школ (на кит. яз.) [Электронный ресурс] // Министерство образования Китая. URL: http://www.moe. gov. cn/srcsite/A06/s3321/202002/t20200212_420435. html (дата обращения: 05.02.2020).
7. уведомление по онлайн-обучению в начальных и средних школах при отложенном открытии начальных и средних школ (на кит. яз.) [Электронный ресурс] // Департамент образования провинции Гуаньдун. URL: http://edu.gd.gov.cn/zxzx/zyjyx d/zydt/content/post_2895738.html (дата обращения: 15.02.2020).
* * *
1. Ispol'zuya onlajn-platformy, ne prekrashchajte uchebu (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Mini-sterstvo obrazovaniya Kitaya. URL: http://www.moe. gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202001/t2020012 9_416993.html (data obrashcheniya: 29.01.2020).
2. Organizaciya onlajn-obucheniya i upravleniya rabotoj universitetov vo vremya karantina i bor'by s epidemiej [Elektronnyj resurs] (na kit. yaz.) // Mini-sterstvo obrazovaniya Kitaya. URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202002/t2020 0205_418131.html (data obrashcheniya: 05.02.2020).
3. Pervyj urok 2020 goda v Uhane: 900 000 uche-nikov vmeste «vletayut» v «oblachnyj klass» (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://news.eastday. com/eastday/13news/auto/news/china/20200210/u7ai 9081460.html (data obrashcheniya: 10.02.2020).
4. Sovmestnaya kontrol'naya press-konferenciya Gossoveta (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s5147/202002/t2020 0213_420702.html (data obrashcheniya: 15.02.2020).
5. Uvedomlenie Vedushchej gruppy po bor'be s vspyshkami epidemii koronavirusa Ministerstva obrazovaniya o rabote po neskol'kim voprosam vy-polneniya raboty uchitelya v ustanovlennye sroki (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya Kitaya: URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/ A10/s3735/202002/t20200213_420863.html (data obrashcheniya: 29.01.2020).
6. Uvedomlenie ob organizacii raboty v svyazi s «priostanovkoj zanyatij bez prekrashcheniya ucheby» pri otlozhennom otkrytii nachal'nyh i srednih shkol (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya Kitaya. URL: http://www.moe.gov.cn/src site/A06/s3321/202002/t20200212_420435.html (data obrashcheniya: 05.02.2020).
7. Uvedomlenie po onlajn-obucheniyu v nachal'-nyh i srednih shkolah pri otlozhennom otkrytii na-chal'nyh i srednih shkol (na kit. yaz.) [Elektronnyj resurs] // Departament obrazovaniya provincii Guan'dun. URL: http://edu.gd.gov.cn/zxzx/zyjyxd/ zydt/content/post_2895738.html (data obrashcheniya: 15.02.2020).
Independent work of students in China during the isolation period caused by coronavirus as a necessary component of self-development
The article deals with the experience of the Chinese students who independently realize distance e-learn-ing during the isolation period caused by corona-virus. There is emphasized the degree of accepting e-learning by the students of different level and age. The author pays attention to the learning productivity, the comprehensive improvement and the raise of the learning quality. There is highlighted the teachers' learning and the change of the teachers' role in the educational process.
Key words: independence, self-development, self-educational work, distance learning, e-learning, home schooling, new conditions, platform.
(Статья поступила в редакцию 09.04.2020)
в.в. белкина
(ярославль)
образовательное событие как средство воспитания демократической культуры подростков
Обосновывается возможность использования образовательного события как современной формы работы с подростками, обеспечивающей активное включение последних в «пространство деятельностных проб» и совместный поиск смыслов и ценностей происходящего. Даются обобщенные характеристики образовательного события, предлагается матрица его проектирования, применение которой возможно в образовательных организациях различных типов.
Ключевые слова: демократическая культура, подростковый возраст, педагогическое средство, образовательное событие, рефлексия.
Современный этап общественного развития характеризуется динамичностью социальной ситуации, разнообразием идей, поликультурностью и многополярностью окружающего мира. Осмысление современной жизни ори-
О Белкина В.В., 2020
ентирует образование на воспитание личности, способной успешно существовать в социуме. Успешность в реалиях современного, ориентированного на демократию мира предполагает овладение инструментами конструктивного взаимодействия, высокую меру самостоятельности и ответственности за свои поступки, наличие способности к поддержанию конкурентных преимуществ и продвижению собственных идей цивилизованными способами, стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Мы считаем, что данным характеристикам максимально соответствует категория демократической культуры (ДК) личности как совокупность качеств личности, определяющих способность человека осуществлять эффективное социальное взаимодействие на основе освоенных демократических ценностей общества и понимания собственных особенностей. В структуре данного понятия мы выделяем пять компонентов: познавательно-мировоззренческий, коммуникативный, эмоционально-волевой, деятельностно-практический и перцептивный.
