Научная статья на тему 'Педагогические основы формирования демократической культуры в детских общественных организациях'

Педагогические основы формирования демократической культуры в детских общественных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / DEMOCRATIC CULTURE / DEMOCRATIC PEDAGOGY / CHILDREN'S MOVEMENT / STUDENT-CENTERED APPROACH / SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пятков Александр Сергеевич

В статье описываются педагогические основы формирования демократической культуры в детских общественных организациях. Характеризуется процесс демократизации образования в современных условиях. Детская общественная организация рассматривается как структура, выступающая составной частью воспитательного пространства, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Деятельность в детской общественной организации по мере приобретения каждым ребенком опыта участия в общественной жизни способствует развитию многих личностных качеств (например, поиск самостоятельных оптимальных решений), определяющих в будущем социальную активность детей. Автором статьи определены критериальные оценки реализации личностного подхода в деятельности детской общественной организации, а также охарактеризованы роль и функции взрослых в детском объединении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Grounds to Forming Democratic Culture in Children’s Public Organizations

This article describes the pedagogical bases of formation of a democratic culture in children’s public organizations. It is characterized by the process of the democratization of education in modern conditions. Children’s Non-Governmental Organization is seen as a structure part of the educational space, organically combining education, training and personal development of the child. Activity in the children’s public organization contributes to the development of many of their personal qualities (eg, the search for optimal solutions independent), defining the social activity of children in the future. The author of the article defined criterial evaluation of the implementation of the personal approach in the activities of children’s public organizations, as well as describe the role and functions of the adults in the children’s pool.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы формирования демократической культуры в детских общественных организациях»

УДК 373.31.5+374

Пятков Александр Сергеевич

Аспирант кафедры педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, polosatiy_lis@mail.ru, Кокшетау, Казахстан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ фОРМИРОВАНИя ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КУЛьТУРЫ

в детских общественных организациях

Аннотация. В статье описываются педагогические основы формирования демократической культуры в детских общественных организациях. Характеризуется процесс демократизации образования в современных условиях. Детская общественная организация рассматривается как структура, выступающая составной частью воспитательного пространства, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Деятельность в детской общественной организации по мере приобретения каждым ребенком опыта участия в общественной жизни способствует развитию многих личностных качеств (например, поиск самостоятельных оптимальных решений), определяющих в будущем социальную активность детей. Автором статьи охарактеризованы роль и функции взрослых в детском объединении.

Ключевые слова: демократическая культура, демократическая педагогика, детское движение, личностно-ориентированный подход, социально-культурный потенциал.

Наметившаяся тенденция к демократизации жизни общества привела к тому, что все более популярным становится идеал демократического образования. По справедливому мнению И. Д. Фрумина, суть демократического идеала образования можно сформулировать достаточно просто. Она состоит в том, что демократическая школа способна и должна подготовить школьников к жизни в демократическом обществе [8]. Исследователь выделяет несколько областей, которые составляют всю проблематику демократического образования: подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства; подготовка детей к участию в демократически организованной общественной жизни; обеспечение равных возможностей для получения образования всеми детьми; подготовка детей к жизни в многонациональном и поликультурном обществе; подготовка детей к демократически организованной трудовой сфере; обеспечение активной роли школы в демократическом образовании общества; обеспечение демократического управления системой образования в целом и отдельными ее институтами. Очевидно, что все это многообразие трактовок демократического образования, подчеркивает И. Д. Фрумин, фактически можно свести к двум основным позициям: во-первых, подготовка школьников к жизни в демократических условиях -обучение демократии; во-вторых, функцио-

нирование и развитие системы образования и всех ее институтов как демократически организованной сферы [8].

Демократизация образования была заявлена в качестве системообразующего принципа школьных реформ, которые начались еще в период перестройки в конце 1980-х гг. и были продолжены в последующие два десятилетия. Процессы, происходящие сегодня в обществе, тенденции развития образования в начале XXI столетия стимулируют разработку демократической педагогики как особой философии образования. Демократическая педагогика способствует осознанию главной задачи современного образования, которая состоит в том, чтобы выступить активным устроителем и личности, и общества, и государства, причем в отличие от предыдущих эпох, не усиливая что-либо одно за счет принижения других, а гармонизируя каждую из этих сфер их взаимной поддержкой.

Особенность демократической педагогики заключается в том, что она, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития и реализации (самореализации) каждого человека, учит его учиться, действовать и общаться, уделяет особое внимание проблеме гармонизации интересов отдельного человека и группы (общества, сообщества). При этом в основе демократической педагогики лежит признание того, что:

а) человек становится человеком, только взаимодействуя, общаясь с другими людьми;

б) успешность человека напрямую связана с его способностью к сотрудничеству, конструктивному межличностному взаимодействию;

в) свободное и продуктивное развитие каждого человека есть условие и результат свободного и продуктивного развития всех;

г) наиболее эффективными механизмами, позволяющими гармонизировать интересы человека с интересами окружающих его людей, общества в целом являются механизмы демократии, которые педагогически переосмысливаются и эффективно используются в теории и практике образования.

По мнению авторитетных исследователей осуществления детской активности А. Г. Кирпичника и Н. Ф. Басова, в процессе создания условий для активного проявления гражданского общества в вопросах организации страны и местных сообществ «большие надежды возлагаются на различные структурные образования гражданского общества, в том числе и детские общественные объединения» [2, с. 201].

Специфические воспитательные задачи детского общественного объединения, независимо от конкретных его целей, в самом общем виде связаны с формированием у личности (ребенка и взрослого) положительной «Я-концепции», общечеловеческих ценностей (плюрализма, уважения к правам личности и закону, милосердия, взаимопонимания), межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству, гражданской и социальной ответственности.

Детские сообщества, основанные на близости интересов и добровольном включении ребят в социально ориентированную деятельность, являются потенциальным гарантом прав подростков на развитие, сохранение индивидуальности; на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний; на образование; на игру и отдых и др., закрепленных Конвенцией о правах ребенка через призму прав членов и норм жизни объединения. Другими специфическими звеньями этого механизма являются совместная социально полезная деятельность и обеспечение в ходе ее развития социальных позиций личности.

Направленность на реализацию прав ребенка предопределяет и основные черты методики организации жизнедеятельности

объединения, а именно: поливариантность сочетаний в ней поиска, игры, диалога, соревнования, романтики и творчества, более всего отвечающих возрастным особенностям детей, равно как особенностям должного бытия ребенка в условиях общественного формирования.

Детская общественная организация по праву рассматривается как важнейшая составляющая воспитательного пространства, сложившегося в современном обществе. Она социально востребована, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как структура, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка [4].

Процесс социализации в детской общественной организации отличают:

- создание условий для свободного выбора каждым подростком направления и вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности подростка;

- личностно-ориентированный подход к подростку, создание «ситуации успеха» для каждого;

- создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, самопознанию, самоопределению личности;

- признание за подростком права на ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя его достоинства.

Ребенок, вступая в детскую общественную организацию, стремится реализовать свои потребности в деятельности, среди которых выделяют:

- творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

- познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению

объема знаний, в том числе и в области, выходящей за рамки программ школьного образования;

- коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

- компенсаторные потребности, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;

- профориентационные прагматические потребности воспитанников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

- досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной деятельности в свободное время.

Результатом включения в деятельность является состояние включенности, характеризующееся интериоризаций цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.

Именно детская общественная организация в силу своей специфики эффективно формирует у подростков ощущение собственной личности, избавляет от привычки действовать только по подсказке, стимулирует поиск самостоятельных оптимальных решений, позволяет усваивать знания в том темпе и объеме, которые соответствуют их индивидуальным способностям. В результате такой деятельности у растущего человека определяется преобладающая направленность на ту или иную сферу профессиональной деятельности, согласно его индивидуальности.

Личностно-ориентированный подход предполагает помощь подростку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире подростка, служат главными ориентирами в образовательной деятельности. Именно успешность подростка выступает главным результатом педагогической деятельности,

а мера этой успешности определяется только относительно каждого подростка как личности.

Социализация подростка осуществляется успешно, если педагоги учитывают происходящие в нем изменения, его индивидуальные особенности, проявляют такт и деликатность в обращении с ним. Подросток должен почувствовать дружеское отношение педагога как старшего, более опытного товарища, с которым можно посоветоваться, поделиться сомнениями, мыслями, чувствами. Он должен быть уверен, что взрослый его поймет, при необходимости окажет помощь, не станет смеяться над неудачами.

