УДК 72.04(470)
Е.В. ФЕДОРОВА, аспирант,
ТГАСУ, Томск
ДЕКОР В ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ ГОРОДОВ РОССИИ. ОБЗОР
В статье представлен обзор особенностей деревянного зодчества городов России: Томска, Тюмени, Барнаула, Иркутска, Вологды, Архангельска. Русское деревянное зодчество, которое может исчезнуть в связи с масштабной реконструкцией исторических городов, всегда регионально и обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. Материалы, используемые в статье, взяты из опубликованных источников.
Ключевые слова: деревянное зодчество, национальная архитектура, декор, резьба.
Русское деревянное зодчество - одно из значительнейших явлений мировой культуры. Уходящее корнями своими вглубь веков, к самым истокам русской государственности и национальной самобытности, оно по-настоящему народно, демократично и чрезвычайно разнообразно по своим формам. Громадная территория России неоднородна по своему ландшафту, климату, этнографии, хозяйственному значению. Деревянное зодчество, тектонически единое в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально и обладает особенностями, отражающими влияние местных условий.
Декором (декор - фр., система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия) в архитектуре обычно называют такие художественные средства организации архитектурной поверхности, которые привносятся из внешней среды и, не имея связи с функциональными и конструктивными требованиями, в виде аппликации наносятся уже на готовую поверхность. Одностороннее понимание декора как простого украшения низводит его на роль необязательного, второстепенного компонента архитектуры. Однако наши предки придавали этому слову гораздо более глубокое значение и ничего не делали просто так. Каждый завиток, ромб, круг и т. д. имели свое значение, и набором этих простых символов мастера старались передать понимание мира и его взаимосвязи с человеком.
Резьба, украшающая деревянные здания Томска, является неотъемлемой частью архитектуры. Резьбой акцентированы очертания и ритм основных форм и членений - венчания стен, обрамления и завершения окон и дверей, декоративные стенки над воротами и угловыми частями домов - аттики, балюстрады балконов и лоджий. До конца XIX в. декор в жилых домах не поднимался выше карнизов. При суровости климата и обилии снега и наледи в зимний период тесовая кровля решалась утилитарно, без каких-либо декоративных элементов и надстроек. Примерно к концу XIX в. в Томске декоративность становится характерным признаком местной школы мастеров.
Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся волютные, с гладким полем венчания и слаборазвитой подоконной доской,
© Е.В. Федорова, 2009
в более скромном виде повторяющей мотив венчающей части. Существует и другой архитектурный тип наличников, завершение которых имеет форму треугольного фронтона или опирающегося на «плечики» щипца, которые поддерживаются лопатками - пилястрами. Распространены также наличники с завершениями в виде петушиных гребешков, фестонов, килевидные и т. д. (рис. 1).
Декором украшали не только жилые и общественные здания, но и хозяйственные постройки - амбары, конюшни, каретники. Поэтому это не те сараи, которые в большом количестве заполняют дворовые пространства сейчас, а полноценные архитектурные строения [6].
Среди всего многообразия русского деревянного зодчества архитектура Тюмени занимает особое место, выделяясь удивительной сочностью и плотностью объемной домовой резьбы при относительной простоте самого здания. Эта уникальность повышает ценность деревянного зодчества Тюмени. К числу характерных особенностей тюменских построек можно отнести и удивительную их добротность. В застройке XIX - начала XX в. прослеживаются корни древних приёмов и форм, неистребимых традиций, рождённых длительным опытом жизни в суровых условиях. На этой основе в XIX в. выросли новые, необычные формы, соответствующие уже другим условиям жизни и человеческим отношениям.
Орнаментальный растительный узор подоконных досок, как правило, применяется в двухэтажных домах. Внушительность наличников в одноэтажных домах усиливается большими тяжелыми ставнями - как правило, филенчатыми.
Непременной принадлежностью любой тюменской усадьбы является высокий глухой забор и ворота. Внешний вид ворот всегда являлся предметом особого внимания хозяев. Полотна их украшались накладным декором (чаще всего «солнышком»), либо верхние части делались кружевно-прорезными [5].
На деревянную архитектуру Барнаула оказало влияние сельское народное зодчество Алтая. Большинство народных умельцев приносили с собой в город известные им приемы резьбы, которой украшали городские деревянные дома, придавая им неповторимое своеобразие (рис. 2).
