Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ВЕБ-КВЕСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Сулык Карина Михайловна, Умрилова Ольга Александровна

В статье рассмотрены возможности формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся с помощью технологии веб-квестов. При участии в веб-квесте у обучающихся развиваются умения целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; преобразовывать информацию из одного вида в другой; использовать современные Интернет-технологии. Приведены примеры нескольких веб-квестов, разработанных студентами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Сулык Карина Михайловна, Умрилова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WEB QUEST AS A WAY OF FORMING EDUCATIONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS

The article discusses the possibilities of forming cognitive universal educational actions of students using the technology of web quests. When participating in a web quest, students develop the ability to purposefully search and use information resources; use information in accordance with ethical and legal standards; transform information from one type to another; use modern Internet technologies. Examples of several web quests developed by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are provided.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Сулык Карина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Умрилова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся с помощью технологии веб-квестов. При участии в веб-квесте у обучающихся развиваются умения целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; преобразовывать информацию из одного вида в другой; использовать современные Интернет-технологии. Приведены примеры нескольких веб-квестов, разработанных студентами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ключевые слова: инновационные модели обучения, веб-квест, познавательные универсальные учебные действия, сетевые сервисы.

Annotation. The article discusses the possibilities of forming cognitive universal educational actions of students using the technology of web quests. When participating in a web quest, students develop the ability to purposefully search and use information resources; use information in accordance with ethical and legal standards; transform information from one type to another; use modern Internet technologies. Examples of several web quests developed by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are provided.

Keywords: innovative learning models, web quest, cognitive universal learning activities, network services.

Введение. В основу разработки ФГОС общего образования положен системно-деятельностный подход, который нашел отражение в формулировке понятия универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)». Разработка и внедрение концепции формирования универсальных учебных действий в систему общего образования потребовали изменения используемых технологий обучения, овладения новым инструментарием. Инновационными моделями обучения, связанными с эффективным использованием ИКТ, являются «1 ученик: 1 компьютер» [9], «перевернутое обучение» [11]; модель «смена рабочих зон» [8]; «образование вне стен классной комнаты» [15]. Несомненными преимуществами обладает проектная деятельность [6, 10]. Что касается ИКТ-инструментария для реализации перечисленных моделей, то он рассмотрен в статьях [5, 7].

В последнее время распространение получила технология веб-квеста, которая в условиях широкого распространения Интернет может найти достойное место среди других педагогических технологий. Образовательный веб-квест представляет из себя сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Их особенностью является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Образовательные возможности технологии веб-квестов рассматриваются в статье [1].

С помощью образовательных веб-квестов можно формировать и регулятивные, и коммуникативные универсальные учебные действия, но особенно они полезны для формирования у обучающихся познавательных УУД. Проблема формирования универсальных учебных действий с помощью технологии веб-квестов обсуждается в статье [4].

Цель статьи - показать возможности формирования познавательных универсальных учебных действий с помощью технологии веб-квестов, продемонстрировать эти возможности на примере веб-квестов, разработанных студентами Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

Изложение основного материала статьи. В последнее время хорошо зарекомендовавшим себя для реализации системно-деятельностного подхода в образовании является метод веб-квестов. В ходе веб-квестов у обучающихся формируется творческое мышление [3]; развивается мотивация к освоению информационных технологий [13]; решаются вопросы патриотического воспитания [14].

Несомненна роль данной технологии в формировании информационной культуры обучающихся. Авторы статей по информационной культуре [2, 12] обращают внимание на необходимость формирования у обучающихся умений грамотного поиска информации, ее фильтрации, определения степени достоверности и научности, представления данных в различных форматах. Все это необходимые навыки, развиваемые в веб-квестах и все способствует формированию такого познавательного УУД, как осуществление развернутого информационного поиска. Разработчики веб-квестов должны очень ответственно относиться к подбору ресурсов, рекомендуемых участникам. Следует рекомендовать к использованию Интернет-источники из электронных библиотек, цифровые образовательные ресурсы, электронные словари и энциклопедии, материалы виртуальных музеев и российских цифровых платформ.

