Научная статья на тему 'Современные подходы к проблеме обучения взрослых'

Современные подходы к проблеме обучения взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1784
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT EDUCATION / УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / INNOVATIVE APPROACHES / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SELF-DEVELOPMENT / АКТИВНОСТЬ / THE ACTIVITY OF THE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Наталья Васильевна

Представлены современные подходы к актуальной проблеме в условиях общей модернизации общества обучения взрослых, дан анализ ряда исследований, проведенных отечественными учеными, по вопросам профессионального обучения взрослой аудитории, раскрываются преимущества инновационных подходов в учебно-образовательном процессе, способствующих развитию активности, творчеству личности, перед традиционными подходами к обучению взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the problem of adult learning

Modern approaches to the problem of adult learning is one of the urgent problems in the modern conditions of the global modernization of adult learning. Constant updating of knowledge, increase of a professional level are the most important conditions for the employment of modern specialist. Issues of adult learning were actively engaged in the beginning of the last century foreign researchers E.Thorndike, E. Lindemann showing the feature and uniqueness of the learning activities of adults, unlike children. In the late 60s the science andragogy (the science of adult education) appears, which unlike pedagogy, where the responsible person is a teacher, emphasizes the training on the own initiative of an adult. S.I. Zmeev emphasized such basic provisions of learning for adults the independence of adults in training activities, joint work planning, implementation, evaluation, teaching and educational process, the experience of the listener, as one of the sources of education, individualization of education, with orientation to the learning needs, learning objectives, taking into account the level training, professional experience, psychological and cognitive peculiarities of the individual, systematic training, the use of the acquired knowledge, abilities, skills during training directly in practice. Educational activity of adults presents the concepts of personality-oriented (Е.В. Бондаревская, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская and others) and of personal and activity (И.А. Зимняя, А. А. Лентьев, etc). In the Institute of retraining and improvement of qualification of the managerial personnel and experts of the system of social protection of Moscow city population (IPK DSPP) the use of personality-oriented approach is considered important in the teaching-learning process of students. Currently attracts attention of researchers competence approach in adult learning.In modern conditions the issues of training of adults, a revision of the traditional approaches to teaching and educational process are relevant. Innovative adult education should take into account individual peculiarities of the personality. The basis of courses of retraining and IPK DSPP is based on new approaches, which unlike the traditional reflected in the use of interactive methods of training, based on the principle «from activity to knowledge». It helps to solve questions of motivation of educational activity listeners help to promote their personal growth, and of course, gaining new knowledge. Currently, the adult learning should be viewed as the science of personal self-realization of a person throughout life, which allows you to make the right of self-determination as a vital, personal and professional.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к проблеме обучения взрослых»

УДК 159.9.075

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Н.В. Лебедева (г. Москва)

Аннотация. Представлены современные подходы к актуальной проблеме в условиях общей модернизации общества обучения взрослых, дан анализ ряда исследований, проведенных отечественными учеными, по вопросам профессионального обучения взрослой аудитории, раскрываются преимущества инновационных подходов в учебно-образовательном процессе, способствующих развитию активности, творчеству личности, перед традиционными подходами к обучению взрослых.

Ключевые слова: обучение взрослых; учебно-образовательный процесс; инновационные подходы; саморазвитие личности; активность.

В современных условиях развития экономики, постоянного введения инновационных технологий в различных областях проблемы обучения взрослых приобретают особую актуальность, являясь необходимым условием развития общества.

Вопросами обучения взрослых активно стали заниматься в начале прошлого века зарубежные исследователи Э. Торндайк, Э. Линде-ман, показавшие особенность и уникальность учебной деятельности взрослых в отличие от таковой детей. В конце 1960-х гг. появляется самостоятельная наука андрагогика (наука об обучении взрослых), которая, в отличие от педагогики, где ответственным лицом является учитель, делает акцент на обучение по собственной инициативе взрослого. Н.Ш. Ноулз издал научный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», где сформулировал основные принципы и положения новой науки с учетом специфических особенностей учебно-образовательной деятельности взрослых.