При осуществлении деятельности детской общественной организации педагоги могут изучать уровень развития познавательной сферы и эмоциональных личностных особенностей каждого подростка, а также степень воздействия организации на его личностное развитие. Результаты наблюдений за личностными изменениями и сферой интересов у каждого подростка необходимо строго фиксировать на протяжении всего пребывания ребенка в организации. Такая информация позволит получить общую картину личностного развития подростка:

- общие тенденции, закономерности в личностном росте, в динамике личностных проявлений;

- индивидуальные особенности подростков, влияющие на эффективность их работы в объединении;

- оптимальные способы воздействия на подростка;

- развитие наблюдаемых качеств под влиянием деятельности в организации и соответственная корректировка методики работы с каждым подростком;

- направления дальнейшей работы на основе полученных результатов.

Критериями оценки реализации личност-но-ориентированного подхода в деятельности детской организации выступают:

- ценностный, мировоззренческий компонент, т. е. система ценностей или жизненных смыслов;

- культурологический компонент, т. е. освоение культуры;

- компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения и самоопределения личности;

- личностный компонент, связанный

с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

- природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.

Жизнедеятельность общественных объединений как вида воспитательного воздействия представляет собой в разной степени систематизированную совокупность социально-творческих и культурно-образовательных практик, предполагающих добровольное участие. В системе социального воспитания социальные движения, общественные объединения в зависимости от степени их институциональности, правового статуса и сферы деятельности могут выступать элементами:

- формального образования, если они осуществляют свою деятельность на базе государственного образовательного учреждения и занимают определенное место в его учебно-воспитательной системе;

- неформального образования, если их деятельность предполагает отдельные обучающие формы (в основном дополнительного образования);

- информального образования, если в их жизнедеятельности реализуются объективные воспитательно-образовательные возможности.

Особое значение имеет такой вид социального движения, как детское движение, ибо именно оно на современном этапе рассматривается как перспективная модель гражданского общества. Кроме того, именно в детском возрасте по мере формирования опыта участия в общественной жизни закладываются основы многих личностных качеств, определяющие социальную активность на протяжении дальнейшей жизни [5; 7; 8].

Детское движение самоценно, поскольку объективно обладает значимыми «социальными потенциалами» (Е. А. Дмитриенко), к которым, прежде всего, следует отнести:

- социально-педагогический, воспитательный потенциал, выраженный в целенаправленном развитии социальной активности детей и подростков; содействии их эффективной социализации, развитию социальной компетентности, демократической культуры и национального достоинства;

- социально-экономический потенциал, отражающий экономически выгодное

и эффективное решение острых социальных проблем, таких как борьба с детской преступностью и правонарушениями, наркоманией, игровой зависимостью и др.; подготовка кадрового резерва организаторов для различных сфер жизнедеятельности;

- социально-культурный потенциал, проявляющийся в утверждении социально ценных норм общественной жизни; сохранении и преумножении культурных традиций народа, конкретного региона, территории.

При этом собственно воспитательный потенциал социальных движений еще недостаточно изучен [Подроб. об этом: 3; 8], ибо они в полном объеме не попадают в объектную область педагогики. Как считает Е. А. Дми-триенко, педагогике еще предстоит выявить потенциальные риски и возможности куль-турообразующих процессов социального взаиморазвития человека и общества [3].

Ведущую роль в создании и развитии детского общественного движения играют взрослые, обладающие авторитетом, высокой гражданской позицией, профессионализмом, любящие детей и знающие как с ними работать. Взрослые в детском движении - мужчины и женщины старше 18 лет, непосредственно взаимодействующие с детьми в рамках функционирования общественной организации [6].

Взрослые лидеры детского движения являются, как правило, добровольцами и ведут воспитательную работу с детьми, молодыми людьми при наличии соответствующего уровня компетентности и их миссии. Миссией лидеров движения является эмоциональное и нравственное оздоровление общества и нации в целом, защита прав детства и побуждение к осознанному самостоятельному участию общества в социальном прогрессе.

Вдохновляющая миссия взрослых - пробуждать у детей и подростков интерес к общественной жизни, вдохновлять их на бескорыстное служение людям, обществу, Отечеству, укреплять и поддерживать в них веру в необходимость и востребованность их социального творчества. По своему содержанию миссия взрослого предполагает мобилизацию усилий подростков, других взрослых на служение обществу, на служение детям.

