Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВУЗ РОСГВАРДИИ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ЦЕННОСТИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

Развитие социальной и экономической сферы в современных условиях современной России подвержено глобальным изменениям, которые часто выступают в противоречия со смыслами и ценностями офицерского состава. В таких условиях проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов становится одной из значимых для вузов Росгвардии. Цель статьи - теоретический анализ проблемы формирования военно-профессиональной мотивации и описание выявленных организационно-педагогических условий, повышающих эффективность ее формирования. Военно-профессиональная мотивация выступает фундаментальной основой для проявления у курсантов учебных и профессиональных успехов, постоянного самосовершенствования в военно-профессиональной деятельности. Была выявлена совокупность организационно-педагогических условий формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии: 1) организация в вузе Росгвардии цифрового воспитательного пространства; 2) включение курсантов в социально значимую деятельность; 3) реализация творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов. Выявленная совокупность организационно-педагогических условий повышает эффективность образовательного процесса вуза Росгвардии и положительно сказывается на процессе формирования военно-профессиональной мотивации курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CADETS’ MILITARY AND PROFESSIONAL MOTIVATION AT UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN GUARD

The development of the social and economic sphere in the modern conditions of modern Russia is subject to global changes, which often conflict with the meanings and values of the officer corps. In such conditions, the problem of formation of military-professional motivation of cadets becomes one of the most important for the universities of the Russian Guard. The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of the formation of military-professional motivation and a description of the identified organizational and pedagogical conditions that increase the effectiveness of its formation. Military-professional motivation is the fundamental basis for the manifestation of educational and professional success in cadets, constant self-improvement in military professional activity. A set of organizational and pedagogical conditions for the formation of military-professional motivation of cadets of the Russian Guard was revealed:organization of a digital educational space at the university of the Russian Guard;inclusion of cadets in socially significant activities; 3) realization of creative and research potential of cadets. The identified set of organizational and pedagogical conditions increases the efficiency of the educational process of the National Guard University and has a positive effect on the formation of military professional motivation of cadets.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

УДК 378.14:355.23 ББК 74.48+68.439

В.Н. Лымарев

(Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, Россия) Н.В. Уварина

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

Развитие социальной и экономической сферы в современных условиях современной России подвержено глобальным изменениям, которые часто выступают в противоречия со смыслами и ценностями офицерского состава. В таких условиях проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов становится одной из значимых для вузов Росгвардии. Цель статьи - теоретический анализ проблемы формирования военно-профессиональной мотивации и описание выявленных организационно-педагогических условий, повышающих эффективность ее формирования. Военно-профессиональная мотивация выступает фундаментальной основой для проявления у курсантов учебных и профессиональных успехов, постоянного самосовершенствования в военно-профессиональной деятельности. Была выявлена совокупность организационно-педагогических условий формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии: 1) организация в вузе Росгвардии цифрового воспитательного пространства; 2) включение курсантов в социально значимую деятельность; 3) реализация творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов. Выявленная совокупность организационно-педагогических условий повышает эффективность образовательного процесса вуза Росгвардии и положительно сказывается на процессе формирования военно-профессиональной мотивации курсантов.

Ключевые слова: военно-профессиональная мотивация, вуз Росгвардии, курсанты, военно-профессиональные мотивы и ценности, военно-профессиональная деятельность.

го

со

>

т ±

со ф

р

го Щ

_0

I т

го

I

V.N. Lymarev

(Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia) N.V. Uvarina

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CADETS' MILITARY AND PROFESSIONAL MOTIVATION AT UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN GUARD

The development of the social and economic sphere in the modern conditions of modern Russia is subject to global changes, which often conflict with the meanings and values of the officer corps. In such conditions, the problem of formation of military-professional motivation of cadets becomes one of the most important for the universities of the Russian Guard. The purpose of the article is a theoretical analysis of the problem of the formation of military-professional motivation and a description of the identified organizational and pedagogical conditions that increase the effectiveness of its formation. Military-professional motivation is the fundamental basis for the manifestation of educational and professional success in cadets, constant self-improvement in military professional activity. A set of organizational and pedagogical conditions for the formation of military-professional motivation of cadets of the Russian Guard was revealed:

1) organization of a digital educational space at the university of the Russian Guard;

2) inclusion of cadets in socially significant activities; 3) realization of creative and research potential of cadets. The identified set of organizational and pedagogical conditions increases the efficiency of the educational process of the National Guard University and has a positive effect on the formation of military professional motivation of cadets.