При всём многообразии форм можно выделить три основных типа, которые свойственны деревянной архитектуре Иркутска. К первому относятся дома, выстроенные с применением «образцовых» проектов. Ко второму типу относятся дома, выстроенные по индивидуальным проектам, разработанным местными архитекторами. Такой дом имел, как правило, симметричный объём с мезонином и балконом, с ампирным декором фасадов. Третий тип - самый распространённый. В облике этих домов отчётливо видны первородные черты местной школы: подклет, антресольный этаж, развитые прирубы с летними помещениями над ними. С торцевого фасада - непременно с торца - прируб для сеней и крыльца. Крыльцо часто высокое, с характерной крышей на консолях-выкружках. Над крыльцом иногда устраивался навесной балкон, постепенно вытесненный остеклённой верандой. Но чаще балкон устраивали с дворового фасада над вторым прирубом к дому, в котором размещался «чёрный» выход во двор.
Рис. 2. Деревянные дома г. Барнаула:
а - пр. Красноармейский, 8; б - пр. Красноармейский, 32; в - фрагмент фасада дома по ул. Ползунова. Фотографии выполнены в июле 2007 г. Е.В. Федоровой
И ещё одна интересная особенность. Высокий чердак (за счёт крутой, так называемой горбатой крыши) преобразуется в антресольный этаж с окнами во двор, так что с улицы дом был одноэтажным, а со двора уже двухэтажным. Подобное устройство иркутского дома укоренилось ещё в большей степени, когда вышел официальный запрет на строительство двухэтажных домов. Любопытно, что по ликвидации этого ограничения некоторые владельцы и в двухэтажных домах сохраняли дворовый антресольный этаж. При этом уличный фасад, обшитый тёсом, с большими окнами, обрамлёнными наличниками, выглядел самим воплощением скромности и благонравия.
Декор фасадов разнообразен. Он сосредоточен в основном на наличниках окон, карнизах домов и крылечек. Здесь можно встретить почти все виды
архитектурной резьбы от плоской до пропильной. Излюбленные украшения -это барочные волюты. Почти все разновидности барочных волют относятся к наиболее сложному виду домовой резьбы. Широкая верхняя доска - лобань - часто украшалась изысканным орнаментом. Наличники окон и ставни красились в чисто белый цвет, обшивка фасадов - в яркие барочные цвета: брусничный, зелёный, голубой [2].
Примерно со 2-й половины XIX в. жители Архангельска стали заботиться о внешнем убранстве жилища не меньше, чем о его удобстве и долговечности. Чисто конструктивные элементы, прежде всего тесовая обшивка, предохранявшая стены от продувания, начинают служить еще и целям декорирования. Обшитые досками стены выглядели как большие гладкие поверхности, расчерченные горизонтальными линиями теней, образованных продольными щелями между досками. В поисках разнообразия внешнего вида домов строители стали прибегать к искусственной рустовке, делая на досках продольные проточки различного профиля - «тяги». Со временем поняли, что прочерченная тягами стена - идеальный фон для размещения накладных архитектурных деталей, которые подчеркивают индивидуальность сооружения, художественно завершают его. Декор, будучи феноменом не столь глубоким, как сама структура дома, эволюционировал гораздо быстрее ее. На первых порах стихийный, импровизационный, он, приноравливаясь к архитектурным стилям, превращался из народного искусства в сферу профессиональной деятельности (рис. 3).
В отличие от других городов с развитым деревянным зодчеством, в Архангельске резьба почти никогда не была сюжетной, преобладали геометрические орнаменты из кружочков, «городков», «зубчиков», несложных овалов и т. п. (рис. 4).
о
&
К
тГ
§
Рч
Высота дома, не превосходившая ширины улицы, учитывала малый угол падения лучей северного солнца, длина составляла в среднем 25 метров, ширина - не более 10. Узкой стороной дома были обращены к улице, силуэт которой выглядел таким простым, словно его нарисовал ребенок. На всех уличных фасадах - постоянный набор архитектурных элементов: высокий цоколь, два ряда окон, выступающий карниз, вальмовая крыша. Если дом не был обшит или декорирован, это не обязательно означало, что у застройщика туго с деньгами. На Севере понимали природную красоту открытых рубленых стен, имеющих свою выразительность [1].