Поддерживающая миссия взрослого предполагает обеспечение комфортного су-

ществования в объединении каждому его участнику, разъяснение его востребованности в коллективной творческой деятельности, отсутствие какого-либо насилия в отношениях с детьми и подростками.

Представительская миссия взрослого основана на планомерном последовательном взаимодействии с другими взрослыми -представителями государственных структур, общественных объединений в интересах детей и подростков.

Из миссии вытекают специфические функции взрослых в детском объединении.

Идеологическая функция - соединение практической деятельности взрослого с коллективной деятельностью детей во имя определенной идеи общественного или общественно-политического толка.

Защищающая функция - совершенно новая функция, обусловленная, с одной стороны, необходимостью соблюдения Конвенции о правах ребенка, а с другой - вседозволенностью взрослых в условиях несовершенства правового поля, особенно в отношении определенной части взрослых и общества в целом к детям. Функция предполагает разработку и установление уставных правил поведения взрослых в детских объединениях, категорически запрещающих любое проявление морального, физического, психологического, сексуального насилия.

Организаторская функция - внесение в детскую среду и среду самих взрослых определенного порядка и системы отношений, создание структуры, разработка стратегии и тактики действия, определение в детской среде и среде взрослых определенных структурных ролей. Обеспечение контактов с другими взрослыми - родителями, педагогами, психологами - с целью мобилизации их потенциала для достижения цели и решения задач детских объединений.

Формирующая функция - установление, формирование и утверждение в практике нравственных норм и правил, стиля, тона отношений как в детской среде, так и во взрослой.

Имиджмейкерская функция - разработка системы символов, ритуалов, формы, традиций как для детских объединений, так и для взрослых, а также порядка их использования, в целях создания и утверждения в массовом общественном сознании нового современного имиджа руководителя, лидера

детского формирования.

Взрослый, которому доверена жизнь и деятельность ребенка за пределами школьного урока, в его свободное время, один на один с детьми без учителя и родителей, обязан нести высочайшую ответственность за жизнь этого ребенка (физическую и духовную), его настроение, нравственные установки, поступки, отношения с товарищами. В организации взрослый - это авторитет, на который равняются члены детского сообщества. Поэтому педагог должен быть очень ответственным и образованным человеком.

Детское объединение как бы «уравнивает» в определенной мере и степени взрослого и ребенка. Необходимость сотрудничества, защиты ребенка от диктата взрослого помогает преодолеть эгоцентризм взрослых по отношению к ребенку. Когда взрослому приходится работать с детским коллективом, он невольно ощущает силу детской солидарности, детского сообщества и, естественно, вынужден строить отношения с детьми на демократической основе, что способствует созданию благоприятной среды.

Педагогическая позиция взрослых - это создание основы отношений диалога «человек - человек», способствующих становлению субъективной позиции ребенка в объединении. Основу такой позиции составляет собственно воспитательная деятельность взрослого, которая осуществляется не вне объединения, «со стороны», по приказам, распоряжениям, а «внутри» объединения, в процессе непосредственной повседневной жизнедеятельности детей и взрослых.

В воспитательной деятельности взрослого фокусируется его гражданская позиция, отражаются личностные качества, духовные ценности, жизненные принципы, взгляды личности - человека. Ведь приходя в детское объединение, дети ищут общения не только со сверстниками, но и со взрослыми. Организация помогает ребенку развивать такие качества личности, как доброта, патриотизм, толерантность, качества делового человека. И взрослый должен помогать своим воспитанникам приобрести позитивный жизненный опыт, который, несомненно, пригодится им в жизни. Модели нормативных ситуаций разрабатываются философами, педагогами, психологами в соответствии с социальным

развитием общества, его идеалами, установками, нормами. Наиболее эффективный путь модернизации системы образования и

воспитания - это обновление содержания деятельности, создание высокоэффективной воспитательно-образовательной среды.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г., Левит М. В. Культурная антропология вариативного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://refdb.ru/look/2281454. html (дата обращения: 15.08.2015).

2. Кирпичник А. Г., Басов Н. Ф. Познание организованной активности детей в социуме // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2008. - Т. 18. - № 4. - С. 197-203.

