Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения и развития детских и молодежных объединений в России в XVIII-XIX вв. '

Предпосылки возникновения и развития детских и молодежных объединений в России в XVIII-XIX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6331
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКА / ВОСПИТАНИЕ / КЛУБ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / CHILDREN'S AND YOUTH ASSOCIATIONS / CHILDREN'S MOVEMENT / PRECONDITION / EDUCATION / CLUB / DEVELOPMENT / PUBLIC LIFE / PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Геворкян Ашхен Ашотовна

Рассмотрены ростки первых детских и молодежных объединений в России, возникнувшие в середине XVIII в., которые в дальнейшем являлись предпосылочным этапом для развития детско-юношеских объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCURRENCE AND DEVELOPMENT PRECONDITIONS OF CHILDREN'S AND YOUTH ASSOCIATIONS IN RUSSIA IN THE 18TH 19TH CENTURIES

In the given article there are considered the emerge of the first children's and youth organizations in Russia in the 18th century which were further a precondition stage for the development of children's and youth associations.

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения и развития детских и молодежных объединений в России в XVIII-XIX вв. »

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 374(091)

А. А. Геворкян

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В РОССИИ В XVIII-XIX ВВ.

Рассмотрены ростки первых детских и молодежных объединений в России, возникнувшие в середине XVIII в., которые в дальнейшем являлись предпосылочным этапом для развития детско-юношеских объединений.

Ключевые слова: детские и молодежные объединения, предпосылка, воспитание, клуб, детское движение, развитие, общественная жизнь, становление личности.

Детские и молодежные объединения - демократические социокультурные явления, предпосылки, создание которых относится к 60-м годам XVIII в.

В своем исследовании будем оперировать такими понятиями, как детское общественное объединение, детская организация и детское движение, поэтому следует дать им конкретные определения, которые помогут в дальнейшем не путать разные явления, а также понять процессы, происходящие в детско-юношеской среде.

Приведем определение, которое, на наш взгляд, содержит такие определения общественного детского движения, которые позволяют рассматривать детское движение как важную составную часть общественно-педагогического движения.

Одна из многочисленных современных попыток определить значение данных слов принадлежит исследователям А. Тюлюбаеву и Л. Клочковой, с точкой зрения которых мы солидарны.

Детское общественное объединение, согласно утверждениям этих авторов, - это такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе с взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детскими общественными объединениями в Российской Федерации признаются группы, команды, клубы, союзы, организации, общества, иные формирования юных граждан, а также ассоциации этих объединений, насчитывающие в своем составе не менее 70 % граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным оно считается потому, что создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является структурным подразделением государственного учреждения, хотя и может функционировать на его

базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой.

Детская организация, по А. Тюлюбаеву и Л. Клочковой, - понятие более узкое, чем понятие детское объединение. Детская организация - это добровольное, самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной ценностной идеи (цели). Такое объединение должно иметь регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе. Обязательным атрибутом детской организации является выраженная структура и фиксированное членство. Детскими организациями признаются также ассоциации, союзы, федерации детских организаций [1].

Детское движение представляет собой совокупность координированных действий несовершеннолетних граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи (цели), связанной с изменением социальной действительности или своего положения в обществе, на развитие социального творчества в детской среде. Участниками того или иного детского движения могут становиться различные детские общественные объединения, организации, иные детские формирования как на постоянной, так и временной основе. Связи между участниками детского движения могут не регламентироваться. Детское движение проявляется в том, что юные граждане или их объединения участвуют в решении долговременных и кратковременных программ и акций, соответствующих его целям. Полномочия юридического лица в детском движении принимает на себя его инициативный (координационный) орган, имеющий в своем составе дееспособных граждан и представляющий интересы участников детского движения в отно-

шениях с государственными органами и общественными организациями [1].

Таким образом, можно различить два понятия: детское общественное объединение — формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом руководстве взрослых, и детская общественная организация -добровольное, самодеятельное, самоуправляемое (на основе Устава и других документов), равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся [2].

Именно этими категориями будем оперировать при рассмотрении настоящей темы исследования.