Мастера Вологды по традиции строили «как мера и красота скажут». Искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и трудном - в гармонии пропорций и стройности силуэта. Принципиальный отказ от архитектурных излишеств - сущностная черта вологодской архитектуры. Если говорить о кружеве в связи с деревянным зодчеством, то скорее в отношении металлических украшений деревянных домов (рис. 5). Резные украшения в купеческие и мещанские дома пришли из народной архитектуры Севера, а для нее характерна пропильная резьба. Объемная же резьба широко использовалась в Вологде для дверных украшений (рис. 6).
Рис. 5. Декор из просечного железа несохра- Рис. 6. Дверные украшения
нившегося дома по ул. Батюшкова (а), ул. Зосимовской (б). Фото конца XX в.
Кульминацией вологодского деревянного зодчества следует считать вторую половину XIX столетия. Именно тогда местные мастера отошли от подражания каменной архитектуре и разработали оригинальную композицию деревянного дома: двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу, несколько вытянутый вглубь двора (рис. 7). Обязательным конструктивным элементом
является балкон (строго говоря - лоджия) в углу главного фасада. В Вологде редко встречаются застекленные балконы, обычно они открытые, причем чаще трехарочные. Под балконом крыльцо с двумя парами дверей на первый и второй этажи.
Рис. 7. Деревянные дома г. Вологды:
а - по ул. Благовещенской, 20; б - по ул. Кирова, 27
Рис. 7. Деревянные дома г. Вологды: в - по ул. Чернышевского, 2
Типичная черта вологодского зодчества конца XIX века - карниз, полукружием нависающий над фасадами. В карнизной резьбе часто встречается мотив «недописанной» восьмерки или знака бесконечности.
Как правило, наличники окон первого этажа завершались полукружием, а во втором имели прямоугольную форму. В нише, образованной полукружием, обычно помещались веерообразная или полная розетка, стилизованная корона или, реже, растительный орнамент [4].
Дом русского человека - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Его орнаменты и детали - это просьбы, пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней. Без эстетических и духовных потребностей, которые отражены в архитектуре, человек существовать не может, потому так важны архитектурные традиции и их преемственность.
Деревянная архитектура рассмотренных городов представляет собой лишь небольшую часть необъятного и до сих пор не оцененного по достоинству нашего историко-архитектурного наследия. Деревянная застройка, может быть, в большей степени, чем всякая другая, определяет национальный колорит и специфическое, ни с чем не сравнимое обаяние старых русских городов. Своеобразие деревянной архитектуры городов России, проявившееся в ее де-
коративном оформлении, обогащает национальную русскую архитектуру и требует ее сохранения.
Библиографический список
1. Барашков, Ю. Ностальгия по деревянному городу. Архитектура, традиции, быт Архангельска накануне и после 1917 года. Формы и функции городского дома / Ю. Барашков. - М. : Редакционно-издательская фирма «Крипто-Логос», 1992.
2. Древние мастера / Потапова Анастасия [Электронный ресурс]. - Условия доступа : http://www.baikalfoto.ru/library/irkutsk
3. Романова, Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее / Л.С. Романова. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004.
4. Сазонов, А.И. Моя Вологда: прогулки по старому городу / А.И. Сазонов. - Вологда : Древности Севера, 2006.
5. Шайхтдинова, Н. Деревянная резьба Тюмени / Н. Шайхтдинова. - Свердловск : Среднеуральское книжное издательство, 1984.
6. Шепелев, Ю.И. Деревянная архитектура Томска / Ю.И. Шепелев. - М. : Изд-во Советский художник, 1987.
E.V. FEDOROVA
THE OVERVIEW OF THE DECORATIONS IN WOODEN ARCHITECTURE OF RUSSIAN CITIES
The article presents the overview of the features of wooden architecture of Russian cities: Tomsk, Tyumen, Barnaul, Irkutsk, Vologda, and Archangelsk. Russian wooden architecture, disappearing because of a large-scale reconstruction, is always regional and has features, displaying the influence of local conditions. The article is based on the published sources.
УДК 711.424
Е.А. БЛАГИНЫХ, канд. архит., доцент,
Д.А. БАЕВ,
Т.И. МАНОХИНА,
СибГИУ, Новокузнецк
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В статье проанализированы процессы регионального расселения людей во второй половине ХХ в. на примере Кемеровской области, показано их влияние на территориальное планирование городов. Изучена динамика численности населения Кемеровской области. Изложены основополагающие задачи местных градостроительных программ.
© Е.А. Благиных, Д.А. Баев, Т.И. Манохина, 2009