Научная статья на тему 'Историко-краеведческая работа в общеобразовательных школах Херсонщины второй половины хх века'

Историко-краеведческая работа в общеобразовательных школах Херсонщины второй половины хх века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / SCHOOL MUSEUM / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / HISTORICAL LOCAL STUDIES / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / HISTORICAL LOCAL MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваленко Татьяна Владимировна

В статье анализируется историко-краеведческая деятельность общеобразовательных школ Херсонщины второй половины ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND REGIONAL STUDIES IN SECONDARY SCHOOLS OF KHERSON OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

In the article the author analyzes the historical regional activities of secondary schools in the Kherson region the second half of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Историко-краеведческая работа в общеобразовательных школах Херсонщины второй половины хх века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ХЕРСОНЩИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Коваленко Татьяна Владимировна

старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Института педагогического образования и менеджмента ФГАОУВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Армянске 296012, Республика Крым, г. Армянск, ул. Железнодорожная 5

Е- mail: tanya kovalenko555amail.ru

В статье анализируется историко-краеведческая деятельность общеобразовательных школ Херсонщины второй половины ХХ века.

In the article the author analyzes the historical regional activities of secondary schools in the Kherson region the second half of the twentieth century.

Ключевые слова: школьный музей, историческое краеведение, краеведческий музей.

Key words: school museum, historical local studies, historical local museum.

Постановка проблемы. Познание «малой родины» - важная предпосылка формирования личности, ее сознательного участия в жизни государства. Одним из важных условий этого познания является усиление связи воспитания с жизнью. Весьма перспективным в этом плане оказалось школьное краеведение как направление воспитательной работы. Среди многочисленных институций, которые возникли как средство сохранения и исследования исторического прошлого (привлечение молодежи к его изучению), важное место занимают кружки и музеи при школьных учреждениях, а также туристическо-краеведческая работа школ.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам деятельности школьных музеев и организации краеведческой работы в школе посвятили свои труды Н. Ганнусенко, О. Грекулов, М. Кашин, М. Лощинин, В. Обозный, И. Прус, В. Столетов.

Цель статьи - охарактеризовать историко-краеведческую работу в общеобразовательных школах Херсонщины второй половины ХХ века.

Изложение основного материала исследования. Полноценными субъектами историко-краеведческого движения общеобразовательные школы Херсонщины стали в 20-30-х гг. ХХ в. В преподавании этого времени действовал краеведческий принцип, по которому на первый план выдвигалось изучение ландшафта, и исторический процесс был тесно связан с географией.

Во второй половине 30-х гг. в краеведческой роботе общеобразовательных школ происходит смена приоритетов: на первый план выдвигается изучение природных богатств и экономических процессов, а исторический аспект краеведения сводится к классовой борьбе и революционному движению.

В послевоенный период историческое краеведение в школах Херсонщины прошло сложный путь от попыток отдельных учителей использовать краеведческие материалы в учебно-воспитательном процессе до целенаправленной учебной, внеклассной и внешкольной работы. В 60-е гг. историческое краеведение стало обязательным компонентом школьных программ по истории СССР. Краеведческие материалы должны были изучаться параллельно с соответствующими темами курса истории СССР. Подборку краеведческого материала для уроков учитель должен был осуществлять самостоятельно, используя фонды библиотек, музеев и архивов своего региона [5, с. 38-60]. Но на практике большинство городских и сельских учителей были

25

лишены такой возможности.

Опыт многих школ области свидетельствует о том, что наиболее распространенными методическими приемами использования историко-краеведческих материалов на уроках являлись следующие: включение фактов из истории родного края в рассказы учителя, самостоятельная работа учеников над документальными материалами краеведческого характера, проведение учебных экскурсий в музеи, привлечение к участию в проведении уроков по истории родного края непосредственных свидетелей и участников событий.

В 40-80-х гг. в школах Херсонщины широкое распространение получает внеклассная краеведческая работа, наиболее популярной и эффективной формой которой становятся школьные краеведческие кружки. Кружки в школах области стали возникать в первые послевоенные годы. Так, в 1949 году функционировал географический кружок Великоалександровской средней школы, которым руководил С. С. Кравец. В его составе было от 50 до 70 учеников в год. Состоял он из трех секций - метеорологической, экономической и природоведческой. Члены метеорологической секции (ученики 5-7 классов) вместе с учителем создали школьную географическую площадку. Члены второй секции (ученики 5-7 классов) изучали флору и фауну района. Члены третьей секции (ученики 8-10 классов) обрабатывали материалы годовых районных сельскохозяйственных выставок, собственных экскурсий на производство, исследовали историю возникновения и развития отдельных колхозов. В результате деятельности кружка был собран богатейший краеведческий материал: фотографии, документы и воспоминания участников ВОВ; экономические карты района, таблицы диаграммы развития промышленных предприятий района; археологические находки, предметы старого быта и т. д.

