Научная статья на тему 'Образы птиц и зверей в резном декоре деревянной архитектуры западносибирских городов конца xix —второй половины xx в'

Образы птиц и зверей в резном декоре деревянной архитектуры западносибирских городов конца xix —второй половины xx в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1067
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЗНОЙ ДЕКОР / МОТИВЫ ОРНАМЕНТА / ПТИЦЫ / ЗВЕРИ / FRETWORK / MOTIVES OF THE ORNAMENT / BIRDS / BEASTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чуйко Лариса Владимировна

В статье рассматриваются мотивы древнерусского орнамента изображения птиц и зверей в резном декоре западносибирских городов конца XIX начала XX в. На основе натурных материалов автор характеризует некоторые варианты декоративных композиций, включающих эти мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The images of birds and beasts in the fretwork of wooden architecture of West-Siberian cities in the end of the XIX— the second half of the XX centuries

The article analyses the motives of Old Russian ornament — the images of birds and beasts in the fretwork of wooden architecture West-Siberian cities in the end of the XIX — the second half of the XX centuries. On the ground of visual materials, author defines some variants of decorative compositions including this motives.

Текст научной работы на тему «Образы птиц и зверей в резном декоре деревянной архитектуры западносибирских городов конца xix —второй половины xx в»

УДК 72.04

Л. В. ЧУЙКО

Омский государственный технический университет

ОБРАЗЫ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ В РЕЗНОМ ДЕКОРЕ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ ГОРОДОВ КОНЦА XIX -ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

В статье рассматриваются мотивы древнерусского орнамента — изображения птиц и зверей в резном декоре западносибирских городов конца XIX — начала XX в. На основе натурных материалов автор характеризует некоторые варианты декоративных композиций, включающих эти мотивы.

Ключевые слова: резной декор, мотивы орнамента, птицы, звери.

Значительная часть мотивов резного декора старинной деревянной архитектуры западносибирских городов восходит к традиционному русскому орнаменту, где образы птиц с древнейших времен играли значительную роль. В декоративно-прикладном искусстве Древней Руси представлен широкий круг их стилизованных изображений, то вполне узнаваемых — утка, гусь, петух, сокол [1], то сказочных (Сирин и Алконост). Как и все персонажи языческой мифологии, птицы олицетворяли два мировых начала — добро и зло [2]. Поэтические образы светлых птиц символизировали благие небесные стихии (свет, ветер, дождь) и покровительство высших сил; их изображения широко использовались в народном искусстве как знаки-обереги (резьба и роспись по дереву, керамика, вышивка). С течением времени они утратили сакральное значение, но необычайная художественная выразительность обусловила их широкое применение в декоративном оформлении одежды, жилища и предметов бытового обихода.

Домовая резьба западносибирских городов конца XIX — второй трети XX в. свидетельствует о том, что на территориях Зауралья сохранялась общерусская архитектурно-декоративная традиция оформления жилища, прежде всего в расположении украшений и основных мотивах резного декора. В соответствии с этим изображения птиц встречаются на фронтонах, очельях наличников, ставнях, створках ворот. Однако при значительном сходстве орнаментальных мотивов, декоративных композиций и техники исполнения в архитектурной резьбе западносибирских городов отчетливо проступают отличия, обусловленные комплексом географических, экономических и социально-культурных условий, определявших особенности исторического развития того или иного центра.

Самые красивые птицы с длинными «павлиньими» хвостами на данный момент известны в Томске (ул. Красноармейская, 67а). Они симметрично расположены на карнизах фронтонов двухэтажного купеческого дома и напоминают сказочную Жар-птицу; преобладающая в Томске техника ажурной пропильной резьбы делает их облик особенно эффектным и запоминающимся (рис. 1).

Художественная традиция домовой резьбы Томска сложилась на фоне активного развития торговли и формирования купеческого сословия, что имело следствием потребность в красивых, нарядных особняках, которые под влиянием русского стиля Ропета-Гартмана приобретали в конце XIX в. явное сходство с былинными хоромами.

