Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ЛИЧНОСТНАЯ И ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕДАГОГА / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / ACMEOLOGY / ACMEOLOGICAL APPROACH / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL / PERSONAL AND SPIRITUAL MATURITY OF A TEACHER / ACMEOLOGICAL POSITION OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Наталья Николаевна, Колесов Владимир Иванович, Смолонская Анна Николаевна

В статье рассматриваются концептуальные положения акмеологического подхода как методологической основы моделирования и осуществления профессиональной подготовки учителей в образовательном процессе высшей школы. В контексте проблемы повышения качества образования анализируется акмеологическая модель подготовки педагога; выделяются факторы и педагогические условия эффективности этого процесса. В статье раскрывается сущность акмеологической позиции учителя в системной интеграции профессионального, личностного и духовно-нравственного его становления; рассматриваются основные показатели акмеологической позиции специалиста как компонента его профессиональной компетентности; описываютсяре зультаты исследования, заключавшегосяв выявлениистепени сформированности у студентов ценностей педагогической профессии, обнаружении приоритетных мотивов профессионального становления, мотивации к осуществлению педагогической деятельности в структуре профессиональной акмеологической позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER

Thearticleexaminesthe conceptualfoundationsoftheacmeologicalapproachasamethodologicalbasisfor modelingand implementing professional training of teachers in the educational process of higher education. In the context of the problem concerning improvement in the quality of education, the acmeological model of teacher training is considered; the factors and pedagogical conditions for the effectiveness of this process are highlighted. The article reveals the essence of the teacher's acmeological position in the systemic integration of his professional, personal, spiritual and moral formation; highlights the main indicators of the specialist’s acmeological position as an integral component of his professional competence; presents the results of the study to identify students' values within the teaching profession, priority motives in their professional development, motivation to carry out teaching activities in the structure of the professional acmeological position.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-6-99-18 УДК 378.1

© Шевченко Н. Н., Колесов В. И., Смолонская А. Н., 2020

Шевченко Наталья Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия) E-mail: kron.sh72@gmail.com

Колесов Владимир Иванович

Доктор педагогических наук,

кандидат экономических наук, профессор,

Петрозаводский государственный

университет

(Петрозаводск, Россия)

E-mail: vi_kolesov@mail.ru

Смолонская Анна Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Россия) E-mail: ansmolonskaia@mail.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Shevchenko Natalya Nikolaevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia) E-mail: kron.sh72@gmail.com

Kolesov Vladimir Ivanovich

Doctor of Pedagogy, PhD in Economics, Professor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia) E-mail: vi_kolesov@mail.ru

Smolonskaia Anna Nikolaevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Pushkin Leningrad State University (St Petersburg, Russia) E-mail: ansmolonskaia@mail.ru

THE ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные положения акмеологиче-ского подхода как методологической основы моделирования и осуществления профессиональной подготовки учителей в образовательном процессе высшей школы. В контексте проблемы повышения качества образования анализируется акмеологическая модель подготовки педагога; выделяются факторы и педагогические условия эффективности этого процесса. В статье раскрывается сущность акмеологической позиции учителя в системной интеграции профессионального, личностного и духовно-нравственного его становления; рассматриваются основные показатели акмеологической позиции специалиста как компонента его профессиональной компетентности; описываются ре зультаты исследования, заключавшегося в выявлении степени сформированности у студентов ценностей педагогической про-

Abstract. The article examines the conceptual foundations of the acmeological approach as a methodological basis for modeling and implementing professional training of teachers in the educational process of higher education. In the context of the problem concerning improvement in the quality of education, the acmeological model of teacher training is considered; the factors and pedagogical conditions for the effectiveness of this process are highlighted. The article reveals the essence of the teacher's acmeological position in the systemic integration of his professional, personal, spiritual and moral formation; highlights the main indicators of the specialist's acmeological position as an integral component of his professional competence; presents the results of the study to identify students' values within the teaching profession, priority motives in their professional development, motivation to carry out teaching

фессии, обнаружении приоритетных мотивов профессионального становления, мотивации к осуществлению педагогической деятельности в структуре профессиональной акмеологической позиции.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, акмеология, акмеологический подход, акмеологическое развитие, профессиональная, личностная и духовная зрелость педагога, акмеологиче-ская позиция учителя

activities in the structure of the professional acmeological position.

