых субъектов военно-профессиональной подготовки, принципиальные аспекты и элементы развития и совершенствования профессиональной готовности военнослужащих к успешному выполнению служебно-боевых задач по предназначению и позволяющее изучать условия достижения личностью профессиональных вершин с учетом осознанного выбора профессии.
Одной из важных задач акмеологии применительно к нашему исследованию является изучение структурных компонентов саморегуляции субъекта военно-профессиональной подготовки, сформированных на всех этапах развития военнослужащего в целях достижения профессиональных высот в выбранной сфере деятельности. Акмеологический подход в нашем исследовании, являясь эффективным средством повышения профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в системе современной военно-профессиональной подготовки, позволяет выявить и изучить факторы, стимулирующие совершенствование в профессиональном развитии и становлении, профессиональной зрелости на основе акмеологической направленности личности военнослужащего как существенной составляющей единой личностной установки субъекта военно-профессиональной подготовки, направленной на формирование действенных
жизненных и профессиональных позиций, позволяющих ориентировать военнослужащего на эффективное саморазвитие и самосовершенствование, достижение профессиональных и жизненных успехов посредством реализации своих возможностей в практической деятельности что, в свою очередь, обеспечивает внесение в систему военно-профессиональной подготовки военнослужащих силовой структуры существенно значимых дополнений с целью ее совершенствования и повышения эффективности функционирования.
Суть применения акмеологического подхода в современной военно-профессиональной подготовке заключается в рассмотрении подготовки как особого вида деятельности субъекта, направленной на самостоятельное, активное преобразование профессиональной среды и себя как носителя деятельности, обеспечении усиления профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, стимулировании реализации профессионального потенциала, продуктивном использовании личностных ресурсов в целях достижения определенных высот в профессиональной деятельности военнослужащего.
Акмеологическая составляющая военно-профессиональной деятельности включает в себя ак-меологические особенности профессионального самоопределения на всем протяжении профессиональной деятельности военнослужащего [10]. Помимо комплексного изучения проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии важно также рассмотрение вопросов индивидуальных, личностных характеристик военнослужащих — это способствует представлению целостности субъекта в рамках достижения им высших ступеней профессионализма. В перечень акмеологических направлений, определяющих содержание профессионального самовыражения военнослужащего, входят: самооценка своих возможностей и способностей в овладении профессиональным мастерством, постоянное самообразование и саморазвитие, развитие профессионального самосознания.
Акмеологическая составляющая процесса профессионального самовыражения позволяет проявиться в качестве акмеологической направленности военно-профессиональной деятельности, способствующей субъекту военно-профессиональной подготовки успешно реализовывать себя в военной профессии. К профессионализму военнослужащих Росгвардии, ввиду специфики выполнения ими поставленных Верховным глав-
нокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации задач, предъявляются новые, довольно сложные требования, имеющие целью обеспечить гарантированное и эффективное выполнение военнослужащими должностных и специальных обязанностей.
Действующая в настоящее время система военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии приносит положительные результаты в сфере профессионализации субъекта военного сообщества, однако, на наш взгляд, она требует корректировки с учетом внедрения в процесс подготовки системы формирования профессиональной мотивации специалиста. В настоящее время вопросу устойчивой профессиональной мотивации как одной из приоритетных составляющих профессионализма уделяется особое внимание, так как уровень сформированности мотивации не только оказывает влияние на поведенческие действия военнослужащего, но и способствует процессам саморазвития и самосовершенствования в период прохождения военной службы.
Результаты научных исследований ак-меологической направленности позволяют сделать вывод, что процесс личностного профессионального развития военнослужащих включает в себя существенные изменения, в том числе: расширение профессионального кругозора; изменения в системе личностных потребностей; актуализация и индивидуализация мотивов достижения профессиональных успехов; возрастание потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании. Рассматривая профессиональную мотивацию военнослужащих Росгвардии через призму акмеологическо-го подхода, считаем, что достижение профессиональных вершин в деятельности возможно посредством использования акмеологических элементов, акмеологических принципов и личностного профессионального развития субъектов военно-профессиональной подготовки силовой структуры. Элементом оптимизации военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии служит акмеологи-ческий подход, изучение акмеологической составляющей процесса становления военнослужащего как профессионала, мотивированного к целенаправленному достижению вершин в своей практической деятельности.
