УДК 374.73 (045)
ББК 74.22.(2) 04
Варначева Анна Геннадьевна
аспирант
кафедра педагогики и педагогической психологии Удмуртский государственный университет г. Ижевск Varnacheva Anna Gennadievna Post-graduate Chair of Pedagogics and Pedagogical Psychology Udmurt State University Izhevsk
Модель процесса подготовки взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях и результаты ее реализации Model of Adults’ Training Process for Cooperation with Teenagers in Children’s Public Organizations and the Result of Its Realization
Представлены результаты исследования по подготовке взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях. Определены основные признаки сотрудничества. Выделены структурные компоненты подготовленности взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях и обосновано их содержание.
The article presents the research results of adults’ training for cooperation with teenagers in children's public organizations. The basic signs of cooperation are defined. Structural components of adults’ readiness to cooperation with teenagers in children's public organizations are allocated and their content is proved.
Ключевые слова: подготовка, сотрудничество, подготовка взрослых к сотрудничеству с подростками, детская общественная организация.
Key words: training, cooperation, adults’ training for cooperation with teenagers, children's public organization.
Ученые подчеркивают, что вся история детского движения -отечественного и международного - подтверждает объективную потребность детей в объединении, в совместной деятельности за пределами образовательного учреждения и объективную необходимость взрослого рядом с подростками [4, с. 117].
Вместе с тем, в 90-е гг. XX века после распада пионерской организации произошел мощный отток специалистов в области поддержки и обеспечения деятельности пионерской организации, в тоже время возникновение в детской среде общественных организаций привело к появлению новых взрослых -«общественников», которые зачастую не имели педагогического образования и
специальной подготовки. Вновь создаваемые детские общественные организации (ДОО) потребовали подготовки и переподготовки кадров руководителей, но, по существу, в тот период этой проблемой никто не занимался. В условиях отсутствия монополии государства на профессиональную подготовку взрослых для ДОО, проблема нашего исследования, заключалась в поиске и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих подготовку взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях.
Одна из гипотез исследования было сформулирована следующим образом: процесс подготовки взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях будет эффективным, если разработана и теоретически обоснована модель подготовки взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях.
Вопросам роли и позиции взрослых в создании и развитии детской общественной организации посвящены работы Н.Ф. Басова, Н.А. Жокиной,
А.Г. Кирпичника, Р.А. Литвак, О.Г. Миронец, И.В. Руденко, Т.В. Трухачёвой [1, 2, 3, 5]. Анализ исследований дает возможность говорить о том, что в них поднимается проблема взаимодействия, с точки зрения его принципов, особенностей, но сам процесс взаимодействия взрослого и подростка, их сотрудничество в процессе реализации социально значимой деятельности освещены недостаточно.
В ходе исследования установлено, что ДОО является пространством освоения опыта социальных отношений; партнерская позиция взрослого более соответствует ожиданиям участников детских организаций.
К основному способу взаимодействия взрослого и подростка в ДОО мы относим сотрудничество, которое характеризуется равноправным взаимодействием взрослого и подростка; возникновением оптимальных межличностных отношений, определяющих положительный характер совместной деятельности; обменом определенными ценностями в процессе совместной деятельности; взаимным уважением и доброжелательностью
участников взаимодействия; собственной активностью подростков в достижении целей, самостоятельность выбора.
Сотрудничество в ДОО проявляется в совместном определении целей деятельности, совместном планировании предстоящей работы, совместном распределении сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместном контроле и оценке результатов деятельности, а затем в коллективном прогнозировании новых целей и задач.
Мы считаем, что система подготовки взрослых должна включать не только осмысление особенностей ДОО как специфического социального института, но и способность и готовность взрослых к выстраиванию отношений сотрудничества с подростками и социальным окружением.
Нами было конкретизировано понятие «подготовка взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях». Мы определили его как процесс, направленный на реализацию взаимосвязанных структурных компонентов подготовленности, результатом которого являются сформированные теоретические знания аксиологических особенностей, принципов, содержания и технологий работы в современном детском движении; направленность на личностно значимую деятельность в детском движении; сформированную партнерскую позицию; коммуникативные, организаторские и рефлексивные способности, обеспечивающие успешность и эффективность деятельности взрослого в детской общественной организации.
В контексте нашего исследования мы используем понятие «подготовленность» как определенный результат подготовки.
Модель процесса подготовки взрослых к сотрудничеству с подростками в ДОО включает в себя следующие компоненты: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-технологический, оценочно-результативный.
