Научная статья на тему 'Региональная практика детского и молодежного движения как область прикладных научных исследований социально-педагогической направленности'

Региональная практика детского и молодежного движения как область прикладных научных исследований социально-педагогической направленности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
485
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / UPBRINGING / SOCIALIZATION / CHILDREN'S MOVEMENT / YOUTH MOVEMENT / CHILDREN'S AND YOUTH ORGANIZATIONS / APPLIED SCIENTIFIC RESEARCHES OF SOCIAL-PEDAGOGICAL DIRECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухушина Елена Валерьевна, Смышляева Лариса Германовна, Титова Галина Юрьевна, Середа Алена Владимировна

Аргументирована актуальность необходимости обновления концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения, развитию соответствующих образовательных практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Описана специфика деятельности детских и молодежных общественных объединений в современной России. Показаны особенности региональной практики детского и молодежного движения в Томской области. Обозначены актуальные направления научных исследований социально-педагогической направленности, связанные с различными аспектами развития практики детского и молодежного движения, выявленные посредством метода теоретического анализа. Обоснованы возможности образовательных программ магистратуры для реализации научно-педагогических исследований в рамках этих направлений. Представлены результаты осмысления и обобщения опыта Томского государственного педагогического университета, связанного с организацией прикладных научно-педагогических исследований (уровня научно-методической разработки) по проблеме развития региональной практики детского и молодежного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сухушина Елена Валерьевна, Смышляева Лариса Германовна, Титова Галина Юрьевна, Середа Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PRACTICE OF CHILDREN’S AND YOUTH MOVEMENT AS A FIELD OF APPLIED SOCIO-PEDAGOGICAL RESEARCH

The paper deals with the regional practice of children’s and youth movement as the field of applied scientific research of socio-pedagogical direction. The authors of the article put forward the arguments for the necessity of renewal of the conceptual approaches to the upbringing of the younger generation and the development of current educational practices including the elaboration of the new pedagogical technologies of upbringing which meet the requirements and correspond to the peculiarities of the modern world. The specifics of the activity of children’s and youth public associations in modern Russia are described. The peculiarities of the regional practice of children’s and youth movement in Tomsk region are presented. The paper indicates relevant directions of scientific research of socio-pedagogical direction, which are connected with different aspects of children’s and youth movement practice development. The directions are revealed by means of theoretical analysis. The paper grounds possibilities of the educational master programs for the realization of scientific research in the field of these directions. The authors of the paper present the results of the comprehension and generalization of the experience of Tomsk State Pedagogical University connected with the organization of applied scientific and pedagogical studies related to the problem of children’s and youth movement regional practice development.

Текст научной работы на тему «Региональная практика детского и молодежного движения как область прикладных научных исследований социально-педагогической направленности»

УДК 373. 83. 017.4 (571. 16)

РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-198-207

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Е. В. Сухушина1, Л. Г. Смышляева2, Г. Ю. Титова2, А. В. Середа2

1 Союз детских организаций Томской области «Чудо», Томск

2 Томский государственный педагогический университет, Томск

Аргументирована актуальность необходимости обновления концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения, развитию соответствующих образовательных практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Описана специфика деятельности детских и молодежных общественных объединений в современной России. Показаны особенности региональной практики детского и молодежного движения в Томской области. Обозначены актуальные направления научных исследований социально-педагогической направленности, связанные с различными аспектами развития практики детского и молодежного движения, выявленные посредством метода теоретического анализа. Обоснованы возможности образовательных программ магистратуры для реализации научно-педагогических исследований в рамках этих направлений. Представлены результаты осмысления и обобщения опыта Томского государственного педагогического университета, связанного с организацией прикладных научно-педагогических исследований (уровня научно-методической разработки) по проблеме развития региональной практики детского и молодежного движения.

Ключевые слова: воспитание, социализация, детское движение, молодежное движение, детские и молодежные общественные организации, прикладные научные исследования социально-педагогической направленности.

Современное состояние развития российского общества требует особого внимания к проблемам воспитания подрастающего поколения и глубокого осмысления каждого явления, связанного с ним.

По мнению большинства экспертов в области педагогики, в настоящее время особое значение приобретает задача воспитания у детей, подростков и молодежи социальной активности, гражданской позиции и социальной ответственности.