Вопросам профессионализма в сфере военного сообщества посвящено множество исследований, составляющих суть военной акме-ологии. Предметная направленность военной акмеологии включает закономерности, условия,
элементы и механизмы профессионализации субъекта военно-профессиональной подготовки при выполнении его воинского долга [11]. Так, проблемам профессионализма труда по опасной специальности посвящены работы В. А. Пономаренко; профессионализм военных кадров в отдельных видах военно-профессиональной деятельности раскрывается в трудах В. П. Давыдова, С. М. Джабелова, А. М. Кондакова и др. Акмеологический подход к изучению профессионального становления военнослужащего позволяет рассмотреть его в роли субъекта, способного к принятию правильных решений внезапно возникающих профессиональных задач. С. Л. Кандыбович, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, применяя ак-меологический подход в вопросе достижения военнослужащими вершин профессионального мастерства, рассматривают его с позиции волевой саморегуляции субъекта военно-профессиональной подготовки [12].
В военной акмеологии военно-профессиональная подготовка понимается как отдельный вид созидательной деятельности военнослужащего, направленной на поиск и разработку новых оригинальных приемов, способов и средств решения различных профессиональных задач. Субъектом военно-профессиональной подготовки и объектом исследования военной акмеологии является военный профессионал — воин и командир, эффективно выполняющий свой воинский долг, стремящийся достичь вершин совершенства в служении Отечеству [13].
А. А. Деркач считает, что возможность и необходимость повышения уровня самореализации военнослужащего в военной деятельности, его духовных потребностей и способностей, проявляются в социально и личностно значимой деятельности на уровне акме. Акцент на развитии, составляющем сущностную характеристику профессиональной' самореализации личности, переносится с ситуации «социального впитывания» индивидом как обретения им себя в социальном мире и развития в качестве социального существа, формирования его человеческого потенциала на реализацию себя [9]. В военно-профессиональной деятельности военнослужащего под акме мы в нашем исследовании подразумеваем наивысшую, по итогам личностной способности субъекта профессиональной деятельности, степень реализации мастерства в вопросах принятия решений и выполнения задач мирного и военного времени.
В период формирования личности военнослужащего как потенциального профессионала военного дела, изучая личностные способности к профессиональной деятельности на основе акмеологической составляющей целевого определения, особое внимание мы уделяем содержанию мотивационной сферы субъекта военно-профессиональной подготовки, выступающей одним из существенных компонентов концепции формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. В настоящее время вопросу изучения динамики мотиваци-онной сферы личности военнослужащего уделяется недостаточное внимание, однако приоритетным направлением остается исследование проблемы социального развития зрелого человека с учетом динамики мотивационной сферы личности [14].
Безусловная актуальность целевого определения военнослужащих Росгвардии обуславливается необходимостью сопровождения целе-полагания всего периода прохождения военной службы субъектами военно-профессиональной подготовки, определением структурно-содержательной направленности военно-профессиональной подготовки с учетом акмеологической составляющей процесса профессионализации военнослужащего. Так, В. П. Бранский и С. Д. Пожарский пишут: «...однако анализ предельного представления показывает, что оно содержит определенные нормативы деятельности, т. е. рекомендации относительно того, что нужно делать, чтобы воплотить идеал в действительность» [8, с. 24]. Отсутствие в настоящее время единства во мнениях относительно применения ориентированных установок профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в существующих подходах позволило нам выделить наиболее эффективное направление процесса развития военнослужащего как личности в качестве основополагающей цели формирования профессиональной мотивации субъектов военно-профессиональной подготовки.
Функции акмеологического подхода в нашем исследовании следующие:
1) ориентирующая — обеспечивает профессиональную направленность военно-профессиональной подготовки военнослужащих в выборе целевых установок успешности прохождения военной службы;
2) контролирующая — способствует организации процесса оценки и самооценки эффективности достижения военнослужащими профессиональных вершин в период прохождения военной службы;
3) гностическая — позволяет военнослужащим развивать самосознание, проявляющееся в саморегулировании процесса профессионализации, стремление к овладению профессиональным мастерством, самовыражение и саморегуляцию посредством прохождения военно-профессиональной подготовки;
4) интегрирующая — обеспечивает всестороннее развитие личности военнослужащего на основе объединения идеализированной направленности военно-профессиональной подготовки с результатами достижения профессиональных успехов.
