государством формой сохранения их этнокультурных особенностей.
Библиографический список
1. Бютов, Э. Происхождение и история бужских голенд-ров / Э. Баютов // Тальцы. — 2004. — № 4 (23). — С. 3 — 22.
2. Шостакович, Б. С. Голендры: этимология термина и понятия / Б. С. Шостакович // Тальцы. — 2004. — № 4 (23). — С. 23-35.
3. Скляров, Л. Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы Столыпинской аграрной реформы / Л. Ф. Скляров. — Л., 1962. — 588 с
4. Полное собрание законов. В XXXIII т. Т. XXIV. — Ст. 24701.
5. Государственный архив Иркутской области. Ф. 25. Оп. 10. Карт. 1064. Д. 2471. Л. 3 об.
6. Федотова, Е. Д. Из истории заселения таежных и урман-ных пространств Иркутской губернии во 2-й половине XIX в. / Е. Д. Федотова // Социально-экономическое развитие Сибири ХК — ХХ вв. — Иркутск, 1976. — С. 25 — 31.
7. Галеткина, Н. Г. Бужские голендры: в поисках утраченной идентичности / Н. Г. Галеткина // Восток и Россия: Взгляд из Сибири. — Иркутск, 1996. — С. 370 — 374.
8. Галеткина, Н. Г. Несколько замечаний в ответ на критику / Н. Г. Галеткина // Тальцы. — 2004. — № 4 (23). — С. 36 — 39.
9. Тихонов, В. В. Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» / В. В. Тихонов, А. К. Нефедьева. — Иркутск, 2006. — 216 с.
10. Тихонов, В. В. К вопросу о музеефикации сохранившихся элементов материальной и духовной культуры голен-дров Предбайкалья / В. В. Тихонов // Тальцы. — 2004. — № 4 (23). — С. 116—124.
ТИХОНОВ Владимир Викторович, кандидат культурологии, директор Иркутского областного государственного автономного учреждения культуры Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2013 г.
© В. В. Тихонов
УДК 7204 Л. В. ЧУЙКО
Омский государственный технический университет
ДЕКОРАТИВНЫЕ МОТИВЫ «БОЛЬШИХ СТИЛЕЙ»
В ДОМОВОЙ РЕЗЬБЕ ГОРОДОВ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX в.: «ЗАНАВЕС»
Статья содержит анализ декоративного мотива драпировки, распространенного в домовой резьбе городов Западной Сибири конца Х1Х—начала XX вв. под названием «занавес». На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты мотива, его размещение и техники исполнения, некоторые особенности декоративных композиций.
Ключевые слова: архитектура, стиль, домовая резьба, декоративная композиция, драпировка, «занавес».
В домовой резьбе городов Западной Сибири конца ХК — начала XX вв. сложилась устойчивая традиция использования мотивов архитектурного декора барокко и классицизма. Их происхождение связано с различными источниками визуальной информации: художественным оформлением каменной архитектуры «больших стилей», материалами специальных и популярных изданий по архитектуре; вероятно, многое народные мастера почерпнули в резьбе барочных иконостасов XVIII в. [1].
Распространенным вариантом стилевого архитектурного декора в западносибирской домовой резьбе является драпировка, которая предстает, как правило, в виде «занавеса» — горизонтальной полосы ткани, подхваченной шнуром с кистями. «Занавес» традиционно располагался на аттиках, щит-
ках наличников и карнизах. В большинстве случаев изображение выполнялось в технике накладной рельефной резьбы, но в декоре старых деревянных домов Тюмени, датируемых второй половиной XIX в., имеются выразительные примеры применения глухой резьбы с плоскорельефными дополнениями.
В начале XX в. в западносибирской домовой резьбе проступают признаки «сглаживания» местных особенностей декоративных мотивов. Основной причиной этого является нарастание интенсивности коммуникативных процессов, в том числе активизация миграционных движений российского и регионального масштаба.
Тем не менее каждый город Западной Сибири в это время имел свое индивидуальное «лицо», в чертах которого существенную роль играл облик дере-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
а
в г
Рис. 1. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Тюмени. Вторая половина XIX в. (по Н. Г. Шайхтдиновой)
Рис. 2. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Ишима. Начало XX в.
