Научная статья на тему 'Детское общественное объединение как социальный институт образования'

Детское общественное объединение как социальный институт образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1216
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНОКОНТЕКСТНЫЙ ПОХОД / CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATION / SOCIAL MOVEMENT / SOCIAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL SPACE / VOLUNTARY WORK / MORAL QUALITIES / SOCIO-CONTEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухоленцева Е.Н.

В статье анализируются понятия «детское общественное объединение», «общественное движение», «общественная организация». Выявляется сущность феномена «детское объединение» как объекта научного познания и социально-педагогической реальности, как социального института образования. Приводятся классификации общественных объединений. Раскрываются направления добровольческой деятельности членов общественного объединения. Обосновывается социально-контекстный подход, развиваемый в русле контекстного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S PUBLIC ASSOCIATION AS A SOCIAL INSTITUTION OF EDUCATION

The article analyzes the concepts of “children’s public association”, “social movement”, “social organization”. The essence of the phenomenon of “children’s association” as an object of scientific knowledge and socio-pedagogical reality, as a social institution of education, is revealed. The classification ofpublic associations is given. The directions of voluntary work of the members of the public association are disclosed. The socio-contextual approach, developed in the course of the contextual education, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Детское общественное объединение как социальный институт образования»

УДК 371.8 СУХОЛЕНЦЕВА Е.Н.

кандидат педагогических наук, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И, С, Тургенева E-mail: suholenceva@mail.ru

UDC 371.8

SUKHOLENTSEVA E.N. Candidate of Pedagogics, Department of Psychological and Pedagogical Technologies and Special Education, Orel State University named after Turgenev I.S.

E-mail: suholenceva@mail.ru

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATION AS A SOCIAL INSTITUTION OF EDUCATION

В статье анализируются понятия «детское общественное объединение», «общественное движение», «общественная организация». Выявляется сущность феномена «детское объединение» как объекта научного познания и социально-педагогической реальности, как социального института образования. Приводятся классификации общественных объединений. Раскрываются направления добровольческой деятельности членов общественного объединения. Обосновывается социально-контекстный подход, развиваемый в русле контекстного образования.

Ключевые слова: детское общественное объединение, общественное движение, общественная организация, образовательное пространство, добровольческая деятельность, нравственные качества, социально-контекстный поход.

The article analyzes the concepts of "children'spublic association", "social movement", "social organization". The essence of the phenomenon of "children's association " as an object of scientific knowledge and socio-pedagogical reality, as a social institution of education, is revealed. The classification ofpublic associations is given. The directions of voluntary work of the members of the public association are disclosed. The socio-contextual approach, developed in the course of the contextual education, is substantiated.

Keywords: children's public association, social movement, social organization, educational space, voluntary work, moral qualities, socio-contextual approach.

На современном этапе развития общества актуальной задачей стало научное осмысление явлений педагогической действительности. Необходимость рассмотрения общественного объединения как объекта научного познания, как реальность, включенную в отношение с субъектом, как социальный институт образования продиктована происходящими современными установками государства на поддержку детского движения.

Для выявления сущности феномена «детское объединение» как объекта научного познания и социально-педагогической реальности, как социального института образования рассмотрим в историческом аспекте теоретико-методологические подходы к данному понятию.

Л.В. Алиева, Н.Ф. Басов, A.B. Кудинов, Ю.В. Кудряшов, Д.Н Лебедев, В.В. Лебединский. P.A. Литвак, A.B. Мудрик, Л.Н. Орлова, Е.В. Титова, Е.Г. Яковлев и др. дают научное осмысление понятий «общественное движение», «общественная организация», «общественное объединение».

Так, например, Н.Ф. Басов в своем исследовании анализирует смыслообразующие категории детского объединения [2]. Историю деятельности общественных движений и организации детей и молодежи в России в XX веке отражают в своих исследованиях A.B. Кудинов,

Ю. В. Кудряшов и др. Последний отражает историю развития скаутского движения.

Приведем наиболее близкие нам определения, представляющие интерес для нашего исследования. Ряд авторов разводят понятия «детская организации» и «детское объединение», «детское движение», так, например, Л.В. Алиева интерпретирует последнее определение как: объективно-субъективная специфическая, развивающаяся социально-педагогическая реальность, «объективность, которая существует, как часть нашего социально-природного бытия и результат закономерного развития человеческого общества - сложно структурированной саморазвивающейся и развиваемой системы» 11.С.18].

