ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 371 DOI: 10.24411/2071-6427-2018-10047
А. К. Кусаинов
Президент Академии педагогических наук Казахстана, доктор педагогических наук, профессор, иностранный член Российской академии образования, г. Алматы,
E-mail: [email protected]
Askarbek K. Kussainov
President of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Dr. Sc. (Education), Professor, Foreign Member of the Russian Academy of Education, Almaty
Оценка качества современной учебной литературы
Статья посвящена вопросам повышения качества образования посредством повышения качества учебников.
Авторами проведен анализ значения учебника в учебно-воспитательном процессе на основе изучения трудов ученых-педагогов. Также дано определение понятию «учебник».
В статье раскрывается значимость процесса создания учебника. Охарактеризованы предъявляемые требования к авторам, содержанию и тексту учебников. Также нужно подчеркнуть, что при написании учебника авторам необходимо обратить внимание на смену парадигмы современного образования со «<Знания. Умения. Навыки» на «Образование, ориентированное на результат и формирующее компетенцию учеников».
Выделены необходимые направления работы по повышению качества учебной литературы. Приведены некоторые разработанные автором требования к оценке качества учебников. Охарактеризованы выполняемые учебником функции, которые должны быть естественно организованы в учебнике и реализованы в высоком качестве и необходимом объеме. При этом автором отмечается, что качество учебника зависит от целостного выполнения всех его функций.
Для определения сильных и слабых сторон учебников, выявления путей их совершенствования авторами разработаны системы критериев, которые дают возможность оценить качество учебника и выполняемых им функций.
Ключевые слова: образование, качество обра-
Как цитировать статью: Кусаинов А. К. Оценка качества современной учебной литературы // Ценности и смыслы. 2019. № 1 (59). С. 8-19.
зования, качество учебной литературы, учебник, функции учебника.
Одной из важных проблем повышения качества образования является повышение качества учебной литературы. Известный французский педагог А. Шоппе писал: «Учебник — феномен, формирующий нацию» [5]. Видный ученый М. Н. Скаткин отмечает: «В учебнике в определенной мере внедряется и методика обучения. <...> В этом значении учебник является своеобразным сценарием предстоящего обучения» [12]. Известные теоретики И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Н. Ф. Талызина считают, что разработка учебника — эта работа по проектированию учебно-воспитательного процесса [9].
Учебник — это средство, предлагаемое ученику и излагающее научные знания с педагогической точки зрения, иначе говоря, обращающее научные категории в педагогические путем их переработки.
Создание хороших учебников является сложнейшей задачей. Академик А. Колмогоров, опираясь на весь свой глубокий опыт в исследовании учебной литературы, сравнивал трудности создания качественных учебников с конструированием реактивных самолетов. В. П. Беспалько утверждает, что «написание учебника — непростое дело, и следует внимательно изучить (не читать!) современные научные монографии по педагогике, чтобы усовершенствоваться в деле создания подлинных учебников» [3]. Мы считаем, что эти слова Владимира Павловича всецело относятся к нашим современным авторам.
В настоящее время в Казахстане проводится интенсивная работа по переводу системы среднего образования на новое содержание. Подготовка современных учебников в соответствии с требованиями нового содержания предъявляет авторам учебников множество дополнительных требований [6].
Хороший учебник не только повышает мотивацию учащихся к получению знания, но и сглаживает недостатки в подготовке учителя. Иначе говоря, даже средний учитель, обучающий детей по качественным учебникам, может стать хорошим учителем, т.е. и хорошее учение, и хорошее обучение непосредственно связаны с учебником.
По мнению ученых, проводивших фундаментальные исследования по теории учебников, для написания учебника недостаточно только глубоких научных знаний — автор должен быть человеком с широким кругозором, в совершенстве знать методические и дидактические требования к учебникам, понимать и учитывать возрастные и психологи-
ческие особенности обучающихся. Он должен обладать писательским мастерством, быть способным донести научные доводы до учеников понятным языком. Кроме того, он обязательно должен быть педагогом. Если предположить, что одной из главных целей учебников является учет всех компонентов воспитания, в том числе духовного и патриотического воспитания и всестороннего развития личности, то в реализации данной цели следует учитывать и основные элементы социального опыта [7].
