Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности учащихся на базе школьного литературно-краеведческого музея'

Организация исследовательской деятельности учащихся на базе школьного литературно-краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
902
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чикрина Вера Александровна

Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальный развивающий потенциал для личности через преемственность разнонаправленного исторического опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте и историческом времени. В статье представлен опыт организации исследовательской деятельности учащихся на базе школьного литературно-краеведческого музея г. Чистополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся на базе школьного литературно-краеведческого музея»

Чикрина Вера Александровна

ТГ

Организация исследовательской деятельности учащихся

на базе школьного литературно-

краеведческого музея

Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальный развивающий потенциал для личности через преемственность разнонаправленного исторического опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте и историческом времени. В статье представлен опыт организации исследовательской деятельности учащихся на базе школьного литературно-краеведческого музея г. Чистополя.

Главным в краеведческой работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая (образовательная) сторона предусматривает овладение детьми современными методами краеведческих и научных исследований, формирует общеучебные навыки, а во-вторых, воспитательная сторона этих исследований способствует формированию патриотических и гражданских ценностей. Краеведческие исследования также способны помочь подростку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитанию в нем цельного, положительного мировосприятия. Следовательно, перспективу научной краеведческой деятельности со школьниками необходимо строить прежде всего как перспективу педагогическую.

Каждый регион имеет свои возможности для плодотворной краеведческой работы. Но город Чистополь Республики Татарстан в этом отношении, по моему глубокому убеждению, город особый. Достаточно вспомнить, что это родина татарского писателя и общественного деятеля Г. Исхаки, что он тесно связан с жизнью и деятельностью Ф. Амирхана, что в годы Великой Отечественной войны Чистополь «приютил, дал кров и хлеб» (М.В. Исаковский) почти двумстам писателям, журналистам, литературным и театральным критикам, художникам и актерам. Наш город по праву гордится своими писателями-земляками М. Скороходовым, С. Пономаревым, В. Шенталинским, А. Соловьевым, Р. Галимовым.

Наибольший интерес для меня как учителя, работающего в старших классах, представляет период Великой Отечественной войны, когда Чистополь, как и Казань, становится крупным культурным центром страны, приняв эвакуированных из западных районов, Москвы и Ленинграда, среди которых было много писателей, деятелей культуры и науки.

Чикрина

Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка, г. Чистополь Республика Татарстан

Статья дается в авторской редакции.

Краеведение:опыт регионов

Борис Пастернак с сыном Леонидом, Чистополь, 1942

Работа по изучению пребывания писателей в годы войны в Чистополе интересна и важна для современного литературоведения, востребована в практике школьного преподавания, ориентированного на активное использование регионального компонента, воспитание любви к малой родине, развитие творческих способностей учащихся, создание условий для самореализации школьников.

Использование на протяжении нескольких лет литературного краеведения в урочной и внеклассной деятельности, создание школьного литературно-краеведческого музея, организация научно-краеведческой деятельности учащихся и имеющиеся положительные результаты (успешное участие школьников в научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах республиканского и российского уровней) дают возможность говорить о сложившейся системе работы.

С января 2005 года центральное место в ней отведено осуществлению учебно-воспитательного проекта «Новая жизнь «Чистопольских страниц».

Книга «Чистопольские страницы», выпущенная в 1987 году Татарским книжным издательством, до сих пор остается единственной полномасштабной попыткой систематизировать интереснейший материал о жизни и творческой деятельности большой группы писателей в 1941 - 1943 годы в Чистополе, где они находились в эвакуации. Стихи, рассказы, повести тех лет, воспоминания, дневники, письма Н. Асеева, М. Исаковского, Л. Леонова, Б. Пастернака, К. Тренева, К. Федина, С. Щипачева и многих других литераторов открывают новые или малоизвестные сведения о работе деятелей литературы и искусства в тылу.

Продлить жизнь книги, привлечь к ней внимание подрастающего поколения, пополнить чистопольские страницы новыми именами и исследованиями - такие цели ставила я перед собой и своими учениками, задумывая создание в школе Музея книги «Чистопольские страницы». Уже при планировании работы стало очевидным, что само открытие музея - это лишь небольшая часть начатой краеведческой деятельности, один из ее этапов, задачей которого должно стать объединение всех направлений проводимой работы (поисковой, исследовательской, просветительской, воспитательной и др.), придание ей планомерного и системного характера. Совместно с учениками, членами кружка литературного краеведения, был разработан учебно-воспитательный проект «Новая жизнь «Чистопольских страниц», работа по которому продолжается и сейчас.

