Лебедева Н. В. Обучение взрослых на курсах переподготовки и повышения квалификации: принципы и условия / Н. В. Лебедева // Научный диалог - 2013. - N° 4 (16) : Психология. Педагогика. - С. 63-73.
УДК 37.013.83+378.046.4+37.018.46/.48+159.9.07+374.7
Обучение взрослых на курсах переподготовки и повышения квалификации: принципы и условия
Н. В. Лебедева
Образование взрослых рассматривается как существенно отличающееся от обучения детей. Опираясь на имеющиеся в этой области исследования, автор указывает на то, что социально-психологические особенности обучающихся оказывают влияние на эффективность обучения. Описаны некоторые принципы и условия организации учебного процесса в Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты города Москвы. Приводятся практические наблюдения автора над особенностями поведения слушателей курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: обучение взрослых; социально-психологические особенности слушателей; андрагогика; учебнопознавательная деятельность; курсы переподготовки и повышения квалификации.
Перемены, происходящие в современном обществе и непосредственно в системе социальной защиты населения, побуждают к постоянному обновлению и пополнению знаний, необходимых для профессиональной мобильности. Данное обновление осуществляется посредством обучения на рабочем месте, самообразования,
а также обучения на курсах переподготовки и повышения квалификации, которое, как показывает практика, необходимо проходить каждые три года.
Актуальность проблемы обучения взрослых связана с изучением факторов, содействующих максимальному раскрытию человеческих возможностей, описанием психологических особенностей личности взрослых и определением путей совершенствования образовательной деятельности, способствующей саморазвитию и самореализации личности в профессии.
Начало научным разработкам в вопросе обучения взрослых положил Э. Торндайк, который показал принципиальную возможность обучения данной категории, а также отличие интересов и способностей взрослых от таковых у детей. E. Lindeman выделил несколько ключевых гипотез относительно взрослых учащихся, которые были подтверждены последующими исследованиями и стали краеугольным камнем современной теории учения взрослых:
«1. Взрослые будут учиться, если у них имеются такие потребности и интересы, которые учение может удовлетворить; следовательно, именно с них нужно начинать при проектировании обучения взрослых.
2. В своем отношении к учению взрослые исходят из жизненных интересов, поэтому подходящими единицами для их обучения будут не предметы (темы) изучения, а жизненные ситуации.
3. Опыт является мощным источником обучения для взрослых, поэтому сердцевиной методологии обучения должен стать анализ опыта, а книги и учителя должны быть отодвинуты на второй план.
4. Взрослые обладают глубинной потребностью в самостоятельности; а значит, учитель должен включиться в процесс совместного исследования, вместо того чтобы авторитарно, в одностороннем порядке передавать свои знания учащемуся и оценивать их усвоение.
5. С возрастом индивидуальные различия между людьми увеличиваются, поэтому обучение взрослых должно быть направлено на раскрытие собственного потенциала каждого учащегося» [Knowles, 1990].
Особенности учебной деятельности взрослых учащихся в сравнении с характеристиками учащихся-детей постепенно осознавались наукой. В 1950-1970 гг. происходит становление андрагогики как самостоятельной науки, занимающейся вопросами образованием взрослых. М. Ш. Ноулз в своем фундаментальном труде «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» сформулировал базовые положения этой науки:
- человеку, который обучается (т. е обучающемуся, а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
- взрослый, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
- взрослый обладает жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
- взрослый обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;
- взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
- процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
- процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах (по: [Васягина, 2012, с. 9]).
С точки зрения андрогогики, взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, должны играть
ведущую роль в процессе своего образования. Задача преподавателя сводится к поощрению и поддержанию стремления взрослого к самоуправлению. Основной характеристикой обучения становится процесс самостоятельного поиска знаний, умений, навыков и качеств.
Важным принципом обучения взрослых является незамедлительное применение изученного. Неслучайно М. Ноулз отмечает, что взрослые участвуют в учебном процессе, чтобы получить навык или знания, которые могли бы быть немедленно применены или имели бы практическую ценность (см. выше). Большинство взрослых не заинтересовано в получении знаний для того, чтобы использовать их в будущем, а также в получении ответов на вопросы, которых у них нет. Отметим, что данный принцип, как признают специалисты, справедлив для системы повышения квалификации [Подольская, 2005].
Начиная со второй половины XX века психолого-педагогиче-ским вопросам обучения взрослых уделяется серьезное внимание в работах отечественных авторов. Б. Г. Ананьев подчеркивает, что изменение позиции личности в системе отношений с другими закономерно связано с перестройкой ценностно-смысловых образований, регулирующих ее деятельность. Если перед молодым человеком, вступающим в самостоятельную жизнь, возникают такие проблемы, как самоопределение и осознание своего места в жизни, выбор профессии и построение собственной семьи, то в период зрелости, когда есть опыт взрослой жизни и освоены социальные и профессиональные роли, основной проблемой становится реализация накопленного опыта в деятельности. На разных этапах взрослости видоизменяется общая картина мира, а значит и индивидуальная «Я-концепция» [Ананьев, 2005].