Keywords: military-professional motivation, higher education institution of the Russian Guard, cadets, military-professional motives and values, military-professional activity.

России подвержено глобальным изменениям, которые часто выступают в противоречия со смыслами и ценностями офицерского состава. Ценностные ориентиры курсантов, поступающих в вузы Росгвардии, претерпевают трансформацию, преобладают материальные и гедонистические ценности, что приводит к снижению социального порядка в коллективе и несформированности военно-профессиональной мотивации [8; 20]. В таких условиях проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов становится одной из значимых для вузов Росгвардии.

Цель статьи - теоретический анализ проблемы формирования воен-

но-профессиональной мотивации и описание выявленных организационно-педагогических условий, повышающих эффективность ее формирования. Методы исследования: анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, обобщение, формулировка выводов, выявление организационно-педагогических условий формирования военно-профессиональной мотивации.

В этой статье термин «мотивация» рассматривается как «динамически развивающаяся система, которая состоит из множества внешних и внутренних элементов деятельности, открытая для социального обмена между субъектами управления (стимулирование), объ-

Ci

го

m |_

о о

К CL

m

о

£ ï

S го

^ Si

к ^

s ^

m s

ё I

<u s

I о

I <и

§ &

S i=

СП |

s о

I I

ГО I

О

ектом управления (процесс актуализации потребностей и мотивов) и иными факторами (военно-профессиональная и объективная среда)» [20, с. 91]. Для эффективного выполнения функциональных обязанностей будущим офицерам необходимо обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовки, ведущей детерминантной которой выступает военно-профессиональная мотивация [8].

Военно-профессиональная мотивация взаимосвязана с профессиональной направленностью курсантов, их жизненными устремлениями, целями, установками, ценностными ориентациями, ориентирует их личностные и социальные поступки [1]. Мотив военно-профессиональной деятельности рассматривается как «осознание курсантами собственных побуждений к постановке целей деятельности, действиям, поступкам по достижению этих целей» [12, с. 18].

Военно-профессиональные мотивы и ценности образуют военно-профессиональную мотивацию курсантов. Военно-профессиональная мотивация выступает фундаментальной основой для проявления у курсантов учебных и профессиональных успехов, постоянного самосовершенствования в военно-профессиональной деятельности [8]. При этом под термином «военно-профессиональная мотивация» мы будем понимать «результат процесса осознания и принятия условий и факторов среды личностью курсанта, их содержания и значимости, а также преобразования в активные и побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения, смысл военно-профессиональной мотивации лежит в го нахождении стимулов, жизненных уста-

1. новок личности курсантов» [19, с. 483]. л

На основе анализа научной литера-оо туры было выявлено содержательное наполнение военно-профессиональной мотивации курсантов: ! - удовлетворенность военной про-

фессией, осознание ее ценностей т и смыслов:

- идентификация с военно-профессиональным сообществом;

- стремление к самообразованию и самовоспитанию, достижение высоких результатов в военной профессии;

- оптимальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных способностей курсантов;

- осознание значимости военной профессии для общества, понимание военного долга;

- сформированность волевых качеств личности курсантов, готовность к самопожертвованию при выполнении служебных обязанностей.

Перейдем к характеристике выявленных организационно-педагогических условий формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии. Организационно-педагогические условия можно определить как «совокупность ресурсов, возможностей вуза Росгвардии, реализация которых позволит сформировать военно-профессиональную мотивацию курсантов на уровне, обеспечивающем успешное выполнение ими служебных обязанностей с целью поддержания общественного порядка» [26, с. 108]. Данные условия предполагают наличие военно-профессиональной среды и специально организованного образовательного процесса в вузе Росгвардии, ключевая цель которого - сформированная военно-профессиональная мотивация курсантов [22]. Организационно-педагогические условия предполагают «совокупность целенаправленно сконструированных возможностей, содержания, форм, методов образовательной деятельности, положенных в основу управления и развития процессуального аспекта образовательной системы, реализуемых в рамках заданной педагогической концепции» [9, с. 23].

В рамках данного исследования была выявлена совокупность организационно-педагогических условий формирования

военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии:

1) организация в вузе Росгвардии цифрового воспитательного пространства;

2) включение курсантов в социально значимую деятельность;

3) реализация творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов.

Охарактеризуем каждое из выявленных организационно-педагогических условий подробнее.

