Научная статья на тему 'Гражданская значимость молодежного волонтерского движения'

Гражданская значимость молодежного волонтерского движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
964
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL ACTIONS / YOUTH INITIATIVES / CHARITY ORGANIZATIONS / PATRIOTIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревякина Валентина Ивановна

Статья описывает современный опыт молодежного движения волонтерских объединений на территории Томска и Томской области. Рассмотрены существующие формы гражданского воспитания, способствующие развитию социальной активности и патриотических качеств подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC IMPORTANCE OF YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT

The article describes the contemporary experience of youth movement of volunteer organizations in Tomsk and Tomsk region. The article deals with the existing forms of civic upbringing, which assist in the development of social activity and patriotic qualities of rising generation.

Текст научной работы на тему «Гражданская значимость молодежного волонтерского движения»

ВОСПИТАНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

УДК 37:001.12.18

В. И. Ревякина

ГРАЖДАНСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья описывает современный опыт молодежного движения волонтерских объединений на территории Томска и Томской области. Рассмотрены существующие формы гражданского воспитания, способствующие развитию социальной активности и патриотических качеств подрастающего поколения.

Ключевые слова: волонтеры, социальные акции, молодежные инициативы, благотворительные организации, патриотическое воспитание.

В современной общественной жизни сибирских регионов произошли заметные сдвиги, связанные со всплеском гражданской активности, особенно характерной для молодежной среды старшеклассников и студенчества. Со всей очевидностью можно утверждать, что этот феномен принимает размах не только сибирского, а общероссийского масштаба [1].

Так, ранее представлялось, что устраиваемые активными молодыми людьми в рамках кампанейщины эпизодические санитарно-просветительские, благотворительные, экологические и другие разнообразные акции, обусловлены провинциальной скукой. Однако практика показала, что это не так, энергетика волонтерского движения нарастает и находит много новых форм массового и системного применения нерастраченных душевных устремлений молодых людей.

В этой связи хотелось бы приоритетно выделить акцию высочайшего гражданского звучания «Бессмертный полк», впервые проведенную в Томске на параде Победы 9 мая 2012 года и показавшую другим городам России и бывшим союзным республикам достойный пример неформальной организации великих памятных дат. Инициаторы акции - недавние студенты, молодые томские журналисты Игорь Дмитриев, Сергей Лапенков и Сергей Колотовкин. В памятном шествии среди множественных колонн вузовских и производственных коллективов в отдельной колонне «Бессмертного полка» прошли более 5 тыс. городских жителей, главным образом вдов, детей и внуков погибших героев, с портретами своих родственников - участников Великой Отечественной войны, которых уже нет среди живых, но память о них всегда в сердцах живущих. Идея этой беспримерной акции - сохранять память о героях не только на мемориальных гранитных плитах с фамилиями, но акцентировать массовое общественное осмысление значимости понятия «истинный гражданин Отечества». Это удалось в полной мере и получило горячий отклик в душах

жителей Томска, которые, не будучи проинформированными, в качестве зрителей наблюдали шествие. В следующем году, без сомнения, они вольются как полноправные участники в еще более многочисленную колонну «Бессмертного полка».

В России сегодня ощущается великая потребность в добровольческих организациях. В связи с этим следует остановиться на деятельности молодежного российского движения волонтеров - одной из эффективных форм развития гражданских качеств молодых людей. Движение волонтеров -это официальное предоставление услуг и другие формы активного гражданского участия, которое осуществляется добровольно. Добровольцы, с точки зрения закона РФ, граждане, осуществляющие благотворительную деятельность без расчета на денежное вознаграждение во благо широкой общественности. Особую нужду в деятельности и поддержке волонтеров (а среди них, как правило, молодежь старшего школьного и студенческого возраста, согласная принимать участие в любом полезном бесплатном труде) сегодня испытывают благотворительные организации. И это понятно -деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим: одиноким престарелым гражданам, инвалидам в домах-интернатах, больным людям в хосписах, людям, массово пострадавшим от стихийных бедствий, мигрантам и беженцам из зон боевых действий, бездомным людям [1].

