Научная статья на тему 'Деревянная архитектура Тюмени конца ХIХ - начала ХХ в'

Деревянная архитектура Тюмени конца ХIХ - начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1657
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНЬ / TYUMEN / ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / WOODEN ARCHITECTURE / УСАДЕБНАЯ ЗАСТРОЙКА / MANOR BUILDING / ДЕРЕВЯННАЯ РЕЗЬБА / WOODEN CARVING / СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ / HERITAGE PRESERVATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пухлякова Мария Юрьевна, Ситникова Елена Владимировна

Статья посвящена изучению деревянной архитектуры Тюмени конца ХIХ начала ХХ в. с целью выявления проблем сохранения подлинности историко-культурнорго наследия в исторических городах России. Неудовлетворительное техническое состояние исторической деревянной застройки, перенаселённость, некомпетентно выполняемые реставрации приводят к массовым утратам деревянной архитектуры. Всё меньше остаётся подлинной резьбы, которая при «реставрации» заменяется на новую, не несущую никакой исторической ценности. В результате изучения деревянной архитектуры Тюмени удалось выявить её индивидуальные архитектурно-художественные особенности и обозначить проблемы, связанные с сохранением этого ценного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wooden Architecture of Tyumen Late in the 19th and Early 20th Centuries

The article is devoted to the wooden architecture of Tyumen late in the 19th and early 20th centuries and shows the problem of conserving the originality of historical cities of Russia. Insufficient serviceability of wooden architecture, overpopulation, unsuitable restoration techniques lead to huge losses of valuable historical and cultural heritage. We see less and less authentic wooden carving replaced by new one without any historical value. A study of Tyumen wooden architecture indicates its individual properties and problems connected with preserving wooden cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Деревянная архитектура Тюмени конца ХIХ - начала ХХ в»

УДК 72.035/.036 (571.1/.5):691.11

М.Ю. ПУХЛЯКОВА, Е.В. СИТНИКОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ТЮМЕНИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В.

Статья посвящена изучению деревянной архитектуры Тюмени конца XIX - начала XX в. с целью выявления проблем сохранения подлинности историко-культурнорго наследия в исторических городах России. Неудовлетворительное техническое состояние исторической деревянной застройки, перенаселённость, некомпетентно выполняемые реставрации приводят к массовым утратам деревянной архитектуры. Всё меньше остаётся подлинной резьбы, которая при «реставрации» заменяется на новую, не несущую никакой исторической ценности. В результате изучения деревянной архитектуры Тюмени удалось выявить её индивидуальные архитектурно-художественные особенности и обозначить проблемы, связанные с сохранением этого ценного наследия.

Ключевые слова: Тюмень; деревянная архитектура; усадебная застройка; деревянная резьба; сохранение наследия.

Для цитирования: Пухлякова М.Ю., Ситникова Е.В. Деревянная архитектура Тюмени конца XIX - начала XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 1. С. 32-46.

M.Yu. PUKHLYAKOVА, E.V. SITNIKOVA, Tomsk State University of Architecture and Building

WOODEN ARCHITECTURE OF TYUMEN LATE IN THE 19th AND EARLY 20th CENTURIES

The article is devoted to the wooden architecture of Tyumen late in the 19th and early 20th centuries and shows the problem of conserving the originality of historical cities of Russia. Insufficient serviceability of wooden architecture, overpopulation, unsuitable restoration techniques lead to huge losses of valuable historical and cultural heritage. We see less and less authentic wooden carving replaced by new one without any historical value. A study of Tyumen wooden architecture indicates its individual properties and problems connected with preserving wooden cultural heritage.

Keywords: Tyumen; wooden architecture; manor building; wooden carving; heritage preservation.

For citation: Pukhlyakova M.Yu., Sitnikova E.V. Derevyannaya arkhitektura Tyumeni kontsa XIX - nachala ХХ v. [Wooden architecture of Tyumen late in the 19th and early 20th centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 1. Pp. 32-46. (rus)

Русское деревянное зодчество признано уникальным явлением мировой культуры. Уходящее корнями в глубину веков, к самым истокам русской государственности и национальной самобытности, оно по-настоящему народно, демократично и чрезвычайно разнообразно по своим формам.