Keywords: quality of education, professional training, professional competence, acmeology, acmeological approach, acmeological development, professional, personal and spiritual maturity of a teacher, acmeological position of a teacher

Введение

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современной России, ее участие в международных интеграционных процессах обусловили существенные изменения культурного развития российского общества. В этих условиях большое значение уделяется повышению качества образования как сохранению культурной и мировоззренческой матрицы каждой отдельной личности и общества в целом. Профессиональное образование в настоящий момент рассматривается как ведущий социокультурный институт, обеспечивающий развитие духовного потенциала и общественного интеллекта российского государства.

Рост масштабов научно-технического прогресса и объемов информации обусловил появление новых отраслей знания, оперативного освоения специалистами инновационных видов профессиональной деятельности, изменения ее характера (преимущественно творческого). В связи с этим одной из целевых установок современного образования является реализация его акмеологической модели, ориентированной на удовлетворение потребности общества в творческой личности, обладающей новым типом мышления, готовой к нестандартным и эффективным решениям профессиональных и жизненных проблем, к достижению высоких результатов в профессиональной деятельности.

Акмеология как фундаментальная наука об изучении общих закономерностей достижения вершин человеческой жизнедеятельности интегрирует в себе целый комплекс научных знаний о человеке с позиций психологии, педагогики, культурологии, философии и других наук. Целевая установка акмеологии образования заключается в обеспечении его субъектов продуктивными технологиями творческой мобильности в различных видах деятельности, в том числе и в сфере избранной профессии. На сегодняшний день к современному специалисту предъявляются определенные требования, согласно которым он должен быть готов совершать активные действия в ситуации выбора, уметь ставить цели и достигать их, принимать самостоятельные решения. В связи с этим перед системой образования стоит важная задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных к высокой творческой мобильности в профессии.

Основная часть

В дискурсе проблем, связанных с качеством образования, формированием профессионализма и развитием творческого потенциала специалистов, которые, выступая в качестве основного человеческого ресурса и являясь сосредоточением общественного интеллекта, создают условия для благоприятного его функционирования и решения важных социально-экономических государственных задач, актуален акмео-логический подход в образовании. Ведущие концептуальные положения этого подхода - установление объективных и субъективных факторов создания необходимых педагогических условий в организации образовательного пространства, которые окажут позитивное влияние на формирование профессиональной мотивации, проявление креативности, достижение вершин (акме) будущих специалистов, их стремление к непрерывному самосовершенствованию в профессии (Ю. А. Гагин, А. А. Дер-кач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова и др.).

В. Н. Максимова отмечает, что акмеологический подход направлен на развитие образовательных систем и субъектов учебно-воспитательного процесса при осуществлении различных видов творческой деятельности. Данный подход предполагает определение позитивных инвариантов субъективных качеств педагога как положительной характеристики его личностного и профессионального роста, способствующих достижению высоких результатов в профессии. К этим качествам относятся:

- открытость для освоения нового опыта;

- стремление к выработке оптимальных моделей профессиональной деятельности;

- способность к адекватной самооценке своего профессионального поведения;

- высокая мотивация, направленная на творческие достижения в труде1.

Акмеологическая теория образования включает в себя все компоненты образовательной системы: целевые установки, содержание, технологии обучения и воспитания, педагогическое сопровождение, результаты и их диагностику, управление учебно-воспитательным процессом. В. Н. Максимовой в контексте проблемы качества образования представлена акмеологическая модель педагога, составляющими которой являются его профессиональная, личностная и духовная зрелость, а также такой важный структурный компонент, как акмеологическая позиция учителя. Определяющие характеристики профессиональной зрелости - способность к инновациям и наличие устойчивых мотивов к осуществлению педагогической деятельности, профессиональная компетентность и педагогическое мастерство в решении образовательных задач2.

Личностная зрелость учителя означает самостоятельность в принятии жизненных и профессиональных решений и готовность нести за них ответственность, способность определять перспективы своего непрерывного личностно-профессионального роста, стремление к обогащению пространства саморазвития. В своей деятельности

1 Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2002. - С. 47.

2 Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 14-15.

педагог постоянно принимает решения о выборе целевых установок и технологий в организации образовательного процесса, в отборе актуального содержания учебного материала; диагностических методик для выявления качества обучения и воспитания; способов взаимодействия с субъектами образовательного пространства. В процессе личностного роста учителя на основе объективного самоанализа осуществляется коррекция профессиональных личностных качеств, повышается ответственность за принятие педагогически целесообразных решений, формируются навыки прогнозирования эффективности осуществления педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к профессии.