Обобщенный опыт волонтерского движения молодежи на территории Томской области позволяет вычленить системность и основные направления гражданского поведения добровольцев из числа старшеклассников и студентов:

- регулярные ежегодные студенческие акции, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, беспризорности, на пропаганду здорового образа жизни;

- экологические акции по благоустройству муниципальных территорий: обустройство дворовых детских площадок, озеленение городских улиц; экологические марши, уборка муниципальных территорий от мусора и загрязнений;

- помощь приютам для животных, добровольная помощь зоопаркам, лесхозам и заповедникам;

- разработка и реализация программ «Больничные дети», «Школа больничных клоунов» [1].

Полагаем, что именно последнее направление добровольческого движения молодежи заслуживает специального рассмотрения. В Томске существует благотворительный фонд «БлаговестЪ», возглавляемый молодой девушкой Яной Свечкарёвой. Одна из задач фонда - забота о детях, лишенных родительской опеки и материнской любви. Волонтеры - студенты, участники этого фонда - проводят творческие занятия с такими детьми в социально-реабилитационных центрах и интернатах, выполняют функции воспитателей и нянь в детских больницах, где ребятишки длительно находятся на излечении, а родственники не имеют возможности их посещать. Всего по программе «Больничные дети» благовестовские воспитатели в трех детских больницах только в 2012 г. охватили своей заботой около 270 детей. Вся деятельность энтузиастов фонда основана на взаимопонимании и взаимовыручке неравнодушных людей, так как благотворительность требует огромных затрат личного времени, душевных усилий, а главное - призвания к деятельности во благо другим людям. Только при этих условиях волонтерская деятельность становится смыслом повседневной жизни человека.

Необходимо отметить, что количество волонтерских объединений ежегодно растет благодаря энтузиазму студентов - они хотят быть полезными обществу. Для студенческой молодежи, обучающейся в учреждениях педагогического профиля, особенно интересна помощь детям. В детских домах они устраивают игры, прогулки, развивающие и развлекательные занятия с малышами или посещают детские медучреждения в качестве больничных клоунов. Первый выпуск школы больничных клоунов состоялся в 2010 г. - 12 клоунов. В 2011 г. выпуск составил 18 человек. Основные предметы обучения в школе клоунов: больничная этика и гигиенические нормы, детская психология, основы актерского мастерства, риторика, фокусы, грим, импровизация. Общеизвестно, что в некоторых отделениях детских больниц дети с онкологическими заболеваниями находятся подолгу. Эти больные ребятишки лишены радости движения и общения. Волонтеры-клоуны дарят больному ребенку положительные эмоции, а сверх этого что-либо сделать в больнице для выздоровления детей почти невозможно. В рамках своей социальной деятельности

томские больничные клоуны осуществляют еще один проект - «Домашнее визитирование», т. е. посещение в выходные дни тех семей, где воспитываются дети-инвалиды. В списке насчитывается 30 таких семей, однако, к сожалению, регулярно посещать абсолютно всех невозможно из-за нехватки у студентов-волонтеров и времени, и даже денег на поездки в отдаленные районы города. Становится очевидным, что такой гуманный проект «Школы больничных клоунов» требует дальнейшего развития при финансовой поддержке спонсоров или муниципальных властей: на приобретение костюмов, реквизита, а также подарков для маленьких пациентов больниц [2].

Волонтерская деятельность разнопланова, однако при всех очевидных различиях по форме имеет общую целевую направленность - социальную полезность. Например, на протяжении нескольких последних лет томские волонтеры, шутливо называющие себя «странные люди», откликаются на призывы СМИ и объединяются для наведения порядка, очистки от накопившихся бытовых загрязнений набережных Томи, городских озер и малых речушек. Самая первая совместная акция инициативной группы «странных людей» не предполагала ни у коммунальщиков, ни у городских властей далеко идущих планов относительно жизнеспособности новоявленного общественного объединения. Однако регулярно устраиваемые субботники на бесхозных городских территориях (за которые формально никто не отвечает и без этих странных молодых активистов по-прежнему остались бы заброшенными местами, облюбованными наркоманами) сегодня признаются популяризацией идеи «убери сам» и одним из главных итогов общественно полезной самоорганизации молодежи. К настоящему времени в городе проведено более 20 субботников, участники постоянно меняются, что свидетельствует о популярности в среде учащейся молодежи данной продуктивной идеи. Усилиями волонтеров вычищен центральный сквер Памяти жертв политических репрессий, парки в разных концах города, а на самом ярком и образцово организованном их проекте «Ревизия аллеи Гоголя» (приведение в порядок неряшливого гаражного массива) побывало в качестве активных участников более 400 человек.