Организация в вузе Росгвардии цифрового воспитательного пространства. Цифровая образовательная среда рассматривается как «совокупность информационных систем, которые обеспечивают разноуровневые результаты поставленных задач воспитательной практики» [2, с. 15]. Данная среда подчеркивает возможности для курсантов в нахождении образовательных ситуаций с воспитательным контекстом [11].

Цифровое воспитательное пространство строится на основе принципов:

1) единства (согласованное применение цифровых воспитательных ресурсов и традиционных форм воспитания);

2) доступности (доступность компонентов цифровой воспитательной среды во внутренней информационной сети вуза Росгвардии);

3) открытости (расширение компонентов цифровой воспитательной среды за счет внедрения VR и 3D-технологий);

4) полезности (соответствие компонентов цифровой воспитательной среды целям и задачам воспитательной деятельности в вузе Ро-сгвардии) [2; 11].

Охарактеризуем возможности цифровой воспитательной среды для образовательного процесса вуза Росгвардии [2; 7; 14].

1) возможности свободного проектирования воспитательного контента преподавателями с учетом

интересов курсантов и специфики военно-профессиональной среды;

2) свободное участие курсантов в цифровых воспитательных мероприятиях в удобное для них время, в том числе и внеучебное;

3) привычность цифрового пространства для курсантов, что способствует их вовлечению в воспитательную деятельность, в том числе и в ее традиционные формы;

4) возможность насыщения воспитательной среды патриотическим и социально-значимым контентом, что положительно влияет на формирование ответственного отношения к военно-профессиональной деятельности;

5) увеличение потока воспитательной информации и ее многообразие, курсант строит свое военно-профессиональное поведение на основе анализа обширных источников;

6) возможность для курсантов инте-ориоризации военно-профессиональных ценностей и смыслов за счет взаимодействия с представителями военного сообщества.

Цифровая воспитательная среда повышает качество и доступность воспитательной деятельности для курсантов и преподавателей, позволяет применять инновационные воспитательные технологии (веб-квесты, патриотические интерактивные воспитательные ресурсы, онлайн-экскурсии и др.) [7]. Цифровые воспитательные ресурсы позволяют преподавателям вести тематические блоки по вопросам патриотизма, значимости военно-профессиональной деятельности, специфики обучения в вузе Росгвардии [17].

На основе анализа научных источников было разработано содержательное наполнение цифровой воспитательной среды вуза Росгвардии (рис. 1).

ГО ш о о

К 0_

со о

О го *

к ^

^ ьг

ш ^

§ I

ф ^

о ф

т

I о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I ф

§ &

£ 1=

СП |

^ о

I I

ГО I

о

Рисунок 1 - Содержательное наполнение цифровой воспитательной среды вуза Росгвардии

го

X ^

а го

т

>

т

т

<и а

го Щ

л ^

I 03

Подводя итоги описания данного организационно-педагогического условия, отметим, что цифровая воспитательная среда способствует активному включению курсантов в воспитательную деятельность, а цифровой воспитательный контент позволяет усвоить ценности и мотивы военной профессии, осознать ее значимость для общества.

Включение курсантов в социально значимую деятельность. Включение курсантов в социально-значимую деятельность является ведущим средством социальной успешности курсантов, что предопределяет их проявления как субъекта будущей военно-профессиональной деятельности [16]. Проблема социально значимой деятельности имеет междисциплинарный характер и изучается в рамках социологии, психологии, педагогики, политологии и др. [5].

Понятие «социально значимая деятельность» рассматривается нами, как «более активное, по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе, участие субъекта в работе различных общественных организаций, движениях, молодежных обществах, деятельность которых направлена на благо

общества и предполагает внутреннюю активность личности, ее направленность на созидание и развитие [25, с. 40]. Задача преподавательского состава состоит в побуждении личностной активности курсантов и направлении ее во благо общества, развитии у них самостоятельности и активности [6]. Участие курсантов в социально значимой деятельности способствует осознанию ими ценностей военно-профессиональной деятельности, выделении смысловых аспектов в ней [5].

Социально-значимая деятельность позволяет курсантам апробировать полученные в вузе Росгвардии знания и навыки в военно-профессиональной и социальной деятельности, адаптироваться к условиям современного общества в ходе решения практических задач, освоить новые образцы поведения в коллективе, а также адаптироваться к новой социальной роли в обществе, связанной с защитой прав граждан и поддержания правопорядка и безопасности в обществе, и осознать социальные проблемы в нем [5; 16].

Одной из значимых форм реализации социальной активности курсантов является их участие в волонтерском движе-

нии, которое представляет широкий круг возможностей для их самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества, удовлетворение их альтруистических потребностей [6; 13]. Социально значимая деятельность детерминирует целенаправленную и устойчивую в нравственном отношении позицию личности курсантов, которая способствует возможности противостоять изменениям и угрозам современного общества [16].

Социальная активность курсантов способствует приобретению курсантами таких личностных качеств, как мобильность, креативность, социально-про-

фессиональная ответственность и т.д., а также стремление к личностному и профессиональному совершенствованию [13]. Участие курсантов в социально значимой деятельности способствует «активному поиску и созданию благоприятной среды путем преобразования внешних и внутренних условий развития личности [13, с. 97].

На основе анализа научных источников [10; 13; 21] были выявлены стадии включения курсантов вузов Росгвардии в социально значимую деятельность (рис. 2).

1 стадия

Формирование социально значимых потребностей курсантов в учебной и воспитательной деятельности

АЕ

2 стадия

Ознакомление курсантов с содержанием и формой реализации

социально значимой деятельности

_

3 стадия

Активное участие и освоение курсантами социально значимой деятельности

4 стадия

Совершенствование социально значимой деятельности, совершенствование адаптации к разнообразным социальным и служебным ситуациям

5 стадия

Достижение планируемого успеха и положительного результата социально значимой деятельности, усвоение социально значимых мотивов, ценностей и смыслов_

Рисунок 2 - Стадии включения курсантов вузов Росгвардии в социально значимую деятельность

Таким образом, включение курсантов в социально значимую деятельность способствует формированию у них социальной активности, устойчивой нравственной личностной позиции, осознанию значимости военно-профессиональной деятельности для социума и общества в целом.

Реализация творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов. Творчество выступает одним

из сущностных свойств деятельности, она в полной мере находит отражение в научно-исследовательской деятельности курсантов [4]. Реализация творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов связана с «целенаправленной деятельностью профессорско-преподавательского состава по организации воспитательно-образова-тельногопроцессавузаРосгвардии,ориен-тированной на приобретение курсантами

а

го

ш |_

о о

о; О.

х ш

2 |

о 2Г

^ Я

^ £

£ =

о ГО * &

к ^

т ^

° I

<и ^

^ н

^ о

<и "

^ о

О |

го 5

4 ™

^ I

о о

X о

X <и

§ -&

5 |=

(О |

^ О

X X

га х

£ °

О т

Œ ГО

CQ

>

od

I

со

Œ ГО S _û

I tû

общенаучных умений, исследовательского опыта, осознание значимости творческого потенциала в применении их в процессе военно-профессиональной деятельности» [18, с. 230].

Формы организации творческой и научно-исследовательской работы курсантов в вузе Росгвардии [3; 15; 23] представлены на рис. 3.

Рисунок 3 - Формы организации творческой и научно-исследовательской работы курсантов в вузе Росгвардии

Организация творческой деятельности курсантов способствует формированию глубокой мотивации и личностной заинтересованности в успешном образовательном процессе, а также связана с самопознанием и самореализацией курсантов [15]. Научно-творческий потенциал личности курсантов - это важнейший компонент профессиональной готовности курсантов вуза Росгвардии к будущей военно-профессиональной деятельности [18]. Для обеспечения реализации творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов применяются следующие формы работы с курсантами: формулировка проблемных ситуаций, дебаты, дискуссии, моделирование военно-профессиональных ситуаций, моделирование ситуаций ценностного выбора, творческие задания, исследования, научные проекты [3; 4].

Во время выполнения научных исследований курсанты овладевают навыками

самостоятельного творческого и научного поиска, работы с научной литературой, получают опыт исследовательской работы по выбранной тематике [23]. Развитие творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов подразумевает три этапа: 1) анализ научно-исследовательских и творческих задач и выявление способов их решения с применением цифровых и интерактивных технологий; 2) индивидуальное и групповое самостоятельное решение научно-исследовательских и творческих задач; 3) создание собственных научно-исследовательских и творческих задач [4; 23].

