21. Pugachenkova, G. A. Glazurovannaya keramika Nisy XV - XVIvv. // Trudy YuTAKE, Ashhabad,1949. - T. 1. Ona zhe. Samarkandskaya keramika XVv. // Trudy SAGU. - Tashkent,1950. nov. ser. Vyp. XI.
22. Smagulov E., Grigor'ev. F, Itenov A. Ocherki po istorii i arheologii srednevekovogo Turkestana / E. Smagulov, F. Grigor'ev, A. Itenov. - Almaty: gylym,1999.
Статья поступила в редакцию 07.06.2011
УДК 72 (571.1)
Chuiko L.V. THE CONSTRUCTIVE AND DECORATIVE DESIGN OF AN ENTRANCE IN WOODEN DWELLING HOUSES IN WEST-SIBERIAN CITIES IN THE END OF THE XIX- THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES.
The article analyses the construction and décor of entrance block of wooden dwelling in West-Siberian cities in the end of the XIX- the beginning of the XX centuries.On the ground of visual materials, author defines some widespread types of entrance structures in region, door designs and fretwork disposition.
Key words: wooden architecture, fretwork, folk art.
Л. В. Чуйко, доц. ОмГТУ, г. Омск, E-mail: [email protected]
КОНСТРУКТИВНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВХОДА В ДЕРЕВЯННОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА XIX- НА) АЛА XX ВВ.
Статья содержит анализ конструкции и декора входного блока деревянного жилища в городах Западной Сибири кон. XIX-нач. XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты организации входа, композиции дверей и расположения резных украшений.
Ключевые слова: деревянное зодчество, резной декор, орнамент.
Жилая застройка городов Западной Сибири во временном промежутке от конца XIX до конца XX вв. активно отражала процессы формирования и развития городского искусства и его плодотворного взаимодействия с общерусской народной традицией и профессиональным искусством. Связь с историческим наследием национального русского зодчества и архитектурой «больших стилей» европейских территорий России отчетливо прослеживается в характере архитектурно-декоративных элементов деревянного жилища, системе расположения резных украшений, мотивах и композиционных приемах построения орнамента [2, с. 63-66; 4, с. 96-139]. Общность древней национальной традиции обусловила единство архитектурноконструктивной основы и, соответственно, повсеместное сходство структуры жилища, композиции его объемов и фасадов.
В резной архитектурной декорации, «одевающей» основу -системе более гибкой и динамичной, способной быстро реагировать на разнообразные влияния, воплощались существенные различия, отражающие разницу в природных, исторических, социально-экономических и этнокультурных условиях развития территорий, составляющих огромный регион [5, с. 57-86]. Это сказывалось на технике исполнения и художественных особенностях домовой резьбы, определяло своеобразные черты облика домов, улиц, кварталов и, в конечном итоге, целостный архитектурный «портрет» города. Поскольку почти до середины XX в. деревянная застройка в сибирских городах играла самую существенную роль, именно ей этот «портрет» был обязан своей замечательной, ныне во многом утраченной индивидуальностью.
Предметом особой заботы строителей и мастеров-резчиков издревле являлись конструктивные проемы деревянного дома. В практическом обиходе их обустройство должно было максимально препятствовать проникновению в жилище холодного воздуха и влаги, в мистическом - оберегать его от вторжения враждебных сверхъестественных сил. Древние верования славян положили начало размещению охранительных изображений там, где магическая защита была особенно важна - на досках, закрывающих стыки дверей и окон со срубом. С течением времени сакральный смысл древних символов утратил свое значение, но на бытовом уровне сложилась устойчивая тради-
ция декоративного оформления, включающего универсальные знаки (в изначальном варианте или видоизмененные) в качестве мотивов орнамента. Резной декор русского деревянного зодчества - явление уникальное, присущее национальной культуре и ярко отражающее ее глубинный, многогранный характер. Е. И. Кириченко заслуженно подчеркивает особые качества русской деревянной застройки, характеризуя отечественное искусство второй половины XIX в. [3, с. 128-150].
В пределах одной публикации невозможно полностью охарактеризовать весь диапазон архитектурно-декоративных элементов, стилистики, мотивов и семантики орнамента, а также технических приемов, применяемых в резном убранстве городской деревянной архитектуры; в силу этого автор останавливается на одном из значимых фрагментов композиции фасада жилого дома - входном блоке, его конструкции, наиболее распространенных вариантах резных украшений и их расположении.
Парадный вход одноэтажного деревянного дома обычно располагался в центре, однако довольно распространенным вариантом является наличие двух симметричных дверей слева и справа (как правило, в том случае, когда дом строился для двух хозяев). Если для бокового входа сооружалась специальная пристройка, то ее объем был скрыт во дворе и не нарушал плоскости выходящего на улицу фасада. Расположение двери нередко акцентировал поднятый над карнизом деревянный дощатый аттик с накладными резными узорами; непосредственно над дверью могло находиться небольшое окно в ширину проема или щиток наподобие десюдепорта, гладкий или украшенный какой-либо разновидностью резьбы (илл. 1 а).
Полотнища дверей, опорные стойки, кронштейны и фронтоны навесов над крыльцом, створки ворот и калиток оформлялись разнообразными декоративными элементами, выполненными чаще всего в технике накладной и сквозной пропильной резьбы, в некоторых случаях с добавлением несложных плоскорельефных узоров.
Излюбленными мотивами при этом были солярный знак (круг, классицистическая розетка, «солнышко», цветок с четным - 4,6,8 или произвольным количеством лепестков) и растительные мотивы (побеги, ветви с листьями, варианты аканта).
Декоративные элементы на створках дверей и ворот составля- Таре, где розетки необычно крупного размера имеют узорные ли, как правило, целостную симметричную композицию (илл. лучи с волнообразными краями, что создает ощутимый эффект 1,2). мерцания светового потока (илл. 2).
Одним из ярких примеров использования в домовой резьбе солярного знака-«солнышка» является оформление ворот в
Илл. 1. а, б. Входные двери, украшенные накладной рельефной и плоскорельефной резьбой. 1900-1910-е. Омск
Илл. 2. Ворота, украшенные накладной пропильной и рельефной резьбой.
1900-1910-е. Тара
Входной блок приобретал особую значительность, если дом туре западносибирских городов отмечены три типа навесов -имел подклет или мощный каменный фундамент. Тогда в объ- плоский, треугольный и дугообразный. Тимпаны двух послед-емно-пластическую композицию фасада включалось крыльцо - них традиционно являлись местами размещения орнаменталь-как правило, с навесом различной конструкции и конфигурации ных композиций.
(илл. 3). В обследованных материалах по деревянной архитек-
Илл.3. Купеческий особняк на подклете с крыльцом и дугообразным навесом на кронштейнах. Конец XIX в. Сургут.
а б
Илл. 4. Варианты фигурных деревянных кронштейнов: а - Тюмень, б, в - Омск, г - Новосибирск. 1900-1910-е
Фронтон навеса, треугольный или дугообразный, оформлялся по-разному - его тимпан мог быть сплошным щитком из тонкой доски, гладким или с накладным узором, либо представлял собой ажурную декоративную композицию из кованого металла или дерева с применением традиционных техник резьбы. Художественные особенности определялись общим решением резного убранства; наиболее распространенными при этом были орнаментальные мотивы стилей барокко, модерн и различные интерпретации «русского стиля» Ропета-Гартмана (илл. 5 а, б).