В учебнике, наряду с изложением основ, законов и методов конкретной науки, должны анализироваться и отбираться в соответствии с целями обучения теоретические материалы, должна соблюдаться своеобразная методическая форма и целостность изложения знаний, должны быть представлены материалы, имеющие воспитательную цель, должно обеспечиваться понятное доведение предмета до ученика [1]. Учебник предназначен не одному конкретному читателю, а обучающимся, имеющим определенный уровень подготовки на определенном этапе обучения. Поэтому учебник отличается от других изданий выполняемыми функциями, особыми требованиями к содержанию и тексту и особенной структурой.
При написании учебника должны быть предусмотрены основные положения, представленные в образовательном стандарте, научные и системные аспекты, способствующие углубленному изучению междисциплинарных связей, интеграции, должна обеспечиваться непрерывность и преемственность учебного материала.
На наш взгляд, работу по повышению качества учебной литературы необходимо проводить в двух направлениях: повышение компетентности авторов и совершенствование мониторинга качества учебников.
Хотелось бы остановиться на проблеме мониторинга учебников.
Согласно дидактическим принципам учебниковедения должны быть тщательно оценены качество содержания учебника и выполняемые им функции.
При мониторинге качества содержания учебника должны быть оценены все его составляющие, то есть качество его структуры, содержания, аппарата восприятия, аппарата организации освоения материала, иллюстративных материалов, аппарата ориентирования и полиграфического оформления.
Приведем лишь некоторые требования, разработанные нами для оценки качества учебной литературы. К примеру, должны быть оценены логичность, последовательность и системность его структуры. К тексту
учебника предъявляются содержательно-методические, лексико-син-таксические и стилистические требования.
Язык и стиль учебной книги имеют свои особенности, при выборе которых авторы исходят из научных, педагогических, методических характеристик учебника как особого вида литературы, а также учитывают такие характеристики, как возрастные особенности детей и специфика предмета. Таким образом, язык учебника должен быть ясным, четким, выразительным, образным и литературным, авторы должны придерживаться научно-популярного стиля с учетом принципа доступности, не отходить от основного содержания темы.
Использование научной терминологии в школьных учебниках включает широкий спектр требований дидактического, методического и статистического характера.
Важную роль играет аппарат организации освоения материала. В результате исследования PISA выявлено, что качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами.
Иллюстративные материалы учебника должны помогать точно и образно раскрывать его содержание, облегчать изучение материала.
Аппарат ориентировки является очень важной методико-технической составляющей учебника, отличающей его от других видов литературы. Он помогает как ученику, так и учителю свободно ориентироваться в структуре учебника, запоминать основные опорные понятия и знаки, быстро, без затруднений находить нужные сведения.
Полиграфическое оформление и исполнение учебника имеют свою специфику, поэтому рассматриваются как объект специального исследования [8].
Многие известные ученые, работающие в области учебниковедения, такие как К. Д. Ушинский, В. В. Краевский, Ю. К. Бабанский, В. И. Смирнов, Н. М. Розенберг, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, С. Г. Шаповаленко, А. З. Рахимов, В. П. Беспалько, Л. В. Зенкова, Д. Д. Зуев, В. Г. Бейлинсон, Ы. Алтынсарин, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Р. Сэган, Ф.-М. Жерар, К. Рожье, Ж.-М. де Кетель, М. Постик и другие, провели исследования по повышению качества учебной литературы и определению функции учебников.
Ученые провели тщательные исследования по изучению роли учебника. Несмотря на то, что они работали над сходной проблемой, каждый
использовал собственный подход. Мы подробно изучили мнения этих ученых, когда определяли функции нового поколения казахстанских учебников. Следует отметить, что ученые-учебниковеды сосредоточили свои исследования прежде всего на учебниках, основанных на парадигме «Знания. Умения. Навыки». Практически нет исследований для определения функции учебников, написанных на основе парадигмы «Образование, ориентированное на результат и формирующее компетенцию учеников». В этой связи, дополняя высказывание В. П. Беспалько, хотелось бы сказать, что авторы современных учебников должны хорошо понимать разницу между этими двумя подходами и особенности изложения материала в соответствии с требованиями новой парадигмы.
