история культуры» [Электронный ресурс] / Е. В. Сальникова. — Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/fenomen-vizualnosti-i-evolyutsiya-vizualnoi-kultury (дата обращения: 28.08.2014).
2. Кессмеди, Х. Глобализация и культурная идентичность / Х. Кессмеди // Вопросы философии. — 2003. — № 1. — С. 76-79.
3. Гришаева, Т. А. Мода как феномен современной культуры : автореф. по специальности «Теория и история культуры» [Электронный ресурс] / Т. А. Гришаева. - Режим доступа : http://www.dslib.net/teorja-kultury/moda-kak-fenomen-sovremennoj-kultury.html (дата обращения: 28.08.2014).
4. Смактина, Н. Л. Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки / Н. Л. Смактина, Н. А. Хвыля-Олинтер // Вестник Московского университета. — 2010. — Сер. 18. — № 2. — С. 69 — 71.
5. Акопов, С. В. Идентичности в эпоху глобальных миграций / С. В. Акопов, М. С. Розанова. — СПб. : ДЕАН, 2010. — С. 272.
6. Когатько, Д. Г. Российская идентичность: культурно-цивилизационная специфика и процессы трансформации / Д. Г. Когатько, В. Х. Тхакахов. — СПб. : Алтейя, 2010. — С. 136.
7. Сергеева, К. В. Культурная идентичность: концептуально-социологический аспект проблемы / К. В. Сергеева // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 3. — С. 272.
8. Аринушкина, Н. С. Об определении и типах идентичности / Н. С. Аринушкина // Мир психологии. — 2004. — № 2 — С. 51.
9. Кавамура, Ю. Теория и практика создания моды / Ю. Кавамура ; пер. с англ. А. Н. Поплавская. — Минск : Грев-цов Паблишер, 2009. — С. 192.
ВАСИЛЬЕВА Эмма Викторовна, доцент (Россия), доцент кафедры дизайна костюма, проректор по внеучебной и социальной работе. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила 26.09.2014 г. © Э. В. Васильева
УДК 7204 Л. В. ЧУЙКО
Городской музей «Искусство Омска»
РАЗНОВИДНОСТИ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ ПОДОКОННЫХ ДОСОК. К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ
Статья содержит анализ разновидностей подоконных досок в деревянных жилых домах городов Западной Сибири конца Х1Х—начала XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты подоконных досок, их размеры, формы и некоторые особенности декоративных композиций.
Ключевые слова: деревянное зодчество, подоконные доски, резной декор, орнамент.
В профессиональных исследованиях, посвященных старинной домовой резьбе, основное внимание обычно уделяется очелью наличника, несущему главную композицию резного убранства окна. Приоритет очелья обусловлен древними декоративными традициями деревянного зодчества; однако в целостном ансамбле обрамления оконного проема всегда имела большое значение и подоконная доска.
Подоконная доска вместе с другими конструктивно-декоративными элементами наличника выполняет ответственную защитную функцию, закрывая стык стены и оконной рамы. Чисто технически это можно успешно осуществить с помощью обычного бруска, но, как правило, строители и резчики предпочитали художественные варианты.
При этом существенную роль в декоративном оформлении играла форма доски, поскольку щиток, как несущая основа, определял размер и формат орнаментальной композиции, ее построение, отчасти стилистику и технику исполнения узоров.
Исходя из этого, в огромном разнообразии западносибирских подоконных досок можно выделить две фундаментальные группы: широкие
подоконные доски (до 50 см, составленные из двух или трех досок) и обычные (в среднем около 20 см, чаще всего цельные).
В границах этих групп существуют разновидности, где определяющими признаками являются как форма щитка, так и особенности декора.
Широкие подоконные доски Широкие подоконные доски второй половины XIX в. с развитым резным декором описаны в трудах выдающегося ученого, исследователя деревянного зодчества Западной Сибири профессора Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Е. А. Ащепкова (1907—1983) [1, с. 38 — 40; 2, л. 9 об., 12, 14]. В ходе экспедиции 1940 г. он зафиксировал ряд выразительных примеров такого рода в сельских и городских постройках второй половины XIX в., преимущественно в Тобольской области1.
Эти доски имеют соответствующие их размерам крупные декоративные композиции в технике глухого и накладного рельефа или накладной пропильной резьбы со сложными орнаментальными переплетениями; нижний край доски прямой или с небольшими плавными изгибами (рис. 1).