По определению С. Л. Комаровой, социальная активность - это сложноорганизованное системное образование, которому присуще проявление интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для продуктивной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества [1]. Для того чтобы почувствовать способность активно влиять на ситуацию, человек должен постоянно взаимодействовать с миром, формируя свою жизненную позицию, свои жизненные смыслы (Д. А. Леонтьев), поскольку именно во взаимодействии он начинает ощущать себя как часть целостности реального мира, оценивать свои силы (А. А. Баранов) и активизировать свой социальный потенциал [1].

В настоящее время возникает достаточно много вопросов, связанных с обновлением концептуальных подходов к воспитанию, развитию соответствующих образовательных

практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Решение этих вопросов требует осуществления соответствующих научных исследований социально-педагогической направленности.

На взгляд авторов, анализ, исследование и научно-педагогическое осмысление опыта региональных практик детского и молодежного движения является непременным условием развития концептуальных и организационно-технологических аспектов теории и практики воспитания подрастающего поколения. Это внесет существенный вклад в обогащение современной социально-педагогической теории.

Детское движение как совокупность действующих детских общественных объединений - это совершенно особая социальная ниша, позволяющая аккумулировать интересы, формировать мировоззренческие установки, поддерживать и развивать формы проявления гражданского участия подрастающего поколения в жизни общества и государства. Государственная политика Российской Федерации в области детского и молодежного движения на современном этапе представлена прежде всего в нормах Закона РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), где подчеркнуто, что создание детских объединений главной целью имеет социальное становление, развитие и самореализацию детей и подростков. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений, согласно указанному федеральному закону, понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством России в области государственной молодежной политики для создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений.

Одной из ключевых особенностей государственной молодежной политики нашей страны на современном этапе является официальное признание и стимулирование деятельности молодежных и детских общественных объединений. Это подтверждается Указом Президента РФ В. В. Путина от 29.10.2015 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», предполагающей активизацию деятельности различных общественных объединений детей, подростков, молодежи с гибкой, постоянно обновляющейся и развивающейся структурой поддержки инициатив обучающихся, с учетом сложившегося опыта и традиций воспитательной деятельности [2].

Специфика детского движения, выражающаяся в отсутствии жесткой стандартизации, в мобильности и адекватности вызовам современного общества, позволяет наделять молодежь компетенциями, востребованными в будущем. Поддерживая и стимулируя проявления гражданской активности, социального лидерства детей и подростков, детские организации осуществляют подготовку новой общественно-политической элиты. Они способствуют обеспечению стабильности в период межпоколенческих трансформаций, воспитывая в молодых людях законопослушность, ответственность и гуманистические ценнности, содействуют таким образом решению проблем общественной безопасности.

По данным официальной статистики, на сегодняшний день в России действует более 469 тыс. молодежных и детских общественных организаций - международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных.

Согласно экспертным оценкам, современное общественное движение в Российской Федерации демонополизировано, поливариантно по направлениям деятельности, разнообразно по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Эксперты указывают также, что в последнее время стала отчетливо обозначаться тенденция интеграции (кооперации) общественных детских и молодежных организаций в форматах региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций.

В большинстве научных работ педагогов и психологов определено, что цели детского общественного движения направлены на включение подрастающего поколения в общественно значимую деятельность, самоопределение и самореализацию личности, воспитание гражданской позиции. Эти цели реализуют три аспекта воспитания [3]. Прежде всего это социальный аспект, отражающий направленность на достижение цели, связанной с удовлетворением потребности общества организационно оформить социальную активность детей и молодежи в социально одобряемые практики, что выступает основой успешной социализации молодежи. Раскрывая данный аспект целей детского общественного движения, следует отметить, что через общественные организации происходит не только обогащение детей и подростков социально полезным и социально одобряемым опытом, но и обеспечивается самореализация участников движения. Психологический аспект целей детского общественного движения связан с созданием педагогических условий для осуществления стремления детей и подростков к общению (согласно закономерностям психического развития в онтогенезе, именно интимно-личностное общение выступает ведущим видом деятельности в подростковом возрасте), к формированию их представлений о возможных сценариях жизненного пути. Наличие педагогов-наставников при включенности ребенка в деятельность общественной организации обеспечивает возможность взрослеющему человеку в обращении за помощью к авторитетному взрослому, вызывающему доверие, в процессе обретения личностной идентичности. Педагогический аспект целей деятельности детских общественных объединений состоит в гармонизации опыта коммуникативного взаимодействия в детском коллективе, а также в организационно-методическом обеспечении реализации положительного воспитательного влияния сверстников друг на друга в социально значимой деятельности, взаимообогащении личного опыта детей и подростков.

