2. Громыко Н.В. Обучение схематизации. - М.: Пушкинский институт, 2005. - 475 с.
3.Долгоруков А.М. Сase-study как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - 128 с.
4. Кобзарь-Фролова М.Н. О применении интерактивных технологий при преподавании юридических дисциплин магистрам [Текст] / М.Н. Кобзарь-Фролова // Финансовое право. - 2013. - № 7. - С. 21-23.
5. Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции. Словарь терминов. - М.: МГИМО-Университет, 2010. -397 с.
6. Мид Дж.Г. Избранное: сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.
7. Нарутто С. В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 7. - С. 907-916.
8. Фельдштейн Д. И. Доклад в РАО на тему «Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества». 29 октября 2013 года.
9. Интерактивные технологии в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.polymedia.ru/podderzhka/spravochnik/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
© Морозова Т.П.1
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Наука, несмотря на все ее значение в современном мире - не единственная форма его духовного освоения. Для методологии педагогики проблема определения специфики и места научного познания в отличие от других форм отражения действительности - очень сложный вопрос. Педагогическая деятельность - всепроникающая сфера социального бытия, выделяет понятие педагогическое в особую сферу общественного сознания. В этой сфере, в свою очередь, различаются, по край-
1 Директор Центра профессиональной подготовки и переподготовки кадров, доцент кафедры Андрагогики, кандидат педагогических наук, доцент.
ней мере, три формы отражения: отражение педагогической действительности в стихийно-эмпирическом процессе познания; художественно-образное отражение педагогической действительности; отражение педагогической действительности в научном познании.
Ключевые слова наука, познание, научное познание, педагогическая наука, педагогические категории.
Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [1]. Деятельность в сфере науки - научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах [2].
Другой формой является познание стихийно-эмпирическое. Нередко в педагогике эти два вида познания - научное и стихийно-эмпирическое не различают достаточно четко. Процесс научного познания - особый процесс [3]. Он складывается из познавательной деятельности людей, средств познания, его объектов и знаний. Остановимся на отличии научного познания от стихийно-эмпирического. Стихийно-эмпирическое познание первично. Оно существовало всегда и существует поныне. Это такое познание, при котором получение знаний не отделено от общественно-практической деятельности людей [4]. Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами [5]. Из собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действия с ними - их обработки, использования.
Специфика научного познания состоит прежде всего в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей - научных работников. Формой ее осуществления и развития становится научное исследование [6].
В истории науки создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает. К числу средств научного познания относится, например, моделирование, применение идеализированных моделей, создание теорий, гипотез, экспериментирование [7]. Наука в отличие от стихийно-эмпирического процесса познания изучает не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практике, но и те, которые выявляются в ходе развития самой науки. Нередко их изучение предшествует практическому использованию. В науке начинают специально изучать сами результаты познавательной деятельности - научные знания [8]. Научные знания фиксируются не только на естественном языке, как это всегда происходит в стихийно-эмпирическом познании. Используются (например, в математике, химии) также и специально создаваемые символические и логические средства [9].
В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогическая наука пользуется естественным языком, общеупотребительными словами [10]. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобрести неотъемлемое качество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Когда слово общеупотребительной лексики становиться научным термином, оно несет в себе отпечаток огромного научного труда.
Педагогическая деятельность массовая, и она может найти отражение как в научно-теоретическом знании, так и в популярной форме [11]. Необходимость популяризации научных результатов не отменяет научного изложения этих результатов, а предполагает его. Сама эта необходимость появляется, когда есть что популяризировать, то есть уже есть научные непопулярные знания [12]. Стереть различие между педагогической наукой и ее популяризацией - значит возвратить ее в то состояние, когда она наукой еще не стала.
Новое научное знание, которое дает исследователь, требует активного отношения, оно меньше всего приспособлено для пассивного восприятия [13] Без самостоятельного осмысления оно так и останется лежать мертвым грузом, малопонятным собранием ученых рассуждений. Не следует думать, что сказанное не относится к популяризации. Поучительно было бы соотнести с нашей темой то, что говорил В.А. Сухомлинский, да и многие другие, о бесплодности ухищрений педагога, направленных на то, чтобы в своем изложении (рассказе, объяснении) сделать буквально все совершенно понятным, нетрудным и тем самым освободить обучающихся от необходимости мыслить. Усвоения нет, если преподаватель стремится до предела облегчить умственный труд обучающихся.
Существенным недостатком, все более сказывающимся на развитии педагогической науки, является нетребовательность к терминологической однозначности [14]. Известно, что выработка строгой и однозначной терминологии есть непреложное требование научной методологии [15]. Известно и то, что категория, изъятая из целостного контекста науки, перестает быть категорией и становится простым эмпирическим обобщением. В такое положение нередко попадают основные педагогические категории воспитание и обучение, которые иногда получают неоднозначную трактовку даже в рамках одной и той же научной работы [16]. Эмпирическое многообразие в трактовке этих категорий может стать помехой в работе по теоретическому и практическому соединению обучения и воспитания. Имеющаяся педагогическая литература предлагает самые разные дефиниции: термин воспитание употребляется, по меньшей мере, в четырех значениях, обучение трактуется то, как двусторонний процесс (кооперированная деятельность преподавателя и обучающегося), то, как деятельность преподавателя, то, как познавательная деятельность обучающегося.
