Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ONLINE СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ONLINE СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ONLINE СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ / REGULATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / ONLINE VISUALIZATION TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Османова Сылу Равилевна

В статье рассмотрены дидактические возможности online средств визуализации для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Приведены примеры формирования универсальных учебных действий при изучении различных тем на уроках информатики, с помощью учебной и сетевой проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Османова Сылу Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS TRAINED IN INFORMATIC LESSONS BY USING ONLINE VISUALIZATION MEANS

The article discusses the didactic capabilities of online visualization tools for the formation of regulatory, cognitive and communicative universal educational actions of students. Examples of the formation of universal educational actions in the study of various topics in computer science lessons using educational and network project activities are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ONLINE СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ»

Литература:

1. Ашутов В.Н. Военно-патриотическое воспитание студентов университета // Интеграция образования. 1997. № 3. С. 36-39.

2. Братковский А.П. Военно-патриотическое воспитание студентов // Вестник академии военных наук. 2007. № 1 (18). С. 116-118.

3. Паберзс А.И. Военно-патриотическое воспитание молодёжи Санкт-Петербурга в 1992-2005 гг. (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций) // Власть. 2009. № 7. С. 35-37.

4. Саенко Л.А., Битев А.С. Военно-патриотические основы формирования у молодежи позитивного отношения к военной службе: монография. - Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2018. - 128 с.

5. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. - Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2018. - 152 с.

6. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 103-108.

7. Саенко Л.А., Битев А.С. Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 218-220.

8. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся // Дискуссия. 2014. № 6 (47). С. 96-103.

9. Смирнов С.М. Патриотическое воспитание как направление деятельности общественного объединения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2 (34). С. 122-126.

10. Фокина С.К. Педагогические условия военно-патриотического воспитания студента вуза // Экономика и социум. 2012. № 3 (3). С. 415-419.

Педагогика

УДК: 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрантка Османова Сылу Равилевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ONLINE СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности online средств визуализации для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Приведены примеры формирования универсальных учебных действий при изучении различных тем на уроках информатики, с помощью учебной и сетевой проектной деятельности.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, online средства визуализации.

Annotation. The article discusses the didactic capabilities of online visualization tools for the formation of regulatory, cognitive and communicative universal educational actions of students. Examples of the formation of universal educational actions in the study of various topics in computer science lessons using educational and network project activities are given.

Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, online visualization tools.

Введение. Сегодня перед школой поставлена задача формирования у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики обсуждается в [2, 11]. Информатика может считаться метапредметом, в котором каждая тема уже на уровне содержания способствует формированию различных универсальных учебных действий (УУД). Действительно, информатика в большей степени, чем любой другой предмет, в первую очередь способствует формированию ИКТ-компетентности. В рамках информатики рассматриваются такие важные понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти понятия могут превратиться в УУД только тогда, когда обучающийся осознанно научится их использовать в своей учебной и познавательной деятельности.

В [4] обсуждается формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью проектной деятельности. При этом отмечается, что эффективным дидактическим инструментом для реализации системно-деятельностного подхода в обучении являются сервисы сети Интернет. Сегодняшний этап развития Интернета характеризуется активным использованием социальных сетевых сервисов, позволяющих организовать эффективное сотрудничество участников сетевого взаимодействия, сформировать как коммуникативные (в первую очередь), так и познавательные и регулятивные УУД.

В данной статье отдельное внимание уделим таким социальным сетевым сервисам, как online средства визуализации. Средства визуализации позволяют представить компоненты процессов или концепций и их отношения друг к другу. Такие представления позволяют использовать и левое и правое полушарие и работать с информацией, как в форме слов, так и в форме образов.

Сегодня online средства визуализации начинают активно использоваться в образовании. Возможности online сервисов визуализации для развития критического мышления рассматриваются в статье [7, 10], для организации оценивания - в статье [6], для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся - в пособии [3].

Покажем дидактические возможности online сервисов визуализации для формирования различных универсальных учебных действий в ходе учебной, проектной, внеаудиторной деятельности обучающихся в рамках информатики.

Авторами проанализировано более двух десятков различных сервисов online визуализации, подобраны различные online средства для построения ментальных карт, лент времени, «рыбьих скелетов», причинно-следственных карт, кластеров, инфографики и т.п.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрение средств визуализации начнем с ментальных карт. Ментальные карты разработаны Тони Бьюзеном, известным писателем и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Майндмэппинг (mindmapping) - удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Рекомендации по использованию ментальных карт в самых разных областях деятельности приведены в [9].