Цель общественного объединения не определяется и не формулируется самой организацией (лишь конкретизируется и уточняется), чаще всего она представляет собой ориентир, задаваемый государством и обществом.

Причем детские и молодежные общественные организации обобщают и интегрируют индивидуальные цели участников. Это обеспечивается механизмами совместного принятия уставов и кодексов. Членство в таких организациях дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников. Организации общественные - это структурные образования (объединения) гражданского общества, активно становящегося сегодня в нашей стране. Их возникновение и функционирование является формой самоорганизации граждан, осознающих свои интересы и объединяющихся для их удовлетворения. Детские общественные организации и объединения не являются исключением. Очевидно, что возрастной состав их участников вызывает необходимость в соответствующей помощи и поддержке со стороны старшей части гражданского общества, из которой и выдвигаются организаторы детских объединений (мотивированные взрослые, в том числе профессиональные педагогические работники).

Взаимодействие государства и детских и молодежных общественных организаций может рассматриваться в шести направлениях [3]. Кратко охарактеризуем их.

1. Правовое обеспечение деятельности детских и молодежных общественных организаций, включающее действующие федеральные и региональные законы, нормативно-правовые документы местной законодательной и исполнительной власти. Данная сфера определяет: правовые нормы и рамки для деятельности детских, молодежных общественных организации; профессиональный статус кадров работников детского и молодежного движения (включая требования к их педагогической компетентности); условия, формы и порядок оказания государственной поддержки детским, молодежным объединениям; государст-

венные, а также общественно-государственные органы, осуществляющие государственную поддержку, их полномочия и ответственность в этих вопросах; формы участия детских, молодежных организаций в подготовке и реализации государственных решений, профильных целевых программ.

2. Финансовое обеспечение деятельности детского и молодежного движения определяет и обозначает: размеры и порядок частичного финансирования программ детских, молодежных общественных организаций; особенности государственного заказа через определение приоритетов и минимальных объемов субсидирования деятельности и проектов детских и молодежных общественных организаций. Важным аспектом функционирования данной сферы выступают процессы субсидирования, получения грантов, беспроцентных ссуд, кредитов на реализацию актуальных социально значимых инициатив детских и молодежных общественных организаций. Руководителям и специалистам соответствующих организаций важно глубоко и системно понимать то, какие направления работы, какие общественные инициативы наиболее актуальны на современном этапе для обоснованного и аргументированного выбора тематик детских проектов, акций, событий, социально-педагогических программ.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности детского и молодежного движения, также выступая важнейшим элементом функционирования рассматриваемой практики, представлено посредством следующих организационных механизмов: предоставление базы государственных учреждений для осуществления деятельности детских, молодежных общественных организаций; создание НКО-инкубаторов; лизинг; передача материально-технической базы государственных социальных учреждений с выполнением их функций детским и молодежным общественным объединениям.

4. Информационное и научно-методическое обеспечение деятельности детских и молодежных общественных организаций реализует следующие направления: создание специализированных информационных центров, аккумулирующих необходимую для развития детского и молодежного движения информацию; создание информационных изданий, представляющих проблемы и опыт детских и молодежных общественных организаций; создание научно-методических центров, оказывающих специфическую поддержку и сопровождение субъектам детского и молодежного движения, в том числе вновь созданным детским и молодежным общественным объединениям; организация экспериментальных площадок, реализующих инновационные программы детских и молодежных общественных объединений. На взгляд авторов, развитию и продуктивности деятельности данного направления поддержки детского и молодежного движения могут существенно содействовать научно-педагогические сообщества региона (исследовательские центры, университеты и т. п.), посредством обозначения и понимания наиболее актуальных задач информационного и научно-методического обеспечения данной практики, осуществляя непосредственно разработку соответствующих материалов, включая научно-педагогическое осмысление и обобщение практического опыта путем создания научных продуктов (научных статей, научных квалификационных работ, монографий и т. п.).

5. Кадровое обеспечение практики детского и молодежного движения включает: целевую подготовку кадров для детского и молодежного движения всех уровней; социально-правовую защиту и определение статуса кадров, работающих в детских и молодежных общественных организациях; материальную поддержку кадров детского и молодежного движения через организацию конкурсов, учреждение грантов, премий, званий и наград.