В ходе анализа исследований, посвященных акмеологическому подходу, мы выявили ключевые принципы его реализации, относящиеся к исследуемой проблеме:
- принцип верифицируемости обеспечивает определение степени сформированности профессиональной мотивации военнослужащего на каждом промежуточном этапе формирования, становления и развития личностных способностей, выявление комплекса перспектив в практической деятельности и военно-профессиональной подготовке на пути к достижению профессионального мастерства;
- принцип самоактуализации и самореализации: военнослужащие, мотивированные на качественное выполнение поставленных задач и понимающие смысл и назначение военно-профессиональной подготовки, обладают способностью к самооценке принимаемых ответственных решений и инициативных, целенаправленных практических действий и лично заинтересованы в положительных результатах в диапазоне достижений профессиональных успехов, направленных на повышение эффективности практической деятельности войск Росгвардии;
- принцип вариативности и гибкости ориентирован на организацию гибкой и динамичной мотивационной среды военнослужащих, способствующей эффективной военно-профессиональной подготовке, создание условий для формирования у военнослужащих устойчивых и гибких качеств личности, необходимых для успешного выполнения практической деятельности, вариативность теоретической и практической подготовки к ней. Подвижность внезапно возникающих
служебно-боевых задач, напряженность оперативной обстановки требуют от военнослужащего быстрого, гибкого и адекватного реагирования на изменения, что обуславливает необходимость формирования профессиональной мотивации у субъекта военно-профессиональной подготовки для стремления к овладению профессиональным совершенством.
Выводы
С позиций акмеологического подхода, формирование профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в ходе военно-профессиональной подготовки основывается на мотивации субъекта подготовки на высокие результаты в его профессиональной деятельности, достижение предельного уровня профессионального становления и мастерства. Опираясь на методологию современной психологии взрослых, педагогика взрослых как наука позволяет использовать в качестве методологической основы нашей педагогической концепции идеи акмеологического подхода. Опираясь на идеи акмеологического подхода, мы теоретически осмысливаем сущность военнослужащего Росгвардии как субъекта формирования профессиональной мотивации в период военно-профессиональной подготовки и дальнейшего прохождения военной службы. Акмеологиче-ский подход, отражая методологию целостного системного взгляда на военнослужащего в период его военно-профессиональной подготовки и профессиональной деятельности, апеллирует к потребности военнослужащего в саморазвитии, самосовершенствовании и самоорганизации и является одним из основных подходов к разработке системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии [15]. Выбранный нами подход представляет собой целостный феномен формирования профессиональной направленности и достижения высоких профессиональных результатов военнослужащими Росгвардии в период прохождения военной службы на следующих этапах становления профессионализма: осознанный выбор профессии военнослужащего, прохождение военно-профессиональной подготовки и профессиональная зрелость, позволяющая военнослужащему осознавать и высоко оценивать результаты своего профессионального предназначения.
Библиографический список
1. Долгова, В. И. Эмоциональная устойчивость личности : моногр. / В. И. Долгова, Г. Ю. Го-льева. — Москва : Изд-во «Перо», 2014. — 173 с.
2. Майоров, В. И. О роли Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении общественного порядка / В. И. Майоров // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2018. — № 1. — С. 48-51.
3. Долгова, В. И. Акмеология управления : моногр. / В. И. Долгова, П. Т. Долгов ; Челябинский государственный педагогический университет. — Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 2000. — 380 с.
4. Ушакова, В. Р. Особенности мотивационной сферы военнослужащих / В. Р. Ушакова, В. Р. Ушакова // StudNet. — 2020. — Т. 3. — № 6. — С. 218-224.
5. Акимова, О. Б. Педагогическая акмеология : моногр. / О. Б. Акимова [и др.] ; под ред. О. Б. Акимовой. — Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2012. — 251 с.
6. Бочарова, Е. П. Акмеологический подход к образованию / Е. П. Бочарова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2008. — № 4 (4). — С. 5-10.
7. Долгова, В. И. Особенности управления персоналом по формированию мотивации достижения успеха / В. И. Долгова, А. А. Макарова // Научная школа Т. И. Шамовой: мето-долого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем : сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. ; отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. — Москва : Мос. пед. гос. ун-т, 2018. — С. 484-488.
8. Бранский, В. П. Социальная синергетика и акмеология: Теория самоорганизации индивидуума и социума : моногр. / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. — Санкт-Петербург : Политехника, 2001. — 159 с. — ISBN 5-7325-0644-6.
9. Деркач, А. А. Акмеологические стратегии развития : моногр. / А. А. Деркач. — Москва : РАГС, 2006. — 184 с.
10. Катаева, Л. И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения труда / Л. И. Катаева // Акмеология. — 2012. — № 4 (44). — С. 21-24.
