Научная статья на тему 'Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия'

Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ОТЕЧЕСТВО / РОДНОЙ КРАЙ / LOCAL HISTORY / EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITIES / SCHOOL MUSEUM / NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надбитов Руслан Константинович

В статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведческого движения «Моя малая Родина» школьники из образовательных организаций республики достигли больших успехов в изучении прошлого родного края, в особенности военной истории. Развитию краеведческих знаний у детей способствует деятельность школьных музеев и уголков боевой славы, играющих важнейшую роль в гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надбитов Руслан Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PRACTICES IN THE TEACHING AND RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

This article analyzes the experience of Kalmyk teachers in the development of educational research activity of students in the sphere of local history. As part of the tourism and local history movement “My Little Homeland”, schoolchildren from the educational institutions of the Republic of Kalmykia have achieved great success in studying the past of the native land, especially its military history. The activities of school museums and corners of military glory play a crucial role in the civil-patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия»

Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия

Educational practices in the teaching and research activity of schoolchildren in the Republic of Kalmykia

Надбитов

Руслан

Константинович,

кандидат исторических наук, методист БУ ДОД «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения», г. Элиста, Республика Калмыкия

e-mail: ruslannadbitov@ mail.ru

Аннотация. В статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведческого движения «Моя малая Родина» школьники из образовательных организаций республики достигли больших успехов в изучении прошлого родного края, в особенности военной истории. Развитию краеведческих знаний у детей способствует деятельность школьных музеев и уголков боевой славы, играющих важнейшую роль в гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Ключевые слова: краеведение, учебно-исследовательская деятельность, школьный музей, Отечество, родной край

Abstract. This article analyzes the experience of Kalmyk teachers in the development of educational research activity of students in the sphere of local history. As part of the tourism and local history movement "My Little Homeland", schoolchildren from the educational institutions of the Republic of Kalmykia have achieved great success in studying the past of the native land, especially its military history. The activities of school museums and corners of military glory play a crucial role in the civil-patriotic education of youth. Keywords: local history, educational research activities, school museum, native land

Ruslan

Nadbitov,

Ph. D. in History, methodologist of the "Republican Center for Children and Youth Tourism and Local Studies" (Elista, Kalmykia, Russian Federation)

Школьное краеведение является одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует формированию у подрастающей личности духовных ценностей, морально-нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В ходе работы школьных музеев, факультативов, кружков осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм работы с учащимися, а также для самостоятельной

Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия

Надбитов Руслан Константинович

научно-поисковой деятельности школьников. Диапазон практической деятельности юных краеведов чрезвычайно широк: от записи воспоминаний участников и очевидцев различных событий до подробного изучения истории; от ознакомления с памятниками истории и культуры края до участия в их охране и реставрации.

Важнейшую роль в развитии школьного краеведения в нашей республике играет туристско-краеведческое движение учащихся «Бичкн Торскм» («Моя малая Родина»). Зародившись в 1998 г., движение «Бичкн Торскм» оказало существенное влияние на совершенствование системы дополнительного образования школьников в Республике Калмыкия, на вовлечение в краеведческую деятельность большего количества детей, на развитие у них стабильного познавательного интереса к истории своего края.

Опыт показал, что программа «Бичкн Торскм» была хорошо принята учащимися и родителями. Она показала свою востребованность и актуальность прежде всего тем, что вводит растущего человека в поле родной культуры, традиций того места, с которого начинается его судьба. Сделана попытка всем арсеналом доступных образованию средств, в том числе краеведением и туризмом, помочь учащимся приобщиться к национальной культуре, знать традиции, обычаи, военное прошлое народа, имена защитников Родины.

Большую помощь в создании программы «Бичкн Торскм» оказали ученые Калмыкии. Один из них — Николай Цеденович Биткеев, доктор филологических наук, профессор Калмыцкого государственного университета. В своей рецензии к программе он отметил, что «туризм и краеведение — действительно мощное средство обучения и воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине».