6. Обеспечение общественной поддержки деятельности детских и молодежных организаций, активно развиваемое в настоящее время. В эту сферу входит информирование общественности о деятельности детских и молодежных общественных организаций через СМИ; привлечение внимания общества через участие официальных представителей власти в мероприятиях детских и молодежных общественных организаций; содействие в создании общественно-государственных структур, способствующих развитию детского и молодежного движения (фонды, ассоциации, попечительские и координационные советы); создание системы мер для согласованного включения всех государственных структур в осуществление политики по отношению к детским и молодежным общественным организациям; содействие негосударственным организациям, оказывающим поддержку детским и молодежным общественным объединениям (льготы, награды и т. п.). Большую роль в укреплении данной сферы на региональном уровне играют экспертные сообщества, специализирующиеся в области проблем детского и молодежного движения. Так, в Томской области примером могут выступать экспертные советы, работающие при заместителях губернатора (профильные направления деятельности - заместитель губернатора Томской области по социальной политике, заместитель губернатора Томской области по внутренней политике) и заместителях глав муниципальных образований.

В настоящее время в мире и, соответственно, в России идет динамичный процесс установления нового ценностно-организационного формата отношений детских общественных организаций с государством и школой. В нем имеют место, конечно, и воспроизведение старых образцов, вплоть до полного слияния со школой и отношения конфронтации (противостояния, отрицания, отчуждения), и появление «ростков новых отношений». Попытка установления партнерских отношений важна и для детских общественных организаций, и для государства. Партнерские отношения с государством способствуют обретению подрастающим поколением опыта демократической культуры, продуктивного социального действия [4].

Детские и молодежные общественные организации доказали свою значимость как социальный институт, они признаны эффективной социально-педагогической практикой формирования прежде всего навыков коллективной и творческой деятельности, лидерских качеств молодого человека, его самореализации и самоопределения.

Детская общественная организация - одна из организационных форм, представляющих вариативность детских и молодежных движений. Согласно статье 8 Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995, общественной организацией является общественное объединение, созданное и функционирующее на основе совместной деятельности и ориентированное на достижение уставных целей объединившихся граждан.

Анализ специальной психолого-педагогической литературы позволяет обнаружить характерные признаки детской общественной организации как особого типа общественного объединения [4-9]. К таким признакам прежде всего относится наличие ценностной идеи и цели, ради которой организовывается и осуществляется совместная деятельность детей и взрослых. Добровольность вступления в организацию и свободный выход из нее также являются одновременно и принципом, и признаком детской общественной организации. К таким признакам специалисты относят также организационную самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество, четко выраженную структуру, определяющую положение в организации каждого. Специфическое отличие детской общественной организации составляют также установленные для всех нормы и правила, гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности) [3].

Задачи детских общественных объединений (организаций) определяются спецификой их миссии - социального предназначения (выше обозначены целевые аспекты их деятельности - социальный, психологический и педагогический) и спецификой содержательной направленности деятельности.

На основе анализа социально-педагогической литературы и осмысления практики детских общественных организаций можно обозначить типы задач рассматриваемых социальных сообществ детей и взрослых [4-9]. К первому типу задач детских общественных организаций можно отнести формирование жизнеспособных, саморазвивающихся коллективов, объединенных общими ценностями и целями (удовлетворение потребности детей, подростков, юношества в причастности к группе - подростково-юношеская «реакция группирования»). Второй тип задач рассматриваемой социально-педагогической практики отражает реализацию взаимосвязи старших и младших членов организации и обеспечение таким образом преемственности передачи социально одобряемых ценностей, норм и форм социально полезной активности от поколения к поколению (психолого-педагогические идеи воспитания личности через взаимодействие в разновозрастном коллективе). С задачами детских общественных организаций (третий тип) целесообразно связать формирование гражданской позиции у детей и подростков и их патриотическое воспитание. Этот тип задач продуктивно решается через включение детей и подростков в социально-экономическую структуру региона, через приобщение к освоению форм участия в народовластии, возможность отстаивать свои права и интересы, реализовывать демократические ценности.

В Томской области деятельность детских и молодежных общественных объединений подкреплена законодательно: Закон «О государственной молодежной политике в Томской области» (2008); Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области» (2006). На уровне органов исполнительной власти региона деятельность молодежных и детских общественных объединений курирует Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.