В.В. Лебединский в детской общественной организации видит высшую форму детского движения с присущей ей структурой, органами самоуправления, ритуалами, традициями, при обязательном руководстве взрослых[18].

Д.Н. Лебедев, исследующий феномен пионерского объединения, характеризует его как самостоятельное, гуманистическое, патриотическое общественное объединение детей и взрослых, важнейшая цель которого — способствовать формированию личности юного гражданина и созидателя. Отношения в нём базируются

© Сухоленцева E.H. © Sukholentseva E.N.

на принципах коллективизма и товарищества; многопрофильная личностно ориентированная деятельность имеет выраженную общественную направленность; жизнедеятельность пронизана самодеятельными началами, творчеством, игрой, самобытными традициями] 10].

P.A. Литвак при анализе понятий «детское общественное объединение», «детское движение» и «детская организация» опирается на учение о построении человеческой деятельности и изучении теории и практики социальных движений. По мнению автора, современное детское движение представляет собой интегративное, постоянно развивающееся формирование, в котором дети в рамках конкретного объединения посредством реализации различных федеральных и региональных программ, акций, участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях взаимодействуют с другими детскими и молодежными, а также государством и обществом [12, с.23]. Под детской организацией автор понимает особую социальную группу детей и взрослых, совместно реализующую конкретную цель, имеющую четкую организованную структуру, способствующу ю личной ориентации ребенка. Детское объединение создается для реализации индивидуальных и социальных потребностей и способствует социализации личности ребенка. Если сравнить данные определения, то можно утверждать. что только общественное объединение способствует социализации личности.

J1.H. Орлова считает, что объединение детей и подростков выражает общественно-политические устремления и оказывает воспитательное воздействие с помощью специфических форм и методов деятельности практически всех социальных групп и слоев населения 115, с. 32]. По нашему мнению, данное определение отражает приоритеты XX годов. С данной трактовкой мы не согласны, поскольку считаем, что дети должны быть вне политики A.B. Мудр и к общественные организации считает факторами социализации личности, которые социализируют своих членов органично, в процессе реализации тех целей, ради которых они созданы. Данные организации влияют на социализацию как прямо (от членов конкретной организации), так и опосредованно (от учреждений, с которыми сотрудничают). Они выполняют нормативно-регулятивную и смыслообразую-щую функцию. Специфические функции определяются целями организации: профессиональная социализация, гражданская социализация, компенсация, релаксация, комму никация[ 13 ].

Вслед за И.А. Колесниковой, под сущностью детского движения мы понимаем педагогическую реальность в совокупности «явлений, событий, процессов, состояний, переживаний, проявленных в теоретическом, практическом. духовном опыте человечества в результате реализации педагогических идей и замыслов» [9, с. 11]. Как социальная реальность, детское движение имеет пространственные и временные структуры, зависящие от конкретных объективно-субъективных факторов и представляющие собой «схемы типизации», создаваемые с помощью «повторяющихся образцов взаимодействия».

и как социальные структуры, являющиеся существенным элементом реальности повседневной жизни 11.с.22|.

Рассмотренные в историческом аспекте подходы различных авторов показывают смысловую неоднозначность, субъективное понимание сущности понятия «общественное объединение», его научное осмысление. Данный феномен исследуется авторами в аспекте конкретной общественной структуры: пионерской, скаутской и другими организациями.

В начале XX века общественное объединение было направлено на гуманизацию, демократизацию образования и являлось формой внешкольного социального воспитания. Позднее детское общественное объединение определялось как социально-педагогическая действительность и открывало реальные возможности для социализации и воспитания подрастающего поколения, формирования определенной гражданской позиции. По сути объединение является субъектом воспитательного пространства социума (школы, внешкольных учреждений, семьи, города, региона и т.д.). В данном контексте дети посредством участия в деятельности объединения заявляли о своей субъектной позиции.

Согласно Федеральному закону РФ «Об общественных объединениях» (1995) детское общественное объединение - это добровольное самоуправляемое формирование граждан в возрасте от 7 до 17 лет, объединившихся на основе общности интересов, направленных на удовлетворение в совместной деятельности духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Эти цели указаны в уставе общественного объединения.

Общественная организация является

организационно-правовой формой общественных объединений, отличительными признаками которой является обязательное членство и массовость. В условиях становления гражданского общества развитие инициатив молодых граждан и создание условий для их реализации высту пают факторами стабилизации общества в целом. От включенности подрастающего поколения в решение социальных проблем зависит уровень его готовности быть активной созидающей силой общества и государства.

Существуют различные классификации общественных объединений (P.A. Литвак, E.H. Сорочинская и др.). Нам импонирует классификация P.A. Литвак. Она классифицирует объединения по следующим признакам: 1) по территориальному признаку (детское движение в стане, в рамках региона, города); 2) по возрастному признаку (детское, детско-юношеское, молодежное); 3) по направленности деятельности (детское экологическое движение, коммунарское движение, скаутское, пионерское, военно-патриотическое)[12, с.24].

Согласно классификации P.A. Литвак общественные объединения различаются:

• по типологии функций: масштабно функционирующие (совокупность объединений, обеспечивающих вхождение, интеграцию и адаптацию молодежи

к социальной среде) и функционально профилированные (объединения, организации,' союзы, клубные формирования);

• по целям и направленности деятельности: гуманистические, антигуманно ориентированные, социальные, ассоциации политические и другие;

• по статусу, в зависимости от учредителя: государственные, общественно-государственные, общественные [12].

А. Запесоцкий, А. Файн выделяют три уровня самоорганизации общественных объединений. На первом происходит консолидация единомышленников, создание групповых или клубных форм движения. Неформальные структуры клубного типа имеют аппарат управления, материально-хозяйственную, финансовую и юридическую документацию, нормативные и отчетные документы. Клубный тип объединений наиболее распространен в нетрадиционной самодеятельности [8].

На втором уровне самоорганизации осуществляется взаимодействие объединений друг с другом. На этом уровне происходит образование товариществ, ассоциаций союзов и групп сообразно их целевым установкам, объединение не только ради преодоления слабости разобщенных групп, но и для обеспечения совместными усилиями более продуктивной деятельности. Основным критерием самоорганизации этого уровня становится осознание целей и задач, объединяющих или отличающих общественные объединения. Но основной функцией самоорганизации является все-таки объединяющая.

На современном этапе основу организации деятельности общественного объединения составляют «Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации». Поскольку добровольческая деятельность объединения является главным направлением работы, в статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» приведено следующее определение добровольцев.

Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благо получателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Добровольческая (волонтерская) деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Добровольческая деятельность может осуществляться в разных формах, например: разовые мероприятия, акции, проекты, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, обучение актива. Самым главным условием деятельности общественного объединения является необходимый уровень мотивации ребят [6].

Основными мотивами добровольческой деятель-

ности являются: реализация личностного потенциала, общественное признание, чувство социальной значимости, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных социальных и практических навыков. Данная деятельность формирует психологические особенности личности, коммуникативные навыки, мотивацию, лидерские качества, культуру, нравственные качества, такие как: дисциплинированность, ответственность, справедливость, патриотизм и другие.

В общественных объединениях дети имеют широкие возможности для общения, делового и дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность, вытекающая из осознания гражданского и этического долга, свидетельствует о высоком личностном развитии и позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения, получить поддержку в дружеском взаимодействии. Она дает каждой личности реальную возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Согласно социально-контекстному подходу, развиваемому в русле идей контекстного образования A.A. Вербицкого, общественные объединения в настоящее время являются наиболее емкими формами работы, дающими возможности осуществления самых широких творческих замыслов, самоопределения и развития каждой личности. Их деятельность направлена на формирование знаний в области законодательства, истории и культуры разных народов, развитие способностей к пониманию социальных, политических и экономических проблем общества, коммуникативных навыков, самосовершенствованию и самореализации. Социально-контекстный подход к образованию детей в деятельности общественного объединения предполагает принципиально иные - «субъект-субъектные» отношения. при которых каждый ребенок выступает в качестве субъекта целеполагания и собственного развития. Детское общественное объединение выступает при этом коллективным субъектом, влияющим на ребенка посредством сложившихся и развиваемых в процессе деятельности объединения морально-нравственных ценностей и традиций[4;5;6].

Общественное объединение как социально-педагогическое явление способствует реализации потребности личности в общении. Именно в общении происходит активное формирование нравственных норм и социальных ценностей. Данный научный феномен предполагает четкое осознание значимости субъектов в общем деле, формирующим личную заинтересованность в достижении поставленных целей. Участвуя в деятельности общественного объединения, каждый ребенок имеет реальную возможность для самоутверждения и реализации своих потребностей и способностей.

Общественное объединение являются субъектом социального воспитания, феномен которого рассматривается в научной литературе как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной

помощи, необходимая индивидууму в процессе социализации. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество для формирования личности, адекватной его требованиям и в определенной мере опережающей его развитие.

Исследователи подчеркивают большое значение общественных объединений как субъектов образовательной практики. Методологическим ядром современного педагогического мышления является тезис о том, что формирование личности осуществляется более сложным путем, чем усвоение целенаправленных воздействий, содержащих разнообразные правила и предписания. Система отношений человека к другим людям складывается, главным образом, под влиянием самой жизни и окружающей социальной среды. Воспитание в традиционном педагогическом смысле может сыграть здесь важную роль только в том случае, если оно будет взаимодействовать с теми нормообразующими силами, которые возникают как продукт непосредственного социального взаимодействия, осуществляющегося, в нашем случае, в общественных объединениях [7].

В настоящее время не разработаны концептуальные основы и методическое обеспечение деятельности общественного объединения как социального института образования подрастающего поколения, имея при этом в виду, что существуют разные подходы к определению понятия «социальный институт». Рассмотрим некоторые из них.

В Новейшем философском словаре можно найти следующее определение: «социальный институт - это относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества» [17]. Практически то же самое определение дано в энциклопедии «Социология».

Большой юридический словарь трактует данное понятие как « ... (англ social institute) - определенная форма организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей; элемент социальной структуры общества; выделяют экономические, политические, культурные, воспитательные системы.; они включают также совокупность социальных норм, образцов поведения и деятельности» [3].

В своем исследовании мы рассматриваем социальный институт с позиций его возможностей социального образования детей и молодежи, предусматривающий обучение и воспитания в едином ключе. Соответственно, институт воспитания более узкое понятие, но оно является составной частью социального института образования. В трактовке понятия «социальный институт воспитания» мы придерживаемся точки зрения А.В. Мудрика, который под социальным воспитанием понимает «... взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации» [14, с. 196].

Детские общественное объединения как социаль-

ный институт воспитания - это исторически сложившаяся объективная реальность жизнедеятельности детей под руководством взрослых, трехкомпонентного взаимодействия субъектов (лидер-руководитель - ребенок - среда), направленного на формирование духовной и социально-нравственной сфер личности. Если активен лидер, активен и ребенок, активна среда. В современном социальном институте образования личность ребенка признается равноправным субъектом познавательного и воспитательного процесса, он волен выбирать индивидуальный маршрут своего развития[6]

Учитывая точку зрения В. А. Сластенина, И.Ф. Исаева. E.H. Шиянова, можно отметить взаимосвязь системы, среды и пространства. Авторы считают. что воспитательные системы - системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования компонентов среды и превращения ее в воспитательное пространство [16].

Основой функционирования данных моделей является передача знаний от взрослого к ребенку посредством взаимодействия в среде, создаваемой общественными организациями. Безусловно, они вносят вклад в методологию организации деятельности общественных объединений, но в современных условиях нужны более адекватные подходы и концепции к организации деятельности детских общественных объединений.

С нашей точки зрения, деятельность общественного объединения имеет три основных компонента: 1) концептуальная основа деятельности объединения как социального института образования, прямо или косвенно влияющего на развитие личности каждого своего члена, а через него и всего общества; 2) содержательная основа - характер деятельности объединения, планы, программы, материалы, распределение функций, налаживание устойчивых внутренних и внешних связей и т.д., деятельность педагога на основе интеграции ее внешних и внутренних детерминант. 3) процессуально-деятельностная составляющая - структура и алгоритмы деятельности лидеров и членов объединения; планирование, организация и реализация целей; анализ результатов работы, мониторинг эффективности процесса формирования личности подростка.

Соответственно, общественное объединение представляет собой педагогически ориентированную целесообразную систему помощи подрастающему поколению. Будучи общественным по форме, оно в то же время является образовательной системой, на проектирование, организацию и осуществление деятельности которой распространяется комплекс педагогических принципов и условий.

Таким образом, общественное объединение является объективной реальностью и социальным институтом образования, в котором взаимодействуют субъекты деятельности. Предметом взаимодействия при этом является живая человеческая душа ребенка.

Библиографический список

1. Апиева Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: дис... д-рапед. наук: 13.00.01. Москва, 2002. 322 с.

2. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. XX в. 90-е гг.): дис... д-ра пед. наук: 13.00.01,- Москва, 1997. 348 с.

3. Большой юридический словарь. 3 Академик, ру. 2010. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://jimspmdence.academic.ru

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: ИЦ ПКПС, 1999. 76 с.