Творческая и научно-исследовательская деятельность курсантов создает условия для переосмысления ценностей и смыслов военно-профессиональной деятельности, а также нового восприятия военной профессии. Данная деятельность курсантов является основой для активизации интеллектуальных ресурсов кур-

сантов, самоактуализации и успешной реализации личностных и профессиональных способностей курсантов в военно-профессиональной деятельности [4; 24]. Научно-исследовательская деятельность курсантов способствует взаимообогащению курсантского коллектива, обмену научными идеями, коллективному решению научных задач [4].

Таким образом, реализация творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов способствует самопознанию и самореализации курсантов, создает условия для переосмысления ценностей и смыслов военно-профессиональной деятельности, а также нового восприятия военной профессии.

Обобщив вышесказанное, подведем итоги проведенного научного исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- военно-профессиональная мотивация выступает фундаментальной основой для проявления у курсантов учебных и профессиональных успехов, постоянного самосовершенствования в военно-профессиональной деятельности;

- совокупность организационно-педагогических условий формирования военно-профессиональной мотивации курсантов Росгвардии представлена: 1) организацией в вузе Росгвардии цифрового воспитательного пространства; 2) включением курсантов в социально значимую деятельность; 3) реализацией творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов;

- цифровая воспитательная среда способствует активному включению курсантов в воспитательную деятельность, а цифровой воспитательный контент позволяет усвоить ценности и мотивы военной профессии, осознать ее значимость для общества;

- включение курсантов в социально значимую деятельность способствует формированию у них соци-

альнои активности, устоичивои в нравственной личностноИ позиции, осознанию значимости военно-профессиональной деятельности для социума и общества в целом; - реализация творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов способствует их самопознанию и самореализации, создает условия для переосмысления ценностей и смыслов военно-про-фессиональнои деятельности, а также нового восприятия военной профессии.

Библиографический список:

1. Андруник А.П., Петкин А.В. Основные пути формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов МВД России: личностно-ориентированный подход // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - Т. 1. - № 11 (11). С. 73-75.

2. Бабушкина Ю.А., Алешина С.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной деятельности // Педагогика: история, перспективы. - 2021. - Т. 4. - № 2. -С. 13-19.

3. Волынкина Н.В., Авдонин В.А., Спиридонов Д.С. Роль информационных технологий в развитии интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 4. С. 15-16.

4. Гарец Д.Б., Горелов А.А., Бородавко Л.Т., Балахонский В.В. О научно-исследовательской деятельности в образовательном пространстве современного вуза и приобщении к ней курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2020. -№ 4 (90). С. 188-194.

5. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Волонтерство как необходимое условие профессиональ-

ч ü го

CG 1_ О

о

К Q_

Ш

о

О го

* а

к ^

m s

§ I

<u s

i о

i <u

§ &

£ i=

СП |

s о

I I

ГО I

О

го х s ü го

m

>

OQ i

<D

ГО

s

_D

i

OQ

ной подготовки специалистов социальной сферы // ЦИТИСЭ. -2022. - № 3 (33). С. 18-28.

6. Дементьева В.В., Плохова К.В. Пси-хокоррекционная работа с детьми дошкольного возраста методом включения в социально значимую деятельность группы // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. - № 2. С. 414-419.

7. Иванова Т.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной практики // В сборнике: Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно-образовательный форум. - Екатеринбург, 2021. - С. 69-72.

8. Кононова Т.А., Фахурдинов Р.Р. Психологическая сущность военно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов // В сборнике: Б.М. Те-плов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова. Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. -2017. - С. 227-232.

9. Кривуть М.Л. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагогов в условиях принятия идей инклюзивного образования // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. -2021. - № 2 (20). С. 22-26.

10. Максимова Е.З., Кузьменко С.А. Социально значимая деятельность как фактор формирования гражданской идентичности кадета // В сборнике: Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2019. - С. 217-221.

11. Матушак А.Ф., Павлова О.Ю., Ахка-мова Ю.А., Зырянова А.В., Алехина

Н.В., Грибачева Н.В., Цилицкий В.С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. -2022. - Т. 12. - № 3. С. 7-30.

12. Найденова И.А., Чайка А.П. Система формирования военно-профессиональной мотивации воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ // Format. Педагогика. - 2019. - № 1 (1). С. 17-20.

13. Пак Л.Г. Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 63-3. С. 96-99.

14. Полякова В.А. Педагогическое управление воспитательным пространством в условиях цифровой трансформации // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 4. С. 49.

15. Романчук В.О. Сущность и специфика развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5. С. 420.