Основным направлением туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм» является развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению истории, культуры и традиций родного края. Учебно-исследовательская краеведческая деятельность школьников является особой формой организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Ежегодно учащиеся общеобразовательных организаций Калмыкии выступают со своими учебно-исследовательскими работами на секциях краеведческой республиканской конференции. Накопленный опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся может стать добротной базой для формирования новых подходов к организации образовательного процесса, мотивирующих личность юного гражданина России к самоопределению.

Пока еще не оценен по достоинству тот вклад, который внесли юные краеведы Калмыкии в дело изучения истории культуры региона. Учебно-исследовательские работы детей разных лет хранятся в архиве Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Элисты, являясь объектом внимания со стороны ученых, журналистов и специалистов учреждений культуры и науки республики.

Следует отметить, что за годы проведения краеведческого конкурса «Бичкн Торскм» учащиеся и педагоги Республики Калмыкия добились высокой результативности, неоднократно представляя научно-исследовательские работы детей на всероссийском уровне. Труд молодых исследователей-краеведов и их наставников позволяет соприкоснуться с наследием наших предков, проследить славный путь героев-земляков, выявить интересные факты и события из жизни многонациональной Калмыкии.

Исследования юных краеведов Калмыкии высоко оценили представители литературной, научной и педагогической общественности. Бережно хранить традиции — основное предназначение нынешнего поколения. Благодаря кропотливому труду и неравнодушному отношению ребят, сегодня можно с уверенностью сказать, что современное поколение готово сохранить прошлое, объединяющее настоящее и будущее.

Региональная программа «Бичкн Торскм» является действительно эффективным методом обучения учащихся, взращивания интереса к научной деятельности, воспитания любви и уважения к истории родного края. Участники туристско-кра-еведческого движения «Бичкн Торскм» совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам боевой славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении, собирают информацию о событиях прошлого и их очевидцах, пропагандируют материалы поисково-исследовательской деятельности в печати, на радио и телевидении.

Лучшие работы призеров республиканской конференции «Бичкн Торскм» направляются на заочный отборочный тур всероссийской конференции «Отечество». По результатам отборочного тура в Москву не раз были приглашены дети из разных школ нашей республики, которые успешно защитили свои учебно-исследовательские работы, получили высокие оценки жюри.

Так, после выступления учащейся многопрофильной гимназии г. Лагани Айсы Нарановой председатель жюри Сергей Иванович Савинков, главный редактор журнала «Юный краевед», высказал слова благодарности девочке: «Вы делаете большое нужное дело, благодаря таким детям память о героях жива...».

В подготовке участников московской конференции помогают многие. Это и их непосредственные руководители — учителя, благодаря усилиям которых дети смогли провести плодотворные исследования; родители, оказавшие своим детям моральную и

Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия _

Надбитов Руслан Константинович

материальную поддержку; спонсоры, проявившие заинтересованность в организации поездки и, конечно же, сотрудники Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения.

Зарождая в детях зерно любопытства, пробуждая в них интерес к окружающему миру, мы продолжаем развивать традиции любви, бережного отношения к родному краю, своей малой родине, важных и актуальных для всех поколений.

В маленькой школе поселка Хар-Булук Целинного района, где всего около 70 школьников, все делается для того, чтобы подготовить учащихся к восприятию научных знаний, которыми они будут овладевать в дальнейшем.

Одним из приоритетных направлений развития Хар-Булукской школы является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Если проанализировать участие воспитанников Хар-Булукской школы в конференциях «Бичкн Торскм» и «Отечество», то можно видеть, как возрастает с каждым годом мастерство детей, уровень их работ, усложняется тематика исследований, повышается научность исследований.