Эмпирическое знание, если оно включено в систему науки, теряет свой стихийный характер [17]. Если наблюдения за своей работой или работой других педагог-практик осуществляет целенаправленно и систематически, с научных позиций, используя определенные средства научного познания, он получает эмпирический материал, который можно будет использовать для целей теоретического анализа. Однако исследователь, который стремится все теоретические построения выводить только из наблюдений опыта, обрекает себя на малопроизводительный труд, поскольку эмпирическое познание не может само по себе дать знания сущности [18].
Разрабатывая рекомендации относительно того, как следует действовать, чтобы получить лучшие результаты в обучении и воспитании, необходимо иметь в виду, что недостаточность теоретических основ обращения к эмпирии, то есть к непосредственно наблюдаемым фактам педагогической действительности может существенно снизить практический эффект таких рекомендаций. Теория не освобождает от практики, от наблюдений, от эксперимента. Поэтому так остро ощущается необходимость глубокой разработки педагогической теории, когда перед школой ставятся новые практические задачи [19].
Представление о различии, с одной стороны, обыденного, стихийно-эмпирического, с другой - научного процесса познания - лишь первый, хотя и очень важный ориентир для оценки деятельности в области педагогики с точки зрения принадлежности процесса и результатов такой деятельности к сфере науки по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, однозначности терминов [20].
Список литературы:
1. Колосова О.Ю. Наука как открытая система // В сборнике: Культура и общество: история и современность материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции; под ред.: Колосовой О.Ю., Гударенко Р.Ф., Ряснянской Н.А., Красиковой Е.А. - 2013. - С. 32-34.
2. Колосова О.Ю. Особенности экологической науки в современном по-стнеклассическом знании // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. -№ 2. - С. 47-54.
3. Бакланова О. А. Коммунитаризм как философское основание современной теории коллективизма // Научная мысль Кавказа. - 2001. - № 2. -С. 23.
4. Месхи Б.Ч., Несмеянов Е.Е. Теология или лженаука: что на самом деле разрушает отечественное образование // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 4. - С. 82-89.
5. Бакланов И.С., Бакланова О.А. Междисциплинарный принцип философского исследования социальности // В сборнике: Фундаментальная нау-
ка и технологии - перспективные разработки материалы II Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 208-212.
6. Гончаров В.Н. Научно-информационная деятельность: социально-философский анализ // European Social Science Journal. - 2012. - № 11-1 (27). -С. 23-27.
7. Колосова О.Ю. Синергетика - парадигма нелинейности современного знания // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 8. -С. 19.
8. Гончаров В.Н., Лысенко В.В. Общественная информация в контексте научного исследования // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-22. -С. 5044-5048.
9. Гончаров В.Н. Социально-философский анализ понятий «научное знание» и «научная информация» // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 33. - С. 155-159.
10. Редько Л. Л. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза: монография / Л.Л. Редько, А.В. Шумакова,
B.Г. Веселова; М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования Ставропольского края, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Ставропольский гос. пед. ин-т». - Ставрополь, 2010.
11. Говердовская Е.В., Димидова М.А. Педагогические условия формирование личности средствами гуманитарной культуры // В сборнике: ВЫСШАЯ ШКОЛА - РЕГИОНУ. Сборник научных статей. - Пятигорск, 2013. -
C. 27-34.
12. Гончаров В. Н. Понятие информации в современной науке: социально-философский анализ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2012. - №2. - С. 151-155.
13. Бакланов И.С. Социокультурные аспекты функционирования знания в постсовременном обществе // В сборнике: Культура и общество: история и современность материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Под редакцией: Колосовой О.Ю., Гуда-ренко Р.Ф., Ряснянской Н.А., Красиковой Е.А. - 2013. - С. 29-32.
14. Лобейко Ю. А. Психолого-педагогическая готовность выпускников вузов к профессиональной деятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - № 1. - С. 24-28.
15. Камалова О. Н., Жолобова И. К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. -2016. - № 1. - С. 38-48.
16. Микеева О.А. Проблема изучения индивида и субъекта в философии постмодернизма // В сборнике: Философия науки, культуры, языка. Бакланов И.С. Сборник научных статей. - Ставрополь, 2008. - С. 116-119.
17. Говердовская Е.В., Антюхина А.В., Шульженко В.И. Актуальные проблемы духовной жизни личности и общества: региональный аспект. -Волгоград, 2014.
18. Ерохин А.М. Социально-философские аспекты развития культурной сферы общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2016. - № 1. - С. 74-78.
19. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Педагогический аспект межличностного общения в контексте изучения произведений искусства // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-3. - С. 467-470.
20. Ерохин А.М. О понятиях «этнос», «этничность», «этническая идентичность», «нация» в российском социокультурном контексте // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2003. - № 32. - С. 64.
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Османова М.К.1
Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров,
г. Махачкала
В работе автор рассматривает, как развивать культуру речи у учащихся младших классов, как совершенствовать навык чтения и обогатить речевой запас учащихся.
Ключевые слова: фонематический слух, речедвигательный канал, дифференцировать.
Развитие связной речи младших школьников.
С древнейших времён краткость, четкость и простота в изложении мысли почитались высшей степенью добродетелью. Едва ли найдётся сейчас человек, который стал бы отрицать, как важно умело владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово -половина счастья».
Красноречие было в чести во все времена. В разных странах мира во время высочайших взлётов культуры народов появлялась своя наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали высшее, то есть божественное происхождение. Эта наука оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как
1 Старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования.