НАУЧНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
УДК 373.015.3:17 Б01: 10.24411/2071-6427-2020-10056
Программа «Самопознание» как основа воспитательной системы современной казахстанской школы*
Основу воспитательной системы современной казахстанской школы составляет программа «Самопознание». В статье показана роль программы «<Самопознание» в обогащении воспитательного потенциала основных компонентов образовательного процесса школы: учебной и вне-учебной деятельности, работы с родителями и социального партнерства.
Авторами выделены и охарактеризованы основные периоды в становлении и развитии программы «Самопознание»: экспериментальная апробация инновационного предмета, придание предмету статуса общеобязательной дисциплины, реализация метапредметной роли программы «Самопознание» в целостной воспитательной системе школы.
Предпринята попытка осмыслить программу «Самопознание» сквозь призму концепции «четырехмерного образования», которое актуализирует не только знания, но и навыки их использования, воспитание характера и мета-обучение для адаптации школьников к постоянным изменениям.
В статье обосновывается необходимость и целесообразность рассмотрения климата школы в качестве интегративного показателя качества и характера школьной жизни.
* Статья подготовлена в рамках научного гранто-вого проекта, финансируемого Комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (№ АР05131383).
Как цитировать статью: Кусаинов А. К., Кудыше-ва Б. К., Джуманова Г. Ж., Рысбаева А. К., Калиева Г. И-Г, Дуанабаева Б. Ч. Программа «Самопознание» как основа воспитательной системы современной казахстанской школы // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 71-91.
ifl
А. К. Кусаинов
Президент Академии педагогических наук Казахстана, доктор педагогических наук, профессор Казахского Национального университета имени аль-Фа-раби, г. Алматы, Республика Казахстан
E-mail: [email protected]
Askarbek K. Kussainov
President of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Dr. Sc. (Education), Professor of the Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Republic of Kazakhstan
Б. К. Кудышева
Кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета, г. Уральск, Республика Казахстан E-mail: [email protected]
Botagoz K. Kudysheva
PhD (Education), Assistant Professor of Pedagogy and Psychology at West Kazakhstan University of Innovation and Technology, Uralsk, Republic of Kazakhstan
A
Г. Ж. Джуманова
Доктор философских наук, доцент, главный эксперт Общественного фонда «Казахстанский институт развития человеческих ресурсов», г. Алматы, Республика Казахстан
E-mail: [email protected]
Gulnar Zh. Jumanova
Dr. Sc (Philosophy), Chief Expert of Public Foundation «Kazakhstan Institute of Human Resources Development», Almaty, Republic of Kazakhstan
А. К. Рысбаева
Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бобек», г. Алматы, Республика Казахстан E-mail: [email protected]
Arshagul K.Rysbaeva
Dr. Sc. (Education), Professor, Chief Researcher at Bobek National Scientific and Practical, Educational and Health Centre, Almaty,Republic of Kazakhstan
На конкретных примерах показано, как программа «Самопознание» позволяет обогатить воспитательный потенциал основных компонентов образовательного процесса школы.
Рассмотрены особенности урока самопознания и потенциал внеучебной деятельности как средства воспитания. Ценностные ориентиры и жизненные навыки учащихся развиваются в рамках определенных социальных практик и программ, которые являются важной частью образовательного процесса и расширяют границы воспитательной системы школы.
На основе интеграции теории и практики обоснована значимость различных форм и методов взаимодействия школы с родителями. Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимании между родителями, детьми и педагогом дают совместные мероприятия. Они делают жизнь детей более яркой и разнообразной.
В контексте модернизации казахстанского общества и национальной системы образования получила осмысление роль социального партнерства как фактора совершенствования воспитательной системы школы.
Ключевые слова: воспитание, нравственно-духовное образование, самосознание, воспитательная система школы, школьный климат, учебный процесс, внеучебная деятельность, работа с родителями, взаимодействие с обществом.
Введение
Республика Казахстан в настоящее время переживает процесс модернизации общественного сознания, неотъемлемой частью которого является усиление ценностного потенциала национальной системы образования. Актуальность этих преобразований обусловлена проявлением неблагоприятных социальных тенденций: слабым взаимодействием семьи и школы, ростом агрессивности в детской и молодежной среде, отсутствием у детей и подростков способности противостоять стрес-
совым и разрушительным внешним влияниям, в том числе в социальных сетях. В этом контексте приоритетом современной казахстанской школы становится системный подход к воспитанию подрастающего поколения.
Категория «воспитательная система» была впервые введена в научный оборот и получила всестороннее освещение в рамках советской и российской научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» под руководством действительного члена АПН СССР и Российской академии образования Л. И. Новиковой [2; 28; 29]. С именем замечательного представителя этой научной школы В. А. Караковского связано теоретическое обоснование и практическое воплощение воспитательной системы как ключевой категории и достижения педагогической науки [12].
В Казахстане вопросами изучения и проектирования воспитательных систем достаточно активно занималась доктор педагогических наук, профессор К. Ж. Кожахметова [13]. Благодаря ее вдохновляющему руководству был выполнен целый ряд диссертационных работ, обогативших арсенал педагогической теории и практики. К их числу относятся, в частности, исследования Л. С. Сырымбетовой [30], Н. И. Хван [32], Б. Ч. Дуанабаевой [7]. Проблемы воспитания подрастающего поколения изучались также в работах, выполненных на базе Общественного объединения «Академия педагогических наук Казахстана» под руководством А. К. Кусаинова [16].