Использование проектного метода помогло вовлечь школьников в интересную интеллектуальную деятельность, т.к. он ориентирован на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность.

Чикрина Вера Александровна

ТГ

Музей книги был открыт в мае 2005 г. при кабинете литературы.

В фондах музея собраны фотографии, документы, письма, книги с автографами, произведения писателей, живших в Чистополе, публикации СМИ. Восемь стендов и пристендовые материалы рассказывают об истории создания книги «Чистопольские страницы», о писателях, которые нашли приют в нашем городе в годы войны, о поисковой и исследовательской работе учителей и учащихся.

Школьный литературно-краеведческий музей - это особая форма организации учебной и внеклассной работы, которая отвечает требованиям сегодняшнего дня, способна пробудить интерес к чтению, к литературе и истории нашей страны, к самостоятельной творческой деятельности, служит воспитанию патриотизма и гражданственности.

Особенно значимы для школьников встречи и общение с писательскими детьми, многие из которых были в эвакуации вместе с родителями. Такие встречи стали традиционными в нашем музее: почти ежегодно кто-то из «московских чистопольцев» спешит на встречу с Чистополем, на встречу со своим детством и юностью. В 2005 году состоялись встречи с Л.А. Лейтес, дочерью литературоведа А.М. Лейтеса, бывшей воспитанницей чистопольского интерната Литфонда, ныне доктором химических наук, профессором, и И.М. Шамбадал, дочерью писателя и переводчика М.А. Шамбадала, сотрудника чистопольского радиоузла в годы войны; в 2006 году - с сестрами Т.М. и Е.М. Рудерман, дочерьми поэта М. Рудермана, автора стихов знаменитой песни «Тачанка», жившими в 1941-1943 гг. в Чистополе; в 2007 г. - с сестрами Еленой Витальевной и Елизаветой Витальевной Треневыми, внучками писателя К. Тренева, Н.Л. Леоновой, дочерью писателя Л.М. Леонова. Была установлена переписка с Р.Н. Порманом, зачинателем литературного краеведения в Чистополе, кандидатом филологических наук, профессором Башкирского государственного университета, а в октябре 2007 года он стал гостем музея в юбилейные дни 20-летия выхода в свет «Чистопольских страниц».

Живой интерес этих людей к работе юных краеведов, их помощь и поддержка важны не только для будущего музея, но и для осознания учащимися значимости их деятельности, их вклада в сохранение и изучение интереснейшей страницы истории литературы и культуры нашей страны.

Комплексная форма работы, включающая различные виды деятельности, изначально присуща самой идее школьного музея. Это поиск материалов (документов, вещей, книг, газетных публикаций, фотографий, рисунков и т.д.) о писателях, живших в Чистополе, и их творчестве, переписка с писательскими детьми, систематизация и изучение пополняющихся фондов, что уже имеет характер исследования и позволяет

Александр Михайлович Лейтес (1901-1976)

Михаил Исаакович Рудерман (1905-1984)

Краеведение: опыт регионов

Дети писателей в эвакуации в Чистополе

изучать литературу углубленно. Это разработка и проведение учащимися экскурсий по экспозиции (с мая 2005 г. проведено 17 экскурсий для 320 человек), организация работы лекторской группы, проведение музейных уроков, литературных вечеров и гостиных, читательских конференций.

Экскурсионная деятельность особенно важна для самих экскурсоводов, т.к. это, безусловно, труд учебный. Образовательное значение этого вида деятельности - во влиянии, которое она оказывает на усвоение и качество знаний по литературе и истории. Причем учащиеся не только закрепляют знания, но и приобретают новые, которые оказываются достаточно прочными, поскольку получены в практической деятельности, получают прекрасную практику публичных выступлений, развивают навыки устной речи, становятся пропагандистами и самой книги «Чистопольские страницы», и творчества отдельных писателей, и ярких страниц истории своей страны и родного города.

На базе музея организуется и научно-исследовательская деятельность учащихся, проводится их планомерная подготовка к участию в научно-практических конференциях различного уровня. Это одно из самых перспективных и востребованных направлений деятельности музея.

Работая над исследованием, учащийся получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, документации, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы.

