УДК 371
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ
Н.В.Лебедева
В статье рассматриваются вопросы образовательных технологий в обучении взрослых, особенности взрослой аудитории, использование традиционных и инновационных форм обучения в Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы
Ключевые слова: образовательные технологии, особенности обучения взрослых, современные формы и методы, учебно-образовательный процесс
В современных условиях глобальной модернизации обучение взрослых является одной из актуальных проблем. Постоянное обновление знаний, повышение профессионального уровня - важнейшее условие для трудовой деятельности любого специалиста. Н.А.Морозова, ссылаясь на мнение А.П.Шапошниковой, подчеркивает, что непрерывное профессиональное образование «не порождение нашего века, но именно XX век возвел непрерывность образования в необходимость» [6, С. 234].
В России вопросами обучения взрослых занимались такие ученые, как Т.Ю.Базаров, С.Г.Вершловский, С.И.Змеев, Ю.Н.Кулюткин и др. Анализ современной психолого-педагогической литературы, посвященный данной проблеме показывает необходимость совершенствования форм обучения взрослых, акцентирование на самообразование и самосовершенствование. Решение этих проблем связано с внедрением и обновлением образовательных технологий.
Термин «технология» в сфере образования, как считает Н.В.Борисова «имеет тенденцию к расширению: от обозначения технических средств, применяемых в целях обучения (образования), к обозначению процесса постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-
педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм» [1, С.7]. В.П.Бугрин отмечает, что «образовательные технологии можно отнести к классу социальных технологий, представляющих собой систему последовательных действий обучаемых, с помощью которой возможно получение ими желаемого результата, а также его многократное воспроизводство» [2, С. 46]. В понятие термина «новые образовательные технологии» В.П.Бугрин вкладывает такие технологии, в которых: преобладают игровые процедуры; применяется принцип моделирования,; используется интенсивное межличностное общение; преподаватель организовывает учебный процесс на основе партнерства с обучающимися.
В России идет активный процесс изменения образования, который выражается в смене основных концепций и представлений об обучении. Субъект-субъектная педагогика сменяет субъект-объектную, роль преподавателя становится направляющей и активизирующей, а обучающиеся не только воспринимают информацию, но и становятся активными участниками учебно-образовательного процесса, способные на познание и самопознание при поддержке преподавателя.
Необходимо отметить, что обучение в системе переподготовки и повышения квалификации имеет специфические особенности. И прежде всего это аудитория, которую составляют взрослые люди, имеющие жизненный и профессиональный опыт, основной деятельностью которых является трудовая.
Прежде чем приступить к рассмотрению применения образовательных технологий, необходимо знать и изучить взрослую аудиторию, определить ее особенности в профессиональной деятельности, мотивацию обучения. Важность определения существенных характеристик взрослого человека в отличие от других возрастных категорий для правильной организации учебно-образовательного процесса осознается практически всеми учеными, занимающимися данным вопросом, как в нашей стране, так и за рубежом (С.И.Змеев, А.И.Канатов, М.Ноулз и др.). Как отмечают американские ученые Ш.Мэрриам и Р.Каффарелла « природа взрослых как обучающихся и
характерные черты процесса обучения взрослых отличают образование взрослых от других видов образования. Для того чтобы оптимизировать процесс обучения, особенно важно знать, что представляет собой взрослый учащийся» [7, С. 31].
Самый распространенный способ определения взрослости человека -достижения им определенного возраста. Однако многие исследователи справедливо считают, что данный критерий является весьма относительным. М.Ноулз, М.Тайт, Р.Патерсон связывают идею взрослости не с конкретным возрастом, а с тем, что происходит с человеком, когда он достигает определенного возраста. Такие признаки как, ответственность, опыт, зрелость, конечно, свойственны взрослому человеку, однако они накапливаются и проявляют себя постепенно, существенно различаясь у разных людей. Но, например, безответственность, может встречаться и у взрослых людей. В перечне особенностей взрослых людей отмечают также дальновидность, самообладание, устоявшиеся и принятые ценности, самоуправление. Поэтому при обучении взрослых нужно принимать во внимание именно эти характеристики для достижения оптимального учебно-образовательного результата [4, С. 42].