© Пухлякова М.Ю., Ситникова Е.В., 2018

Основная масса деревянной застройки, дошедшей до нашего времени, относится преимущественно к концу XIX - началу ХХ в. В этот период уже все значимые для города объекты возводили в камне. Однако большинство обывательских строений, составляющих городские усадьбы, продолжали строить из дерева. В камне возводили только постройки, предполагающие повышенную пожарную опасность. К ним относились склады, торговые лавки, магазины и некоторые производственные объекты, например кузницы. Жить предпочитали в деревянных домах [5]. Результатами развития традиций художественной обработки дерева, начатой еще в XVII столетии, стали объекты деревянного зодчества, получившие ныне статус памятников архитектуры. Понимание материала, знание особенностей «поведения» дерева, свободное и профессиональное владение им позволили мастерам создать неповторимые и гармоничные произведения.

Архитекторы, изучающие историко-культурное наследие Тюмени, С.П. Заварихин и Б.А. Жученко отметили, что «среди всего многообразия русского деревянного зодчества архитектура Тюмени занимает особое место, выделяясь удивительной сочностью и плотностью объемной резьбы при относительной простоте самого здания» [2].

Тюменское деревянное зодчество весьма разнообразно, в его декоре нашли отражение различные архитектурные тенденции развития архитектуры рассматриваемого периода. Здесь, как и в некоторых других сибирских городах, наблюдается свой особенный, свойственный только местному региону характер деревянного декора. Начиная от мотивов и техники исполнения резьбы до пропорций и художественного оформления наличников, можно выделить местные традиционные особенности, которые не встречаются в других регионах страны.

Актуальность исследования заключается в набирающем темп процессе утраты подлинных объектов деревянного зодчества. Всё меньше остаётся оригинальной деревянной резьбы, которая при «реставрации» заменяется на новую, не несущую никакой исторической ценности. В статье авторы впервые дают всестороннюю характеристику ряда купеческих усадеб, выполненных в дереве, делая акцент на проблеме их сохранения.

Всего в муниципальной собственности находится 58 таких объектов, 36 из них являются объектами регионального значения, 15 используются как жилые помещения, 16 закреплены за муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления, 13 переданы в пользование третьим лицам, два объекта отнесены к имущественному комплексу.

Цель работы - подчеркнуть уникальность деревянной архитектуры Тюмени конца XIX - начала XX в. и выявить проблемы ее сохранения.

Задачи исследования:

- выявить основные стилистические направления в деревянной архитектуре Тюмени;

- определить особенности деревянных построек Тюмени в усадебных комплексах, построенных на средства купечества;

- выявить проблемы сохранения исторической деревянной застройки г. Тюмени.

К концу XIX столетия главная улица Тюмени - Царская (совр. ул. Республики) была уже плотно застроена двухэтажными кирпичными зданиями, среди которых изредка попадались деревянные дома. Это были главным образом купеческие особняки с жилыми помещениями в верхних и торговыми в нижних этажах. Застройка остальных улиц была сплошь деревянная, с редкими вкраплениями кирпичных зданий [7].

Строительство деревянных домов велось по красной линии застройки квартала. Дома объединялись заборами и воротами, а внутри усадеб располагались места для садов и огородов, дворы с флигелями и хозяйственные постройки. Таким образом выстраивались целые кварталы, некоторые сохранились до наших дней. Одной из важных проблем данного типа застройки являлись пожары - огонь по заборам и хозяйственным постройкам переходил от дома к дому, поэтому в одном квартале могли стоять дома разного времени.

Образ жизни и деятельности тюменских купцов естественным образом отразился на формировании среды обитания. Строя для своих нужд жилые, торговые дома, магазины, торговые лавки, склады, промышленные предприятия, купцы оказывали значительное влияние на формирование облика города. Чаще всего эти здания были каменными или выполнялись в сочетании с деревом на втором этаже. В отличие от них, жилые дома купцов были преимущественно деревянными. Они располагались в городских кварталах, приближенных к центру. Купеческие особняки отличались от общей массы деревянных домов более усложненной объемно-пространственной композицией, ярко выраженным силуэтом, богатой пластикой фасадов с резным декором [6].