Что нового привносится в разработку научно-практических основ воспитательной системы казахстанской школы на современном этапе развития? Как стратегия модернизации общественного сознания повлияла на уточнение и содержательное
Г. И-Г. Калиева
Кандидат педагогических наук, ученый секретарь Института гармоничного развития человека Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бобек», г. Алматы, Республика Казахстан
E-mail: [email protected]
Gulsara I-G.Kalieva
PhD (Education), Scientific Secretary of the Institute for Harmonious Human Development, Bobek National Scientific and Practical, Educational and Health Centre, Almaty, Republic of Kazakhstan
Б. Ч. Дуанабаева
Кандидат педагогических наук, директор Алматинского гуманитарно-педагогического колледжа № 2, г. Алматы, Республика Казахстан
E-mail: [email protected]
Bibi Ch. Duanabaeva
PhD (Education), Director of Almaty Humanitarian-Pedagogical College № 2, Almaty, Republic of Kazakhstan
наполнение основных компонентов воспитательной системы школы?
Для уточнения ценностно-целевого компонента воспитательной системы школы в контексте задач модернизации общественного сознания нашей исследовательской группой с новых концептуальных позиций были переосмыслены ценности сообщества педагогов, детей и их родителей.
На наш взгляд, рамочные основы программы «Самопознание» имеют много общего с платформой, изложенной в книге «Четырехмерное образование» (Чарльз Фейдл, Майя Бялик, Берни Триллинг). Согласно этому подходу школы переходят «от мира, где традиционные знания быстро обесцениваются, к миру, где растет влияние фундаментальных компетенций, основанных на актуальном наборе классических и современных знаний наряду с навыками, личными качествами и самообразованием» [31].
К числу ценностно-целевых ориентиров развития школьных воспитательных систем в условиях модернизации казахстанского общества и национальной системы образования были отнесены следующие приоритеты: формирование у учащихся культа знаний, сохранение и укрепление национальной идентичности, развитие конкурентоспособности, открытости сознания и социальной ответственности [4; 20; 22].
Как известно, механизмом модернизации общественного сознания является модернизация индивидуального сознания. Именно этой закономерностью объясняется значение программы «Самопознание» как основы национальной системы образования, воплощающей собой методологию духовно-нравственного совершенствования человека и общества. Инновационная программа нравственно-духовного образования «Самопознание» была разработана коллективом Института гармоничного развития человека Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бобек». Она призвана помочь становлению и развитию ценностных ориентиров детей и учащейся молодежи в условиях постоянно изменяющегося мира. Содержательную основу этой программы составляют стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества человека [5].
В истории становления и развития программы «Самопознание» можно условно обозначить три основных периода:
1) пилотная апробация курса «Самопознание» в 184учебных заведениях системы непрерывного образования Республики Казахстан (с 2001 года экспериментом было охвачено 70 дошкольных организаций образова-
ния; 76 общеобразовательных школ; 11 детских домов и учреждений интернатного типа; 1 колледж; 26 вузов);
2) придание дисциплине «Самопознание» статуса общеобязательного предмета (предмет внедрен с начала 2010-2011 учебного года в объеме одного часа в неделю в рамках учебного базисного плана на всех уровнях среднего образования в Республике Казахстан);
3) реализация метапредметной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в национальной системе образования (начиная с 2014-2015 учебного года программа «Самопознание» в течение трех лет проходила апробацию в качестве основы воспитательной системы организаций образования в 72 организациях образования разных регионов страны).
Как видим, программа «Самопознание» в своем развитии прошла ряд последовательных взаимосвязанных этапов: от элективного курса к общеобязательному предмету и затем — к реализации программы в качестве ядра, основы воспитательной системы школы [5; 11; 23]. Статус программы нравственно-духовного образования «Самопознание» как основы системы воспитания и обучения в организациях образования получил нормативное закрепление в Законе «Об образовании» Республики Казахстан в июле 2018 г. Программа призвана обеспечить непрерывность и преемственность всех уровней образования в нравственно-духовном воспитании детей и учащейся молодежи [8].
Наличие общей основы воспитательных систем организаций образования не ограничивает возможности проявления широкого разнообразия их индивидуальных особенностей. Уникальность воспитательной системы конкретной школы реализуется на практике через такие проверенные временем инструменты, как образ школы и образ выпускника. Каждая школа, учитывая свою роль в местном сообществе, определяет свою миссию и стратегию развития.
Функционально-деятельностный компонент воспитательной системы школы на основе программы НДО «Самопознание» отражает соответствие системообразующего вида деятельности школы, конкретных форм и методов организации совместной деятельности и общения основных субъектов образовательного процесса (школьников, родителей, педагогов), содержания и стиля жизни всего школьного сообщества задачам модернизации общественного сознания. Важное значение при этом имеет создание благоприятной воспитательной среды, воссоздающей
конструктивные модели жизнедеятельности современного общества.
Как правило, системообразующий вид деятельности формирует неповторимую индивидуальность, лицо коллектива. В опыте реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание» большой удельный вес занимает рефлексивная деятельность субъектов образовательного процесса. Она предусматривает живое непосредственное взаимодействие педагогов с воспитанниками и другими субъектами педагогического процесса в аспекте самопознания, саморазвития и самореализации подрастающего человека.
Субъектно-отношенческий компонент воспитательной системы школы на основе программы НДО «Самопознание» проявляется через многогранную активность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы в контексте задач модернизации общественного сознания. Большое значение при этом имеет установление и поддержание гуманистических отношений между ними в целостном педагогическом процессе. При условии построения доверительных взаимоотношений и позитивного эмоционально насыщенного общения, как показывает наш многолетний опыт, успешно решаются не только академические, но и жизненные задачи субъектов образовательного процесса.
Плодотворным типом взаимодействия педагогов и детей является сотрудничество, которое предполагает взаимопонимание, опору на лучшие стороны друг друга; гуманные, доброжелательные взаимоотношения; активность взаимодействующих сторон в установлении контактов и организации деятельности; совместно осознанные и принятые цели и правила действий; положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост детей и педагогов.