11. Юмкина, Е. А. Актуальные проблемы военной акмеологии / Е. А. Юмкина, В. В. Волков // Военное право. — 2021. — № 6. — С. 182-190.
12. Кособуцкий, А. О. Акмеологические детерминанты профессионального становления будущего специалиста в вузе войск национальной гвардии Российской Федерации / А. О. Кособуцкий, К. В. Лосев // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика : сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург : Изд-во Лен. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2020. — С. 122-127.
13. Михайловский, В. Г. Военная акмеология: состояние и пути развития / В. Г. Михайловский // Акмеология. — 2004. — № 3. — С. 23-26.
14. Бабаев, Т. М. Сравнительный анализ мотивационной сферы людей, находящихся на разных этапах развития карьеры / Т. М. Бабаев, Н. В. Каргина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2015. — № 3. — С. 39-44.
15. Пестова, С. С. Акмеологический подход к изучению профессиональной мотивации молодых сотрудников органов внутренних дел / С. С. Пестова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2019. — № 4 — С. 98-108.
For citation: Lymarev, V. N. Application of the acmeological approach to the problem of formation of professional motivation of the military personnel of the Russian Guard / V. N. Lymarev, N. V Uvarina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 69-77.
APPLICATION OF THE ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE RUSSIAN GUARD
V. N. Lymarev, N. V. Uvarina
The article is devoted to a comprehensive study of the problem of professional motivation formation of the servicemen of the Russian Guard on the basis of the application of the acmeological component of practical activity. The main attention in the work the authors focus on the exceptional need to introduce elements of the process of forming professional motivation into the system of military professional training of the troops of the National Guard of the Russian Federation. The article analyzes the views of researchers on the problem of the acmeological orientation of the process of formation of professional motivation and the influence of the connecting elements of the professional motivational sphere on the system of training military specialists. As a research task, the authors determined an
attempt to assess the degree of influence of the acmeological system of positions and principles, which allows expressing the methodology of a general scientific view, on the personality of a serviceman of the National Guard during the periods of formation, military training and further military service; to study the factors specific to the chosen profession that affect the subject of military professional training and contribute to the satisfaction of the needs for self-development, self-improvement and the achievement of professional success. The authors reveal the key principles and functions of the acmeological approach, which are implemented in the studied problem of the formation of professional motivation of the military personnel of the National Guard.
Key words: methodological approach, acmeological approach, pedagogical system, principles and functions of the approach, acmeological orientation of the personality, military personnel, military professional training, achievement of success, professional self-expression, self-development, self-improvement.
References
1. Dolgova V. I., Gol'eva G. Yu. Emotsional'naya ustoychivost' lichnosti [Emotional stability of personality]. Moscow, Pero Publishing House, 2014, 173 p. (In Russian)
2. Mayorov V. I. O roli Federal'noy sluzhby voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii v obespechenii obshchestvennogo poryadka [On the role of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation in ensuring public order], Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 1, pp. 48-51. (In Russian)
3. Dolgova V. I., Dolgov P. T. Akmeologiya upravleniya [Akmeologiya upravleniya]. Chelyabinsk, Chelyab. state ped. un-t, 2000, 380 p. (In Russian)
4. Ushakova V. R., Ushakova V. R. Osobennosti motivatsionnoy sfery voennosluzhashchikh [Features of the motivational sphere of military personnel], StudNet [StudNet], 2020, vol. 3, no. 6, pp. 218-224, DOI 10.24411/2658-4964-2020-10007. (In Russian)
5. Akimova O. B. Pedagogicheskaya akmeologiya [Pedagogical acmeology]. Yekaterinburg, Ros. state prof.-ped. un-t, 2012, 251 p. (In Russian)
6. Bocharova E. P. Akmeologicheskiy podkhod k obrazovaniyu [Akmeological approach to education], Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East [Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke], 2008, no. 4 (4), pp. 5-9. (In Russian)
7. Dolgova V. I., Makarova A. A. Osobennosti upravleniya personalom po formirovaniyu mo-tivatsii dostizheniya uspekha [Peculiarities of personnel management in the formation of success motivation], Sb. st. XMezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Nauchnaya shkola T. I. Shamovoy: metodologo-teoreticheskie i tekhnologicheskie resursy razvitiya obrazovatel'nykh system» [Digest of X Intl. scientific-practical. conf. "Scientific school of T. I. Shamova: methodological, theoretical and technological resources for the development of educational systems'], ed. S. G. Vorovshchikov, O. A. Shklyarova. Moscow, Mos. ped. state un-t, 2018, pp. 484-488. (In Russian)
