Научная статья на тему 'Добровольчество: генезис и мотивы'

Добровольчество: генезис и мотивы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1349
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРЫ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / МОТИВАЦИЯ / VOLUNTEERS / VOLUNTEERISM / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбулёва Мария Сергеевна

Рассмотрены некоторые виды и направления благотворительности и их развитие: жертвование, добровольчество, прямая помощь, на основании чего делается предположение об уровнях мотивации волонтеров. Описаны идеологический, ценностный, социальный, материальный, эмоционально-психологический уровни мотивации волонтеров с представлением примеров, иллюстрирующих различные виды мотивации. Обсуждается явление «creative class» в современной культуре в качестве предварительного условия ориентации и различной мотивации волонтеров. Кроме того, обсужден вопрос о добровольцах в медицине и медицинских исследованиях с феноменом дегустации, который может давать возможность реализации различных социальных алгоритмов на основе добровольчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING: GENESIS AND MOTIVES

This report examines some of the types and directions of charity and development: donating, volunteering, direct aid, based on what is assumed about the level of volunteer’s motivation. Describes the ideological, axiological, social, material, emotional and psychological levels of volunteer’s motivation with providing of examples, that illustrate different kinds of motivation. Discusses the phenomenon of «creative class» in modern culture as a precondition for the volunteer's typology of orientation. Also talks about volunteers in medicine and medical researches with the phenomenon of degustation as an opportunity implement various social algorithms through volunteering. The study was supported by a RFBR grant № 14-06-00440 and grant RHF № 15-03-00598

Текст научной работы на тему «Добровольчество: генезис и мотивы»

УДК 13; 316 . 33; 316 . 34

М. С. Горбулёва

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО: ГЕНЕЗИС И МОТИВЫ

Рассмотрены некоторые виды и направления благотворительности и их развитие: жертвование, добровольчество, прямая помощь, на основании чего делается предположение об уровнях мотивации волонтеров. Описаны идеологический, ценностный, социальный, материальный, эмоционально-психологический уровни мотивации волонтеров с представлением примеров, иллюстрирующих различные виды мотивации. Обсуждается явление «creative class» в современной культуре в качестве предварительного условия ориентации и различной мотивации волонтеров. Кроме того, обсужден вопрос о добровольцах в медицине и медицинских исследованиях с феноменом дегустации, который может давать возможность реализации различных социальных алгоритмов на основе добровольчества.

Ключевые слова: волонтеры, добровольчество, мотивация.

Изменения общества в том или ином виде и качестве отражаются в искусстве, культуре, языке, социальных течениях. Внешние проявления, поступки людей - отражение изнанки культуры. По этим изменениям можно судить о ценностях человека, уровне развития культуры, социума. Говоря о ценностях сегодня, можно отметить явление добровольчества. В последние годы в России и во всем мире наблюдается тенденция роста благотворительных фондов, организаций, волонтерских объединений и обществ помощи в различных сферах (здравоохранение, экология, право, спорт, культура и др.). Если сравнивать количественные показатели и активность в этом поле еще десять лет назад, то можно увидеть хорошую положительную динамику. Благотворительные пожертвования, прямая помощь нуждающимся и волонтерский труд свидетельствуют о состоянии общества. Различные страны и культуры имеют разные традиции благотворительной деятельности, которые обусловлены историей, религией и обычаями. Всемирный индекс благотворительности (WorldGivinglndex) - многосложный показатель, измеряющий и отражающий динамику отношения и участия жителей разных государств в благотворительности. Данное исследование проводит британская организация «Фонд благотворительной помощи» (The Charities Aid Foundation - CAF)1. На сайте организации можно найти Всемирный индекс благотворительности за 2014 год2. В современном мире появляется множество возможностей участвовать в благотвори-

тельности, делать пожертвования, быть волонтером, причем даже снимая условности языковых, культурных различий, государственной принадлежности. Иллюстрирует такой феномен начавшаяся в 2014 г акция3 по повышению осведомленности о заболевании и сбору средств для больных, получившая название ALS Ice Bucket Challenge4, захлестнувшая Интернет за считанные недели. Конечно, здесь играет роль прогресс технологий, коммуникаций, общества, законов. Но бесспорно, что благотворительность, добровольчество, волонтерские движения с каждым годом набирают популярность и даже входят в моду. Это ведь должно идти именно от ценностей общества, ценностей каждого человека - так сложилось исторически. Человек в современном мире все чаще задумывается о своем месте в мире, социуме, о том, что он может или должен делать, о том, что каждый является творцом себя, своей жизни, окружающего мира, и что нет границ или они достаточно условны. Интенции и стратегии жизнетворчества человека важны для планирования и результативности действий [1].

Но что мотивирует человека облить себя ледяной водой и выложить видео-вызов в сеть для трех следующих участников, чтобы сделать пожертвование в фонд борьбы с болезнью, о которой он вообще раньше не знал? Много людей становятся волонтерами для помощи пострадавшим, поиска людей, ухода за инвалидами, престарелыми, детьми или животными. Что движет волонтерами: альтруизм или эгоизм, а быть может, - интерес или скука? Есть

1 Британская организация «Фонд благотворительной помощи» (The CharitiesAidFoundation - CAF) предоставляет услуги и помощь в Великобритании и международным благотворительным организациям, а также оказывает содействие, направляет пожертвования на благотворительность в целом . URL: https://www. cafonline . org/

2 См . : World Giving Index 2014 . URL: https://www.cafonline . org/publications/2014-publications/world-giving-index-2014. aspx

3 См . : http://www.alsa .org/fight-als/ice-bucket-challenge . html

4 Amyotrophic lateral sclerosis (ALS) - боковой (латеральный) амиотрофический склероз (БАС), известный также как болезнь моторных нейронов, мотонейронная болезнь, болезнь Шарко, в англоязычных странах - болезнь Лу Герига, - медленно прогрессирующее, неизлечимое дегенеративное заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение как верхних (моторная кора головного мозга), так и нижних (передние рога спинного мозга и ядра черепно-мозговых нервов) двигательных нейронов, что приводит к параличам и последующей атрофии мышц .

большой вопрос об аргументации этих поступков. Так нужно делать, потому что это хорошо; так нужно делать, потому что так делают все в моей школе/ университете/работе/городе/стране/мире; так нужно делать, потому что так делают известные/хорошие/ богатые/признанные обществом люди. Нужно спасать людей, ухаживать за больными, быть донором, быть вегетарианцем, усыновлять детей, беречь планету и др. Это нужно ради себя/ради других/ради детей/ради планеты/ради мира во всем мире/ради любви.

Жертвователи, добровольцы5, волонтеры6 - кто эти люди и с чем связан рост их количества - вопрос, ответ на который, безусловно, даст возможность понимания многих особенностей нынешнего состояния социума.

Безвозмездный труд волонтеров используется в различных областях: ликвидация последствий стихийных бедствий, проведение спортивных мероприятий, поиск людей, помощь социально незащищенным слоям населения и др. Часто это те сферы, где государство не справляется с нуждами граждан в поддержке. Из этого следует, что в волонтерской деятельности заинтересованы и государство, и общество в целом. Добровольчество является фундаментом гражданского общества. Оно привносит в окружающий мир потребность в свободе, безопасности, справедливости, способствует сохранению и укреплению человеческих ценностей. Законопроект о добровольчестве (во-лонтерстве) внесен в Госдуму Российской Федерации в 2013 г. Например, с волонтерами Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. заключался договор7.

Как правило, считается, что волонтер на основе осознанного свободного выбора обязуется безвозмездно выполнять работы и оказывать услуги, применяя своей опыт, знания, умения, навыки в целях осуществления какой-либо деятельности. Организаторы не предоставляют волонтеру денежного возмещения. Волонтер обязуется быть осведомленным и разделять положения, ценности и принципы движения, волонтерского сообщества, в котором он участвует, подчиняться правилам, установленным организаторами или фондом. Волонтер осуществляет свою деятельность добровольно, до-

бросовестно, честно, соблюдая и чтя законодательство, а также уважая достоинство, особенности и культуру всех людей: других волонтеров, сотрудников, участников, благопринимателей, вне зависимости от их пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности или религиозных воззрений.

Волонтеры имеют право на получение информации, необходимой для осуществления деятельности, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач. Волонтер может выбирать и менять вид, направление добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям, компетентности, и прекратить свою деятельность в любой момент. При необходимости волонтеры должны получать психологическую, моральную поддержку, а при возможности посещать тренинги и семинары, которые помогут и поддержат в осуществляемой программе. Волонтеры могут быть инициаторами изменений в организации деятельности, а также предлагать собственные проекты и получать помощь для их реализации.