Основные стилистические направления в деревянной архитектуре Тюмени

В первой половине XIX в. деревянные здания воспроизводили формы архитектуры классицизма, повторяя в общих чертах каменную застройку. Таких домов в Тюмени сохранилось уже немного, т. к. большинство из них либо были перестроены к концу XIX в., либо сгорели, а на их месте появились нарядно украшенные образцы эклектики. Большой процент утрат классицистической деревянной застройки приходится и на советский период, когда не обладающие пышным декором постройки сносились как фоновые объекты, не имеющие ценности. Поэтому сохранившиеся до настоящего времени деревянные дома, выполненные в стиле классицизм, являются наиболее ранними и редкими постройками.

В настоящей статье рассмотрено несколько жилых усадебных домов, выполненных в стиле классицизм.

- Жилой дом М.С. Керженцева по ул. Пристанской, 1. Это полуто-раэтажный деревянный на каменном цокольном этаже дом с мезонином, датируется 1880 г. Деревянный этаж и мезонин обшиты профильной доской, симметричная композиция главного фасада завершается треугольным классическим фронтоном, карнизы декорированы сухариками, наличники также выдержаны в стилистике классицизма (рис. 1).

Рис. 1. Жилой дом М.С. Керженцева по ул. Пристанской, 1. Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

- Усадьба по ул. Энгельса, 38, принадлежала с 1901 г. тюменскому врачу А.Н. Климшину. Главный дом - деревянный на кирпичном цоколе, в четыре окна по главному фасаду и щипцовой крышей. Сруб обшит вертикально профильной доской, углы дома оформлены классическими пилястрами. Треугольный классический фронтон с полукруглым слуховым окном украшен стилизованным солярным знаком, выполненным с помощью клиновидной обшивки (рис. 2).

Рис. 2. Жилой дом и наличник усадьбы А.Н. Климшина по ул. Энгельса, 38. Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

Наличники окон также выполнены по мотивам классицизма - простые, прямоугольного очертания с профилированными карнизами, однако навершия, типичные для Тюмени, покрыты глухой резьбой в виде «полусолнца» (рис. 2).

- Жилой дом из бывшей усадьбы купцов Колокольниковых, расположенной на берегу р. Туры в границах улиц Челюскинцев, 1, - Дзержинско-

го, 6, - пример позднего классицизма. Это деревянное одноэтажное на кирпичном цокольном этаже здание с крестообразным мезонином. Наличники основного этажа с развитой уже подоконной доской, также украшенной глухой резьбой в виде овального «солнца», подчёркивают тюменский колорит (рис. 3). В настоящее время дом полностью перестроен в процессе реставрации и является новоделом.

Рис. 3. Жилой дом усадьбы Колокольниковых в границах улиц Иркутской, Ильинской и Садовой (совр. ул. Челюскинцев, 1, - ул. Дзержинского, 6). Фото М.Ю. Пухля-ковой, 2017 г.

К усадебным домам, выполненным в стилистике классицизма, относятся также:

- Жилой дом по ул. Береговой, 145, - рубленное полутораэтажное здание с мезонином, построен в 1860-1880-е гг.

- Полутораэтажный деревянный дом с мезонином Ф.И. Ушакова по ул. 25 лет Октября, 42, - ул. Орджоникидзе, 2.

Как и в других исторических городах, деревянная архитектура Тюмени славится пышно убранными объектами, выполненными в эклектике, к ним относятся:

- Усадебный жилой дом купца первой гильдии, гласного городской думы В.П. Буркова по ул. Дзержинского, 28-30, построен в конце XIX в. Жилой дом является одним из ярких примеров тюменского деревянного зодчества. Располагаясь на пересечении улиц, здание имеет два главных фасада со сходной архитектурно-художественной композицией. Нарядность постройке придаёт богато украшенный парапет с фигурными аттиками и ограждением с точёными балясинами. Оконные проёмы оформлены наличниками с пышной объемной резьбой и разных очертаний. Особый интерес представляет прируб с главным входом, декорированной объемной резьбой с деревянным резным козырьком (рис. 4). Однако поздняя мелкоразмерная обшивка и некачественно выполненная окраска портят впечатление.