Инициативы волонтеров в Томской области оказались непреходящими и получили продолжение в виде ставшей уже традиционной ежегодной Недели добра, совместимой с проведением декад благотворительности под названием «Старость в радость». Показательно, что в этих добровольческих акциях принимают участие тимуровские отряды городских и сельских школ Томской области, а также инициативные группы граждан, коллективы

школ и учреждений дополнительного образования. Цель акций - привлечение молодежи к оказанию помощи ветеранам и одиноким пенсионерам по основным направлениям: «На дворе дрова» (заготовка, распиливание и укладывание дров), «Беседы за чаем», «Зеленый день» (уборка овощей и картофеля на приусадебных огородах пенсионеров и на так называемом социальном поле).

Проект «Старость в радость», организаторами которого стали четыре студентки томских вузов, предполагал также сбор подарков для безродных пожилых людей и инвалидов, постоянно проживающих в домах-интернатах. Эти люди лишены почти всех человеческих и бытовых радостей, испытывают потребность в первую очередь во внимании, добром слове и рады любому проявлению даже самой малой заботы о них со стороны других людей: будь то подаренная персональная кружка с собственным именем будущего владельца, шерстяные носки, теплый халат или столь необходимые очки. Молодежная инициатива получила широкий общественный отклик, за одну акцию горожане собрали более 1 500 подарков, среди которых оказались и весьма существенные в материальном плане [2].

Показательна спонтанная, но моментальная и единодушная реакция молодых и взрослых жителей Томска на взрыв в доме по ул. Сибирской как образец общественной взаимопомощи. Жители города, 70 % из которых молодежь, безвозмездно сдавали кровь для получивших ранения во время взрыва, везли вещи и деньги к школе, где временно разместились семьи, оставшиеся без крыши над головой. В социальных сетях появилась масса инициативных молодежных групп, координирующих и раздающих помощь пострадавшим [3].

Становится очевидным, что мотивами волонтерской деятельности выступают не призывы и указания сверху, а истинный энтузиазм, альтруизм и подвижничество граждан; стремление быть социально полезным; неравнодушное отношение к происходящему; потребность в решении проблем других людей; желание реализовать свои инициативы.

В этом плане достаточно активно проявляют себя тимуровские отряды учащихся школ как равнозначная структура волонтерского движения. В настоящее время местные периодические издания регулярно отмечают, что в тимуровском движении принимают участие более 600 школьников в составе 45 отрядов из нескольких районов Томской области, а возрождением этого движения озаботилась областная организация «Мультикультурный Томск». Начинание поддерживают областной департамент по молодежной политике, физкультуре и спорту, а также департамент социальной защиты населения и департамент образования [2] .

Практика выявила еще одну результативную форму воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности. С 2006 г. и по настоящее время действует целевая программа «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области», инициированная и реализуемая Ассоциацией оборонно-спортивных клубов области. В рамках программы организованы и ежегодно действуют 11 военно-спортивных лагерей, профильную подготовку в которых уже прошли 1 315 молодых человек, среди которых значительная часть так называемых трудных подростков из социально неблагополучных семей. В целом в различных мероприятиях данной программы оказались задействованы более 40 тыс. молодых людей г. Томска и области. Городскими властями оказана поддержка 13 проектам тех организаций, которые кадрами, а также материально, технически и финансово обеспечивают функционирование системы гражданского и военно-патриотического воспитания. В контексте данного направления особого внимания заслуживает волонтерская патриотическая поисковая деятельность студентов политехнического университета и нескольких томских колледжей, входящих в объединенный добровольческий отряд «Память». Каждое лето они выезжают на места сражений Великой Отечественной войны, раскапывая безвестные захоронения с целью установить по найденным солдатским медальонам и другим сохранившимся предметам имена павших героев и сообщить имеющимся родственникам место захоронения. Кроме того, студенты отряда «Память» целенаправленно едут на Смоленщину, где помогают ухаживать за братской могилой, восстанавливать партизанские землянки, пополнять экспонаты Музея боевой славы, ремонтировать мемориал, установленный в честь защитников Родины, среди которых погибшие на этой земле студенты, преподаватели и выпускники Томского политехнического университета.

