Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ / МОТИВАЦИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

Авторы описывают теоретические детерминанты проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Описательный и дистрибутивный методы позволили авторам изучить психолого-педагогические теории и концепции, которые позволят выявить все аспекты проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Теории профессиональной мотивации и теория деятельности выступают фундаментальной основой концепции военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Анализ теорий профессиональной мотивации позволил сделать следующие выводы: разрабатывая методологическую основу концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии, следует опираться не на одну теорию, а на ключевые положения различных теорий, которые возможно применить в рамках данного исследования; в существующем виде теории профессиональной мотивации не применимы к личности курсантов Росгвардии, так как не учитывают специфику их будущей военно-профессиональной деятельности; проблему формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии невозможно разрешить единожды, ее необходимо разрешать с учетом изменяющихся условий общества, экономики страны, динамично трансформирующихся ценностных ориентаций курсантов. Анализ теорий деятельности позволил сделать следующие выводы: посредством деятельности курсанты усваивают военно-профессиональный опыт, знания, умения и отношения, необходимые для формирования у них военно-профессиональной мотивации; процесс формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии реализуется во всех видах деятельности (познавательной, учебной, трудовой, военно-профессиональной и др.). В рамках исследования была разработана классификация военно-профессиональных и непрофессиональных мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL DETERMINANTS FOR THE FORMATION OF MILITARY AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF RUSSIAN GUARD

The authors describe the theoretical determinants of the problem of formation of military and professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard. Descriptive and distributive methods allowed the authors to study certain psychological and pedagogical theories and concepts that will reveal all the aspects of the problem of formation of military and professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard. The authors state that the theories of professional motivation and activity theories are the fundamental basis of the concept of military professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard. The analysis of the theories of professional motivation enabled authors to draw the following conclusions: when developing the methodological basis for the concept of formation of military and professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard one should rely on the key provisions of various theories that can be applied within the framework of this study; in its current form, theories of professional motivation are not applicable to the personality of cadets of the Russian Guard, since they do not take into account the specifics of their future military professional activity; the problem of the formation of professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard needs time to be solved, it must be tackled taking into account the changing social and economic conditions, and the dynamically transforming values of cadets. The analysis of the activity theories allowed to conclude: through activity, cadets acquire military professional experience, knowledge, skills and attitudes necessary to form military and professional motivation; the process of formation of motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard is implemented in all types of activities (cognitive, educational, labor, military-professional, etc.). The authors offered a classification of military-professional and non-professional motives.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ»

Научная статья УДК 378.18

РСН: 10.14529/рес1230103

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

В.Н. Лымарев1^, vitaliy_1981_03@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1839-6918 Н.В. Уварина2, nuvarina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1490-3302

1 Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ, Пермь, Россия 2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Авторы описывают теоретические детерминанты проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Описательный и дистрибутивный методы позволили авторам изучить психолого-педагогические теории и концепции, которые позволят выявить все аспекты проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Теории профессиональной мотивации и теория деятельности выступают фундаментальной основой концепции военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Анализ теорий профессиональной мотивации позволил сделать следующие выводы: разрабатывая методологическую основу концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии, следует опираться не на одну теорию, а на ключевые положения различных теорий, которые возможно применить в рамках данного исследования; в существующем виде теории профессиональной мотивации не применимы к личности курсантов Росгвардии, так как не учитывают специфику их будущей военно-профессиональной деятельности; проблему формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии невозможно разрешить единожды, ее необходимо разрешать с учетом изменяющихся условий общества, экономики страны, динамично трансформирующихся ценностных ориентаций курсантов. Анализ теорий деятельности позволил сделать следующие выводы: посредством деятельности курсанты усваивают военно-профессиональный опыт, знания, умения и отношения, необходимые для формирования у них военно-профессиональной мотивации; процесс формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии реализуется во всех видах деятельности (познавательной, учебной, трудовой, военно-профессиональной и др.). В рамках исследования была разработана классификация военно-профессиональных и непрофессиональных мотивов.