Рис. 1. Широкие подоконные доски Тобольской обл. (по Е. А. Ащепкову): а — деревня Копылово; б — деревня Усолка; в — деревня Мыс
Рис. 2. Широкие подоконные доски в домовой резьбе Тюмени второй половины XIX в. (по Н. Г. Шайхтдиновой)
б
а
в
б
а
Рис. 3. Широкие подоконные доски в городской домовой резьбе Западной Сибири конца Х1Х—начала XX в.: а — Омск; б, в — Тобольск; г — Тара; д — Тюмень; е — Барнаул; ж — Новосибирск
4
Рис. 4. Широкие подоконные доски конца Х1Х—начала XX в. в стиле модерн: а — Курган; б — Омск
Рис. 5. Подоконные доски конца Х1Х—начала XX в. с прямым нижним краем: а — Барнаул; б — Тюмень
Рис. 6. Подоконные доски конца XIX—первой пол. XX в. с криволинейным нижним краем: а — Новосибирск; б — Омск; в — Сургут; г — Тара
В городской домовой резьбе второй половины XIX в. выделяются широкие подоконные доски Тюмени [3, с. 47, 50], Тобольска и Томска — они производят очень яркое впечатление благодаря внушительности массивного прямоугольного щитка и красоте декора, часто выполненного в технике глухой резьбы (рис. 2).
В конце XIX —начале XX в. широкие подоконные доски встречаются во всех западносибирских городах, их резные украшения отражают различные тенденции развития домовой резьбы в это время. Приемы выполнения при этом очень разнообразны — глухой и накладной рельеф, пропильные ажурные
и накладные узоры, накладки токарной работы; в некоторых случаях декоративную функцию выполняет даже паркетная обшивка (рис. 3а — е).
Другую разновидность широких подоконных досок представляют гладкие щитки четкой прямоугольной формы или с волнообразным нижним краем (рис. 3ж), напоминающие о благородной простоте стиля ампир.
Вероятно, с некоторой долей условности к первой группе можно отнести и подоконные доски в стиле модерн, которые являются частью единой «рамы» (рис. 4), в которую, как кабинетная фотография, «вставлено» окно: характерные очертания подобных
б
а
б
а
б
а
в
г
№
б
а
в
г
д
Рис. 7. Прямоугольные подоконные доски конца Х1Х—начала XX в. с накладным и ажурным декором: а, б — Тюмень; в, г — Омск; д — Тобольск
наличников отмечены А. И. Скворцовым в европейской России [4, с. 51, 63, 93]. В художественном решении здесь преобладают общие декоративные черты стиля модерн (например, мотив изогнутой ленты), в технике — сквозная пропильная резьба.
Подоконные доски обычной ширины. Вторую группу западносибирских подоконных досок составляют щитки обычной, сравнительно небольшой ширины — в пределах 15 — 25 см, которые широко применяются до настоящего времени. В этой группе досок, очень обширной, можно выделить два варианта щитков — гладкие и узорные, каждый из которых, в свою очередь, имеет по нескольку разновидностей.
Гладкие прямоугольные подоконные доски
Разновидности. Доски с прямым нижним краем. Самый распространенный вариант в этой группе — цельная гладкая доска шириной около 20 см с прямым нижним краем (рис. 5).
Она может отделяться от оконной рамы небольшим карнизом; роль декоративных акцентов выполняют нижние концы боковых стоек наличника. В другом случае подоконная доска является частью «цельного» плоского обрамления окна. Как правило, форма такого наличника восходит к стилю модерн и чаще всего остается гладкой.
Доски с криволинейным нижним краем — гладкие цельные (иногда встречаются составные) доски с нижним краем, контур которого образован плавно изогнутой линией (рис. 6). Эти незатейливые щитки, тем не менее, имеют гармоничные пропорции и динамичные очертания, при этом в создании декоративного эффекта участвуют нижние завершения боковых стоек наличника. В оформлении таких подоконных досок преимущественно проявляются признаки стилей барокко и модерн [5, с. 60 — 61].
Узорные подоконные доски со сплошным щитком
Разновидности. Прямоугольные подоконные доски с прямоугольным нижним краем, накладным и ажурным декором. Этот вариант подоконных досок имеет разнообразное декоративное оформление (рис. 7а — в). Обычно украшения выполнялись в технике накладной рельефной и пропильной резьбы и располагались на плоскости щитка крупными декоративными фрагментами (рис. 7а, б); сплошное заполнение поля накладным орнаментом встречается реже (рис. 7в).
Ажурные композиции, целиком заполняющие прямоугольное поле доски, в исследованных материалах немногочисленны и выявлены в тех случаях, когда нижний край щитка дополнен хотя бы небольшой декоративной деталью (рис. 7г, д).