Выбор темы - очень важный этап работы, часто определяющий успех или неудачу всего исследования. Тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно объем, рекомендуемый для учащихся (15-30 страниц), не позволит ее раскрыть. Хорошо, если формулировка темы содержит в себе проблему, раскрытие которой и становится целью исследования. Безусловно, выбранная тема должна содержать элемент новизны, поэтому при ее выборе необходимо поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Исходя из этих соображений, мы с самого начала отказались от общих тем, посвященных самому факту пребывания писателей в Чистополе: основательный сбор и систематизация этого материала сделаны краеведами старшего поколения, в частности составителями книги «Чистопольские страницы» Г.С. Мухановым и Н.С. Харитоновой. От констатации факта проживания того или иного писателя в нашем городе мы решили идти к его творчеству данного периода: нас интересовала история создания произведений, написанных в чистопольский период, отражение в них реалий жизни тылового города, судеб наших земляков, влияние пережитого в эвакуации, оказанное на последующее творчество.

Занимаясь творчеством М.В. Исаковского, мы сосредоточили внимание на песнях, созданных поэтом в 1942-1943 гг.,

Чикрина Вера Александровна

«Огонек», «В лесу прифронтовом», которые сам автор считал творческой удачей и которые стали песенной классикой. Так родилось исследование «Песни, рожденные в Чистополе», с которым ученица 9 класса Фролова Алена успешно выступила на I Республиканской НПК школьников имени Л.Н. Толстого.

В творчестве Л.М. Леонова наше внимание привлекла пьеса «Нашествие», ставшая одним из первых драматургических откликов на события Великой Отечественной войны и, что особенно было важно для нас, задуманная, написанная и впервые поставленная на сцене в Чистополе. Собранный и систематизированный материал о жизни Л.М. Леонова в Чистополе, история создания пьесы «Нашествие», проведенный анализ произведения и выявленные в нем чистопольские мотивы свидетельствуют о влиянии пребывания в нашем городе на писателя и его творчество.

Внимательное прочтение пьесы, свидетельства очевидцев и самого Леонова убедительно доказывают, что пьеса «Нашествие» не только художественный вымысел, а главным образом осмысление драматургом жизненных процессов, причем впечатления Чистополя и чистопольский материал сыграли важную роль, - к такому выводу приходит автор исследования.

Опыт показывает, что исследование следует начинать с вопроса, на который автор хотел бы получить ответ, опираясь на фактический, логически выстроенный материал, являющийся итогом кропотливой, трудоемкой, но исключительно интересной работы.

Выбор темы должен быть осознанным, т. е. должен отвечать прежде всего личностным познавательным интересам автора. Необходимы консультации и обсуждения темы с руководителем работы, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы, ее формулировке и постановки цели и задач исследования.

Иногда, казалось бы, незначительный факт может стать основой для значительной и интересной работы.

Так, Любовь Ефимова, изучая творческую деятельность Николая Асеева чистопольского периода, обратила внимание на интереснейший факт, не привлекавший еще внимание литературоведов: целый ряд лирических произведений, созданных поэтом в это время, был опубликован лишь через много лет, в 1962 году, в последнем прижизненном сборнике Асеева, которому он дал репрезентативное название «Самые мои стихи». Почему же стихи, которые автор считал лучшими, только через двадцать лет пришли к читателю? Это и стало центральной проблемой исследования ученицы.

Важной этап исследовательской работы - подбор и чтение соответствующей литературы. Начинать знакомство с избранной темой лучше всего с чтения работ обобщающего характера, относящихся к данному периоду, творчества отдельных

Краеведение:опыт регионов

писателей, региону, постепенно входя в проблематику и переходя к узкоспециальной литературе, публикациям СМИ.

При выполнении исследований по краеведению приходится иметь дело не только с литературоведческой литературой, но и мемуарной. В последние годы был опубликован ряд книг, содержащих воспоминания, в которые вошла и чистопольская эвакуация, обнаружилось много интересных, ранее не известных фактов, появилась возможность уточнить и расширить список эвакуированных. Так, например, буквально за последний год мы узнали, что всем известный доктор Л. Рошаль в первый класс пошел в чистопольскую школу, а будущий врач В. Голяховский научился запрягать лошадь в одном из колхозов нашего района, что с матерью был в эвакуации будущий писатель Кир Булычев. Выявление таких фактов - пусть маленькое, но открытие, которое стимулирует поисковую и исследовательскую деятельность подростков, усиливает интерес к истории родного города, а через нее - и к истории страны и ее литературе.

Чтение научной и специальной литературы, по сравнению с художественной, требует определенных навыков и подходов, которые необходимо формировать у учащихся-исследователей. Желательно составление кратких конспектов прочитанного, полезно делать выписки фрагментов текста, которые в дальнейшем могут быть использованы в работе. необходимо сразу же составлять библиографические карточки, на которых фиксируются выходные данные. Но самое главное нужно стремиться воспитать вдумчивого читателя, способного выделять важное для него, сравнивать, обобщать, делать выводы из прочитанного, критически относиться к полученной информации.

Вот лишь один пример вдумчивого прочтения учебника учащимися, имеющими некоторые знания местного материала и направляемыми учителем.

Основными учебными пособиями по литературе для 11 класса являются учебники под редакцией В.П. Журавлёва (М.: Просвещение, 2003) и В.В. Агеносова (М.: Дрофа, 2002). Внимание моих учеников привлекают прежде всего статьи, посвященные писателям, связанным с Чистополем, понятен и их особый интерес к освещению жизни и творчества М. Цветаевой. Мы отметили, что авторы при всей сжатости изложения материала допускают ряд неточностей и искажений фактов, в основном это касается освещения последних месяцев, даже дней жизни Цветаевой, проведенных в эвакуации в Татарии. Возникло желание восстановить, насколько это возможно, фактические события тех дней, избежать неправильной подачи информации на уроках, а заодно и «реабилитировать» свой родной город Чистополь, который упрекают в равнодушии и безучастности к судьбе поэтессы.

Буквально на второй день войны был создан совет по эвакуации, именно им было принято решение об эвакуации из столицы деятелей литературы и культуры, органов их правления. Марина

Чикрина Вера Александровна

тг

Цветаева уезжала из Москвы 8 августа. Марина Ивановна оказалась в группе, направляющейся в Елабугу, об этом она знала уже перед отъездом. Там она проживёт со дня приезда, 18 августа, до дня трагической гибели. Отлучится только на три дня (25-27 августа) для поездки в Чистополь. Она оказалась среди многих, кто был вынужден покинуть свои дома и обживаться в незнакомых местах, мириться с бытовыми неудобствами, отсутствием работы.

В свете этих фактов неправдоподобно звучит заявление А.И. Павловского (учебник Журавлёва, ч. 2, с. 78): «С началом Великой Отечественной войны Цветаева с сыном вынуждены были против своей воли эвакуироваться. Сначала - Чистополь, где не нашлось ни работы, даже чёрной, ни жилья, потом - последнее короткое пристанище Елабуга, где тоже не оказалось никакой работы, значит, и заработка. Органы НКВД не спускали с неё глаз, есть сведения, что ее пытались шантажировать».

Как мы видим, даже маршрут передвижений Цветаевой искажён: из Москвы она прибыла сразу в Елабугу, минуя Чистополь. Это не голословное утверждение: в городских архивах Елабуги и Чистополя до сих пор хранятся списки эвакуированных с датами приезда и адресами расселения.

Уезжала из Москвы Цветаева по своей доброй воле, вопреки советам близких ей людей, спасая, как ей казалось, сына от непосредственной опасности, и даже к мнению Пастернака она не прислушалась.

Никому из известных и авторитетных исследователей жизни и творчества Цветаевой (М.И. Белкиной, А.А. Саакянц, И.В. Кудровой) не удалось обнаружить никаких свидетельств преследования Марины Ивановны со стороны органов НКВД, хотя в последние годы архивы Лубянки стали достаточно открыты. В.А. Шенталинский, наш писатель-земляк, руководитель Комиссии по творческому наследию репрессированных писателей России, выпустивший две книги по материалам из архивов КГБ и Прокуратуры СССР (в книге «Донос на Сократа» есть глава «Марина, Ариадна, Сергей»), тоже ничего об этом не пишет.

Теперь о работе. По утверждению Павловского, ее, «даже чёрной», не нашлось для Цветаевой ни в Елабуге, ни в Чистополе. Доля правды в этом есть. Но работы не было не именно для Цветаевой, а просто не было. Особенно в августе 1941 года, когда разворачивались интересующие нас события. Представьте глухой маленький провинциальный городок, население которого за считанные месяцы удвоилось. Именно таким было положение Чистополя после начала эвакуации в него, подобное происходило и в Елабуге. И на должность судомойки, будь такая вакансия, нашлось бы немало желающих из писательской среды, не рассуждавших о «престижности» этого занятия. Кстати, и сама Цветаева ничего унизительного для себя в этом не видела.

Именно о месте судомойки и заявлении о приёме на работу в столовую Литфонда, написанном Мариной Ивановной,

Краеведение: опыт регионов

особенно часто вспоминают, когда пишут о Чистополе. Правда, в учебнике Агеносова об этом сказано очень неопределенно: совершенно непонятно, где, при каких обстоятельствах было написано это пресловутое заявление, кто отказал Цветаевой. Складывается впечатление, что местом действия является Ела-буга, но факты, свидетельства очевидцев говорят о другом. Да и столовая, создание которой обсуждалось во время приезда Марины Ивановны в Чистополь, будет открыта лишь 24 октября, спустя почти два месяца после гибели Цветаевой.

Литературное краеведение дает возможность привлечь внимание учащихся к каким-либо историческим фактам, по-новому их осмыслить, уточнить, предоставляет прекрасный материал для заинтересованного прочтения и интерпретации художественных произведений, имеющих особую значимость для школьников, т.к. они связаны с их родным городом.

Проведение отдельных уроков на краеведческом материале, собранный школьным музеем материал и проведенные совместно с учащимися исследования привели к разработке авторской программы спецкурса для 10-11 классов с углубленным изучением русского языка и литературы (или предметов гуманитарного цикла в целом) «Жанровый аспект литературного краеведения», которая отличается от существующих аналогов тем, что построена на жанровой основе.

Целью спецкурса является не только знакомство учащихся с самим фактом пребывания писателей в Чистополе и произведениями, созданными в этот период, но и углубление знаний по теории литературы (литературные роды, виды и жанры, их особенности), формирование навыков анализа художественных произведений различных жанров, исследовательской и краеведческой работы. Разнообразные формы занятий, система урочных и домашних заданий направлены на развитие интереса к предмету изучения, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы с книгой и дополнительными материалами. Большое внимание уделено развитию речи школьников, пополнению словарного запаса, овладению литературоведческой терминологией.

Выбор художественных произведений обусловлен стремлением проиллюстрировать все литературные жанры, дать общую панораму литературы периода Великой Отечественной войны во всем ее многообразии, познакомить учащихся с неизвестными им писателями, выявить чистопольские мотивы в их творчестве.

Своеобразным учебным пособием к курсу является сборник «Чистопольские страницы» (Казань, 1987), в котором содержатся многие из включенных в программу произведений, воспоминания, дневники, письма писателей.

Музей книги «Чистопольские страницы» предоставляет прекрасную базу для проведения занятий спецкурса, который стал частью сложившейся системы работы по литературному

Чикрина Вера Александровна

тг

краеведению. Продуманное расположение разделов экспозиции, логическая обусловленность наглядности, участие в некоторых занятиях школьников-экскурсоводов способствуют систематизации полученных знаний, доступному восприятию теоретико-литературных понятий. Результаты научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся-краеведов, переписка с писателями и писательскими детьми дают не только интересный фактический материал для подготовки и проведения занятий, но и стимулируют познавательную деятельность обучающихся.

Программа отмечена дипломами 1 степени на VI Республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических материалов и Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации - 2006».

Результаты своей деятельности я вижу прежде всего в повышении познавательного интереса учащихся, их успехах в исследовательской деятельности. Большим достижением для всего коллектива школы стало участие наших учениц Л. Ефимовой в XIV Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечества» (март 2006 г., диплом 3 степени), А. Акифьевой и Л. Сибгатуллиной в Х Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению, проходившей в Москве в ноябре 2006 г. Лиля Сиб-гатуллина была награждена грамотой за лучшую атрибуцию музейного предмета, а Настя Акифьева стала победителем в секции «Литературное краеведение», получив диплом 1 степени.

За успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности Акифьева А. и Сибгатуллина Л. включены в ежегодную общероссийскую энциклопедию «Одаренные дети - будущее России» в 2007 г.

Опыт показывает, что регулярная и методически правильно организованная поисковая и исследовательская краеведческая деятельность учащихся способствует:

• повышению интереса учащихся к изучению литературы и истории;

• формированию человека как полноценной разносторонней личности, умеющей адекватно оценивать окружающую жизнь, ее оригинальность и своеобразие, знающей и любящей родной край, бережно относящейся к истории, традициям своего народа;

• развитию умения использовать в жизненном опыте частный, конкретный, местный, национальный (краеведческий) материал в соотнесении с материалом более общей тематики;

• повышению культуры умственного труда, в частности, привитию навыков работы со словарями, справочниками, местной и центральной печатью, библиографическими указателями, документами, произведениями научной, художественной, мемуарной литературой, т.е. привитию навыков работы научно-исследовательского характера. СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.