Формирование познавательных УУД при выполнении заданий веб-квестов эффективно с помощью сервисов Веб 2.0. Сегодня происходит стремительное развитие сети Интернет, постоянно расширяется ее использование в жизни общества. В начале 21 века концепция развития Интернета существенно изменилась и получила название Веб 2.0, пользователи получили возможность участвовать в создании контента. Веб 2.0

сервисы - это сетевые социальные сервисы, при использовании которых каждый пользователь может стать автором контента.

Дидактические возможности сервисов Веб 2.0. для формирования познавательных универсальных учебных действий сложно переоценить. Характер деятельности, складывающейся при использовании сервисов Веб 2.0 указывает на высокий потенциал применения новых цифровых инструментов для реализации личностно-ориентированных образовательных технологий, в т.ч. при использовании технологии веб-квестов.

С помощью online ментальных карт, инфографики, интерактивных досок и плакатов, лент времени, различных сервисов для построения «рыбьих скелетов» и денотатных графов, сервисов визуального ранжирования и т.п. можно мотивировать обучающихся на овладение навыками классификации, сравнения, установления причинно-следственных связей, представления больших объемов информации с изменением формы подачи материала. Работая с online инструментами визуализации, обучающиеся учатся обозначать символами, знаками, изображениями и т.п. объекты или процессы; определять логические связи между компонентами системы; создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта, явления или процесса для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией и т.п.

Рассмотрим возможности формирования познавательных УУД на примере веб-квестов, разрабатываемых студентами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Например, будущие бакалавры педагогического образования разработали веб-квест «Получаем, храним, обрабатываем, передаем информацию» (https://sites.google.com/view/v-mire-kodov-ngpu). Веб-квест может использоваться на уроках информатики или технологии в основной школе при изучении темы «Технологии получения, обработки и использования информации».

Веб-квест состоит из четырех этапов, каждый из которых посвящен одному из действий с информацией - получение, обработка, хранение и передача. Для прохождения веб-квеста участники могут выбрать роль «теоретика» или «практика». Среди заданий: тест на грамотный поиск информации в Интернете (https://clck.ru/UgiJ4), работа с OR-кодами, интерактивная викторина «Кто хочет стать миллионером» по теме «Кодирование информации» (https://learningapps.org/1130967), создание ленты времени «Развитие средств передачи информации».

В таблице 1 представлены примеры заданий на формирование познавательных УУД из других веб-квестов.

Таблица 1

Познавательное УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Веб-квест «Космические вечера» https://clck.ru/XXi wQ После просмотра видеороликов, подбора ресурсов подготовка эссе на тему «Что дало современному человечеству первый выход человека в открытый космос». Создание online ленты времени с историей международных космических станций; ментальной карты, посвященной исследовательской деятельности на МКС; инфографики о космических профессиях, которые будут актуальны в скором времени. Создание веб-микса с Интернет-ресурсами, посвященными 60-летию первого полета человека в космос.

Веб-квест «Дом моды» https://clck.ru/SRw 8g Выполнение интерактивных упражнений по теме квеста https://clck.ru/NBZZc, https://clck.ru/NHg6T. Создание online ленты времени «Эволюция женского платья», инфографики «Домашний набор швеи». Поиск информации об известных моделях XX столетия, оформление online презентации.

Веб-квест «Удивительная константа» https://clck.ru/P6BS X Сочинить синквейн, посвященный числу Пи. Провести эксперимент по вычислению Пи методом Монте-Карло, результаты оформить с помощью инфографики. Поиск информации об ученых, предложивших разные способы вычисления числа Пи, оформление интерактивной газеты.

Веб-квест «Я б в айтишники пошел, пусть меня научат!» (https://clck.ru/Pa7 Lm) С помощью языка программирования скретч разработка анимации «Один день из жизни программиста». Создание online ментальной карты о качествах, необходимых будущему айтишнику. Поиск информации о наиболее привлекательных направлениях ИТ-сферы, разработка сайта команды.