В отечественной науке термин «андрагогика» появился в 1990 г. после публикации научных исследований С.И. Змеева, который выделил основные положения обучения взрослых:

- самостоятельность в учебной деятельности;

- совместная работа по планированию, реализации, оценке учебно-образовательного процесса;

- опыт слушателя как один из источников обучения;

- индивидуализация обучения с ориентированием на образовательные потребности, цели обучения с учетом уровня подготовки, профессионального опыта, психологических и когнитивных особенностей личности обучающегося;

- системность обучения;

- применение полученных во время обучения знаний, умений, навыков непосредственно в практической деятельности [5. С. 41].

65

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

В последнее время все чаще появляются серьезные работы, изучающие различные аспекты обучения взрослой аудитории. В исследованиях В.И. Подобеда, Н.П. Литвиной, Е.Н. Тонконогой и др. рассматриваются социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых, И.А. Колесников изучает вопросы социального партнерства в системе профессиональной подготовки и переподготовки.

А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова, Т.Н. Сорокина и др. развивают контекстный подход к проблеме обучения взрослой аудитории. Понятие «контекст» в категориально-понятийном аппарате психологии деятельности позволяет рассматривать познавательную деятельность взрослых с двух сторон: личностных особенностей (внутренний контекст деятельности) и внешних, социокультурных условий ее протекания (внешний - предметный и социальный - контекст деятельности) [4]. Автор обращает внимание на то, что для понимания психологического смысла знаково-контекстного подхода к обучению необходимым является соотнесение понятия «контекст» с близкими по значению психологическими понятиями «ситуация» и «установка». Изучение этих соотношений вместе с психологическими особенностями контекстного обучения позволило А.А. Вербицкому выделить личностный контекст учебно-образовательной деятельности взрослого как основной мотивирующий фактор личностного роста.

Личностный контекст выражается в мотивации обучения взрослых как определяющий их отношение к содержанию учебной деятельности и к социально-психологическим явлениям. Учебная тема в контекстном обучении становится динамической, соответствующей логике перехода от учебно-образовательной деятельности к трудовой. С самого начала слушатель, являясь субъектом обучения, становится в деятельностную позицию, предмет которой переходит из учебного в профессиональнопрактический. Требования профессиональной деятельности слушателей являются системообразующими, определяют контекстный принцип построения и развертывания не только отдельных тем обучения, но и общего содержания подготовки и переподготовки слушателей.

Варианты внедрения образовательных технологий в учебно-образова-тельном процессе взрослых представлены в работах В.П. Бес-панько, Н.В. Борисова, И.В. Ратовой, В.Т. Фоменко и др. При организации обучения взрослых важно сначала определить парадигму, в рамках которой будет проходить образовательный процесс. Н.В. Борисова рекомендует использовать в системе дополнительного профессионального образования такие образовательные технологии, как личностно-деятельностное, активное и игровое, проблемное, проективное, модульно-рейтинговое, дифференцируемое обучение. На практике преобладающей может стать каждая из этих технологий в зависимости от направления профессионального обучения, а также от предрасположенности руководителя учебного заведения к определенной концепции образования [3. С. 12].

66

Современные подходы к проблеме обучения взрослых

Значимые идеи учебно-образовательной деятельности взрослых есть в концепциях личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская и др.) и личностно-деятельностного подхода (И. А. Зимняя, А. А. Лентьев и др.).

Раскрывая основу личностно-ориентированного подхода к обучению взрослых, необходимо обратить внимание на приоритетность индивидуальности, самоценности каждого человека, который является индивидом со своим субъективным опытом. При этом главный акцент делается на развитие личности на всех ее возрастных этапах, основной целью является формирование личности с заданными типовыми характеристиками.

Методологической базой личностно-ориентированного обучения считаются представления зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс,

Э. Эриксон и др.) и отечественных ученых (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) о механизмах формирования и развития личности.

В Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения Москвы (ИПК ДСЗН) применение личностно-ориентированного подхода считается важным в учебно-образовательном процессе слушателей. Для факультета кадрового резерва, где обучаются молодые перспективные специалисты, главной целью работы является подготовка будущих руководителей. И здесь формирование личности лидера, развитие гибкости и нестандартности мышления, аналитических способностей, мобильности составляет содержание личностно-ориентированного подхода к обучению взрослых.

Раскрывая особенности личностно-деятельностного подхода, необходимо обратить внимание на единство личностного и деятельностного компонентов. Личностный подход в широком понимании предполагает, что все психические свойства, процессы нужно рассматривать как свойственные конкретному человеку, зависящие от индивидуальности и общественного бытия [9. С. 36].