Подростковый возраст является периодом, благоприятным для воспитания исследуемого нами качества: «...ребенок начинает воспринимать и переживать себя в качестве "социального индивида", и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию» [3, с. 211]. Критичность мышления, социальная активность, обострение внутриличностных противоречий, стремление к самоопределению - данные характеристики создают необходимые условия для развития качеств, свойственных ДК. Однако становление современного подростка происходит в условиях целого ряда различных факторов влияния и социальных рисков: распространения Интернета, отсутствия общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка, высокой социальной напряженности и неопределенности, изменения структуры и сущности понятия «семья», размытой идентичности подростка в контексте изобилия вариантов идентификации (Л.А. Регуш, Н.В. Та-марская, К.Д. Хломов, P. McLaren) [13; 14; 17; 18; 21]. Данные факторы зачастую не учитываются в образовательном процессе, что затрудняет процесс становления подростка как субъекта собственной жизнедеятельности.
Школа как социальный институт, реализующий задачи обучения и воспитания детей,
КИЕ НАУКИ -
имеет большие возможности для организации работы в данном направлении. Однако анализ имеющейся психолого-педагогической литературы и опыта работы образовательных организаций свидетельствует о том, что современная школа существует в условиях так называемой догоняющей модернизации, когда ценности образования как системы, образующей личность и обеспечивающей мотивацию обучающегося к самосовершенствованию, уступают место менторству и заучиванию большого объема информации. В настоящее время мы наблюдаем практически полное отсутствие механизмов, которые обеспечивали бы ценностное наполнение образования и реальной практики по целенаправленной реализации демократических принципов в образовательных организациях.
Система современных психолого-педагогических знаний содержит описание множества средств, направленных на развитие качеств личности, соответствующих смысловому полю изучаемой нами категории (КТД, самоуправление, субъектно-ориентированные образовательные технологии и т. п.), однако результаты исследований по определению уровня сформированности Дк школьников свидетельствуют о недостаточном ее развитии, непонимании сути отдельных ее принципов и демонстрируют низкий уровень сформирован-ности умений, характерных для развитой Дк личности [20]. Таким образом, возникает необходимость поиска новых решений в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, новых ориентиров для отбора используемых педагогических средств.
Опираясь на определение В.Б. Ежеленко, мы рассматриваем средства как педагогическую категорию и придерживаемся следующего определения: средства представляют собой «предметы, действия, явления в природе и обществе, в мышлении человека, весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящий в его окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью» [7, с. 301]. Мы считаем, что в современных образовательных условиях все используемые педагогические средства должны соответствовать таким требованиям, как ценностно-смысловое наполнение, интерактивность, направленность на субъектно-ориентированный характер взаимодействия, рефлексивность.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
Среди всего многообразия существующих средств обучения и воспитания подростков мы можем выделить такую форму взаимодействия взрослых и детей, как образовательное событие. Идея событийности не является новой для педагогической науки и практики: еще А.С. Макаренко отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события [10], а Д.Б. Эль-конин утверждал, что «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную
и напряженную работу и переживание» [19, с. 122]. В.И. Слободчиков утверждает: «... требуется длительный процесс конвергенции, сворачивания "чистой" потенциальности в точку (обретение души), с которой только и возможно становление авторства и универсальность само-развития, т. е. проявление самостоятельности и появление собственного "Я". Собственно говоря, во встрече, в событии пластичной органичности ребенка и действенной программы взрослого и начинается становление индивидуальных способностей (как содержаний индивидуальной психики), происходит обретение все большей свободы от своей незаданности и все большей свободы для своей собственной укорененности в человеческом сообществе ...» [16, с. 181].
