Выводы. Были приведены примеры различных Интернет-платформ для размещения портфолио проекта. Это может быть блог, сайт, вики-среда.
Возможны варианты комбинирования разных сред. Например, информация о проекте, его этапах, необходимые материалы для сопровождения и поддержки проектной деятельности размещаются на сайте или в социальной сети, а страницы участников в вики-среде, или проект размещается в вики-среде, а дополнительно используется блог для организации взаимодействия участников и рефлексии. Выбор остается за разработчиком проекта.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 18.
2. Канянина Т.И., Высокова К.А. Блог как инструмент деятельности педагога. // В сборнике: Мир компьютерных технологий. Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Н. Новгород. Мининский университет. 2015. С. 15-20.
3. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации // Методическое пособие. Нижний Новгород. 2017.
4. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий // Информатика и образование. 2012. № 1(230). C. 50-52.
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
6. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. C. 283-289.
7. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 34-36.
8. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.
9. Кудрявцева И.А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 408-410.
10. Матвеева Е.П., Кощеева Е.С. Организация учебного процесса в Wiki-средах. // Педагогическое образование в России.2015. № 7. С. 99-105.
11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2007. 368 с.
12. Степанова С.Ю. Образовательные коммуникации в интернет-проекте. / В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 23-26.
13. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 179-186.
Педагогика
УДК:37.02
старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С
ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии. Приведены примеры заданий на формирование универсальных учебных действий с использованием вики, документов совместного редактирования, on-line инструментов визуализации, лент времени, on-line интерактивных досок, инфографики.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, проектная деятельность, Веб 2.0 сервисы.
Annotation. The article discusses the didactic capabilities of network services for the formation of regulatory, cognitive and communicative universal educational actions of students in technology lessons. Examples of tasks for the formation of universal educational actions using wikis, mutual editing documents, on-line visualization tools, timelines, on-line interactive whiteboards, infographics are given.
Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, project activity, Web 2.0 services.
Введение. В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов универсальные учебные действия рассматриваются как комплекс, который предоставляет обучающимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности [11]. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии обсуждается в [1, 10]. Авторы предлагают для формирования УУД предоставлять обучающимся метапредметные задания, использовать интерактивные формы работы, проектный метод, информационно-коммуникационные технологии. В статьях [4, 6, 9] обосновывается возможность для формирования УУД использовать различные сетевые социальные сервисы.
Цель исследования состоит в обосновании дидактических возможностей сетевых сервисов (сервисов Веб 2.0) для формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии и разработке заданий на формирование конкретных регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Изложение основного материала статьи. В развитии Интернета специалисты выделяют четыре технологических этапа. В начале XXI века в понимании функции сети произошел качественный сдвиг: пользователи получили возможность самостоятельно создавать контент. Этот этап получил название сетевых социальных сервисов или Веб 2.0. Использованию сетевых сервисов в образовании, в т.ч. на уроках технологии, посвящены публикации [2, 3, 5, 7, 8,12]. Проанализируем возможности отдельных сетевых сервисов для разработки заданий на формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД обучающихся на уроках технологии.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся определение цели и учебной задачи; установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учетом предполагаемого результата; способность спрогнозировать результат и его характеристики; умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном; оценивание усвоенного; способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты. Сетевые сервисы предоставляют условия для самостоятельной работы обучающихся, а, следовательно, и для формирования перечисленных структурных элементов регулятивных УУД. В таблице 1 представлены некоторые примеры применения сетевых сервисов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии.
Таблица 1
Возможности использования сетевых сервисов для формирования регулятивных УУД на уроках
технологии
Регулятивные УУД Использование сетевых сервисов Примеры использования на уроке технологии
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения (Примерная ООП ООО, стр. 19). Обсуждение в документах совместного редактирования, с помощью страниц обсуждения на вики-сайтах, с помощью социальных сетей целей и задач. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, обосновывать логическую последовательность шагов можно с помощью различных сетевых сервисов для автоматизации планирования (сервисы: http://www.symphonical.com, http://www.pivotaltracker.com, http://trello.com) При организации групповой работы обучающиеся заполняют Google-таблицу, предлагая распределение ролей в группе, сроки выполнения заданий, формы представления результатов. Сервисы для автоматизации планирования используются в проектной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей (Примерная ООП ООО, стр. 19). Составление плана решения учебных задач (сервис: Google-календарь). Определять свои потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задач и находить средства для их устранения, используя «мозговые штурмы» на on-line досках типа http://www.stixy.com, http://en.linoit.com. Совместное заполнение Google-календаря любого творческого проекта. «Мозговые штурмы» на on-line досках при обсуждении любой проблемы.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (Примерная ООП ООО, стр. 20). Организация сотрудничества с помощью различных средств совместного редактирования документов, личных и групповых блогов. Ведение различных on-line журналов и дневников проектов, размещение фото и видео отчетов в сети для дальнейшего их анализа. В конце занятия на совместной on-line доске обучающиеся пишут, что им больше всего удалось на уроке, с какими сложностями столкнулись, что осталось непонятным.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки (Примерная ООП ООО, стр. 22). Самооценка, взаимооценка с помощью заполнения on-line опросов (сервисы: Google-формы, сервисы on-line голосования) Рефлексия в блогах, на on-line досках (сервисы: Блоги: http://www.blogger.com http://rusedu.net http://www.wordpress.com On-line доски: http://wikiwall.ru/ http://www.twiddla.com http://www.stixy.com http://www.scribblar.com). Подготовка отзывов на вики-страницах обсуждений (сервисы: вики) Заполнение Google-форм при подведении итогов урока, в конце изучения темы, при выполнении домашнего задания и т.п. Рефлексия на on-line досках в ходе проектной, учебно-исследовательской деятельности
Формирование познавательных УУД с помощью сетевых социальных сервисов позволит обучающимся выявлять причины события, возможные последствия заданной причины; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности и др. В таблице 2 представлены некоторые варианты использования сетевых сервисов для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии.
