Научная статья на тему 'Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца XIX-начала XX в'

Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца XIX-начала XX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМОВАЯ РЕЗЬБА / РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА / «ВАЗОН С РАСТЕНИЕМ» / FRETWORK / RELIEF CARVING / THE FLOWERPOT WITH A PLANT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чуйко Лариса Владимировна

В статье рассматриваются характерные для домовой резьбы городов Западной Сибири конца XIX—начала XX в. варианты классического декоративного мотива «вазон с растением», выполненные в технике рельефной резьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чуйко Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motive of the vasa with plant in the consignment of relief carving Western Siberian window frames in the end of the XIX — the beginning of the XX centuries

The motive of the vasa with plant in the consignment of relief carving Western Siberian window frames in the end of the XIX-the beginning of the XX centuries The article discusses typical in fretwork of Western Siberian cities of the end of the XIX — the beginning of the XX centuries variants of classic decorative motive «vasa with a plant» made in the technique of relief carving.

Текст научной работы на тему «Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца XIX-начала XX в»

ния «Дизайн» : учеб. пособие / А. Ш. Амиржанова. — Омск : ОГИС, 2013. - 109 с.

ТОЛМАЧЁВА Галина Васильевна, заслуженный работник культуры РФ, профессор, заведующая кафедрой «Дизайн костюма», член Союза дизайнеров РФ, лауреат национальной премии в области индустрии моды.

АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн костюма».

Адрес для переписки: aina71@bk.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2013 г.

© Г. В. Толмачёва, А. Ш. Амиржанова

УДК 7204 Л. В. ЧУЙКО

Омский государственный технический университет

МОТИВ ВАЗОНА С РАСТЕНИЕМ В НАКЛАДНОЙ РЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБЕ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ НАЛИЧНИКОВ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX в.____________________________

В статье рассматриваются характерные для домовой резьбы городов Западной Сибири конца Х1Х—начала XX в. варианты классического декоративного мотива «вазон с растением», выполненные в технике рельефной резьбы.

Ключевые слова: домовая резьба, рельефная резьба, «вазон с растением».

Изображение вазона с растением было широко распространено в городской домовой резьбе как на европейских территориях России, так и в Западной Сибири — основной причиной здесь явилось влияние стилевой архитектурной декорации каменных зданий. Однако в деревянном зодчестве второй половины Х1Х — начала XX в. этот мотив соединился с древнерусской традицией растительного орнамента, и на основе классицистического источника сложились разнообразные варианты, свидетельствующие об огромном творческом потенциале народной городской культуры.

Самой простой разновидностью «вазы» были небольшие круглые и барельефные детали токарной работы, расположенные на карнизах и очельях наличников (рис. 1а — г).

Однако мастерам-резчикам был близок, скорее, тип изображения сюжетного, бытового характера, напоминавший о домашних горшках с цветущими растениями. Композиционное решение при этом везде было сходным — вазон располагался посередине, вертикальные побеги растения подчеркивали центральную ось, а по обе стороны от нее симметрично располагались изогнутые стебли и листья [1, с. 44]. Для таких динамичных и эмоциональных «картин» требовался большой формат, и они размещались на очельях и подоконных досках наличников, аттиках и межэтажных филенках.

Замечательный «вазон» с двумя ручками, с раскидистым растением украшает верхний щиток старинного тюменского наличника, датируемого 1854 г. Прямоугольный формат целиком заполнен стилизованными ветвями куста, на которых отчетливо различимы листья, бутоны и цветы (рис. 2); техника

глухой резьбы делает изображение особенно убедительным, а легкая желобчатая проработка деталей придает ему живописность.

На рубеже XIX — XX вв. глухая резьба в домовой резьбе повсеместно сменилась накладным рельефом, менее дорогим и более удобным в изготовлении; в Тюмени сложился ярко выраженный «скульптурный» вариант этой техники — как полагают исследователи, под влиянием богатой барочной резьбы Поволжья XVШ — XIX вв., традиционно украшавшей иконостасы. В свою очередь, домовая резьба Тюмени, старейшего русского города Сибири (основан в 1586), оказала определенное влияние на резной декор других городов.

При исполнении «вазона» в технике накладного рельефа тюменская традиция проявлялась в объемных формах, динамичной «скульптурной» проработке деталей и стремлении показать вазу «как настоящую» при совершенно условном изображении растения.

Характерный вариант такого рода, относящийся к началу XX в., зафиксирован в г. Ишиме Тюменской области. Здесь очевидно желание показать вазу «как живую», с выпуклым узорным боком и правильным эллипсом горловины, с пышным букетом из крупных листьев и бутонов на длинных стеблях. На простом гладком фоне эта цельная монументальная композиция выглядит особенно эффектно (рис. 3).

В домовой резьбе Барнаула встречаются убедительные примеры как сохранения, так и обновления традиционных признаков мотива. На аттике с фигурным карнизом, под сенью «занавеса с кистями», еще различимы очертания вазы-кубка на высокой ножке (рис. 4а). Ваза показана с большой достоверностью,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

б

а

в

г

Рис. 1. Точеные «вазоны» в домовой резьбе западносибирских городов: а — Тара; б — Новосибирск; в — Тюмень; г — Омск

Рис. 2. Изображение вазона с растением в домовой резьбе Тюмени. 1854.

По Н. Г. Шайхтдиновой.

Рис. 3. Изображение вазона с растением в домовой резьбе г. Ишима Тюменской области

аб Рис. 4. Изображение вазона с растением в домовой резьбе Барнаула

Рис. 5. Варианты изображения вазона с растением в домовой резьбе Томска

Рис. 6. Изображение вазона с растением в домовой резьбе Новосибирска

значительное внимание уделено спиральным завиткам растения (к сожалению, о первоначальном виде букета трудно судить из-за значительных утрат).

Высокий, тщательно проработанный рельеф, репрезентативный оттенок композиции сближает ее с аналогичными мотивами Тюмени и Ишима. Иной характер имеет «вазон» на очелье наличника: изображение вазы еще достаточно правдоподобно, но композиция в целом обнаруживает явную тенденцию к уплощению и декоративности, что особенно заметно в центральной части букета и подставке вазы (рис. 4б).

Мастера томской домовой резьбы славились ажурными резными «кружевами», придавшими многим деревянным домам поистине сказочный облик. Однако наряду с пропильными орнаментами в Томске активно применялись накладные рельефные узоры, которые по техническим приемам напоминают традиции Тюмени.

В томских декоративных композициях с «вазонами» можно выделить две основные разновидности. Самым распростаненным является изображение широкогорлого сосуда с рельефным пояском и массивным основанием (рис. 5а-в), вполне узнаваемое, в то время как растение подвергается стилизации в значительно большей степени.

В другом случае мотив вазы трактуется весьма вольно и приобретает характер замысловатого орнаментального акцента — например, в сочетании с букетом, где сам сосуд почти незаметен (рис. 5г), или в уникальном по своеобразию соединении с раковиной, испускающей веер остроконечных лучей (рис. 5д). Растение, как и в предыдущем варианте, заполняет все свободное пространство сложным декоративным узором.

В Новосибирске мотив вазона с растением в технике накладной рельефной резьбы представлен

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

в

Рис. 7. Изображения вазона с растением в домовой резьбе Новосибирска

несколькими разновидностями, которые подтверждают активный обмен культурным опытом внутри региона в начале XX столетия. Новосибирск — самый «молодой» среди крупных центров Западной Сибири (имеет статус города с 1893 г.); здесь можно обнаружить признаки влияния резного декора нескольких соседних городов. Особенности изображения вазона на наличнике дома № 18 по ул. Горького

(высота рельефа, «натуральность» вазы, очертания листьев) отчасти напоминают «почерк» Тюмени, однако композиция отмечена тяготением к мелким деталям сложного рисунка и лишена монументальности (рис. 6).

Другой вариант композиции, сохраняющий основные традиционные черты (достаточно реалистическое изображение вазы, сложность растительных элементов, плотное заполнение фона узорами), все же является более плоскостным и графичным (рис. 7а); в третьем случае лаконичное, упрощенное решение обнаруживает некоторое сходство с омской традицией [2, с. 214] накладного пропильного декора (рис. 7б). В ряде примеров сложное переплетение растительных побегов вокруг причудливого сосуда на массивном постаменте напоминает томские деревянные «кружева» (рис. 7в).

В целом характерной чертой декоративных композиций западносибирской домовой резьбы в городской деревянной архитектуре конца Х1Х — начала XX в. является сближение техники накладного рельефа с накладным пропильным декором — скульптурные качества уступают графическим, акцентируется роль линии и силуэта. На этом фоне еще более эффектно выделяются произведения тюменских и томских резчиков, в значительной степени сохранивших старинную традицию в изображении и техническом исполнении популярного мотива.

Библиографический список

1. Скворцов, А. И. Русская народная пропильная резьба / А. И. Скворцов. — Л. : Художник РСФСР, 1984. — 234 с.

2. Чуйко, Л. В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX — вторая половина XX в. / Л. В. Чуйко. — М. : Наука, 2005. — 288 с.

ЧУЙКО Лариса Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: chuiko_lar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2013 г.

© Л. В. Чуйко

Книжная полка

Костина, А. В. Культурология : учеб. для студентов вузов / А. В. Костина. - 5-е изд., стер. - М. : КноРус, 2013. - 334 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-406-02886-5.

Написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, содержит разделы «Теория культуры», «История мировой культуры», «История отечественной культуры». Дается представление о предмете культурологии и ее месте в системе гуманитарного знания, раскрывается содержание ее основных понятий, анализируется соотношение народной, элитарной и массовой культур. Рассматриваются такие явления, как глобализация, постмодернизм, представляется характеристика постиндустриального и информационного общества. Значительное внимание уделяется истории культуры от ее первобытного этапа развития до эпохи современности. Для студентов вузов, изучающих курс «Культурология», преподавателей и учащихся старших классов общеобразовательных школ, а также для всех интересующихся данной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.