Мы согласны с учеными и считаем, что развитие ребенка всегда связано с его активным включением в то или иное сообщество, кото-
Осо оенБ огтсс субъектов
Оперзщнокалзпапия
Рефзекгизно-цеятельностнын подход
Рис. 1. Матрица проектирования образовательного события
рое, в свою очередь, выступает главным условием развития всех сущностных сил и способностей человека. Максимально соответствуют идеям ДК условия событийной общности:
- диалог как форма общения, основанная на априорном внутреннем принятии друг друга как ценности и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов;
- педагогика сотрудничества, в основе которой - идея творческого взаимодействия педагога и ребенка, личностно ориентированный подход к воспитанию;
- духовно-эмоциональное общение: событие происходит как «встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении» [16, с. 182].
В современном поликультурном и многополярном мире образование становится важным институтом, обеспечивающим развитие способностей ребенка эффективно взаимодействовать в социуме, противостоять негативным воздействиям окружающей социальной среды и при этом сохранять устойчивые ценностные ориентации. образовательное событие, на наш взгляд, способно стать формой работы, максимально соответствующей решению данных задач, т. к. именно событийность выступает своеобразным противовесом заор-ганизованности, характерной для современной школы. опираясь на существующие определения данной формы и изучение опыта ее использования в образовательном процессе, мы предлагаем собственную ее трактовку. Образовательное событие - это форма субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, предполагающая совместное определение ценностно-ориентированного содержания деятельности и отсутствие организационной определенности, результатом которого являются личностно значимые изменения субъектов деятельности.
Образовательное событие не имеет четкого плана подготовки и проведения, но должно соответствовать следующим общим характеристикам.
1. Наличие ценностного и смыслового дефицита («разрыва»), ситуации неопределенности, которая является значимой для участников взаимодействия. Это проблема, которую невозможно решить, используя известный большинству алгоритм действий.
2. Существование «точки опоры», с одной стороны, как некой системы общепринятых ценностных ориентиров, а с другой - как по-
ЖИЕ науки -
нимания формата события (экспедиция, урок, дискуссия, проект и т. п.).
3. Образовательное событие - это место разворачивания интенсивных проб его участников на пределе знаний и возможностей. Совместное переживание происходящего создает возможность сопоставить различные позиции и точки зрения в ходе совместного обсуждения случившегося, «примерить» его участникам разные роли.
4. Ситуация неопределенности создает условия для субъектного поведения, а также для творческого поиска путей преодоления этой ситуации. Деятельность в ситуации неопределенности создает возможности для выбора средств и способов деятельности, что формирует ответственность за общий и индивидуальный образовательный результат.
5. Образовательное событие - это пространство для самоизмерения, поиска иден-тичностей, самоопределения, что предполагает наличие рефлексивного контекста события. «Специально выстроенное пространство рефлексии позволяет участникам обнаруживать собственные успехи и дефициты (соответствие и разрывы между идеальным образом себя и реальным), ставить задачи на собственное продвижение, находить или создавать ресурсы для этого» [11, с. 103].
Далее мы приводим матрицу проектирования образовательного события (рис. 1). Опираясь на целевые ориентиры процесса воспитания Дк обучающихся, мы предлагаем следующие рекомендации по проектированию конкретного образовательного события.
1. В процессе определения целей и задач события продумывать смысловые ориентиры события в контексте компонентов ДК, отвечая на вопросы о том, какие ценностные ориентации будут формироваться у школьников в ходе работы, каковы возможности события для обеспечения лучшего понимания ребенком собственных особенностей и мотивов, каковы результаты проектируемой формы в контексте личностного роста детей и развития взаимодействия его участников (ценностное ядро). Для темы нашего исследования интересной является классификация форм в зависимости от уровня воспитательных результатов детей [15, с. 20], которая может послужить ориентиром при определении ценностно-целевых установок организуемого события.