Одной из особенностей культурной жизни Томска на рубеже XIX —ХХ вв. было постоянное присутствие профессиональных архитекторов, получивших прекрасное столичное образование (в основном петербургское, в Академии художеств и Институте гражданских инженеров). Они работали как для Сибири в целом, так и для города, где жили; в их числе были известные зодчие А. Д. Крячков, Ф. Ф. Гут, К. К. Лыгин, В. Ф. Оржешко. Благодаря этому обстоятельству в городе появились замечательные дере-

Рис. 1. Изображение птиц в декоративном оформлении деревянного особняка. 1910-е гг. Томск

вянные особняки, построенные по их проектам, поднялся общий художественный уровень застройки: последнее было также связано с повышением профессиональной культуры столяров и резчиков, которых готовили на месте, в томских ремесленных училищах1.

Следует также упомянуть, что Томск был единственным в Сибири городом, где в конце XIX в. существовали два высших учебных заведения: университет и технологический институт — это еще раз

подтверждает высокий интеллектуальный потенциал культурного ядра городской среды.

В Барнауле, центре Алтайского края, одном из крупнейших промышленных городов Западной Сибири в XIX в., сохранился ряд интересных памятников жилой деревянной архитектуры. Основной техникой выполнения домовой резьбы является накладная пропильная резьба.

Здесь зафиксирован другой, не менее примечательный вариант композиции с двумя птицами

Рис. 2. Изображения птиц на очельях наличников. Кон. XIX - нач. XX века (?). Барнаул

б

а

Рис. 3. Изображения птиц в домовой резьбе западносибирских городов: а, б — Тара (2-я пол. XX в.); в, г — Тобольск (1-я пол. XX в.; из архива В. П. Тоболякова); д — Сургут (2-я пол. XX в.)

д

Рис. 4. Изображения драконов и «богини» на плечиках наличника «конем». 1910-е гг. Омск

Рис. 5. Изображения драконов и «богини» на прямом карнизе наличника. 1910-е гг. Омск

Рис. 6. Изображение драконов и «богини» на очелье наличника. Кон. XIX - нач. XX в. Тобольск (из архива В. П. Тоболякова)

Рис. 7. Головы драконов в декоративном оформлении деревянного особняка В. Ф. Оржешко. 1907 г. Томск

Рис. 8. Изображения драконов в декоративном оформлении деревянного особняка («Дом с драконами»). 1915 г. Омск

Рис. 9. Изображения драконов в альбоме образцов В. Минетти. 1913-1914 гг.

Рис. 10. Тератологические изображения на аттике калитки. Кон. XIX - нач. XX в. Тобольск (из архива В. П. Тоболякова)

(ул. Анатолия, 107). Характерной особенностью изображения является то, что головы птиц повернуты в противоположные стороны; завитки их пышных «кудрявых» хвостов заполняют все нижнее поле щитка (рис. 2 а).

Более скромная, но не менее оригинальная трактовка присуща декоративной композиции на очелье наличника соседнего дома (ул. Анатолия , 105). Фигуры птиц имеют здесь двоякое изображение — в нем можно видеть симметрично расположенных пернатых или некое фантастическое звериное существо с раскинутыми крыльями и широко разверстой пастью (рис. 2 б).

Несмотря на наличие ярких примеров, нельзя не признать, что такого рода «роскошные» изображе-

Рис.

11. Изображения зверей в западносибирской городской домовой резьбе второй трети XX в.: а — Тара; б — Тобольск (из архива В. П. Тоболякова)

ния в рассматриваемом периоде скорее являются исключением, а не правилом в сохранившихся натурных и архивных материалах западносибирской домовой резьбы (в Тобольске, Тюмени, Омске и Таре не отмечены).

В 1930 — 1950-е годы в обиходе западносибирской домовой резьбы повсеместно появляются незамысловатые, но симпатичные изображения стилизованных голубков, курочек, петушков, уточек (рис. За —д).

Образ птицы утратил мифологическую глубину символа, обнаруживая несомненное тяготение к земному, бытовому началу, и приобрел понятный каждому «домашний» характер — так же как солярный знак на определенном этапе развития народной культуры в русле христианской религии стал обозначать не могущественное верховное божество языческого пантеона, а доброе и ласковое солнышко.

