Библиографический список
1. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения/ М. Я. Басов. — М. : Педагогика, 1975. — 432 с.
Адрес для переписки: [email protected]
СКРИПНИКОВА Евгения Валерьевна, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры академичес- Статья поступила в редакцию 12.02.2014 г.
кой живописи и рисунка. © Е. В. Скрипникова
УДК 72.04 Л. В. ЧУЙКО
Омский государственный технический университет
ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ВЕРХНЕГО ЩИТКА НАЛИЧНИКОВ В ДОМОВОЙ РЕЗЬБЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX вв.
К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ
Статья содержит анализ конструктивных разновидностей верхней части наличников в домовой резьбе городов Западной Сибири конца Х1Х—начала XX вв. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты конструкции и формы верхней части наличников, некоторые особенности декоративных композиций.
Ключевые слова: деревянное зодчество, верхняя часть наличника, резной декор, орнамент.
В традиционной русской крестьянской архитектуре наличники — обрамления окон, изначально имевшие сугубо практическое назначение защиты стыков окна и стены от попадания влаги, — несли на своих поверхностях узоры, включавшие древние универсальные знаки орнамента, магические символы, призванные защищать оконный проем от проникновения темных сил.
С течением времени магический смысл этих знаков терял первоначальное значение и отходил на второй план; соответственно, возрастало значение декоративных аспектов домовой резьбы. В конце XIX — начале XX вв. в городской архитектуре стало особенно заметным стремление к насыщению резного убранства деревянного дома сложными и динамичными узорами, нередко напоминающими кружевное плетение. Этому способствовало распространение техники ажурной и накладной пропильной резьбы, позволяющей достаточно быстро придать деревянному жилищу нарядный, привлекательный облик.
Согласно древней традиции, среди архитектурных форм, которые наиболее активно использовались в декоративном убранстве деревянного городского дома, первое место занимали украшенные резными узорами наличники. Они играли основную роль в композиции стены, контрастируя с монументальной пластикой бревенчатой поверхности или подчеркнутой плоскостью тесовой обшивки.
Конструкция и формы наличников, расположение на них резных украшений во второй половине XIX в. и на протяжении значительной части XX в. также оставались традиционными. Верхняя часть на-
личника состояла из доски-шпренгеля (иначе «лоб», «очелье», «щиток», «подкарнизная доска» — далее в тексте термин «наличник» традиционно используется для обозначения именно этой части) и карниза. Бруски боковых стоек поддерживали верх и соединяли его с подоконной доской.
Форма верхней части наличника имеет несколько исторически сложившихся вариантов, распространенных в европейской части России и перенесенных в Западную Сибирь переселенцами. Но если конструктивно-декоративная основа оставалась прежней, то приемы оформления в новых условиях изменялись и варьировались. Разнообразие западносибирских наличников свидетельствует о неисчерпаемом творческом потенциале мастеров народной городской культуры, создававших замечательные произведения, где общерусская традиция получала развитие в местных «школах» (рис. 1).
Типы западносибирских наличников
1. Наличник в виде полукруглой или лучковой арки («кокошник», «коруна»). Вероятно, в основе этой разновидности лежат формы порталов и закомар каменных храмов древних русских городов — Киева, Новгорода, Владимира и др. [1, с. 100 — 101]. Наличники «аркой» могут быть очерчены сплошной дугой или имеют «плечики», если арка является выступом в центре карниза (рис. 2).
Украшениями наличников «аркой» служат ажурные гребни и накладные узоры на очельях — обычно довольно скромные, хотя в некоторых случаях встречаются сложные и красивые композиции в технике накладной рельефной резьбы (рис. 2б). Наличники
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
ж
Рис. 1. Наличники окон с резным декором. Конец Х1Х-начало XX вв.: а - Тюмень; б - Тобольск; в - Томск; г - Тара; д - Барнаул; е - Омск; ж - Новосибирск
Рис. 3. Наличник с трехлопастным завершением. 1900-1910-е. Омск
в
Рис. 4. Килевидные наличники. Конец ХГХ-начало XX вв.: а - Барнаул; б - Томск; в - Новосибирск
Рис. 2. Наличники «аркой». Конец XIX-начало XX вв.: а - Тара; б - Омск; в - Тобольск (из архива В. П. Тоболякова1)
Рис. 5. Наличники с завершением в виде треугольного фронтона. Начало XX в.: а - Омск; б - Новосибирск
в
в
а б в г
Рис. 7. Наличники с разорванным карнизом. Конец XIX-начало XX вв.: а, б - Новосибирск; в - Омск; г - Тара
г
Рис. 8. Наличники с волютами. Конец XIX-начало XX вв.: а - Тюмень; б, г - Омск; в - Тара
г д е
Рис. 9. Наличники с прямоугольным щитком и раскрепованным карнизом. Конец XIX-первая треть XX вв.: а - Омск; б - Барнаул; в - Тобольск (из архива В. П. Тоболякова); г, д - Новосибирск; е - Тара
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
г д е
Рис. 10. Наличники с «полочкой» (а, б, е) и подзором (в, г, д). Конец Х1Х—начало XX вв.: а, б — Барнаул; в — Омск; г, е — Новосибирск; д — Тобольск (из архива В. П. Тоболякова)
«аркой» имеются во всех городах Западной Сибири, но самыми распространенными не являются. Вариантом этого типа является наличник с трехлопастным завершением, которое позволяет вспомнить очертания фасадов новгородских храмов XIV—XV вв. (рис. 3).