По мнению исследователя В. И. Смирнова, учебник должен выполнять четыре функции: образование, развитие, педагогическая функция, технологическая функция [13]. Качество обучения должно определяться на основе этих функций.
Н. М. Розенберг, который придерживался схожего мнения, опирался на классическое трио: по его мнению, учебник должен выполнять функции обучения, образования и развития [11].
И. Я. Лернер определяет образовательный процесс как социальное явление, интегрированное со всей системой социальных связей, и полагает, что «на функцию учебника влияют эти социальные отношения» [9]. Поэтому, по его мнению, в функции учебника должно быть включено решение социально важных вопросов. [9].
Автор логико-психологической концепции составления учебника ученый А. З. Рахимов считает, что «учебник — не средство усвоения новых знаний, а обладающий социально значимой ценностью объект, излагающий проблему, которая может заинтриговать сердца и умы учеников» [10]. Учебник не должен быть нацелен на чтение, заучивание понятий и толкований. А. З. Рахимов подвел итог: учебник должен формировать интерес к обучению, самозанятости, ответственности и творческое отношение к образованию, и обозначил следующие функции, которые должен выполнять учебник:
- общеобразовательная: знание предмета и познавательная деятельность ученика должна осуществляться посредством умения сознательно использовать полученные знания;
- развивающая: должна развивать познавательные потребности учащихся, создавать у них необходимые интересы, расширяющие их
образовательную активность и творческие возможности;
- воспитательная: развитие отношения учеников к научным знаниям, рациональный инструмент организации образовательной деятельности, самообучения, самоконтроля и оценки;
- мировоззренческая: признание и разъяснение явлений, формирование уверенности в том, что наука об окружающей среде объективна и правильна;
- интегрирующая: материалы учебника должны быть направлены на формирование личностного творчества ученика и единое понимание мира. Это осуществляется путем интеграции знаний из разных областей в одном учебнике;
- ценностно-ориентированная: процесс самообразования обеспечивает широко разветвленную интеллектуальную основу. Эта функция реализует научный и технический стиль мышления как основной инструмент взаимосвязи учащихся с внешним миром, учит высоко оценивать ценности внешней среды.
Широко используемая функция учебника в педагогике — это его целевое назначение, которое не только определяет цели и задачи, стоящие перед учебником, но также предполагает наличие в самом учебнике формы и средства реализации этих задач.
Согласно мнению ученого, занимающего особое место в учебнико-ведении,— Д. Д. Зуева, учебник должен выполнять функции координирования, систематизации, информирования, накопления (трансформации), укрепления приобретенных знаний, формирования навыков самоконтроля, самообразования, интеграции, воспитания и развития. Если координирующая функция обеспечивает эффективное функциональное использование всех учебных пособий, то функция интеграции помогает учащимся получить полноценное образование благодаря различным литературным источникам при исполнении различных видов деятельности [4].
При описании функций Д. Д. Зуев уделяет особое внимание задаче современных учебников формировать методы научного мышления, обучать учащихся самостоятельно и точно оценивать факты и вести основательную работу со всей имеющейся информацией.
В. Г. Бейлинсон, предлагая свою систему функций, говорит о том, что они построены в заданном порядке и каждая новая функция основана на прошлых [2]. Это такие функции, как: информационная, накопи-
тельная (трансформационная), систематизация, внутрипредметные и межпредметные связи, самоконтроль и закрепление, самообразование, организационно-процессуальная, развивающе-воспитательная [2].
Между функциями, которые определили Д. Д. Зуев и В. Г. Бейлинсон, существует сходство. Оба ученых выражают взаимопонимание в определении следующих понятий:
1. Информационная функция. Д. Д. Зуев считает, что учебник, определяя содержание образования, формируя систему действий при изучении предмета, служит средством закрепления представленной информации [4]. В. Г. Бейлинсон придерживается аналогичной позиции, заявляя, что «не зная содержания образования, книга не может научить методам практических действий и не может считаться образовательной книгой» [2].