Член Ассоциации исследователей детского движения, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник НИИ теории образования и педагогики РАО М. В. Богуславский совершенно справедливо замечает, что сформулированные теоретические постулаты необходимо конкретизировать на материале генезиса отечественного детского движения ХХ в. Важно проследить, как в определенных периодах менялись позиции взрослых, роль лидеров детских объединений, какие типы объединений преобладали, как и кем осуществлялась подготовка членов объединений [3].

В отечественном детском движении ХХ в. М. В. Богуславский выделяет несколько периодов:

1-й период датируется от начала века до начала гражданской войны. В это время, как считает М. В. Богуславский, процесс появления детских объединений и выдвижения их лидеров был достаточно спонтанным, стихийным, однако достаточно ясно выделяются типы взрослых, которые потом постоянно будут работать в детских объединениях.

2-й период в интерпретации данного автора хронологически занимает время с 1918 по 1931 гг. Как утверждает М. В. Богуславский, в данную эпоху произошла кардинальная смена генерации руководителей детского движения. В этот период происходит выдвижение молодых 16-18-летних юношей и девушек, а в 1920-е годы именно эта генерация становится ведущей в руководстве пионерским движением. Так, плавно от детского движения скаутского происходит переход к детскому движению пионерскому. Но скаутизм и пионерство - это не только этапы в детском движении, но и течения, которые сосуществовали у нас в стране и в начале века, и в конце.

3-й этап в периодизации М. В. Богуславского -это первая половина 30-х годов. Именно в это время происходит переход к профессионализации организаторов детского движения. Суть в том, что наметился крен на специальную педагогическую подготовку руководителей детского движения, ов-

ладение ими определенными педагогическими навыками, которые прежде, в 20-е годы, у руководителей из числа рабочих-комсомольцев или коммунистов не считались необходимыми.

4-й период длился с середины 30-х до середины 50-х гг. Здесь происходит нарастающая профессионализация руководителей детских объединений. Вожатые с конца 30-х годов назначались из молодых учителей. Именно молодые учителя, пионервожатые, руководители школьного комсомола и старшеклассники - представители учкома - бесприкос-ловно подчинялись требованиям, которые достаточно жестко диктовались сверху. Суть директив состояла в необходимости всемерно содействовать администрации образовательных учреждений в осуществлении учебно-воспитательной и досуговой идеологически выдержанной деятельности.

5-й этап М. В. Богуславский определяет как период пионерского «половодья» - начиная с середины 50-х годов по нарастающей, а потом по ниспадающей до середины 70-х годов. В этот период опять возрождается скаутское движение, деятельность которого сводилась к овладению полным набором скаутских специальностей, а это происходило на скаутских слетах, сборах и способствовало тому, что вновь обрели почву под ногами мечтатели, фантазеры, игровики, романтики, которые особенно комфортно ощущали себя в коммунарском движении.

6-й этап - это середина 70-х до второй половины 80-х гг. В этот период ведущим в отечественном общественно-педагогическом движении было движение педагогических отрядов. Такие отряды существовали во многих городах, работали многие из них с детьми во дворах (зачастую с детьми трудными, отбившимися от пионерской организации, а часто и вообще от школы и родителей).

7-й период, по утверждению М. В. Богуславского, с чем и автор данной статьи согласен, приходится на конец 80-х годов и по настоящее время [2]. На данном этапе государство опять начинает опекать детское движение. Наметилась тенденция создания государственных клубных (досуговых) учреждений на базе общественных детских клубных объединений и их фактического огосударствления [3]. Видимо, автор периодизации отечественного детского движения М. В. Богуславский не считает ее завершенной, но она в своем роде первая (или одна из первых), и мы будем частично от нее отталкиваться, в чем-то соглашаясь, а в чем-то излагая свои представления.

Так, с самой зари существования человеческого общества люди стремились к общению, у них всегда возникала потребность обмениваться между собой мыслями, воззрениями, во все времена и эпохи они хотели больше знать, видеть, понимать. Без

тесного общения и коллективной деятельности человек не мог бы развиваться, успешно противостоять стихийным силам природы. Для решения важных вопросов люди собирались вместе, приходили в заранее установленные места, часто называемые клубами, где можно было отдохнуть, удовлетворить свои духовные потребности. Здесь в споре и дискуссиях принимались различные решения, здесь развлекались и проводили свободные от работы часы.