2. Килевидный наличник. В этой форме проступает сходство с кокошниками, украшавшими храмы московской школы XV—XVII вв. Килевидные наличники имеют сложные динамичные очертания и, как правило, достаточно интенсивный накладной декор, дополненный деталями токарной работы (рис. 4).
3. Наличник в виде треугольного фронтона, буквально или почти буквально повторяющий форму древнего конструктивно-декоративного элемента ордерной архитектуры (рис. 5). Декоративными дополнениями могут служить выступы, копирующие классические дентикулы (рис. 5а). Наличники этого типа встречаются в обследованных материалах редко.
4. Наличник «конем». Этот общерусский тип наличника был наиболее распространен в деревянном зодчестве России. Его отличительной деталью является треугольный выступ в центре карниза и наличие «плечиков». В Западной Сибири его разновидности также многочисленны и разнообразны по характеру декора (рис. 6).
Одним из любимых западносибирских вариантов этого типа является наличник, где переход к треугольному выступу отмечен прямоугольным изломом (рис. 6д, е). Украшениями всех разновидностей наличников «конем» являются накладные узоры на очельях и ажурные гребни.
5. Наличник с разорванным карнизом, форма которого сложилась под влиянием архитектурного декора стиля барокко. Приближаясь по общим очертаниям к традиционному наличнику «конем», эта разновидность имеет более динамичные контуры благодаря полукруглым или полуовальным вырезам, которые могут располагаться в центре, по бокам или в центре и по бокам одновременно (рис. 7).
Украшения традиционно выполняются в технике рельефной (обычно накладной), пропильной (сквозной и накладной) и плоскорельефной резьбы, в ряде случаев композицию дополняют точеные детали.
6. Наличник с волютами. На территориях Центральной России, особенно в среднем Поволжье, этот тип наличника, также ведущий происхождение от
архитектурной декорации стиля барокко, получил повсеместное распространение. В традиционном варианте его верхняя часть увенчивалась двумя крупными обращенными друг к другу завитками, выполненными в технике глухой рельефной резьбы. В городской домовой резьбе Западной Сибири эта форма встречается в каждом городе (рис. 8), но классическое «скульптурное» решение нельзя назвать широко распространенным — за исключением Тюмени (рис. 8 а). Гораздо чаще использовался упрощенный вариант, где изображение волют сводилось к двум сравнительно небольшим встречным завиткам, акцентирующим центр карниза (рис. 8б, в).
Наиболее лаконичным вариантом очелья с волютами является плоскостное решение в технике сквозной пропильной резьбы, где главную роль играет уже не объем, а силуэт (рис. 8г).
7. Наличник с завершением в виде прямоугольного щитка. Этот тип наличника в раннем варианте отличается ясным и простым решением: его главным украшением служит раскрепованный прямолинейный карниз, а плоскость очелья остается гладкой. Возможно, эта разновидность возникла под воздействием стиля ампир.
В западносибирской городской домовой резьбе конца Х1Х — первой трети XX в. вариант с гладким щитком и массивным карнизом встречается редко (рис. 8а, б), и наибольшее распространение имеет прямоугольное очелье с упрощенным карнизом и пропильными резными дополнениями в виде накладок и ажурных гребней (рис. 9в — е).
