ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
© Гончаров В.Н.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Общество представляет собой особый вид реальности, одну из главных форм бытия наряду с природой. В отличие от физического мира, оно существует в форме разнообразных отношений, складывающихся между наделенными сознанием людьми, всегда представляющих собой исторически конкретное единство объективного и субъективного, стихийного и сознательно направляемого. Общество - это развивающаяся система отношений между людьми, формирующаяся в процессе их совместной деятельности.
Понятий, определяющих общество, в научной литературе существует достаточно много. В западной литературе под обществом часто понимают географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное «национальное лицо» [1].
Общество - открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации.
Общество есть особая подсистема объективной реальности, социальная, специфическая форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей [2]. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, то есть его движение, реализуется через деятельность.
В отличие от природы, общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам.
В социально-философском смысле общество - не просто человечество как некий набор социальных элементов и совокупность живущих в нем людей, а целостная система исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных и культурных организаций [3; 4], политических институтов [5], деятельности институтов образования [6-14], групп, движений. Это обособившаяся от природы часть мате-
* Профессор кафедры Философии, доктор философских наук, доцент.
258
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
риального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
Общество - это не только настоящее, но также прошлое и будущее человечества, не только некоторое состояние, но и процесс. Именно поэтому понятия «общество» и «история» нередко используются в социальной науке как тождественные.
Раздел философии, который изучает проблемы общества, называется социальной философией, или философией истории. Социальная философия, в отличие от других наук, изучающих общество, выявляет самые общие основания и начала человеческой истории и жизни современного общества, некоторые общие идеи, закономерности, методологические принципы исследования общественной жизни [15]. При этом она опирается на достижения конкретных наук об обществе, выступая вместе с тем для них методологической базой.
Вопросы о том, что собой представляет общество как особая форма реальности, каково происхождение общества, его существование, в чем природа социального бытия, составляют суть социальной философии. Сюда же относится комплекс проблем исторического характера: вопросы о движущих силах исторического процесса, о его направленности, закономерности, о наличии и проявлениях сознательного начала в истории. Ответы на эти вопросы в значительной степени определяются спецификой общества как объекта социальной философии.
В чем заключается специфика общества по сравнению с природой?
Общество от природы отличает то, что человек (носитель общественных отношений) есть существо, которое наделено сознанием и волей, способностью осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, которые человек ставит перед собой. Отношения между людьми, составляющие содержание общественной жизни, и являют собой результат сознательной деятельности людей. Это значительно усложняет изучение общества и требует применения особых методов исследования. С этим связано другое отличие общества от природы - это его относительная нестабильность, неравномерность, что проявляется в альтернативном характере социального развития. Альтернативность истории состоит в том, что любые условия и обстоятельства содержат в себе возможности различного развития событий. Выявление степени вероятности того или иного пути развития общества выступает одной из задач социальной философии, связанной с целями прогнозирования будущего.
Особенность исторической реальности заключается в том, что история -это создание нового. Социальные закономерности - это закономерности творческой деятельности человека. Бытие нового - это постоянное становление, появление тенденций, их созревание, разрастание, доминирование, затухание, исчезновение. Такая динамичность истории еще более усложняет исследование социальной реальности [16].
Философские науки
259
Одна из особенностей бытия общества состоит в том, что история - всегда уникальный и неповторимый объект изучения. В отличие от социолога, изучающего повторяющиеся в истории события и процессы, философ всегда имеет дело с неповторимыми в истории явлениями, поскольку сама история есть явление единичное, уникальное и неповторимое.
Особенность общества как объекта философского анализа заключается в том, что история - бесконечный процесс. Эго не позволяет представить нам его в законченном, целостном виде и, следовательно, оценить полностью объективно его прошедшие этапы, тенденции будущего. Оценка исторических событий возможна только изнутри, а не извне процесса и осуществляется с позиций настоящего. Это также важно учитывать при обращении к философскому исследованию общества.
Таким образом, социальная реальность весьма отличается от природных процессов и явлений. Это определяет и специфику социального познания по сравнению с естественнонаучным познанием. В обобщенном виде эту специфику можно свести к следующему.