Рис. 4. Жилой дом и наличники усадьбы В.П. Буркова по ул. Садовой (совр. Дзержинского, 28-30). Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

- Жилой дом В.С. Поповой по ул. Володарского, 7, датирован 1911 г. Это деревянное на кирпичном цокольном этаже здание с ярко выраженным архитектурным элементом в виде углового полукруглого эркера. Пластика фасада построена на контрастном сочетании строгой геометрии наличников, украшенных крупными объемными деталями, с широким двухъярусным фризом с ажурной пропильной резьбой. Яркими элементами композиции являются детали парапета - изящные башенки-фонарики, фигурный аттик с тонкой резьбой и совершенно воздушное металлическое ограждение (рис. 5).

Рис. 5. Дом В.С. Поповой по ул. Знаменской (совр. ул. Володарского, 7). Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

Интересными объектами эклектики также являются:

- Дом Плотниковых по ул. Госпаровской, 29, датируется концом XIX -началом XX в., принадлежал семье тобольских купцов. Двухэтажное деревянное здание, на фоне строгих фасадов которого выделяются резные наличники.

- Дом Игнатьевых по ул. Ленина, 46, - пример сочетания элементов барокко и классицизма.

- Дом Е.Ф. Бобковой - С.Д. Машарова по ул. Луначарского, 22, и другие.

В начале ХХ в., с появлением модерна, деревянная архитектура Тюмени

пополнилась такими изысканными особняками, как

- Жилой дом тюменского купца, владельца пеньково-канатного завода Н.О. Сергеева, в комплексе усадьбы по ул. Дзержинского, 12-14, построен в 1909 г. Этот одноэтажный с мезонином объем имеет ярко выраженные элементы модерна, а именно: асимметричная композиция здания, округлые очертания окон, орнамент ажурной металлической решётки балкона, плоский линейно-графический декор парадных дверей. Главным акцентом дома является висячий балкончик-фонарик с шатровым завершением, покрытым металлической черепицей, который поддержан подобным завершением выступающего ризалита с главным входом (рис. 6).

Рис. 6. Жилой дом в комплексе усадьбы по ул. Садовой (совр. ул. Дзержинского, 12-14)

- Главный дом в комплексе усадьбы М.И. Карташева по ул. Челюскинцев, 3-5, построен в 1911-1912 гг. Двухэтажное деревянное здание с двумя ризалитами выделяется оригинальными приемами модерна, не имеющими больше аналогов в других постройках города. Асимметричная композиция главного фасада подчёркивает функциональное распределение помещений. Своеобразный декор карниза в виде тянутых линий придаёт зданию графич-ность, свойственную модерну (рис. 7).

- Одноэтажный жилой дом В.Ф. Аверкиева по ул. Камышинской, 24, -Орловская, 34, построенный в 1913 г., представляет собой традиционный городской дом с вальмовой крышей, однако выразительные криволинейные очертания наличников с тонкой линейно-графической резьбой характерны для стиля модерн. Козырёк над главным входом в дом не сохранился (рис. 8).

Рис. 7. Главный дом в комплексе усадьбы М.И. Карташева по ул. Челюскинцев, 3. Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

Рис. 8. Жилой дом В.Ф. Аверкиева и наличник по ул. Камышинской, 24, - Орловская, 34. Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

Примерами жилых домов в стиле неоклассицизм являются: - Жилой дом в комплексе усадьбы купцов Колокольниковых по ул. Республики, 18, который представляет собой одноэтажный на каменном цокольном этаже объем. Деревянный этаж дома обшит профильной доской (видимо, поздней), ризалит, акцентирующий ранее здесь располагавшийся вход, украшен выразительным аттиком с барочными волютами, а парапетные столбики - изящными резными вазонами, свойственными неоклассицизму (рис. 9).

Рис. 9. Усадьба купцов Колокольниковых по ул. Царской (совр. ул. Республики, 18-20).

Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

- Дом П.Г. Катаева - М.Е. Дементьева по ул. Дзержинского, 26, построен в середине XIX в. Это полутораэтажное на цокольном этаже здание с деревянным фасадом, оштукатуренным «под камень», с характерными для данного стилевого направления декоративными элементами, такими как колонны, межоконные фигурные филенки, пояски, широкий фриз с подкарнизными кронштейнами. Мезонин с треугольным фронтоном над балконом и со стилизованными колоннами отсылает к примерам образцового строительства. Таких деревянных домов со штукатурной отделкой в настоящее время практически не осталось, тогда как в середине XIX в. (во времена строительства по «образцовым проектам») они были широко распространены.

Декоративные элементы деревянных домов

По традиции в деревянной постройке резьбой украшались наличники, подзоры, пилястры. Украшением городского дома можно назвать и обшивку, скрывающую бревна сруба, на фоне которой резные элементы выделяются особенно чётко.

Большой выразительностью отличались наличники окон и парадные крыльца. Наличники одного дома могут иметь своеобразную иерархию в декоративном решении: на главном фасаде - наличники с большим количеством резных деталей, на боковом и дворовом фасаде - скромнее и проще. Окна нижнего этажа часто отличаются от верхнего, т. к. высота помещений, в зависимости от функции, была различной (рис. 10).

Ворота, калитки, заборы декорировались в соответствии с общим замыслом. Особую выразительность городским деревянным зданиям придают аттики различной конфигурации, балюстрады, раскреповка карнизов, балконы, объёмы крытых крылец, мезонины, ризалиты, эркеры. Постройки возво-

дили мастера из народа, и в декоре многих тюменских домов, как бы он пышен ни был, можно ощутить народную основу. Кроме того, дерево как строительный материал предполагало свой особый масштаб и определенный ритм, основанный на народных представлениях о мере и красоте [8].

Рис. 10. Фрагмент фасада флигеля усадьбы Миншутиных на ул. Водопроводной, 37 (слева); фрагмент фасада жилого дома усадьбы Козловых на ул. Тургенева, 9 (справа). Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

В декоративном убранстве деревянных зданий Тюмени можно встретить различные влияния. Следует сказать, что народные мастера создали особый стиль в деревянной архитектуре города, исполненный выразительности и благородства. Прав был известный исследователь народного искусства Д.А. Болдырев-Казарин, писавший: «Заслуга не в том, чтобы создать своё искусство только из своих элементов, а в том, чтобы суметь в полном окружении других художественных культур сохранить его и, просочившееся извне, впитать в порядке своеобразной художественной диффузии и сделать своим» [1].

Для идентификации имени мастера объекта можно выделить два направления:

- отмечая характерные приёмы и особенности в самой резьбе - рассматривая декор, можно найти отличие творческого почерка мастера;

- поиски документального подтверждения причастности - работа с архивными документами.

Следует также отметить, что при богатом декоре наличников жилых домов г. Тюмени, являющихся основными акцентами на фасадах, карнизы, подзоры, пилястры решаются достаточно строго и лаконично. А в случаях скромного декора наличников большее внимание уделяется карнизам и подзорам, оформлению входных групп.

Деревянная резьба Тюмени

Деревянная резьба Тюмени представляет ценнейший пласт культурного наследия Сибири и России в целом. Кандидат искусствоведения Е.М. Козлова-Афанасьева выделяет в общей картине тюменской архитектурной резьбы три основных направления.

Первое направление представлено глухой резьбой, мотивы которой включают стилизованные изображения солнца, занавеса, растительного орнамента. В этом направлении выделяется плосковыемчатая резьба строгого геометрического характера, сохраняющая следы влияния народной бытовой резьбы. Такая резьба содержит геометрический орнамент, связанный с древней солярной символикой, или стилизованный растительный орнамент. Глухой резьбой украшались наличники домов, особенно выделяются в деревянном зодчестве Тюмени большие подоконные доски, украшенные плоскорельефными орнаментами. Связанная с народными истоками, глухая резьба являлась преобладающим типом декора в крестьянском жилище и была широко распространена в Тюмени (рис. 11).