Численность детей и молодежи в 29 общественных организациях - 36 599 человек, что составляет 12,44 % от числа молодежи, проживающей на территории Томской области, в том числе 5 596 человек в возрасте 18-30 лет.

Самой крупной детской общественной организацией Томской области является союз детских организаций Томской области «Чудо», созданный 5 ноября 1991 г., являющийся на сегодняшний день членом международного Союза пионерских организаций Федерации детских организаций (СПО ФДО), который объединяет 83 субъекта из России и стран ближнего зарубежья.

В союзе детских организаций Томской области «Чудо» на 1 января 2017 г. состояло 24 875 членов и действовало 249 объединений в 18 муниципальных образованиях Томской области.

Ключевую роль в исследовании и осмыслении проблем региональной практики детского и молодежного движения в Томской области играет научно-педагогическое сообщество Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Так, в ТГПУ на базе кафедры социальной педагогики с 2014 г. начато осуществление образовательной программы магистратуры по психологии и педагогике детского и молодежного движения. Одной из концептуальных идей данной магистерской программы является рассмотрение практики детского и молодежного движения как области научных исследований социально-педагогической направленности. Так, за период реализации программы (два выпуска, семь человек) магистрантами были подготовлены и защищены магистерские диссертации по следующим блокам научно-практических педагогических проблем в рассматриваемой области:

- развитие концептуальных и теоретических основ практики детских и (или) молодежных общественных объединений в контексте современных проблем социализации подрастающего поколения;

- социальное партнерство детских и (или) молодежных общественных объединений;

- развитие организационных механизмов взаимодействия детских и (или) молодежных общественных объединений с образовательными организациями, органами законодательной и исполнительной власти, гражданским обществом, бизнесом;

- кадровые проблемы практики детских и (или) молодежных общественных объединений, включая аспекты подготовки кадров для данной сферы педагогического труда;

- современные технологии деятельности детских и (или) молодежных общественных объединений, включая проектную деятельность, квест-технологии, кибер-технологии и т. д.

Приведем примеры тем магистерских диссертаций, реализующих научно-педагогические исследования прикладной социально-педагогической направленности (уровень научно-методической разработки) по рассматриваемой проблематике (опыт кафедры социальной педагогики ТГПУ).

Так, Г. В. Афониной, методистом союза детских организаций Томской области «Чудо», в 2014-2016 гг. проведено исследование на тему «Патриотическое воспитание подростков в условиях взаимодействия детской общественной организации и детского оздоровительного лагеря» (магистерская диссертация защищена в 2016 г.). Результаты исследования студенческих сообществ как пространства развития профессиональных компетенций студентов педвуза в 2017 г. были представлены А. В. Середа, заместителем декана по воспитательной работе педагогического факультета ТГПУ. Подготовка педагогов к развитию практики Российского движения школьников средствами дополнительного образования стала темой магистерской диссертации Д. Е. Покровского, заместителя директора по региональному взаимодействию ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», координирующего Российское движение школьников на региональном уровне (2017 г.). А. А. Сеченова, заместитель руководителя Центра социальной работы НИ ТПУ, выполнила и в 2017 г. успешно защитила результаты исследования по магистерской диссертации на тему «Развитие культуры межнационального общения студентов в системе воспитательной работы национального исследовательского университета». Также в 2017 г. были защищены магистерские диссертации по проблематике, связанной с исследованием, осмыслением и развитием практики детского и молодежного движения на региональном уровне Томской области: «Детская организация как пространство социального воспитания подростков» (Е. Д. Белоусова, педагог-организатор МАОУ СОШ № 35 г. Томска); «Формирование социально одобряемых увлечений подростков средствами профильных смен детского оздоровительного лагеря» (О. П. Куренская, директор ДООЛ «Солнечная республика»); «Деятельность детской общественной организации по социально-личностному развитию подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации» (Н. М. Михайловская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЦДиСО «Здоровье»).

Кроме того, ряд выпускников названной магистерской программы продолжают свои исследования в формате работы над кандидатскими диссертациями. Так, Е. В. Сухушина, являясь заместителем председателя СДО-ФДО «Чудо» Томской области и координатором Российского движения школьников в Томской области, работает над диссертационным исследованием по проблеме реализации возможностей проектной деятельности для развития региональной практики детского и молодежного движения. Д. Е. Покровский, заместитель директора ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», защитив магистерскую диссертацию по теме «Подготовка педагогов к развитию практики российского движения школь-

ников средствами дополнительного образования», продолжает научный поиск в заданном направлении.