5. Вербицкий А. А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогики. М.: Логос, 2010. 298 с.

6. Вербицкий А.А., Сухстенцева Е.Н. Технология деятельности общественных объединений как образовательной системы: социально-контекстный подход//Педагогика. 2013. №4. С.65-73.

7. Гусева Е.Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества: дис. канд. пед. наук: 13.00.05. Москва, 2005. 219 с.

8. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М.: Профиздат, 1990. 224 с.

9. Колесникова II. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: ГУПМ., 1999. 242 с.

10. Лебедев Д. Н. Условия реализации социально-педагогического потенциала современных пионерских объединений: дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2008. 212 с.

11. Литвак Р. А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: дис... д-ра. пед. наук: 13.00.01. Екаренинбург, 1999. 389 с.

12. ЛитвакР.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений. Челябинск: ЧГПУ, 2000. 168 с.

13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов/А.В. Мудрик. М., 1997. 368 с.

14. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.

15. Орпова Л.Н. Детское протополитическое общественное движение в условиях трансформации российского общества: особенности и приоритеты : дис... канд. пед. наук: 23.00.02. Орел, 2002. 214 с.

16. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 576 с.

17. Социальный институт// Новейший философский словарь, Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/.

18. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе: учебное пособие. Под ред. В.В. Лебединского. 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 432 с.

References

1. ,4/;'eva L.l'Fonnation and development of tlie national children's movement as a subject of educational space: dissert.... Dr. ofPed. Sciences: 13.00.01. Moscow, 2002. 322 p.

2. Basov N.F. Scientific aspects of the study of the history of children's movement in Russia: Methodology, historiography, chronology (the beginning ofXX century, 90-s): dissert... Dr. of Ped. Sciences: 13.00.01. Moscow, 1997. 348 p.

3. Big Law Dictionary. 3 Academician. RU. 2010 [electronic resource]: Access http://jurisprudence.academic.ru/

4. VerbitskyA.A. The new educational paradigm and contextual education. M .: 1С PCCP, 1999. 76 p.

5. Verbitsky A.A., Kalashnikov VG. The category of "context" in psychology and pedagogy. M .: Logos, 2010. 298 p.

6. Verbitsky A.A., Sukholentseva E.N. Lhe technology of the activities of public associations as the educational system: the socio-contextual approach // Pedagogy. 2013. № 4. Pp. 65-73.

7. Guseva E.B. Public associations as the subject of social and cultural activities in terms of the formation of civil society : dis. Cand. Ped. Sciences: 13.00.05. Moscow, 2005. 219 p.

8. Zapesotsky A., Fain A. Lhis incomprehensible youth. Problems of informal youth associations. M .: Profizdat, 1990. 224 p.

9. Kolesnikcn'a IA. Pedagogical reality in the mirror of interparadigmatic reflection. SPb .: GUPM, 1999. 242 p.

10. Lebedev D.N. Lerms of realization of socio-pedagogical potential of modem pioneer associations: dissert, of ... Cand. Ped. Sciences: 13.00.01. Moscow, 2008. 212 p.

11. LitvakRA. Pedagogical bases of the activity of children's public associations in modem conditions: dis ... Dr. Ped. Sciences: 13.00.01. Ekareninburg, 1999. 389 p.

12. LitvakRA. Lhe socialization of tile child's personality in the activities of children's public associations. Chelyabinsk. Chelyabinsk State Pedagogical University, 2000. 168 p.

13. MudrikA.V. Introduction to Social Pedagogy: textbook for students. M., 1997. 368 p.

14. MudrikA.V Socialization of a person. M .: Publishing Center "Academy", 2006. 304 p.

15. Orlova L.N. Children's protopolitical social movement in the conditions of transformation of the Russian society: features and priorities: dissert. ... Cand. Ped. Sciences: 23.00.02. Orel, 2002. 214 p.

16. Slastenin VA. Pedagogy: Lextbook for students of higher ped. institutions. M.: Publishing Center "Academy", 2003. 576 p.

17. Social Institute // Newest Philosophical Dictionary. Minsk: Book House. Gritsanov А.А. 1999. [electronic resource]: http://dic, academic .ru/dic ,nsf/dic_new_philosophy/

18. Lheory and methods of Pioneer and Komsomol work at school: Lextbook. Ed. Lebedinsky V.V. 2nded.. and ext. M.: Education, 1982.432 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.