Ключевые слова: курсанты вузов Росгвардии, мотивация, военно-профессиональная мотивация, теории деятельности

Для цитирования: Лымарев В.Н., Уварина Н.В. Теоретические детерминанты проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2023. Т. 15, № 1. С. 30-37. Б01: 10.14529/реа230103

© Лымарев В.Н., Уварина Н.В., 2023

Original article

DOI: 10.14529/ped230103

THEORETICAL DETERMINANTS FOR THE FORMATION OF MILITARY AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF RUSSIAN GUARD

V.N. Lymarev1B, vitaliy_1981_03@mail.ru, https://oi-cid.org/0000-0002-1839-6918 N.V. Uvarina2, nuvarina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1490-3302

1Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia 2South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The authors describe the theoretical determinants of the problem of formation of military and professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard. Descriptive and distributive methods allowed the authors to study certain psychological and pedagogical theories and concepts that will reveal all the aspects of the problem of formation of military and professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard. The authors state that the theories of professional motivation and activity theories are the fundamental basis of the concept of military professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard. The analysis of the theories of professional motivation enabled authors to draw the following conclusions: when developing the methodological basis for the concept of formation of military and professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard one should rely on the key provisions of various theories that can be applied within the framework of this study; in its current form, theories of professional motivation are not applicable to the personality of cadets of the Russian Guard, since they do not take into account the specifics of their future military professional activity; the problem of the formation of professional motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard needs time to be solved, it must be tackled taking into account the changing social and economic conditions, and the dynamically transforming values of cadets. The analysis of the activity theories allowed to conclude: through activity, cadets acquire military professional experience, knowledge, skills and attitudes necessary to form military and professional motivation; the process of formation of motivation of the cadets of Military Institutes of Russian Guard is implemented in all types of activities (cognitive, educational, labor, military-professional, etc.). The authors offered a classification of military-professional and non-professional motives.

Keywords: cadets of Military Institutes of Russian Guard, motivation, military professional motivation, activity theories

For citation: Lymarev V.N., Uvarina N.V. Theoretical determinants for the formation of military and professional motivation of cadets of the Military Institutes of Russian Guard. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2023;15(1):30-37. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped230103

Введение

Исследование проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии, как и любого другого социального и образовательного феномена, опирается на существующие научные представления и накопленные теоретические знания о процессах воспитания и обучения в военных вузах, а также военно-профессиональной подготовки курсантов. В рамках данной статьи проанализированы психолого-педагогические теории и концепции, которые позволят всесторонне изучить все аспекты проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Рос-гвардии.

Рассмотрение теорий профессиональной мотивации необходимо, так как в процессе формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии необходимо будет опираться на различные подходы к мотивации, представленные в них, при этом сделав упор на одну из ключевых теорий для выявления содержательного наполнения компонентов мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов. Обращение к исследованиям, посвященным военно-профессиональным и непрофессиональным мотивам военно-профессиональной деятельности, позволит разработать их классификацию и выявить их соотношение, необходимое для успешного процесса формирования военно-

профессиональной мотивации курсантов Рос-гвардии.

Обзор литературы

Применение теорий профессиональной мотивации в реальных процессах, связанных с трудовой и профессиональной деятельностью, с проявлением трудового и профессионального потенциала, возможно с учетом различных аспектов мотивационного процесса и его содержательных элементов. При изучении теорий профессиональной мотивации нас в первую очередь интересует их прикладной аспект и возможность использовать теорию для повышения военно-профессиональной мотивации курсантов.

Перейдем к характеристике представлений ученых на феномен «профессиональной мотивации». В мотивации конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей, предстоящие конкретные формы поведения и виды деятельности человека [5]. Так, С.Н. Силина и К.А. Новоселов [5] под профессиональной мотивацией понимают «действие конкретных побуждений, обуславливающих выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Данный вид мотивации формируется под влиянием факторов окружающей действительности и работы по профориентации» [5, с. 237]. Профессиональная мотивация, с одной стороны, является относительно устойчивой, с другой - изменчива и подвержена влиянию внешних и внутренних факторов [2]. Профессиональная мотивация оказывает значительное влияние на результативность профессиональной деятельности, обуславливает успешность в ней. При этом существует устойчивая тенденция, свидетельствующая о том, что в обыденной профессиональной деятельности наилучшие результаты достигаются при среднем уровне профессиональной мотивации [4].

В ходе обучения в вузе курсантам необходимо найти привлекательные черты, в дальнейшем стимулирующие их в достижении профессиональных целей. В процессе формирования военно-профессиональной мотивации следует исходить из представления, что всеобъемлющей и универсальной теории профессиональной мотивации на данный момент не существует [11]. При разработке концепции военно-профессиональной мотивации мы опирались на ряд положений:

1) разрабатывая методологическую осно-

ву концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Рос-гвардии, следует опираться не на одну теорию, а на ключевые положения различных теорий, которые возможно применить в рамках данного исследования;

2) в существующем виде теории профессиональной мотивации применимы к личности курсантов Росгвардии, так как не учитывают специфику их будущей военно-профессиональной деятельности;

3) проблему формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии невозможно разрешить единожды, ее необходимо разрешать с учетом изменяющихся условий общества, экономики страны, динамично трансформирующихся ценностных ориентаций курсантов.

В рамках исследования нами была разработана классификация теорий профессиональной мотивации с учетом прикладного аспекта (рис. 1).

Каждая из вышеописанных теорий и их классификаций несет прикладное значение для нашего исследования, а различные аспекты данных теорий будут учитываться нами при разработке концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

Проанализировав ряд исследований посвященных профессиональной мотивации курсантов [6-8, 11], мы разработали классификацию военно-профессиональных и непрофессиональных мотивов, которые будут включены в структуру военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии (рис. 2).

Назовем ключевые положения теорий профессиональной мотивации для данного исследования:

1) профессиональная мотивация выступает фундаментом профессионального роста и успешности курсантов Росгвардии;

2) теории профессиональной мотивации имеют прикладное значение для данного исследования, различные аспекты каждой из них будут учтены при разработке концепции военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии;

3) разработанная классификация военно-профессиональных и непрофессиональных мотивов ляжет в основу содержательного наполнения системы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов войск Росгвардии.

Первая групп»

управление профессиональной мотивацией через

активизацию профессионального интереса

Втирая группу

управление профессиональной мотивацией через удовлетворенность

деятельностью и ее результатами

Третья группа

управление профессиональной мотивацией через соотношение внутренних и внешних мотивов

Четвертая группа

управление профессионал ьной мотивацией через развитие учебно-профессиональных взаимодействий и межличностных отношений

Авторы

В, Врум [3], Л,Г. Злравомыслов [38, 1.2], М.Ш. Магомед-Эминов [17, 1.2],

Ф. Тейлор [4], В.А. Ядов [38, 1.2] и др.

Авторы

11, Альдерфер [5], Ф. Герцберг [6], К. Замфир [7], Г. Олпорт [8J и др.

Авторы

Э. Торндайк [9], К. Левин [67, 1.1] Г. Мюррей [ 10] и др.

Авторы

Е.П.Ильин [9, 1.2], Э. Фромм [ il J и др.

Ключевые идеи

мотивация опосредована интересом к труду, профессиональными интересами; мотивация возникает не только из жесткой системы актуальных потребностей, а из-за того, что интересно личности; интерес обуславливает не только как ориентир на выполнение действия, но и как ориентир для выбора стратегии поведения и деятельности

Ключевые идем

мотив деятельности описывается через осознание удовлетворенности ее результатами, при этом удовлетворенность всегда сопрягается с удовольствием от деятельности;

профессиональная деятельность должна осуществляться в позитивном ключе и должна быть связана с личностным и субъективно значимым удовлетворением; выполняемая профессиональная деятельность должна нести удовлетворение и позитивные ЭМОЦИИ, что запустит процесс формирования профессиональной мотивации

Ключевые идеи

мотивация личности определяется внешними и внутренними, отрицательными и положительными мотивами; внутренние положительные мотивы (повышенная самооценка, преодоление трудностей и т.д.), отрицательные (неудовлетворенность собой, внутренний конфликт и т. д.);

внешние положительные мотивы (положительная оценка, похвала), отрицательные (неодобрение, низкая внешняя оценка и т. д.)

