УДК 72.035/.036(571.1/.5):691.11
СИТНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, канд. архит., доцент, elensi@vtomske. ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ТОМСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В.
Статья посвящена основным стилистическим направлениям, преобладавшим в деревянной застройке города Томска во второй половине Х1Х - начале ХХ в., а также заказчикам, архитекторам и строителям, благодаря которым появились замечательные образцы томского деревянного зодчества.
Ключевые слова: деревянная архитектура, строительство, особняки купцов, типы деревянных домов, архитекторы.
SITNIKOVA, ЕLENA VLADIMIROVNA, Cand. of arch. sc., assoc. prof., elensi@vtomske. ru
Tomsk State University of Architectu^ and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia
WOODEN ARCHITECTURE OF TOMSK IN THE SECOND HALF OF THE XIXth - AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURIES
The article describes the basic stylistic directions prevailing in wooden construction of Tomsk in the second half of the ХГХ* - at the beginning of the XXth centuries, and is devoted to customers, architects and builders thanks to whom the remarkable samples of Tomsk wooden architecture appeared.
Keywords: wooden architecture, building, private residences of merchants, types of wooden houses, architects.
Скорость и масштабы утрат деревянной архитектуры, как в целом по России, так и в Томске, заставляют в очередной раз обратиться к этой ценнейшей части архитектурного наследия. Проследить этапы развития деревянного жилого дома, отражающие жизнь и традиции народа, местные природные условия, поиск композиционных приёмов и стилевых особенностей, присущих определённым временным периодам, становится всё сложнее, так как большая часть деревянного наследия Томска бесследно исчезла.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. все значимые для города объекты уже возводили в камне. Начиная от культовых, административных, общественных построек и заканчивая зданиями торговых домов. Однако большинство обывательских строений, составляющих городские усадьбы, продолжали строить из дерева. В камне возводили только постройки, предполагающие повышенную пожарную опасность. К ним относились склады, торговые лавки, магазины и некоторые производственные объекты, например кузницы. Жить предпочитали в деревянных домах. Деревянные купеческие особняки, сохранившиеся до нашего времени, представляют собой шедевры томского деревянного зодчества. Дома купцов Г.И. Голованова и М. Желябо по ул. Солдатской (совр.
© Е.В. Ситникова, 2011
ул. Красноармейская, 71 и 65-67), Н.Я. Беляева по ул. Торговой (совр. ул. Вершинина, 12), А.Ф. Громова по ул. Дворянской (совр. ул. Гагарина, 42) являются памятниками архитектуры федерального значения.
Основная масса дошедшей до настоящего времени деревянной застройки Томска относится к рубежу XIX и ХХ веков. Сохранились такие массивы деревянной застройки, как районы Татарская слобода, Болото, улицы Воскресенская, Кирпичная и др., которые отличаются большим архитектурно-художественным разнообразием.
В первой половине XIX в. деревянные здания воспроизводили формы архитектуры классицизма, и многие из них повторяли в общих чертах каменную застройку. Таких домов в Томске сохранилось уже немного, например жилой дом по ул. Водяной, 33. Они представляют собой одно-, двухэтажные постройки, иногда второй этаж выполнялся в виде мезонина. Высота верхнего этажа, как правило, была больше нижнего. Широко применялись балконы, террасы, веранды. Главной отличительной особенностью этих домов являются строгая, симметричная композиция главного фасада с нечетным количеством окон, треугольный фронтон, тимпан которого часто украшен солярным знаком, обшивка профильной доской, обработка углов пилястрами или «под руст», различные пояски, модульонный карниз и т. д. (рис. 1). Дворовые фасады были более живописными, они дополнялись выступающими объемами сеней, крылец, террас. В едином стиле с домом выполнялись ворота и ограждение усадьбы.
Рис. 1. Примеры деревянной застройки первой половины XIX века, выполненной в классических формах. Фото Н.В. Шагова, 1986 г.
С прекращением в конце 1860-х гг. обязательного строительства жилых домов по Высочайше утвержденным фасадам закончилась целая эпоха архи-
тектуры «русского города». Городское население получило возможность заявить о своих художественных и эстетических ценностях. Архитекторы, стремясь к созданию нового стиля, искали прототипы в формах русской допетровской архитектуры. Наиболее ярко эти поиски отразились в декоративном убранстве домов, в частности, в использовании национальной орнаментации в обработке фасадов. Такое обращение к наследию было более органичным и убедительным в деревянных постройках, нежели в каменных. Именно в этот период начала развиваться томская домовая декоративная резьба, которая принесла заслуженную славу нашему городу [3].