Клуб, согласно педагогическому словарю, - это самодеятельные внешкольные учреждения, имеющие целью организацию досуга детей и удовлетворение интересов школьников в различных областях науки, техники, искусства [4, с. 524].

Например, у некоторых народов при первобытнообщинном строе роль клубов играли мужские дома, строящиеся в центре селения. У папуасов Новой Гвинеи эти дома сохранились вплоть до последней четверти XIX в. [5, с. 135]. По обычаю и неписаным законам сюда являлись только мужчины-воины, чтобы обменяться мнениями по насущным бытовым или военным делам. В эпоху рабовладельческого строя в гомеровской Греции своеобразным клубом являлась кузница, около которой всегда было людно, весело, шумно. Греки классического периода свои клубы устраивали на портиках (где встречались рабовладельцы) и на базарных площадях (куда стекался трудовой народ). В Древнем Риме роль клуба для аристократов успешно играла баня, а в Средние века, помимо всевозможных таверен, которые тоже были в известной степени клубами для определенной категории населения, зарождаются так называемые собрания, где в период позднего феодализма, а затем и капитализма собирались разнородные социальные круги общества [5, с. 136].

Таким образом, клубы как места собраний людей определенных взглядов, социальных слоев и материального достатка существовали в самых разнообразных формах, и содержание их деятельности соответствовало практическим и духовным потребностям общества того или иного исторического периода. Общеизвестно, что одни клубы с течением времени по тем или иным причинам распадались, другие разгонялись правительством, третьи, не имея возможности работать открыто, уходили в подполье, становились конспиративными, чаще всего политическими клубами.

Мероприятия русского государства в области экономики, политики и культуры, осуществленные в XVIII в., способствовали возвышению дворянства. Дворянство постепенно превращалось в правящее сословие, оно пользовалось большими привилегиями. Для дворян, начиная с 1731 г., создавались особые военные школы - кадетские и дипло-

матические корпуса, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах. Например, первой закрытой сословно-дворянской школой являлся Сухопутный шляхетский корпус, который был открыт в 1731 г. в Петербурге. Здесь по внутренней мотивации, склонностям и интересам воспитанников была предоставлена возможность самореализовываться. Воспитанники в соответствии со своими интересами организовывали литературные и театральные кружки. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. Но эти начинания не получили широкой поддержки педагогов и государства, хотя и не имели препятствий. Данные немногочисленные объединения имели стихийный характер, базировались на принципе добровольности самих воспитанников и прекращали свое существование, как только интерес ослабевал. Однако следует подчеркнуть, что это были слабые ростки первых детских и молодежных объединений в России, и их следует рассматривать предпосылочным этапом для последующего развития детско-юношеских объединений.

Детские сообщества, как уже отмечалось, создавались и стихийно, и организованно. Причины их появления были самыми различными. К числу предпосылок создания детских обществ в 60-х годах XVIII в. можно отнести теоретические замыслы известного педагога и общественного деятеля И. И. Бецкого, разработчика уставов гимназий, дворянских пансионов для детей из привилегированных сословий в Петербурге и Москве. Находясь под влиянием идей французских просветителей о воспитании «новой породы людей», он стремился в организуемых учебно-воспитательных заведениях (училищах для мальчиков при Академии художеств, коммерческих училищах, институте благородных девиц, благородных пансионах и др.) воспитать просвещенных и гуманных дворян, купцов. [5, с. 139]. В этих учебно-воспитательных учреждениях система обучения обычно включала не только уроки и лекции, но и дополнительные занятия. В основном, по И. И. Бецкому, это были литературные, театральные, музыкальные, спортивные общества, в которых система воспитания не признавала телесных наказаний. Наиболее известные нам учебные заведения такого рода - это, конечно же, Царскосельский лицей, Московский благородный пансион и Смольный институт благородных девиц. К сожалению, педагогические идеи И. И. Бецкого носили утопический характер и не нашли распространения в воспитательной системе того периода.