Высшей ступенью краеведческой работы в школе и показателем ее уровня развития было создание школьного музея. Согласно Положению о школьном краеведческом музее, утвержденным в 1974 г., музей был одной из форм творческой самодеятельности и общественной активности учеников в процессе сбора, систематизации и пропаганды материалов - источников по истории родного края, что имело воспитательную и научно-познавательную ценность [3, с. 116-117].

Школьные музеи области создавались путем перерастания тематических выставок в стационарные экспозиции, в их работе использовались результаты исследовательской и поисковой деятельности школьных краеведческих кружков, клубов. Каждая школа по-своему подходила к созданию музея, но решение о его организации, определение тематики принималось при участии педагогического и ученического коллективов. Инициаторами создания музеев были учителя-энтузиасты, краеведы. Решающим этапом в создании школьного музея был организационный период, когда формировался кружок активистов. Именно из этой среды выбирались члены Совета музея, который осуществлял общее управление деятельностью организации. При Советах музеев обычно работали группы лекторов и экскурсоводов, оформителей, организаторов массовых краеведческих мероприятий [1, с. 125].

Первые школьные краеведческие музеи на Херсонщине, как и в Украине в целом, появились в 40-50-х гг., но массовым явлением они стали в 60-70-х гг. в связи с началом краеведческого движения. Одним из таких музеев был краеведческий музей Великоалександровской средней школы № 1 (Херсонская область). Инициатором создания музея был учитель-энтузиаст, краевед Семен Семенович Кравец. В 50-е гг. ХХ в., имея богатый краеведческий материал, он поднимает вопрос о создании школьного краеведческого музея. В оборудовании музея С. С. Кравцу помог педагогический коллектив Великоалександровской средней школы. Так в 1955 году был открыт первый в Херсонской области школьный музей. Исследовательская и краеведческая работа музея была направлена на сбор и научную обработку материалов, разработку методико-экспозиционного плана. Значительную работу проводили учителя 26

и ученики музея по изучению истории города периода Второй мировой войны [4, с. 71].

Целью создания музея было привлечение молодежи к изучению и сохранению историко-культурного наследия своего народа, формирование образованной личности и содействие воспитанию у нее патриотизма, любви к родному краю, уважения к народным обычаям, традициям. Основными задачами музея были: привлечение молодежи к поисковой, краеведческой, исследовательской работе; оказание помощи педагогическому коллективу учебного заведения по внедрению активных форм работы с молодежью; изучение, охрана и пропаганда памятников истории, культуры родного края; проведение культурно-просветительной работы среди молодежи.

В 1961 году на Республиканские педагогические чтения, которые проходили в г. Херсоне, были привезены экспонаты краеведческого музея Великоалександровской СШ №1. Положительные отзывы ученых, краеведов, работников Херсонского краеведческого музея и учителей истории Херсонщины об экспонатах школьного музея способствовали тому, что музей получил в свое распоряжение помещение из 3-х комнат [6, с. 132].

В 1966 году был проведен смотр краеведческих музеев, уголков. Условия смотра были разосланы в районные штабы, которые занимались проведением конкурса в районах и конкретно в тех школах, где были краеведческие музеи или уголки. В областном смотре приняли участие 15 краеведческих музеев, 4 из которых были отобраны на республиканский смотр: Великоалександровский музей при средней школе № 1 Великоалександровского района; Атаманский музей Генического района; Новомаячковский музей Цюрупинского района; Новокаховский музей при школе-интернате № 1 [2, л. 2].

В апреле 1967 года школьный краеведческий музей Великоалександровской СШ № 1 был награжден Почетной грамотой ЦК ЛКСМУ (Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Украины) как победитель республиканского смотра краеведческих музеев и комнат.