Благотворительный фонд «Подари жизнь» создан с целью помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболева-ниями8. Его организаторы участвуют в формировании понимания волонтерской деятельности и ее созидании. В их источниках говорится о том, что волонтером является человек, который бесплатно и добровольно делает что-то для других людей. Волонтеры - это не те люди, которым нечем заняться, у них есть своя жизнь, семья, работа и, как у всех остальных людей, есть свободное время. Свое свободное время такие люди используют не только на отдых и развлечения, но и на то, чтобы помочь тем, кому сейчас трудно. Среди волонтеров благотворительных фондов в основном молодые люди, а также люди постарше. Они приходят в больницы, чтобы провести время с больными, скрасить их досуг. Также бывают волонтеры, которые не ходят к больным, но выполняют административную и организационную работу: дежурят в донорском саП-центре, покупают хозяйственные средства или оказывают услуги перевозки. От-

5 Доброволец - лицо, осуществляющее какую-либо деятельность добровольно, а также часто безвозмездно (не получая за это материального вознаграждения) . В законодательстве РФ: физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) (ст . 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности») .

6 Волонтер - человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью . В законодательстве РФ: граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность (п . 3 . 1 ст . 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г . № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»)

7 См . : Договор с Оргкомитетом . URL: https://vk. com/doc749610_159254527?hash=85e8ac4f58ad64b18e&dl=28aabb49a7217e1962

8 Благотворительный фонд «Подари жизнь» . URL: http://podari-zhizn .ru/

мечается постоянная нехватка желающих стать волонтером.

Также стоит отметить, что за последние 5 лет происходила активная адаптация зарубежного опыта защиты животных. Деятельность волонтерских движений защиты животных осуществляется на основе апробирования инициативными группами соответствующих моделей поведения. Это воплощается на практике в законодательных инициативах, в популяризации идей движений «зеленых», организации приютов для брошенных и пострадавших от жестокого обращения животных и др. Сам факт этих действий свидетельствует об отсутствии (или полной утрате) в отечественном опыте культурной традиции гуманного отношения к животным и защиты человеком того и тех, кто кажется им слабее себя. Позитивными примерами внедрения зарубежного опыта защиты слабых становится организация различных некоммерческих организаций, благотворительных фондов, социальных движений, направленных: на помощь оставшимся без попечения детям, пожилым людям и инвалидам, больным различными заболеваниями и их родственникам, людям, пострадавшим во время стихийных бедствий и войн, защиту окружающей среды, животных [2, с. 163].

Как показывают исследования и опросы, выделяются три вида благотворительности, доступные частным лицам: пожертвования, добровольчество и прямая помощь нуждающимся. Если пожертвования характерны для более взрослых представителей социума, а прямая помощь доступна практически каждому, вне зависимости от возраста и статуса, то добровольчество - это сфера молодежная. Как уже упоминалось выше, часто волонтеры - это люди, которые имеют свободное время и желание, достаточные для того, чтобы потратить его не только на себя. Учитывая эту особенность, практически во всех университетах сегодня есть центры волонтеров, добровольческие команды и организации. Исследователи и социологи считают добровольчество мощным инструментом вовлечения молодежи в общественную деятельность, способствующее приобретению опыта, социализации, получению различных полезных навыков, самоопределению и реализации потенциалов и так далее [3].

Почему люди, молодежь становятся волонтерами? Самые часто упоминаемые причины занятия волонтерской деятельностью - это желание и возможность помочь другим, а также возможность получить уникальный опыт, обучиться чему-то новому или полезному. Многие люди реализовываются

9 См . : http://www.zerowaste . org/;http://www.zerowastehome .com/

10 http://www.269life . com/

через добровольчество, знакомятся и общаются с новыми интересными людьми, расширяют свои рамки - социальные, культурные и др. Ознакомившись с различными направлениями благотворительности, удалось предположить несколько уровней мотивации волонтеров, которые, конечно, не могут быть избраны конкретным человеком в единичном варианте. Очень часто мотивация волонтеров многогранна, имеет индивидуальные особенности. Не претендуя на полноту выявленных особенностей, представим вариант упорядочения уровней мотиваций добровольцев.