Как показывает история, педагогика начала XIX столетия стремилась прививать подрастающим поколениям начала православия, самодержавия и народности, школьная администрация уделяла осо-

бое внимание образу мыслей и поведению учащихся, пытаясь всемерно укрепить монархический режим, сословную крепостническую идеологию, растить верноподданных и покорных слуг престола. Одной из характерных черт воспитания в отдельных немногочисленных детских объединениях в данный период являлось развитие у детей чувства патриотизма, глубокой любви к Родине и уважение друг к другу. Так, в 1811 г. в Царском Селе по распоряжению императора Александра I был основан лицей, который предназначался для обучения дворянских детей. В царском лицее дети занимались умственными забавами, упражнениями на воображение, коллективными творческими делами: рукописные журналы, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания, то есть это были контурные очертания будущих детских и молодежных объединений ХХ в. [6, с. 33].

Примером предпосылок к созданию будущих молодежных студенческих объединений укажем следующее. В XVIII-XIX вв. существовали корпорации студентов как форма самоорганизации молодежи по причине относительно устойчивого общения и высокого интеллектуального уровня молодежи внутри учебных заведений. Студенты университетов могли создавать научные сообщества, а также корпорации, регламентирующие студенческую жизнь в университете. Например, в России в 1820-х гг. такие корпорации были созданы сначала в Дерптском университете (Estonia, Livonia и Fratemitas Rigensis), а затем - в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском университетах. Однако жесткий контроль государства, прежде всего Министерства просвещения, не давал этим организациям получить достаточное развитие - хоть и не запрещенные прямо, не будучи тайными обществами, они постепенно распадались [7].

Что касается организационно оформленных самодеятельных объединений учащихся, то впервые они появились в России в 20-х гг. XIX в. Например, в Полоцком высшем училище в 1824 г. было создано так называемое сотоварищество содалитов святой Богородицы, во главе которого ученики избирали префекта, вице-префекта, их помощников: советников, ораторов, визитаторов и т. д. [4, с. 140]. Хотя данное объединение носило исключительно религиозный характер, царские власти усмотрели в нем то истинное вредное и довольно-таки опасное, что служило учащимся поводом и предлогом собираться и вести разговоры о предметах, выходящих из курса занятий.

В целом можно отметить, что данные предпосылки являлись первыми робкими попытками к тому, что лет через 100-150 эти стихийно возникшие группы станут объединениями. К тому же они

ни кем не руководились, но и не запрещались; имели стихийно направленный характер, и, несмотря на малочисленность, в них учитывался личный интерес ребенка, подростка, молодого человека.

В процессе исследования данной темы было обнаружено, что в 50-х и 60-х гг. XIX в., с одной стороны, усиливалось общественное движение, а с другой - нарастало педагогическое, в процессе которого еще более усиливался протест против схоластики и догматизма школьного образования, подвергалась критике система крепостнического воспитания. Передовые педагоги и деятели народного просвещения (К. Д. Ушинский, П. Г. Редкин,

Н. И. Пирогов, Г. И. Водовозов, Л. Н. Толстой и др.) хорошо понимали, что пришло время решительно менять методы воспитания подрастающего поколения и отказаться от существующих форм проектирования безвольных, безынициативных и безропотных молодых людей, которые приучены исполнять все только по указке начальства.

Ценные начинания в организации внешкольной работы ХК в. связаны с именем Н. И. Пирогова, который рекомендовал ввести в учебных заведениях литературные беседы, чтобы привить детям навыки самостоятельной работы.

Попытку отойти от сложившейся хронологии генезиса первых детских клубов в России предприняла исследователь ХХ в. Г. И. Фролова. Рассматривая вопрос о развитии клубов для детей на материалах Петрограда-Ленинграда, она установила, что первым детским учреждением клубного типа в России являлся Детский отдел при Лигов-ском Народном доме графини С. В. Паниной, появившийся в 1903 г. [5, с. 143]. Полагаем, что и с точкой зрения Г. И. Фроловой согласиться трудно, ибо литературные источники свидетельствуют о том, что первые детские клубы в нашей стране возникли уже в середине 60-х гг. XIX в., и это был клуб юных орнитологов. О данном факте свидетельствует учебник педагогики В. Классовского, написанный летом 1871 г. и изданный в начале 1872 г. в Петербурге [5, с. 144].

Упоминаемый детский клуб был основан в одном из южных городов России по инициативе университетского профессора. