Научная статья на тему 'Объективное рассмотрение и оценка сохранности памятников архитектуры и градостроительства с помощью 3D технологий и трехмерной модели города'

Объективное рассмотрение и оценка сохранности памятников архитектуры и градостроительства с помощью 3D технологий и трехмерной модели города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
270
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективное рассмотрение и оценка сохранности памятников архитектуры и градостроительства с помощью 3D технологий и трехмерной модели города»

УДК 725.945:004

В.А. Попов, Е.М. Логачев, И.В. Бубнов ФГПУ ЗапсибАГП, Экспедиция 165, Тюмень

ОБЪЕКТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ И ОЦЕНКА СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА С ПОМОЩЬЮ 3D ТЕХНОЛОГИЙ И ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ ГОРОДА

Настоящей работой была предпринята попытка, с помощью современных компьютерных технологий выявить максимальное количество памятников архитектуры и градостроительства, находящихся в аварийном состоянии, созданных в период с конца XIX v начала XX вв. на территории города Тюмени в целях социально-экономической интерпретации. При этом рассмотрение таких факторов как, расположение данных объектов в потенциальных экономических и социальных зонах обусловили бурно развивающейся плановой застройкой города, при которой некоторые из памятников подвергаются частичному, а зачастую и полному разрушению.

Несмотря на то, что степень изученности обусловленной темы довольно высока, многие объекты, о которых известно в обозначенный период хронологических рамок, подвергаются интенсивному уничтожению при строительстве и в настоящее время многие из них практически не выделяются на местности.

В связи с этим возникла необходимость построения городского образования в трехмерном континууме, что позволило работать в среде 3D визуализации более чем с одним видом объекта. При этом требуемые для изучения объекты, так называемые, здания и сооружения индивидуального проектирования (церкви и мечети, памятники архитектуры и градостроительства и др.) создавались отдельно с помощью программ AutoCAD и 3dsVIZ.

При создании целостной виртуальной модели города с применением 3D технологий комплексно учитывались требования органов архитектуры, позволившие наметить ряд основных направлений:

- Получение макета города и работы комиссий с объектами культурного наследия на основе макета для разносторонней оценки самих объектов;

- Анализ ситуации и выработка вариантов реконструкторских решений по объектам или районам;

- Оценка территории, размещение и учет объектов культурного наследия;

- Моделирование инфраструктуры с учетом этажности домов, определение зон радиовидимости, профилей и т.п.;

- Размещение археологических, геологических и почвенных слоев города.

При разработке технологии учитывались преимущества и недостатки основных направлений трехмерного моделирования территории:

- Полного или частичного сканирования воздушными (наземными) лазерными приборами;

- Построение трехмерных моделей в ГИС, имеющих специализированный модуль (Панорама, Агс1п1Ъ и т.п.);

- Построение трехмерных моделей типа 3Ds.max, Pavan и т.п.

Анализ опыта по трехмерному моделированию показал, что с помощью

современных программно-аппаратных средств, наконец, предстала возможность найти равновесие между уровнем качества отображаемой территории и объемом информации. Это определило необходимость формирования моделей в границах исходного картографического материала для отработки системы сквозного оперативного мониторинга и улучшения качества за счет нужного объема информации. Ядро моделирования было основано на CAD-совместных продуктах, основой которого послужили цифровые карты масштаба 1:2000 на территорию г. Тюмени (300 планшетов), выполненных в ГИС МарШю 6.5. [2, с. 218]. Подобные действия дали возможность представить моделирование динамических процессов, как частный случай четырехмерного пространства за счет ввода четвертой составляющей во времени; а замена условных знаков привычными визуальными образами увеличила мгновенную емкость восприятия о местности и, как следствие, повлияла на скорость проработки и принятия решения, соответствующего ситуации.

Присутствие самых различных комбинации реальных пространственных объектов в смоделированной территории позволили значительно усложнить моделирование динамических ситуаций по отношению к объектам культурного наследия города Тюмени, требующие более пристального внимания:

- Сохранение объектов культурного наследия путем проведения необходимых консервационных и реставрационных работ;

- Популяризация объектов культурного наследия с целью привлечения дополнительных инвестиций;

- Формирование предпосылок для развития на территории области сферы туризма и музейной деятельности;

- Создание условий для приватизации объектов культурного наследия.