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что основу обучения составляет сам обучающийся, находящийся в центре образовательного процесса, т.е. его цели, мотивы, психологические особенности. Исходя из уровня знаний и умений, интереса слушателя, преподаватель определяет учебную цель и формирует всю учебную деятельность в целях развития личности слушателя. И.А. Зимняя в своих работах подчеркивает, что личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает в учебно-образовательном процессе учет национальных, гендерных, возрастных, статусных, индивидуально-психологических особенностей обучающегося [6. С. 74].

В процессе обучения личностный компонент выражается в содержании учебных программ, учебно-тематических планов, организации, формах и методах преподавания с учетом особенностей профессиональ-

67

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

ной деятельности взрослой аудитории. Так, на кафедре государственного и муниципального управления обучаются директора, заместители руководителей учреждений стационарного типа, а также центров социального обслуживания населения. С учетом руководящей должности слушателя определяется содержание учебно-образовательного процесса.

Рассматривая деятельностный компонент в личностно-деятельностном подходе к обучению взрослых, следует обратить внимание на то, что оба компонента связаны друг с другом, так как личность выступает субъектом деятельности.

Важной характеристикой деятельности является ее мотивированность, которая составляет начальный момент любой деятельности. И здесь целенаправленность выступает на первое место, определяя деятельность человека.

Личностно-деятельностный подход в комплексе его компонентов рассматривается с позиции взрослого слушателя как интерпретация учебно-образовательного процесса, означающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью взрослого обучающегося в общем контексте с его жизнедеятельностью - ценностными ориентациями, заинтересованностью и пониманием смысла обучения для развития профессионализма, творческого потенциала личности.

В психолого-педагогических работах, посвященных обучению взрослых, выделяют ряд противоречий между особенностями учебнообразовательной деятельности взрослого как субъекта обучения и его профессиональной деятельностью [4. С. 23]:

- между абстрактным в учебной теме и реальной практической деятельностью;

- между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею слушателем посредством комплекса учебных предметов;

- между формой общественного существования профессиональной деятельности, коллективного труда и индивидуальной формой ее присвоения слушателями;

- между трудовой деятельностью специалиста на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в обучении на восприятие, внимание, память;

- между пассивной позицией слушателя и активной, инициативной позицией специалиста;

- между обращением содержания учебно-образовательной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией слушателя на содержание в будущем профессиональной деятельности.

Данные противоречия могут миминизироваться путем использования активных методов обучения: деловых и ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий и т. д. (Н.Н. Богомолова, М.М. Лебедева, Л. А. Петровская и др.).

68

Современные подходы к проблеме обучения взрослых

При организации учебно-образовательного процесса в ИПК ДСЗН активные формы обучения пользуются особой востребованностью со стороны слушателей. При проведении опроса, направленного на изучение интереса слушателей к различным формам обучения, 72% респондентов в возрасте до 45 лет и 56% слушателей старше 45 лет отдали приоритеты использованию активных форм обучения.

В настоящее время особое внимание исследователей привлекает компетентностный подход в обучении взрослых, занявший особое место в связи с развитием Болонского процесса (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев и др.). Особое внимание уделяется возможностям компетентностного подхода в обучении взрослых, за счет выделения и формирования основных компетенций. Т.Ю. Базаров в изучении ком-петентностного подхода «рекомендует разводить два понятия - «компетентность» и «компетенция»:

- компетентность - это относящееся к человеку понятие, которое говорит об аспектах поведения, стоящего за компетентным выполнением работы. В этом смысле подразумевается совокупность ряда личностных характеристик, свойств, способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать человек для успешной работы в рамках заданных компетенций (типов задач) конкретной должности или компании в целом. Это и способность, и готовность к выполнению работы определенного вида с требуемым уровнем качества;

- компетенция - это относящееся к работе понятие, которое говорит о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен [2. С. 24].

И.А. Зимняя выделяет десять основных компетенций, объединенных в три группы: 1) компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения: компетенции ценностносмысловой ориентации в Мире, гражданственности и самосовершенствования, интеграции, здоровьесбережения; 2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенции социального взаимодействия, компетенции в общении; 3) компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенции познавательной деятельности, компетенции деятельности, информационных технологий. Данные компетенции проявляются в поведении и деятельности человека, становясь его личностными качествами [6. С. 62].