Пространственно-средовой компонент школьной воспитательной системы обусловлен освоенной в процессе развития воспитательной системы средой, а также связями и отношениями школьного общества с другими общностями детей и взрослых.
Масштаб освоенной школьным коллективом среды как компонента воспитательной системы определяет ее функциональность и развивающий характер. В условиях цифровизации общества благодаря возможностям современных информационно-коммуникационных технологий и высокотехнологичных сетевых объединений происходит колоссальное расширение границ и возможностей образовательного
пространства школы.
Оценочно-результативный компонент воспитательной системы предполагает рассмотрение критериев эффективности воспитательной системы, методов и приемов изучения результативности воспитательной системы, форм и способов анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Интегративным показателем эффективности воспитательной системы школы выступает социально-психологический климат школы, через который проявляется качество и характер школьной жизни. Климат школы складывается из того, как люди чувствуют себя в школе, каковы их общие нормы, ценности и цели. Важное значение имеют отношение учеников к школьной среде и ее элементам, оценка ими взаимоотношений между учениками и учителями, а также стиль или оценка стиля общения учеников друг с другом [1]. Позитивный школьный климат интегрирует нормы, ценности и ожидания, которые обеспечивают чувство физической, эмоциональной, социальной безопасности и тем самым способствуют гармоничному личностному и социальному развитию школьников, помогают им вырасти полноценными членами общества [34].
Для данного исследования принципиально важной была возможность измерения через климат школы целого ряда факторов, характерных для гуманистических воспитательных систем:
• открытых, доверительных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса: администрацией, учителями, учениками и их родителями;
• отношений взаимной ответственности в школьном сообществе, уважения к выбору других, ответственности каждого за свои слова, действия и поступки;
• осознания всеми субъектами образовательного процесса значимости школьного сообщества, эмоциональной вовлеченности администрации, учителей, учеников и их родителей в общую деятельность;
• чувства единения с коллективом, отношений взаимной зависимости, возможности каждого человека равноправно и полноценно участвовать в жизни школы;
• восприятия школы как фактора процветания учеников в будущем.
Методология и методы исследования
Для решения задач настоящего исследования применялись методы системного и комплексного анализа, классификации, моделирования; изучение и обобщение философской, психологической, педагогической, социологической, методической литературы, нормативно-правовых документов в области образования; изучение и обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта. Исследовалось состояние проблемы в реальной педагогической действительности через изучение школьных воспитательных систем в разных регионах Казахстана.
Результаты исследования, обсуждение
Каким образом программа «Самопознание» обогащает воспитательный потенциал основных компонентов образовательного процесса школы?
Учебный процесс
Урок как средство воспитания обладает большим потенциалом. Одним из путей реализации воспитания через компонент обучения, по мнению Н. Е. Щурковой, является умение педагога помочь учащимся увидеть связь тех общих закономерностей, которые заложены в изучаемой области знания (науке), с явлениями их повседневной жизни («восхождение к жизни»). Психологическим механизмом этого процесса служит обобщение. Отыскивая в разных сферах жизни нечто подобное тому, о чем идет речь на уроке, педагог возводит свою мысль к выявлению общего признака частных фактов, помогает увидеть проявление общих закономерностей в частных жизненных фактах. Так возникает на уроке проживание отношения, потому что явление жизни волнует, и столь же значимым выступает набор умений, чтобы взаимодействовать с миром [33].
Отношение как избирательно устанавливаемая связь между субъектом и окружающим миром лежит в основе ценностных ориентаций личности — важнейших элементов структуры личности, закрепленных жизненным, эмоциональным опытом индивида.
Формирование отношения личности к себе и окружающему миру в системе общего среднего образования реализуется через содержание образования. Эта функция является ведущей для предмета «Самопознание», являющегося обязательным в школах Республики Казахстан. При изучении этого предмета учащиеся осваивают содержание ведущих духовно-нравственных ценностей и понятий, осознают значимость ду-
ховно-нравственных ценностей в жизни человека; начинают понимать взаимосвязь между жизненными ценностями и качествами характера человека, расширяют знания о нравственном поведении в обществе, здоровом образе жизни.
На уроках самопознания учащиеся знакомятся с понятием самооценка, осваивают навыки самооценивания и сопоставления с оценкой учителей, сверстников, родных и близких; учатся определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственными нормами, различать положительные и отрицательные черты характера человека, адекватно оценивать поступки окружающих. Учащиеся развивают навыки управления своим эмоциональным состоянием, учатся сдерживать проявления негативных эмоций и действий; самостоятельно принимать решения на своем уровне, выражать свое отношение к окружающему миру и человеку через позитивное общение, творческую деятельность [5].
Гуманитарные предметы (литература, языки, история, общество-знание, мировая художественная культура) обладают широкими возможностями актуализации ценностного потенциала образования, так как в их содержании отражены различные аспекты жизни общества и отдельного человека.
Однако и педагог, преподающий точные науки, предметы естественно-научного цикла, может, используя аналогии, говорить о нравственных проблемах. Так, комментируя неверное решение задачи большинством класса вследствие ошибочного выбора способа решения, учитель может выйти на новый уровень обобщения. В такой ситуации важно помочь детям осознать, что и в жизни большинство не всегда бывает правым, каждый человек должен иметь собственную позицию, не поддаваясь соблазну пойти по пути наименьшего сопротивления.
Безусловно, урок — это произведение педагога. Его креативность и профессионализм позволяют подобрать соответствующие содержанию формы урока, методы и приемы, позволяющие активизировать его воспитательный потенциал.
