УДК 74 Л.В. Чуйко
Омский государственный технический университет, г. Омск
ШИРОКИЕ ПОДОКОННЫЕ ДОСКИ В ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Подоконная доска вместе с другими конструктивно-декоративными элементами наличника выполняет ответственную функцию, закрывая стык стены и оконной рамы. Чисто технически это можно успешно осуществить с помощью обычного бруска, но, как правило, строители и резчики предпочитали художественные варианты.
Однако в декоративном оформлении подоконных досок весьма существенную роль играл характер щитка как несущей основы, определяющей формат и размер декоративной композиции, ее построение, отчасти стилистику и технику исполнения узоров. Стилистически декор западносибирских подоконных досок в сельской и городской деревянной архитектуре соответствовал общему кругу орнаментов русской домовой резьбы конца Х1Х-начала XX вв., среди которых наибольшее распространение получили мотивы барокко, модерна и «русского стиля» в различных интерпретациях.
В огромном разнообразии западносибирских подоконных досок отчетливо выделяется группа, где определяющим типологическим признаком является ширина щитка, которая составляет до 50 см (в некоторых случаях даже более).
К этой группе относятся прежде всего старинные подоконные доски Тюмени и Томска второй половины XIX в. Они производят очень яркое впечатление благодаря внушительности массивного прямоугольного щитка (рис. 1, 2) и его резных украшений. Подоконные доски этого типа описаны в трудах выдающегося ученого, исследователя деревянного зодчества Западной Сибири профессора НГАХА Е. А. Ащепкова [1, с. 38-41]. В ходе экспедиций 1930-1940-х гг. он зафиксировал ряд таких примеров в сельских и городских постройках (преимущественно в Тобольской области, Тобольске и Томске), отметив их самобытность и даже уникальность.
340
в
Рис. 1. Широкие подоконные доски в городских постройках Западной Сибири второй половины XIX в: а, б - Тюмень (по Н.Х. Шайхтдиновой); в - Томск
а б
Рис. 2. Широкие подоконные доски в сельских постройках Западной Сибири второй половины XIX в. (Тобольская обл.): а - деревня Усалка; б - деревня Южаково (по Е. А. Ащепкову)
341
Таким образом, территориально формирование традиции создания широких подоконных досок определяется достаточно четко, но генезис этого явления еще не вполне ясен. Так, Е. А. Ащепков считает, что это дополнение позволяло зрительно увеличить небольшой оконный проем и акцентировать его роль в общей композиции стены [2, с. 38-39]. Но можно также предположить, что возникновение широких подоконных досок обусловлено влиянием классицистических зданий, где между этажами располагались под окнами декоративные филенки с рельефными изображениями. Основанием для такого предположения является наличие стилевой каменной архитектуры на местах и распространение многочисленных иллюстрированных изданий, от специальной архитектурной литературы до «семейных» журналов: эти источники во второй половине XIX в. уже не были редкостью в сибирской провинции, тем более после ввода в строй Транссибирской железнодорожной магистрали.
Широкие подоконные доски конца XIX в. несут соответствующие их размерам крупные декоративные композиции в технике глухого и накладного рельефа (рис. 1 а, б; рис. 2) или накладной пропильной резьбы со сложными орнаментальными переплетениями (рис. 1 в). Нижний край доски - прямой или с двумя небольшими плавными изгибами, декоративная функция нижних концов боковых стоек выражена слабо.
В конце Х1Х-начале XX вв. широкие подоконные доски встречаются практически во всех западносибирских городах. Их резные украшения отражают различные тенденции декоративного оформления деревянной архитектуры указанного периода - как общерусские, так и местные. Глухая резьба в это время уже почти не используется, но накладная исключительно разнообразна - рельефная, пропильная, барельефные детали токарной работы; иной раз в роли декора выступает паркетная обшивка (рис. 3).
Время от времени в разнообразии широких подоконных досок встречаются композиции, имитирующие декоративные филенки каменной архитектуры простейшим способом -наложением нескольких реек на обширное гладкое поле (рис. 3 д).
Одновременно встречаются примеры использования гладких щитков, прямоугольных или с фигурным нижним краем (рис. 3 е).
д е
Рис. 3. Широкие подоконные доски в городской деревянной архитектуре Западной Сибири конца XIX-начала XX в.: а, д - Омск; б - Тара; в - Тобольск; г - Барнаул; е - Новосибирск
Вероятно, к этой группе следует отнести и те подоконные доски, ширина которых не достигает максимальной (50 см), но насчитывает около 30 см, что превышает наиболее распространенный размер (15-25 см):
1) сплошные со «свешивающимися» элементами (рис. 4);
а б
Рис. 4. Сплошные подоконные доски конца ХІХ-начала XX в. со «свешивающимися» элементами:а - Омск; б - Тюмень 2) состоящие из двух отдельных горизонтальных элементов, с двухъярусной декоративной композицией в технике накладной резьбы, чаще всего пропильной (рис. 5);
в
Рис. 5. Подоконные доски конца Х1Х-начала XX в. с двухъярусными декоративными композициями: а - Новосибирск; б - Томск; в - Тюмень
3) являющиеся частью единой «рамы», в которую, как картина или фотография, «вставлено» окно (рис. 5). В художественном решении здесь преобладают общие декоративные черты стиля модерн и характерные для него мотивы орнамента, например, изогнутая лента. Основным техническим приемом является сквозная пропильная резьба.
Рис. 5. Подоконные доски конца Х1Х-начала XX в. в стиле модерн с мотивом изогнутой ленты: а - Омск; б - Курган 4) имеющие фигурный нижний край сложного рисунка (рис. 6);
в
Рис. 6. Подоконные доски конца ХІХ-начала XX с фигурным нижним краем:
а - Тюмень; б, в - Омск
Сочетание природных условий и социокультурных характеристик западносибирских городов естественно и объективно определяло локальное своеобразие деревянной архитектуры и ее декора. Каждый город Западной Сибири имел свое индивидуальное «лицо», в чертах которого существенную роль играл облик деревянной жилой застройки и ее резной декор.
Библиографический список
1. Ащепков, Е. А. Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых районах Сибири / Е. А. Ащепков // Архитектура Сибири : ежегодник НОССА. - Новосибирск, 1951. - С. 38-41.
2 Ащепков, Е.А. Указ соч. - С. 38-39.
3. Чуйко, Л. В. Резной декор деревянной архитектуры: Омск и Тара, конец XIX - вторая половина XX века [Текст] : монография / Л. В. Чуйко ; науч. ред. Л. М. Дмитриева. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Наука, 2006. - 295 с.
4. Шайхтдинова, Н. Х. Деревянная резьба Тюмени / Н. Х. Шайхтдинова. - Свердловск, 1984.