СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 329.78
Малиновский Андрей Викторович
кандидат психологических наук, доцент Ассоциация исследователей детского движения, Отдел по физической культуре, спорту и туризму администрации Александровского района Владимирской области
andrejmalinovsky@yandex.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье представлен анализ состояния актуального детского движения России, особенности развития общественно-государственной детской организации школьников, введено и рассмотрено понятие «качества детского движения», «методическая система взрослого-методиста организатора детского общественного объединения», проанализированы функции, строение, типы, этапы развития методической системы взрослого организатора ДОО, даны направления развития методических систем.
Ключевые слова: детское движение, взрослые организаторы детского движения, методическая система взрослого-методиста организатора детского общественного объединении, функции методической системы, типы методических систем, Ассоциация исследователей детского движения, формы взаимодействия взрослых организаторов детского движения, качество детского движения.
Актуальное состояние детского движения
Современное детское движение России представляет собой многообразную палитру детских общественных объединений. В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение - это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности их интересов для реализации совместных целей.
Вначале 1990-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. В середине 1990-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на детское движение и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др. Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.
Российское движение школьников (РДШ). Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация. Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 29 октября 2015 года № 536. Создана при Федеральном агентстве по делам молодёжи в целях совершенствования государственной политики в области
воспитания подрастающего поколения. Членство допускается с 8 лет и является добровольным.
Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций — Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновленные пионерские организации, отдельные дружины, отряды.
Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации - Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.
Историко-культурные и туристско-краеведче-ские объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции.
Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.
Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим
178
Вестник КГУ ^ 2017
© Малиновский А.В., 2017
просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».
Социально-реабилитационные и волонтёрские организации - широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.
Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры, как то, юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д. Заметны детские экономические организации - например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.
Религиозные детские объединения - организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.
Кроме того специалисты выделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания.
Иными словами, образ современного детского движения с позиции взрослого организатора детского объединения, представляется ярким, без четких (с точки зрения предмета деятельности) границ полотном, на котором умещается все многообразие интересов и возможностей детей и взрослых.
Развитие детской самодеятельной общественной инициативы происходило параллельно с формированием и научной общности ученых и практиков, анализирующих деятельность детских общественных объединений (ДОО) в постсоветскую эпоху. Примером такого научного анклава может быть Международная Ассоциация исследователей детского движения (г. Москва).
На каких идеях и методологических подходах формируется это многоцветное полотно социальных инициатив и действий детей и взрослых? В 1999 году в г. Костроме прошла научно-практическая конференция «Методические системы в детском движении: опыт и результаты», организованная Международной Ассоциацией исследователей детского движения при поддержке Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, администрации Костромской
области, Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. На этом научном форуме было отмечено, что многообразие в детском движении на постсоветском пространстве формируется на базе накопленного опыта в области общественного детского движения и в тех специфических методических системах, которые проверены отечественной историей и временем. Тогда речь велась о пионерской, скаутской, коммунар-ской, комсомольской методических, социальных и воспитательных системах, востребованных, как детьми, так и взрослыми. К каким выводам пришли ученые и практики на этой научной дискуссии и спустя время, какие из них можно отнести к прогностическим выводам, определяющим современное сущностное развитие детской общественной самодеятельности, приведем некоторые из них.
1. «Вся история пионерского движения свидетельствует о постоянной борьбе между двумя вполне совместимыми целями. Это цели общественно полезной деятельности и цели развития, воспитания личности...» (Л. Нагавкина, г. Санкт-Петербург).
2. «Особую значимость для детей в выборе именно. пути своего самовыражения и утверждения имеет факт широкого общественного признания организации, её высокий авторитет как самодеятельного общественного политического движения детей и подростков, выходящего за рамки страны.» (Е. Дмитриенко, г. Астана, Казахстан).
3. «Прочно привязанная к базе школы пионерская организация по существу превратилась в её придаток, а пионерская организация слилась с учебно-воспитательным процессом» (И. Зарахович, Г. Иващенко, И. Никитин, Э. Соколова, Н. Стрельникова, Л. Тимофеева, Т. Трухачева, г. Москва).
4. «.Предметом науки (о детском движении) является коллективная самодеятельность детей и подростков, объединенных в единую. организацию, деятельность которой направлена на улучшение окружающей жизни» (А. Кирпичник, г. Кострома).
5. «Теория деятельности пионерской организации должна исходить из того очевидного факта, что в изменившейся социально-политической ситуации пионерская организация стала (и эта тенденция будет усиливаться) не единственной, а одной из несколько структурно оформившихся отрядов детского и юношеского движения..» (А. Панов, г. Москва).
6. «.Логично полагать, что наука (о детском движении). должна быть интегративной и прикладной, то есть интегрировать и перерабатывать знания, с одной стороны, педагогические, с другой - общественно-политические.» (Е. Титова, г. Санкт-Петербург).