Авторский веб-квест «Город Горький, где ясные зорьки» может служить примером квеста (https://clck.ru/WNGXx), где, с одной стороны, решаются задачи углубления исторических знаний обучающихся, повышения интереса к истории Нижнего Новгорода; происходит формирование цифровых навыков участников проекта, а, с другой стороны, формируются познавательные УУД.

Авторами квеста являются будущие учителя информатики и технологии. И данный квест - это возможность использовать свои цифровые навыки и получить первый опыт применить знания современных педагогических технологий. Веб-квест состоит из четырех этапов.

На первом этапе участники знакомятся с интересными историческими фактами из истории Нижнего Новгорода. Это возможность формирования такого познавательного УУД, как смысловое чтение. А затем они выполняют интерактивное задание, подготовленное с помощью сервиса https://learningapps.org.

Второй этап квеста посвящен знаменитым нижегородцам. Участники квеста знакомятся с их биографиями и строят ленты времени. Для построения лент времени существует большое количество сервисов. Некоторые из них: http://www.timerime.com, https://www.timetoast.com, http://www.tiki-toki.com. Учитывая специфику отображения информации на ленте времени, следует отметить, что деятельность обучающихся в процессе создания такого типа информационного продукта позволяет развивать у них навыки критического чтения. Поскольку количество выводимой текстовой информации ограничено, участники должны внимательно ознакомиться с содержанием источников, понять суть излагаемого материала, критически оценить и интерпретировать информацию, выделив главное и выразив свое отношение к ней.

На третьем этапе происходит знакомство с достопримечательностями Нижнего Новгорода. Участники должны собрать пазлы с изображениями объектов, найти необходимую информацию о них и подготовить online презентацию. На четвертом этапе участники веб-квеста с помощью инфографики рассказывают об интересных фактах из истории города.

Выводы. Анализ возможностей технологии веб-квестов и используемых цифровых инструментов в развитии универсальных учебных действий обучающихся показал, что их применение способствует вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность, развитию эффективного мышления; формирует навыки смыслового чтения, структурирования и систематизации информации, рациональной визуализации данных с помощью различных образов, концентрации внимания.

При участии в веб-квесте у обучающихся развивается информационная культура, цифровая грамотность; они учатся использовать информацию с учетом этических и правовых норм; преобразовывать информацию из одного вида в другой; использовать современные Интернет-технологии.

Литература:

1. Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Образовательный веб-квест как педагогическая технология // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 12. -[Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/20l8/12/88151.

2. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4 (12). - С. 13.

3. Дупленский С.В., Иванова М.Е. Образовательный квест как способ развития творческого мышления учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27669.

4. Журавлева Н.А. Развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере веб-квеста «Треугольник Паскаля» по математике // Сборник статей участников международной научно-практической конференции. Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2018. - С. 86-89.

5. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 144-147.

6. Круподерова Е.П., Плесовских Г.А. Учебная проектная деятельность с использованием сервисов Веб 2.0 как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. - 2015. - № 10. - С. 602-609.

7. Круподерова Е.П., Белова Т.А. ИКТ-инструменты как технологическая основа реализации инновационных образовательных моделей. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - C. 229-232.

8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кадиленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - C. 179-182.

9. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Лукина М.А. Организация обучения математике в рамках модели «1 ученик: 1 компьютер» // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-3. -С. 156-160.

10. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов. // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2 (2). - C. 24.

11. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Использование образовательной модели «перевернутое обучение» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 60-3. - С. 177-181.

12. Круподерова К.Р., Попенко Н.В., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 147-150.

13. Круподерова К.Р., Гордеева Е.А., Пичужкина Д.Ю. Образовательный веб-квест как способ мотивации обучающихся к освоению информационных технологий // Педагогический вестник. - 2020. -№ 16. - С. 34-36.

14. Шестопал О.В., Сандецкая Т.Г., Краснянчук С.Ю. Web-квест как средство формирования патриотизма // Сборник статей участников международной научно-практической конференции. Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2020. - С. 123-128.

15. Юдина И.А. Конструирование урока в модели «обучение вне стен классной комнаты». // Ученые записки ИСГЗ. - 2015. - № 1. - С. 603-607.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.