Идеологический уровень связан с мировоззрением, направленностью личности. Существует тип людей, которые не могут пройти мимо чужого горя, несправедливости, считая оказание помощи своим призванием, миссией, смыслом всей жизни. Добровольчество для таких людей является неизбежностью. Случается так, что они посвящают этой деятельности всю жизнь, превращая это в свою основную, профессиональную деятельность, работу.

1. Например, существует объединение людей, которые ведут особый образ жизни - не оставляя после себя никакого мусора, минимизируя отрицательное, загрязняющее воздействие человека и его жизнедеятельности на окружающую среду (The Zero Waste Alliance - ZWA, etc.)9. Это осознанный выбор, в результате которого люди меняют свой стиль жизни, заботясь не только о себе, но и об окружающих, об экологическом состоянии и будущем всей планеты.

Также можно привести в пример активистов движения 269life10. Символика этого номера началась в октябре 2012 г. во время акции протеста на площади в Тель-Авиве. Защитники животных организовали эпатирующую акцию в знак солидарности с угнетаемыми животными. Представители движения из Израиля и России продемонстрировали свое сопереживание бесправным и страдающим членам общества - животным, выращивающимся для употребления в пищу людьми. Активистов заклеймили так же, как клеймят животных на фабриках промышленного животноводства. Номер «269», который раскаленным железом по всем правилам таврения животных, без применения обезболивающего, выжгли на их коже, - выбран не случайно. Это был порядковый номер теленка, который в соответствии со своим номером должен был пойти под нож. Волонтеры увидели очаровательного и беспомощного теленка на огромной израильской молочной ферме. Теленок был спасен, он остался жив и стал домаш-

ним животным. А движение 269life продолжает привлекать неравнодушных к использованию животных в мясомолочной индустрии, получении меха, кожи и другого людей, которые клеймят и татуируют цифру 269 на своем теле в знак солидарности и пропаганды.

Ценностный уровень характеризуется стремлением человека участвовать в решении каких-либо проблем (социальных, экологических и др.). Это заложено в гражданской позиции человека о том, что каждый может и должен помогать в меру своих возможностей. Люди должны поддерживать друг друга, на чем держится общество на всех уровнях (от семьи до государства). Если есть нуждающиеся - кто-то должен помогать. Это - идея о том, что помочь может каждый.

Это волонтеры - доноры крови, костного мозга и др. Существует много различных акций и мероприятий по привлечению доноров крови, например, акция Службы крови «.. .может только человек»11.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) - одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций, объединяющая около пяти миллионов постоянных сторонников и работающая более чем в 100 странах12. Они проводят акции, в которых можно принимать участие всем желающим различными способами: от простого пожертвования до непосредственного участия. Так, витрина благотворительных сувениров WWF призывает выбрать оригинальный и очень добрый подарок. Собранные средства с продаж идут на работу по сохранению дикой природы России13. А кампания «Сохраним тигра», продолжающая работу по сохранению тигра, дает возможность участия в программе символического «усыновления» одного из 500 тигров (благотворительный взнос «Усыновителя» тигра - от 25 000 рублей)14. Говоря об участии, стоит привести международную акцию «Час Земли», в ходе которой WWF призывает своих сторонников выключить свет и бытовые электроприборы на один час в знак неравнодушия к будущему планеты. В это же время гаснет подсветка самых известных зданий и памятников мира. В этом году Час Земли прошел в субботу, 28 марта, в 20:3015.

Благотворительный фонд «Дом Роналда Макдо-налда», основанный в 1984 г. компанией «Макдо-

налдс». Деятельность организации финансируется за счет благотворительных пожертвований организаций и простых людей. Средства, поступающие в Фонд, направляются непосредственно на благотворительность детям-инвалидам, в детские сады и медицинские учреждения. Ежегодно в ноябре компания «Макдоналдс» традиционно во всем мире проводит благотворительную акцию «Мак Хэппи День». В этот день все рестораны сети по всему миру одновременно участвуют в данном благотворительном проекте в пользу детей, нуждающихся в поддержке16.

