Научная статья на тему 'Конструктивно-декоративное оформление входа в деревянной жилой застройке городов Западной Сибири конца XIXначала XX вв'

Конструктивно-декоративное оформление входа в деревянной жилой застройке городов Западной Сибири конца XIXначала XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / РЕЗНОЙ ДЕКОР / ОРНАМЕНТ / WOODEN ARCHITECTURE / FRETWORK / FOLK ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чуйко Л. В.

Статья содержит анализ конструкции и декора входного блока деревянного жилища в городах Западной Сибири кон. XIX-нач. XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты организации входа, композиции дверей и расположения резных украшений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTIVE AND DECORATIVE DESIGN OF AN ENTRANCE IN WOODEN DWELLING HOUSES IN WEST-SIBERIAN CITIES IN THE END OF THE XIXTHE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

The article analyses the construction and decor of entrance block of wooden dwelling in West-Siberian cities in the end of the XIXthe beginning of the XX centuries.On the ground of visual materials, author defines some widespread types of entrance structures in region, door designs and fretwork disposition.

Текст научной работы на тему «Конструктивно-декоративное оформление входа в деревянной жилой застройке городов Западной Сибири конца XIXначала XX вв»

21. Pugachenkova, G. A. Glazurovannaya keramika Nisy XV - XVIvv. // Trudy YuTAKE, Ashhabad,1949. - T. 1. Ona zhe. Samarkandskaya keramika XVv. // Trudy SAGU. - Tashkent,1950. nov. ser. Vyp. XI.

22. Smagulov E., Grigor'ev. F, Itenov A. Ocherki po istorii i arheologii srednevekovogo Turkestana / E. Smagulov, F. Grigor'ev, A. Itenov. - Almaty: gylym,1999.

Статья поступила в редакцию 07.06.2011

УДК 72 (571.1)

Chuiko L.V. THE CONSTRUCTIVE AND DECORATIVE DESIGN OF AN ENTRANCE IN WOODEN DWELLING HOUSES IN WEST-SIBERIAN CITIES IN THE END OF THE XIX- THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES.

The article analyses the construction and décor of entrance block of wooden dwelling in West-Siberian cities in the end of the XIX- the beginning of the XX centuries.On the ground of visual materials, author defines some widespread types of entrance structures in region, door designs and fretwork disposition.

Key words: wooden architecture, fretwork, folk art.

Л. В. Чуйко, доц. ОмГТУ, г. Омск, E-mail: chuiko_lar@mail.ru

КОНСТРУКТИВНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВХОДА В ДЕРЕВЯННОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА XIX- НА) АЛА XX ВВ.

Статья содержит анализ конструкции и декора входного блока деревянного жилища в городах Западной Сибири кон. XIX-нач. XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты организации входа, композиции дверей и расположения резных украшений.

Ключевые слова: деревянное зодчество, резной декор, орнамент.

Жилая застройка городов Западной Сибири во временном промежутке от конца XIX до конца XX вв. активно отражала процессы формирования и развития городского искусства и его плодотворного взаимодействия с общерусской народной традицией и профессиональным искусством. Связь с историческим наследием национального русского зодчества и архитектурой «больших стилей» европейских территорий России отчетливо прослеживается в характере архитектурно-декоративных элементов деревянного жилища, системе расположения резных украшений, мотивах и композиционных приемах построения орнамента [2, с. 63-66; 4, с. 96-139]. Общность древней национальной традиции обусловила единство архитектурноконструктивной основы и, соответственно, повсеместное сходство структуры жилища, композиции его объемов и фасадов.

В резной архитектурной декорации, «одевающей» основу -системе более гибкой и динамичной, способной быстро реагировать на разнообразные влияния, воплощались существенные различия, отражающие разницу в природных, исторических, социально-экономических и этнокультурных условиях развития территорий, составляющих огромный регион [5, с. 57-86]. Это сказывалось на технике исполнения и художественных особенностях домовой резьбы, определяло своеобразные черты облика домов, улиц, кварталов и, в конечном итоге, целостный архитектурный «портрет» города. Поскольку почти до середины XX в. деревянная застройка в сибирских городах играла самую существенную роль, именно ей этот «портрет» был обязан своей замечательной, ныне во многом утраченной индивидуальностью.

