Научная статья на тему 'О воспитательных потенциалах школы и детского общественного объединения'

О воспитательных потенциалах школы и детского общественного объединения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1295
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДОГОВОР МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ДЕТСКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CHILDREN'S MOVEMENT OF RUSSIA / CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATION / PUBLIC SELF-ORGANIZATION / UPBRINGING FUNCTION OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION / UP-BRINGING POTENTIAL OF A CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATION / PROGRAM OF A CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATION / AGREEMENT BETWEEN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мирошкина М. Р., Лобынцева С. В.

В статье представлен анализ воспитательных функций образовательной организации и детского общественного объединения как актуальных социальных институтов детства. Рассмотрен воспитательный потенциал детского общественного объединения как формы совместной общественной самоорганизации детей и взрослых, описаны уровни его включения в воспитательную систему школы на разных ступенях образования, принципиальные подходы к разработке программ деятельности детского объединения, действующего на базе образовательной организации.The article presents an analysis of the upbringing functions of an educational organization and a children's public Association as actual social institutions of childhood. Considered the upbringing potential of children's public associations, levels of inclusion in the educational system of schools at different steps of education and basic approaches to the development of programs of activity of child associations, acting on the basis of educational organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О воспитательных потенциалах школы и детского общественного объединения»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УДК 37.012

О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛАХ ШКОЛЫ И ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

В статье представлен анализ воспитательных функций образовательной организации и детского общественного объединения как актуальных социальных институтов детства. Рассмотрен воспитательный потенциал детского общественного объединения как формы совместной общественной самоорганизации детей и взрослых, описаны уровни его включенности в воспитательную систему школы на разных ступенях образования, принципиальные подходы к разработке программ деятельности детского объединения, действующего на базе образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, детское общественное объединение, общественная самоорганизация, воспитательная функция образовательной организации, воспитательный потенциал детского общественного объединения, программа детского общественного объединения, договор между образовательной организацией и детским общественным объединением.

Субъектами современных воспитательных отношений выступают представители разных поколений детей и взрослых, в том числе поколения «7» («цифрового поколения»), которых можно охарактеризовать как глобальных детей, имеющих неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний [1]. Благодаря свободному доступу к информации в Интернете дети форми-

М. Р. Мирошкина

Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва E-mail: marinamiroshkina@ yandex.ru

Marina R. Miroshkina

Dr. Sc. (Education), Chief researcher, Institute of Childhood, Family and Education Study of the Russia Academy of Education, Moscow, Russia

С. В. Лобынцева

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва E-mail: svetlo21@yandex.ru

Svetlana V. Lobyntseva

PhD (Education), Senior researcher, Institute of Childhood, Family and Education Study of the Russia Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Мирошкина М. Р., Лобынцева С. В. О воспитательных потенциалах школы и детского общественного объединения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 88-97.

руют свой, зачастую не контролируемый взрослыми информационный контент, на основе чего они получают определенный жизненный опыт и навыки самоорганизации. Однако в реальной социальной жизни виртуального опыта бывает недостаточно.

Глобально каждый современный ребенок включен с систему образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», «Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [7, статья 2]. Воспитательная функция образовательной организации «направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [Там же].

При этом уникальность ситуации взросления каждого ребенка определяется не столько системой образования, сколько совокупностью различных социальных институтов детства, в которые он включен в этот период своего развития.

Зачастую проблема заключается в несовпадении опыта взросления современных детей и воспитывающих взрослых, выросших в другой стране, в другой политической системе, в другой парадигме воспитания, в иных функциях социальных институтов детства.

Одним из таких социальных институтов, в котором современный ребенок может получить реальный опыт социальных отношений и ответственного гражданства в непосредственном общении и взаимодействии со взрослыми, является детское общественное объединение (ДОО) — самостоятельный институт воспитания, который может действовать на любой базе, в том числе на базе образовательной организации.

