Научная статья на тему 'Социально-философский аспект исследования общества'

Социально-философский аспект исследования общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1073
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончаров В. Н.

Философское исследование общества предполагает построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний. К таким категориям относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации. Далее важно отметить, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в максимально развитой форме, выявить законы его движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философский аспект исследования общества»

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

© Гончаров В.Н.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Философское исследование общества предполагает построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний. К таким категориям относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации. Далее важно отметить, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в максимально развитой форме, выявить законы его движения.

Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде.

В различных философских учениях основания выработки подобной модели неодинаковы. Главным образом, можно говорить о трех важных позициях. Во-первых, натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями. Во-вторых, идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н.А. Бердяев утверждает, что историческая действительность есть «... особая и высшая духовная действительность» [1]. В-третьих, материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи. Она задает исходные принципы подхода к изучению реальной истории общества. Первое значение термина «общество» - отдельное конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения -общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования.

Философская методология не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, тем не менее, она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

* Профессор кафедры Философии Гуманитарного института, доктор философских наук, доцент.

Рассмотрим соотношение материальной основы общества и сознания. Решение вопроса об этом соотношении - необходимый компонент построения идеальной модели общества. Если за исходное берется сознание и в нем видится конечная причина всего происходящего в истории, то это один исходный пункт в анализе определенной ситуации, а значит, и в решении той или иной возникшей проблемы. Напротив, если за основу общества берутся его материальные устои, то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же проблемы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеальной модели общества в задачу первостепенной важности.

Речь идет о том, чтобы философско-социологическая теория общества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного анализа каждой конкретной ситуации в сложной общественной жизни. Общество - это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Так как это система, то ее основу составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота; во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы; в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокир-пичиков системы.

Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Человек - это главный краеугольный устой общества [2]. Свою роль субъекта истории он реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Общественные отношения - это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-производственной деятельности, экономической деятельности, социальной деятельности, политической деятельности [3], образовательной деятельности [4; 5; 6; 7], духовной жизни [8]. При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, то есть складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, складываются, возникают лишь, проходя через сознание, на

базе определенных идей и взглядов. Итак, определяющие элементы общества как системы - человек, деятельность, общественные отношения.

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Как совокупность всех социальных процессов общественная жизнь является объектом изучения разных общественных дисциплин. В сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией, которая, основываясь на принципе антропоцентризма, изучает состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом [9]. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого человека как общественного существа.

Как социальная материя общественная жизнь является высшей формой движения материального мира. Общество возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалась как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, политические институты. Общество имеет особый механизм передачи информации и способ наследования. Но самое главное отличие социальной материи от других ее форм движения состоит в том, что она включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, сознание, которые в своем взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Причина появления подобных взглядов проста: «часть» и «целое» - одни из самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие «система» - более позднего происхождения и сложнее для понимания. Общество есть целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию составляющих его людей, особый субъект, развивающийся по собственным, только ему присущим законам. Подобную точку зрения нередко именуют социологическим реализмом.

Исследователи, рассматривавшие общество как единое целое, не сводимое к сумме составляющих его индивидов, с неизбежностью задавались вопросом об основе его целостности. Дюркгейм Э. настаивал на том, что общество пред-

ставляет независимую от индивидов, внеиндивидуальную и надындивидуальную реальность. Эта особого рода реальность, не сводимая к другим ее видам, включена в универсальный природный порядок. Социальная реальность столь же устойчива и основательна, как все другие виды реальности и соответственно так же, как и они, развивается по определенным законам.

Под «элементом» или «частью» обычно понимают мельчайшую частицу системы. Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, другие философы и социологи Х1Х-ХХ веков. При рассмотрении общества выделяют обычно два основных аспекта - структуру общества и его изменение.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Изменяясь в том или ином отношении, общество всегда находится в состоянии подвижности. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровня стабильности. Иначе, как доказывает диалектика, превышение меры ведет к значительным качественным изменениям, что для такой сложной иерархической системы, как общество, может быть сопряжено с большими проблемами и грозит самому его существованию.

Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. При взаимодействии этих сторон общественной жизни ведущей стороной в социальном процессе является материально-производственная или экономическая, то есть производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг [10; 11; 12]. Материальное производство создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит общественный характер и определяет взаимодействие людей в процессе их воздействия на природу, преобразования материала природы в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Однако в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках ведущую роль играет духовная сфера [13]. В зависимости от того, на каком уровне понимания - сознательном

или бессознательном - осуществляет человек свою деятельность, зависят ее результаты как в глобальных, так и локальных масштабах. Общественная жизнь - это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переходы одного в другое.

Общество - постоянно развивающаяся система. Оно в процессе своей эволюции последовательно проходило определенные закономерные этапы, зафиксированные в социальной науке в социокультурных цивилизационных критериях. Каждый новый этап цивилизационного процесса [14] характеризовался освоением более высоких технологий, с соответствующим им техническим обеспечением, усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определенными формами коллективной общественной деятельности. Но главными показателями в развитии общества всегда являлись характер общественных отношений, уровень духовности человеческого фактора [15] и демократичности социальных структур. Отличительные черты современного общества - глобальные масштабы производства (материального и духовного), информационно-технологический способ воспроизводства всей системы общественных отношений, утверждение демократических форм жизнедеятельности, опережающее развитие науки и духовной культуры в целом по отношению ко всем остальным сторонам его жизни [16].

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990.

2. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.

3. Камалова О.Н., Карпун А.Б. Основные структурные элементы политической власти // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 1. - С. 87-93.

4. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поколения в условиях поликультурного региона // Наука и современность. -2014. - № 28. - С. 81-85.

5. Говердовская Е. В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6. - С. 218-227.

6. Кириллова Л. С. Основы формирования и развития социокультурной среды ВУЗа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 189-193.

7. Лобейко Ю. А. Проблема адаптации в условиях современной высшей школы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. -№ 3. - С. 23-25.

8. Ерохин А. М. Культурологический аспект формирования религиозного сознания // European Social Science Journal. - 2013. - № 11-1 (38). - С. 15-19.

9. Бакланова О.А. Тенденции социальной философии: западный и российский опыт осмысления постмодернизма // Философия права. - 2011. -№ 5 (48). - С. 23.

10. Колосова О.Ю. Информационное общество: социально-экономический аспект // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 17. -С. 55-57.

11. Колосова О. Ю. Социально-экономические аспекты информатизации общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. -С. 7-11.

12. Колосова О. Ю. Информационно-коммуникационное пространство общества: тенденции развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2014. - № 25. - С. 49-54.

13. Несмеянов Е. Е. Проблема преподавания религиоведения и духовно-нравственной культуры в поликонфессиональном регионе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - № 3. - С. 94-95.

14. Колосова О. Ю. Духовно-экологическая детерминация современного цивилизационного развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 14. - С. 104-109.

15. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. Науки о духе и природе в неклассической философии: критерии различия и проблема статуса // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 16-20.

16. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Социокультурная идентификация: формирование социокультурных ориентиров личности в условиях глобализации // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32. - С. 26-32.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ГЛОБАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

© Колосова О.Ю.*

Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь

Человечество в конце XX века столкнулось с проблемами, от решения которых зависит его будущее. Это так называемые глобальные проблемы, к числу которых относятся проблемы войны и мира, экологии, здравоохранения, энергетических ресурсов. Сущность их состоит

* Профессор кафедры Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.