УДК 001
Гончаров Вадим Николаевич
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии СевероКавказского федерального университета [email protected]
Колосова Ольга Юрьевна
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД РФ [email protected]
Социально-философский
АСПЕКТ НАУЧНОИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Vadim N. Goncharov
Doctor of Philosophy, associate professor, professor at the Department of philosophy, North Caucasian Federal University [email protected]
Ol’ga Yu. Kolosova
Doctor of Philosophy, associate professor, professor at the Department of social and economic and humanitarian disciplines, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia kolosova [email protected]
Social and philosophical
ASPECT OF SCIENTIFIC INFORMATION ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF SOCIAL DEVELOPMENT
Аннотация. Теоретическое и практическое решение проблемы информации в современном мире невозможно без философско-мировоззренческого подхода и учета социально-политических аспектов. По мнению авторов, научноинформационная деятельность, информационная стратегия определяются системой научного мировоззрения, научно-осознанными социальными целями общества.
Ключевые слова: информация, общество, научные знания, научная информация, научная коммуникация, информационная потребность, научно-информационная деятельность
Annotation. The theoretical and practical solution of the problem of information in the modern world is impossible without philosophical and world view approach and the accounting of socio-political aspects. According to the authors, the scientific information activities, information strategy are defined by system of scientific outlook, the scientific and conscious social purposes of the society
Keywords: information, society, scientific
knowledge, scientific information, scientific communication, information requirement, scientific information activities
Философское осмысление научно-информационной деятельности способствует формированию ее теории, лучшему пониманию возможностей и перспектив, механизмов и движущих сил развития научной информации, характера взаимодействия научно-информационной деятельности с материально-производственной и другими видами социальной деятельности.
Значение ценностно-ре^лятивных функций философии нацелены на создание подлинно гуманистического климата в международной системе информации, исключающей возможность использования научной и других видов социальной информации во вред человечеству. Интерес к проблемам информации в науке и других сферах социальной деятельности, к изучению закономерностей развития информационных процессов отражает определенные объективные тенденции повышения их роли в развитии общества. Вследствие информатизации общества изменяется весь уклад жизни, система ценностей, система образования [3]. Процессы информатизации общества заключаются в
более глубоком овладении человечеством информацией в качестве ресурса развития с использованием средств информатики [2] в целях интенсивного роста интеллектуального потенциала культуры, социального познания и на основании этого - гуманистического преобразования всей деятельности людей [8].
Постановка целостного философско-методологического анализа проблем научно-информационной деятельности дает возможность, с одной стороны, провести социально-философский анализ научно-информационной деятельности, а с другой - объективно рассмотреть информационный аспект социальной деятельности, способствующей социализации общества, которая ограничивает негативные последствия преобразовательной активности личности [4].
Становление и развитие теории научно-инфо-мационной деятельности как одного из новых научных направлений современности методологически связано с дальнейшим обобщением понятия
26
информации, а также с обоснованием идеи о том, что всякая целесообразная деятельность включает определенный информационный процесс. Понятие информации является важнейшим в теории научно-информационной деятельности.
Информационные процессы в различных областях социальной деятельности обуславливаются, прежде всего, специфическими социальными закономерностями, ибо они происходят не в некоем абстрактном обществе как кибернетической системе, а в конкретных государствах с определенным социально-экономическим строем и соответствующими формами собственности и классовыми отношениями, существенно влияющими на производство, передачу, распределение и потребление информации, причем общее направление развития обществ определяется производством средств к жизни людей. Среди этих средств существования людей как определенный их момент есть и информация, которая необходимо действует и в процессе производства материальных благ, но ее производство никогда не было основной целью или задачей жизни общества.
Научная деятельность - специфический вид человеческой деятельности, выделившейся на определенном этапе исторического прогресса. Наука представляет собой не какую-то сферу «чистого» познания, а конкретную область социально-детерминированной деятельности по производству знания. Наука есть порождение общества. Она вырастает, в конечном счете, из потребностей материального производства, развивается на основе общественной практики и поэтому в самом широком смысле слова является коллективным субъектом познания о какой-либо области знания, связанной с интуитивным познанием [5]. Наука все больше превращается в производительную силу, а производство все чаще становится «полигоном» для отработки новых научных идей. Наука как деятельность представляет собой компонент целостной системы человеческой деятельности.
Развитие научной деятельности способствует совершенствованию методов экономической и социально-политической деятельности, превращению науки в непосредственную производительную силу. Центральным звеном взаимодействия науки с техникой и производством выступает система научной информации.