Мы считаем, что максимально соответствуют смысловым характеристикам образовательного события формы, характеризующие третий уровень образовательных результатов,
Таблица 1
Формы деятельности детей
в зависимости от уровня воспитательных результатов
Уровень результата Общая характеристика результата Формы деятельности Пример формы воспитания ДК
Первый Приобретение социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Формы взаимодействия учителя и ученика: беседа, рассказ, игра с ролевым акцентом, олимпиады, факультативы, посещение театров, музеев, галереи; занятия в кружках, объединениях; социальная проба, участие в делах класса, школы, экскурсии, туристические поездки Беседа «Я и мы», ролевая игра «Мы среди людей», концерт «Они сражались за Родину», беседа «Твои права и обязанности», эссе «Когда нарушили мои права, я...», встреча-концерт «Мой домашний очаг», научно-практическая конференция «Право жизни»
Второй Получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к жизни в обществе Формы взаимодействия школьников между собой в классе, школе, т. е. в близкой социальной среде: дебаты, тематический диспут, игра с деловым акцентом, дидактический театр, общественный смотр знаний; концерты, инсценировки, праздничные «огоньки», художественные выставки в классе или школе; спектакли, коллективное творческое дело, трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, туристический поход, краеведческий клуб Ярмарка милосердия, дискуссия «Человек человеку. бревно?», поэтический вечер «Перекресток души», рефлексивная игра «Кто я? Какой я?», интерактивная беседа «Мои лучшие качества», дискуссия «Нужно ли быть терпимым?», диагностическое эссе «Я отношу себя к тем, кто никогда не.», театрализованный конкурс «Все флаги в гости будут к нам», деловая игра «Это Я»
Третий Получение опыта самостоятельного общественного действия, когда ребенок становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком, приобретает то мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина, проявление гражданской идентичности Формы взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, социально-моделирующая игра, исследовательские проекты, школьный музей-клуб, внешкольные акции, благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности; художественные акции в социуме, социально-образовательный проект, туристическая экспедиция, поисковая работа, создание экологической тропы Дебаты «Человек с ОВЗ (не) может быть счастлив», беседа-рефлексия «Кто, если не мы?», тренинг «Я среди людей, люди вокруг меня», беседа «Болото стереотипов», ролевая игра «Имею право!», деловая игра «Ключ к пониманию», волонтерские акции
за счет формирования активной жизненной позиции, стремления к самосовершенствованию и рефлексивного характера.
2. Предусмотреть способы использования содержания изучаемого (обсуждаемого) материала, а также продумать варианты отбора педагогических средств для развития системы представлений подростков об окружающей действительности, о способах конструктивного взаимодействия в социуме, а
также для создания соответствующего эмоционального фона обсуждения, для возникновения чувства сопричастности ребенка к происходящему, развития эмпатии и способности к со переживанию.
В табл. 2 предложены конкретные рекомендации по отбору содержания материала в соответствии с задачами воспитания Дк подростков, а также отражено возможное содержание деятельности и других участников об-
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ -
Таблица 2
Содержание работы по реализации основных задач воспитания демократической
культуры школьников
Основные задачи С О ДЕ Р ЖА НИЕ Субъекты деятельности
в учебной деятельности | во внеучебной деятельности
1. Формирование системы адекватных представлений о себе и окружающей действительности (познавательно-мировоззренческий компонент) - обогащение знаний о правах и обязанностях; - подготовка и проведение творческих фестивалей, раскрывающих обычаи и традиции русского народа и других народов; - совместное планирование, постановка целей и задач, понимание необходимости предстоящей работы; - пополнение системы знаний о себе и об окружающей действительности (осознание особенностей своей личности, знакомство с социальными и моральными нормами, изучение истории родного края и народных традиций и т. п.); - участие в диспутах и дискуссиях на социально значимые темы ВСЕ УЧАСТНИКИ ОП
- использование содержания учебного материала для формирования адекватных представлений; - участие в конкурсах, викторинах соответствующей тематики; - привлечение детей к участию в интернет-форумах по данной тематике - изучение истории своей семьи; - изучение истории родного края (участие в исследовательской деятельности, пополнение материалов школьного музея); - знакомство с профессиями социального окружения ОБУЧАЮЩИЕСЯ
- пополнение системы правовых знаний; - пополнение системы психолого-педагогических знаний ПЕДАГОГИ
- обогащение знаний родителей о своих правах и обязанностях, о правах и обязанностях ребенка; - обогащение знаний родителей об особенностях собственного ребенка; - участие в совместных социальных проектах РОДИТЕЛИ и члены социума
- повышение интереса, мотивации родителей к успешной учебе своих детей; - посещение уроков - обогащение системы психолого-педагогических знаний родителей; - мотивация родителей к участию их совместно с детьми в конкурсах, олимпиадах
2. Развитие толерантности и стремления к освоению различных социальных ролей (коммуникативный компонент) - обсуждение вопросов, касающихся жизнедеятельности школы (введение школьной формы, организация дежурства и т. п.); - организация совместной деятельности всех участников ОП; - развитие самоуправления различных уровней ВСЕ УЧАСТНИКИ ОП
- обучение способам эффективного взаимодействия в различных сферах ОБУЧАЮЩИЕСЯ
- обсуждение спорных и противоречивых ситуаций и фактов; - моделирование и разрешение трудных ситуаций - организация сюжетно-ролевых и имитационных игр; - организация социально значимой деятельности (реализация социальных проектов, походы, интервьюирование и др.)