Ю. Н. Кулюткин, уделивший внимание исследованию процесса учения взрослых, считает, что умение личности самостоятельно
организовать свою учебную деятельность является важнейшим условием полноценной учебной деятельности. Взрослый человек как субъект учебной деятельности должен обладать системой интеллектуальных, нравственных и волевых качеств, позволяющих ему самостоятельно управлять процессом своего учения. Без ответов на вопросы о том, какова психологическая природа умственной самостоятельности человека и как эта самостоятельность развивается в обучении, нельзя разрабатывать пути повышения эффективности и качества учебной деятельности взрослых. По мнению Ю. Н. Кулют-кина, в самой общей форме умственную самостоятельность можно определить как важнейшее качество личности, лежащее в основе творческой направленности человека, продуктивности его деятельности. Умственная самостоятельность проявляется в способности человека ставить перед собой цели деятельности, определять для себя ее задачи (в том числе познавательные, учебные), отыскивать средства и способы их решения. Самостоятельность проявляется также и в способности человека планировать, организовывать и регулировать свою деятельность. Наконец, самостоятельность предполагает хорошо развитые самоконтроль и самооценку. Таким образом, умственная самостоятельность определяется как способность личности осуществлять самоуправление своей деятельностью. Как и всякое управление, самоуправление включает в свою структуру такие компоненты, как планирование, руководство и контроль [Ку-люткин, 1985, с. 42].
Исследователями отмечено, что трудовая деятельность человека в современных условиях требует высокого творческого потенциала - физического, интеллектуального, нравственного. Творческий потенциал личности рассматривается как развитое чувство нового, открытость человека ко всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность человека; высокая степень развития мышления, его гибкость, нестерео-
типность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности [Развитие..., 1986; Кулюткин и др., 2002, с. 185] .
Развитие творческого потенциала личности как раз и определяет ценность обучения для взрослого человека. По мнению А. П. Владиславлева, учебно-познавательная деятельность взрослого человека есть средство сохранения и развития творческого потенциала личности, позволяющее не только адаптироваться к динамически меняющимся условиям деятельности, но и вносить вклад в созидание нового [Владиславлев, 1978].
Многие исследователи (А. П. Владиславлев, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) указывают на закономерность, согласно которой чем выше у человека наличный уровень образования, тем в большей степени он стремится к его повышению, и чем выше уровень знаний и культуры конкретного человека, тем больше, глубже и разнообразнее будет его потребность в дальнейшем образовании [Кулюткин и др., 1971, с. 22].
Вопрос о добровольном включении взрослого в образовательную деятельность является актуальным, так как взрослый может физически присутствовать на обучении и при этом совершенно отсутствовать в нем, поскольку внешние мотиваторы (школьные оценки, поощрения, наказания), как отмечает Ю. Н. Кулюткин, играют в данном случае второстепенную роль [Кулюткин, 1971, с. 36]. На занятиях взрослый самостоятельно решает, включаться ли ему в учение или мысленно отсутствовать.
Как показывают наблюдения над слушателями курсов повышения квалификации, реализуемых в Институте переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы социальной защиты населения (ИПК ДСЗН), взрослые активно включаются в работу на практических занятиях, проводимых в форме практикумов, семинаров, тренингов, деловых игр,
на занятиях с разбором кейсов и т. д. Слушатели имеют возможность смело высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме, делиться опытом профессиональной деятельности, проигрывать рабочие ситуации.
Восприятие лекционного материала, по результатам проведенного опроса взрослых слушателей курсов повышения квалификации, зависит от личности преподавателя, его харизматичности и креативности, манеры передачи учебного материала взрослой аудитории, а также активного использования наглядных материалов, представляемых в форме презентаций с помощью мультимедийного оборудования. Слушатели отмечают также положительную сторону в проведении учебных занятий, когда существует связь теоретических знаний с практической деятельностью.
Необходимо отметить, что все слушатели ИПК ДСЗН имеют профессиональный опыт, так как являются руководителями или специалистами учреждений социальной защиты населения города Москвы, для них трудовая деятельность является основной. Данная особенность оказывает влияние на организацию учебного процесса. Опыт профессиональной деятельности, бесспорно, является положительным, слушатели знают, каких именно знаний им не хватает. Важно активное взаимодействие преподавателя и слушателей. Но встречаются моменты в учебном процессе, когда обучаемые не совсем согласны с мнением преподавателя и тем учебным материалом, который он доносит, поскольку считают свой профессиональный опыт более актуальным. По результатам проведенного анкетирования, к такой категории относятся люди, проработавшие в системе социальной защиты населения более 20 лет. Их многолетний практический опыт затрудняет обучение, поскольку побуждает их отвергать новую для них информацию. Данная категория слушателей сложнее воспринимает нововведения, словосочетание «инновационные технологии со-
циального обслуживания» вызывает у них порой сарказм и недовольство.
