УДК 37.013
А. С. Пятков
Формирование демократической культуры подростков в условиях детского общественного движения
В статье представлен анализ понятия «демократия», даются его историческая и современная трактовки, затем определяется сущность понятия «демократия», называются существующие виды демократии. Рассматривается понятие «демократическая культура личности» в аксиологическом и личностно-индивидуальном аспектах, определяется взаимосвязь этого понятия с другими явлениями, в частности с педагогической системой школы. Раскрывается историческая и современная связь терминов «демократия» и «культура» с опорой на работы известных ученых в данном направлении. Определяется понятие «детское общественное движение», предлагаются описания структуры, основных принципов деятельности детских общественных объединений, подчеркивается их самодеятельный характер, что составляет основу развития демократических отношений в детских организациях. Характеризуются функции детских общественных объединений, разновидность их форм и принадлежности. Подчеркивается разнообразие организаций, которое создает условия для реализации принципа демократии и свободы выбора.
Детские общественные объединения, которые рассматриваются как часть социального движения, представляют совместные действия детей и взрослых. Также в статье говорится о том, что реализация детской общественной демократии основывается на главных принципах демократической жизни общества. Предлагается описание основных условий настоящей демократии, которые характерны для взрослой демократии. Подчеркивается, что организаторам и координаторам детского движения важно знать и учитывать условия подлиной демократии и соотносить их с особенностями детских социально-педагогических систем.
Ключевые слова: демократия, демократическая культура личности, детское движение, детские общественные организации, детская субкультура.
A. S. Pyatkov
Formation of Teenagers' Democratic Culture in Conditions of Children's Social Movement
The analysis of the notion «democracy» is submitted, its historical and modern treatment is given, the essence of the notion «democracy» is defined, existing types of democracy are called. The notion «democratic culture of the personality» in the axiological and personal and individual aspects is considered, the interrelation of this notion with other phenomena is determined, in particular with the school pedagogical system. Historical and modern link of the two terms «democracy» and «culture» is determined being based on works by famous scientists in this direction. The definition to «children's social movement» is given, descriptions of the structure and the basic principles of activity of children's public associations are offered, their amateur character is emphasized that is a basis of development of the democratic relations in the children's organizations. Functions of children's public associations, a kind of their forms and membership are characterized. A variety of organizations is pointed out which creates conditions to realize the principle of democracy and freedom of choice. Children's public associations are regarded as a part of the social movement representing joint actions of children and adults. Also in the article it is said that realization of children's public democracy is based on the main principles of democratic life of the society. The description of the main conditions of the real democracy, which are typical for adult democracy is offered. It is emphasized that organizers and coordinators of the children's movement should know and consider conditions of genuine democracy and correlate them with features of children's social and pedagogical systems.
Keywords: democracy, democratic culture of the person, children's movement, children's public organizations, children's subculture.
Сегодня категория «демократическая культура» используется не только в политической сфере. Привычными для восприятия стали словосочетания: «демократические формы общения», «демократические отношения», «демократическая школа» и т. д., общеупотребимой комплексной характеристикой человека стало понятие «демократ». Часть этих категорий имеют глубокое научное обоснование и точное содержание: демократический стиль управления (К. Левин), производственная демократия (Э. Майо, М. Фолллет), демо-
кратическая (диалогическая) коммуникация (М. Р. Битянова, А. А. Бодалев, Дж. Макдауголл, В. В. Юстицкий и др.), демократический стиль семейных отношений (Э. Г. Эйдмилллер, В. В. Юстицкий, А. А. Бодалев), демократический стиль учителя (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт), демократический стиль педагогического руководства (Е. М. Крутова, Н. Ф. Маслова, Л. И. Криволап, Г. Н. Мальковская и др.), демократическое воспитание (О. С. Газман) и т. д. Попробуем далее, обобщив эти подходы, рассмотреть категорию
© Пятков А. С., 2015
«демократическая культура личности» в широком смысле. Из приведенных выше примеров мы видим, что понятие «демократический» является междисциплинарным и задает качественное состояние той или иной характеристики сферы социальных взаимодействий. Часто оно рассматривается в дихотомической паре и противопоставляется понятиям «авторитарный», «административно-командный», «жесткий», имеющим негативный регрессивный смысл. Демократическое общение (управление, руководство и т. д.) рассматривается как позитивное, передовое, эффективное. Между двумя полюсами можно выделить измеряемые промежуточные уровни, отражающие возможное развитие.
Демократическая культура личности - способ деятельности человека, реализующего практическую включенность его как субъекта управления и регуляции народовластия в систему общественных отношений, выражения интересов социальных общностей людей.
Понятие «демократическая культура лично -сти» характеризует деятельность по освоению, созданию, потреблению и применению норм, традиций, ценностей культурно-демократической природы. Демократическая культура личности -это механизм деятельности человека для достижения общественно значимых целей, отражающих интересы людей на основе индивидуально -культурного свободного самовыражения и действия.
Определение содержания демократической культуры личности объективно детерминировано реальными условиями общественного и политического культурно-демократического бытия коллектива, региона, страны, цивилизации, конкретно-исторической ступенью развитая общества и личности, общекультурной зрелости индивида.
В аксиологическом личностно-
индивидуальном аспекте демократическая культура личности может быть определена как совокупность ценностей и норм (свободы, справедливости, прав и обязанностей, ответственности, самосознания и других), способ их деятельностной самореализации в системе социальных, политических, экономических, правовых и социокультурных отношений людей, базирующихся на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей человека.
Демократическая культура личности реализуется в социальных взаимодействиях. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова взаимодействие трактуется как «процесс взаимного
влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний... Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать. Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться». Данное определение дает представление об универсальности явления взаимодействия, при этом подчеркивается, что взаимодействие носит сущностный характер (на уровне всеобщего закона), поэтому может рассматриваться одновременно и как процесс, и как связь, и как форма движения материи. Понятие «взаимодействие» вбирает разнохарактерные связи, прямые и обратные воздействия, процессы обмена (информацией, эмоциями, энергией), общение, формы совместной деятельности людей в различных ситуациях.
Для педагогической системы школы категория «демократическая культура личности» является возможной целью ее деятельности. Из теории систем известно, что система развивается, если цель ее функционирования является элементом системы высшего порядка. Педагогическая система является подсистемой для системы социальной и сам термин «демократическая культура личности» пришел к нам из политологии. В связи с этим, нам представляется важным рассмотреть явления демократии и демократической культуры личности в политологическом и социологическом аспектах, выявить их особенности в контексте русской культурно-исторической традиции.
Демократия, означающая в буквальном переводе с греческого народовластие, определяется в юридическом энциклопедическом словаре как форма общественной власти, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти. История человечества убедительно свидетельствует, что демократия представляет собой постоянно развивающуюся социально-политическую систему. Сложились такие виды демократии как прямая и представительская, конституционная и социальная, буржуазная и социалистическая. Демократия представляет собой разноплановое национально-воеобразное явление. Современная демократия рассматривается как проявление и достижение, прежде всего, западной цивилизации. Западная демократия складывалась в условиях дуализма власти (церковная и светская), борьбы за уменьшение злоупотреблений власти и состояла в борьбе за права личности, ее автономию от государственной власти и общественный договор, который ограничивал бы вмеша-
тельство права. Именно право (а не нравственность, как в России) стало основным способом регулирования общественных отношений.
Культура может рассматриваться как качественная характеристика различных сфер общественной жизни. Важнейшими характеристиками развития личности сегодня является ее коммуникативная культура, управленческая культура, педагогическая культура и пр., причем компонентный анализ данных типов культуры показывает, что они обеспечивают соответственно способность к демократической коммуникации, демократическому управлению, демократическому педагогическому общению и т. д. Интересен тот факт, что данные виды социального взаимодействия находятся между собой в отношениях взаимной зависимости. Например, в исследованиях А. А. Бодалева, Т. К. Кузьминой, Т. С. Буториной устанавливаются связи между стилем общения педагога с учащимися и стилем руководства.
Современной наукой выполняется много исследований, в которых та или иная более простая или более сложная сторона «культурности» поведения человека освещается сама по себе, вне связи с другими: культура семейных отношений, культура труда, культура поведения, деловая культура и т. д. Педагогика, как и многие гуманитарные науки, вынуждена «препарировать» человека, разъединяя его свойства на отдельные блоки, а процесс воспитания на виды и направления. Как подчеркивает И. Крылова «субординационные представления о содержании воспитания вытеснили из сознания педагогов его целостный образ», видение общих задач развития целостной личности как «системы социокультурных свойств». Это намного снижает возможности педагогики, так как проникновение в сущность каждого явления возможно лишь через постижение его связей с другими явлениями. Культура многообразна и неисчерпаема для освоения в пределах одной человеческой жизни. Как считает О. С. Газман, необходим «базовый компонент личностной культуры - та генеральная способность, которая является обязательной предпосылкой и условием возможности отбора элементов общественной культуры для культуры индивидуальной». С. А. Вой-това видит выход в синтезе «видов» культур и разработке более общего понятия - социальная культура.
Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносит свои акценты, новое содержание в культуру личности. Современный этап общественного развития характеризуется, как было показано ра-
нее, демократизацией социальных отношений, борьбой с традициями авторитаризма, что позволяет нам предложить как интегрированную характеристику социального развития человека современной эпохи демократическую культуру личности. Введение категории «демократическая культура личности» в широком смысле, а не как вида политической культуры, является теоретическим поиском способа упорядочивания социальных взаимодействий демократического типа и путей воспитания качеств демократической личности. Демократическая культура личности ребенка и взрослого призвана раскрыть меру социального развития человека как субъекта демократизации общественных отношений.
Детское общественное движение, согласно терминологическому ювенологическому словарю, это - социальное явление, представляющее собой совместные действия детей, объединяющихся с целью достижения своих прав и удовлетворения интересов, саморазвития, активного участия, наряду с другими членами общества, в жизни общества.
По своей структуре детское общественное движение являет собой совокупность самых разнообразных видов деятельности различных детских формирований: объединений, организаций, ассоциаций, клубов, которые имеют многоликий социальный характер и разновекторную содержательную направленность: спортивные, патриотические, скаутские, пионерские, тимуровские, ком-мунарские, экологические, эстетические и иные формы институциональной организованности детей. Как правило, эти объединения имеют общие целевые установки, направленные на формирование социальной активности, ответственности и успешной социальной адаптации подрастающего поколения. Их деятельность строится на основе принципов демократии, а по своему смыслу детское общественное движение является особенной частью гражданского общества, представляя собой весьма подвижную, непрерывно развивающуюся социально-педагогическую систему, обладающую определенным воспитательным потенциалом.
Таким образом, изучая детское общественное движение как объект научного исследования, мы в качестве предмета познания имеем дело с множеством детских общественных объединений, формирований, что в принципе отражает демократическую поликультурную сущность этого социально-педагогического феномена.
Детскому общественному объединению, как основной типичной организационной форме детского движения, свойственны его основные черты и характеристики. Это сообщество, содружество детей, базовое, первичное образование. Это -добровольное объединение детей на базе общих интересов, позволяющее ребенку раскрыть и проявить индивидуальные интересы. Его структура основана на демократии, без жесткого подчинения по иерархии.
В основе детского общественного объединения лежит инициатива и самодеятельность детей. Детское объединение или сообщество является инициативным, общественным, независимым, самостоятельным, самоуправляемым (в данном случае оно идентично организации). Общественными детскими объединениями признаются такие, в составе которых не менее 2/3 детей, т. е. граждан до 18 лет.
Деятельность ДОО строится на основе следующих принципов: детских интересов и инициативы, добровольности объединения детей; приро-досообразности детства; яркой социальной перспективы; независимости от структурных подразделения государственных учреждений, но сотрудничества с ними на правовой основе; непрерывной смысловой и актуальной социально-творческой деятельности; соответствия уставной деятельности, исключающей прибыль в целях ее распределения между членами детского сообщества; открытость и информационная обеспеченность (гласность); стимулирования и фиксации успехов (поощрения).
По своей организационной форме ДОО могут быть самыми разнообразными: общества, клубы, команды, ассоциации, отряды, бригады, кружки, экспедиции и пр. В этом также ярко проявляется принцип демократии и свободы выбора, сочетающиеся с ответственностью каждого члена объединения за свои дела и поступки.
Детское общественное движение успешно развивается, благодаря активной деятельности множества детских общественных объединений, которые действуют в рамках законодательства, на основе Устава (Положения) и обязательно строят свою работу с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов.
ДОО могут создаваться и действовать при государственных, частных образовательных и иных учреждениях (например, филателистов, любителей хоккея). В данном случае общественное объединение действует при поддержке государственных учреждений, в т. ч. и материальной, финансо-
вой на договорной основе, в соответствии с Меморандумами (договорами) о взаимном сотрудничестве в соответствии с действующим законодательством.
Деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации, является великолепной школой демократической культуры и формирования гражданского правосознания молодого поколения.
Говоря о демократической культуре и исследуя возможности детского общественного движения через ДОО продуктивно влиять на ее формирование, взращивание в детской среде, мы исходим из сущностного, исторически сложившегося классического понимания этого ценного социального явления, не допуская ни коим образом искажения его толкования.
Демократическая культура относится в своей сущности к сфере политической жизни общества и государства, к политической культуре.
Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Понятно, что, говоря о детских общественных объединениях, детском общественном движении, мы понимаем, что можем лишь в условной форме допускать реализацию принципов «народной» власти, детской общественной демократии, максимально основываясь на главных принципах демократической жизни:
— признание народа, то есть детей, членов объединения (организации) источником власти (детского самоуправления) и носителем суверенитета;
— равноправие граждан (детей-членов объединения) (правда, только формально-юридическое), педагогическое, равная возможность посильного участия каждого ребенка в общественной (политической) жизни;
— наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства (на основе Конвенции о правах ребенка и в соответствии с действующим законодательством;
— принцип большинства - именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю при полном и профессионально выверенном, тактичном психолого-педагогическом обеспечении;
— право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
— политический (общественный) плюрализм или плюрализм мнений, возможных инициатив и путей их решения, т. е. наличие различных автономных детских формирований (социально-политических партий), движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
— правовое детское сообщество (государство);
— четкое детское самоуправление (система разделения властей), при которой различные ветви общественной власти и достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
— гласность в действиях органов детского самоуправления (государственных органов) и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
— выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
— развитая система органов детского местного самоуправления. Организаторам и координаторам детского многоликого общественного движения важно знать основные условия настоящей демократии, которые надо обязательно соотносить с особенностями детских социально-педагогических систем:
Отметим, что для взрослой (настоящей, политической) демократии характерны:
— высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
— многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства;
— высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.
По мнению многих исследований, демократической культуре личности свойственны глубокое осознание значения деятельности правительства, чувство гордости за политические интересы страны, интерес к деятельности институтов власти, открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений, компетентность суждений, положительное отношение к демократической системе управления.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980-335 с.
2. Дженусов, А. И. Политическая культура как основа демократического развития общества [Текст] : дис. ... д-ра полит. наук / А. И. Дженусов. - СПб., 1995.
3. Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст] / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика-пресс, 2000. - 382 с.
4. Платонова, С. М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности [Текст] : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Платонова.- СПб., 2004. - 218 с.
5. Тесленко, А. Н., Дмитриенко, Е. А. Педагогика детского движения: теория и практика воспитательной работы [Текст] / А. Н. Тесленко, Е. А. Дмитриен-ко. - Астана-Кокшетау: НИИ СПИ КУАМ, ОФ «Центр ювенологических исследований», 2014. - 272 с.
6. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогический Центр, 1988. - 77 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Dejatel'nost' i psi-hologija lichnosti [Tekst] / K. A. Abul'hanova-Slavskaja. -M.: Nauka, 1980-335 s.
2. Dzhenusov, A. I. Politicheskaja kul'tura kak osnova demokraticheskogo razvitija obshhestva [Tekst] : dis. ... d-ra polit. nauk / A. I. Dzhenusov. - SPb., 1995.
3. D'jui, Dzh. Demokratija i obrazovanie [Tekst] / Dzh. D'jui. - M.: Pedagogika-press, 2000. - 382 s.
4. Platonova, S. M. Vospitanie demokraticheskoj kul'tury lichnosti shkol'nika v kollektivnoj organizatorskoj dejatel'nosti [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / S. M. Platonova.- SPb., 2004. - 218 c.
5. Teslenko, A. N., Dmitrienko, E. A. Pedagogika det-skogo dvizhenija: teorija i praktika vospitatel'noj raboty [Tekst] / A. N. Teslenko, E. A. Dmitrienko. - Astana-Kokshetau: NII SPI KUAM, OF «Centr ju-venologicheskih issledovanij», 2014. - 272 s.
6. Shhurkova, N. E. Vospitanie: novyj vzgljad s pozicii kul'tury [Tekst] / N. E. Shhurkova. - M.: Peda-gogicheskij Centr, 1988. - 77 s.