Перспективными направлениями прикладных научно-педагогических исследований в области развития общественных объединений детей и молодежи в современной России, по мнению авторов, являются [3, 4, 7-11 и др.]:

- научное обоснование системы разноуровневой подготовки кадров для сферы детского и молодежного движения;

- организационно-правовые основы создания инициативных разновозрастных групп и межсекторных центров поддержки социальных инициатив на муниципальном (общинном) уровне, их программное научно-методическое обеспечение;

- организационно-правовые механизмы интеграции российских детских и молодежных общественных объединений в интернациональные проекты и программы, организационно-педагогические условия развития практики международных контактов;

- развитие практики пробного действия в пространстве детских и молодежных общественных объединений;

- развитие концептуальных и организационно-технологических основ практики Российского движения школьников.

Список литературы

I. Каргаполова Ю . В . Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый . 2014 . № 21. С . 575-577.

2 . О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение

школьников» // Указ Президента Российской Федерации от 29 . 10 .2015 № 536.

3 . Мальцева Э . А. , Костина Н . М . Педагогика детского движения: учеб. пособие . Ижевск: Удмуртский ун-т, 2000 . 515 с .

4 . Никитина Н . И . , Глухова М . Ф . Методика и технология работы социального педагога . М . : Владос, 2005. 399 с .

5 . Панарин И . А. Особенности социальной ответственности у современных лидеров молодежных движений // Вестн .

Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 5 (83) . С . 134-137.

6 . Борисова Т . С . Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся моло-

дежи // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 5 (83) . С . 34-39.

7 . Титова Г . Ю . , Ермолова Т . В . Влияние участия студентов педвуза в молодежных общественных организациях на фор-

мирование их профессионального самосознания // VII Сибирская школа молодого ученого: материалы Междунар . науч . -практ . конф . Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ, Институт теории образования; под общей ред . В . А. Дмитриенко . 2006 . С . 181-183 .

8 . Титова Г . Ю . Участие студентов ТГПУ, обучающихся по специальности «социальная педагогика», в деятельности

детского научного общества // Детское общественное объединение как институт социального воспитания и среда самовыражения ребенка: документы и материалы . 2000 . С . 71-72 .

9 . Титова Г . Ю . Теория и практика вожатской деятельности: метод . пособие . Томск, 2017 . 55 с .

10 . Середа А . В . , Титова Г . Ю . Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности сту-

дентов педвуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . Вып 2 (12) . С . 84-91.

II. Demina L . S . , Smyshlyaeva L . G . , Titova G . Yu . , Dudina E . N . Professional probation as a system-base of acmedirected bachelor training for socially-critical environmental education . Ecology, Environment and Conservation . 2014 . Vol . 20 (Suppl . ) . Pp 507-514

Сухушина Елена Валерьевна, общественная организация «Союз детских организаций Томской области „Чудо"» (пл. Ленина, 8, Томск, Россия, 634050). E-mail: seval_72@mail.ru

Смышляева Лариса Германовна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: laris.s@mail.ru

Титова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: titova_g@mail.ru

Середа Алена Владимировна, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sereda0892@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 20.12.2016

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-198-207

REGIONAL PRACTICE OF CHILDREN'S AND YOUTH MOVEMENT AS A FIELD OF APPLIED SOCIO-PEDAGOGICAL RESEARCH

E. V. Sukhushina1, L. G. Smyshlyaeva2, G. U. Titova2,. V. Sereda2

1 Public organization «The union of children's organizations of Tomsk region "Chudo"», Tomsk, Russian

Federation

2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The paper deals with the regional practice of children's and youth movement as the field of applied scientific research of socio-pedagogical direction. The authors of the article put forward the arguments for the necessity of renewal of the conceptual approaches to the upbringing of the younger generation and the development of current educational practices including the elaboration of the new pedagogical technologies of upbringing which meet the requirements and correspond to the peculiarities of the modern world. The specifics of the activity of children's and youth public associations in modern Russia are described. The peculiarities of the regional practice of children's and youth movement in Tomsk region are presented. The paper indicates relevant directions of scientific research of socio-pedagogical direction, which are connected with different aspects of children's and youth movement practice development. The directions are revealed by means of theoretical analysis. The paper grounds possibilities of the educational master programs for the realization of scientific research in the field of these directions. The authors of the paper present the results of the comprehension and generalization of the experience of Tomsk State Pedagogical University connected with the organization of applied scientific and pedagogical studies related to the problem of children's and youth movement regional practice development.