4
б
а
в
Рис. 8. Сплошные прямоугольные подоконные доски конца XIX-начала XX в. со «свешивающимися» элементами:
а — Омск; б — Тюмень; в — Новосибирск
в
г
Рис. 9. Подоконные доски конца XIX-начала XX в. с выраженной декоративной функцией нижнего края, накладным и плоскорельефным декором: а — Тюмень; б — Тобольск (из архива В. П. Тоболякова2); в — Новосибирск; г — Сургут
Прямоугольные подоконные доски с двухъярусной декоративной композицией, накладным и ажурным ш декором. Такие доски имеют щиток, разделенный || по горизонтали небольшим накладным карнизом или профилированной рейкой. Одним из харак-о терных композиционных решений здесь является £ оформление нижней части в виде декоративного
* элемента, который как бы «свешивается» из-под | нее, наподобие нарядного края либо уголка салфет-о ки или накидки, которые вплоть до середины XX в. | были распространены в домашнем быте в качестве
* украшений полок, этажерок и тумбочек (рис. 8). Д^Д Щиток при этом иногда оставался гладким
(рис. 8а), но обычно на нем располагались раз-
нообразные по мотивам орнамента, стилистике и способу исполнения декоративные композиции, в основном с накладными рельефными (рис. 8б) и пропильными (рис. 8в) деталями. «Свешивающиеся» элементы щитка имели, как правило, довольно скромную отделку.
Подоконные доски с выраженной декоративной функцией фигурного нижнего края и накладным декором. Щиток подоконной доски такого рода нередко утрачивает традиционные очертания и может называться прямоугольным только условно, поскольку большая часть декоративной композиции вписывается в прямоугольное поле. Одним из самых эффектных декоративных решений при
№
б
а
Рис. 10. Подоконные доски конца Х1Х—начала XX в. с фигурным краем и ажурным декором: а, г — Омск; б — Курган; в — Тобольск
в
г
а б
Рис. 11. Подоконные доски конца XIX—начала XX в. с «вставленными» ажурными композициями: Омск
этом является сочетание сложных криволинейных очертаний края доски с динамичным, высоким рельефом в духе зрелого барокко, свойственным тюменской традиции (рис. 9а); в тобольской домовой резьбе существуют варианты, где фигурный контур нижнего края является основным художественным элементом плоского щитка (рис. 9б); очень нарядны доски с более спокойной линией края, дополненной какими-либо выразительными деталями наподобие кистей и гирек, с рельефными и пропильны-ми накладками (рис. 9в). Нередко в оформлении подоконного щитка применялось наложение досок в два слоя (что вместе с накладным узором создавало впечатление высокого рельефа) и характерное удлинение концов боковых стоек (Тобольск и Сургут, рис. 9б, г), использовалось также сочетание накладной и плоскорельефной резьбы (рис. 9г).
Подоконные доски с фигурным краем и ажурным декором. Как и в предыдущей разновидности, форма таких досок не имеет строго определенных прямоугольных очертаний, поскольку в них акцентирована роль контура нижнего края (рис. 10). Декоративные композиции в технике ажурной про-
пильной резьбы при этом, как правило, динамичны и сложны по рисунку [5, с. 163], иногда с множеством мелких фигурных вырезов и красивым ажурным подзором (рис. 10г).
Самым редким решением в оформлении подоконных досок с фигурным краем является динамичная ажурная композиция, вставленная между боковыми стойками наличника так, что узор соприкасается с его нижним краем только частично (рис. 11).
Узорные подоконные доски со щитком из двух частей
В этой группе объединены подоконные доски, у щитки которых состоят из двух отдельных горизон- У тальных частей и представляют собой двухъярус- о ные декоративные композиции. И
Разновидности. Двухчастные подоконные доски И с декоративным акцентом на нижней детали. Если у щиток подоконной доски состоял из двух отдель- Т ных частей, то основная роль обычно принадлежа- ЕЕ ла нижней части. Узкий верхний фрагмент, выпол- Н нявший техническую функцию, оставался гладким Е или имел очень скромный декор. При этом декоративная композиция, часто ажурная, «кружевная»,
Рис. 12. Подоконные доски конца XIX—начала XX в. с декоративным акцентом на нижней части: а, в — Омск; б — Тара
б
а
в
заполняла пространство между концами боковых стоек, соприкасаясь с верхней частью по всей ее длине (рис. 12а), либо образовывала подобие гирлянды или арки (рис. 12б, в).
Двухчастные подоконные доски с равноценным декоративным оформлением обеих частей. Довольно часто в оформлении двухчастных подоконных досок встречается и другое решение, когда обе части щитка имеют равную ширину и одинаковый по интенсивности декор (рис. 13а, б).
Иногда декоративные композиция двухчастных щитков были очень нарядны и затейливы; иногда,
напротив, имели подчеркнуто строгую геометрию и очень сдержанный декор (рис. 13в, г).
Подоконные доски городских западносибирских наличников, как и очелья, позволяют в полной мере представить художественные качества и предпочтения, присущие жилой застройке конкретного места. Интенсивный обмен информацией способствовал взаимодействию местных «школ» резного декора и появлению в них новых элементов, иногда редкого своеобразия.
Натурные и архивные материалы конца XIX — начала XX вв. свидетельствуют, что наиболее
существенное значение в становлении культурного потенциала и архитектурного облика городов имели различные объективные факторы — прежде всего природно-климатический, социально-культурный и коммуникативный.
Природные факторы сказывались на выборе техники исполнения резных украшений — резкие колебания температур и сильные ветра препятствовали применению высокого рельефа и сложных ажурных узоров, обусловливая обращение к накладной пропильной резьбе, что наглядно проявилось в домовой резьбе Омска.
Социально-культурные условия определяли общее направление в декоративном оформлении особняков и доходных домов. Так, наличие сильного купеческого сословия обусловливало развитие архитектурного типа особняка в духе сказочного дворца-терема; присутствие значительной прослойки научной и творческой интеллигенции выражалось в профессиональном совершенстве художественных решений и пристальном внимании к новым веяниям в архитектурном декоре. Преобладание административной функции придавало жилой застройке города деловой, сдержанный характер; близкие контакты с местным тюркоязычным населением проявлялись в повышенной динамике орнамента домовой резьбы.
Отметим, что значительную роль в развитии но-вационных тенденций в домовой резьбе Западной Сибири играла также специализированная печатная продукция, доставлявшая сведения о состоянии современной архитектуры и архитектурной декорации в крупнейших российских и европейских культурных центрах. Книги, альбомы и журналы быстро достигали провинции благодаря Транссибирской железнодорожной магистрали.
В совокупности многих факторов в конце XIX — начале XX вв. в домовой резьбе западносибирских городов сформировались характерные черты, которые вплоть до середины XX в. позволяли судить о сходстве, различии и взаимовлияниях местных традиций. Во второй половине XX в. резное убранство деревянных домов утрачивает связь как с древним общерусским наследием, так и с богатым опытом рубежа столетий. Результатом этого
необратимого процесса является возникновение поверхностных подражаний архитектурной декорации барокко, классицизма и русского стиля Ропе-та —Гартмана или фантазийных решений, всецело зависящих от вкуса заказчика, который нередко понимает красоту резного декора как обилие замысловатых, «богатых» узоров.
Примечания
1 В Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО) хранятся экспедиционные альбомы с фотографиями и зарисовками, выполненными Е. А. Ащепковым.
2 Тоболяков Виктор Павлович — тобольский писатель, автор книг «Беседы о Тобольске и его исторических окрестностях: размышления о предназначении Царственной Столицы Сибири» (Екатеринбург, 2002) и «Письма тоболякам» (Екатеринбург, 2011).
Библиографический список
1. Ащепков, Е. А. Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых районах Сибири / Е. А. Ащепков // Архитектура Сибири: Ежегодник НОССА. Июль 1951. — Новосибирск, 1951. — С. 29 — 65.
2. Ащепков, Е. А. Материалы по народному зодчеству в Сибири (приложение к докторской диссертации). — ГАНО. Р. 2102. Оп. 1. Д. 7. Л. 9 об.; л. 12 ; л. 14.
3. Шайхтдинова, Н. Х. Деревянная резьба Тюмени / Н. Х. Шайхтдинова. Деревянная резьба Тюмени. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1984. — 160 с.
4. Скворцов, А. И. Русская народная пропильная резьба / А. И. Скворцов. - Л. : Художник РСФСР, 1984. - 234 с.
5. Чуйко, Л. В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX — вторая половина XX в. / Л. В. Чуйко. - М. : Наука, 2005. - 288 с.
>
ЧУЙКО Лариса Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), старший научный сотрудник Городского музея «Искусство Омска». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2014 г. © Л. В. Чуйко
Книжная полка
ББК 71/К90
Культурология : учеб. для бакалавров и специалистов вузов / Г. В. Драч [и др.]. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 384 c. - ISBN 978-5-496-00022-2.
Учебник представляет собой изложение ключевых тем курса по культурологии для студентов вузов. В нем выделены основные понятия и термины культурологии, ее ведущие школы и концепции, развернута широкая панорама реализации культуры в истории человечества; дается обширный очерк становления и развития отечественной культуры. Издание построено по стандартам кредитно-модульной системы обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса. Особенностью данного издания является и то, что в нем реализован семиотический подход к пониманию культуры. Этот подход позволяет рассмотреть культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры. К каждой теме курса предлагаются вопросы, глоссарий, основная и дополнительная литература. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту третьего поколения и имеет гриф НМС. Он предназначен для студентов различных специальностей, изучающих культурологию.