Таблица 2
Возможности использования сетевых сервисов для формирования познавательных УУД на уроках
технологии
Познавательные УУД Использование сетевых сервисов Примеры использования на уроке технологии
5. Умение определять понятия и др. (Примерная ООП ООО, стр. 22-23). Выполнение интерактивных заданий на сравнение, классификацию, выделение общих признаков (сервисы: Google-документы, таблицы, рисунки, формы) https://learningapps.org Дома обучающиеся просматривают видео по теме «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов» и выполняют различные задания на сравнение и классификацию. Например, им нужно разбить на два столбика блюда, относящиеся к двум видам: холодные и горячие. Использование сервиса https://learningapps.org для подготовки различных интерактивных заданий по любым темам курса.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы ((Примерная ООП ООО, стр. 24-25). Работа с интерактивными рабочими листами (сервисы: Google-документы, таблицы, рисунки, формы, https://app.wizer.me, https://ed.ted.com/) Извлечение информации из источника и представление ее с изменением формы (с помощью ментальных карт, лент времени инфографики и т.п.) (сервисы для создания ментальных карт: https://bubbl.us, http://www.mindmeister.com/, http://www.mind42.com и др.; сервисы для создания лент времени: http://www.timerime.com, http://www.classtools.net, инфографика https://piktochart.com/ Интерактивные рабочие листы могут быть подготовлены по любой теме курса технологии, в т.ч., например, для использования модели «перевернутого» урока. При изучении темы «Технология приготовления пищи» обучающиеся строят ментальную карту «Блюда из яиц» и ленту времени «История сервировки стола». При изучении темы «Швейная машина» в качестве домашнего задания учащимся предлагается создание инфографики «Техника безопасности по работе со швейной машиной». При изучении темы «Бытовые электроприборы на кухне» обучающиеся выполняют творческие задания по созданию опорного конспекта по теме с использованием инфографики.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность, способствуют получению навыков построения диалога, позволяют интегрироваться в социальную среду. Сетевые социальные сервисы априори предназначены для совместной деятельности, поэтому их применение эффективно при формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Совместное редактирование документов, коллективное создание гипертекста развивают умение понимать партнера, согласовывать действия, брать на себя различные роли, быть ответственным и толерантным. В таблице 3 предложены некоторые примеры использования сетевых сервисов для формирования коммуникативных УУД на уроках технологии.
Таблица 3
Возможности использования сетевых сервисов для формирования коммуникативных УУД на
уроках технологии
Коммуникативные
УУД
Использование сетевых сервисов
Примеры использования на уроке технологии
7.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
совместную
деятельность
(Примерная
ООО, стр. 26).
ООП
Организация групповой работы по сбору результатов наблюдений, опросов; поиску новых идей: планированию совместной деятельности в документах совместного
редактирования
(сервис: https://docs.google.com)
Проведение «мозговых штурмов» на on-line досках, с использованием ментальных карт (сервисы: http://www.twiddla.com https://ru.padlet.com http://www.mindmeister.com http://www.mind42.com)
Создание совместных творческих работ: гипертекстовых
энциклопедий, интерактивных газет, лент времени, инфографики (сервисы: http://letopisi.org http://wikiwall.ru https://www.tiki-toki.com http://www.timetoast.com
https https https
//piktochart.com
//www.easel.ly
//ru.padlet.com)
При изучении темы «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» обучающиеся заполняют таблицу совместного редактирования «Правила сервировки стола». Столбцы: правило, фото на данное правило.
При изучении темы «Технология приготовления пищи» обучающиеся создают совместную Google-презентацию, где представляют разные стадии обработки продуктов. При этом на одном слайде одним обучающимся представляется одна стадия обработки.
При изучении темы «Интерьер и планировка кухни-столовой» на on-line интерактивной доске обучающиеся высказывают мнение о том, какими должны быть интерьер и планировка уютной кухни-столовой.
В ходе совместной учебно-исследовательской деятельности
обучающиеся строят различные ленты времени: «История развития декоративно-прикладного искусства», «История развития трудового обучения в школе», «История сервировки стола» и т.п.