Целевой компонент был определен как обеспечение формирования совокупности знаний о сущности и аксиологических основах детского движения и особенностях позиции взрослых в детских общественных организациях как элемента подготовленности к сотрудничеству необходимого для эффективного взаимодействия взрослых с подростками.
Концептуальной основой процесса подготовки взрослых к сотрудничеству с подростками в ДОО является: деятельностный подход, личностно-ориентированная педагогика и ее принципы, синергетический подход, системный подход, концептуальное положение о ДОО как пространстве социального воспитания подростков.
Содержательный компонент модели раскрывает сущность подготовленности взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях, структурными компонентами которой являются мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, технологический, рефлексивный компоненты.
Процессуальный компонент подготовки взрослых к сотрудничеству с подростками в ДОО предполагает использование тактик педагогической поддержки в процессе взаимодействия, реализации технологий сотрудничества, организацию и проведение образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей взрослых, их опыта деятельности в пространстве детских общественных организаций.
Оценочно-результативный компонент модели заключается в выявлении критериев и показателей подготовленности взрослых к сотрудничеству с подростками в ДОО, определении эффективных диагностических методик, позволяющих выявить уровень подготовленности взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях.
Разработанная модель подготовленности к сотрудничеству была положена в основу образовательной программы подготовки взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях.
Целью программы является формирование у взрослых партнерской позиции во взаимодействии с подростками, освоение взрослыми технологий, с помощью которых можно выстраивать сотрудничество между руководителем и подростком. Программа экспериментального обучения основана на педагогических принципах личностной активности, рефлексии собственной деятельности, педагогической поддержки, партнерского общения.
Образовательная программа содержит задания, упражнения и технологии совместной деятельности, способствующие актуализации и формированию ценности сотрудничества в общении и совместной деятельности. В процессе реализации программы использовались следующие методы: ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций, дискуссии, конструирование технологий, упражнения на овладение навыком, фокус-группы, работа в микрогруппах, «мозговой штурм», педагогический тренинг, организация пресс-конференций с председателями республиканский детских и молодежных общественных организаций, коллективная творческая деятельность, групповая проблемная работа, посещение музея детского движения. В ходе занятий проводилась экспертиза программ и проектов деятельности ДОО Удмуртской Республики, разрабатывались социальные проекты, организовывалось консультирование студентов перед самостоятельным проведением ими занятий в группе.
Проверка эффективности функционирования модели осуществлялась на базе Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» и БУ УР «Республиканский центр развития молодежного и детского движения» в 2007-2010 годах.
Реализация экспериментальной программы, использование выделенных педагогических условий позволила повысить уровень подготовленности взрослых к сотрудничеству с подростками в детских общественных организациях, как в экспериментальной группе студентов (ЭГ Д так и в экспериментальной группе взрослых из первичных ячеек детских общественных организаций (ЭГ 2), что подтверждается полученными данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Уровень подготовленности взрослых к сотрудничеству до и после опытно-экспериментальной работы в контрольных и экспериментальных
выборках (в %).
Уровень подготовле нности к Распределение по уровням, (%)
КГ 1 ЭГ 1 КГ 2 ЭГ 2
сотруднич еству До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР
Высокий 28,5 32,8 27,5 44 28,9 40,6 40,6 56,5
Средний 47,8 43,9 45,6 41 37,8 37,1 36,5 30,6
Низкий 23,9 23,3 26,9 15 23,3 22,3 22,9 13,8
Примечание: ОЭР - опытно-экспериментальная работа;
В экспериментальной выборке ЭГ 1 после экспериментального обучения количество испытуемых с высоким уровнем подготовленности к сотрудничеству с подростками возросло с 27,5% до 44%, положительная динамика составила 16,5%. В подгруппе со средним уровнем подготовленности количество студентов незначительно уменьшилось с 45,6% до 41%. Количество студентов с низким уровнем подготовленности к сотрудничеству значительно сократилось с 26,9% до 15%, положительная динамика составила 11,9 %.
В результате расчета 1-критерия Вилкоксона в экспериментальной группе ЭГ 1 выявлено:
• положительная динамика показателей технологического компонента модели, характеризующаяся повышением уровня сформированности коммуникативных склонностей (1=0,003 при р< 0,05) и организаторских склонностей студентов (1=0,018 при р< 0,05);
• положительная динамика эмоционально-волевого компонента подготовленности к сотрудничеству, проявляющаяся в гибкости использования во взаимодействии состояния «взрослый» (1=0,014 при р< 0,05) и состояния «ребенок» (1=0,043 при р< 0,05) в зависимости от целей взаимодействия;
• положительная динамика показателей рефлексивного компонента модели сотрудничества. Установлено, что после реализации программы у участников группы есть достоверный сдвиг в сторону ориентации на личностную модель взаимодействия с ребенком (1=0,002 при р< 0,05), повышение уровня сформированности гражданских качеств (1=0,013 при р< 0,05) и общей культуры личности (1=0,001 при р< 0,05).