7. «.Хотелось бы подчеркнуть: не может быть методики пионерской работы в отрыве от теории, методика не может состоять лишь из рекоменда-
ций и советов «делай так». Такой подход высмеял в свое время К.Д. Ушинский, уподобляя его старушечьим рецептам, дескать, сделай так, батюшка, а там увидишь, что выйдет. Нет, подлинная методика - это единый ответ на оба вопроса: и как? и почему?» (К. Радина, г. Санкт-Петербург).
8. «Стержневой идеей методики должно стать стимулирование самодеятельности детей...» (Г. Иващенко, г. Москва).
О чем говорят эти выводы от первого лицам, сделанные на рубежах столетий, что может пригодиться и сегодня, став с одной стороны, выводом, с другой стороны - предостережением, вызовом, который нет необходимости повторять? Прежде всего, это выводы о том, что детское движение с точки зрения реализации гражданских прав личности многолико и многогранно; во-вторых, детское движение, тогда завоевывает авторитет в обществе, когда социально и личностно сориентировано; в-третьих, деятельность детской общественной организации не замыкается только стенами школы и учебно-воспитательной деятельностью, ДОО действует как партнер со всеми институтами определяющими качество жизни общества; в-четвертых, в основе деятельности ДОО лежит организация детской самодеятельности и неформальной активности и наконец, в-пятых, детское движение это единовременное соединение определенной теории, практики, методики, методов и форм достижения социально и личностно привлекательных целей.
Аккумулируя современную позицию исследователей Международной Ассоциации исследователей детского движения, в некоторый смысловой конструкт тезисов составляющих основу для построения теории и практики современного детского движения, можно с достоверностью утверждать о том, что:
1. Детское движение - это многомерное социальное явление, не связанное только с деятельностью школы, имеющее более широкие границы своего базирования и состава кадрового корпуса, которому, в том числе, необходима профессиональная и компетентностная подготовка.
2. Разнообразие организационно-правовых форм - от движения к организации, изначально связывается с освоением детьми и подростками своих гражданских прав и свобод, с жизнью ДОО в условиях самообязывающих правил и процедур, позволяющих не только освоить демократические правила и процедуры, но и сформировать осознанную ответственность за свои поступки.
3. Профессиональная позиция взрослого изначально связана с деятельностью детского общественного объединения, которая изменяется и компетентностно совершенствуется вместе с его деятельностью.
4. Построение детского общественного объединения связанно с разработкой и применением
в программных практических документах двух взаимосвязанных стратегических направлений деятельности: разработки и внедрения в практику деятельности ДОО детоведческого (ценностного), гуманистического аспекта жизнедеятельности ребенка в организации и выбора (подбора) специфических основ, принципов, форм и методов деятельности ДОО.
Какая бы идея не выступала в качестве основы объединения детей, подростков и взрослых в общественные формирования, организация и содержание деятельности этих формирований реализо-вывается в определенных формах, осуществляется конкретными средствами, приемами, методами, которые по мере развития деятельности отбираются, сохраняются, структурируются, образовывая достаточно устойчивое единство - методическую систему [4, с. 9]. Методическая система- это обеспечение пути от замысла и результата, ответ на вопрос - как действует объединение? Особая роль в методической системе детского общественного объединения принадлежит взрослым, которые изначально обладают особой ответственностью за разработку методических систем, способствующих самоорганизации процесса жизнедеятельности объединения, использования средств, адекватных возрасту, полу детей и подростков, их моральным и физическим возможностям. На конференции в Костроме в свободной научной дискуссии обсуждались секреты успешности наиболее устойчивых методических систем в отечественном детском движении: Всемирной скаутской организации, пионерской организации, коммунарского движения и вновь созданных детских общественных формирований, выделялись их актуальные общие характеристики: открытость; обособленность и специфичность.
Детское движение: особенности качества в современном обществе
Современная нормативно-правовая практика государства и новообразования в среде организованного детства позволяют говорить о новом качестве детского движения, которое ставит своей целью создание актуальной практики вовлечения детей в процесс их участия в решении вопросов, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве, содействия овладению ими навыками жизни в демократическом обществе, взаимодействия в диалоговом формате.
Детское общественное движение как создаваемая новая практика имеет ряд особенностей для современного общества: во-первых, общественное движение детей и взрослых, их участие в жизни общества и государства - это в большой мере вненормативная, внеформальная активность детей и подростков; во-вторых, это со-бытийная, социальная практика ребенка и взрослого, организация
личностного опыта на основании ценностной доктрины или идеологии общественной организации, когда воспитание не выступает отдельным направлением проводимых мероприятий, дел и акций, а формирует постоянное представление о ценности взаимодействий и взаимоотношений между ребенком, взрослым и обществом; в-третьих, общественная активность ребенка реализуется в общественном объединении, которое выступает для него социально значимой средой, в которой присутствуют все значимые атрибуты детства: игра, забота, внимание, ответственность и т.д.; в-четвертых, общественное объединение - это социальное пространство взросления, предлагающее ему либо просоциальный, либо протестный вектор развития.
Методическая система взрослого организатора детского общественного объединения
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта научно-практической деятельности Международной Ассоциации исследователей детского движения, позволяет смоделировать еще одну актуальную категорию в научном знании о детском движении - «методическая система взрослого-методиста, организатора детского объединения» (далее - МСВМ).
Условно модель формирования (формулирования профессиональной задачи) методической системы взрослого-методиста ДОО можно представить в виде спирали, первый виток «спирали» начинается с целей, задаваемых государственным заказом на воспитание и социальным заказом общества. Цели определяют социальную, педагогическую и методическую систему ДОО. В работах Н.В. Кузьминой и М.М. Пышкало определена структура социально-педагогической системы, включающая цели, содержание, методы и средства обучения/развития, оргформы. Первый компонент педагогической системы - цели. Цель - системообразующий компонент, определяющий функции всех остальных. Изменение целей определяет необходимость проектировочной деятельности, которая базируется на принципах. Проектировочная деятельность становится основой к пониманию целеполагания.
Е.С. Заир-Бек целеполагание определяет следующим образом: «информация о проблеме, условии, ситуации, ее анализ; формулировка проблемы и замыслов ее решения; список желаемых целей (прояснение целей); цели проекта общие как ценности образования; цели проекта как конкретно измеряемые результаты; цели проектирования как достижения в создании условий для развития образовательных процессов».
Методическая система (по Н.В. Кузьминой) состоит из тех же компонентов, что и педагогическая система; отличие состоит в том, что каждый из них приобрел методическую функцию.
Методическая система взрослого-методиста ДОО - это совокупность: целей, методов воспитания и развития, средств воспитания и развития, организационных форм и содержания воспитания и развития. Целостная методическая система взрослого-методиста ДОО направлена на: деятельное участие членов ДОО в решении социальных проблем и организации успешных социальных практик; консолидацию усилий гражданского общества по созданию условий для эффективного социального и гражданского развития членов ДОО; солидарные действия всех членов общественного объединения, целью которых является предотвращение социальных пороков и добровольное гражданственное служение общественным интересам.
Цели становятся носителями методической функции в том случае, если: язык целеполагания становится доступным и понятным как взрослому, так ребенку и родителям (точность и понятность формулировок); при конструировании формулировок целей используются только структурные элементы языка целеполагания (основными структурными элементами языка целеполагания являются служебные слова: «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику»; тело цели: осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними); обеспечение при формулировании цели ее диагно-стируемости (диагностируемость обеспечивается механизмом простого установления факта достижения обучаемым цели); строгое соблюдение последовательности процедур при целеполагании.
Средства развития и воспитания приобретают методическую функцию, если взрослый организатор ДОО совместно с подростками организует социальные практики общественного объединения.
При определении методами математической статистики устойчивости связей между компонентами было установлено, что самый подверженный изменениям компонент методической системы -«цели» (исключение его из методической системы ведет к ее разрушению); методы коррелируют со средствами воспитания и развития; самым консервативным является компонент - «оргформы воспитательного процесса и процесса развития». Содержание воспитания и развития в ДОО определяется целями. Устойчивость системы нарушается при трансформации организационных форм. При введении в методическую систему постоянного обучения взрослого как личности происходит «замыкание» всех связей между компонентами методической системы обучения на профессиональной деятельности взрослого организатора ДОО.
Выстраивая систему моделей, т. е. моделируя проектировочную деятельность, мы приходим к необходимости целеобразования, которое оказывает влияние на формирование методической системы взрослого, определение функций и свя-
зей между компонентами. Методическая система взрослого-методиста строится и действует как открытая система, т.е. способная изменяться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
Под методической системой взрослого-методиста в дальнейшем будем понимать совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методический стиль взрослого-методиста и организационные формы, необходимые для создания целенаправленного и строго определенного социально-педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию воспитательного и развивающего процессов.
Перечислим основные функции методической системы взрослого-методиста: гносеологическая, гуманистическая, проектировочная, нормативная и рефлексивная. Гносеологическая функция направлена на познание воспитательного и развивающего процесса как объекта конструирования; на изучение конкретных технологий; на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; на осознание основных идей педагогики, психологии и методики деятельности в ДОО; на осознание взрослым-методистом самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности. Гуманистическая функция направлена на утверждение в социально-воспитательном процессе ценности личности ребенка, установление позитивной концепции «Я-профессиональное», осознания личного педагогического опыта. Проектировочная функция проявляется в операционном, процедурном, технологическом обеспечении социального и воспитательного процесса, т. е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников социально-воспитательного процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций. Нормативная функция поддерживает соблюдение социально-воспитательных норм, выполняющих функцию ценностей в воспитательной и развивающей деятельности, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации государственного заказа на воспитание гражданина и патриота. Рефлексивная функция обеспечивает осмысление взрослым-методистом основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей; создание условий для развития рефлексии.