Рис. 11. Пример глухой резьбы жилого дома на ул. Челюскинцев, 13. Наличник второго этажа и фрагменты наличников второго и первого этажей. Фото Е.В. Ситниковой, 2013 г.

Наличники жилого дома по ул. Тургенева, 12, - еще один пример глухой резьбы с характерным растительным орнаментом.

Второе направление основано на приемах объемно-пластической накладной резьбы, в которой элементы стилевых направлений сочетаются с богатой растительной орнаментикой, включающей пышные листья, цветы, плоды, гроздья винограда. Это направление декора особенно ярко воплотилось в деревянном зодчестве Тюмени (рис. 12). Здесь можно отметить приёмы иконостасной резьбы, представленные в творческой переработке. Декоративное убранство тюменских зданий связывает с иконостасной резьбой не только объемное решение резьбы, но и высокое мастерство исполнения, и технические приемы. Используя элементы ренессанса, барокко, классицизма, мастера умело сочетали их с живописными мотивами растительного мира, добиваясь удивительно органичного соединения. Поэтому «точно рассчитанные, спокойные композиции наличников с сочно вырезанными деталями оставляют впечатление цельности и соответствия своему местоположению. Они как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной» [4].

Рис. 12. Пример объемно-пластической резьбы в наличнике главного дома усадьбы Козловых (совр. ул. Тургенева, 9). Фото М.Ю. Пухляковой, 2017 г.

Третье направление связано с применением пропильной резьбы. Эта резьба в своих мотивах и принципах композиции в основном демонстрирует те же черты, что и в Европейской России, - геометрические комбинации стилизованных растительных элементов. Данный тип резьбы чаще

всего встречается в оформлении карнизов и подзоров - ярким примером является дом по ул. Володарского, 7.

Таким образом, в резном декоре деревянного зодчества Тюмени нашли свой художественный выход все основные стилистические линии русской декоративной резьбы - от глухой, до пропильной. Тюменские памятники деревянного зодчества убедительно демонстрируют эту историческую преемственность [3, с. 22-31].

Современное состояние объектов деревянного зодчества Тюмени

Сохранившиеся объекты деревянного зодчества Тюмени представляют несомненный интерес, несмотря на то, что цельной историко-архитектурной среды практически не осталось.

Актуальной проблемой сохранения деревянной застройки становится реставрация объектов, технологии и подходы к этому вопросу. Неотреставри-рованные объекты ещё сохраняют подлинные элементы, а те здания, которые подвергаются реставрации, или правильнее это назвать реконструкции, т. к. происходит замена подлинной обшивки, наличников, резьбы и других элементов, теряют свой первоначальный облик. Большой процент замены подлинных элементов приводит к потере исторической ценности зданий.

В результате исследования выявлен ряд проблем, способствующих утрате исторического облика деревянной застройки г. Тюмени:

- утрата подлинности объектов ценной архитектурно-исторической среды в результате проводимых ремонтных работ;

- неудовлетворительное состояние некоторых рассматриваемых объектов, как следствие их перенаселённости и неправильного функционального использования;

- применение в отделке современных материалов, не апробированных на практике, нарушение технологий.

Заключение

В результате исследования деревянной архитектуры Тюмени можно утверждать, что рассмотренные примеры отражают различные архитектурные тенденции развития архитектуры России конца XIX - начала ХХ в. Однако следует отметить, что здесь наблюдаются свои особенности, характерные только для местного региона, начиная от мотивов и техники исполнения резьбы до пропорций и художественного оформления наличников. Декоративное оформление наличников с развитыми подоконными досками в одном случае или прямоугольными навершиями в другом выделяет деревянную архитектуру Тюмени из ряда других сибирских городов. Также широко распространённая в Тюмени плоскорельефная резьба, пришедшая из крестьянского жилища и получившая развитие в городской усадебной застройке, представляет собой уникальное наследие, не имеющее аналогов.

Таким образом, деревянная застройка Тюмени представляет собой уникальное явление в русской архитектуре и является значимой составляющей в сохранении исторического облика города. Деревянные жилые дома формируют красные линии исторических кварталов и привносят неповто-

римый колорит в застройку Тюмени, формируя силуэт и панорамы улиц старинного сибирского города. Выявленные проблемы сохранения деревянной застройки Тюмени характерны и для ряда других исторических городов России.