3. Тесленко А. Н., Дмитриенко Е. А. Педагогика детского движения: теория и практика воспитательной работы. - Астана; Кокшетау: НИИ СПИ КУАМ, ОФ «Центр ювенологических исследований», 2014. - 272 с.

4. Трухачева Т. В., Кирпичник А. Г. Детское

движение: словарь-справочник. - М.: Пионер, 2005. - 544 с.

5. Трухачева Т. В., Кирпичник А. Г. Социоки-нетика: Лидерство в детском движении: время и ценности. - М.: [Б. и.], 2004. - 464 с.

6. Трухачева Т. В., Кирпичник А. Г. Социоки-нетика: стратегия и тактика детского движения нового века. - М.: Сигнал, 2002. - 512 с.

7. Участие детей в жизни школы, общества, государства: опыт и результаты: материалы для обсуждения / сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. - М.: [Б. и.], 2004. - 80 с.

8. Фрумин И. Д. Демократизация школы как основное направление ее обновления // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М.: Парсифаль, 1997. - С. 97-122.

Поступила в редакцию 25.02.2016

Pyatkov Alexandr Sergeyevich

Postgraduate student of teaching technologies, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, polosatiy_lis@mail.ru, Kokshetau, Kazakhstan

PEDAGOGICAL GROUNDS TO FORMING DEMOCRATIC CULTURE IN CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS

Abstract. This article describes the pedagogical bases of formation of a democratic culture in children's public organizations. It is characterized by the process of the democratization of education in modern conditions. Children's Non-Governmental Organization is seen as a structure part of the educational space, organically combining education, training and personal development of the child. Activity in the children's public organization contributes to the development of many of their personal qualities (eg, the search for optimal solutions independent), defining the social activity of children in the future. The author of the article defined criterial evaluation of the implementation of the personal approach in the activities of children's public organizations, as well as describe the role and functions of the adults in the children's pool.

Keywords: democratic culture, democratic pedagogy, children's movement, student-centered approach, social and cultural potential.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Asmolov, A. G., Lev, M. V., 2007. Kul'turnaja antropologija variativnogo obrazovanija [Cultural anthropology variable education] [online]. Available at: http://refdb.ru/look/2281454.html (Accessed 15 August 2015) (in Russ.).

2. Kirpichnik, A. G., Basov, N. F., 2008. Poz-nanie organizovannoj aktivnosti detej v sociume [Cognition organized activity of children in society]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo uni-

versiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. So-ciokinetika [Vestnik of Nekrasov Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics], 14, 4, pp. 197-203 (in Russ.).

3. Teslenko, A. N., Dmitrienko, E. A., 2014. Pedagogika detskogo dvizhenija: teorija i praktika vospitatel'noj raboty [Pedagogy children's move-

ment: the theory and practice of educational work]. Astana; Kokshetau: SPI Research Institute Kouame, PF "Center for Neurological Research", 272 p. (in Russ.).

4. Trukhacheva, T. V., Kirpichnik, A. G., 2005. Detskoe dvizhenie: slovar'-spravochnik [Baby movement Dictionary: a reference book]. Moscow: Pioner, 544 p. (in Russ.).

5. Trukhacheva, T. V., Kirpichnik, A. G., 2004. Sociokinetika: Liderstvo v detskom dvizhenii: vrem-ja i cennosti [Sotsiokinetika: Leadership in the children's movement: time and value]. Moscow, 464 p. (in Russ.).

6. Trukhacheva, T. V., Kirpichnik, A. G., 2002. Sociokinetika. Strategija i taktika detskogo dvizheni-ja novogo veka [Sotsiokinetika. Strategy and tactics

of the children's movement of the new century]. Moscow: Signal Publ., 512 p. (in Russ.).

7. Trukhacheva, T. V., Kirpichnik, A. G., eds., 2004. Uchastie detej v zhizni shkoly, obshhestva, gosudarstva: opyt i rezul'taty: materialy dlja obsuzh-denija [The participation of children in society: The experience and results: the material for discussion]. Moscow, 80 p. (in Russ.).

8. Frumin, I. D., 1997. Demokratizacija shkoly kak osnovnoe napravlenie ee obnovlenija [Democratization of schools as the main direction of its renewal]. Innovacionnoe dvizhenie v rossijskom shkol'nom obrazovanii [Innovative movement in the Russian school education]. Moscow: Parsifal, pp. 97-122 (in Russ.).

Submitted 25.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.