Наука как единая система социально-организованной деятельности включается в научно исследовательскую деятельность (экспериментальную и теоретическую), ориентированную на приращение нового знания; научно-организационную деятельность, направленную на осуществление руководства и управление наукой; научно-информационную деятельность, призванную обеспечить информационное обслуживание других видов деятельности; научновспомогательную деятельность, выполняющую все остальные функции обслуживания, помимо собственно информационного обеспечения; научно-педагогическую деятельность, обеспечивающую движение знаний из науки в другие
сферы человеческой деятельности [10]. Основные компоненты и виды научной деятельности взаимосвязаны.
Научная деятельность включена в сложную систему коммуникаций и отношений в сфере науки. С точки зрения информационного подхода ее можно рассматривать и как особую информационную систему, в которой происходит процесс обмена научной информацией.
Истоки возникновения информационной разновидности научного труда связаны также с организационным оформлением научных обществ, академий, научных журналов. Сначала информационное обслуживание развивалось преимущественно в областях естественных наук. Позднее научно-информационная деятельность получила распространение в технических и общественных науках.
Созданию и совершенствованию системы информации сегодня уделяется большое внимание во многих странах. Наряду с развитием национальных систем информации осуществляется и международное информационное сотрудничество.
Накопленный практический опыт научно-информационной деятельности требует логического обобщения, создания системы обобщенного знания, объясняющего закономерности этой деятельности с позиции единого объединяющего начала. Объективные социальные, экономические, научно-технические и другие потребности, породившие практическую информационную деятельность, определяют и ее теоретическое обоснование.
Понятие научно-информационной деятельности может быть раскрыто через ближайшее родовое понятие научной деятельности и видовое отличие. В монографии А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского «Научные коммуникации и информатика» дается следующее определение понятия научно-информационной деятельности: научно-информационная деятельность - это социально-организованная разновидность научного труда, который выполняется в целях повышения эффективности собственно исследований и разработок и заключается в сборе, аналитикосинтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах научной информации, а также в представлении этой научной информации ученым-исследователям в соответствующее время и в удобной для них форме» [9]. Конкретными целями научно-информационной деятельности являются многоаспектный поиск, полный сбор научных источников (документов) информации, систематизация, анализ и синтез, переработка, хранение, воспроизведение, размножение и распространение научной информации.
Г раницы между научно-исследовательской и научно-информационной деятельностью относительны, подвижны. Некоторые виды научно-информационной деятельности (аналитико-синтетическая переработка научных документов, реферирование) выполняются самими исследователями, учеными и специалистами, а не информационными работниками. Научно-информационная деятельность охва-
27
тывает не только совокупность процессов, протекающих в специальных системах информации, но и процессы, связанные с созданием и использованием документальной информации. Важной характеристикой в данном случае является ценность информации. Исследования, посвященные проблеме ценности информации и эффективности информационных процессов, показывают наличие специфических особенностей, характерных для начального периода осмысления проблемы. Всякая достоверная информация, используемая в управлении, несёт в себе зёрна объективной истины и потому является ценной в том смысле, что способствует достижению целей (как ближайших, так и перспективных), стоящих перед обществом, способствует социальному прогрессу [7].
Предметом научно-информационной деятельности являются научные знания, которые включаются ею в систему научных коммуникаций (как части социальных коммуникаций). Наиболее интенсивно и часто включаются в систему научной коммуникации знания, которые характеризуются, прежде всего, истинностью, а также новизной, оригинальностью, отвечают информационным потребностям ученых и специалистов, то есть обладают семантическими и прагматическими характеристиками. В предмет научноинформационной деятельности входит также и информационная потребность, которая выражается в форме информационных запросов. Изучение, обобщение и типизация информационных потребностей ученых и специалистов - одна из важнейших задач научно-информационной деятельности, которая решается с помощью социологических методов. Научно-информационная деятельность начинается с процесса сбора информации по различным каналам, источникам в любом виде. Собранная информация перерабатывается в соответствии с потребностью информационной системы. Полученная информация закрепляется в научных документах. Основными задачами информационного обеспечения теоретической и практической деятельности является поиск, выявление, накопление и изучение источников информации. Конечным результатом научно-информационной деятельности можно считать использование информации в исследовательской или производственной деятельности.
Основная цель научно-информационной деятельности - опережающее отражение, обеспе-
Литература:
1. Бакланов И.С. Эпистемологияеские и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов / ИЮ. Бакланов, О.А. Бакланова, AM. Ерохин // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 2 (21). С. 156-159.
2. Бакл анов И.С. Роль социальных сетей в процессах глобализации / ИЮ. Бакланов, АЛ. Яценко // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. № 4. С. 309-315.