16. Сатов М.К. Факторы формирования социальной успешности курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 1. С. 86-93.

17. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. С. 236.

18. Сидорина Т.В., Руфф Г.В. Основы развития инженерно-творческого потенциала курсантов военных институтов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педа-

гогические науки. - 2022. - № 3 (61). С. 229-232.

19. Талыбов С.О.О., Пономарёв М.А. Военно-профессиональная мотивация как основа для решения задач в воинском коллективе // В сборнике: Молодёжь XXI века: шаг в будущее. Материалы XXII региональной научно-практической конференции. -Благовещенск, 2021. - С. 482-483.

20. Ткачев Р.В. Концептуальная модель мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России // Власть. - 2012. - № 7. С. 90-93.

21. Трубников А.П. Клубный коллектив в системе факторов формирования социальной ответственности личности старшеклассника // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2011. - Т. 17. - № 4. С. 160-164.

22. Хакимова М.Ф. Организационно-педагогические условия подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации образования // Наука и образование сегодня. - 2022. - № 2 (71). С. 70-72.

23. Чернышева Г.Н., Кильдюшевкий М.В., Сафин А.М Практика формирования навыков научных исследований у курсантов военных вузов (на примере ВУНЦ ВВС «ВВА» им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина) // Наука и военная безопасность. - 2018. - № 3 (14). С. 99-105.

24. Шабанов А.Г., Сакулин М.Г. Методика обучения курсантов по индивидуальным планам с использованием «кейс-технологий» // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2020. -№ 3 (24). С. 191-195.

25. Ширяева А.С. Типы систем психологических детерминант поведения личности на примере социально значимой деятельности // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. С. 39-44.

26. Щура Ю.Е. Организационно-педагогические условия формирования универсальных учебных действий на занятиях робототехники // Вопросы педагогики. - 2017. - № 10. С. 108-110.

Поступила 02.03.2023

Об авторах:

Лымарев Виталий Николаевич, доцент кафедры огневой подготовки Федераль- b

ного государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Пермь, Россия), кандидат педагогических наук, e-mail: vitaliy_1981_03@ mail.ru

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Лымарев В.Н., Уварина Н.В. Организационно-педагогические условия формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2023. - Т. 15. - № 1. С. 20-31

References:

1. Andrunik A.P., Petkin A.V. The main ways of formation of military-professional motivation of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a student-

oriented approach // Evraziyskoe Nauchnoe Obyedinenie. - 2015. - Vol. 1. - № 11 (11). P. 73-75. [in Russian].

2. Babushkina Yu.A., Aleshina S.A. Digital educational environment as a new space for educational activities // Pedagogika: istoriya, perspektivy. - 2021. - Vol. 4. - № 2. P. 13-19. [in Russian].

3. Volynkina N.V., Avdonin V.A., Spiridonov D.S. The Role of Information Technologies in the Development of the Intellectual and Creative Potential of Military High School Cadets // Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad. - 2015. - № 4. P. 15-16. [in Russian].

4. Garets D.B., Gorelov A.A., Borodavko L.T., Balakhonsky V.V. On research activities in the educational space of a modern university and the involvement of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in it // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 4 (90). P. 188-194. [in Russian].

5. Gorlova N.I., Starovoitova L.I. Volunteering as a necessary condition for the professional training of social specialists // CITISE. - 2022. - № 3 (33). P. 18-28. [in Russian].

6. Dementieva V.V., Plokhova K.V. Psychocorrectional work with preschool children by the method of inclusion in the socially significant activities of the group // Byulleten nauki i praktiki. - 2018. - Vol. 4. - № 2. P. 414-419. [in Russian].

7. Ivanova T.A. Digital educational environment as a new space for educational practice // Vospitanie kak strategicheskiy nacionalnyi prioritet. Conference proceedings. - Ekaterinburg, 2021. P. 69-72. [in Russian].

8. Kononova T.A., Fakhurdinov R.R. The psychological essence of military-professional motivation of cadets of military universities // B.M. Teplov i sovremennoe sostoyanie differencialnoy psikhologii i differencialnoy psikhofiziologii. Conference proceedings, 2017. - P. 227-232. [in Russian].

9. Krivut M.L. Organizational and pedagogical conditions for the formation of communicative competence of teachers in the context of the adoption of the ideas of inclusive education // Traditsionnye natsionalno-kulturnye i dukhovnye tsennosti kak fundament innovatsionnogo razvitiya Rossii. - 2021. - № 2 (20). P. 22-26. [in Russian].