Предметом особой заботы строителей и мастеров-резчиков издревле являлись конструктивные проемы деревянного дома. В практическом обиходе их обустройство должно было максимально препятствовать проникновению в жилище холодного воздуха и влаги, в мистическом - оберегать его от вторжения враждебных сверхъестественных сил. Древние верования славян положили начало размещению охранительных изображений там, где магическая защита была особенно важна - на досках, закрывающих стыки дверей и окон со срубом. С течением времени сакральный смысл древних символов утратил свое значение, но на бытовом уровне сложилась устойчивая тради-

ция декоративного оформления, включающего универсальные знаки (в изначальном варианте или видоизмененные) в качестве мотивов орнамента. Резной декор русского деревянного зодчества - явление уникальное, присущее национальной культуре и ярко отражающее ее глубинный, многогранный характер. Е. И. Кириченко заслуженно подчеркивает особые качества русской деревянной застройки, характеризуя отечественное искусство второй половины XIX в. [3, с. 128-150].

В пределах одной публикации невозможно полностью охарактеризовать весь диапазон архитектурно-декоративных элементов, стилистики, мотивов и семантики орнамента, а также технических приемов, применяемых в резном убранстве городской деревянной архитектуры; в силу этого автор останавливается на одном из значимых фрагментов композиции фасада жилого дома - входном блоке, его конструкции, наиболее распространенных вариантах резных украшений и их расположении.

Парадный вход одноэтажного деревянного дома обычно располагался в центре, однако довольно распространенным вариантом является наличие двух симметричных дверей слева и справа (как правило, в том случае, когда дом строился для двух хозяев). Если для бокового входа сооружалась специальная пристройка, то ее объем был скрыт во дворе и не нарушал плоскости выходящего на улицу фасада. Расположение двери нередко акцентировал поднятый над карнизом деревянный дощатый аттик с накладными резными узорами; непосредственно над дверью могло находиться небольшое окно в ширину проема или щиток наподобие десюдепорта, гладкий или украшенный какой-либо разновидностью резьбы (илл. 1 а).

Полотнища дверей, опорные стойки, кронштейны и фронтоны навесов над крыльцом, створки ворот и калиток оформлялись разнообразными декоративными элементами, выполненными чаще всего в технике накладной и сквозной пропильной резьбы, в некоторых случаях с добавлением несложных плоскорельефных узоров.

Излюбленными мотивами при этом были солярный знак (круг, классицистическая розетка, «солнышко», цветок с четным - 4,6,8 или произвольным количеством лепестков) и растительные мотивы (побеги, ветви с листьями, варианты аканта).

Декоративные элементы на створках дверей и ворот составля- Таре, где розетки необычно крупного размера имеют узорные ли, как правило, целостную симметричную композицию (илл. лучи с волнообразными краями, что создает ощутимый эффект 1,2). мерцания светового потока (илл. 2).

Одним из ярких примеров использования в домовой резьбе солярного знака-«солнышка» является оформление ворот в

Илл. 1. а, б. Входные двери, украшенные накладной рельефной и плоскорельефной резьбой. 1900-1910-е. Омск

Илл. 2. Ворота, украшенные накладной пропильной и рельефной резьбой.

1900-1910-е. Тара

Входной блок приобретал особую значительность, если дом туре западносибирских городов отмечены три типа навесов -имел подклет или мощный каменный фундамент. Тогда в объ- плоский, треугольный и дугообразный. Тимпаны двух послед-емно-пластическую композицию фасада включалось крыльцо - них традиционно являлись местами размещения орнаменталь-как правило, с навесом различной конструкции и конфигурации ных композиций.

(илл. 3). В обследованных материалах по деревянной архитек-

Илл.3. Купеческий особняк на подклете с крыльцом и дугообразным навесом на кронштейнах. Конец XIX в. Сургут.

а б

Илл. 4. Варианты фигурных деревянных кронштейнов: а - Тюмень, б, в - Омск, г - Новосибирск. 1900-1910-е

Фронтон навеса, треугольный или дугообразный, оформлялся по-разному - его тимпан мог быть сплошным щитком из тонкой доски, гладким или с накладным узором, либо представлял собой ажурную декоративную композицию из кованого металла или дерева с применением традиционных техник резьбы. Художественные особенности определялись общим решением резного убранства; наиболее распространенными при этом были орнаментальные мотивы стилей барокко, модерн и различные интерпретации «русского стиля» Ропета-Гартмана (илл. 5 а, б).