3. Говердовская ES. Ценностные ориентиры обновления содержания высшего профессионального образования на Северном Кавказе // Преподаватель XXI век. 2008. № 1. С. 61-67.
чение всех потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информацией о новых знаниях, опыте и прогнозах в различных сферах человеческой деятельности. В каждом конкретном случае предметом научно-информационной деятельности является лишь часть, некоторое необходимое множество документов. С появлением новой информации может изменяться информационная потребность и соответственно изменяться конкретный предмет научно-информационной деятельности. Потребность возникает как внутреннее состояние субъекта, отражающее реальное расхождение между объективными условиями его жизнедеятельности и субъективными возможностями, и вследствие этого обладает субъектно-объективным характером, «в определенной, фиксирующей этот мир структуре - в языке и в сознании» [1]. «Личностные качества развиваются под влиянием среды, педагогических ситуаций и активности самой личности путем создания тех отношений, которые складываются в результате её деятельности и общения» [6].
Научная деятельность необходимо требует обмена информацией между участниками этой деятельности и между ней и другими сферами общественного производства. Научная информация -это информация не для отдельного ученого как элемента социальной системы, являющегося субъектом познания, а как информация для всего содружества ученых и коллектива людей, использующих ее в производственной деятельности.
В качестве важнейших компонентов в структуре научно-информационной деятельности можно выделить следующие: а) развитие технических средств хранения и передачи информации; в условиях современного научно-технического прогресса этот вид деятельности формируется в целую отрасль; б) систематизация научных знаний, их классификация, каталогизация; в) разработка технических средств информационного поиска и выдачи научной информации; г) обеспечение развития и устойчивости современной науки как информационной системы; развитие опережающего отражения, то есть обеспечение всех потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информацией о новых знаниях, опыте и прогнозах в различных сферах человеческой деятельности.
Literature:
1. Baklanov I.S. Epistemological and linguistic researches in analytical philosophy of science: semantics of constructs / I.S. Baklanov, O.A. Baklanova, A.M. Erokhin // Bulletin of NCSTI. 2015. Vol. 1. № 2 (21). P. 156-159.
2. Baklanov I.S. The role of social networks in globalization processes / I.S. Baklanov, A.L. Yatsenko // Personality. Culture. Society. 2010. Vol. 12. № 4. P. 309-315.
3. Goverdovskaya E.V. Valuable reference points of updating of the content of higher education in the North Caucasus // The Teacher the XXI century. 2008. № 1. P. 61-67.
28
4. Говердовская Е.В. Профессиональное образование как средство социализации молодежи и нейтрализации негативных социальных явлений в регионе Северного Кавказа. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 11. С. 87-92.
5. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 68-71.
6. Лобейко ЮЛ. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования // European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46). С. 282-284.
7. Матяш Т.П. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе»? / Т.П. Матяш, Д.В. Матяш, Е.Е. Несмеянов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 3. С. 11-18.
8. Микеева О.А Анализ парадигмальных оснований социокультурного подхода в социальном познании // Научная мысль Кавказа. 2009. № 1. С. 45-48.
9. Михайлов А.И. Научные коммуникации и информатика / АН. Михайлов, АН. Черный, Р.С. Ги-ляревский. М. : Наука, 1976.
10. Урсул АД. Философия и интегративнообщенаучные процессы. М. : Наука, 1981.
4. Goverdovskaya E.V. Professional education as a means of socialization of youth and neutralization of the negative social phenomena in the region of the North Caucasus // Bulletin of the Baltic Federal University of I. Kant. 2007. № 11. P. 87-92.
5. Kamalova of O.N. Problem of intuitive knowledge of irrational philosophy // Humanities, Social-economic and Social Sciences.2010. № 4. P. 68-71.
6. Lobeiko Yu.A. Social activity of the personality in the society: social and pedagogical aspects of formation // European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46). P. 282-284.
7. Matyash T.P. Is the Aristotle's thought of «good» society» relevant? / T.P. Matyash, D.V. Matyash, E.E. Nesmeyanov // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2012. № 3. P. 11-18.
8. Mikeeva O.A. The analysis the paradigmatic bases of sociocultural approach in social knowledge // Scientific thought of the Caucasus. 2009. № 1. P. 45-48.
9. Mikhailov A.I. Scientific communications and informatics / A.I. Mikhailov, A.I. Chernyi, R.S. Gi-lyarevskii. M. : Science, 1976.
10. Ursul A.D. Philosophy and integrative and general scientific processes. M. : Science, 1981.
29