Ключевые идеи

существенным элементом профессиональной и трудовой мотивации является установление благоприятных взаимоотношений с руководителями и коллегами по работе;

профессиональная мотивация детерминируется осознанием принадлежности к группе (коллективу), его традициям, установкам;

комфортная обстановка в коллективе является важным элементом устойчивой профессиональной мотивации с отру дни-

Значение дли исследования

управление военно-профессиональной мотивацией возможно при создании ситуации выбора курсантов, детерминирующей интерес к определенному содержанию профессиональной деятельности

Значение для исследования

Создание ситуации успеха эффективный прием управления военно-профессиональной мотивацией, командные методы управления и командная работа в преодолении сложностей при решении профессиональных задач запускает процесс формирования мотивации

Значение для исследования

управление военно-профессиональной мотивацией курсантов будет состоять в «дозированном», обоснованном воздействии на внутренние и внешние, положительные и отрицательные мотивы сообразно педагогической ситуации

Значение для исследования

на этапе профессиональной подготовки возможно управлять развитием мотивации, так как закладываются основы умений работы в коллективе, формируется способность к продуктивным межличностным профессиональным контактам

Рис. 1. Классификация теорий профессиональной мотивации

Военно-профессиональная мотиваций курсантов Росгвардии

Непрофессиональные мотивы

- потребность в безопасности

- потребность сохранения жизни

- потребность поддержания благосостояния

- потребность проявления гуманизма

- потребность поддержания и укрепления здоровья

- потребность проявления национального достоинства

- потребность достижения успеха

- потребность избегания неудачи

- потребность проявления любви и сострадания и др.

\/

Статические военно-профессиональные мотивы

- любовь к Родине

- необходимость поддержания мира

- потребность поддержания справедливости и правопорядка

- возможность принесения пользы людям

- гражданская ответственность

- потребность проявлять законо-послушание и порядочность

- потребность проявления социальной зрелости

- построение профессиональной карьеры

Динами ческие военно-профессиональные мотивы

- необходимость действий по Уставу

- защита чести и достоинства человека

- процветание и безопасность страны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профессиональный интерес

- престижность военной профессии

- потребность в сохранении порядка и дисциплины

- профессиональные идеалы

- потребность проявления лидерских качеств

Рис. 2. Классификация военно-профессиональных и непрофессиональных мотивов

курсантов вузов Росгвардии

Деятельность выступает как продукт усвоения военно-профессиснапьного опыта, посредством включения в разнообразные служебные и оЕразовательные ситуации

В процессе деятельности курсантами усваивается знания, умения, ценности, отношения, опыт, которые являют ся детерминантами военно-профессиональной мотивации вдгрсантов Росгвардии

Значение теории деятельности для процесса формирования военно-ирофесснональной мотивации курсантов Росгварднн

Механизмом возникновения деятельности выступает инт ериоризация внешних условий во внутренние установки, убеждения, качества и свойства, т. е. именно в деятельности формируется ценностное отношение к военно-профе ссионапьной д еятелвности

Обр ае ов ательный процесс военного вуз а является необходимой и достаточной средой, источником становления личности курсантов и развития в оенно-профессионапьной деятельности

Рис. 3. Значение теории деятельности для процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии

Практические аспекты проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов привели нас к необходимости анализа теорий деятельности, так как процесс формирования всегда связан с целенаправленной и организованной деятельностью. Основополагающим для данного исследования является представление о феномене «деятельность» Л. фон Мизеса, который рассматривает деятельность как «целеустремленное поведение, осмысленную реакцию субъекта на раздражение и условия среды, целеустремленное поведение, которое резко констатирует с бес-

сознательным, т. е. непроизвольными реакциями и рефлексами» [3, с. 14].

