Научная статья на тему 'Фронтоны и аттики в оформлении деревянной архитектуры городов Западной Сибири конца XIX - начала XX в'

Фронтоны и аттики в оформлении деревянной архитектуры городов Западной Сибири конца XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
484
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / ЗАПАДНОСИБИРСКИЕ ГОРОДА / ФРОНТОН / АТТИК / РЕЗНОЙ ДЕКОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чуйко Лариса Владимировна

Статья содержит анализ основных особенностей фронтонов и аттиков характерных элементов жилой деревянной архитектуры в городах Западной Сибири конца XIX начала XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты этих выразительных деталей, их значение в композиции зданий и некоторые аспекты резного декора (мотивы орнамента и технические приемы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frontons and Attics of Wooden Houses in Western Siberian Cities in the end of the XIXth - the early XXth Centuries

The article analyses the main features of frontons and attics as typical details of wooden houses in Western Siberian cities in the end of the XIXth the early XXth centuries. The author bases her analysis on architectural measurements, and reveals some widespread types of frontons and attics of the period. She also reveals their significance for composition of a building. There are described ornamental motifs and masters’ working techniques.

Текст научной работы на тему «Фронтоны и аттики в оформлении деревянной архитектуры городов Западной Сибири конца XIX - начала XX в»

деталь 1 деталь 2

280 у ^_Ш:

Рис. 5. Картуши с фронтончиков на главном фасаде

Список использованных источников

1. Герасимов А.П. Усадьба второй половины XIX — начала XX в. в Томске. Проблемы сохранности памятников деревянного зодчества // Историческая наука на рубеже веков: материалы Всероссийской научной конференции. — Томск, 2001. — Т. 4. — С. 57-68.

2. Паровая типография П.К. Орловой. Список улиц гор. Томска с поименованием домовладельцев и указания деления на полицейские, мировые и следственные участки. Составлен по распоряжению Томской городской управы. — 1908. — С. 32.

3. Романова Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее. — Томск: Изд-во Томск. гос. архитек.-строит.ун-та, 2004. — 218 с.

УДК 72.04 ББК 85.11

Л.В. Чуйко, г. Омск

Фронтоны и аттики в оформлении деревянной архитектуры городов Западной Сибири конца XIX — начала XX в.

Аннотация

Статья содержит анализ

основных особенностей фронтонов и аттиков — характерных элементов 223

жилой деревянной архитектуры в городах Западной Сибири конца XIX — начала XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты этих выразительных деталей, их значение в композиции зданий и некоторые аспекты резного декора (мотивы орнамента и технические приемы).

Ключевые слова: деревянная архитектура, западносибирские города, фронтон, аттик, резной декор.

Основной массив застройки западносибирских городов конца XIX — начала XX в. составляли простые по форме и конструкции деревянные жилые дома, происходящие от древнего сруба-клети. В целом внешний облик обывательских жилищ не отличался разнообразием — оригинальность объемно-пластической композиции была более свойственна особнякам, проекты которых создавали профессиональные архитекторы. Однако выходящие на улицу парадные фасады часто имели декоративные дополнения, придававшие им нарядность и не то чтобы торжественность, но особую эмоциональную приподнятость. Такими элементами были фронтоны и аттики, украшенные орнаментальными композициями в технике пропильной и накладной рельефной резьбы.

Замкнутый треугольный фронтон, обусловленный наличием двускатной крыши и предусматривающий наличие слухового окна, был одним из самых характерных элементов в деревянном зодчестве городов Западной Сибири указанного периода (рис. 1). Однако наряду с традиционной конструкцией крыши широкое распространение приобрело четырехскатное покрытие на стропилах, и вопрос устройства слухового окна в этом случае позволяла решить дополнительная конструкция на основном скате крыши — двускатный выступ, образующий над центром фасада фронтон, служащий композиционным и декоративным акцентом. Если здание имело крупные размеры, например было двухэтажным, то фронтоны могли располагаться также над боковыми входами и ризалитами. Этот прием широко использовался во всех западносибирских городах. Фронтон такого рода мог иметь различную конфигурацию — треугольный, треугольный с одинарным или, реже, двойным изломом (рис. 2).