- развитие самоуправления, самостоятельности и ответственности в принятии решений; - организация работы творческих и проблемных групп; - подготовка педагогов к осуществлению эффективного взаимодействия со всеми участниками ОП ПЕДАГОГИ
- совместное планирование и анализ проведенных мероприятий; - организация круглых столов по проблемам взаимодействия РОДИТЕЛИ и члены социума
- участие в учебном процессе (привлечение родителей к организации уроков, включенное наблюдение за своим ребенком и т. п.) - участие во внеклассных мероприятиях, озеленении школы, субботниках; - участие в работе управляющего совета школы
Продолжение таблицы 2
Основные задачи
С О Д Е Р Ж А Н И Е
в учебной деятельности
во внеучебной деятельности
Субъекты деятельности
о а 8 «
3 с
я 5
■а а
^ £
° о
а £
- обеспечение включенности в деятельность творческих объединений, клубов по интересам взрослых и детей;
- реализация исследовательских и социальных проектов;
- развитие системы традиционных совместных дел и праздников (приоритет - КТД);
- совместные анализ и планирование работы_
ВСЕ
УЧАСТНИКИ ОП
- эмоциональное осмысление отдельных тем учебных дисциплин;
- привлечение детей к проведению уроков;
- осмысленная организация и соблюдение режима дня
- систематическая помощь ветеранам и престарелым;
- развитие системы шефства над младшими;
- привлечение детей к проведению внеклассных занятий;
- организация разновозрастного взаимодействия детей;
- включение в волонтерскую деятельность;
- привлечение детей к проведению занятий в системе дополнительного образования
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
- совместное обсуждение сильных и слабых сторон педагогического коллектива и путей развития;
- обучение педагогов способам организации эффективного взаимодействия на основе сотрудничества и диалога, обеспечения партнерской позиции
в ОП;
- интеграция содержания учебных занятий и внеучебной деятельности;
- реализация интегрированных проектов_
ПЕДАГОГИ
- организация режима дня ребенка;
- привлечение родителей
к участию в учебном процессе
- участие во внеклассных мероприятиях, вечерах, спортивных праздниках, читательских конференциях;
- привлечение родителей к составлению программ внеурочной деятельности;
- привлечение к трудовой деятельности,
- помощь престарелым, участие в праздничных мероприятиях;
- привлечение социальных партнеров к организации кружковой работы
РОДИТЕЛИ и члены социума
)
ьнт
i * i
§ ® к
а =
¡Я г
I § §
ени
^ 8
ес
® I "г
со о-
о 5 ё
ннн
» щ я
§ § i
е и
! 1-Е
I « 8
ввн
й а
^ £ ^ £ ^
азР
- обсуждение вопросов, касающихся введения школьной формы, организации ремонта и подготовки школы к новому учебному году, выполнения устава и правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей;
- организация сотрудничества и диалогового взаимодействия всех участников ОП;
- развитие самоуправления различных уровней;
- реализация социальных проектов различной направленности
ВСЕ
УЧАСТНИКИ ОП
- развитие сознательной дисциплины на учебных занятиях;
- включение детей в деятельность по оцениванию учебных достижений (в том числе собственных)
обеспечение права выбора участия в различных направлениях внеклассной жизни;
- предоставление возможности создания в школе детской общественной организации;
- обеспечение возможности детям участвовать в работе детских общественных организаций и объединений за пределами школы
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
- обеспечение возможности свободно высказывать собственное мнение по любым вопросам организации жизни школы;
- обсуждение на педсоветах и МО вопросов, связанных с оптимизацией ОП, о требованиях новых ФГОС, об обеспеченности учебного процесса, о преемственно^_
ПЕДАГОГИ
- своевременное информирование о результатах учебной и внеучебной деятельности детей;
- активная включенность родителей в процесс оценивания достижений детей и деятельности ОУ в целом;
- привлечение к участию в отчете школы (презентации деятельности кружков, секций, внеурочной деятельности, учебных достижений по предметам)
РОДИТЕЛИ и члены социума
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ нАУКИ
Окончание таблицы 2
Основные задачи
С ОДЕРЖАНИЕ
в учебной деятельности
во внеучебной деятельности
Субъекты деятельности
о, < ^
§ щ 2
® ^ £
^ с
^ ^ ^
3 л с
5
Г Ё
е
I &
ви ос
§ 3 ^ ?
