Научная статья на тему 'Воспитание гражданственности как неотъемлемая часть образовательной деятельности вуза'

Воспитание гражданственности как неотъемлемая часть образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ / МОЛОДЕЖНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ / CIVIC EDUCATION / PATRIOTISM / VOLUNTEERISM / STUDENT COUNCIL / YOUTH SELF-GOVERNMENT / ACTIVE LIFE / STUDENT COMMISSION ON THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Лариса Николаевна, Чумаков Алексей Вадимович

В студенческие годы происходит мощная социализация личности, определяются ее ценностные ориентиры. Именно в эту пору молодые люди строят планы на будущее, поэтому воспитательной работе в высшем учебном заведении отводится особая роль. В статье освещаются особенности воспитания гражданственности и патриотизма в юридическом вузе на примере деятельности структур студенческого самоуправления Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ CIVIL POSITION AS AN INTEGRAL PART OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES

During studentship a strong personality socialization takes place, the person determines his (her) values, cultivates civil position. At this period young people are making plans for the future, therefore the educational work at higher education institution has a special role. The article highlights the features of citizenship and patriotism education in law school on the example of the activities of the student self8government structures of Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданственности как неотъемлемая часть образовательной деятельности вуза»

Юбилей

111

are going to hold it every year and offer to consider the project as an innovative teaching tool for law students, as well as an effective form of legal education and legal training for the general population - according to the fundamentals of the state policy in the sphere of legal literacy and legal awareness of citizens of the Russian Federation.

The authors formulate here a proposal for the further development of legal science in the paradigm of creating multimedia diversified applicative solutions: training films, short manuals and booklets, manuals and programs outlined in an accessible, concise manner. This will make an important step towards the convergence of legal science and practice, the modernization of legal sciences, and most importantly - to improve the effectiveness of law enforcement, to an increase in legal culture and consciousness of the population.

Keywords: legal education, legal culture, legal awareness, legal education, innovative technologies in education, criminal science, international film festival, student films

____________ Thepaperwassubmitted 30.12.14.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

СОЛОВЬЕВА Лариса Николаевна - зам. начальника учебного отдела по воспитательной работе, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета. E-mail: solar2012@ngs.ru

ЧУМАКОВ Алексей Вадимович - председатель студенческого совета института, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета. E-mail: Chumakov_aleksey@ngs.ru

Аннотацияя. В студенческие годы происходит мощная социализация личности, определяются ее ценностные ориентиры. Именно в эту пору молодые люди строят планы на будущее, поэтому воспитательной работе в высшем учебном заведении отводится особая роль. В статье освещаются особенности воспитания гражданственности и патриотизма в юридическом вузе на примере деятельности структур студенческого самоуправления Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета.

Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотизм, добровольческое движение, студенческий совет, молодежное самоуправление, активная жизненная позиция, студенческая комиссия по качеству образования

Существует множество определений понятия «гражданское воспитание». Но суть их сводится к тому, что это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием гражданской позиции личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание является основным элементом успешной социализации человека.

Не будем утомлять читателя перечнем целей и задач, стоящих перед воспитательной работой в образовательном учрежде-

нии, - они общеизвестны, так же как и направления этой работы [1; 2]. Остановимся на специфике воспитательной работы в юридическом вузе. Мы рассматриваем образовательный процесс не только как обучение, передачу студентам определенного пакета знаний в области права и смежных дисциплин. Это еще и обязательно каждодневная работа над «конечным продуктом », под которым подразумевается всесторонне развитая, цельная личность. В идеале из стен института должны выходить

112

Высшее образование в России • № 2, 2015

люди не только профессионально компетентные, но и социально активные, уважающие закон и справедливость, нетерпимые ко всяческим проявлениям противоправной деятельности, наделенные чувством гражданской ответственности.