Н.В.Борисова считает, что «у нас слишком сильна традиция «детского» подхода к реализации образовательного процесса, [1, С. 15]. Учебно-образовательный процесс, организованный для взрослой аудитории должен компенсировать проблемы предыдущей подготовки, развивать самостоятельность, аналитические способности, инициативность, творческий потенциал личности.
Профессорско-преподавательский коллектив Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, являясь автором пособия «Методы эффективного обучения взрослых» отмечает, что «обучение взрослых - одна из важнейших проблем современной ситуации в России. В связи с существенными изменениями во всех сферах жизни и
динамичным ростом объема знаний и умений, совершенствование процесса обучения становится поистине центральным пунктом реализации намеченных реформ. Однако этот процесс до сих пор явно недостаточно обеспечен методически и дидактически. Прежде всего, это подтверждается весьма ощутимым дефицитом эффективных технологий обучения, ориентированных на взрослую аудиторию» [6, С. 27].
Для обучения взрослых изначально важно определить парадигму, в которой будет организован учебно-образовательный процесс. Н.В.Борисова, делая анализ методологических образовательных технологий, выделяет сферы их предпочтительного применения, рекомендуя применять следующие: личностно-деятельностное, контекстное, активное, игровое, проективное, модульно-рейтинговое, а также дифференцированное обучение.
При организации учебно-образовательного процесса в Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы (ИПК ДСЗН) активно используются все вышеперечисленные формы обучения слушателей. Учитывая, что система переподготовки и повышения квалификации в первую очередь призвана привести специалиста в соответствие с его профессиональной деятельностью в зависимости от нововведений и изменений, совершенствовать его знания и умения, ИПК ДСЗН должен занимать серединное место между практической деятельностью руководителей и специалистов системы социальной защиты населения и образованием.
Доведение до сотрудников социозащитных учреждений новых результатов научно-теоретической и опытно-экспериментальной работы является важной функцией системы переподготовки и повышения квалификации, и для этой цели по-прежнему актуальны в применении лекционно-семинарские технологии, в которых единственное отличие от вузовских прототипов состоит в требовании межпредметности и комплексности содержания.
При организации учебно-образовательного процесса в ИПК ДСЗН используется модульная система обучения, когда занятия построены таким
образом, чтобы слушателям была понятна общая структура учебных занятий и разделения по модулям, т.е. по блокам, в соответствии с тематическим содержанием. Первый модуль посвящен основным аспектам социальной политики, а затем в зависимости от курсов лицензионной программы составлено содержание модулей.
Лекция является традиционным и одним из самых старых методов профессионального обучения. В ходе обучения аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция отличается тем, что дает возможность передать большой объем учебного материала в короткий срок большому количеству людей. Недостаток лекции состоит в том, что она затрагивает главным образом лишь когнитивные психические процессы. Предполагается, что полученные на лекции знания, слушатели будут использовать при выполнении своих обязанностей, т.е. переведут эти знания на поведенческий уровень:
1) отсутствие уверенности в том, что, слушая лекцию, воспринимая информацию, слушатели усваивают, понимают так, как хотелось бы преподавателю из-за объективных искажений в коммуникации (например, неправильная интерпретация слов лектора);
2) сможет ли слушатель самостоятельно эти знания перевести на поведенческий уровень, т.е. использовать их в своем поведении, при выполнении своей профессиональной деятельности.
Лекция позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель работает с несколькими десятками, возможно и сотнями (если дистанционное обучение) слушателей. Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего, т.к. лекции не предполагают практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически
отсутствует обратная связь, преподаватель не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения. Однако проведение лекций активно совершенствуется благодаря использованию различных наглядных пособий, раздаточных материалов с основным содержанием курса и заданиями, демонстрации видеопрезентаций, слайдов и др. После проведения лекций слушателям передаются все информационные материалы в виде презентаций, дающие возможность самостоятельного повторения и изучения.