При наличии точной 3D матрицы городского образования и используя

средства ГИС, появилась возможность более объективной оценки состояния некоторых объектов культурного наследия нуждающихся в реконструкции. На сегодняшний день в городе все памятники, находящиеся в муниципальной собственности, являются памятниками регионального значения и вновь выявленными объектами историко-культурного наследия. Основная часть, из которых в неудовлетворительном состоянии. 25 % от имеющихся объектов являются жилыми, которые используются по своему первоначальному функциональному назначению в качестве жилых домов и находятся в разных формах собственности. Основная часть, из которых в неудовлетворительном состоянии. В основном это объекты деревянного зодчества конца XIX начала

XX веков. Учитывая, период постройки объектов, процент износа по конструктивным элементам составляет от 65 до 89%. Все объекты нуждаются в срочном проведении ремонтно-реставрационных работ. В качестве примера дадим описание объекта по ул. Камышинская, 26/ Самарская, 17.

Двухэтажный жилой дом на каменном фундаменте представляет собой шестистенок с поперечными перерубами под четырёхскатной крышей. Фасады обшиты вертикальными и горизонтальными рейками. Декор фасадов состоит из наличников окон с распространенной несложной резьбой растительного характера. В архитектурно-художественном отношении дом представляет ценность как часть редкого в исторической части Тюмени усадебного ансамбля. Здание является локальным композиционным акцентом в окружающей застройке, фиксирует угол квартала, составляет единый усадебный ансамбль вместе с одноэтажным деревянным жилым домом по ул. Камышинская, 24 и каменным одноэтажным зданием бывшего кожевенного склада. В конце XIX и начале XX веков усадьба принадлежала тюменской купчихе Козловой, а затем с 1910-го г. екатеринбургскому мещанину В.Ф. Аверкиеву. Состояние аварийное. Второй объект расположен по ул. Кирова, 10.

Двухэтажное деревянное здание-шестистенок с поперечными перерубами, под четырёхскатной крышей. Фасады первого этажа обшиты горизонтальными профилированными досками, второго в вертикальными. Наличники окон первого этажа простые со ставнями, второго V со сложной объемной резьбой, выполненной с большим мастерством. Декоративное убранство здания. В архитектурно-художественном отношении представляет высокую архитектурно-художественную ценность как традиционный городской дом с уникальными элементами декоративного убранства, не повторяющимися более ни на одном из памятников деревянного зодчества Тюмени. Дом был построен во второй половине XIX века мастером домовой резьбы, одним из ведущих резчиков в городе В.Н. Приваловым для собственной семьи. Здание является единственным памятником деревянного зодчества Тюмени, имя строителя и автора декоративного убранства которого достоверно неизвестно. Состояние аварийное.

На ул. Сакко, 15 расположено двухэтажное деревянное Г-образное в плане здание, с двумя дощатыми пристройками. Крыша комбинированная: двускатная и четырёхскатная. Фасады обшиты горизонтальными профилированными досками. Наличники окон и пилястры украшены оригинальной глухой резьбой растительного характера. Вместе с краснокирпичным двухэтажным флигелем (Сакко, 15, а ныне 17) составляет единый усадебный ансамбль. Представляет ценность как характерный тип городской исторической градостроительной среды с редким и выразительным декором фасадов.

На ул. Осипенко, 21 расположено одноэтажное деревянное здание (жилой флигель) на каменном основании представляет собой шестистенок с двумя пристройками под четырёхскатной крышей. Декоративное убранство флигеля состоит из деревянного резного навеса главного входа и наличников

окон с накладными геометрическими деталями. Составляет часть усадебного ансамбля вместе с домом по ул. Осипенко, 19. Здание представляет архитектурно-художественную ценность как характерный для Тюмени тип деревянного флигеля с выразительными элементами декора, важная составляющая часть деревянного усадебного ансамбля. Состояние аварийное.