Воспитательной направленностью обладает этический компонент урока — система взаимоотношений всех участников познавательной деятельности. Отношения, складывающиеся между субъектами образовательного процесса, формируют атмосферу, в которой происходит духовно-нравственное развитие личности учащегося. Безусловным является соблюдение таких принципов организации общения на уроке
и вне его, как уважение личности учащегося, его индивидуальности; свобода высказывания каждым учеником своего мнения, уважение этого мнения; уважение вклада каждого участника урока, оценка общего успеха класса; ценностное отношение1 к труду и способностям каждого ученика, к способности и желанию овладевать разнообразными умениями и навыками; организация моментов отдыха, проявление чувства юмора.
Внеучебная деятельность
Внеучебная деятельность занимает важное место в воспитательной системе современной казахстанской школы. Она открывает неограниченные возможности для организации досуга школьников, удовлетворения их познавательных интересов и развития социальной активности, полноценной самореализации и творчества, освоения духовно-нравственных ценностей.
К примеру, в образовательной практике Автономной организации образования «Назарбаев интеллектуальные школы» уделяется большое внимание формированию ценностных ориентиров и развитию жизненных навыков воспитанников. Предусмотрен целый ряд социальных практик и программ, которые являются важной частью образовательного процесса и расширяют границы воспитательной системы школы [3]. Так, исследовательско-краеведческая экспедиция «Туган елге тагзым», будучи средством развития любви к родной земле и активной гражданской позиции, способствует также развитию социально-эмоциональных навыков. В процессе краеведческой экспедиции дети готовят общие проекты, учатся работать в команде. Они выезжают в разные регионы, ищут, изучают краеведческие материалы, развивают навыки критического и творческого мышления.
Социальная практика «две недели в ауле» предоставляет учащимся городских школ уникальную возможность апробировать навыки решения социальных вопросов, полученные ими в школе. К примеру, если в сельской местности существуют проблемы с питьевой водой, школьники могут разработать и предложить собственные проекты для улучшения качества жизни на селе.
Проект «TEDx NIS» позволяет учащимся «Назарбаев интеллектуальных школ» искать и находить идеи, достойные распространения. Развивает критическое и творческое мышление, саморефлексию, навыки коммуникации, способность слушать и слышать другое мнение, уважать
альтернативные взгляды, правильно реагировать на критику, заниматься благотворительностью и служением обществу.
Социальные проекты по развитию коммуникативных навыков в детских домах также способствуют личностному и социальному развитию учащихся. Школьники на добровольных началах обучают воспитанников детских домов английскому, французскому и китайскому языкам.
Школьное сообщество «Шанырак» предусматривает развитие системы менторства старшеклассников над более младшими школьниками (7-8 классы), которые при необходимости имеют возможность обратиться по любому вопросу к своим старшим друзьям. Старшеклассники в интерактивной и легкой форме передают своим подопечным культуру и традиции школы. Это школа утверждения равноправия и профилактики буллинга.
Социальные практики «Возьми ребенка на работу», «10 дней на предприятии у родителей» зародились в «Назарбаев интеллектуальных школах» как ресурс для усиления профориентационной работы. Определиться с выбором будущей профессии своим детям помогают родители, которые знакомят их со своей профессиональной деятельностью. Ребенок осознает, чем занимается его родитель, откуда берутся деньги, каким делам посвящает свое время его родитель. Такая практика уменьшает конфликты в семье, гармонизирует детско-родительские отношения.
Социальная программа «Крепкая семья» позволяет существенно снизить количество семейных факторов, вызывающих отклонения у детей, улучшает взаимопонимание между детьми и родителями, обеспечивает профилактику рисковых моделей поведения (суицид, буллинг и др.). Программа предусматривает обучение молодежи умению справляться с давлением сверстников. Она состоит из трех модулей, длится семь недель, предусматривает сессии для родителей и детей (7-8 класс). Дети и родители обучаются раздельно и совместно. Родители имеют возможность понять, чем живут их дети, какие проблемы у них возникают, как можно выстраивать экологичное взаимодействие с детьми и др. Дети, в свою очередь, осознают, как лучше выстраивать отношения со своими родителями.
В ходе опытной работы мы пришли к убеждению, что в открытой воспитательной системе школы у детей успешно развиваются социально-эмоциональные навыки. Они осваивают широкий диапазон соци-
альных ролей, учатся преобразовывать природную и социальную действительность на пользу себе, окружающим людям и обществу в целом.
Среда при таком подходе становится эффективным средством воспитания и развития современных школьников. Они осваивают в пространстве макро- и микросреды широкий диапазон жизненных и образовательных стратегий, позволяющих им полнее реализовать свой творческий потенциал. При этом они ощущают себя полноправными хозяевами школьного образовательного пространства.
Взаимодействие с семьей
Семья была и остается основным фактором воспитания детей. Ребенку для полноценного развития необходимо расти в благоприятном семейном окружении, в атмосфере любви и взаимопонимания. Однако, как отмечают специалисты, большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентацией ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к парадигме прагматичности и меркантильности. Значительная часть современных родителей занята прежде всего проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, в результате чего дети оказываются одинокими и психологически беспомощными, утрачивают духовную связь с родителями.
В этой социальной ситуации школа не только выполняет свою просвещенческую роль, но и становится местом реального взаимодействия ребенка, родителей и общества, восполняя образовавшийся вакуум в общении.
Соответственно, выбор форм и методов работы с родителями призван мотивировать родителей к активной жизненной позиции, полноценному взаимодействию со своим ребенком, а также учителями и администрацией. Пилотными школами, апробировавшими программу «Самопознание» в качестве основы воспитательной системы, накоплен продуктивный опыт, интегрирующий традиционные и новые, в том числе интерактивные, формы работы с родителями [19]. Традиционные формы — это дни открытых дверей, родительский клуб, анкетирование, консультации, родительские собрания, подготовка информационных стендов, консультации специалистов, совместный досуг, индивидуальные беседы. Современными формами работы можно считать организацию
школ молодых родителей или родительских университетов, конкурсы, открытые занятия, игровые тренинги, чаепития, совместные праздники, дискуссионные клубы (только для отцов, только для бабушек и т.п.). Актуальны также круглые столы, педагогические гостиные, творческие мастерские, мастер-классы, встречи в формате «любимый гость». Вызывают интерес у родителей и такие формы и методы работы, как театральная пятница, математическая игротека, домашняя библиотека, консультационный центр.