8. Наличник с «полочкой» и подзором. Во 2-й половине XIX в. раскрепованный карниз ампирного наличника утратил сложную профилировку и превратился в подобие полочки над очельем. В простейшем варианте она была узкой, в одну доску, однако в единичных случаях становилась такой широкой, что скорее напоминала навес (рис. 10а, б). Художественное оформление при этом было сдержанным, роль украшений выполняли фигурные кронштейны. Однако в большинстве случаев полочка имела ажурный гребень, а с ее карниза мог «свисать» кружевной подзор, подчеркивавший пространственный характер решения и создававший выразительную игру света и тени (рис. 10в, г). На очелье обычно располагались накладные пропильные узоры.
Рис. 11. Наличники в виде плоской рамы.
Начало XX в. Омск
Выступающая над очельем полочка оказалась настолько привлекательной деталью, что ее стали использовать и в других типах наличников — например, «конем» или «аркой» (рис.10 д, е).
9. Наличник в виде плоской рамы, напоминающей обрамление зеркала или настольной фотографии, появляется в отечественной домовой резьбе начала XX в. как яркое свидетельство освоения городской культурой декоративных принципов стиля модерн.
Этот тип наличника встречается на всех территориях Западной Сибири, но по степени распространения уступает интерпретациям декоративных признаков стиля барокко. Верхняя часть таких наличников, подчеркнуто уплощенная в соответствии с общей композицией, имеет четкий, обобщенный контур [2, с. 130, 132]. Украшения в основном просты по рисунку и выполнены в технике накладной про-пильной резьбы (рис. 11).
Художественное оформление наличников западносибирских городов в полной мере отражает процессы, характеризующие формально-содержательное состояние домовой резьбы огромного региона в конце Х1Х — начале XX вв.
Домовая резьба Западной Сибири, сформировавшаяся на основе древней общерусской традиции, развивалась в это время под влиянием ряда объективных условий. При этом особое место принадлежало широкому распространению информации через издательскую продукцию всех видов и значительному оживлению миграционных движений российского и регионального масштаба — во многом благодаря Транссибирской железнодорожной магистрали.
Следует подчеркнуть, что одним из следствий необычайной активизации коммуникативных процессов в сфере народной городской культуры явилась определенная нивелировка местных мотивов архитектурной резьбы.
Тем не менее каждый город Западной Сибири в это время имел свое индивидуальное «лицо», в чертах
которого существенную роль играл облик деревянной жилой застройки с характерным резным декором. Основными факторами, определявшими формирование архитектурных «портретов» в масштабе городов, были следующие:
— природно-климатические условия;
— исторически сложившаяся функция города;
— постоянное воздействие ведущих архитектурных стилей XVIII — XIX вв. и неостилей через произведения каменной архитектуры;
— деятельность профессиональных архитекторов, работавших в целом для региона и конкретных сибирских городов;
— постоянный приток специализированной информации через печатную продукцию;
— деятельность народных мастеров-резчиков;
— запросы заказчика.
Сочетание природных и социально-культурных условий, естественно сложившихся в западносибирских городах, определяло локальное своеобразие деревянной архитектуры и ее декора. Таким образом, исследование домовой резьбы старых городов Западной Сибири тесно связано с изучением многочисленных причинно-следственных связей, составляющих конкретную культурно-историческую среду. Сравнительный анализ в масштабе региона может дать целостную картину развития западносибирского резного декора в широком спектре общерусских и локальных взаимодействий и взаимовлияний.
Примечание
1 Тоболяков Виктор Павлович — тобольский писатель, автор книг «Беседы о Тобольске и его исторических окрестностях: размышления о предназначении Царственной Столицы Сибири» (Екатеринбург, 2002) и «Письма тоболякам» (Екатеринбург, 2011).
Библиографический список
1. Скворцов, А. И. Русская народная пропильная резьба/ А. И. Скворцов. — Л. : Художник РСФСР, 1984. — 232 с.
2. Чуйко, Л. В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX —вторая половина XX в./ Л. В. Чуйко. — М. : Наука, 2005. — 288 с.
ЧУЙКО Лариса Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2014 т.
© Л. В. Чуйко
Книжная полка
Томилова, О. В. Технический рисунок. Перспектива и теория теней : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности 052400 «Дизайн» / О. В. Томилова; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. — 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Изложен необходимый теоретический материал для выполнения чертежных работ по начертательной геометрии и техническому рисунку. Описываются построения аксонометрических и перспективных изображений, пространственных фигур с нанесением собственных и падающих теней. Излагаются методы решения наиболее часто решаемых в перспективе задач. Приведены упражнения для наработки навыков выполнения рисунков. Предназначено для студентов специальности «Промышленный дизайн», а также может быть полезно студентам технических специальностей
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