В результате этого в процессе обучения на курсах переподготовки и повышения квалификации слушателей, имеющих достаточно большой опыт практической работы, приходится не столько обучать, сколько переучивать в плане преодоления сопротивления ранее сформировавшимся стереотипам, а для этого профессорско-преподавательский состав ИПК ДСЗН старается изменить мотивацию слушателей, их отношение к собственному опыту.
По результатам аттестации, проведенной в 2012-2013 учебном году Департаментом социальной защиты населения и ИПК ДСЗН, среди заведующих отделениями территориальных центров социального обслуживания только 36 % имеют высшее профильное образование. Ввиду отсутствия у большинства слушателей профильного высшего образования их профессиональный опыт часто носит ограниченный характер, так как привязан к конкретным практическим ситуациям. Ограниченность личного опыта мешает формированию системы современных знаний и умений, необходимых для работы в условиях модернизации системы социальной защиты населения.
Слушатели курсов повышения квалификации, начинающие работать или относительно немного проработавшие в системе социальной защиты населения (в среднем до 20 лет стажа) с интересом воспринимают новую информацию, активны на занятиях, готовы перенимать передовой зарубежный и отечественный опыт в своей профессиональной области. Среди мотивов, побудивших к обучению, данная категория слушателей отмечает также и повышение уровня своей общей культуры, что является показателем активности и стремления к постоянному совершенству.
Возрастная категория слушателей до 30 лет отмечает среди мотивов обучения развитие исследовательских знаний и навыков и возможности карьерного роста в перспективе.
Наиболее распространенными мотивами обучения слушателей на курсах повышения квалификации являются следующие: совершенствование навыков профессиональной деятельности, знакомство с новыми технологиями социального обслуживаниями, получение свидетельства об окончании курсов повышения квалификации и прохождение аттестации.
При организации учебного процесса в ИПК ДСЗН активно используются выездные занятия в учреждения социальной защиты населения города Москвы, где проходит трансляция практического опыта работы, что вызывает интерес у слушателей. Помимо этого организуются и проводятся стажировки в регионы Российской Федерации, а также особенно популярны среди слушателей международные стажировки.
Быстро меняющиеся современные условия требуют от преподавателя ИПК ДСЗН мобильности, активности, постоянного углубления собственных знаний как сообразно своим научным, профессиональным интересам, так и в соответствии с изменениями, происходящими в системе социальной защиты населения.
За четыре года работы ИПК ДСЗН доказана необходимость и эффективность обучения руководителей и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы. Реализация идеи непрерывного образования, постоянного повышения профессиональных знаний и умений способствует формированию нового поколения руководителей и специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания. Отличительными особенностями таких специалистов являются профессиональная мобильность, аналитические способности, нестандартность и гибкость мышления, умение видеть перспективу и целенаправленно планировать будущее, творческий подход к трудовой деятельности и многие другие качества, продиктованные условиями современности.
Литература
1. Ананьев Б. Г Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. - Изд-во : МПСИ, МОДЭК, 2005. - 432 с.
2. Васягина Н. Н. Обучение взрослых : опыт и перспективы / Н. Н. Ва-сягина // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 9-12.
3. Владиславлев А. В. Непрерывное образование : проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. - Москва : Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
4. Кулюткин Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - Москва : Педагогика, 1971. - 112 с.
5. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин.
- Москва : Просвещение, 1985. - 128 с.
6. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. - Самара : Самар. гос. педагог, ун-т, 2002. - 400 с.
7. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых : автореферат диссертации... доктора психологических наук / Ю. Н. Кулюткин. - Ленинград, 1971. - 42 с.
8. Подольская Т. А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования госслужащих (На примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов) : диссертация. доктора психологических наук : 19.00.07 / Т. А. Подольская. -Москва, 2005. - 360 с.
9. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы : методические рекомендации АПН СССР / сост. Т. Г. Браже]. - Ленинград : НИИООВ, 1986. - 36 с.
10. Knowles M. S. Adult Learner : a neglected species / M. S. Knowles. -4th ed. - Houston : Gulf Publishing Company ; Book Division, 1990. - 211 с.
© Лебедева Н. В., 2013
Teaching Adults in Retraining and Further Training Courses: Principles and Conditions
N. Lebedeva
The education of adults is considered to differ significantly from child training. The author draws upon the research present in this field and states that the students’ social-psychological peculiarities influence their learning efficiency. The article describes some principles and conditions of the training process organization in the Moscow Institute of Retraining and Further Training of Senior Executives and Specialists of Social Security System. The author also shares her practical observations on peculiarities of the further training course participants’ behavior.
Key words: education of adults; social-psychological peculiarities of students; andragogy; educational cognitive activity; retraining and further training courses.
Лебедева Наталья Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты города Москвы (Москва), [email protected].
Lebedeva, N., PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology and Pedagogy, Moscow Institute of Retraining and Further Training of Senior Executives and Specialists of Social Security System (Moscow), [email protected].