Имея социальную основу и будучи специфической формой человеческого отношения к миру (преобразование окружающей действительности в соответствии с собственным замыслом), деятельность образует фундамент не только психического развития, но и процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвар-дии, который без нее невозможен [9, 10]. В процессе формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвар-

Цель формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии

Офицерско-

преподавательский

состав

Курсант

Содержание военно-профессиональной подготовки

Рис. 4. Взаимосвязь цели и содержания деятельности по формированию военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии

дии деятельностный подход «исходит из представления о единстве личности с деятельностью, проявляется в многообразии форм деятельности, которые осуществляются с целью изменения в структуре личности» [1, с. 53].

Опираясь на представления ряда ученых [1, 3, 9, 10], мы определили значение теории деятельности для данного исследования (рис. 3).

Взаимосвязь цели и содержания деятельности по формированию военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвар-дии представлена на рис. 4.

Материалы и методы

В статье проанализированы различные научные источники, посвященные теоретическим детерминантам проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. В качестве методов исследования выступили: анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являющиеся основным инструментарием анализа.

Результаты и обсуждение

Итак, назовем значимые для нашего исследования выводы, к которым мы пришли в результате анализа теории деятельности:

1) процесс формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Рос-гвардии представляет собой взаимодействие, в ходе которого интериоризируются военно-профессиональные ценности, нравственные и общественные нормы;

2) посредством деятельности курсанты усваивают военно-профессиональный опыт, знания, умения и отношения, необходимые для формирования у них военно-профессиональной мотивации;

3) процесс формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Рос-гвардии реализуется во всех видах деятельности (познавательной, учебной, трудовой, военно-профессиональной и др.);

4) процесс формирования военно-профессиональной мотивации должен осуществляться в рамках практико-ориентированной деятельности и моделирования военно-профессиональных ситуаций.

Таким образом, теории профессиональной мотивации и теория деятельности выступают фундаментальной основой концепции военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии, отдельные аспекты теорий профессиональной мотивации выступают методологической основой разрабатываемой концепции.

Заключение

1. Исследование проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии, как и любого другого социального и образовательного феномена, опирается на существующие научные представления и накопленные теоретические знания о процессах воспитания и обучения в военных вузах.

2. Теории профессиональной мотивации имеют прикладное значение для данного исследования, различные аспекты каждой из них будут учтены при разработке концепции военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии.

3. Процесс формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Рос-гвардии реализуется во всех видах деятельности (познавательной, учебной, трудовой, военно-профессиональной и др.).

4. В рамках исследования была разработана классификация военно-профессиональных и непрофессиональных мотивов, которые

будут включены в структуру военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Рос-гвардии.

Список литературы

1. Вербицкий, А.А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции /

A.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова //Вестник высшей школы. - 2006. - № 5. - С. 19-25.

2. Ковтуненко, Л.В. Развитие учебно-профессиональной мотивации как компонента профессиональной мобильности курсантов - будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности / Л.В. Ковтуненко, Е.Н. Брюхов, Е.В. Калач // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования. - 2019. - № 4. - С. 45-49.

3. Фон Мизес, Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Л. фон Мизес. - Челябинск: Социум, 2018. - 878 с.

4. Прокофьева, В.А. К вопросу мотивации военно-профессиональной деятельности и ценностных ориентаций курсантов военной образовательной организации высшего образования /

B.А. Прокофьева // Вестник С.-Петерб. воен. ин-та войск нац. гвардии. - 2020. - № 2 (11). -

C. 79-84.

5. Силина, С.Н. Теоретическое и эмпирическое исследование профессиональной мотивации курсантов морских университетов / С.Н. Силина, К.А. Новоселов // Известия Балтийской гос. академии рыбопромыслового флота: психол.-пед. науки (Теория и методика проф. образования). -2019. - № 4 (50). - С. 233-242.

6. Степанищев, А.Г. Особенности профессиональной мотивации у курсантов образовательных учреждений МВД России / А.Г. Степанищев // Вестник учеб. отдела Барнаул. юрид. ин-та МВД России. - 2010. - № 16. - С. 48-55.

7. Сутормин, С.А. Взаимосвязь профессионально важных качеств и мотивации достижения у курсантов ФСИН/ С.А. Сутормин //Науч.-практ. исследования. - 2020. - № 10-7 (33). -С. 27-32.