Духовная зрелость педагога связана с его жизненным опытом, с осознанием необходимости реализации профессиональной деятельности с опорой на эталоны нравственности; гуманистические ценности добра и справедливости, любви и уважения к воспитанникам; ориентацию на развитие их духовно-нравственного потенциала. Духовную зрелость в структуре акмеологической модели принято рассматривать как способность к духовному саморазвитию на основе высших духовных потребностей и ценностей в профессиональном сознании педагога, которое представляет собой регулирующий механизм его поведения, отношений, деятельности. Духовность как проявление нравственной жизненной и профессионально устойчивой позиции учителя служит показателем его духовной зрелости.

В интеграции процессов профессионального, личностного и духовного становления педагога формируется его акмеологическая позиция, напрямую связанная с гуманистической направленностью профессиональной деятельности. Благодаря этому появляется возможность обеспечить ситуации успеха в обучении для каждого обучающегося на основе эмпатии, толерантности, положительной аттракции во взаимодействии «учитель - ученик». Такая позиция ориентирует на постоянный творческий поиск новых технологий обучения и воспитания; на отказ от стереотипных подходов к профессиональной деятельности, исходя из объективной самооценки и рефлексии педагога, что способствует высокому качеству педагогического труда, эффективной результативности образовательного процесса и повышению качества современного образования в целом. Акмеологическая позиция является показателем профессиональной компетентности специалиста в процессе непрерывного педагогического образования: вузовского и постдипломного.

Компетентность учителя как качественная составляющая его профессиональной деятельности и личностных качеств, являясь элементом акмеологической категории профессионализма, составляет профессиональную позицию педагога. В свою очередь, профессиональная акмеологическая позиция оказывает влияние на эффективность и качество его деятельности, стимулируя личностный рост. Профессионализм творческого учителя, ориентированного на гуманистические ценности, сочетается с духовно-нравственной акмеологической позицией, нашедшей отражение в следующих показателях:

- осознание целей образования, для которых главным является системно-целостное развитие обучающихся, формирование их гуманных духовно -нравственных основ;

- отказ от авторитарных технологий в процессе обучения и воспитания, организация образовательного процесса на основе значимых для обучающихся событий, с опорой на их личный жизненный опыт;

- поиск путей устранения индифферентного отношения обучающихся к учению с использованием интерактивных методов взаимодействия в контексте педагогики успеха и ненасилия, освобождение от страха перед ошибкой;

- наличие собственной гуманистической концепции взаимодействия учителя с обучающимися на основе миропонимания в контексте общечеловеческих духовно -нравственных ценностей; стимулирование их активности, раскрытия творческого потенциала; создание эмоционально-психологического комфорта в общении;

- использование информационно-энергетического влияния личного примера педагога для стимулирования творческих проявлений и достижений воспитанников.

С позиции акмеологического подхода образование рассматривается как целостное развитие обучающихся в условиях образовательных систем, а его содержание -как совокупность знаний о взаимодействии человека с миром. Основная целевая установка акмеологического образования - изучение человека как субъекта жизнедеятельности в целостной системе его отношений с окружающей действительностью. При отборе содержания образования в контексте акмеологического подхода ведущим является принцип системной интеграции, предусматривающий объединение различных областей знаний в системе отношений человека с миром: природой, обществом, культурой, техникой.

В дискурсе акмеологического подхода образование должно быть ориентировано на целостное и устойчивое развитие образовательного пространства и всех его субъектов, обеспечивающего на основе их сотрудничества и творческого взаимодействия условия для самореализации в жизнедеятельности. В качестве основных социально-нравственных ценностей акмеологического образования выступают жизнь и здоровье человека, стремление к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, гражданственность и патриотизм, ценности культуры и гуманизма, креативности и трудолюбия1.

Для реализации целевых установок акмеологического образования необходимо использовать технологии, ориентированные на его эффективность. Акмеологические технологии должны отвечать следующим сущностным характеристикам и быть направлены на достижение успеха в развитии каждого обучающегося на основе устойчивой мотивации к получению высоких результатов в обучении; организацию образовательного процесса, обеспечивающего успех с помощью поэтапной реализации психологической закономерности единства сознания и познавательной деятельности (С. Л. Рубинштейн); стремление к успеху в саморазвитии каждого обучающегося с опорой на опережающее обучение в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский); комплексность методов, форм и средств обучения и воспитания в целост-

1 Шевченко Н. Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстетической образовательной среде педагогического вуза. - Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - С. 20.

ном развитии обучающихся, ориентированных на повышение уровня их работоспособности, креативности, рефлексии, конструктивного общения и сотрудничества1.

Использование акмеологических технологий в образовательном процессе предполагает взаимосвязь стадий саморазвития обучающихся и этапов сопровождения этого процесса со стороны педагогов (см. табл. 1).

Таблица 1

Стадии саморазвития обучающихся и этапы их сопровождения педагогом

Стадии саморазвития студентов Этапы сопровождения педагогом процесса развития обучающихся

1. Самоактуализация потребности в достижении целей образования. 2. Самоанализ собственных проблем и трудностей в учебной деятельности. 3. Самооценка результатов обучения. 4. Саморегуляция в осуществлении собственной деятельности. 5. Самореализация творческого потенциала. 6. Формирование самосознания студента как субъекта образовательного процесса 1. Мотивация студентов на достижения в различных видах деятельности. 2. Диагностика мотивации и достижений обучающихся. 3. Формирование навыков адекватной самооценки. 4. Развитие самостоятельности в учебно-познавательной и исследовательской деятельности. 5. Организация проектной и творческой деятельности. 6. Диагностика формирования самосознания обучающихся, стимулирование их личностного развития

Акмеологические технологии успешно реализуются в образовательном процессе при соблюдении определенных педагогических условий. Педагогические условия рассматриваются как причины или обстоятельства тех или иных образовательных процессов. П. И. Пидкасистый определяет условия как характеристики образовательной среды, в которой развивается личность. В. Г. Максимов указывает на то, что педагогические условия являются объективными и субъективными факторами, обеспечивающими функционирование образовательной системы и зависящими от целей, задач, содержания, форм и методов этой системы2.

Педагогические условия рассматриваются как сконструированные педагогические процедуры во взаимосвязи объективных и субъективных факторов, реализация которых позволяет педагогам успешно решать комплекс педагогических задач. Выделяют следующие группы педагогических условий:

- содержательные (программно-целевое обеспечение и новизна информативности образовательного процесса);

- мотивационно-смысловые (интерес, положительная мотивация и порождение смыслов в процессе обучения);

- операционно-процессуальные (система индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности);

- организационно-педагогические (взаимосвязь учебной и внеучебной

1 Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2002. - С. 96.

2 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. - Москва: Академия, 2002. - С. 13.

деятельности, внеучебного и учебного опыта обучающихся)1.

Акмеологические технологии, ориентированные на развивающее обучение, успешно реализуются в образовательном процессе при соблюдении следующих педагогических условий:

- обеспечение акмеологической среды в образовательном учреждении, когда престижно хорошо учиться, стремиться к творческим достижениям в различных видах деятельности, предлагать оригинальные решения, что оказывает положительное влияние на повышение социального статуса обучающихся в коллективе;

- наличие единства сознания и деятельности студентов на каждом этапе обучения (целевом, мотивационном, операционном, результативном, оценочном);

- создание ситуаций, мотивирующих на достижение успеха в учебно -познавательной деятельности на основе интересов предметной направленности каждого студента;

- обеспечение гуманистического стиля взаимодействия между педагогом и обучающимися, вера в их познавательные и творческие возможности;

- осуществление психолого-педагогической поддержки, диагностика и осмысление учебных проблем педагогом и обучающимися, их коррекция и устранение.

В соответствии с заявленной проблемой исходным этапом ценностно-профессиональной мотивации студентов университета в контексте акмеологического подхода является осознание ими специфической информации о сущности педагогической деятельности, раскрывающей большие потенциальные возможности для профессионального самоопределения. Именно ценностно-смысловое осознание гуманистической направленности педагогического труда в значительной степени обусловливает профессиональное самоопределение будущих учителей.

Одним из важнейших направлений ценностной ориентации на профессию учителя является формирование педагогического идеала, который, выступая в форме «образа», представляет субъективно-объективную природу в познании педагогических явлений. В нем находят воплощение свойства идеальных и реальных педагогических объектов, возможности их объективации по отношению к педагогической действительности. «Образ-идеал» учителя формируется у студентов непосредственно в педагогическом процессе, охватывая не только когнитивную сферу на уровне сознания, но и совокупность эмоционально-чувственных переживаний, стимулирующих их дальнейшее профессиональное становление, стремление к «акме» как к вершине достижений в профессии.