Key words: upbringing, socialization, children's movement, youth movement, children's and youth organizations, applied scientific researches of social-pedagogical direction.

References

1. Kargapolova Yu . V. Teoreticheskiy analiz osnovnykh podkhodov k opredeleniyu ponyatiya "sotsial'naya aktivnost'" [Theoretical analysis of the main approaches to the definition of the notion "social activity'] . Molodoy uchenyy- Young Scientist, 2014, no . 21, pp . 575-577 (in Russian) .

2 . Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29.10.2015 No. 536 O sozdanii Obshcherossiyskoy obshchestvenno-gosudarst-

vennoy detsko-yunosheskoy organizatsii "Rossiyskoye dvizheniye shkol'nikov" [Order of the President of Russian Federation of October 29, 2015 No . 536 about creation of the All-Russian public and state children's and youthful organization "Russian movement of school-children"] (in Russian)

3 . Mal'tseva E . A. , Kostina N . M . Pedagogika detskogo dvizheniya: uchebnoye posobiye [Pedagogy of children's movement

teaching aid] . Izhevsk, Udmurtskiy universitet Publ . , 2000 . 515 p . (in Russian) .

4 . Nikitina N . I. , Glukhova M . F. Metodika i tekhnologiya raboty sotsial'nogo pedagoga [Methods and technologies of social

teacher work] . Moscow, Vlados Publ . , 2005. 399 p . (in Russian) .

5 . Panarin I. A . Osobennosti sotsial'noy otvetstvennosti u sovremennykh liderov molodezhnykh dvizheniy [Social responsibil-

ity peculiarities of youth movement leaders today] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2009, vol . 5 (83), pp . 134-137 (in Russian) .

6 . Borisova T S . Aktivnost' i initsiativnost' kak osnova formirovaniya sotsial'noy otvetstvennosti uchashcheysya molodezhi

[The peculiarities of forming young people social responsibility] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol . 5 (83), pp . 34-39 (in Russian) .

7 . Titova G . Yu . , Ermolova T. V. Vliyaniye uchastiya studentov pedvuza v molodezhnykh obshchestvennykh organizatsiyakh na

formirovaniye ikh professional'nogo samosoznaniya [Influence of the pedagogical high school students participating in youth public organizations to the their professional self-consciousness formation] . Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii (VII Sibirskaya shkola molodogo uchenogo) [Materials of the International Scientific and Practical Conference (VII Siberian School of young scientist)] . Tomsk, 2006, pp . 181-183 (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 . Titova G . Yu . Uchastiye studentov TGPU, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti "Sotsial'naya pedagogika", v deyatel'nosti

detskogo nauchnogo obshchestva [Participation of TSPU students of the specialty Social pedagogy in the activity of children's scientific association] . Detskoye obshchestvennoye ob"yedineniye kak institut sotsial'nogo vospitaniya i sreda samo-vyrazheniya rebenka: dokumenty i materialy [Children's public association as the institution of social upbringing and the environment of child's self-expression: documents and materials], 2000, pp . 71-72 (in Russian) .

9 . Titova G . Yu . Teoriya i praktika vozhatskoy deyatel'nosti [Theory and practice of councellor's activity] . Tomsk, 2017 . 55 p . (in

Russian)

10 . Sereda A . V. , Titova G . Yu . Kuratorskaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya professional'noy kompetentnosti studentov

pedvuza [Curatorial activity as a means of development of professional competence of teacher training university students] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol . 2 (12), pp . 84-91 (in Russian) . 11. Demina L . S . , Smyshlyaeva L . G . , Titova G . Y. , Dudina E . N . Professional probation as a system-base of acmedirected bachelor training for socially-critical environmental education . Ecology, Environment and Conservation, 2014, vol . 20 (Sup-pl . ), pp . 507-514.

Sukhushina E. V., Public organization «The union of children's organizations of Tomsk region "Chudo"» (pl. Lenina, 8, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: seval_72@mail.ru

Smyshlyaeva L. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: laris.s@mail.ru

Titova G. U., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: titova_g@mail.ru

Sereda A. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: sereda0892@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.