Социальный уровень заключается в действии человека в коллективе единомышленников. Это дает чувство команды, сопричастности, осознание значимости личного вклада в общее дело. Упоминая социальный уровень, также нужно сказать о возможности узнавать новых, интересных, знаменитых людей, развивать социальные связи, общение. Работая в коллективе единомышленников, человек получает признание общества, осознает нужность своего труда. Происходит передача опыта, знаний, наставничество. Человек ощущает себя принадлежащим к отдельной касте, особому кругу людей, связанных одной темой, символикой, делом.

Фонд «Обнаженные сердца», основанный Натальей Водяновой, ставит своей целью сделать так, чтобы в жизни каждого ребенка было то, что абсолютно необходимо для полноценного, счастливого детства: любящая семья и безопасное развивающее игровое пространство17. Организаторы и волонтеры ежегодно устраивают благотворительные ярмарки и балы для сбора средств и реализации своих целей - помощи детям в России. Благотворительный полумарафон в Париже собирает единомышленников благотворительного забега, чтобы собрать пожертвования на полностью оборудованные комнаты для физического и сенсорного развития детей с аутизмом18. Акция «Открытки со смыслом» призывает отправить забавную и необычную электронную открытку с сайта организации за пожертвование, благодаря которому можно помочь тем, кто в этом действительно нуждается и избежать бессмысленных подарков19.

Эмоционально-психологический уровень отражает удовлетворение добровольцев от атмосферы

11 См .: http://www.yadonor. ru/become . htm

12 http://www.wwf. ru/

13 http://help .wwf. ru/podarki/

14 См . : www.wwf. ru/about/what_we_do/species/tiger/tiger

15 http://60 .wwf. ru/

16 http://www. rmhc . ru/

17 http://www. nakedheart . org/ru

18 См . : http://www. nakedheart . org/ш/news/полумаpафон-2015-паpиж-обнаженные-сеpдц/

19 См . : http://www. nakedheart.0rg/ru/0TKpbi™-ro-CMbiOT0M-2/

и общения с людьми, единомышленниками, благо-получателями. Работая на благое дело в команде единомышленников, видя, как меняется жизнь людей, человек ощущает вдохновение, глубокое вовлечение, эмоциональную связь с деятельностью и другими участниками, получает положительные эмоции, поддержку, испытывает радость и ощущение полноты жизни. Ведь помогать - это хорошо. Люди стремятся получать удовольствие от благотворительности, волонтерства. Для кого-то добровольчество - один из способов досуга, общения, изменения мира к лучшему. Когда человек участвует в чем-то подобном, он ощущает импульс к повышению уверенности, самооценки и удовлетворенности жизнью. Исследование Лондонской школы экономики показало, что у тех, кто уделяет во-лонтерству хотя бы 3-4 дня в месяц, уровень счастья повышается на 16 %.

Уровень саморазвития. На этом уровне человек получает возможность новой / интересной / неизвестной / желанной деятельности, самореализации, раскрытия творческого потенциала, скрытых способностей, получения профессиональных навыков, что является также большой возможностью для саморазвития личности, открытия новых граней индивида.

Организация «Больничные клоуны» помогает в социально-культурной реабилитации детей, находящихся на стационарном лечении медицинских учреждений, средствами клоунады, арт-терапии и игротерапии: не лекарствами, а путем создания позитивных эмоций20. Больничной клоунадой занимаются больничные клоуны, которые предварительно проходят обучение, тренинги.

Материальный уровень открывает возможность личной выгоды конкретного волонтера. Это, конечно, не оплата деятельности, но возможность доступа к определенной закрытой или недоступной в обыденной жизни информации, получения новых знаний, приобретения опыта, связей, знакомств. Очень часто перед волонтерами могут открываться новые возможности для развития и жизни, изучения языков, путешествий, работы с интересными людьми.

Довольно удачным примером здесь являются волонтеры на спортивных состязаниях, конференциях, культурных мероприятиях, олимпийских играх и т. д.

Особое место занимают волонтеры и добровольцы в медицинской сфере и исследованиях. Одна из первых и основных сфер деятельности волонтеров в России в первом десятилетии XXI в.: помощь в адаптации больных ВИЧ-инфекцией, помощь незащищенным слоям населения, помощь

20 http://www.meddown . ги/

в лечении больных наркоманией и алкоголизмом и др. Часто случается так, что добровольцами становятся сами больные или пострадавшие, которые прошли реабилитацию и приняли решение помочь другим. Как упоминалось выше, в настоящее время движение волонтеров становится все более массовым, затрагивающим все новые сферы деятельности, в том числе связанные с оказанием медицинской помощи населению. Конечно, факт увеличения добровольцев, которые желают работать в профессиональной медицинской среде, - является положительным. Но здесь вскрываются некоторые правовые, профессиональные, этические противоречия, которые могут возникать при использовании труда волонтеров в медицинских учреждениях.