Детское общественное объединение — «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», правовой основой которого является ФЗ «Об общественных объединениях» [8, статья 5].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 года определены ориентиры государственной политики в сфере воспитания, в том числе поддержка общественных объединений, которая предполагает: «улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей» [11, с. 6].

Многообразие «взрослого мира», безусловно, является основанием для многообразия мира детского движения как совокупности ДОО города, района, региона, страны. Это определяет наличие в структуре детского движения России пионерских, скаутских, экологических, природоохранных, военизированных, творческих, научных, многопрофильных детских объединений [5].

Воспитательный потенциал ДОО как социального института заключается в:

- возможности приобретения ребенком (подростком) иного, отличного от ученического, социально одобряемого опыта индивидуальной и общественной самоорганизации детей;

- организации и участии ребенка в общественно- полезной деятельности объединения;

- самостоятельном выборе ребенком форм и способов своего участия в деятельности объединения через выбор программ и форм деятельности;

- развитие навыков командообразования и умения работать в команде;

- приобретении ребенком (подростком) реального опыта гражданственности через участие в демократических процедурах самоуправления — выборах руководящих органов объединения, подот-

четности выборных органов общему сбору объединения; ротации состава выборных органов;

- приобретении реального опыта управления объединением через участие в его управлении и деятельности в лидерской позиции;

- приобретении ребенком (подростком) опыта реальной ответственности через процедуру отчетности за выполненное поручение;

- формировании чувства принадлежности к коллективу объединения через уважение к атрибутам, символам, ритуалам, церемониям, определяющим его субкультуру;

- приобретении реального опыта разработки и поддержки медийного образа детского общественного объединения на информационных ресурсах ДОО и образовательной организации;

- приобретении опыта продвижения интересов ДОО в органах управления образовательной организации (Управляющий совет, педсовет, родительское собрание, общее собрание школы, органы ученического самоуправления);

- расширении позитивного социального и культурного пространства жизнедеятельности, снижающего уровень агрессии подростков и их деструктивного поведения [5].

По отношению к образовательной организации ДОО может иметь несколько уровней включенности в ее воспитательную систему:

- объединение действует на базе школы, имеет самостоятельную инициативную программу, которой следует в своей деятельности, реализуя принцип соблюдения «границ» и информирования образовательной организации, субъектов образования о своей деятельности через социальные сети, мессенджеры, школьную печать, родительские собрания и т.д. [5];

- символическое участие ДОО в воспитательной деятельности школы — информирование о деятельности доступно не только в виртуальном формате, но и в реальности; члены ДОО участвуют в школьных делах, но как «выделенные» субъекты;

- реальные полномочия реализуются через возможность участия руководителей и членов ДОО в процессе разработки и реализации воспитательных программ школы с учетом функции ДОО; включение учащихся в программы ДОО, в обсуждение результатов и эффективности контроля;

- партнерство — совместная реализация воспитательных программ

школы и ДОО в рамках договора о социальном партнерстве; равноправие ДОО и школы в принятии решений по реализации воспитательных программ;

- делегирование полномочий — школа на основе договора о социальном партнерстве передает ДОО часть своих функций в организации воспитательных программ. При этом ДОО осуществляет реализацию (не ученического) детского самоуправления, независима в принятии организационных и содержательных решений. Единственным ограничением будет являться соблюдение полномочий, определенных договором [3].

Так как ДОО — самоорганизующееся сообщество, то за его участниками и руководителями остается суверенное право на разработку собственных программ и проектов.

На наш взгляд, принципиальными подходами к программированию деятельности детского объединения в образовательной организации являются:

1. Принадлежность: наличие в образовательной организации действующего структурного подразделения федерального (регионального, местного) детского, детско-юношеского общественного объединения.

При этом в школе реализуется программа детского объединения, адаптированная под условия базовой образовательной организации.

2. Возрастной подход: ориентация на возрастные особенности обучающихся на разных ступенях образования.