Библиографический список

1. Болдырев-Казарин, Д.А. Народное искусство в Сибири: (Из очерков по истории рус. искусства в Сибири) / Д.А. Болдырев-Казарин. - Иркутск : Вост.-Сиб. отд. Рус. геогр. о-ва, 1924. - С. 7-9.

2. Заварихин, С.П. Архитектура Тюмени / С.П. Заварихин, Б.А. Жученко. - Тюмень : Раду-га-Т, 2004. - 296 с.

3. Козлова-Афанасьева, Е.М. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени. Наследие Тюменской области. Исторический город Тюмень / Е.М. Козлова-Афанасьева // Открытый текст. - 2014. - № 1 (4). - С. 22-31.

4. Козлова-Афанасьева, Е.М. Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX вв.: Художественно-стилистические особенности : дис. ... канд. искусств. - Тюмень, 2004. - 200 с.

5. Ситникова, Е.В. Деревянная архитектура Томска второй половины XIX - начала ХХ в. / Е.В. Ситникова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2011. - № 1. - С. 59-65.

6. Ситникова, Е.В. Застройка Томска второй пол. XIX - нач. XX вв., возведенная на средства купечества : дис. ... канд. архит. - Новосибирск, 2004. - 325 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ситникова, Е.В. Историко-архитектурное наследие купцов Колокольниковых в г. Тюмени / Е.В. Ситникова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. - № 4. - С. 36-48.

8. Шайхдинова, Н.Х. Деревянная резьба Тюмени / Н.Х. Шайхдинова. - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд-во, 1984. - 160 с.

References

1. Boldyrev-Kazarin D.A. Narodnoe iskusstvo Sibiri [National art of Siberia]. Irkutsk, 1924, Pp. 7-9. (rus)

2. Zavarikhin S.P. Zhuchenko B.A. Arkhitektura Tyumeni [Tyumen architecture]. Tyumen': Raduga-T Publ., 2004. 296 p. (rus)

3. Kozlova-Afanas'eva E.M. Ob osobennostyakh arkhitekturnogo naslediya Tyumeni. Nasledie Tyumenskoi oblasti. Istoricheskii gorod Tyumen' [Architectural heritage of Tyumen' region]. Otkrytyi tekst. 2014. No. 1 (4). Pp. 22-31. (rus)

4. Kozlova-Afanas'eva E.M. Arkhitekturnaya derevyannaya rez'ba yuga Tyumenskoi oblasti vtoroi poloviny XIX - nachala XX vv.: Khudozhestvenno-stilisticheskie osobennosti : dis. ... kand. iskusstv [Wooden architecture on the south of Tyumen in 19-20th centuries. PhD Thesis]. Tyumen', 2004. 200 p. (rus)

5. Sitnikova E.V. Derevyannaya arkhitektura Tomska vtoroi poloviny 19 - nachala 20 v. [Wooden architecture of Tomsk in 19-20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2011, No. 1. Pp. 59-65. (rus)

6. Sitnikova E.V. Zastroika Tomska vtoroi pol. XIX - n. XX vv., vozvedennaya na sredstva kupechestva: dis.... kand. Arkhit [Tomsk-city development in 19-20th centuries. PhD Thesis]. Novosibirsk, 2004. 325 p. (rus)

7. Sitnikova E.V. Istoriko-arkhitekturnoe nasledie kuptsov Kolokol'nikovykh v g.Tyumeni [Merchants Kolokol'nikov's historical and architectural heritage in Tyumen]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. No. 4. Pp. 36-48. (rus)

8. Shaikhdinova N.Kh. Derevyannaya rez'ba Tyumeni [Wooden carving in Tyumen']. Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984. 160 p. (rus)

Сведения об авторах

Пухлякова Мария Юрьевна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, mary.gaydouk@mail.ru

Ситникова Елена Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, elen-si@vtomske.ru

Authors Details

Mariya Yu. Pukhlyakovа, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, mary.gaydouk@mail.ru

Elena V. Sitnikova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, elensi@vtomske.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.