Помещенные на наличниках фигурки домашних или «вольных» (в нашем примере кулик и чайка) птиц хорошо сочетались с другими мотивами — растительными, геометрическими, стилевыми. В таких композициях могло быть проявлено и некоторое сюжетное начало, как на рис. 3 д — чайка, летящая над волнами.

Не будучи широко распространенными, такие композиции, тем не менее, присутствуют в домовой резьбе большинства городов Западной Сибири.

В зооморфных мотивах западносибирской архитектурной резьбы наблюдается уже описанная тенденция: в период с конца XIX в. по 1910-е гг. преобладают тератологические изображения, позднее появляются узнаваемые образы домашних животных (конь) или мелких лесных зверей (белка, заяц).

В тератологических мотивах наиболее распространенными в Западной Сибири вариантами являются образы змея-ящера, хранителя вод в славянской мифологии, и крылатого змея-дракона [3]. Фигура змея обычно стилизована и трансформирована до такой степени, что превращается в завиток; крылья едва заметны, образ узнается скорее ассоциативно — по сильному пружинистому изгибу и характерному движению, направленному к центру. Изображение змея чаще всего встречается в композиции, восходящей к ритуалам древней земледельческой магии: в центре фигура «богини» плодородия, по обе стороны симметрично расположены всадники или священные животные (кони, птицы).

В Омске и Таре самым характерным вариантом такого рода [4] вплоть до второй половины XX в. являются выполненные в технике сквозной пропиль-ной резьбы стилизованные изображения дракона на плечиках наличника, обращенные к фигуре «богини» в центре карниза (рис. 4).

Реже использовалось в Омске и Таре обращение к дракону более узнаваемого облика, с четко обозна-

ченными крыльями, при этом змей может приобрести достаточно определенные «птичьи» черты (рис. 5).

В обследованных материалах резного архитектурного декора Томска, Тюмени, Тобольска, Кургана, Сургута, Барнаула изображения драконов на плечиках и карнизах наличников встречаются значительно реже, они более характерны как фрагменты декоративных композиций на очелье, выполненных в технике накладной пропильной резьбы (рис. 6).

Другим вариантом является «археологическое» изображение дракона, имеющее аналогии с историческими артефактами, — его представляет оформление деревянного двухэтажного особняка архитектора В. Ф. Оржешко в Томске, построенного по проекту владельца в 1907 г. и сохранившегося до нашего времени на ул. Красноармейской, 60 (рис. 7).

Основным украшением здания служат головы драконов на коньках крыши, выполненные в технике сквозной пропильной резьбы и почти буквально воспроизводящие фигурные коньки деревянной церкви XII в. в Боргунде (Норвегия)2.

В первых десятилетиях XX в. в Сибирь, благодаря Транссибирской железнодорожной магистрали, постоянно поступали разнообразные журналы и специализированные издания, содержащие образцы декоративного оформления деревянных сооружений от жилых домов до садовых беседок и заборов. Заказчики могли найти в них оригинальные предложения на любой вкус; яркий пример выполнения домовой резьбы по образцу — оформление небольшого деревянного особняка в Омске (ул. Мичурина, 48, 1915 г.). Основным мотивом резного декора являются впечатляющие фигуры драконов с зубастыми пастями и большими мощными крыльями (рис. 8).

Образцом в данном случае послужил альбом образцов В. Минетти, изданный в Петрограде предположительно в 1914 г. [5]. Изображенные на рисунке фигуры драконов служили кронштейнами для подвешивания фонарей на башенке (рис. 9), но в омском особняке они стали опорами балкона и украшениями карнизов наличников.

Уникальные в обследованном материале загадочные существа, расположенные на аттике калитки у одного из домов в Тобольске (рис. 10) больше всего напоминают крылатых геральдических зверей (львов?) Западной Европы.

Время создания этих персонажей неопределенно — они не соответствуют центральному фрагменту и либо были перенесены с более раннего сооружения (возможно, 1900— 1910 гг.), либо выполнены по какому-то образцу в более позднее время.

По сравнению с грозными стражами тобольской калитки особенно трогательными кажутся зверюшки на карнизах и очельях наличников: их изображения

б

а

встречаются в резном декоре городских и сельских жилых домов 1920— 1960-х гг.