ДОО в начальной школе — прообраз детского объединения. Оно дает ребенку возможность реализации идей (как собственных, так и идей своих товарищей), общения и сотрудничества не только со сверстниками, но и со старшими ребятами и взрослыми. Очень важными для младших школьников являются внешние атрибуты объединения, элементы формы и включение в его ритуалы, традиции.

Формы реализации программ ДОО в начальной школе: воспитывающая игра, игра-путешествие, праздники и т.д.

К окончанию начальной школы ребенку предстоит сделать значимый выбор собственной позиции:

- вступить или не вступить в детское общественное объединение, действующее на базе школы, или выбрать объединение, с которым познакомился в школе искусств, спортивной школе, клубе по месту жительства;

- какую позицию занять в объединении: претендовать на лидерство, выполнять разовые поручения, реализовать собственный социальный проект, просто состоять в организации;

- подчиняться правилам жизни объединения или вместе с друзьями при поддержке взрослых создать свое объединение со своими правилами.

Реализация воспитательного потенциала ДОО в начальной школе проявляется в приобретении навыков практической деятельности в первичной организации, первого опыта коллективного взаимодействия в объединении, первых практик участия в демократических процедурах управления, первого опыта ответственного выбора.

В основной школе для подростка важно, чтобы у него была возможность не только вести себя как взрослый, но и реализовывать задуманную им деятельность, включающую в себя замысел, анализ условий реализации, получение результата. В сфере детского общественного движения у него имеется возможность выбора реального объединения. В Российском движении школьников (РДШ), Юнармии, скаутском патруле, пионерском отряде, Детском ордене милосердия, в профильном детском объединении и т.п. подросток приобретает опыт участия в планировании и реализации дел, находится в разных позициях: от лидера до исполнителя.

В ситуации, когда в школе базируется несколько детских объединений, педагогам целесообразно совместно с детьми продумать проект по принципу «Единство непохожих», который предполагает создание единого пространства, общепризнанных, принятых и исполняемых правил сотрудничества разных детских объединений, реализацию совместных социальных проектов, акций, общезначимых дел.

Опцией проекта является создание пространства сотрудничества ребят из ДОО и «несоюзных» учащихся.

Реализация воспитательного потенциала ДОО в основной школе проявляется в сформированности чувства принадлежности к своей организации; формировании идентичности себя как члена организации, готовности к сотрудничеству с Другими, позиции и действия которых не противоречат позициям и взглядам ребенка и принципам его объединения; в готовности к участию в социально значимой деятельности и ответственности за ее результат.

В старшей школе старшие подростки и юноши мучительно ищут ответы на вопросы: кто я? каков я? зачем я?

Программа общественного объединения для ребят этого возраста помогает молодому человеку выделить себя среди других и соотнести свои решения, поступки и способы взаимодействия с ровесниками и взрослыми с принятыми нормами и традициями объединения. Стилистика образа и деятельности объединения должна быть сообразна запросам и потребностям представителей современного юношества.

Основа деятельности объединения — межличностное взаимодействие старших подростков и юношей между собой и со значимыми взрослыми.

Формы деятельности общественного объединения: клуб, обучающие занятия, сессии, дискуссии, социальное проектирование, реализация социального проекта, общественно значимые события, экспедиции.

Среди наиболее привлекательных форм деятельности в этом возрасте — молодежный клуб.

Реализация воспитательного потенциала детского-юношеского общественного объединения в старшей школе проявляется в формировании у его участников навыка принятия трудных решений, способности делать сложный нравственный и социальный выбор.

При организации деятельности ДОО в образовательной организации видится актуальным использовать договорные формы взаимоотношений между ребенком и объединением, объединением и школой.

Этот вид организации деятельности детского объединения почти не распространен в сегодняшней практике. Однако, понимая, что вся система жизни сегодняшней молодежи определяется договорными обязательствами, мы настаиваем на этой форме взаимодействия детского объединения и образовательной организации как «закрепляющей и определяющей позиции, обязательства и правила действия всех сторон (детей, родителей, педагогов и администраторов», образовательной организации и детского объединения [12, с. 93].

Договор между образовательной организацией и детским объединением является не только механизмом взаимодействия разных социальных институтов, но актуальной культурной нормой сотрудничества равноправных социальных партнеров в демократическом обществе. Организационно-правовая форма и особая социальная миссия ДОО позволяют актуализировать ситуацию, в которой участники объединения осознают смысл договора и его возможности для реализации собственного жизненного проекта, видят и планируют дальнейшее использование техник перегово-

ров и договора. Для этого в деятельности ДОО создаются образовательные ситуации, в которых ребенок приобретает опыт договорного взаимодействия через участие в переговорах и реализацию договоренностей внутри самого детского объединения, смену ролей участников ДОО в отношении переговоров от наблюдателя до переговорщика. Поэтому договор является предметом целенаправленной педагогической деятельности руководителя детского объединения, для чего необходимо формирование особой профессиональной компетенции руководителя ДОО [6].

Необходимо помнить, что детское объединение — одна из институциональных форм общественной самоорганизации.

Самоорганизация в социальном смысле рассматривается нами как «процесс образования малых неформальных социумов для достижения общезначимой цели, основой которых являются межличностная коммуникация и горизонтальные социальные взаимодействия» [10, с. 5]. Детское общественное объединение (в том числе детские общественные организации различной направленности) как одна из форм общественной самоорганизации создает условия для становления эффективной гражданственности современной молодежи. В отличие от воспитательной работы, проводимой в школе, основой взаимодействия детей и взрослых в ДОО является горизонтальная коммуникация по принципу «равный равному» с разной степенью ответственности субъектов за результат совместной деятельности.

Функция взрослого руководителя детского объединения в условиях самоорганизации изменяется: он не возглавляет и не направляет воспитательный процесс, а «гарантирует свободовозможность ребенка, т.е. создает условия, при которых становится вероятным проявление свободоспособности: безопасную атмосферу признания за ребенком права быть самим собой; ситуацию реального выбора и ответственности за его результат» [4, с. 40]. Педагоги создают атмосферу сотрудничества, уважения к личности каждого ребенка и взрослого, позитивные отношения и эмоциональный фон; формируют социальный заказ на инициативы и пространства самореализации членов детского объединения; сопровождают реализацию совместных идей и проектов [2].

Многообразие позитивных форм общественной самоорганизации детей и молодежи является условием прохождения ими разнообразных «социальных проб» (термин М. И. Рожкова) [9]. Такая вариативность позволяет участнику детского общественного объединения найти свое место, выявить

свой интерес, определить оптимальные возможности для становления своей индивидуальности, построения персональной жизненной траектории, проектирования условий для реализации собственного жизненного проекта.

Подводя итог, отметим, что обозначенная нами вариативность институциональных задач школы и детского общественного объединения как современных социальных институтов, каждый из которых имеет свою четко заданную функцию в контексте воспитания подрастающего поколения, способствует становлению эффективного гражданина России XXI века.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 07300032-20-00 на 2020 г. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по проекту «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и ее научно-методическое обеспечение, организация деятельности психологической службы, включая апробацию и подготовку к внедрению».

Литература

1. Евладова Е. Б., Мирошкина М. Р. Конфликт поколений в современном образовании: противоречия и пути их преодоления // Воспитание школьников. 2019. № 8. С. 11-23.

2. Лобынцева С. В. Индивидуализация воспитания в условиях детского оздоровительно-образовательного центра: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2015. 202 с.

3. Мирошкина М. Р. Детское и молодежное движение в России: история и перспективы // Социальная педагогика в России. 2017. № 4. С. 3-10.

4. Мирошкина М. Р. Самоорганизация как характеристика современного детства // Школьные технологии. 2014. № 3. С. 33-43.

5. Мирошкина М. Р., Лобынцева С. В. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: научно-методические рекомендации. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. 16 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ippdrao.ru/publikacii/razvitie-vospitatelnoj-funktsii-detskih-obshhestvennyh-obedinenij -v-obshheobrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 09.02.2020).

6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Диагностика способности договариваться // На путях к новой школе. 2015. № 2. С. 110-113.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 09.02.2020).

8. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693 (дата обращения: 18.02.2020).

9. Рожков М. И. Сопровождение саморазвития детей как педагогическая проблема // Социальная педагогика в России. 2017. № 3. С. 21-26.

10. Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности: коллективная монография / под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», Издательский дом «Научная библиотека», 2020. 144 с.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Указ

Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 09.02.2020).

12. Юсфин С. М., Касицина Н. В. Договор как результат переговоров: шаг за шагом // На путях к новой школе. 2011. № 1. С. 92-98.

ABOUT THE EDUCATIONAL POTENTIALS SCHOOLS AND CHILDREN 'S PUBLIC ASSOCIATIONS

The article presents an analysis of the upbringing functions of an educational organization and a children's public Association as actual social institutions of childhood. Considered the upbringing potential of children's public associations, levels of inclusion in the educational system of schools at different steps of education and basic approaches to the development of programs of activity of child associations, acting on the basis of educational organizations.

Keywords: educational organization, children's movement of Russia, children's public аssociation, public self-organization, upbringing function of an educational organization, upbringing potential of a children's public аssociation, program of a children's public аssociation, аgreement between an educational organization and а children's public association.

References

• Evladova E. B., Miroshkina M. R. Konflikt pokolenij v sovremennom obrazovanii: protivorechiya i puti ih preodoleniya // Vospitanie shkol'nikov. 2019. № 8. S. 11-23. [In Rus].

• Lobynceva S. V. Individualizaciya vospitaniya v usloviyah detskogo ozdorovitel'no-obrazovatel'nogo centra: diss. ... kand. ped. nauk. M., 2015. 202 s. [In Rus].

• Mihajlova N. N., Yusfin S. M. Diagnostika sposobnosti dogovarivat'sya // Na putyah k novoj shkole. 2015. № 2. S. 110-113. [In Rus].

• Miroshkina M. R. Detskoe i molodezhnoe dvizhenie v Rossii: istoriya i perspektivy // Social'naya peda-gogika v Rossii. 2017. № 4. S. 3-10. [In Rus].

• Miroshkina M. R. Samoorganizaciya kak harakteristika sovremennogo detstva // Shkol'nye tekhnolo-gii. 2014. № 3. S. 33-43. [In Rus].

• Miroshkina M. R., Lobynceva S. V. Razvitie vospitatel'noj funkcii detskih obshchestvennyh ob"edinenij v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah sub"ektov Rossijskoj Federacii: nauchno-metodicheskie reko-mendacii. M.: FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO», 2019. 16 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://ippdrao.ru/publikacii/razvitie-vospitatelnoj -funktsii-detskih-obshhestvennyh-obedinenij-v-obshheobrazovatelnyh-organizatsiyah (data obrashcheniya: 09.02.2020). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redak-ciya) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 09.02.2020). [In Rus].

• Ob obshchestvennyh ob"edineniyah: Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 № 82-FZ (red. ot 20.12.2017) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693 (data obrashcheniya: 18.02.2020). [In Rus].

• Rozhkov M. I. Soprovozhdenie samorazvitiya detej kak pedagogicheskaya problema // Social'naya ped-agogika v Rossii. 2017. № 3. S. 21-26. [In Rus].

• Samoorganizaciya detej i vzroslyh kak otvet na vyzov neopredelennosti: kollektivnaya monografiya / pod red. M. R. Miroshkinoj, E. B. Evladovoj. M.: FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospi-taniya RAO», Izdatel'skij dom «Nauchnaya biblioteka», 2020. 144 s. [In Rus].

• Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody» [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (data obrashcheniya: 09.02.2020). [In Rus].

• Yusfin S. M., Kasicina N. V. Dogovor kak rezul'tat peregovorov: shag za shagom // Na putyah k novoj shkole. 2011. № 1. S. 92-98. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.