Выделяют две категории волонтеров в сфере охраны здоровья: лица с медицинским образованием (врачи и медицинские сестры) и лица без медицинского образования (добровольцы и волонтеры без специального образования, студенты медицинских вузов).

Первая группа мало представлена в России, в категории волонтеров с особым, профессиональным статусом. Медицинские работники в основном выступают в роли координаторов или кураторов добровольческих проектов. Практически не привлекаются к работе в волонтерских программах пенсионеры-медики. Хотя это имело бы два позитивных момента: квалифицированные помощники-добровольцы, а пенсионеры чувствовали бы себя социально активными, востребованными. Вторая категория добровольцев в сфере здравоохранения - лица, не имеющие медицинского образования, или студенты, получающие медицинскую специальность. Данный вид волонтеров занимается помощью врачам в уходе за больными в стационарах и на дому, общаются и поддерживают пациентов, их близких, работают в благоустройстве и поддержании чистоты лечебных учреждений. Эта группа представлена больше, и в данной сфере больше возникающих вопросов медицинской компетенции, правовой защиты, этики в отношении к медперсоналу и пациентам.

Также есть еще одна категория добровольцев -это участники клинических исследований, которые вносят важный вклад в разработку новых медицинских препаратов и видов лечения. Участники исследований также состоят из двух разных групп: пациентов (страдающих заболеванием) и здоровых волонтеров (как правило, практически здоровых). На начальных стадиях испытания проходят на компьютерных моделях, затем на микроорганизмах, животных, а последним этапом -

на человеке. Правила и принципы биоэтики «не навреди», «делай благо», принцип справедливости, уважения автономии пациента, правило информированного согласия, правила конфиденциальности и правдивости должны соблюдаться в экспериментах и призваны защитить как испытуемых, так и медиков [4; 5, с. 9]. Также существуют документы, которые отражают биоэтические принципы и правила и в полном объеме регламентируют эксперименты с участием людей: Хель-синская декларация21, Конвенция о правах человека и биомедицине22.

Возвращаясь к возможным причинам, кроме описанных уровней мотивации добровольцев, можно предположить, что рост числа благодеяте-лей связан с наступлением нового времени, зарождения новой культуры, которое примерно совпадает с формированием основных идей биоэтики. К настоящему времени биоэтика стала социальным институтом, самостоятельной научной дисциплиной, прикладной этикой и формой защиты индивидуальности [6]. Благодаря этой междисциплинарной науке удалось выявить оригинальную соразмерность социального эгоизма и социального альтруизма, которая свойственна для creative class. Социальный эгоизм выражается в отрицании традиций культуры, а социальный альтруизм проявлен в созидании будущего науки. Эти свойства феномена биоэтики отражают самосознание новой культуры, которое выражено в особом понимании ответственности перед прошлым, настоящим и будущим [7, с. 40-41]. Таким образом обусловливается стремление представителей новой культуры

к ответственному участию и созиданию будущего культуры, науки, общества.

Еще одна предпосылка и предполагаемая мотивация - это дегустация. Люди, становящиеся добровольцами во многих сферах - это не профессионалы в избранном им деятельном поле. Особенно это касается сферы медицины, ветеринарии, права. Человек, не имеющий специального образования, может получить опыт работы в этой сфере, пусть и не полный (он не станет врачом, ветеринаром, сыщиком), но он в какой-то степени погружается в этот мир, что само по себе дает ценный опыт, переживания. Таким образом, сам термин «дегустация» используется не в переносном смысле. Феномен дегустации ценностей дает возможность при многих возможностях и видах моделей поведения человека апробировать преимущества и обременения каждой роли. Ценности того или иного алгоритма антропологических поведенческих моделей человек принимает на время [7, с. 36].

Легко ли быть врачом, каков распорядок дня в доме престарелых или хосписе, какими навыками должен обладать сыщик для розыска пропавшего человека, испытывает ли жалость к животным ветеринарный доктор? Все особенности той или иной деятельности человек может испытать, дегустируя эти поведенческие модели. А самый доступный способ испытания, присутствия в интересующей сфере - стать волонтером.