Итак, методическая система взрослого организатора ДОО состоит из трех компонентов: цели,
методический стиль и оргформы. Анализируя связи между компонентами, установлено, что при традиционных оргформах система развивается при изменении целей; при инновационных оргформах происходят следующие процессы: а) изменение целей влечет трансформацию методического стиля и затем оргформ, если цели определены заказом или приобретают личностную ценность для взрослого; или - оргформ, а далее методического стиля, если цели становятся ориентированными на личность ребенка; б) изменение оргформ влечет преобразование методического стиля, далее цели или целей, а затем методического стиля.
Условно можно выделить такие типы методических систем взрослых организаторов ДОО, как: «творческий» (1); «поисковый» (2); «нормальный» (3); «проблемный» (4). К первому типу будем относить такие методические системы взрослого организатора ДОО, в которых ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы в методическом стиле; инновационные оргформы. Ко второму типу - те, где ведущими являются цели-ценности, содержательно-операционный элемент и методический опыт - в методическом стиле; комбинирование инновационных оргформ с традиционными. К третьему типу - такие методические системы взрослого организатора ДОО, в которых ведущими являются цели-результаты; мотивационный и содержательно-операционный элементы и методический опыт - в методическом стиле; преобладает использование традиционных оргформ. К четвертому типу - те, в которых ведущими являются цели-результаты; когнитивный элемент методического стиля; превалируют традиционные оргформы социального и воспитательного процесса.
Становление методической системы взрослого-методиста организатора ДОО проходит три этапа: 1. Формирование знаний о методической системе взрослого-методиста и технологии ее проектирования. 2. Конструирование собственной методической системы взрослого-методиста (при изучении методик успешных социальных и воспитательных практик и в ходе непосредственной деятельности в детском общественном объединении). 3. Развитие методической системы взрослого-методиста в условиях профессионального саморазвития.
Методическая система взрослого-методиста организатора ДОО строится и действует как открытая система, т.е. способная к развитию, изменениям под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
Развитие методической системы взрослого-методиста организатора ДОО, достижение обозначенных целей, являющихся ключевым компонентом системы, можно обозначить в разных моделях. Но обобщая и выделяя некоторые закономерности,
все методические системы взрослого-методиста организатора ДОО актуально описываются по трем направлениям, которые носят мега целевой характер и относятся к методологическому приоритету в деятельности всей детской общественной организации: дето ориентированные (консервативные) методические системы ДОО; проектно ориентированные методические системы ДОО и корпоративно ориентированные методические системы.
Дето ориентированные методические системы, традиционные для отечественной педагогики практики социального воспитания и развития ребенка, осуществляемые специальными методами коллективного воспитания (пионеринг, скаутинг, коммунарство) ориентированные на целенаправленные изменения личности ребенка, развитие его потенциальных возможностей.
Проектно ориентированные методические системы, основанные на солидарных действиях всех членов детского объединения с целью решения важных социальных проблем, предотвращения пороков, гражданского служения общественным интересам проектными методами и инициативами (РДШ, Юнармия).
Корпоративно ориентированные методические системы основаны на целях и задачах политических, религиозных, социальных партий и движений, преследующих определенные корпоративные цели и ценности, привнося их в определение направлений общественного развития, соотнесенных с партийной (корпоративной) идеологемой.
Библиографический список
1. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. - Тверь: Науч. книга, 2007. - 112 с.
2. Воспитать человека: Сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, И.А. Зимней и др. - М.: Вента-Графф, 2002. - 384 с.
3. Макаренко А.С. О воспитании молодежи: Сб. избр. пед. произв. - М.: Трудрезервиздат, 1951. - 395 с.
4. Методические системы в детском движении: опыт и результаты. (Конференция-семинар. 15-18 ноября 1999 года) / ред.-сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - Кострома: Изд-во Костромского ун-та, 1999. - 74 с.
5. Методический акцент: Книга о подходах к развитию компетенций методиста - руководителя образовательной программы, проекта, курса, семинара взрослых организаторов детских общественных объединений / сост. и ред. Т.В. Трухаче-ва, А.Г. Кирпичник. - М., 2012. - 320 с.
6. Ответственный выбор: курс на взаимодействие / сост. и ред. А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачева. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 230 с.
7. Решетников О.В. Концепция развития общественной политики в современной России. - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 168 с.
8. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев; ред. Е.И. Соколова. - Пермь, 2001. - 201 с.