^ 8 ..
яя
^ § §
о ов
1 к ^ еи
в
ч
о
а «
в „
^ В
о I
обсуждение ценностного аспекта жизнедеятельности человека;
знакомство с ценностями различных культур;
освоение ценностей и норм современного общества;
осознание и развитие системы собственных ценностных ориентаций
ВСЕ
УЧАСТНИКИ ОП
- использование содержания учебного материала для развития системы ценностных ори-ентаций каждого ребенка и формирования мировоззрения;
- обсуждение личностного смысла изучаемого материала
- расширение социальных контактов детей в различных видах деятельности;
- обсуждение ценностно-смыслового аспекта осуществляемой деятельности
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
- пополнение системы знаний о себе, особенностях личности и профессиональной позиции;
- развитие способности ставить себя на место другого участника ОП
ПЕДАГОГИ
- оказание помощи ребенку и самим себе в осмыслении ценностей жизни;
- анализ собственных жизненных установок и приоритетов, в том числе и в воспитании детей
РОДИТЕЛИ
разовательного процесса, поскольку, согласно выявленным нами закономерностям, процесс воспитания ДК подростков может осуществляться только комплексно, во взаимодействии с родителями и педагогами.
При отборе эффективных педагогических средств (форм, методов и технологий деятельности) организации образовательного события необходимо отслеживать его соответствие следующим требованиям:
- формировать установку на рефлексивную деятельность, поиск смыслов познаваемого, его значения для собственного развития;
- выстраивать равноправное общение педагога и обучающихся;
- ориентироваться на субъектность ребенка (его самостоятельность, рефлексивность, осознание своего права выбора и несение ответственности за этот выбор, понимание и принятие другого мнения);
- обеспечивать участие детей в процессах целеполагания, планирования, анализа события;
- предполагать организацию деятельности, которая потребует от детей переносить себя на место познаваемого объекта;
- поддерживать искренность суждений ребенка, его желание обсуждать собственные проблемы;
- вдохновлять детей на творчество, поддерживать инициативу;
- содержать ситуации взаимопомощи, сопереживания, успеха, вызывающие чувство веры в собственные силы;
- иметь социально ориентированную направленность [12].
3. Предусмотреть возможность учета ген-дерных особенностей подростков, социокультурный контекст ситуации.
Результаты наших исследований подтвердили существование значимых отличий в сформированности отдельных компонентов ДК мальчиков и девочек. Объяснение данных отличий связано с особенностями психического и физиологического развития лиц мужского и женского пола. Опираясь на результаты на-
Учет гендерных особенностей подростков в процессе воспитания ДК
Таблица 3
Компонент ДК мальчики Девочки
Познавательно-мировоззренческий Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации. Минимизированное количество повторений освоенного материала Дозирование объема и разнообразия новой информации. Достаточное количество повторений для усвоения
Коммуникативный Высокий темп подачи информации. Использование групповых форм работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера Размеренный темп подачи информации. Использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь. Активный личный контакт с педагогом
Эмоционально-волевой Дозированная эмоциональная подача информации, выход на эмоции, чувства через логику. Ориентация на объективизацию оценок ребенка Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению. Эмоциональная похвала, положительная оценка деятельности
Действенно-практический Работа в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельности принимаемых решений. Формирование правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы Формирование правил поведения и общения через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике. Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память
Перцептивный Большое количество нестандартных, логических заданий. Ориентация на мнение значимых для подростка личностей Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование знаниями и представлениями. Ориентация на мнение других людей в процессе оценки окружающей действительности. Рефлексивный характер деятельности
учных исследований педагогов и психологов (А. Анастази, Т.В. Бендас, Ш. Берн, М. Гари-ен, С.А. Коробкова, Н.И. Роговская, Л.И. Сто-лярчук и др.) [1-3; 5; 6; 9], а также собственные научные изыскания, мы предлагаем учитывать следующие рекомендации при организации взаимодействия с девочками и мальчиками как на уроках, так и во внеучебной деятельности.