Анализ результативности программы показал наличие изменений в экспериментальной группе ЭГ 2 по показателям в каждом из компонентов подготовленности к сотрудничеству.
В целом по экспериментальной группе (ЭГ 2) чувствительными к изменениям оказались все компоненты модели подготовленности к сотрудничеству. В результате расчета 1-критерия Вилкоксона выявлено:
• положительная динамика показателей мотивационно-ценностного компонента модели, проявляющаяся в повышении уровня потребности достижения (1=0,003 при р< 0,05);
• положительная динамика показателей технологического компонента модели, характеризующаяся увеличение количества использования во взаимодействии тактики «сотрудничество» (1=0,008 при р<0,05), повышением уровня сформированности коммуникативных склонностей (1=0,004 при р<0,05) и организаторских склонностей студентов (1=0,002 при р< 0,05);
• положительная динамика эмоционально-волевого компонента подготовленности к сотрудничеству, как проявление во взаимодействии состояния «взрослый» (1=0,002 при р<0,05) и снижение количества проявления во взаимодействии состояния «родитель» (1=0,019 при р<0,05);
• положительная динамика показателей рефлексивного компонента модели сотрудничества. Установлено, что после реализации программы у участников группы есть достоверный сдвиг в сторону ориентации на личностную модель взаимодействия с ребенком (1=0,049 при р< 0,05), повышение уровня сформированности нравственных качеств (1=0,033 при р< 0,05) и общей культуры личности (1=0,003 при р< 0,05).
Подводя итоги реализации образовательной программы можно утверждать, что образовательная программа дает возможность с учетом исходного уровня подготовленности взрослых к сотрудничеству с подростками формировать те компоненты подготовленности, которые не были выражены в структуре личности, не были актуальны, но открылись как важные и значимые с учетом сущности и аксиологических основ детского движения.
Анализируя результаты опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что реализация модели подготовки взрослых к сотрудничеству с
подростками в детских общественных организациях с учетом выявленных
33
педагогических условий, позволила перевести взрослых на высокий уровень подготовленности к сотрудничеству с подростками, что подтверждает эффективность предложенной и обоснованной модели.
Библиографический список
1. Жокина Н.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях [Текст]/Дис.. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Н.А. Жокина.- Киров, 1996. - 168 с.
2. Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях [Текст]/ автореф. дис... докт. пед. наук: 13.00.01/ Р.А. Литвак.- Екатеринбург, 1997.- 45с.
3. Миронец О.Г. Педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки организаторов детского и юношеского движения [Текст] / автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.Г. Миронец. - Ижевск, 1996.- 15с.
4. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения [Текст] / Сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009. 528 с.
5. Руденко И.В. Становление и развитие системы подготовки педагога-организатора детского общественного объединения (10-е годы XX - начало XXI века) [Текст] / автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01/И.В. Руденко. -М., 2008, - 45с.
Bibliography
1. Bases of Childhood Sociokinetics: Manual for Those Who Train Adult Organizers for Children's Associations and for Those Who Provides the State Support of Children's Social Movement Development [Text] / Edit. by T.V. Trukhachev, A.G. Kirpichnik. - М, 2009. - 528 p.
2. Litvak, R.A. Pedagogical Bases of Children's Public Associations Activity in Modern Conditions [Text] / Synopsis of Diss. ... Dr. of Ped.:13.00.01 / R.A. Litvak. - Yekaterinburg, 1997. -45 p.
3. Mironets, O.G. Pedagogical Conditions of the Effective Process of Children's and Youth Movement Organizers’ Professional Training [Text] / Synopsis of Diss.Cand. of Ped.: 13.00.01 / O.G. Mironets. - Izhevsk, 1996. -15 p.
4. Rudenko, I.V. Formation and Development of a Teacher-Organizer’s Training System for Children's Public Association (10s of XX -Beginning of XXI Century) [Text] / Synopsis of Diss.Cand. of Ped.: 13.00.01 / I.V. Rudenko. - М., 2008. - 45 p.
5. Zhokina, N.A. Pedagogical Basis of Cooperation Between Adults and Teenagers in Children's Public Amateur Associations [Text] / Diss.Cand. of Ped.:13.00.01 / N.A.Zhokina. -Kirov, 1996. - 168 p.