Нередко в городской деревянной архитектуре применялись небольшие треугольные выступы карниза, напоминающие фронтоны, но имеющие только декоративное значение (рис. 3).

В конце XIX в. художественное оформление фронтонов и выступов карниза обычно было сравнительно несложным и заключалось в резном обрамлении слухового окна и ажурных подзорах. В 1900-1910-е гг. декоративные решения становятся более изощренными, появляются ажурные дополнения в просвете тимпана (подзоры, стяжки, сплошное «кружевное» заполнение) и накладные узоры на его плоскости; иногда полностью покрывающие поле.

В зависимости от местных эстетических предпочтений, обусловленных различными объективными и субъективными факторами, в резном убранстве деревянных домов наряду с общерусской традицией проявлялись собственные характерные черты; многое зависело от социального статуса, доходов, образованности, кругозора и вкуса заказчика, многое — от профессионального уровня и знаний мастеров, значительную роль играла разнообразная визуальная информация. В каждом крупном центре Западной Сибири сформировался собственный «почерк» оформления деревянных построек: для резного декора Тюмени определяющей чертой является скульптурная выразительность высокого динамичного рельефа, для Тобольска — сочетание накладного рельефа и про-пильных узоров, томская архитектурная резьба демонстрирует богатство удивительных ажурных узоров, омско-тарская отмечена сдержанностью и преобладанием графических эффектов в накладных пропильных орнаментах, новониколаевские мастера использовали все разнообразие техник и художественных приемов, существовавших в домовой резьбе соседних городов на начало XX в.

Местные особенности отчетливо проявляются в оформлении аттиков, заимствованных народными мастерами из декоративного арсенала каменной архитектуры. Аттик в городской деревянной архитектуре Западной Сибири конца XIX — начала XX в. — это дощатый щит, обычно с фигурным верхним краем, размещенный над центром продольного фасада дома или над боковым входом, таким образом, он является своего рода заменой фронтона в композиции стены (рис. 4).

Как правило, аттик состоит из трех частей: трех щитов или щита в обрамлении двух «пилонов» — в этих случаях оформление бывает особенно интересным. Верхний край аттика может быть

дугообразным, килевидным, воспроизводящим очертания барочных фронтонов. На его обширной плоскости выполняются масштабные резные композиции, соответствующие времени, стилистике, местным особенностям архитектурного декора. Их основу составляют традиционные и стилевые мотивы орнамента — солярный знак, растительные побеги, «занавес», вазон с цветком, встречаются несложные геометрические разработки.

Иногда фронтоны и аттики использовались одновременно и составляли замечательные по оригинальности композиции на углах здания. Примером может служить один из красивейших деревянных домов Томска, где угловые башенки имеют эффектное окружение из треугольных выступов карниза и миниатюрных аттиков, украшенных тонкой пропильной резьбой (рис. 5).

Рис. 1. Фронтон дома с двускатной крышей. Тобольск. Конец XIX в. Снимок из архива В.П. Тоболякова — тобольского писателя, автора книг «Беседы о Тобольске и его исторических окрестностях: размышления о предназначении Царственной Столицы Сибири» (Екатеринбург, 2002 г.) и «Письма тоболякам»

(Екатеринбург, 2011 г.)

Рис. 2. Фронтоны домов с четырехскатной крышей. Конец XIX — начало XX в.: а — Тобольск (снимок из архива В.П. Тоболякова); б — Омск; в — Тара

Рис. 3. Декоративные выступы карниза в форме фронтонов. Конец XIX в. — 1910-е гг.: а, б — Барнаул; в, г — Томск; д — Новосибирск

H

Рис. 3 г

Рис. 3 д

Рис. 4 б

Рис. 4 д

Рис. 5. Выступы карниза и аттики в деревянной архитектуре Томска. Конец XIX — начало XX в.

Список использованных источников

1. Чуйко Л.В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX — вторая половина XX в. — М.: Наука, 2005. — 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.