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 14-06-00440 и гранта РГНФ № 15-0300598.

список литературы

1. Первушина Н . А . Концептуальные проблемы построения типологии символов жизнетворчества // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 4 (82) . С . 71-74 .

2 . Горбулёва М . С . Memory-turn и биоэтическое содержание символики современной культуры // Вестн . Томского гос. ун-та . Философия .

Социология . Политология . 2012 . № 4 (20) . С . 157-164.

3 . Луков В . А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ: науч . моногр . М .: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012 . 528 с.

4 . Мещерякова Т . В . Биоэтика на пересечении научного и вненаучного знания // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011.

Вып . 10 (112) .С .216-221.

5 . Горбулёва М . С . Парадоксы отношений биоэтики и биомедицины: технология создания «анимаглов» // Вестн . Томского гос. пед . ун-та

(TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 7 (148) . С . 9-15 .

6 . Мещерякова Т. В . Биоэтика как форма защиты индивидуальности в современной культуре // Высшее образование в России . 2009 .

№ 10 .С .94-99 .

7 . Мелик-Гайказян И . В . Новая культура для новых людей // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 7 (148) . С . 33-44.

21 Хельсинкская декларация (англ . Declaration of Helsinki), разработанная Всемирной медицинской ассоциацией, представляет собой набор этических принципов для медицинского сообщества, касающихся экспериментов на людях .

22 Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине - меры, принятые в области применения биологии и медицины, способные гарантировать человеческое достоинство и основные права и свободы личности

Горбулёва М. С., кандидат философских наук, старший научный сотрудник. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: black_silver@bk.ru

Материал поступил в редакцию 19.03.2015.

M. S. Gorbuleva VOLUNTEERING: GENESIS AND MOTIVES

This report examines some of the types and directions of charity and development: donating, volunteering, direct aid, based on what is assumed about the level of volunteer's motivation. Describes the ideological, axiological, social, material, emotional and psychological levels of volunteer's motivation with providing of examples, that illustrate different kinds of motivation. Discusses the phenomenon of «creative class» in modern culture as a precondition for the volunteer's typology of orientation. Also talks about volunteers in medicine and medical researches with the phenomenon of degustation - as an opportunity implement various social algorithms through volunteering. The study was supported by a RFBR grant № 14-06-00440 and grant RHF № 15-03-00598

Key words: volunteers, volunteerism, motivation.

References

1. Pervushina N . A . Kontseptual'nye problemy postroeniya tipologii simvolov zhiznetvorchestva [Conceptual problems: building of typology of characters of life creativity] . Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2009, no .4, pp .71-74 (in Russian) .

2 . Gorbuleva M . S . Memory-turn i bioeticheskoe soderzhanie simvoliki sovremennoy kyl'tyry [Memory-turn and a bioethics content of symbols of

modern culture] . Vestik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Bulletin, 2012, no . 4 (82), pp . 157-164 (in Russian) .

3 . Lukov V. A . Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyy analiz: naych. monografiya [Youth theory: an interdisciplinary analysis: scientific

monograph] . Mosccow, "Kanon +" ROOI "Reabilitatsiya" Publ . , 2012 . 528 p (in Russian) .

4 . Meshcheryakova T. V. Bioetika na peresechenii naychnogo i vnenaycnogo znaniya [Bioethics at intersection of scientific and extra-scientific

areas] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no . 10 (112), pp . 216-221 (in Russian) .

5 . Gorbuleva M . S . Paradoksi otnosheniy bioetiki I biomeditsyni: tekhnologiya sozdaniya «animaglov» [Paradoxes of a bioethic's and biomedicine

relations: the technology of "animagls" creating] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 7 (148), pp . 9-15 (in Russian) .

6 . Mescheryakova T. Bioetika kak forma zashchity individyal'nosti v sovremennoy kyl'tyre [Bioethics as a form of protection of individuality in modern

culture] . Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2009, no . 10, pp . 94-99 (in Russian) .

7 . Melik-Gaykazyan I . V. Novaya kyl'tyra dlya novykh lyudey [New culture for new people] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 7 (148), pp . 33-44 (in Russian) .

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: black_silver@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.