На ул. Осипенко, 21А расположено двухэтажное каменное здание простой прямоугольной формы под четырехскатной кровлей. Здание вытянуто вглубь усадьбы, а узким фасадом обращено на улицу. Декоративное убранство здания скромное, соответствует его первоначальному функциональному назначению (склад). Широкие арочные окна первого этажа, украшены закруглёнными сандриками с полукруглыми выступами в центре. Окна второго этажа прямоугольной формы, без декора. Углы первого этажа здания оформлены рустованными пилястрами. Первый этаж главного фасада увенчан профилированным карнизом с поребриком. Здание было построено в начале XX века. Второй этаж надстроен в середине XX века. Вместе с домом по ул. Осипенко, 19 и деревянным флигелем по Осипенко, 21 в конце XIX V начале XX веков являлось частью единой усадьбы, принадлежавшей чердынскому мещанину Д. Г. Барышникову. Здание представляет архитектурно-художественную ценность как характерный для Тюмени тип краснокирпичного складского помещения, важная архитектурно -художественная составляющая исторической улицы города. Предметом охраны является здание в части его объёмно-пространственной композиции, конструктивной схемы (первый этаж), архитектурных особенностей внешнего убранства. Состояние аварийное.

На ул. Госпаровская, 29 расположено двухэтажное прямоугольное в плане деревянное здание-пятистенок под четырёхскатной крышей. Углы здания и торцы брёвен поперечных перерубов украшены филенчатыми пилястрами. Окна декорированы наличниками с уникальной для деревянного зодчества Тюмени сложной накладной объёмной резьбой растительного характера. Наличники второго этажа имеют Барочные завершения, с боков обрамлены пилястрами с Коринфскими капителями. Главный вход (на второй этаж) устроен с бокового (северного) фасада, декорирован металлическим козырьком на кованых витых колоннах. Вход в первый этаж (с восточного фасада) оформлен деревянным козырьком на металлических кованых волютообразных кронштейнах. В интерьерах сохранились филенчатые двери, лестничная балюстрада, потолочные тяги и розетки (четыре вида розеток простой круглой формы и одна розетка крестообразной формы с декоративными элементами растительного характера в центральном зале второго этажа). Дом был построен во второй половине XIX века, принадлежал Торговому дому LМ.Д. Плотников и сыновья. Здание является ярким образцом деревянного зодчества. В архитектурнохудожественном отношении представляет высокую архитектурно -художественную ценность как традиционный городской дом с уникальными элементами декоративного убранства.

На пересечении ул. Орловская, 34/ Камышинская, 24 расположено одноэтажное деревянное здание на каменном основании представляет собой сложный в плане объём, покрытый четырёхскатной крышей. Фасады обшиты вертикальными рейками и декорированы наличниками, выполненными в стиле модерн. Углы здания закрыты пилястрами. Главный вход оформлен ажурным металлическим навесом с кронштейнами. Планировка коридорного типа: семь комнат и две кладовки. Вместе с двухэтажным деревянным жилым домом и каменными двухэтажными конюшнями здание составляет единый усадебный ансамбль, принадлежавший в конце XIX v в начале XX веков тюменской купчихе Козловой, в последствии с 1910-го г. v екатеринбургскому мещанину В.Ф. Аверкиеву.

В архитектурно-художественном отношении дом является уникальным для Тюмени объектом, ярким представителем стиля модерн в деревянной архитектуре города. Здание представляет ценность как часть уникального усадебного комплекса, является локальным композиционным акцентом в окружающей застройке, фиксирует угол квартала. Состояние предаварийное.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Олейник А.М., Даурцева Н.О. Построение трехмерной модели местности в среде программы Autodesk Viz // Геодезия и картография. - 2005. - 2. - С. 11-15.

2. Олейник А.М., Попов В.А. Опыт создания трехмерной модели г. Тюмени // Объекты недвижимости: управление, использование, ведение и инженерно-геодезическое обеспечение кадастра: материалы междунар. науч.-производ. конф..: в 2 ч. v Омск, 2007. v Ч. 2. v С. 217-223.

3. Попов В.А. Трехмерное моделирование города Тюмени // Вестник геодезии и картографии. v 2006. - 1. v С. 11.

© В.А. Попов, Е.М. Логачев, И.В. Бубнов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.