Ментальные карты, прежде всего, направлены на формирование познавательных УУД. Формирование познавательных универсальных учебных действий с помощью online ментальных карт позволит мотивировать обучающихся на овладение навыками классификации, сравнения, установления причинно-следственных связей, представления больших объемов информации с изменением формы подачи материала. Работая с ментальными картами, обучающиеся учатся обозначать символами, знаками, изображениями и т.п. объекты или процессы; определять логические связи между компонентами системы, соединяя узлы ментальной карты; создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта, явления или процесса для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией и т.п.

Ментальные карты могут использоваться и для формирования регулятивных и коммуникативных УУД. В учебной, проектной, исследовательской деятельности ментальные карты могут использоваться для проведения совместных «мозговых штурмов», для представления результатов сбора и анализа информации, для презентации результатов работы.

Создание обучающимися информационных продуктов в виде ментальных карт требует фокусирования их внимания на сути проблемы, организации критического чтения с целью дистилляции информации, позволяет импровизировать с графическими образами.

В таблице представлены некоторые примеры информационных продуктов учебной деятельности обучающихся в дисциплине «Информатика и ИКТ» с использованием сетевых сервисов для создания ментальных карт.

Сервисы для создания ментальных карт Примеры информационных продуктов деятельности обучающихся

https://bubbl.us http://www.mindmeister.com/ https://www. mindomo. com/ https://popplet.com/ Схема «Сервисы Интернет» http://gmy.Su/:ykmn Кластер «Классификация мировых информационных ресурсов» https://goo.gl/62qYdW Ментальная карта «Возможности портала госуслуг» по теме «Информационное общество» https://clck.ru/KMV9X Ментальная карта, посвященная академику А.П. Ершову из сетевого проекта «День российской информатики» https://clck.ru/LazFc Модель личной информационной среды https://clck.ru/Lb2S8 Ментальная карта «Высказывания известных личностей об информационной культуре» http://popplet.cOm/app/#/4322971

Приведенные примеры направлены, прежде всего, на формирование познавательного УУД «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы».

Отличные возможности для визуального представления событий в хронологической последовательности представляют так называемые ленты времени (таймлайн - от. англ. timeline). И понятно, почему. В каждой предметной области, в т.ч. и информатике, можно выделить ряд тем, которые связаны с историческими аспектами науки: биографии ученых, зарождение научных теорий и становление научных взглядов, история выдающихся открытий и т.п. На ленте времени, как правило, существует возможность добавления иллюстраций, видеоресурсов, гиперссылок.

Учитывая специфику отображения информации на ленте времени, следует отметить, что деятельность обучающихся в процессе создания такого типа информационного продукта позволяет развивать у них навыки критического чтения. Поскольку количество выводимой текстовой информации ограничено, обучающийся должен внимательно ознакомиться с содержанием источников, описывающих данное событие, понять суть излагаемого материала, критически оценить и интерпретировать информацию, выделив главное и выразив свое отношение к ней.

Для построения лент времени существует большое количество сервисов. Некоторые из них: http://www.timerime.com, https://www.timetoast.com, http://www.tiki-toki.com. Пример ленты по теме «Информационное общество» - лента времени «Информационные революции» (https://www.timetoast.com/timelines/1877933). Другой пример - лента времени «Этапы выполнения программы «Информационное общество (2011 -2020)» (https://www.timetoast.com/timelines/1851528).

Работа с лентами времени направлена, несомненно, на формирование познавательных УУД. Но поскольку с одной лентой времени могут одновременно работать несколько человек, то и коммуникативные универсальные учебные действия также формируются. Данный сервис визуализации может использоваться и для формирования регулятивных УУД. Совместный доступ к создаваемой ленте времени, позволяет, например, членам команды, работающим над общим проектом, планировать его основные этапы, фиксировать промежуточные достижения в виде событий на ленте, сопровождая их фотографиями, ссылками на создаваемые продукты. Таким образом развиваются умения осуществлять самоконтроль своей деятельности, оценивать свою деятельность.

Удобным инструментом для проведения различных «мозговых штурмов», создания совместных творческих работ, интерактивных газет являются online интерактивные доски. Примеры сервисов: http://www.twiddla.com, http://wikiwall.ru, https://ru.padlet.com. Некоторые примеры использования online интерактивных досок: рекомендации по этичному поведению в сети Интернет (https://goo.gl/S9VK4q, использован сервис https://padlet.com), распространение компьютерного пиратства (https://goo.gl/Nj75FG, сервис https://www.canva.com).