Успехи воспитанников Хар-Булукской школы стали возможными благодаря высокому мастерству следующих педагогов: Н. Б. Коксуновой, Т. В. Лиджиевой, О. Ф. Гюнзиковой, Е. Ч. Мучкаевой, Л. Д. Эрендженовой, Б. М. Отчиевой, Т. Е. Бадгаевой, Ц. Б. Хулаевой, Э. Б. Сарановой, Э. Б. Эрендженовой, Л. А. Сухинко.

В ходе краеведческой работы они учат школьников главному: не потеряться в жизни, отстоять свое мнение, умению общаться со сверстниками, коллегами, создают облик современного человека. Все это помогает им в дальнейшем, при обучении в вузах.

Закономерным итогом краеведческой деятельности в школах становится создание музеев и выставок. Школьные музеи являются основой воспитательной работы образовательных учреждений, здесь широко используются экспонаты, имеющие важное значение для духовно-нравственного становления личности юного гражданина.

В системе общего образования Республики Калмыкия действуют 75 паспортизированных музеев и 83 музейных формирования. Наиболее распространенными являются музеи исто-рико-краеведческой направленности, боевой и трудовой славы. Кроме того, в школах республики функционируют 49 комнат, 6 залов, 28 уголков боевой и трудовой славы.

Школьные музеи являются основой воспитательной работы образовательных учреждений, здесь широко используются экспонаты, имеющие важное значение для духовно-нравственного становления личности юного гражданина. На базе музея проходит учебный процесс, широко используются экспонаты, документы, макеты, видео, которые имеют большое значение для воспитания подрастающего поколения. Изменяются и

усовершенствуются формы и методы работы с учащимися: возникают клубы, научные общества.

Для среднего школьного звена более характерна познавательно-поисковая деятельность. Ребята встречаются с ветеранами войны и труда, ведут переписку с ними. Педагоги организуют тематические экскурсии, выставки, классные часы, вечера и многое другое.

Старшеклассники овладевают приемами самостоятельной научно-исследовательской работы. На базе школьных музеев успешно действуют детские объединения, клубы, поисковые отряды. На сегодняшний день их 91 с охватом около 950 учащихся.

В фондах школьных музеев республики насчитывается более 15 040 музейных предметов (в том числе 11 163 подлинных). Многие школьные музеи республики стали настоящими творческими лабораториями по приобщению учащихся и учителей к исследовательской деятельности. Современные условия характеризуются большим подъемом краеведческой и музейной работы в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Развитие музейного дела можно считать чрезвычайно актуальным. Вместе с тем музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения.

Работа педагогов — энтузиастов музейного дела не всегда находит поддержку со стороны администрации и руководителей образовательных учреждений. Не везде удается организовать подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.

Естественная привязанность к родным местам, родному языку, национальным традициям — это одна из граней патриотизма. Именно краеведение имеет в своем арсенале те нужные составляющие, которые могут оказать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей — любовь к Отечеству, родным местам, родному языку, уважение к истории своей Родины, культуре и традициям своего народа. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на «родном» материале, на примерах из истории малой родины.

Жизнь меняется кардинально, сейчас в школе проходят обучение дети с новым миропониманием. Поэтому сегодня очень важно использовать методы и средства, имеющие наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Особенно ценны такие формы работы, в которых обеспечивается совместное участие учителей и учащихся.

Средствами краеведческо-исследовательской деятельности создаются условия для эффективного героико-патриотиче-ского воспитания детей, утверждается уважительное отношение к культурному и историческому наследию нашего народа.

Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия _

Надбитов Руслан Константинович

Навыки поиска информации и эффективного ее использования лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Целеустремленность в овладении навыками учебно-исследовательской деятельности, самостоятельная работа с библиографическими источниками, публичные выступления развивают уверенность в реализации личностных качеств, содействуют раскрытию творческого потенциала обучающихся, развивают интерес к изучению истории нашей Родины.