10. Maksimova E.Z., Kuzmenko S.A. Socially significant activity as a factor in the formation of a cadet's civic identity // Traditsii i innovatsii grazhdanskogo vospitaniya v sovremennom obrazovatelnom prostranstve. Conference proceedings, 2019. - P. 217-221. [in Russian].

11. Matushak A.F., Pavlova O.YU., Ahkamova YU.A., Zyryanova A.V., Alekhina N.V., Gribacheva N.V., Cilickiy V.S. Sravnenie form vospitatelnoy raboty obrazovatelnyh organizatsiy v tsifrovom obrazovatelnom prostranstve i predpochteniyobuchaemyh // Science for Education Today. - 2022. - Vol. 12. - № 3. P. 7-30. [in Russian].

12. Naydenova I.A., Chaika A.P. The system of formation of military-professional motivation of pupils of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation // Format. Pedagogika. - 2019. - № 1 (1). P. 17-20. [in Russian].

13. Pak L.G. Theoretical aspects of the formation of social and professional responsibility of students in extracurricular activities // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2019. - № 63-3. P. 96-99. [in Russian].

S 14. Polyakova V.A. Pedagogical management of educational space in the context of digital □□ transformation // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2022. - № 4. P. 49. [in

^ Russian].

15. Romanchuk V.O. The essence and specificity of the development of the intellectual and creative potential of cadets of a military university in the process of foreign language ^ education // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 5. P. 420. [in Russian].

^ 16. Satov M.K. Factors of formation of social success of military

CO x

university cadets // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2018. № 1. P. 86-93. [in Russian].

17. Safronova A.N., Verbitskaya N.O., Molchanov N.A. Education in the digital space: self-preservation of health //Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 6. P. 236. [in Russian].

18. Sidorina T.V., Ruff G.V. Fundamentals of the development of the engineering and creative potential of cadets of military institutes // Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. - 2022. -№ 3 (61). P. 229-232. [in Russian].

19. Talybov S.O.O., Ponomarev M.A. Military-professional motivation as a basis for solving problems in a military team // Molodyozh XXI veka: shag v budushchee. Conference proceedings. - Blagoveshchensk, 2021. - P. 482-483. [in Russian].

20. Tkachev R.V. Conceptual model of motivation for the military professional activity of officers of the Russian Air Force // Vlast. - 2012. - № 7. P. 90-93. [in Russian].

21. Trubnikov A.P. The Club Team in the system of factors in the formation of social responsibility of the personality of a high school student // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. - 2011. - Vol. 17. - № 4. P. 160-164. [in Russian].

22. Khakimova M.F. Organizational and pedagogical conditions for the training of teaching staff in the context of digitalization of education // Nauka i obrazovanie segodnya. - 2022. -№ 2 (71). P. 70-72. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Chernysheva G.N., Kildyushevsky M.V., Safin A.M. The practice of developing scientific research skills among cadets of military universities (on the example of VUNTS VVS «VVA» named after professors N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin) // Nauka i voennaya bezopasnost. - 2018. - № 3 (14). P. 99-105. [in Russian].

24. Shabanov A.G., Sakulin M.G. Methodology for teaching cadets according to individual plans using «case technologies» // Gumanitarnye problemy voennogo dela. - 2020. - № 3 (24). P. 191-195. [in Russian].

25. Shiryaeva A.S. Types of systems of psychological determinants of personality behavior on the example of socially significant activity // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2010. - № 11. P. 39-44. [in Russian].

26. Shchura Yu.E. Organizational and pedagogical conditions for the formation of universal learning actions in robotics classes // Voprosy pedagogiki. - 2017. - № 10. P. 108-110. [in

Russian].

X

m

About the authors: g S

о

Lymarev Vitaly Nikolaevich, Associate Professor, Fire Training Department, Federal g- m

State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation», Perm, Russia, Candidate of Pedagogy, q. Email: [email protected] |

Uvarina Natalya Viktorovna, Professor, Department of Training Teachers 5 ^ of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, Email: [email protected]

m

<D S ^ H

о

о ф

т s о

О I го 5

ф с

го

For citation: Lymarev V.N., Uvarina N.V. Organizational and pedagogical conditions for the formation of cadets' military and professional motivation at universities of the Russian | g Guard // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2023. - Vol. 15. - No. 1. P. 20-31. S ï

s o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.