1. Специфика социального познания обусловлена особенностями предмета этого познания, в качестве которых выступают законы общественного развития [17-19]. Специфика законов развития общества состоит в их относительной недолговечности, поскольку они относятся лишь ко вполне конкретному фрагменту бытия, возникшему на определенной стадии развития природы; законы общества действуют не стихийно, как это происходит в неживой природе, а через деятельность наделенных сознанием людей; это способствует формированию особого характера социальных законов как проявление исторической необходимости, которая сама включает сознательную деятельность людей, предполагает свободу воли как форму проявления необходимости.
2. Специфика познания общества получает выражение в особенностях соотношения субъекта и объекта социального познания и социального знания [20]. В социальном познании общество выступает как субъект и как объект познания. Люди одновременно и творят историю, составляя ее основу, выступают ее объектом, и познают эту историю, оценивают ее, являясь субъектом социального познания.
3. Особенность социального познания заключается и в том, что оно в значительно большей мере, чем при познании явлений природы, протекает в атмосфере ценностного отношения субъекта к исследуемой проблеме. Это сказывается на выборе предмета исследования, в постановке цели, в характере выводов и интерпретации результатов познания.
4. Познание социальных явлений в большей степени, чем познание природы, подчинено целям прогнозирования будущего. Данная особенность связана с оценкой обществом самого себя, уровня своего развития, характера взаимоотношений с природой. Прогностическая функция социального
260
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
познания особенно возрастает в связи с обострением глобальных проблем современности [21].
5. Социальное познание требует использования, наряду с общенаучными, таких специфических методов исследования, как метод социальной статистики, социальное моделирование, социологические методы исследования. Важную роль в социальном познании играет исторический подход к исследуемым явлениям, выражающийся в принципе историзма.
Список литературы:
1. Смелзер Н.Д. Социология // Социологические исследования. - 1991. -
№ 2.
2. Бакланов И.С. Биологические и социальные предпосылки экзистенции интеллектуализма // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2004. - № 12. - С. 90-93.
3. Несмеянов Е.Е. Проблема преподавания религиоведения и духовнонравственной культуры в поликонфессиональном регионе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - № 3. - С. 94-95.
4. Несмеянов Е.Е., Колосова О.Ю. Информационная культура в контексте глобальных процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2014. - № 3. - С. 2-4.
5. Камалова О.Н., Карпун А.Б. Основные структурные элементы политической власти // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 1. - С. 87-93.
6. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поколения в условиях поликультурного региона // Наука и современность. -2014. - № 28. - С. 81-85.
7. Говердовская Е. В. К проблеме модернизации высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 57. - С. 96-104.
8. Говердовская Е. В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6. - С. 218-227.
9. Говердовская Е. В. Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 29-34.
10. Говердовская Е. В. Профессиональное образование как средство социализации молодежи и нейтрализации негативных социальных явлений в регионе Северного Кавказа // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 11. - С. 87-92.
11. Кириллова Л. С. Основы формирования и развития социокультурной среды ВУЗа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 189-193.
Философские науки
261
12. Лобейко Ю.А. Паритет здоровьесберегающего профессионального образования будущих педагогов в контексте антропологического подхода // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 4. - С. 33-40.
13. Лобейко Ю.А. Проблема адаптации в условиях современной высшей школы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. -№ 3. - С. 23-25.
14. Лобейко Ю. А. Роль акмеологического подхода и рефлексивной педагогики в профессиональном становлении будущего учителя // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). - С. 204-211.
15. Бакланова О.А. Социальность как проблема социальной философии // Философия права. - 2013. - №5(60). - С. 62-65.
16. Микеева О.А. Анализ методологии и направлений исследований современной социальной реальности // Социально-гуманитарные знания. -2009. - № 9. - С. 241.
17. Колосова О.Ю. Информационное общество: социально-экономический аспект // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 17. -С. 55-57.
18. Колосова О.Ю. Социально-экономические аспекты информатизации общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 7-11.
19. Колосова О.Ю. Информационно-коммуникационное пространство общества: тенденции развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2014. - № 25. - С. 49-54.
20. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Наука. Инновации. Технологии. - 2011. - № 5-1. - С. 167-176.
21. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Социокультурная идентификация: формирование социокультурных ориентиров личности в условиях глобализации // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32. - С. 26-32.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАРАДИГМЫ «WIE ES EIGENTLICH GEWESEN»
В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
© Калашников С.Г.*
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
г. Коломна
В статье анализируются проблемные места классической теории исторического познания wie es eigentlich gewesen, предложенной немецким
* Заведующий кафедрой Философии, истории, политологии и права, кандидат философских наук, доцент.