Совместная подготовка вики-статей как продуктов проектной деятельности по разным темам._
8. Умение осознанно использовать речевые средства (Примерная ООП ООО, стр. 27).
Подготовка вики-статей для гипертекстовых энциклопедий (например, на сайте
http://letopisi.org)
Ведение сетевых дневников (сервисы:
http http http
//www.blogger.com
//rusedu.net
//www.wordpress.com)
on-line
Проведение анкетирования (сервисы:
https://docs.google.com/forms http://anketer.ru)
Участие в телеконференциях,
вебинарах
(сервисы:
https://hangouts.google.com http s ://www. skype.com http://www.anymeeting.com)_
Участие в создании совместной энциклопедии народных ремесел с обучающимися из других территорий на каком-либо вики-сайте, комментирование статей на страницах обсуждений.
Рефлексия в блоге учителя, в блогах сетевых проектов.
Подготовка on-line анкет, проведение опросов в рамках учебно-исследовательской деятельности.
Участие в телеконференциях, вебинарах с обучающимися из других школ города, области, страны, из других стран.
и
Примеры некоторых авторских работ на формирование УУД:
- регулятивные УУД: Google-форма для самооценивания (https://clck.ru/GbwRj); on-line доска для рефлексии ((https://clck.ru/GZYat);
-познавательные УУД: инфографика по теме «Техника безопасности при работе со швейной машиной» (https://clck.ru/GWnGq);
- коммуникативные УУД: совместная ментальная карта «Горячие напитки» (https://clck.ru/Gbv8t); Google-презентация «Рецепты блюд из овощей и фруктов» (https://clck.ru/GbxdY, один обучающийся создает один слайд); совместная Google-карта «Центры ремесел» (https://clck.ru/Gbw26); лента времени «Эволюция женского платья» (https://clck.ru/Gb3i2).
Также авторами статьи разработаны веб-квесты «Основы рационального питания» (https://sites.google.com/view/osnopit) и «Территория художественных промыслов Нижегородской области» (https://clck.ru/GbdmL), где предлагаются задания с использованием сетевых сервисов. Тематический квест «Территория художественных промыслов Нижегородской области» разработан в качестве цифрового образовательного ресурса для изучения темы «Исследовательская и созидательная деятельность». Веб-квест состоит из трех страниц: главная, online-сервисы и ресурсы. Страница «Главная» содержит вступительное слово, объяснение смысла квеста и правила прохождения. Перед выполнением заданий, участникам предлагается небольшая разминка в виде задания, подготовленного с помощью сервиса https://learningapps.org. Затем участники квеста «перемещаются» в небольшой старинный городок Семенов. Здесь им предлагается посмотреть видеоисторию русской матрешки, а затем применить приобретенные знания, сыграв в игру «Кто хочет стать миллионером?», созданную также с помощью https://learningapps.org.
Следующее задание заключается в самостоятельном изучении особенностей хохломской росписи с помощью Интернет-источников, приведенных на странице «Ресурсы», а затем предлагается решить кроссворд, созданный в сервисе https://learningapps.org. После этого участники «перемещаются» в село Полховский Майдан. На странице представлен материал о Полхов-Майданской росписи. В качестве практического задания для данного этапа участникам предлагается построить ленту времени развития Полхов-Майданской росписи. На заключительном этапе участники квеста знакомятся с городецкой росписью и создают совместную online-презентацию об изделиях городецкой росписи.
Выводы. В статье выявлены образовательные возможности сетевых социальных сервисов для формирования УУД. Разработаны задания на формирование конкретных регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии с помощью сетевых сервисов.
Преимущества использования сетевых сервисов для формирования УУД на уроках технологии: инструментальное обеспечение деятельности, направленной не на передачу обучающемуся «готовой» информации, а на обучение работе с ней; развитие устной и письменной коммуникации, способности эффективно общаться, сотрудничать, взаимодействовать в группе посредством сетевых технологий; доступность и простота в освоении большинства сервисов.
Литература:
1. Бабина Н.Ф., Бурлуцкая В.Р. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии. // Перспективы науки и образования. 2017. 4 (28). С. 44-47.
2. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Социальные сервисы Интернет в организации исследовательской деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. C. 159-165.
3. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий // Информатика и образование. 2012. № 1 (230). C. 50-52.
4. Круподерова Е.П., Плесовских Г.А. Учебная проектная деятельность с использованием сервисов Веб 2.0 как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015, № 10. С. 602-609.
5. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся: учебно-методическое пособие. // Нижний Новгород, 2016.
6. Круподерова Е.П., Никитина Н.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 141-144.
7. Круподерова К.Р., Царева И.А. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. Нижний Новгород: НГПУ, 2014. C. 42-48.
8. Круподерова К.Р., Терехина А.Е. Сервисы Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 150-157.
9. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.
10. Миляков В.А. Формирование УУД на уроках технологии в основной школе // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 87-90.
11. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_7_koncepciya_formir-ya_uud_v_obrazovanii.pdf
12. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 179-186.