Они радуют бесхитростным желанием изобразить любимых с детства представителей животного мира «как настоящих» (рис. 11). Однако при всей своей наивной жизнерадостности эти обаятельные персонажи свидетельствуют об угасании великой древней традиции украшения жилища, наследие которой постепенно становится достоянием узкого круга знатоков народного декоративно-прикладного искусства. Проблема сохранения и возрождения ценнейшей части наследия отечественной художественной культуры требует пристального внимания со стороны искусствоведов, профессиональных художников и специалистов в области художественного образования.

Примечания

1 По данным Памятной книжки Западно-Сибирского учебного округа, в Томске в 1896 г. было открыто трехклассное ремесленное училище со столярной мастерской. В программу обучения входили рисование и геометрия — эти предметы в первые годы вел архитектор Ф. Ф. Гун, выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров (см.: Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. — Томск, 1897. - С. 102-105).

2 Изображения этой уникальной церкви и ее резного декора были опубликованы в журнале «Зодчий», органе Санкт-

Петербургского института гражданских инженеров, в первый год его существования (см.: Китнер И. Древние деревянные церкви Норвегии: путевые заметки// — Зодчий. — 1872. — № 3. — Приложение «Отдел исторический». — Лист № 7.

Библиографический список

1. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство / В. М. Василенко. — М. : Искусство, 1977. — С. 186, 189, 194—197, 200, 201, 258, 267, 268, 400.

2. Афанасьев, А. Н. Баснословные сказания о птицах / А. Н. Афанасьев // Древо жизни: избр. статьи / А. Н. Афанасьев. — М. : Современник,1982. — С. 120 — 134.

3. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1988. — С. 278 — 293.

4. Чуйко, Л. В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX —вторая половина XX в. / Л. В. Чуйко. — М. : Наука, 2005. — С. 176 — 179.

5. Минетти, В. Деревянная архитектура. Фасады и детали внешней архитектуры / В. Минетти. — Пг. : Изд-во М. Г. Стра-куна, Б.г. — С. 3.

ЧУЙКО Лариса Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.12.2012 г. © Л. В. Чуйко

Книжная полка

Чуйко, Л. В. История шрифта : учеб. пособие / Л. В. Чуйко 2012. - 115 c. - ISBN 978-5-8149-1352-4.

ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ,

Пособие содержит обширную информацию по истории письменности, материалам и инструментам рукописного и печатного шрифта, классификации и правилам построения шрифтов, включает большое количество иллюстраций, наглядно подтверждающих основные положения представленного материала. Предназначено для студентов специальности 070601 «Дизайн» и обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 072500.68 «Дизайн», профиль «Графический дизайн», всех форм обучения.

Рашевская, М. А. Компьютерные технологии в дизайне среды / М. А. Рашевская. - М. : Форум, 2012. - 298 c. - ISBN 978-5-91134-227-2.

В книге рассмотрены программы, необходимые для создания проектов по дизайну среды. Автор подробно останавливается на тех их функциях, которые используются в процессе подготовки изображений при разработке дизайнерами своих проектов. Все эти функции рассматриваются на практических примерах: разработка дизайна интерьеров, ландшафтного дизайна, дизайна малых форм и текстиля. В книге также имеется краткий справочник команд для каждой из программ.

Кичигина, А. Г. Неоархаика в контексте современной региональной культуры. Основные характеристики и анализ на примере современного искусства Сибири : моногр. / А. Г. Кичигина. -Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 200 c. - ISBN 978-3-8433-2408-3.

Необходимым следствием продолжающейся глобализации современной культуры сегодня становится постоянное возрастание интереса к проблемам этнической самобытности, сохранения идентичности региональной культурой, к проявлениям традиционной культуры во всех сферах жизнедеятельности человека, в частности, в художественной сфере. В монографии определена сущность и проанализирована специфика неоархаики как феномена современного сибирского искусства, охарактеризованы процессы, связанные с художественным освоением древнейших мифологических образов в современном изобразительном искусстве Сибири, прослежены историко-культурные этапы трансляции и интерпретации мифа и основных архетипов, выделены особенности регионального прочтения архетипов, раскрыты причины актуализации архаического наследия Сибири в современном региональном искусстве. Широкий спектр проявлений феномена неоархаики в современном сибирском искусстве проиллюстрирован богатым визуальным рядом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.