Основные особенности архитектурной композиции деревянного двухэтажного особняка или доходного дома определяются необходимостью устройства лестницы на верхний этаж. Наиболее распространенным конструктивным решением здесь можно считать наличие второго входа и размещение двухмаршевой лестницы в боковой пристройке с дверью на парадном или дворовом фасаде. При композиции «глаголем», характерной для больших угловых домов, вход на второй этаж мог находиться в пристройке, а дверь первого этажа располагалась в месте соединения основных объемов сооружения, на плоскости срезанного угла (илл. 6 б).
Илл. 5. Оформление треугольных навесов над входом: а - Томск (фото Ю. С. Вернадской), б - Омск.1900-1910-е
В целом оформление двери двухэтажного здания было бенности «высотной» постройки позволяли сочетать входной сходно с тем, что имело место в одноэтажных сооружениях блок с эркером или балконом, что придавало традиционной (резные украшения, навес на кронштейнах или опорах), но осо- постройке особую нарядность (илл.6 а, б).
а б
Илл. 6. Сочетание входа с эркером и балконом: а - Тюмень, б - Барнаул.
1900-1910-е
Одним из самых интересных примеров конструктивного решения входного блока в деревянном двухэтажном доме является «двойной» вход, зафиксированный в экспедиционном альбоме крупнейшего исследователя деревянного зодчества Западной Сибири Е. А. Ащепкова (Тобольск, 1940-е). Монументальный навес с лучковым фронтоном и двойной аркой придает весьма внушительный вид «деловому» элементу постройки (илл. 7). Е. А. Ащепков сопроводил фотографию подробным комментарием, из чего следует, что даже в его огромной практике такой пример был редким [1]. Композиционнодекоративное решение двухэтажного деревянного особняка в Барнауле выделяется оригинальностью. Необычное сочетание балкона-лоджии над входом, треугольного балкона в левой части основного объема, башенки и изысканного резного декора в стиле модерн придает зданию романтический колорит (илл. 8 а, б).
К сожалению, в данный момент облик этого редкого образцавыполненной рекламой размещенного в нем кафе «Император». городского деревянного зодчества искажен непрофессиональноьо
а
6
Илл. 8 а, б. Деревянный особняк. 1900-1910-е. Барнаул.
Деревянная архитектура и домовая резьба городов Западной Сибири составляют неотъемлемую часть общерусской культуры, зародившейся в центральной и северо-восточной России. При этом общность истоков и единство развития художественного процесса обусловили наличие сходства в основной схеме архитектурно-декоративного решения жилых
построек, использовании декоративных мотивов стилевой архитектуры в домовой резьбе, расположении и техническом исполнении резных украшений. Однако перенесение художественных традиций в иную природно-социальную среду имеет следствием богатство интерпретаций традиционных и стилевых элементов в народном искусстве.
Библиографический список
1. Гуменюк, А.Н. Особенности деревянной жилой застройки Омска 1910-х годов // Мир науки, культуры и образования. -2009. - № 4 (16).
2. Скворцов, А.И. Русская народная пропильная резьба. - Л., 1984.
З.Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец Х1Х-вторая половина XX в. - М., 2005.
4.Кириченко, Е.И. Русская деревянная застройка как социально-исторический феномен // Типология русского реализма второй половины XIX века. - М., 1994.
5. ГАНО. Р.2102. Оп. 1. Д. 6. Л.27.
Bibliography
1. Gumenyuk, A. N. Osobennosti derevyannoj zhiloj zastrojki Omska 1910-h godov // Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. - 2009. -№ 4 (16).
2. Skvorcov, A. I. Russkaya narodnaya propil'naya rez'ba. - L., 1984.
3. Chujko, L. V. Reznoj dekor derevyannoj arhitektury. Omsk i Tara. Konec XlX-vtoraya polovina XX v. - M., 2005.
4. Kirichenko, E. I. Russkaya derevyannaya zastrojka kak social'no-istoricheskij fenomen // Tipologiya russkogo realizma vtoroj poloviny XIX veka. - M., 1994.
5. GANO. R.2102. Op. 1. D. 6. L.27.
Статья поступила в редакцию 07.06.2011