Воспитательная работа осуществляется на принципах, содержащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Программе воспитательной работы института. Каждый год формируется план мероприятий, охватывающий следующие направления:

• гражданско-патриотическое воспитание;

• художественное и духовно-нравственное воспитание, включая благотворительность и волонтерское движение;

• воспитание физической культуры и здорового образа жизни, включая профи-

лактику наркомании, алкоголизма и табакокурения;

• экологическое воспитание.

Эту работу коллектив преподавателей и сотрудников института ведет в тесном взаимодействии со структурами студенческого самоуправления, и прежде всего - со студенческим советом, созданным десять лет назад, с момента появления в институте очной формы обучения. Взаимодействие студенческого совета с другими добровольными студенческими формированиями института представлено на рисунке.

Каждая структура студенческого самоуправления служит именно воспитанию гражданственности, максимально используя потенциал, который в той или иной степени изначально присущ каждому студенту, - это прежде всего заинтересованность в приобретении профессиональных знаний,

Студенческий совет

Председатель студсовета

Заместители председателя

Старостат

(Старосты и заместители старост каждой учебной группы)

СЕКТОРА:

Учебной работы

Научной работы (НИРС)

Культурно-массовый

Спортивно-массовый

Информационный

Студенческий отряд охраны

общественного

Студенческая комиссия по качеству образования

Молодежный культурный центр

Движение КВН

Служба по трудоустройству студентов и выпускников

Служба оказания психологической помощи студентам

Научные кружки и дискуссионные клубы

Редакционная коллегия газеты «Новосибирский юристъ»

Студенческое информационное агентство (СИА)

Рис. Схема взаимодействия студенческого совета с добровольными студенческими

формированиями института

Юбилей

113

попытка разобраться в проблемах современного мира, ориентация на социальный и личный успех, изучение и уважение традиций института.

Патриотизм - одна из важных, если не основных составляющих гражданственности.

В последние годы студенты института активно участвуют в акциях, направленных на сохранение исторической памяти народа: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Бессмертный полк». Последняя, кстати, зародилась в Сибири, в Томске. Суть ее заключается в том, что в день празднования Великой победы на улицы выходят колонны людей, несущих фотографии близких, павших на полях сражений. В задачу наших волонтеров входит сопровождение демонстрантов. Акция показывает, насколько неравнодушно молодые люди воспринимают прошлое, волнуются за будущее своей страны.

У стоявшаяся традиция института - проведение научно-практических конференций, на которых обсуждаются актуальные проблемы войны и мира. Казалось бы, историография Второй мировой войны разработана настолько детально, что не осталось «белых пятен », но каждая конференция - это серьезный разговор, направленный на восстановление исторической истины. Темы всегда острые: «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне: к 65-летию Победы», «Вторая мировая и Великая Отечественная: две войны - два взгляда», «Вторая мировая война: истоки победы», «Критика фашизма: мировоззренческо-правовые аспекты преступной идеи ». В этом году пройдет научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В современных условиях, когда на Западе вновь активизировались фальсификаторы истории, ее проведение более чем актуально.

Ощутимое влияние на формирование гражданской позиции оказывают Всерос-

сийские студенческие форумы, в которых регулярно участвуют наши студенты. Это известные форумы «Селигер», «Прорыв», сюда же можно отнести и недавний Крымский студенческий форум. На мероприятиях подобного ранга воспитываются инициативность и лидерские качества. Один из ярких примеров - общественная деятельность Юлии Шевченко. На «Селигере-2009 » четверокурсница НЮИ (ф) ТГУ, которая к тому времени являлась помощником молодежного мэра города Новосибирска, подписала соглашение, касающееся реализации социального проекта «Становление правового общества с ранних лет»; в качестве партнера выступил В.Н. Плигин, в то время председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. На «Селигере-2010» Ю. Шевченко выступила уже в более высоком статусе - организатора Международной смены и смены «Зворыкинский проект». Она была членом команды, получившей в фонде «Национальные перспективы» гранты на реализацию проектов «Форсайт-семинар “Сибирь-2050”» и «IV Форуммолодежных правительств Сибирского федерального округа». Эти проекты были реализованы. В 2011 г. Юлия Шевченко окончила наш институт и была приглашена на службу в юридический отдел Правительства Санкт-Петербурга. Начало ее карьерному становлению, умению работать в команде, выступать в качестве лидера, а также - и это главное - быть достойным гражданином страны было положено в стенах alma mater и на «Селигере».