На развитие деревянной архитектуры Томска в конце XIX - начале XX в. повлияла и отмена крепостного права, когда из деревни в город хлынул поток крестьян, а с ними пришли в города характерные для крестьянских селений типы домов и застройки участков. Ярко выраженные черты народной архитектуры - откровенная открытость материала, символико-знаковые мотивы декора - служили средством самоутверждения и самовыражения недавних выходцев из деревни, которые имели свои традиции.
Особняки купцов выделялись богатым декоративным убранством, обилием «деревянных кружев». Они не повторяли друг друга и являлись украшением города. Чудесная резьба вьется по оконным наличникам, тянется вдоль карнизов, обрамляет различной формы фронтоны. Фантастические драконы, сказочные птицы разместились на крышах домов, кедровые шишки и таежные ягоды вплетены в резные орнаменты пилястр. Металлические детали дверных запоров, кованые решетки козырьков крылец, наголовники водосточных труб дополняют звучание деревянного декора.
В резном убранстве томских домов встречаются самые разные виды и мотивы обработки дерева. Наиболее ранний вид - плоскорельефная резьба, основные мотивы которой применялись в имитации колонн, вазонов с листьями, цветами и фруктами. Наряду с плоскорельефной резьбой начинает применяться и прорезная (пропильная) резьба - ею украшаются междуэтажные пояса, заполняется подкарнизное пространство (подзоры). Наличники окон украшаются еще очень скромно: небольшие гирлянды, розетки, помещенные в верхнем завершении (навершии) [2].
На рубеже веков декор становится более изощренным. Наличники окон, фронтоны, карнизы, пилястры богато украшаются ажурной сквозной и накладной резьбой. Резной карниз разрывается двумя-тремя фронтонами треугольной либо полуциркульной формы. Тимпан главного фронтона часто украшен солярным знаком - солнышком (рис. 2). Постройки теряют усадебный характер, получает широкое распространение доходное домостроительство, главные входы в такие дома располагаются на уличном фасаде. Вход акцентируется крыльцом с деревянным либо металлическим козырьком над ним.
Оставаясь, по существу, в основе своей традиционной, рубленая постройка обогащалась новыми пластически выразительными формами. От декоративной резьбы, основанной на национальной орнаментике, до возведения многоглавых сказочных теремов, прообраз которых видится в русской хоромной архитектуре XVII века, все укладывалось в рамки профессиональных ис-
каний времени. В начале XX в. параллельно с развитием каменной застройки появился и деревянный модерн.
Рис. 2. Детали деревянных жилых домов конца XIX века с богатым декоративным оформлением. Фото Н.В. Шагова, 1986 г.
При достаточной анонимности деревянного городского зодчества в Томске выделяется ряд построек, выполненных по проектам видных сибирских архитекторов, среди которых можно отметить С.В. Xомича, В.Ф. Оржеш-ко, П.Ф. Федоровского, А. Д. Крячкова. Эти дома, расположенные в основном в центральных городских кварталах, отличаются от общей массы деревянных зданий более усложненной объемно-пространственной композицией и силуэтом, преимущественным применением в художественном оформлении фасадов прорезной (сквозной) резьбы. Кстати, сами архитекторы, долгое время практиковавшие в Томске, также предпочитали проживать в собственных деревянных особняках.
Дом архитектора С.В. Xомича по ул. Офицерской, 7 (совр. ул. Белинского, 19), построенный в 1903-1904 гг., является жемчужиной томского деревянного зодчества. Дом этот достаточно большой, в нём проживал архитектор с семьёй, и часть помещений сдавалась. В архитектуре здания гармонично сплелись мотивы, заимствованные из древнерусского зодчества и нового, только вошедшего в моду, архитектурного стиля модерн. Особенно богато декорирована верхняя часть здания - карниз, состоящий из множества фрон-тончиков различной формы на изогнутых кронштейнах, постепенно перерастающих в закомары, как у русских церквей, и завершающийся башенками со шпилями. Силуэт постройки получается настолько сложный, что сравним с уменьшенной панорамой сказочного древнерусского города. Видимо, такой эффект и хотел передать зодчий внешним видом своего дома (рис. 3).
В это же время на ул. Солдатской (совр. ул. Красноармейская, 71) по проекту С.В. Xомича строится примечательный особняк томского купца Г.И. Голованова. «Дом с шатром», как его часто называют, построен в 1904 г. и украшен пропильной резьбой с мотивами русского народного зодчества. Главный акцент здания - восьмигранная башня, увенчанная шатром со шпи-
лем. Этот дом выполнен в той же стилевой манере, что и особняк самого Хо-мича, в них использованы схожие элементы декора - кронштейны, оформление фронтонов, мотив резьбы и аналогичное оформление плоскости стен. Первоначальное цветовое решение дома сейчас сильно изменено. Особняк был белый с накладной декоративной обвязкой и с красной кровлей. Располагаясь не по красной линии застройки, а несколько в глубине усадьбы, на зеленой лужайке, в окружении темных хвойных деревьев, за белым деревянным ограждением, дом выглядел совершенно по-европейски и, конечно, ярко выделялся среди традиционной городской застройки. В 1979 г. по проекту архитектора Л.С. Романовой в научно-реставрационной производственной мастерской «Томскреставрация» было выполнено цветовое решение дома, приближенное к первоначальному, она же осуществляла авторский надзор. После реставрации, проведенной в 1990-е годы, цвет здания был изменен. Сегодня оно представлено в бело-голубой гамме, что сильно отразилось на зрительном восприятии особняка [1].
Рис. 3. Бывший жилой дом архитектора С. В. Хомича по ул. Офицерской, 7 (совр. ул. Белинского, 19), 1903-1904 гг. Фото Н.В. Шагова, 1986 г.
Особняк гражданского инженера А. Д. Крячкова по ул. Бульварной (совр. пр. Кирова, 7) является ярким образцом деревянного модерна в Томске. Построенный в 1909-1910 гг., он демонстрирует новые композиционные приёмы в оформлении фасадов деревянных жилых домов (рис. 4). В этом же стиле были построены особняки купцов А.Ф. Громова по ул. Дворянской и Н.Я. Беляева по ул. Торговой. Архитектор В.Ф. Оржешко, сын ссыльного польского дворянина,
выполнил проект деревянного жилого дома в стиле модерн по ул. Офицерской (совр. ул. Белинского, 23) для своего соотечественника Михайловского. Дом-особняк И.А. Быстржицкого по ул. Солдатской (совр. ул. Красноармейская, 68) отличается своеобразной трактовкой модерна, в которой присутствуют мотивы скандинавской культовой и жилой архитектуры.
Рис. 4. Бывший особняк гражданского инженера А. Д. Крячкова по ул. Бульварной (совр. пр. Кирова, 7). Фото А. Чепурнова, 2008 г. (http://euphorb.livejoumal.com)
Деревянные жилые дома проектировали как дипломированные специалисты, так и различного рода строительные техники, десятники - словом, практики, имевшие разрешение на право производства строительных работ. Многие из них, не имея порой научной и художественной подготовки, обладали природным талантом, глубоко и тонко понимали особенности человеческого восприятия архитектуры, знали особенности дерева, приемы его обработки. Ими совместно с артельными народными мастерами (плотники, резчики и др.) были созданы высокохудожественные образцы деревянной архитектуры города Томска.
Томск имеет статус исторического города федерального значения благодаря деревянной архитектуре. Несмотря на это, по данным Forbes, деревянная архитектура Томска вошла в шестёрку достопримечательностей России, которые скоро исчезнут. Деревянная архитектура Томска представляет также большой интерес для иностранных специалистов, причём привлекает не только несомненная архитектурно-художественная ценность объектов, а в большей степени интересны уникальные конструктивные особенности деревянных
домов, воплотившие вековые традиции сибирского народного зодчества. Так, ежегодно приезжают в наш город инженеры и архитекторы-реставраторы из университета г. Карлсруэ (Германия) для изучения деревянной архитектуры Томска. Сотрудники и студенты кафедры «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» ТГАСУ принимают активное участие в этих исследованиях, результаты которых разительно отличаются от оценок исторических объектов специалистами из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Например, деревянный дом по ул. Горького, 30, по данным БТИ, имеет общий износ здания 71 %, тогда как по оценке немецких специалистов износ составил только 5 %. Такие результаты оценки исторических домов получаются вследствие применения методик подсчёта износа, которые неприемлемы для памятников и ценной деревянной застройки, а также негативного отношения современного общества к деревянным домам, получившим в народе прозвище «деревяшки», как показатель низкой культуры общества в области историко-культурного наследия.
Как сохранить деревянный Томск? Тема на сегодняшний день популярная. Проблем сохранения много, но для их решения необходимо главное -политическая воля власти, направленная на изменение сознания граждан по отношению к исторической деревянной застройке.
Библиографический список
1. Бойко, В.П. Сибирское купечество и формирование архитектурного облика города Томска в XIX - начале XX в. / В.П. Бойко, Е.В. Ситникова. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2008. -180 с.
2. Деревянная архитектура Томска. - М. : Советский художник, 1987.
3. Залесов, В.Г. Архитекторы Томска (Х1Х - начало ХХ века) / В.Г. Залесов. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 170 с.