Таким образом, образовательное событие рассматривается нами как важное педагогическое средство, обеспечивающее переориентирование деятельности субъектов образовательного процесса с мероприятийного подхода на событийный. Данная форма взаимодействия создает для подростков соответствующее поле самореализации, с актуальным для них содержанием деятельности и общения, стимулирующее их субъектное включение в образовательный процесс за счет создания ситуации свободного выбора, способствующее формированию системы ценностных ориентаций за счет социально значимых, демократически ориентированных норм и пред-
ставлений. Предложенная нами матрица проектирования образовательного события является обобщенным ориентиром, позволяющим осуществить разработку сценарного плана совместной деятельности как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности обучающихся.
Список литературы
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: учеб. пособие / пер. с англ. М., 2001.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.
3. Берн Ш. Гендерная психология: моногр. / пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр. М.: Просвещение, 1968.
5. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: руководство для педагогов и родителей / пер. с англ. М., 2004.
6. Гендерное образование: учеб. пособие / Л.И. Столярчук, А.В. Василенко, Т.П. Машихина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ
[и др.]; под общ. ред. Л.И. Столярчук. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2011.
7. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
8. Копусова В.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2000.
9. Коробкова С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2011.
10. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988.
11. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Новые ценности образования. 2010. № 1(43). С. 101-109.
12. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы: кол. моногр. / под ред. Л.В. Байбородовой, В.В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015.
13. Регуш Л.А. Психологические проблемы подростков: стандартизированная методика [Электронный ресурс] // Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1977.htm (дата обращения: 28.02.2020).
14. Регуш Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. С. 57-65.
15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2012.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.
17. Тамарская Н.В., Белова О.В., Черняева М.Г. Родителям поколения Z: как перестать беспокоиться и помочь своему ребенку в эпоху стремительных перемен. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019.
18. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 1-9.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
20. Bayborodova L.V., Belkina V.V. Fostering a Democratic Culture among Participants in the Educational Process // European Journal of Contemporary Education. 2014. Vol. 8. № 2. P. 84-93.
21. McLaren P. Life in schools: an introduction to critical pedagogy and the foundations of education. Longman, 1989.
* * *
1. Anastazi A. Differencial'naya psihologiya. Indi-vidual'nye i gruppovye razlichiya v povedenii: ucheb. posobie / per. s angl. M., 2001.
2. Bendas T.V. Gendernaya psihologiya: ucheb. posobie. SPb.: Piter, 2006.
3. Bern Sh. Gendernaya psihologiya: monogr. / per. s angl. SPb.: Prajm-Evroznak, 2004.
4. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste: monogr. M.: Prosveshchenie, 1968.
5. Garien M. Mal'chiki i devochki uchatsya po-raznomu: rukovodstvo dlya pedagogov i roditelej / per. s angl. M., 2004.
6. Gendernoe obrazovanie: ucheb. posobie / L.I. Stolyarchuk, A.V. Vasilenko, T.P. Mashihina [i dr.]; pod obshch. red. L.I. Stolyarchuk. Krasnodar: Prosveshchenie-YUG, 2011.
7. Ezhelenko V.B. Novaya pedagogika massovoj shkoly. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2005.
8. Kopusova V.V. Formirovanie nravstvennyh cennostnyh orientacij sel'skih podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk. Yaroslavl', 2000.
9. Korobkova S.A. Adaptaciya uchashchihsya na slozhnyh vozrastnyh etapah (1, 5, 10 klassy): sistema raboty s det'mi, roditelyami, pedagogami. Volgograd: Uchitel', 2011.
10. Makarenko A.S. O vospitanii. M.: Politizdat, 1988.
11. Mirkes M.M., Muha N.V. Obrazovatel'noe sobytie kak t'yutorskaya praktika // Novye cennosti obrazovaniya. 2010. № 1(43). S. 101-109.
12. Pedagogicheskie tekhnologii: rezul'taty is-sledovanij Yaroslavskoj nauchnoj shkoly: kol. mo-nogr. / pod red. L.V. Bajborodovoj, V.V. Yudina. Yaroslavl': RIO YAGPU, 2015.
13. Regush L.A. Psihologicheskie problemy podrostkov: standartizirovannaya metodika [Elektronnyj resurs] // Emissiya. Offlajn. Elektronnoe nauchnoe izdanie RGPU im. A.I. Gercena, 2013. URL: http:// www.emissia.org/offline/2013/1977.htm (data obra-shcheniya: 28.02.2020).
14. Regush L.A. Samootnoshenie podrostkov i perezhivanie problem shkol'noj zhizni // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2009. S. 57-65.