вянной жилой застройки, во многом благодаря ее резному декору. Города находились в разных природно-климатических условиях, имели различные функции, исторически сложившиеся в пределах региона, отличались по промышленно-экономическим показателям и социально-культурному потенциалу. В соответствии с этим в резном декоре каждого города существовали свои собственные предпочтения, которые отражали наиболее характерные локальные особенности «перевода» стилевых мотивов на язык народного художественного промысла.
В старейших торгово-промышленных центрах Западной Сибири — Тюмени, Тобольске и Томске, где в XVШ — XIX вв. активно формировалось купеческое сословие, для богатых заказчиков строилось немало щедро украшенных резьбой особняков и доходных домов, придававших облику города оттенок особой нарядности, что побудило Н. Г. Шайхтдино-ву упоминать о типе «сибирского палаццо» [2, с. 32]. В декоре деревянной архитектуры Тюмени это впечатление создавалось благодаря обилию рельефной резьбы с выраженными барочными мотивами, среди которых видную роль играла драпировка.
Тюменские «занавесы» второй половины XIX в. были наиболее сложными по рисунку и пластике — с несколькими рядами складок, длинными витыми шнурами и крупными кистями [2, с. 42 — 43, 47, 54]. Такими «занавесами» нередко украшали широкие — до 50 см — подоконные доски (рис. 1а — в).
Иногда декоративная композиция верхней части наличника изображала узкую полосу ткани, завязанную узлами; ее свободные концы образовывали
объемные «сборки» (рис. 1г). Крупные детали, четкий рисунок и выполнение в технике глухой рельефной резьбы придавали таким изображениям выраженный монументальный характер.
В начале XX в. глухая резьба в домовой резьбе Западной Сибири уступила место накладному рельефу. Один из ярких примеров применения этой техники для выполнения «занавеса» зафиксирован в г. Ишиме Тюменской области. «Занавес» украшает подоконную доску деревянного дома, построенного в начала XX в. Ее ширина, хотя и не достигает максимальной величины, все же превышает обычный размер, и декоративная композиция в пространстве большого поля выглядит очень эффектно (рис. 2). Отметим, что общий характер этой композиции отличается от более ранних изображений и имеет сходство с вариантом, распространенным в Томске, Барнауле, Омске.
В Тобольске, с 1796 г. имевшем статус центра Тобольской губернии, важную роль играли взаимоотношения богатых торговцев с представителями дворянства (отметим, что в их числе были ссыльные, прибывшие из европейской России) и чиновничества, что способствовало повышению культурного уровня и эстетических запросов купеческого сословия [3]. Деревянные особняки и добротные дома зажиточных владельцев украшала красивая и оригинальная резьба — здесь можно было встретить и крупные объемные детали, и узоры с мелким растительным орнаментом, выполненные в накладной и ажурной пропильной технике. Мотив «занавеса», судя по обследованным материалам, не был широко
г д
Рис. 3. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Тобольска. Конец Х1Х-начало XX в.: а-в — из архива В. П. Тоболякова1; г, д — из фондов ТГИАМЗ
а б
Рис. 4. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Томска. Конец Х1Х-начало XX в.
распространен в домовой резьбе Тобольска конца Х1Х — начала XX в. Он представлен здесь традиционным, довольно простым вариантом — две провисающие полосы ткани с небольшими кистями (рис. 3а). Отметим однако, что в этом варианте кисти выполнены не только в барельефе, но и в полном объеме, «как настоящие». В сочетании с другими дополняющими деталями скромные драпировки образуют оригинальные и красивые решения — например, с «гирьками» (рис. 3б) или «цветочными гирляндами». В последнем случае части «занавеса» могут быть прикреплены к выступающим деталям карниза наличника, составляя не только рельефную, но и пространственную композицию (рис. 3в).
Замечательный пример применения «занавеса» в оформлении наличника находится в фондах Тобольского государственного исторического музея-заповедника (далее ТГИАМЗ), где хранится альбом «Оконные орнаменты Тобольска» (№ ТМ КП 13364) — зарисовки наличников, выполненные в 1976 г. студентами кафедры архитектуры Хабаровского политехнического института. На одном из рисунков этого альбома (лист № 3) изображен наличник, где «занавесы с гирляндами», выполненные как отдельные детали, украшают не только очелье (рис. 3г), но и «подвешены» к подоконной доске (рис. 3д). В обследованных материалах других запад-
носибирских городов подобные решения не зафиксированы.
Томская домовая резьба представляет традиционное применение декоративной композиции с «занавесом» в технике накладного рельефа на очелье наличников (рис. 4а). Однако, вписываясь в динамичное очертание килевидного щитка, «занавес» приобретает характер своеобразного «шатра», где вершина отмечена декоративной деталью, а симметрия изображения подчеркнута тремя свисающими кистями (рис. 4б).
В центре Алтайского края Барнауле, который в XIX в. был одним из крупнейших торгово-промышленных городов Западной Сибири, до настоящего времени сохранилось немало деревянных зданий, имеющих большое значение как архитектурные памятники. Судя по этим натурным материалам, мотив «занавеса», как и в Тобольске, нельзя назвать самым распространенным в местной домовой резьбе, но среди зафиксированных примеров имеются весьма интересные решения.
Замечательный пример «занавеса», на данный момент самого крупного и «развернутого» в обследованном материале, размещен под карнизом фигурного аттика двухэтажного дома (рис. 5а) — рельефное изображение симметрично расположенных полос ткани, подхваченных шнуром в трех ме-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
*
а
в
Рис. 5. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Барнаула. Конец XIX-начало XX в.
б
г
в
Рис. 6. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Омска. Конец XIX-начало XX в.
стах. Варианты «занавеса» на очельях наличников этого же дома обнаруживают сходство с томскими и тюменскими композициями (рис. 5б, в).
Наиболее оригинальная интерпретация рассматриваемого мотива в Барнауле встречается в нескольких случаях на нижних концах боковых стоек наличников. Ее можно назвать графической — складки занавеса выполнены в технике плоскорельефной резьбы, лаконичный рисунок уверенно передает динамичный характер драпировки (рис. 5г).
В Омске «занавес» встречается, как правило, в виде двух дугообразно провисающих полос ткани с небольшими кисточками по краям и в центре. Драпировки при этом узкие, нередко уплощенные, с легкой дополнительной проработкой; техникой исполнения обычно служит накладная рельефная резьба (рис. 6а, в). Оригинальным местным вариантом мотива является композиция с двумя отдельными кисточками — она часто используется в омской резьбе для украшения наличника с разорванным карнизом, очертания которого визуально заменяют
Рис. 7. Мотив «занавеса» с фестонами и бантами в домовой резьбе Омска. Конец XIX-начало XX вв.
Рис. 8. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Омска. Фрагмент фриза (?). Конец XIX-начало XX вв.
в г
Рис. 8. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Новосибирска. Начало XX в.
изгибы драпировки; это ощущение усиливает нить «жемчужника», проходящая по нижней части карниза (рис. 6б).
Редкой интерпретацией драпировки в резном декоре Омска, обычно довольно сдержанном, является «занавес» в духе купеческой роскоши, с фестонами и пышными трехлепестковыми бантами, выполненный в технике накладной рельефной резьбы (рис. 7). Этот вариант зафиксирован в оформлении наличников жилого дома начала ХХ в. В изученных материалах Омска и других городов Западной Сибири аналогичное решение пока не обнаружено [4].
Уникальным для Омска является изображение «занавеса», близкого красивейшим тюменским драпировкам как по трактовке мотива, так и технике исполнения — глухая рельефная резьба (рис. 8). По словам хозяев, приспособивших это украшение для своих ворот, доска сохранилась от стоявшего неподалеку давно снесенного дома. Судя по длине, она могла находиться только на фризе; в декоре этого элемента «занавес» в виде сплошной ленты является на данный момент исключительным примером в
обследованных материалах западносибирской домовой резьбы.
Новосибирск (до 1925 — Новониколаевск), получивший статус города в 1903 г., не имел давних традиций домовой резьбы, так как его зарождение было связано с проведением Транссибирской магистрали, в том числе со строительством железнодорожного моста (1897; инж. Н. А. Белелюбский) и появлением станции «Обь». Благодаря этому, развитие города пошло быстрыми темпами, и уже через десять лет Новониколаевск превратился в значительный промышленно-экономический центр, где велось интенсивное строительство [5]. При этом почти все жилые дома, как повсюду в провинции, были деревянными. Приток строителей и резчиков из разных областей России, вместе с влиянием уже сложившихся традиций резного декора соседних городов, обусловил большое разнообразие художественного оформления жилой архитектуры.
В домовой резьбе Новосибирска встречаются «занавесы» двух видов. Один мотив — по расположению на очелье, общей композиции и технике —
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
Рис. 9. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Кургана. Конец XIX-начало XX в.
сходен с тем, что отмечено в других городах, и представлен различными по качеству вариантами от высокохудожественных (рис. 8а,) до примитивных (рис. 8б).
Другой вариант, составляющий отличительную черту местной интерпретации мотива, выполнялся в технике сквозной пропильной резьбы и использовался как подзор самого простого рисунка — его размещали под карнизом крыши, нередко во втором ряду (рис. 8а, в, г). Иногда обе разновидности применялись одновременно (рис. 8а).
Сложные ажурные изображения драпировок на наличниках и подоконных досках городских западносибирских деревянных домов почти не встречаются. Это вполне понятно — самим характером мотива предопределено обращение к технике, оперирующей объемом, пусть даже незначительным. Однако намеки на складки «занавеса», обозначенные длинными изогнутыми пропилами, зафиксированы в домовой резьбе Кургана (рис. 9).
В Сургуте, одном из старейших западносибирских городов (основан в 1594), почти не осталось домовой резьбы рассматриваемого периода. Но среди немногочисленных сохранившихся и воссозданных образцов имеется пример причудливого узора, украшающего верхнюю часть двухъярусного очелья наличника (рис. 10).
Декоративный мотив, расположенный на прямоугольном щитке, аналогичен тому, который встречается в Тюмени, Барнауле и Томске, зато верхняя композиция представляет вариант драпировки (?) необычного рисунка. Это изображение весьма далеко от привычных разновидностей занавеса, но, тем не менее, присутствие в центре композиции характерной кисточки не позволяет полностью отказаться от возможности приобщения сургутского варианта к рассматриваемой группе мотивов резного декора.
Художественно-образные традиции домовой резьбы городов Западной Сибири складывались под влиянием многих факторов, среди которых огромная роль принадлежала связи с общерусской архитектурно-декоративной традицией; при этом наиболее устойчивой являлась система расположения резного декора на деревянном доме.
Однако при значительном сходстве орнаментальных мотивов, декоративных композиций и техники исполнения в архитектурной резьбе западносибирских городов отчетливо проявляются отличия, вызванные рядом объективных причин. Наиболее значимыми из них являются природные особенности и социально-культурные условия: они обусловливают характерные признаки, на которых основаны изуче-
Рис. 10. Мотив «занавеса» в домовой резьбе Сургута.
Конец XIX-начало XX в.
ние, анализ и классификация резного декора деревянных жилых домов.
Так, в старых купеческих городах преобладает нарядная «скульптурная» или «кружевная» резьба (Тюмень и Томск); в Омске, военно-административном центре, к тому же стоящем на открытой ветрам степной равнине, преобладает скромный и неброский вариант накладной пропильной резьбы; в Новосибирске узнается влияние традиций резного декора нескольких близлежащих городов.
Резной архитектурный декор Западной Сибири всесторонне отражает процесс развития народной городской культуры в конце Х1Х — начале XX вв. — в том числе взаимодействие с профессиональной художественной культурой, и является незаменимым источником информации, на основе которой формируется целостная картина бытования домовой резьбы на территориях региона.
Примечание
1 Тоболяков Виктор Павлович — тобольский писатель, автор книг «Беседы о Тобольске и его исторических окрестностях: размышления о предназначении Царственной Столицы Сибири» (Екатеринбург, 2002) и «Письма тоболякам» (Екатеринбург, 2011)
Библиографический список
1. Зольникова, Н. Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI — XIX вв. / Н. Д. Зольникова. Сибирская икона. — Омск : Иртыш-92, 1999. — С. 25.
2. Шайхтдинова, Н. Х. Деревянная резьба Тюмени / Н. Х. Шайхтдинова. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1988. — 160 с.
3. Резун, Д. Я. Городские ярмарки Сибири XVШ — первой половины XIX в. : ярмарки Западной Сибири / Д. Я. Резун, О. Н. Беседина. — Новосибирск : Наука, 1992. — С. 68, 70.
4. Чуйко, Л. В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX — вторая половина XX в. / Л. В. Чуйко. - М. : Наука, 2005. - С. 216.
5. Баландин, С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893- 1945 / С. Н. Баландин. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. — С. 11, 21 — 25.
ЧУЙКО Лариса Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2013 г.
© Л. В. Чуйко