2. Накопительная функция (трансформационная). Автор связывает эту функцию с обработкой знаний, включенных в учебник на основе научно-технических, художественно-ценных и дидактических принципов и правил.
3. Функция систематизации. Д. Д. Зуев высказывает точное мнение об этой функции. Он пишет, что эта функция есть «обеспечение выдачи учебного материала в строгой последовательности в систематизированной форме и направление учеников на эффективное освоение научной системы» [4]. В. Г. Бейлинсон, отступая от мнения о необходимости полного, надежного и цельного владения материалом обучения как окончательным результатом образовательного процесса, утверждает, что учебник, выполняя функцию систематизации с помощью дополнительных пособий, должен положительно влиять на качество учебного процесса [2].
4. Функция закрепления полученных знаний и формирования навыков самоконтроля. Согласно Д. Д. Зуеву, учебник должен помочь ученику самостоятельно заполнять пробелы в освоении знаний и навыков, по возможности облегчая освоение материала. По мнению В. Г. Бейлинсона, эта функция должна определяться закономерностью освоения знаний и использоваться для организации учебной деятельности.
5. Функция самообразования. Авторы считают, что эта функция должна формировать стремление и навыки к самообразованию учащихся, в учебнике должна предоставляться в максимально широком объеме необходимая информация для самостоятельного получения знаний и овладения навыками путем составления и предоставления учебных материалов.
6. Воспитательно-развивающая функция. По словам Д. Д. Зуева, педагог с помощью специальных учебных пособий должен организовывать хороший воспитательный процесс с учениками [4]. Описывая эту функцию, В. Г. Бейлинсон пишет, что учебник, предназначенный для обучения, не воспитывает напрямую. Он говорит, что цели воспитания в процессе обучения могут быть достигнуты только через систему специально направленных действий [2]. Авторы подчеркивают ведущую, систематизирующую роль этой функции.
7. Организационно-процессуальная функция. Просматривая содержание этой функции, В. Г. Бейлинсон отмечает, что учебник, основываясь на базовых элементах содержания образования, должен обеспечивать установку межпредметного отношения и обеспечивать надлежащее составление идентифицированного содержания образования в процессе обучения [2].
8. Развивающе-воспитательная функция. По мнению В. Г. Бейлинсона, учебник должен не только обеспечивать систему знаний, но и организовывать структуру познавательного процесса. Развивающе-воспитательная функция учебника требует учета психологическо-дидактических закономерностей в организации материалов. По мнению ученых, хотя каждая из функций учебника может реализовываться обособленно, учебник будет качественным, только если исполнение всех их подчинено единой цели.
В настоящее время для определения уровня качества образования в разных странах мира проводятся такие международные исследования, как PISA, TIMSS, PIRLS и т.д.
Казахстан участвует в исследовании PISA с 2009 года, в исследовании TIMSS — с 2006 года. Предусмотрено участие и в других исследованиях.
Как известно, в рамках международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит оценку учебных достижений 15-летних школьников по математической, естественнонаучной и читательской грамотности. По итогам этих исследований показатели казахстанских школьников оказались значительно ниже, чем показатели стран ОЭСР. Такие показатели качества национального образования обязывают разрабатывать школьные учебники таким образом, чтобы их содержание помогло успешно использовать в повседневной жизни академические знания, способности и навыки, которые были освоены по предмету. Поэтому содержание каждого учебника
должно позволять самостоятельно решить задания в них, полученные знания должны помогать решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.
Сравнительное мониторинговое изучение качества математических и естественнонаучных знаний TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) проводится среди выпускников начальных и средних школ каждые четыре года. Оно позволяет следить за развитием математического и естественнонаучного образования в участвующих странах, анализируя результаты учеников 4-х и 8-х классов. Так осуществляется мониторинг образовательных достижений учащихся начальных и средних школ, а также мониторинг изменений в математическом и естественнонаучном образовании среди учащихся 4-х и 8-х классов.