Весьма значимы для наших студентов и молодежные форумы регионального, областного и городского уровней. Это прежде всего «Уникальный ресурс Сибири» - региональный проект, целями которого являются развитие институтов гражданского общества, формирование у студентов гражданской позиции и социальной компетент-

114

Высшее образование в России • № 2, 2015

ности, необходимой для продвижения на рынке труда.

Человек с активной жизненной позицией нередко становится государственником. Студенты института достойно представлены в молодежных общественных объединениях, включая Молодежный совет Новосибирска, городской молодежный парламент и молодежное правительство. Особо отметим сотрудничество старшекурсников НЮИ (ф) ТГУ с областной и городской избирательными комиссиями. Благодаря тому, что на протяжении многих лет в нашем вузе работают председатель Избирательной комиссии Новосибирской области, доцент, кандидат юридических наук Юрий Фёдорович Петухов (преподает конституционное право, муниципальное право, избирательную систему РФ) и председатель Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии, старший преподаватель Ольга Анатольевна Благо (преподает те же предметы), молодежь НЮИ (ф) ТГУ проявляет живой интерес к названным дисциплинам. Через школу районных избирательных комиссий прошли десятки наших студентов в качестве их членов с правом решающего голоса.

В последние годы в практику вошли массовые выезды студентов на выборы различных уровней в качестве наблюдателей. 4 марта 2012 г., когда в России состоялись выборы Президента, студенты приняли участие в проекте, организованном координационным советом молодых юристов АЮР и вошли в корпус наблюдателей «За чистые выборы». Они были направлены на избирательные участки города Татарска Новосибирской области. В Единый день голосования, 8 сентября 2013 г., 30 наших студентов-наблюдателей выезжали в Кемеровскую область, снова в рамках проекта «За чистые выборы». Их распределили по избирательным участкам города Топки (районный центр), и поселков Раздолье, Хорошеборка, Магистральный и других.

Важную роль в формировании граждан-

ственности играет общеинститутская газета «Новосибирский юристъ», которой в этом году исполняется десять лет. На протяжении всего этого времени главными редакторами и членами редколлегии являлись студенты. Сегодня можно утверждать, что в НЮИ (ф) ТГУ создано единое информационное пространство. Это, кстати, реализация одной из важнейших задач, сформулированных в У ставе газеты. Другая задача - долгосрочная, перманентная, если так можно выразиться, - воспитание у постоянных читателей духа корпоративности, верности основополагающим принципам, на которых зиждется юриспруденция. Недаром в название газеты органично вписалось известное латинское выражение: «Ius est ars boni et aeoui» - «Право есть искусство добра и справедливости».

Значимым направлением гражданского воспитания в институте является волонтерская деятельность. На сегодняшний день в НЮИ (ф) ТГУ сформировалось сильное добровольческое (волонтерское) движение. По итогам 2013 г. студенческий совет института занял призовое место в областном конкурсе «Доброволец года », в 2014 г. стал победителем городского конкурса в номинации «Корпоративное добровольчество». Студенты регулярно организуют концертные программы для участников обществен-ныхорганизаций «Блокадник», «Дети войны». Нельзя не упомянуть о такой существенной стороне деятельности волонтеров, как забота о детях-инвалидах и детях-сиротах. По инициативе наших студентов проводятся массовые акции милосердия, адресованные воспитанникам детских домов («Подари ребенку солнышко», «Сердце отдаю детям», «Праздник детства»). Стало традицией участие в рождественском благотворительном базаре «Добро-Дар», который ежегодно проходит на главной площади Новосибирска 7 января. Здесь продают товары, изготовленные своими руками, а средства передают в детские дома. Упомянутые акции - лишь малая

Юбилей

115

часть деятельности наших студентов на поприще благотворительности.