Интерактивные методы обеспечивают активную позицию родителей; повышают их готовность к взаимодействию с педагогом; проясняют суть родительских ожиданий, конкретизируют их представления о воспитании; позволяют углубить воздействие педагога на родителей.
В последнее время хорошо зарекомендовала себя клубная работа с семьей. Эта динамичная структура позволила изжить традиционный формат проведения родительских собраний с назидательно-поучительной формой общения. Она предполагает построение отношений с семьей на принципах добровольности и личной заинтересованности. В таких клубах людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм семейного общения и оказания помощи ребенку.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их привлекают семинары и коучинги. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и освоить простые техники: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Школы в последние годы стали широко практиковать родительские форумы, на которых обмениваются опытом семейного воспитания или общаются с лидерами общественного мнения. Активно используются такие виды работы с родителями, как выставки творческих работ учащихся, оформление родительских уголков, фотомонтажей и семейных вернисажей на темы: «Менин бакытты отбасым», «Бакытты саттер», «Счастливые мгновения нашей семьи», «Папа, мама, я — дружная семья», «Лучшая семья — моя» и др. Традиционными стали так называемые «копилки добрых дел», общение в родительских чатах, где дистанционно обсуждаются проблемы класса и предлагаются возможные пути их решения.
Учитывая занятость родителей, многие педагоги используют такие формы общения с семьей, как «родительская почта» или «телефон дове-
рия». Любой родитель имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
Большой воспитательно-методический эффект в укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами дают совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарки, посещения театров и маленькие импровизированные праздники. Они делают жизнь детей более яркой, праздничной, веселой, разнообразной, а также способствуют пониманию ценности взаимного общения в семье.
Взаимодействие с обществом
В условиях модернизации казахстанского общества и национальной системы образования важное значение приобретает развитие социального партнерства субъектов, заинтересованных в создании благоприятных условий для обучения, воспитания и развития школьников.
Гармонично выстроенные отношения между школой и ее социальным окружением позволяют создавать более комфортное пространство для того, чтобы каждый учащийся имел возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную траекторию обучения, воспитания и развития.
Достижению этого способствует выстраивание в рамках воспитательной системы школы эффективно действующей системы социального партнерства [9; 14; 27].
Социальное партнерство позволяет организовать различные формы деятельности учеников не только в стенах школы, но и вне ее, используя ресурсы, предоставляемые социальными партнерами. Учащиеся получают возможность осуществлять исследовательскую, проектировочную, социальную деятельность в условиях внешкольных пространств. Такими внешкольными пространствами становятся библиотеки, вузы, другие школы, образовательные организации, культурно-просветительские, спортивные учреждения. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования позволяет выстраивать и организовывать систему дополнительного образования в школе с учетом запросов школьников и их родителей, склонностей, личностных и профессиональных интересов учеников. Благодаря тесному сотрудничеству используются
материально-технические ресурсы социальных партнеров школы. При осуществлении социальными партнерами предпрофильной и профильной подготовки учащихся, организации профориентационной работы успешно реализуется принцип непрерывности образования.
Волонтерство как направление социальной активности школы определяет характер привлечения к партнерству родителей, представителей общественности. Социальными партнерами школы могут быть органы местного самоуправления, неправительственные организации, учреждения культуры, здравоохранения, представители местного сообщества.
Заключение (выводы в соответствии с целью статьи, авторский вклад)
Таким образом, в данной статье мы предприняли попытку показать ключевую роль программы «Самопознание» в обогащении воспитательного потенциала основных компонентов образовательного процесса современной школы: учебной и внеучебной деятельности, работы с родителями и социального партнерства.
Результаты опроса руководителей школ убедительно свидетельствуют, что воспитательная система школы может эффективно действовать и интенсивно развиваться только при условии открытости, комплексности, гуманистическом характере отношений внутри системы. Каждая школа стремится создать благоприятную среду — свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов школьного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Авторы статьи выражают признательность организаторам гранто-вого конкурса в сфере гуманитарного знания за поддержку исследования «Развитие воспитательной системы школы на основе программы нравственно-духовного образования „Самопознание" в контексте модернизации общественного сознания», которое реализуется в период 2018-2020 гг. В процессе выполнения этого исследования был подготовлен ряд публикаций [6; 10; 11; 15; 17; 18; 24; 25; 26; 35; 36].
В целом, положения данного исследования позволяют существенно расширить возможности совершенствования воспитательных систем общеобразовательных школ Казахстана в контексте модернизации общественного сознания. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», будучи основой воспитательной системы организации
образования, помогает усилить ценностный потенциал всех составляющих воспитательную систему компонентов.
Литература
1. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К. и др. Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 103 с.
2. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Новиковой. М.: Изд-во НИИ ТиНП, 1992.134 с.
3. Воспитательный компонент образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.nis. edu.kz/ru/programs/edu-work/?id=4536 (дата обращения: 03.10.2020).
4. Выступление Президента РК Н. Назарбаева на XXV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стабильность, единство, согласие — основа модернизации» // Казахстанская правда, 27.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www. kazpravda.kz/articles/view/stabilnost-edinstvo-soglasie--osnova-modernizatsii1/ (дата обращения: 03.10.2020).