В современных условиях вопросы обучения взрослых, пересмотр традиционных подходов к учебно-образовательному процессу являются актуальными. В.Я. Ляудис считает, что новые, инновационные подходы к обучению взрослых способствуют формированию активной личности, ее способности к самообучению и саморазвитию. Автор приводит сравнительный анализ разных подходов к обучению взрослых. Если целью традиционного обучения было усвоение предметно-дисциплинных знаний, то цель инновационного обучения - развитие

69

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

личности и многообразие форм мышления каждого обучаемого в учебном процессе. Разными являются и ролевые позиции преподавателя: при традиционном обучении - это предметно-ориентированная позиция, при инновационном - личностно-ориентированная. Отличительными являются и мотивационно-смысловые установки преподавателя: при традиционном обучении - это закрытость личности преподавателя, анонимность, игнорирование личного опыта обучаемых, тогда как в новом обучении - это открытость личности преподавателя, совместная деятельность, индивидуальная помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений. Если рассматривать формы организации учебной деятельности, то при традиционном преобладают репродуктивные задания, действия по образцу. Основной целью является оперативно-техническое исполнение, второстепенными же - смыслообразование и целеполагание. При новых, инновационных подходах к обучению взрослых преобладают продуктивные и творческие задания, способствующие развитию активности, мобильности личности, нестандартности мышления. Основными задачами обучения взрослых должно быть не только профессиональное совершенствование, но активизация процесса их личностного развития.

В современных материалах, посвященных развитию и обучению взрослых, наряду с групповым развитием стоит и индивидуальное развитие персонала. Начинает постепенно внедряться в учебно-образовательный процесс коучинг, цель которого - отучить человека мыслить и действовать автоматически. Конечно, коучинговые программы - это перспектива, однако от современного профессионала абсолютно любой области требуется наличие мотивации к изменениям, готовности экспериментировать. Как заявляет С. Шекшня, «лучший способ овладения лидерскими компетенциями - практика, сопровождающаяся обдумыванием своего опыта (рефлексией)» [8. С. 12]. Коучинг способствует развитию активности личности, переосмыслению и стратегическому планированию личной перспективы, определению путей достижения целей, т.е. повышению профессионального уровня специалиста.

Инновационное обучение взрослых должно строиться с учетом индивидуальных особенностей личности. Индивидуализация является одним из принципов учебно-образовательной деятельности, который обусловлен общей тенденцией к индивидуализации жизнедеятельности человека в современных социальных условиях. Н.Б. Березанская отмечает, что «модель личности», являющаяся основой инновационного подхода к обучению взрослых, должна иметь в своем составе две подструктуры: качества, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности (личность специалиста), и качества, способствующие оптимальному протеканию процесса подготовки профессионала (личность обучаемого). «Модель личности идеального специалиста» должна выстраиваться с учетом психограммы, соответствующей современным тре-

70

Современные подходы к проблеме обучения взрослых

бованиям, предъявляемым профессией к личности, и тенденциям развития самой профессии в условиях общей модернизации [7. С. 33].

При наборе слушателей на обучение вышеупомянутого факультета кадрового резерва ИПК ДСЗН проводится психодиагностика с использованием тестов В. Шейна «Якоря карьеры», опросника Р. Белбина «Модель командных ролей», опросника управленческих ролей Ю. Базарова. Данное тестирование позволяет определить мотивацию слушателей, выявить управленческий потенциал, необходимый для будущего руководителя. Тест Т.Ю. Базарова дает возможность получить качественное социально-психологическое описание моделей профессионально-управленческих ролей: управленца, организатора, администратора, руководителя.

В основу обучения на курсах переподготовки и повышения квалификации ИПК ДСЗН положены инновационные подходы, которые, в отличие от традиционных, находят свое отражение в использовании интерактивных методов обучения, основанных на принципе «от деятельности к знанию». Это помогает решать вопросы мотивации учебной деятельности слушателей, способствует стимулированию их личностного роста, овладению новыми знаниями, изучению международного и регионального опыта социального обслуживания.

Важным критерием качества обучения слушателей является целостное развитие личности и способность к самореализации. Данный критерий является комплексом таких критериев, как способность к преобразующей деятельности, саморазвитию, рефлексии, к самостоятельности постановки задач и поиску способов их решения.