Основателем школьного музея боевой славы в г. Скадовске стал Тимошенко Владимир Васильевич - первый летописец и историк города Скадовск. Пройдя войну, вернулся в родной город, где работал учителем истории Скадовской средней школы № 1. Именно на базе этой школы он создал школьный музей историко-краеведческого профиля. В его экспозиции в основном было отражено историческое прошлое города и района, она была посвящена подвигу скадовчан на фронтах Второй мировой войны. Основная задача музея состояла не только в изучении истории родного города, но и в формировании у школьников навыков исследовательской работы, самостоятельного поиска, умения работать с историческими источниками. Основной целью изучения истории родного города было становление гражданского самосознания учащихся, осознание преданности родному городу, родной истории, пробуждение патриотических чувств, расширение кругозора. Участвуя в поисково-собирательной работе, ученики Скадовской средней школы № 1 постоянно знакомились с историей войны, ее участниками, встречались с деятелями культуры и науки, представителями армии и флота. Владимир Тимошенко стал соавтором книги «Скадовск», изданной в 1969 г., автором путеводителя «Скадовск». В 1976 году В. В. Тимошенко становится основателем и первым директором Скадовского районного историко-краеведческого музея.

В 60-е годы неотъемлемой частью воспитательной работы в школах становится туристическо-краеведческая работа. Областная детская экскурсионно-туристическая станция предоставляет значительную методическую и организационную помощь районам области. В области создано 970 экспедиционных отрядов, которые выполняют конкретные задачи.

Юные краеведы Новотроицкого района провели большую содержательную работу по выявлению мест героической славы, установлены имена погибших воинов.

27

Отряды посетили 920 колхозных семей, собрали 1017 фотографий, записали рассказы о первых колхозниках и первых колхозах, разыскивали первых председателей колхозов, собрали весь материал и написали историю местных колхозов. Члены отрядов активно участвовали в розыске фамилий тех, кто в Отечественной и гражданской войне отдал свою жизнь за освобождение Родины. Ученики создали альбомы и стенды, посвященные героям.

Выполняя задачи экспедиции, юные краеведы Скадовской средней школы № 1 собрали ценные материалы из прошлого и настоящего родного края. В школе написана история Скадовска, сел Каланчак, Красное, Михайловка. Для написания истории населенных пунктов использованы рассказы старожилов и архивные материалы. На основе материалов красных следопытов отдельно оформлен общий краткий очерк исторического развития Скадовщины. Много волнующих страниц славной истории родного края ожило для учащихся во время походов. Юные краеведы нашли место гибели партизан-парашютистов в 1941 г. в песчаных сугробах недалеко от с. Ленинского. В память о погибших в борьбе с фашистами в Партизанских дубках установлен обелиск.

Краеведы Новокаховской средней школы № 1 изучали героическую борьбу земляков в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Много интересных материалов собрано о селе Днепряны, где действовала подпольная организация «Бритый Малый Яр» во главе с Г. И. Ярошенко. [2, л. 3].

В целом школьные музеи, кружки и туристическо-краеведческая работа в школах Херсонщины, как и в других областях Украины, сыграли важную роль в возрождении историко-краеведческого движения, выявлении, изучении и популяризации памятников истории и культуры, вовлечении учителей и учащихся в краеведческие студии.

Выводы. Таким образом, школьное краеведение было важным звеном историко-краеведческого движения на Херсонщине. Юные краеведы уже со школьной скамьи привлекались к изучению истории региона, памятников старины, получали необходимые знания и практические навыки исследовательской работы. Благодаря усилиям учителей и учеников была создана разветвленная сеть школьных музеев, в которых сохранились археологические древности, документальные материалы, произведения народных мастеров. Находясь в тисках тоталитарной системы, под постоянным контролем, школа все же смогла воспитать влюбленных в прошлое родного края патриотов.

Литература

1. Василенко А. С. Л^опис слави народно!: З юторп становлення i розвитку народних музе'1'в Украши / А. С. Василенко. - К. : Наукова думка, 1974. -190 с.

2. ДАХО, Ф. Р-46, Оп. 1, Спр. 4043, Из информации Херсонской областной детской экскурсионно-туристической станции Обкому компартии Украины о своей деятельности (8 января 1966 г.), 4 л.

3. 1сторичне краезнавство в Украшськш РСР. - К. : Наукова думка, 1989. - 240 с.

4. Ковальов М. В. В авангард^ Нариси про вчителiв-новаторiв Херсонщини / М. В. Ковальов. - Херсон, 1961. - 80 с.

5. Лисенко М. М. Методика використання краезнавчого матерiалу на уроках юторп СРСР / М. М. Лисенко. - К. : Радянська школа, 1961. - 203 с.

6. Сшкевич I. Ю. Краезнавщ Херсонщини: Кравець Семен Семенович / I. Ю. Сшкевич // Швденний архiв : зб. наук. праць : ют. науки. - Вип. 9. - Херсон : Вид-во ХДУ, 2002. - С. 130-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.