Замысел исследования, которое проводилось со студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» в Петрозаводском государственном университете, состоял в получении информации о мотивах выбора студентами профессии учителя, об отношении к педагогической деятельности как значимой для

1 Конжиев Н. М. Педагогические условия как предмет исследования // Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и вузе / под редакцией Н. М. Конжиева. - Петрозаводск: КГПУ, 2007. - С. 12.

них ценности. Обучающимся был задан вопрос: «Что является для Вас наиболее ценным в педагогической профессии?» В их ответах были указаны такие ценности профессии педагога, как общение с воспитанниками, самореализация в профессиональной деятельности, проявление креативности, а также ценности прагматического характера (см. табл. 2).

Таблица 2

Выбор студентами ценностей педагогической профессии (в %)

Педагогические ценности Количество студентов, ориентирующихся на них Количество студентов, не ориентирующихся на них

1. Профессиональная компетентность 86 14

2. Ценность педагогического общения 91 9

3. Развитие самостоятельности и творческой индивидуальности 72 28

4. Ценность самореализации в профессии 88 12

5. Ценность прагматического характера 46 54

Большинство студентов выразили положительное отношение к предложенным ценностям педагогической профессии. В числе приоритетных ими выделяются ценности педагогического общения (91 %), самореализации в профессиональной среде (88 %), профессиональной компетентности (86 %). Необходимо отметить, что больше половины будущих учителей не ориентируется на прагматические ценности (54 %). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что при положительном отношении к профессии учителя студенты глубже осмысливают и ее ценностную сущность.

Эти ценности, осознанные и эмоционально насыщенные, выражаются в педагогических идеалах, мотивирующих на будущую профессиональную деятельность; это напрямую связано с качеством подготовки учителей, с их личностным развитием, формированием акмеологической позиции, стимулирующей продуктивность педагогического труда. Одна из целей исследования состояла в выявлении мотивации студентов на достижение перспектив их профессионального самосовершенствования, когда они не только осознают смысл будущей профессиональной деятельности, но и стремятся к развитию своих потенциальных возможностей в ней.

Было установлено, что студенты в выборе мотивов своего профессионального становления руководствуются в основном мотивами, которые условно можно объединить в три группы (см. табл. 3). Первая группа - мотивы, которые отражают непосредственно отношение к профессии (интерес к педагогической деятельности, социально-общественное признание профессии учителя, творческий характер педагогического труда). Вторая группа мотивов включает отношение будущих учителей к своим воспитанникам (любовь к детям, удовлетворение от общения с ними, стремление помочь им стать достойными людьми). Третья группа связана со стремлением студентов к самореализации (осознание у себя педагогических способностей и возможность их применения на практике, проявление личностного культурного и интеллектуального уровня, профессиональная компетентность). Эти

мотивы связаны с предстоящей педагогической деятельностью, они неотделимы от личности учителя, удовлетворения, получаемого им от результатов профессиональной деятельности.

Таблица 3

Мотивы профессионального становления (%)

№ п/п Мотивы Результаты (по курсам) Среднее значение

2 3 4

1 Интерес к педагогической деятельности 89 91 94 91

2 Социально-общественное признание профессии учителя 79 78 75 77

3 Привлекательность творческого характера педагогического труда 86 91 93 90

4 Любовь к детям 92 95 97 95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Удовлетворение от общения с детьми 91 93 96 93

6 Стремление помочь им стать достойными людьми 78 77 93 83

7 Осознание у себя педагогических способностей, возможность их применения на практике 73 78 81 77

8 Проявление личностного культурного и интеллектуального уровня 77 82 86 82

9 Повышение уровня профессиональной компетентности 78 85 92 85

Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что показатели по всем группам мотивов профессионального становления будущих учителей от курса к курсу увеличиваются. Исходя из этого, можно говорить о позитивном формировании акмеологической позиции обучающихся в образовательной среде университета. Профессиональное развитие происходит более интенсивно и благодаря тому, что студенты в процессе обучения проходят разные виды педагогической практики, где они непосредственно сталкиваются с реальным педагогическим процессом и будущей профессиональной деятельностью. При прохождении практики осуществляется проверка их профессиональных возможностей, а стремление к личностным достижениям становится стимулом для творческой самореализации и проецируется на дальнейшее самоопределение в профессии. На этом этапе проявляется профессиональное самосознание студентов в отношении их удовлетворенности педагогической деятельностью и мотивации в будущем работать в школе.