5. Государственный общеобязательный стандарт по предмету самопознание. Алматы: ННПООЦ «Бебек», 2006. 74 с.
6. Джуманова Г. Ж. Национальная идея как фактор модернизации общества: зарубежный и отечественный опыт // Вестник КазНУим.аль-Фараби. Серия философии, культурологии и политологии. 2019. № 2 (68). С. 220-230.
7. Дуанабаева Б. Ч. Формирование гражданской позиции старшеклассников в условиях воспитательной системы школы: дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 2010. 155 с.
8. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747 (дата обращения: 03.10.2020).
9. Зеленецкая Т. Н. Социальное партнерство в образовании: школа и местное сообщество [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovanii-shkola-i-mestnoe-soobschestvo/viewer (дата обращения: 03.10.2020).
10. Калиева Г. И. Программа НДО «Самопознание»: смыслы и ценности для устойчивого развития общества // Республиканский научно-методический журнал «взш-езггану — Самопознание^». 2020. № 2. С. 43-45.
11. Калиева Г. И. Программа НДО «Самопознание» как основа воспитательной системы организации образования // Республиканский научно-методический журнал «взш-езгтану — Самопознание^». 2019. № 8. С. 63-66.
12. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Творческая педагогика, 1991. 113 с.
13. Кожахметова К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Гылым, 1998. 314 с.
14. Конасова Н. Ю. Школа и общество: взаимодействие и партнерство. Государственно-общественное управление как ресурс развития современной школы: научно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/books/210907814 (дата обращения: 03.10.2020).
15. КудышеваБ.К., ДуанабаеваБ. Ч., КалиеваГ. И. Особенности функционирования воспитательной системы школы на основе Программы НДО «Самопознание» в контексте модернизации общественного сознания // Модернизация системы образования: тенденции, проблемы и перспективы: мат-лы Междунар. на-уч.-практ. конф., посвящ. 70-летию докт. пед. наук, проф. Узакбаевой Сахипжамал Аскаровны, 18.10.2019. Алматы, 2019. С. 616-619.
16. Кусаинов А. К., Булатбаева А. А., Маханова П. Ш. Организация воспитательного процесса: Казахстанский опыт // Развитие личности в образовательных системах: мат-лы докл. ХХХ11 Междунар. психол.-пед. чтений. Ростов-на-Дону, 2013. С. 14-19.
17. Кусаинов А. К., Кудышева Б. К., Дуанабаева Б. Ч. и др. Развитие воспитательной системы школы в контексте вызовов современности // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. 2020. № 2. С. 16-25.
18. Кусаинов А. К., Рысбаева А. К., Кудышева Б. К. и др. Модернизация общественного сознания: моделирование воспитательной системы школы на основе программы НДО «Самопознание» / под ред. Кудышевой Б. К. Алматы: Академия педагогических наук, 2019. 96 с.
19. Лосева Е. М. Содержание и методика работы с родителями: уч.-метод. пособие для учителей. Алматы: ННПООЦ «Бебек», 2012. С. 22-23.
20. Назарбаев Н. А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. Астана, 12.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/ akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (дата обращения: 03.10.2020).
21. Нуркеева С. С. О духовно-нравственном воспитании в поликультурном пространстве // Евразийская педагогическая конференция: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 18-20.
22. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». 31.01.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/ addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (дата обращения: 03.10.2020).
23. Программа «Самопознание» как ядро воспитательной системы школы: уч.-метод. пособие для зам. дир. школ по восп. работе / сост. к.п.н. Дуанабаева Б. Ч., к.п.н. Кудышева Б. К. Алматы: ННПООЦ «Бебек», 2012.110 с.
24. Рысбаева А. К. Инициативы и идеи нравственно-патриотического воспитания молодежи // Наука и жизнь Казахстана. 2019. № 7/1. С. 204-206.
25. Рысбаева А. К., Булшекбаева А. И. Курс «Самопознание» — основа духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи // Global Scienceand Innovations 2019: Central Asia: мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. в рамках издания междунар. науч. журнала «Global Science and Innovations 2019: Central Asia». НурСултан, Казахстан, 28.09.2019. С. 6-9.
26. Рысбаева А. К., Джубатова Л. С., Сагимбаева Г. У. Роль Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в модернизации общественного сознания // Язык и актуальные проблемы образования: Междунар. науч.-практ. конф. М.: РАО, МАНПО, 2019. С. 414-419.
27. Седов В. А., Булах А. В., Бырин А. И. и др. Социальное партнерство как средство развития ценностных ориентаций школьников. СПб.: ГБОУ Гимназия № 227 Санкт-Петербурга, 2018. 68 с. [Электронный ресурс]. URL: http://school227. ru/oer/2015-2018/rez/2.%20met-rek.pdf (дата обращения: 03.10.2020).
28. Селиванова Н. Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем, теория — практике / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РАО, 1995. 90 с.
29. Степанов Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Порталус: научная цифровая библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?su baction=showfull&id=1192109451&archive=1196815450&start_from=&ucat=& (дата обращения: 03.10.2020).
30. Сырымбетова Л. Особенности казахской женской гимназии как национальной воспитательной системы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Алматы, 2001. 143 с.
31. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Точка, 2018. 240 с.
32. Хван Н. И. Педагогические условия управления гимназией как воспитательной системой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Алматы, 2003. 150 с.
33. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: уч. пос. СПб.: Питер, 2005. С. 242.
34. Cohen J., McCabe L., Michelli N. M., et al. School Climate: Research, Policy, Practice, and Teacher Education // Teachers College Record. 2009. Vol. 111. P. 180-213.
35. Kussainov A., Kudysheva B., Rysbaeva A., et al. The "Self-knowledge" program as the basis of the education system of the school // Opcion. 2019. Vol. 35, No. 90-2. P. 541-555 [Электронный ресурс]. URL: https://produccioncientificaluz.org/index. php/opcion/article/view/30594/31644 (дата обращения: 03.10.2020).