Таким образом, при оценке качества учебника следует также изучать и оценивать услуги по формированию функциональной грамотности у учащихся на основе исследований PISA, TIMSS и других.
Внимательно изучая труды ученых, работающих в этой области, а также современных требований к качеству образования, мы пришли к выводу, что казахстанские учебники, которые написаны в соответствии с новой парадигмой, должны выполнять следующие функции [8]:
1. Функция координирования. Проявляется в том, что учебник группирует вокруг себя другие учебные пособия, в том числе мультимедийные приложения, являясь их ядром. Говоря иначе, все остальные пособия служат для реализации программных целей, представленных в учебнике. Кроме того, необходимо обеспечить линейность учебников.
2. Функция систематизирования. Обеспечивает соответствие учебника стандарту и учебной программе; сохраняет логическую последовательность, системность и четкость изложения материала. Учебник обязан обучать школьников приемам и методам научной систематизации материала и побуждать к достижению ожидаемых результатов.
3. Информационная функция. Определяет дидактические принципы научности, доступности, системности и последовательности материала, его соответствие возрастным особенностям детей и обеспечивает связи с реальной жизнью, индивидуализацию и дифференциацию обучения, формирование компетенций учащихся.
4. Трансформирующая функция. Систематизирует научно-теоретические, мировоззренческие, технико-технологические знания и общечеловеческие ценности, представленные в учебном материале на
основе дидактических принципов и положений (с учетом возможностей учащихся).
5. Функция закрепления полученных знаний и формирования навыков самоконтроля. Предполагает формирование логического, критического и творческого мышления учащихся, коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем. В учебнике должны быть представлены задания для саморазвития, самоконтроля и закрепления учебного материала. Учебный материал должен быть направлен на формирование у учащихся функциональной грамотности и достижение ими высоких результатов в международных исследованиях PISA и TIMSS.
6. Функция самообразования ориентирована на формирование у учащихся мотивации к самообразованию, потребности постоянного пополнения знаний.
7. Функция соединения (интеграции). Предполагает наличие межи внутрипредметной связи, а также осуществление целостности освоения знаний, получаемых учащимися из разных источников, в многообразных видах деятельности.
8. Развивающая и воспитывающая функция направлена на формирование духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся, любви к родителям, малой родине и Отечеству.
Все функции учебника должны быть естественно организованы в нем, реализованы в высоком качестве и необходимом объеме.
Для достоверной оценки качества учебников нами разработаны соответствующие системы критериев, которые дают возможность оценить по каждому параметру качество учебника и выполняемых им функций. Такая оценка дает возможность определять сильные и слабые стороны учебников, выявлять пути их совершенствования, а также понять уровень компетентности их авторов.
Литература
1. Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Учебник как проблема // Университетская книга. 2001. № 1. С. 26-30.
2. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М.: Книга, 1986. 286 с.
3. Беспалько В. П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. 160 с.
4. Зуев Д. Д. Проблемы школьного учебника: ХХ век. М.: Просвещение, 2004. 384 с.
5. Иксанова Г. М. О качестве учебников и обеспеченности ими организаций общего среднего, технического и профессионального образования: выступление на правительственном часе 18 мая 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http:// www.parlam.kz/ru/blogs/iksanova/Details/4/23680 (дата обращения: 18.12.2018).
6. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. М.: Издательский центр ИЭТ, 2014. 205 с.
7. Кусаинов А. К., Асылов У. А. Актуальные проблемы учебниковедения. М.: Просвещение, 2003. 88 с.
8. Кусаинов А. К., Рыскулбекова А. Д., Мунарбаева А. О. Критерии оценки качества учебников. Алматы: Rond & A, 2018. 120 с.
9. Лернер И. Я. Содержание образования в средней школе как объект теоретического рассмотрения // Пути совершенствования содержания образования и учебно-воспитательного процесса в средней школе. М., 1981. 203 с.
10. Рахимов А. З. Логико-психологическая концепция разработки школьных учебников // Проблемы школьного учебника. 1991. Вып. 20.