В глобальном смысле обучение взрослых следует рассматривать как науку о личностной самореализации человека в течение всей жизни, позволяющую сделать правильное самоопределение - как жизненное, личностное, так и профессиональное.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б. Традиция и перспектива деятель-

ностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М. : Смысл, 1999.

2. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты : практическое пособие. М. : КРОКУС, 2011.

3. Борисова Н.В. Педагогические особенности и внедрение системы активных мето-

дов обучения в ИПК : автореф. дис. М., 1987.

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.

5. Змеев С.И. Андрагогика и образование взрослых: основные понятия и термины //

Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1996.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования //

Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М. : Юрайт-Издат, 2004.

8. Шекшня С. Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. 3-е изд. М. :

Альпина Паблишер, 2012.

9. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические про-

блемы личности. М., 1974.

71

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

Lebedeva Natalia V. Institute of retraining and improvement of qualification of the managerial personnel and experts of the system of social protection of Moscow city (Moscow, Russia). E-mail: levchenkoev@yandex.ru

MODERN APPROACHES TO THE PROBLEM OF THE EDUCATION OF ADULTS.

Key words: adult education; educational process; innovative approaches; self-development; the activity of the.

Modern approaches to the problem of adult learning is one of the urgent problems in the modern conditions of the global modernization of adult learning. Constant updating of knowledge, increase of a professional level are the most important conditions for the employment of modern specialist. Issues of adult learning were actively engaged in the beginning of the last century foreign researchers

E.Thorndike, E. Lindemann showing the feature and uniqueness of the learning activities of adults, unlike children. In the late 60s the science andragogy (the science of adult education) appears, which unlike pedagogy, where the responsible person is a teacher, emphasizes the training on the own initiative of an adult. S.I. Zmeev emphasized such basic provisions of learning for adults the independence of adults in training activities, joint work planning, implementation, evaluation, teaching and educational process, the experience of the listener, as one of the sources of education, individualization of education, with orientation to the learning needs, learning objectives, taking into account the level training, professional experience, psychological and cognitive peculiarities of the individual, systematic training, the use of the acquired knowledge, abilities, skills during training directly in practice. Educational activity of adults presents the concepts of personality-oriented (Е.В. Бондаревская,

Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская and others) and of personal and activity (И.А. Зимняя, А.А. Лентьев, etc). In the Institute of retraining and improvement of qualification of the managerial personnel and experts of the system of social protection of Moscow city population (IPK DSPP) the use of personality-oriented approach is considered important in the teaching-learning process of students. Currently attracts attention of researchers competence approach in adult learning.In modern conditions the issues of training of adults, a revision of the traditional approaches to teaching and educational process are relevant. Innovative adult education should take into account individual peculiarities of the personality. The basis of courses of retraining and IPK DSPP is based on new approaches, which unlike the traditional reflected in the use of interactive methods of training, based on the principle «from activity to knowledge». It helps to solve questions of motivation of educational activity listeners help to promote their personal growth, and of course, gaining new knowledge. Currently, the adult learning should be viewed as the science of personal self-realization of a person throughout life, which allows you to make the right of self-determination as a vital, personal and professional.

References

1. Asmolov A.G., Babaeva Yu.D., Berezanskaya N.B. Traditsiya i perspektiva deyatel'-nostnogo podkhoda v psikhologii. Shkola A.N. Leont'eva. M. : Smysl, 1999.

2. Bazarov T.Yu. Tekhnologiya tsentrov otsenki personala: protsessy i rezul'taty : prakticheskoe posobie. M. : KROKUS, 2011.

3. Borisova N.V. Pedagogicheskie osobennosti i vnedrenie sistemy aktivnykh meto-dov obucheniya v IPK : avtoref. dis. M., 1987.

4. VerbitskiyA.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. M., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zmeev S.I. Andragogika i obrazovanie vzroslykh: osnovnye ponyatiya i terminy // Po-

nyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya. Ekaterinburg, 1996.

6. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tatov obrazovaniya //

Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5.

7. Nurkova V.V., Berezanskaya N.B. Psikhologiya. M. : Yurayt-Izdat, 2004.

8. Shekshnya S. Kak effektivno upravlyat' svobodnymi lyud'mi: Kouching. 3-e izd. M. : Al'pina Pablisher, 2012.

9. Shorokhova E.V. Psikhologicheskiy aspekt problemy lichnosti // Teoreticheskie pro-blemy lichnosti. M., 1974.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.