Online интерактивные доски хороши для проведения рефлексии (одно из регулятивных УУД). Например, рефлексию в конце изучения темы компьютерных сетей можно провести с помощью написания синквейнов, посвященных Интернету (https://clck.ru/KKy4E, сервис https://ru.padlet.com).

Отличную возможность для сжатого представления информации предоставляют сервисы создания инфографики. В современном мире лавинообразного роста информации в сети Интернет появилась проблема анализа больших массивов информации, скорости их обработки и эффективности усвоения. Для решения данной проблемы используется инфографика - графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и четко преподносить сложную информацию. Инфографика представляет совокупность текста, изображений, графиков и т.п. с оригинальными композиционными и цветовыми решениями. Использование данного сервиса отлично служит формированию познавательных УУД.

Примеры инфографики по дисциплине «Информатика и ИКТ»: правила безопасной работы в Интернете (https://goo.gl/VYgSyw, сервис https://www.easel.ly), методы ведения информационных войн (https://goo.gl/pAVFRD, сервис https://www.easel.ly), история российского Интернета (https://clck.ru/LbE4L, сервис https://infogram.com).

Рассмотрим еще несколько интересных средств визуализации информации, позволяющих эффективно формировать различные УУД. Для представления проблем можно использовать схему «Фишбоун» (Рыбий скелет). Пример схемы «Рыбий скелет» для представления проблемы «Положительные и отрицательные стороны сети Интернет»: http://gmy.su/:kkmn. Старшеклассникам можно предложить освоить технику SWOT-анализа проблем. Пример SWOT-анализа по информатике «Информация в Интернете» https:// miro. com/app/board/o9J_kzwutj w=/.

Существует большое количество сервисов, позволяющих создавать дидактические игры на основе готовых шаблонов. Анализируя технологические возможности подобных сервисов, следует помнить, что игровые методы и приемы применяются, в основном, на этапе усвоения, закрепления и углубления знаний и, естественно, служат для развития познавательного интереса и повышения мотивации обучающихся. Один из сервисов http://learningapps.org - конструктор интерактивных упражнений. Он разработан научно-исследовательским Центром информатизации образования Педагогического колледжа PH Bern (Швейцария) в сотрудничестве с университетами городов Майнц и Циттау/Герлиц (Германия).

В арсенале сайта находится более 30 различных шаблонов с моментальной проверкой правильности заданий, на основе которых можно создавать викторины, кроссворды, задания на поиск соответствия, классификацию, установление хронологического порядка, подстановку пропущенных слов, нахождение ключевых слов на поле, заполненном буквами и т.д. При этом сервис предоставляет уникальную возможность обмена интерактивными заданиями по разным предметным областям.

Сервис имеет русскоязычный интерфейс. Пользователям предоставляется возможность встраивания задания на html-страницу. К тому же, функционал сервиса позволяет учителю создать онлайн-журнал и фиксировать образовательные достижения обучающихся.

Например, для формирования УУД по выявлению видовых отличий обучающимся предлагается выполнить интерактивное упражнение на классификацию готовых изображений по видам графики http://bit.ly/1ofHw9r. В теме «Устройство компьютера» обучающимся может быть предложен кроссворд https://learningapps.org/2349744. Пример кроссворда по теме «Интернет» https://clck.ru/LbGUG. Пример задания на классификацию российских Интернет-сервисов https://clck.ru/LbGNa, на поколения ЭВМ https://clck.ru/LbGcW.

Важным является подготовки учителей информатики к использованию сервисов визуализации в учебном процессе. Это можно организовать через курсы повышения квалификации, тьюторское сопровождение в образовательных организациях [1], различные дистанционные мастер-классы, самообразование, изучение опыта коллег [5].

Примеры формирования УУД с помощью сетевых сервисов визуализации в других дисциплинах можно найти в методическом пособии [3].

Выводы. Из психологических исследований известно, что до 90% информации передается визуальным способом, тем не менее, возможности феномена визуализации не в полной мере реализуются в сфере образования. В качестве дидактических визуальных средств доминируют иллюстративные формы наглядности, задающие извне готовый образ знания об изучаемом объекте, а не конструируемый мыслеобраз, который выносится из внутреннего плана деятельности человека во внешний план [8].