Рассматривая активные формы обучения взрослых необходимо начать с тренингов, которые пользуются особой популярностью среди слушателей ИПК ДСЗН. Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов. Термин тренинг в русском языке имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, дрессировка. Между тем точного эквивалента в русском языке нет. В самом общем виде тренинг направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т.п. Тренинг - это активная форма обучения взрослых, где слушатели, выступая в роли участников, в искусственно созданной среде видят и осознают свои положительные и отрицательные стороны. Внимание группы помогает быстрее увидеть и осознать, какие компетенции необходимы и какие профессиональные и деловые навыки следует развивать.
Преподаватель, выступая в роли тренера, не просто обучает участников тренинга, наглядно показывает те или иные нюансы, а заставляет думать, развивает их и настраивает на размышления, словно музыкальный инструмент. Формирование мыслей на какую-либо тему воспринимается участниками тренинга как одно из правил обучения, создавая эффективную групповую деятельность, так как обязательно высказывается каждый.
В последнее время очень распространена форма проведения тренинговых программ на базе учреждений социальной защиты населения для сотрудников, разработанная под определенный тематический запрос. Так наиболее востребованными являются тренинги коммуникативной компетентности, делового общения, профилактики эмоционального выгорания и др. Тренинг является очень эффективным методом обучения персонала социозащитных учреждений, если основной целью его является овладение конкретными навыками или умениями, необходимыми для выполнения должностных функций, или их развитие. Несомненный плюс тренинга в том, что эффект от него действует на повышение мотивации персонала. Во время тренинга происходит не только передача знаний, что, безусловно, очень важно, но и определенная эмоциональная зарядка людей [9]. Пробуждается, актуализируется потребность применять новые знания на практике, т.е. побудительные мотивы деятельности существенно возрастают. Обычно после хорошо проведенного тренинга 3-4 месяца сотрудники находятся в состоянии эмоционального подъема. В связи с этим желательно разрабатывать тренинговую программу таким образом, чтобы в среднем тренинг проходил примерно раз в квартал.
Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, представляет собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В условиях деловых игр создаются
исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами. Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры.
В ИПК ДСЗН распространено использование деловых игр при подготовке к прохождению аттестации, защите проектов, выпускных квалификационных работ. В реалиях создания соответствующей обстановки проводятся проигрывание данной ситуации, например прохождение аттестации. Преподаватели, выступая в роли членов аттестационной комиссии, проигрывают ситуацию, похожую на проведение соответствующего мероприятия.
Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов, обеспечивающих продуктивное общение. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора слушателей на факультет кадрового резерва, где проходят обучение слушатели, в последующем претендующие на руководящие должности. С помощью деловых игр можно определить:
■ уровень деловой активности кандидата;
■ наличие тактического и (или) стратегического мышления;
■ скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);
■ способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;
■ способность прогнозировать развитие процессов;
■ способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
■ стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн.др.
Изучение кейсов - ситуаций из практики работы в разных организациях -достаточно распространенный метод обучения за рубежом. Он обычно используется при подготовке менеджеров, психотерапевтов, и других категорий работников. Данный метод начинают активно использовать и преподаватели ИПК ДСЗН. Суть его заключается в изучении подробно описанной ситуации (случая) в ее групповом обсуждении и анализе. Заканчивается разработкой различных вариантов решения, стратегии и др.
Цель этого метода отмечает Е.В.Маслов - научить слушателей, как при самостоятельной работе, так и при работе в группе анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальные и вырабатывать программы действий [4, С.36]. Метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности. Сущность метода заключается в том, что слушатели знакомятся с описанием ситуации, сложившейся в определенном учреждении социальной защиты населения. Чаще всего дается достаточно подробное описание или событий, реально имевших место (с указанием точной хронологии, действующих лиц и другой значимой для дальнейшего анализа информации), или событий вымышленных, но достаточно правдоподобных и реально отражающих существующие проблемы. Описание может содержать указания на отношения и поведение участников событий в виде высказываний, описания их действий и т.д. Материалом для анализа может послужить статья
из газеты, видеозаписи, телефонный звонок и др. Обучающемуся необходимо определить, в чем заключается проблема, проанализировать ее в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути ее решения. Хорошо каждой из групп дать название, присвоить номинацию, исходя из тематики и содержания заявленных ими идей.
В системе социальной защиты населения часто используются такие формы обучения, как стажировки, целью которых является получение опыта работы в учреждениях социальной защиты населения, как в регионах страны, так и за рубежом.
Рассматривая вопрос об эффективных образовательных технологий обучения взрослых, необходимо отметить, что в настоящее время пока не существует единой разработанной системы обучения взрослой аудитории. Идет процесс апробации, разработки новых форм и методов обучения взрослых. Приоритетными становятся такие как личностно-деятельностное, контекстное, проблемное обучение, активное и игровое, модульно-рейтинговое, дифференцируемое. Основой обучения взрослых становится использование инновационных образовательных технологий, которые должны быть направлены на развитие активности, поиска новых путей в решении вопросов, создание и поддержание эмоционально-положительного фона обучения, основу которого составляет личностно-деятельностный подход.
Источники:
1. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. Пособие. М.-Домодедово: ВИГГК МВД России, 1999.
2. Бугрин В.П. Технологии подготовки и проведения конкретных ситуаций: Обзорная лекция // Серия материалов школы-семинара «Современные образовательные технологии» / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.А.Селезневой и канд. пед. наук Н.В.Борисовой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ, 1999.
4. Митина А.М. Критериальные основания определения взрослости в зарубежной андрагогике // Человек и образование, 2010. №1 (22).
5. Морозова Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. М.: МГУП, 2001. С.279.
6. Методы эффективного обучения взрослых: учеб-метод. Пособие. Москва-Берлин: Ин-т повышения квалификации гос. служащих Рос. Акад. Гос. службы при Президенте Российской Федерации, 1998.
7. Merriam, Sh.B., Caffarella, R.S. Learning in Adulthood. A Comprehensive Guide.- San Francisco: Jossey-Bass, 1999.
References:
1. Borisova N.V. Ot tradicionnogo cherez modul'noe k distancionnomu obrazovaniyu: Ucheb. Posobie. M.-Domodedovo: VIGGK MVD Rossii, 1999.
2. Bugrin V.P. Tehnologii podgotovki i provedeniya konkretny'h situaciy: Obzornaya lekciya // Seriya materialov shkoly'-seminara «Sovremenny'e obrazovatel'ny'e tehnologii» / Pod obsch'. red. d-ra tehn. nauk, prof. N.A.Seleznevoy i kand. ped. nauk N.V.Borisovoy. M.: Issledovatel'skiy centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2000.
3. Maslov E.V. Upravlenie personalom predpriyatiya: Ucheb. pos. M.: INFRA-M, NGAEiU, 1999.
4. Mitina A.M. Kriterial'ny'e osnovaniya opredeleniya vzroslosti v zarubejnoy andragogike // CHelovek i obrazovanie, 2010. №1 (22).
5. Morozova N.A. Dopolnitel'noe obrazovanie - mnogourovnevaya sistema v neprery'vnom obrazovanii Rossii. M.: MGUP, 2001. S.279.
6. Metody' effektivnogo obucheniya vzrosly'h: ucheb-metod. Posobie. Moskva-Berlin: In-t povy'sheniya kvalifikacii gos. slujasch'ih Ros. Akad. Gos. slujby' pri Prezidente Rossiyskoy Federacii, 1998.
7. Merriam, Sh.B., Caffarella, R.S. Learning in Adulthood. A Comprehensive Guide.- San Francisco: Jossey-Bass, 1999.
Зарегистрирована: 03.06.2013