15. Rozhkov M.I., Bajborodova L.V. Teoriya i metodika vospitaniya: ucheb. posobie. M.: VLADOS, 2012.
16. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya cheloveka. Vvedenie v psihologiyu sub#ektivnosti: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: SHKOLA-PRESS, 1995.
17. Tamarskaya N.V., Belova O.V., Chernya-eva M.G. Roditelyam pokoleniya Z: kak perestat' bespokoit'sya i pomoch' svoemu rebenku v epohu stremitel'nyh peremen. Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2019.
18. Hlomov K.D. Podrostok na perekrestke zhiz-nennyh dorog: socializaciya, analiz faktorov izme-neniya sredy razvitiya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 6. № 1. S. 1-9.
19. El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M., 1989.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
Educational event as a means of the development of teenagers democratic culture
The article deals with the substantiation of the potential of using the educational event as a modern form of the work with teenagers that provides an active including of the last ones in "the environment of the activity tests" and the collective search of thoughts and values of the current developments. There are given the generalized characteristics of the educational event and there is suggested the matrix of its projecting, its usage is possible in the educational institutions of different types.
Key words: democratic culture, adolescence, pedagogic means, educational event, reflection.
(Статья поступила в редакцию 03.03.2020)
Ю.В. ЮХАНОВ, А.И. СЕМЕНИХИН,
Д.В. СЕМЕНИХИНА
(Таганрог)
методическое обеспечение онлайн-курсов обучения физике студентов университета*
Рассматриваются особенности учебно-методического обеспечения онлайн-обучения по курсам «Электродинамика и распространение радиоволн», «Электромагнитные поля и волны» в Южном федеральном университете. Разработан электронный контент MWLab EMPW типа обучающей онлайн-ла-боратории, который позволяет организовать проведение лекционно-практических и лабораторных занятий онлайн, а также самоконтроль и онлайн-контроль знаний.
Ключевые слова: онлайн-обучение, электродинамика и распространение радиоволн, электромагнитные поля и волны, визуализация, анимация, виртуальные лабораторные работы, электронная обработка ответов.
1. Введение. В современном высшем образовании интенсивно применяются различные информационные технологии дистанционного, смешанного и онлайн-обучения. Пре-
* Работа выполнена в ЦКП ЮФУ «Прикладная электродинамика и антенные измерения» кафедры антенн и радиопередающих устройств ИРТСУ.
жде всего это мультимедийные технологии в обучающих лабораториях типа информационной среды [8; 15], технологии обучения в он-лайн-формате с использованием систем управления обучением (LMS) на основе различных платформ, например Microsoft Teams [12; 20], Moodle [7] и др. Эти технологии обеспечивают доступность, наглядность, эффективность обучения, а также развитие навыков творческих исследований в онлайн-условиях взаимодействия «преподаватель - электронный контент - студент» [22].
Актуальной и принципиально важной задачей становится создание учебно-методического обеспечения фундаментальных вузовских онлайн-дисциплин, включая разработку лекционных и практических занятий, лабораторных работ, модулей проектной деятельности, зачетов, экзаменов, проводимых в режиме «здесь и сейчас».
К фундаментальным курсам по радиотехническим и инфокоммуникационным направлениям вузовской подготовки относятся дисциплины «электродинамика и распространение радиоволн», «электромагнитные поля и волны» [4]. При изучении этих дисциплин студенты обычно испытывают трудности, связанные с недостаточностью остаточных практических знаний по высшей математике и физике, громоздкостью, сложностью и многообразием используемого математического аппарата (векторный анализ, теория поля, уравнения математической физики), трудностями представления и понимания трехмерных векторных электромагнитных процессов и их динамического характера [2; 3; 5; 6; 16].
В зарубежных университетских программах изучения электромагнетизма отмечают, что электродинамика является одной из самых важных и трудных дисциплин даже для студентов старших курсов [10]. M. Iskander основное внимание уделяет созданию и эффективному использованию мультимедийных веб-технологий в преподавании электродинамики и микроволновых курсов [13]. Описано использование таких интерактивных компонентов, как виртуальные лаборатории, мультимедийные модули, ЭМ-моделирование, анимации и виртуальное участие в практических приложениях. В университете Тайваня создана школа SAVE доступной, визуализированной электродинамики для координации работы преподавателей, разработки инновационных учебных материалов и обмена ими [14]. В соответствии
© Юханов Ю.В., Семенихин А.И., Семенихина Д.В., 2020