В данной статье мы постарались продемонстрировать эффективность использования online инструментов визуализации для формирования универсальных учебных действий обучающихся в учебной, проектной, исследовательской деятельности на уроках информатики.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (6). C. 18.

2. Жиркова В.С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. 2014. №6.С. 88-91.

3. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации. Методическое пособие. Нижний Новгород. НИРО. 2017. 211 с.

4. Канянина Т.И., Круподерова ЕП., Круподерова К.Р. Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 134-137.

5. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. // Вестник Минского университета. 2014. № 2(6). С. 15.

6. Круподерова К.Р., Терехина А.Е. Сервисы Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся. //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 150-157.

7. Круподерова К.Р., Царева И.А. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. Нижний Новгород: НГПУ, 2014. C. 42-48.

8. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oprb.rU/data/partner/6/message/OK8N3U2t_2473.pdf

9. Нейтан Яу. Искусство визуализации в бизнесе. Как представить сложную информацию простыми образами. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 352 с.

10. Тихонов А.П., Канянина Т.И. Развитие критического мышления обучающихся с помощью сетевых сервисов // «Психология и педагогика: методология, теория и практика». Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. C. 151-153.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ларина Инесса Павловна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается основные направления психолого-педагогического просвещения родителей в рамках продуктивного комплексного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по профилактике нарушений развития детей раннего возраста.

Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение, дети раннего возраста, профилактика нарушений развития.

Annоtation. The article discusses the main directions of psychological and pedagogical education of parents in the framework of a productive integrated interaction of a preschool educational organization with a family on the prevention of developmental disorders of young children.

Keywords: psychological and pedagogical education, young children, prevention of developmental disorders.

Введение. Изучение проблемы психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста относительно нарушений в развитии актуализируется по нескольким причинам. Во-первых, наступает момент прихода ребенка в дошкольное образовательное учреждение, а многие родители не знают, в какую группу и в какое учреждение лучше всего отдать ребенка на воспитание; во-вторых, субъективное мнение о готовности ребенка к воспитанию в дошкольном учреждении не всегда совпадает с объективными данными, полученными в ходе обследования ребенка специалистами; в-третьих, родители не имеют достаточно прочных знаний из области детской психологии и специальной педагогики, поэтому не способны вовремя распознать имеющиеся у ребенка нарушения, иногда принимают выраженные нарушения за «временные» явления в развитии. Все эти обстоятельства поднимают вопрос о психолого-педагогическом просвещении родителей в сфере нарушений в развитии ребенка.

Изложение основного материала статьи. В дошкольном возрасте ребенок проходит два института социализации, которыми являются семья и дошкольная образовательная организация (ДОО). Тесной взаимосвязи между этими институтами посвящено большое число исследований. Основным выводом всех этих исследований служит то, что ДОО и семья являются социализирующими агентами, функционирующими на едином образовательном пространстве. Это социальные институты, в которых происходит личностное, культурное и социальное развитие ребенка.

По мнению Т.В. Далининой, семья, с одной стороны, выступает в качестве социализирующего института, в котором происходит социальное развитие ребенка, а с другой, - своеобразной образовательной системы, или, по крайней мере, модели образовательной системы с нечеткой структурой организации целостного образовательного процесса. Родители, по мнению исследователя, выступают в качестве социализирующих агентов и педагогов. В этом смысле семья выполняет функции образовательного учреждения [6].

В статье 63 Семейного Кодекса РФ предусматривается обязанность родителей обеспечить ребенку получение образования. Образовательный процесс осуществляется в системе дошкольного, затем -школьного образования, и является важнейшим процессом, обеспечивающим целостное развитие ребенка. Как законные представители ребенка, родители имеют право защищать его интересы, то есть имеют право быть представлены в образовательном учреждении и участвовать в образовательном процессе непосредственно. Данное положение статьи 64 Семейного Кодекса РФ контекстно содержит предписание, касающееся необходимости организации эффективного взаимодействия ДОО и семьи [11].

Рассматривая взаимодействие между ДОО и семьей в контексте партнерства, прежде всего, целесообразно определить специфику их общей (совместной) деятельности, а также выявить общие цели и задачи.

А.В. Козлова отмечает, что ДОО и семья на определенном этапе развития ребенка находятся и функционируют в пересекающихся областях, и на данном этапе функции не разграничиваются [7]. Иными словами, ДОО становится в определенном смысле «второй семьей» для ребенка, причем с превалирующим числом задач по социализации.

Но в сущности ДОО и семья являются различными социальными институтами, функционирование которых происходит в разных условиях. В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.