8. Bransky V. P., Pozharsky S. D. Sotsial'naya sinergetika i akmeologiya: Teoriya samoorgani-zatsii individuuma i sotsiuma [Social synergetics and acmeology: The theory of self-organization of the individual and society]. St. Petersburg, Polytechnic, 2001, 159 p., ISBN 5-7325-0644-6. (In Russian)
9. Derkach A. A. Akmeologicheskie strategii razvitiya [Acmeological development strategies]. Moscow, RAGS, 2006, 184 p. (In Russian)
10. Kataeva L. I. Akmeologicheskie determinanty professional'nogo samoopredeleniya truda [Akmeological determinants of professional self-determination of labor], Akmeologiya [Acmeology], 2012, no. 4 (44), pp. 21-24. (In Russian)
11. Yumkina E. A., Volkov V. V. Aktual'nye problemy voennoy akmeologii [Actual problems of military acmeology], Voennoe pravo [Military law], 2021, no. 6, pp. 182-190. (In Russian)
12. Kosobutsky A. O., Losev K. V. Akmeologicheskie determinanty professional'nogo stanov-leniya budushchego spetsialista v vuze voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [Ak-meological determinants of the professional development of a future specialist in the university of the troops of the national guard of the Russian Federation], Sb. materialov III Vseros. nauch.-prakt. konf. «Aktual'nye voprosy psikhologii razvitiya i formirovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika» [Materials III All-Russian. scientific-practical. conf. "Actual issues of psychology of development and personality formation: methodology, theory and practice"]. St. Petersburg, Len Publishing House. State un-t im. A. S. Pushkin, 2020, pp. 122-127. (In Russian)
13. Mikhailovsky V. G. Voennaya akmeologiya: sostoyanie i puti razvitiya [Military acmeology: state and development paths], Akmeologiya [Akmeology], 2004, no. 3, pp. 23-26. (In Russian)
14. Babaev T. M., Kargina N. V. Sravnitel'nyy analiz motivatsionnoy sfery lyudey, nakhodya-shchikhsya na raznykh etapakh razvitiya kar'ery [Comparative analysis of the motivational sphere
of people at different stages of career development], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby na-rodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2015, no. 3, pp. 39-44. (In Russian)
15. Pestova S. S. Akmeologicheskiy podkhod k izucheniyu professional'noy motivatsii molodykh sotrudnikov organov vnutrennikh del [Acmeological approach to the study of professional motivation of young employees of internal affairs bodies], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University. A. S. Pushkin], 2019, no. 4, pp. 98-108. (In Russian)
Лымарев Виталий Николаевич, доцент кафедры огневой подготовки ФГКВГУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: [email protected]
Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Lymarev Vitaly Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Fire Training, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Perm, e-mail: vitaliy_1981_03@ mail.ru
Uvarina Natalya Viktorovna, Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Моисеева, Е. В. Социально-правовая подготовка студентов к работе с конфликтами в профессиональной деятельности / Е. В. Моисеева, С. В. Рослякова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 77-84.
УДК 378 ББК 74.48
социально-правовая подготовка студентов
К РАБОТЕ С КОНФЛИКТАМИ В ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ1
Е. В. Моисеева, С. В. Рослякова
Актуальность проблемы социально-правовой подготовки студентов к работе с конфликтами в профессиональной деятельности обусловлена высокой конфликтогенностью образовательной среды, низким уровнем социально-правовой компетентности студентов, высокой потребностью системы образования в конфликтологически компетентных специалистах. Цель статьи — представить процесс социально-правовой подготовки студентов к работе с конфликтами в профессиональной деятельности. Для достижения цели был использован метод моделирования и анализа научных источников. Получены следующие результаты. Во-первых, представлена структура процесса данной подготовки с точки зрения процессного подхода, что выразилось в определении его этапов (просветительско-мотивационного, обучающе-имитационного, закрепляюще-демонстрационного) и обосновании их логической последовательности. Во-вторых, определено содержательное наполнение процесса социально-правовой подготовки студентов к работе с конфликтами в профессиональной деятельности с позиций аксиологического подхода, который ориентирует будущего педагога на миротворческую профессиональную деятельность, опирающуюся на знание социальных и правовых норм. Согласно данному подходу каждый этап процесса описан как последовательное восхождение студента от знания норм права и социального взаимодействия к применению их в педагогической практике.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», регистрационный номер заявки № МК-04-2022/57 от 28.04.2022 по теме «Педагогическое сопровождение конфликтов детского возраста».