36. Nurkeyeva S. S. The value potential of education is the main factor of modernization of public consciousness // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXIV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. C. 25-28.
THE PROGRAM "SELF-KNOWLEDGE" AS THE BASIS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MODERN KAZAKHSTANI SCHOOL
The article is devoted to the program "Self-knowledge", which forms the basis of the educational system of the modern Kazakhstani school. The purpose of the article is to show the key role of the "Self-knowledge" program in enriching the educational potential of the main components of the educational process of school: educational and extracurricular activities, work with parents and social partnership.
The authors have identified and characterized the main periods in formation and development of the educational program "Self-knowledge": experimental testing of an innovative subject, giving the subject the status of a general compulsory discipline, the implementation of the meta-subject role of the "Self-knowledge" program in the integral educational system of the school.
The authors made an attempt to consider the program "Self-knowledge" through the prism of the concept of "four-dimensional education", which ac-
tualizes not only knowledge, but also the skills of its use, character-building and meta-learning to adapt schoolchildren to constant changes.
The article substantiates the necessity and expediency of considering the school climate as an integrative indicator of the quality and nature of school life.
On specific examples it is shown that the program "Self-knowledge" enriches the educational potential of the main components of the educational process of the school.
The features of self-knowledge lesson and the potential of extracurricular activity as means of upbringing are considered. Valuable guidance and life skills of pupils are developed within the framework of certain social practices and programs that are an important part of the educational process and expand the boundaries of the educational system of school.
The authors substantiate the importance of various forms and methods of interaction between school and parents on the basis of the integration of theory and practice. Joint activities give a great effect in upbringing, strengthening ties and mutual understanding between parents, children, and the teacher. They make the life of children brighter and more diverse.
In the context of modernization of Kazakhstani society and the national education system, the role of social partnership as a factor of improving the educational system of the school was understood.
The article was prepared within the framework of a scientific grant project funded by the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (No. AP05131383).
References
• Aleksandrov D. A., Ivanyushina V. A., Hodorenko D. K. i dr. Shkol'nyj klimat: koncepciya i instrument izmereniya. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2018. 103 s. [In Rus].
• Cohen J., McCabe L., Michelli N. M., et al. School Climate: Research, Policy, Practice, and Teacher Education // Teachers College Record. 2009. Vol. 111. P. 180-213.
• Duanabaeva B. Ch. Formirovanie grazhdanskoj pozicii starsheklassnikov v usloviyah vospitatel'noj sistemy shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Almaty, 2010. 155 s. [In Rus].
• Dzhumanova G. Zh. Nacional'naya ideya kak faktor modernizacii obshchestva: zaru-bezhnyj i otechestvennyj opyt // Vestnik KazNUim.al'-Farabi. Seriya filosofii, kul'turologii i politologii. 2019. № 2 (68). S. 220-230. [In Rus].
• Fejdl Ch., Byalik M., TrillingB. Chetyrekhmernoe obrazovanie: kompetencii, neobhodi-mye dlya uspekha / per. s angl. M.: Tochka, 2018. 240 s. [In Rus].
• Gosudarstvennyj obshcheobyazatel'nyj standart po predmetu samopoznanie. Almaty: NNPOOC "Bebek", 2006. 74 s. [In Rus].
• Hvan N. I. Pedagogicheskie usloviya upravleniya gimnaziej kak vospitatel'noj sistemoj: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Almaty, 2003. 150 s. [In Rus].
• Kalieva G. I. Programma NDO "Samopoznanie": smysly i cennosti dlya ustojchivogo raz-
vitiya obshchestva // Respublikanskij nauchno-metodicheskij zhurnal "Ozin-ezitanu — Samopoznanie.kz". 2020. № 2. S. 43-45. [In Rus].
• Kalieva G. I. Programma NDO "Samopoznanie" kak osnova vospitatel'noj sistemy orga-nizacii obrazovaniya // Respublikanskij nauchno-metodicheskij zhurnal "Ozin-ezitanu — Samopoznanie.kz". 2019. № 8. S. 63-66. [In Rus].
• Karakovskij V. A. Vospitatel'naya sistema shkoly: pedagogicheskie idei i opyt formirovani-ya. M.: Tvorcheskaya pedagogika, 1991. 113 s. [In Rus].
• Konasova N. Yu. Shkola i obshchestvo: vzaimodejstvie i partnerstvo. Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie kak resurs razvitiya sovremennoj shkoly: nauchno-metod-icheskoe posobie. SPb.: SPbAPPO, 2010 [Elektronnyj resurs]. URL: https://publications. hse.ru/books/210907814 (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Kozhahmetova K. Zh. Kazahskaya etnopedagogika: metodologiya, teoriya, praktika. Almaty: Gylym, 1998. 314 s. [In Rus].
• Kudysheva B. K., Duanabaeva B. Ch., Kalieva G. I. Osobennosti funkcionirovaniya vospitatel'noj sistemy shkoly na osnove Programmy NDO "Samopoznanie" v kontek-ste modernizacii obshchestvennogo soznaniya // Modernizaciya sistemy obrazovaniya: tendencii, problemy i perspektivy: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 70-letiyu dokt. ped. nauk, prof. Uzakbaevoj Sahipzhamal Askarovny, 18.10.2019. Almaty, 2019. S. 616-619. [In Rus].
• Kusainov A. K., Bulatbaeva A. A., Mahanova P. Sh. Organizaciya vospitatel'nogo processa: Kazahstanskij opyt // Razvitie lichnosti v obrazovatel'nyh sistemah: mat-ly dokl. HHHII Mezhdunar. psihol.-ped. chtenij. Rostov-na-Donu, 2013. S. 14-19. [In Rus].
• Kusainov A. K., Kudysheva B. K., Duanabaeva B. Ch. i dr. Razvitie vospitatel'noj sistemy shkoly v kontekste vyzovov sovremennosti // Vestnik Akademii pedagogicheskih nauk Kazahstana. 2020. № 2. S. 16-25. [In Rus].
• Kussainov A., Kudysheva B., Rysbaeva A., et al. The "Self-knowledge" program as the basis of the education system of the school // Opcion. 2019. Vol. 35, No. 90-2. P. 541-555 [Elektronnyj resurs]. URL: https://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/ view/30594/31644 (data obrashcheniya: 03.10.2020).
• Kusainov A. K., Rysbaeva A. K., Kudysheva B. K. i dr. Modernizaciya obshchestvennogo soznaniya: modelirovanie vospitatel'noj sistemy shkoly na osnove programmy NDO «Samopoznanie» / pod red. Kudyshevoj B. K. Almaty: Akademiya pedagogicheskih nauk, 2019. 96 s. [In Rus].
• Loseva E. M. Soderzhanie i metodika raboty s roditelyami: uch.-metod. posobie dlya uchitelej. Almaty: NNPOOC "Bebek", 2012. S. 22-23. [In Rus].
• Nazarbaev N. A. Vzglyad v budushchee: modernizaciya obshchestvennogo soznaniya. Astana, 12.04.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_ news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaci-ya-obshchestvennogo-soznaniya (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Nurkeeva S. S. O duhovno-nravstvennom vospitanii v polikul'turnom prostranstve // Evrazijskaya pedagogicheskaya konferenciya: mat-ly II Mezhdunar.nauch.-prakt. konf. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2018. S. 18-20. [In Rus].
• Nurkeyeva S. S. The value potential of education is the main factor of modernization of public consciousness // Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sb. ct. XXIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2019. C. 25-28.
• Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana "Tret'ya modernizaciya Kazahstana: global'naya konkurentosposobnost'". 31.01.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-
prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Programma "Samopoznanie" kak yadro vospitatel'noj sistemy shkoly: uch.-metod. poso-bie dlya zam. dir. shkol po vosp. rabote / sost. k.p.n. Duanabaeva B. Ch., k.p.n. Kudysheva B. K. Almaty: NNPOOC «Bebek», 2012.110 s. [In Rus].
• Rysbaeva A. K. Iniciativy i idei nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi // Nauka i zhizn' Kazahstana. 2019. № 7/1. S. 204-206. [In Rus].
• Rysbaeva A. K., Bulshekbaeva A. I. Kurs "Samopoznanie" — osnova duhovno-nravst-vennogo vospitaniya uchashchejsya molodezhi // Global Scienceand Innovations 2019: Central Asia: mat-ly VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. v ramkah izdaniya mezhdu-nar. nauch. zhurnala «Global Science and Innovations 2019: Central Asia». Nur-Sultan, Kazahstan, 28.09.2019. S. 6-9. [In Rus].
• Rysbaeva A. K., Dzhubatova L. S., Sagimbaeva G. U. Rol' Programmy nravstvenno-duhovnogo obrazovaniya "Samopoznanie" v modernizacii obshchestvennogo soznaniya // Yazyk i aktual'nye problemy obrazovaniya: Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: RAO, MANPO, 2019. S. 414-419. [In Rus].
• Sedov V. A., Bulah A. V., Byrin A. I. i dr. Social'noe partnerstvo kak sredstvo razvitiya cennostnyh orientacij shkol'nikov. SPb.: GBOU Gimnaziya № 227 Sankt-Peterburga, 2018. 68 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://school227.ru/oer/2015-2018/rez/2.%20met-rek.pdf (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Selivanova N. L. Vospitatel'naya sistema kak ob'ekt pedagogicheskogo modelirovaniya // Modelirovanie vospitatel'nyh sistem, teoriya — praktike / pod red. L. I. Novikovoj, N. L. Selivanovoj. M.: Izd-vo RAO, 1995. 90 s. [In Rus].
• Shchurkova N. E. Prikladnaya pedagogika vospitaniya: uch. pos. SPb.: Piter, 2005. S. 242. [In Rus].
• Stepanov E. N. Metodologiya modelirovaniya vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Portalus: nauchnaya cifrovaya biblioteka [Elektronnyj resurs]. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192109 451&archive=1196815450&start_from=&ucat=& (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Syrymbetova L. Osobennosti kazahskoj zhenskoj gimnazii kak nacional'noj vospitatel'noj sistemy: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Almaty, 2001. 143 s. [In Rus].
• Vospitatel'naya sistema massovoj shkoly: problemy gumanizacii: sb. nauch. tr. / pod red. L. I. Novikovoj. M.: Izd-vo NII TiNP, 1992.134 s. [In Rus].
• Vospitatel'nyj komponent obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.nis.edu. kz/ru/programs/edu-work/?id=4536 (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Vystuplenie Prezidenta RK N. Nazarbaeva na XXV sessii Assamblei naroda Kazahstana "Stabil'nost', edinstvo, soglasie — osnova modernizacii" // Kazahstanskaya pravda, 27.04.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kazpravda.kz/articles/view/stabilnost-edinstvo-soglasie--osnova-modernizatsii1/ (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Zakon Respubliki Kazahstan ot 27 iyulya 2007 goda № 319-III "Ob obrazovanii" (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 07.07.2020 g.) [Elektronnyj resurs]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747 (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].
• Zeleneckaya T. N. Social'noe partnerstvo v obrazovanii: shkola i mestnoe soobshchestvo [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovanii-shkola-i-mestnoe-soobschestvo/viewer (data obrashcheniya: 03.10.2020). [In Rus].