Выводы

Таким образом, акмеологический подход, конкретизируя идеи гуманизации образования, выдвигает новые требования к моделированию образовательных систем, создает прогрессивные идеологические конструкты в профессиональной подготовке будущих специалистов, ориентирует на самосовершенствование человека в образовательном пространстве. Подготовка будущих педагогов в соответствии с основными методологическими положениями акмеологического подхода позволяет обеспечить их ориентацию на стремление и готовность к

творчеству и высоким достижениям в профессиональной деятельности (при наличии ее устойчивых гуманистических мотивов самореализация будет успешна в сфере избранной профессии).

Акмеологическое развитие педагога предполагает системное и непрерывное профессиональное становление его как специалиста и личности на уровне самосознания и реализации в практической деятельности тех установок и требований современного образования, которые предъявляются к профессиональной компетентности учителя. Это побуждает к поиску нового содержания образования, использованию интерактивных технологий и созданию необходимых педагогических условий в организации образовательной деятельности, обеспечивающих непрерывный процесс формирования профессиональной зрелости педагога. Уже на этапе обучения в высшей школе она предполагает высокий уровень мотивации, готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности, компетентность в решении целого комплекса педагогических задач.

Акмеологическая концепция высшего образования ориентирована на реализацию факторов, стабилизирующих качество профессиональной подготовки специалистов. К таким факторам относятся:

- ориентация на формирование профессионального мышления, жизненный успех, высокие результаты в различных видах деятельности (образовательной, профессиональной, творческой);

- создание в образовательном пространстве необходимых условий, обеспечивающих устойчивое развитие личности будущего специалиста как творческой индивидуальности;

- проектирование образовательного процесса с использованием акмеологических технологий, обусловливающих личностное развитие каждого обучающегося, ориентированных на накопление социального опыта, успешную адаптацию и самореализацию в современном обществе, мотивацию к жизненным достижениям на основе приоритета духовных ценностей;

- осуществление психолого-педагогической поддержки в моделировании образовательной среды, нацеленной на диагностику, психолого-педагогическую коррекцию, консультирование в процессе жизненной саморегуляции будущих педагогов, в их профессиональном становлении.

Акмеологический подход к профессиональной подготовке не утрачивает своей актуальности в связи с тем, что он ориентирован на формирование культурной мировоззренческой позиции будущего учителя. Основанием ее является система эталонных представлений о мире и человеке, ценностей и смыслов, необходимых компетенций, опыта жизнедеятельности, в которой процессы профессионального совершенствования интегрируются в конструкт социальной, профессиональной и личностной самореализации педагога.

Литература

Конжиев Н. М. Педагогические условия как предмет исследования // Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и вузе / под редакцией Н. М. Конжиева. - Петрозаводск: КГПУ, 2007. - С. 10-14.

Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. - Москва: Академия, 2002. - 272 с.

Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 99 с.

Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2002. - 156 с.

Шевченко Н. Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстетической образовательной среде педагогического вуза. - Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 176 с.

References

Konzhiev N. M. Pedagogicheskie usloviia kak predmet issledovaniia [Pedagogical conditions as the subject of the research]. Tsennostno-gumanisticheskaia orientatsiia obrazovatel'nogoprotsessa v shkole i vuze [Value and humanistic orientation of the educational process at school and higher educational institution; ed. by N. M. Konzhiev]. Petrozavodsk: KGPU, 2007, pp. 10-14.

Maksimov V. G. Pedagogicheskaia diagnostika v shkole [Pedagogical diagnostics at school]. Moscow: Akademiia, 2002. 272 p.

Maksimova V. N. Akmeologiia: novoe kachestvo obrazovaniia [Acmeology: new quality of education]. St Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena, 2002. 99 p.

Maksimova V. N. Vvedenie v akmeologiiu shkol'nogo obrazovaniia [Introduction into acmeology of school education]. St Petersburg: LOIRO, 2002. 156 p.

Shevchenko N. N. Kul'turologicheskii aspekt professional'noi podgotovki uchitelia v khudozhestvenno-esteticheskoi obrazovatel'noi srede pedagogicheskogo vuza [Cultural aspect of the teacher's professional training in the artistic and aesthetic educational environment at teacher training university]. Germany: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 176 p.

Для цитирования: Шевченко Н. Н., Колесов В. И., Смолонская А. Н. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 6 (99). - С. 206-216. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-6-9918

For citation: Shevchenko N. N., Kolesov V. I., Smolonskaia A. N. The acmeological approach to the professional training of a future teacher. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 6 (99), pp. 206-216. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-6-99-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.