Россия - страна многонациональная, мультикуль-турная, и характер народов, ее населяющих, неоднозначен. А это означает, что судьба и будущее России зависит от воспитания из подрастающих поколений истинных сынов Отечества усилиями образовательных учреждений всех уровней, учителей и воспитателей [3]. Не может быть школы без гражданского и патриотического воспитания. Исходя из этой аксиомы, в помощь школам Томской области создан отдел гражданского образования «Региональный центр развития образования», координирующий свою деятельность с руководителями МОУ и их заместителями по воспитательной работе. Основные направления деятельности регионального центра:

- создание и развитие сети центров гражданского образования молодежи на базе городских и сельских школ;

- разработка и внедрение программ гражданской направленности;

- поддержка гражданских инициатив учащейся молодежи;

- методическое и экспертное сопровождение проектов и программ;

- внедрение различных моделей ученического самоуправления в МОУ

Опыт свидетельствует, что одним из действенных способов включения учащейся молодежи школьного возраста в процесс создания гражданского общества в России является социальное проектирование, а также ученическое самоуправление, например, в рамках городского межшкольного детско-взрослого объединения на базе дома детского творчества «Планета» г. Томска. В этом меж-школьном городском объединении с 2002 по 2012 г. приняли участие около 5 тыс. подростков 13-16 лет из 20 массовых школ и гимназий. Тематика проблемно-ценностного содержания воспитательного процесса объединения задается совместным планированием детьми и взрослыми единой сюжетной линии, включающей серию ключевых событий года: «Что значит быть гражданином?», «Гражданин своего Отечества и мира», «Когда история учит», «Память сердца», «Подарок ветерану», «Толерантность и конфликты», «Земля - территория примирения» и т. д. Реализация содержания программы каждого года в этом учреждении дополнительного образования предполагает создание условий для воспитания гражданственности в атмосфере сотрудничества, всеобщей заинтересованности, инициативности за счет разнообразной, содержательно насыщенной, деятельностной воспитательной среды. Эти условия реализуются посредством погружения воспитанников Дома творчества детей и молодежи в избранную ими проблему, в исследовательское, социально значимое про-

ектирование и его реализацию с целью способствовать гражданскому самоопределению подростка и подготовить его к ответственному гражданскому действию [4].

Анализ результативности созданных в каждом районе Томской области центров гражданского образования детей и молодежи показал - они стали основной организационной формой деятельности детско-взрослых сообществ по развитию позитивного социального опыта в виде свободного выбора занятий, нацеленных на самореализацию потребностей молодого человека.

Представленные выше проекты дают основание считать, что современные подростки и студенты понимают важность своего добровольного гражданского участия в решении актуальных проблем общественной жизни на уровне школы, поселка, района, родного города. Работа по планированию и реализации социальных проектов доказывает умение молодых людей мыслить по государственному и уже сегодня своим непосредственным участием улучшать жизнь. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равноправии, молодой человек вырабатывает необходимые для жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание солидарности с коллективом обеспечивает чувство эмоциональной и психологической уверенности, стабильности, гражданской правоты и полезности, формирует чувство социальной ответственности за себя и других [5].

Таким образом, не требует доказательств то, что волонтерство в его различных формах как одно из проявлений молодежной субкультуры - это перспективное, социально значимое молодежное движение чрезвычайной важности, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств: социальной активности, ответственности, толерантности.

Список литературы

1. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 54-58.

2. Областная еженедельная газета «Томские новости». № 41 (653). 19 октября 2012 года.

3. Ревякина В. И. Обзор материалов спецпроекта «Высшая лига. Новые имена» // Томские новости. № 3 (666). 24 января 2013.

4. Печерица Э. И. Воспитание подростков в системе дополнительного образования // Тр. Института теории образования ТГПУ / под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 4. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 190-197.

5. Гатилова З. Н., Ревякина В. И. Межпредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6. С. 23-26.

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 27.02.2013.

V I. Revyakina

CIVIC IMPORTANCE OF YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT

The article describes the contemporary experience of youth movement of volunteer organizations in Tomsk and Tomsk region. The article deals with the existing forms of civic upbringing, which assist in the development of social activity and patriotic qualities of rising generation.

Key words: social actions, youth initiatives, charity organizations, patriotic upbringing.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.