8. Цветков, В.Л. Профессиональная мотивация курсантов / В.Л. Цветков, В.А. Балашова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - Т. 25. - № 4 (83). - С. 395-401.

9. Solovieva, Yu. Significance o f activity theory concepts ^ for qualitative neuropsychology / Yu. So-lovieva, L. Quintanar Rojas //Lurian Journal. - 2021. - Vol. 2. - No. 1. - P. 21-41.

10. Stetsenko, A. Critical challenges in cultural-historical activity theory: the urgency of agency / A. Stetsenko // Cultural-Historical Psychology. - 2020. - Vol. 16. - No. 2. - P. 5-18.

11. Tan, S.K. Herzberg's Two-Factor Theory on Work Motivation: Does it Works for Today's Environment? / S.K. Tan // Global Journal of Commerce and Management Perspective. - 2013. - No. 2. -P. 18-22.

References

1. Verbitskiy A.A., Larionova O.G. [Humanization, Competence, Context - the Search for the Foundations of Integration]. Vestnik vysshey shkoly [Higher School Herald], 2006, no. 5, pp. 19-25.

2. Kovtunenko L.V., Bryukhov E.N., Kalach E.V. [Development of Educational and Professional Motivation as a Component of Professional Mobility of Cadets - Future Specialists in the Field of Life Safety]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, 2019, no. 4, pp. 45-49. (In Russ.)

3. Fon Mizes, L. Chelovecheskaya deyatel'nost': traktat po ekonomicheskoy teorii [Human Action: A Treatise on Economic Theory]. Chelyabinsk: Sotsium Publ., 2018. 878 p.

4. Prokofeva V.A. [On the Issue of Motivation of Military Professional Activity and Value Orientations of Cadets of a Military Educational Organization of Higher Education]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii, 2020, no. 2 (11), pp. 79-84. (In Russ.)

5. Silina S.N., Novoselov K.A. [Theoretical and Empirical Study of Professional Motivation of Cadets of Maritime Universities]. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki (teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya) [Proseedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences (Theory and Methods of Vacational Education)], 2019, no. 4 (50), pp. 233-242. (In Russ.)

6. Stepanishchev A.G. [Features of Professional Motivation among Cadets of Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridi-cheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Educational Department of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2010, no. 16, pp. 48-55. (In Russ.)

7. Sutormin S.A. [The Relationship of Professionally Important Qualities and Achievement Motivation among Cadets of the Federal Penitentiary Service]. Nauchno-prakticheskie issledovaniya [Scientific Practical Research], 2020, no. 10-7 (33), pp. 27-32. (In Russ.)

8. Tsvetkov V.L., Balashova V.A. (2020) [Professional Motivation of Cadets]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychopedagogy in Law Enforcement], 2020, vol. 25, no. 4 (83), pp. 395-401. (In Russ.)

9. Solovieva Yu., Quintanar Rojas L. Significance of Activity Theory Concepts for Qualitative Neuropsychology. Lurian Journal, 2021, vol. 2, no. 1, pp. 21-41.

10. Stetsenko A. Critical Challenges in Cultural-Historical Activity Theory: the Urgency of Agency. Cultural-Historical Psychology, 2020, vol. 16, no. 2, pp. 5-18.

11. Tan S.K. Herzberg's Two-Factor Theory on Work Motivation: Does it Works for Today's Environment? Global Journal of Commerce and Management Perspective, 2013, no. 2, pp. 18-22.

Информация об авторах

Лымарев Виталий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ, Пермь, Россия.

Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Information about the authors

Vitaliy N. Lymarev, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Fire Training, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia.

Natalya V. Uvarina, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Teacher Training of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

Вклад авторов:

Лымарев В.Н. - написание исходного текста, разработка концепции.

Уварина Н.В. - научное руководство, разработка методологических основ исследования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors:

Lymarev V.N. - writing the original text, developing the concept.

Uvarina N.V. - scientific guidance, development of methodological foundations of the study.

The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 05.01.2023

The article was submitted 05.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.