Не будем забывать, что гражданская ответственность - это и серьезное отношение к учебе. В начале текущего учебного года в вузе была создана студенческая комиссия по качеству образования. Этот проект инициирован Общероссийской общественной организацией «Всероссийский студенческий союз». В рамках проекта состоялась серия общероссийских и региональных семинаров, в которых приняли участие активисты студенческого совета нашего института.

Какзафиксировано в Положении о студенческой Комиссии Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета по содействию повышению качества образования, к основным функциям нового формирования относятся: проведение мониторинга качества образования в институте путем анкетирования, опросов, тестов и иных методов сбора социологической информации; популяризация среди студентов нормативных основ образовательного процесса, в том числе ознакомление их с государственной политикой в области образования, с содержанием образовательных стандартов,

рабочихпрограмм, учебныхпланов; создание и развитие системы мотивации студентов на образовательный процесс и их привлечения к его экспертной оценке; разработка, экспертиза и научно-методическая поддержка комплексных и единичных проектов в области высшего образования, направленных на повышение его качества; подготовка предложений по повышению качества образования в институте.

Как видим, новая структура призвана -в части, относящейся к воспитанию личности, - повысить ответственное отношение студента к учебе. Комиссия уже активно работает. В октябре 2014 г. было проведено анкетирование несколькихпотоков студентов очной формы обучения. Результаты были обобщены и рассмотрены на совместном заседании студенческой комиссии по качеству образования, студенческого совета, с приглашением представителей дирекции института.

По инициативе комиссии разработан проект создания на базе института юридической школы, в которой могут обучаться старшеклассники Новосибирска. Студенты-старшекурсники (под контролем преподавателей) творчески подходят к проведению занятий, стараются сделать их

116

Высшее образование в России • № 2, 2015

разнообразными по форме. Цели школы: вовлечение студентов в образовательную деятельность; создание и апробация инновационных образовательных программ; стимулирование научной работы студентов; формирование устойчивого интереса кизучению юриспруденции у школьников старших классов; правовое просвещение молодежи, профилактика правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.

Итак, можно констатировать, что в Новосибирском юридическом институте (филиале) Томского государственного университета создана эффективная система вос-

питательной работы, направленная в первую очередь на формирование у студентов гражданской позиции и реализуемая через деятельность различных структур студенческого самоуправления.

Литература

1. Пидкасистый П.П. Педагогика. М.: Россий-

ское педагогическое агентство, 1996. 640 с.

2. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое

воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: дисс. ... докт. пед. наук. Тамбов, 2011.

Статья поступила в редакцию 12.01.15.

FORMATION OF STUDENTS’ CIVIL POSITION AS AN INTEGRAL PART OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES

SOLOVIEVA Larisa N. - Deputy Head of the Training Division of educational work, Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University, Novosibirsk, Russia. E-mail: solar2012@ngs.ru

CHUMAKOV Aleksey V. - chairman of the Student Council of the Institute, Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University, Novosibirsk, Russia. E-mail: Chumakov_aleksey@ngs.ru

Abstract. During studentship a strong personality socialization takes place, the person determines his (her) values, cultivates civil position. At this period young people are making plans for the future, therefore the educational work at higher education institution has a special role. The article highlights the features of citizenship and patriotism education in law school on the example of the activities of the student self-government structures of Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University.

Keywords: civic education, patriotism, volunteerism, student council, youth selfgovernment, active life, student Commission on the quality of education

References

1. Pidkasistyi P.P. (1996) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Russian Pedagogical Agency Publ., 640 р.

2. Gladkikh V.V. (2011) Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi v polikul’turnoi srede

vuza: diss. ... dokt. ped. nauk [Civil-patriotic education of youth in polycultural environment of higher school: diss. ... Dr. Sci. (Pedagogy)]. Tambov.

The paper was submitted 12.01.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.