Так, учащийся Хар-Булукской школы Валерий Аль-Килани подготовил учебно-исследовательскую работу «Погребенный медсанбат», главной целью которой являлось восстановление имени одного из бойцов 28-й армии, погибшего в годы Великой Отечественной войны на территории Яшкульского района Калмыцкой АССР. Юный исследователь принял активное участие в Вахте Памяти в составе объединенного поискового отряда на территории поселка Хулхута, работал в фондах Центрального архива Министерства обороны, вел переписку для розыска родственников солдата, установил точное место его гибели. В результате проделанной работы была увековечена память Ивана Захаровича Мирошниченко, а его останки с воинскими почестями были перезахоронены на родине — в Омской области.

В п. Зунда-Толга Ики-Бурульского района многие годы активно работает кружок «Торскн газр». Целью кружка являлось углубление и расширение знаний учащихся по истории родного села, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение детей к поисково-исследовательской деятельности. Руководитель кружка Юлия Александровна Бембеева научила детей обосновывать выбор темы учебного исследования, ее актуальность, ставить цели и задачи, раскрывать источниковедческую базу, отражать личное участие в краеведческом поиске, создавать презентации своих работ. Ребята учатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т. е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, обучаются активным формам деятельности в обстановке насыщенной работы, что способствует высокой мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний.

С помощью поисково-исследовательской работы педагог помогает ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Лишь тогда становится понятной и важной задача не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками.

Особенно успешными можно считать результаты воспитанницы кружка Буйнты Бембеевой. Ее работа «Мой край родной — частица Родины большой» уже в 2013 г. заняла 1-е место на республиканской конференции в номинации «Летопись

родного края». Для работы Буйнта использовала разные источники: историко-краеведческую литературу, справочники, энциклопедии, различные словари, журнальные и газетные статьи, интернет. Девочка самостоятельно училась делать обобщения, выводы. Работа интересная, обширная, творческая. Итогом исследования явились экспозиции «Энкр мини Зунда» («Дорогая сердцу Зунда»), «Дурта мини школ» («Моя любимая школа»), «Мана бахмж» («Наша гордость») в школьной музейной комнате, разработанные экскурсии для зала «История Зунды и зун-динцев», публикации в журнале «Байр», газете «Рассвет».

В 2014 г. Буйнта принимала участие в работе секции «Военная история» всероссийского конкурса «Отечество». Она посетила экскурсии в Центральном музее Вооруженных сил, работала в Российском комитете ветеранов войны под руководством Д. Т. Шелковина. Ее исследовательская работа «Памятник от слова "память"» была посвящена установлению жизненного и боевого пути солдата, чья могильная плита была обнаружена на берегу Чограя во время одного из походов. Она организовала переписку с родными И. Т. Фоменко, которых нашла через газету «Степные зори» Ипатовского района Ставропольского края. С помощью различных электронных баз данных (ОБД «Мемориал», «Элар.ру», «Солдат.ру», «Календарь Победы» и др.), электронных архивов, архива ЦАМО, Санкт-Петербургского архива военно-медицинских документов был собран обширный материал о судьбе младшего сержанта.

В республиканских СМИ исследование Буйнты Бембеевой имело широкий резонанс: прошел сюжет в новостных выпусках, ВГТРК Калмыкии был снят документальный фильм «Ицл» («Надежда») об авторе и истории солдата, появились публикации в газете. Школьная музейная комната пополнилась экспозицией, посвященной судьбе солдата, а на сайте «Кремник.ру» создана карточка участника Великой Отечественной войны И. Т. Фоменко с полными данными о нем. Члены краеведческого кружка стали участниками акции «Мемориал» телепрограммы «Жди меня». В рамках телепроекта «Никто не забыт, ничто не забыто» идет сбор информации о воинских захоронениях по всей России. Отныне во Всероссийском перечне воинских захоронений числится могила нашего земляка.

Использованные формы и способы построения учебно-исследовательской краеведческой деятельности способствуют выявлению и развитию интеллектуальных, творческих способностей детей. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому ребенку осознать себя патриотом Отечества. Таким образом, краеведческая деятельность имеет большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии и социализации. щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.