Основные особенности архитектурной композиции деревянного двухэтажного особняка или доходного дома определяются необходимостью устройства лестницы на верхний этаж. Наиболее распространенным конструктивным решением здесь можно считать наличие второго входа и размещение двухмаршевой лестницы в боковой пристройке с дверью на парадном или дворовом фасаде. При композиции «глаголем», характерной для больших угловых домов, вход на второй этаж мог находиться в пристройке, а дверь первого этажа располагалась в месте соединения основных объемов сооружения, на плоскости срезанного угла (илл. 6 б).

Илл. 5. Оформление треугольных навесов над входом: а - Томск (фото Ю. С. Вернадской), б - Омск.1900-1910-е

В целом оформление двери двухэтажного здания было бенности «высотной» постройки позволяли сочетать входной сходно с тем, что имело место в одноэтажных сооружениях блок с эркером или балконом, что придавало традиционной (резные украшения, навес на кронштейнах или опорах), но осо- постройке особую нарядность (илл.6 а, б).

а б

Илл. 6. Сочетание входа с эркером и балконом: а - Тюмень, б - Барнаул.

1900-1910-е

Одним из самых интересных примеров конструктивного решения входного блока в деревянном двухэтажном доме является «двойной» вход, зафиксированный в экспедиционном альбоме крупнейшего исследователя деревянного зодчества Западной Сибири Е. А. Ащепкова (Тобольск, 1940-е). Монументальный навес с лучковым фронтоном и двойной аркой придает весьма внушительный вид «деловому» элементу постройки (илл. 7). Е. А. Ащепков сопроводил фотографию подробным комментарием, из чего следует, что даже в его огромной практике такой пример был редким [1]. Композиционнодекоративное решение двухэтажного деревянного особняка в Барнауле выделяется оригинальностью. Необычное сочетание балкона-лоджии над входом, треугольного балкона в левой части основного объема, башенки и изысканного резного декора в стиле модерн придает зданию романтический колорит (илл. 8 а, б).

К сожалению, в данный момент облик этого редкого образцавыполненной рекламой размещенного в нем кафе «Император». городского деревянного зодчества искажен непрофессиональноьо

а

6

Илл. 8 а, б. Деревянный особняк. 1900-1910-е. Барнаул.

Деревянная архитектура и домовая резьба городов Западной Сибири составляют неотъемлемую часть общерусской культуры, зародившейся в центральной и северо-восточной России. При этом общность истоков и единство развития художественного процесса обусловили наличие сходства в основной схеме архитектурно-декоративного решения жилых

построек, использовании декоративных мотивов стилевой архитектуры в домовой резьбе, расположении и техническом исполнении резных украшений. Однако перенесение художественных традиций в иную природно-социальную среду имеет следствием богатство интерпретаций традиционных и стилевых элементов в народном искусстве.

Библиографический список

1. Гуменюк, А.Н. Особенности деревянной жилой застройки Омска 1910-х годов // Мир науки, культуры и образования. -2009. - № 4 (16).

2. Скворцов, А.И. Русская народная пропильная резьба. - Л., 1984.

З.Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец Х1Х-вторая половина XX в. - М., 2005.

4.Кириченко, Е.И. Русская деревянная застройка как социально-исторический феномен // Типология русского реализма второй половины XIX века. - М., 1994.

5. ГАНО. Р.2102. Оп. 1. Д. 6. Л.27.

Bibliography

1. Gumenyuk, A. N. Osobennosti derevyannoj zhiloj zastrojki Omska 1910-h godov // Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. - 2009. -№ 4 (16).

2. Skvorcov, A. I. Russkaya narodnaya propil'naya rez'ba. - L., 1984.

3. Chujko, L. V. Reznoj dekor derevyannoj arhitektury. Omsk i Tara. Konec XlX-vtoraya polovina XX v. - M., 2005.

4. Kirichenko, E. I. Russkaya derevyannaya zastrojka kak social'no-istoricheskij fenomen // Tipologiya russkogo realizma vtoroj poloviny XIX veka. - M., 1994.

5. GANO. R.2102. Op. 1. D. 6. L.27.

Статья поступила в редакцию 07.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.