11. Розин В. М. Учебник: вчера, сегодня, завтра // Общество и книги: от Гутенберга до Интернета. М.: Традиция, 2001. С. 212-221.
12. Скаткин М. Н. Проблема учебника в советской дидактике. М.: НИИ ОП СССР, 1988 (Обзорная информация).
13. Смирнов В. И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга, 2001. № 11. С. 20-26.
QUALITY ASSESSMENT OF MODERN EDUCATIONAL LITERATURE
This article focuses on improving the quality of education through improving the quality of textbooks.
The authors analyzed the value of the textbook in the educational process on the basis of studying the works of scientists and teachers. The definition of the textbook was also given.
The article reveals the significance of the process of creating a textbook. Characterized requirements for authors, the content and text of textbooks. It is also necessary to emphasize that the authors need to pay attention to the change of the paradigm of modern education with «Knowledge. Skills. Skills» on «Result oriented education» when writing the content of the textbook. The necessary areas of work to improve the quality of textbooks are highlighted. Some requirements for assessing the quality of textbooks developed by the author are given. The functions performed by the textbook are characterized, which should be naturally organized in the textbook and implemented in high quality and the required volume. In this case, the authors note that the quality of the textbook depends on the holistic performance of all its functions.
To identify the strengths and weaknesses of textbooks, identify ways to
improve them, the authors developed criteria systems that make it possible
to assess the quality of the textbook creation and the functions it performs.
Keywords: education, quality of education, quality of educational literature,
textbook, textbook functions.
References
• Antonova S. G., Tyurina L. G. Uchebnik kak problema // Universitetskaya kniga. 2001. № 1. S. 26-30. [In Rus].
• Bejlinson V. G. Arsenal obrazovaniya: harakteristika, podgotovka, konstruirovanie uchebnyh izdanij. M.: Kniga, 1986. 286 s. [In Rus].
• Bespal'ko V. P. Teoriya uchebnika. M.: Pedagogika, 1988. 160 s. [In Rus].
• Iksanova G. M. O kachestve uchebnikov i obespechennosti imi organizacij obsh-chego srednego, tekhnicheskogo i professional'nogo obrazovaniya: vystuplenie na pravitel'stvennom chase 18 maya 2015 goda [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.par-lam.kz/ru/blogs/iksanova/Details/4/23680 (data obrashcheniya: 18.12.2018). [In Rus].
• Kusainov A. K. Kachestvo obrazovaniya v mire i v Kazahstane. M.: Izdatel'skij centr IET, 2014. 205 s. [In Rus].
• Kusainov A. K., Asylov U. A. Aktual'nye problemy uchebnikovedeniya. M.: Prosveshchenie, 2003. 88 s. [In Rus].
• Kusainov A. K., Ryskulbekova A. D., Munarbaeva A. O. Kriterii ocenki kachestva uchebnikov. Almaty: Rond & A, 2018. 120 s. [In Rus].
• Lerner I. Ya. Soderzhanie obrazovaniya v srednej shkole kak ob'ekt teoreticheskogo rassmotreniya // Puti sovershenstvovaniya soderzhaniya obrazovaniya i uchebno-vospitatel'nogo processa v srednej shkole. M., 1981. 203 s. [In Rus].
• Rahimov A. Z. Logiko-psihologicheskaya koncepciya razrabotki shkol'nyh uchebnikov // Problemy shkol'nogo uchebnika. 1991. Vyp. 20. [In Rus].
• Rozin V. M. Uchebnik: vchera, segodnya, zavtra // Obshchestvo i knigi: ot Guttenberga do Interneta. M.: Tradiciya, 2001. S. 212-221. [In Rus].
• Skatkin M. N. Problema uchebnika v sovetskoj didaktike. M.: NII OP SSSR, 1988 (Obzornaya informaciya). [In Rus].
• Smirnov V. I. Uchebnaya kniga v sisteme didakticheskih sredstv // Universitetskaya kniga. 2001. № 11. S. 20-26. [In Rus].
• Zuev D. D. Problemy shkol'nogo uchebnika: XX vek. M.: Prosveshchenie, 2004. 384 s. [In Rus].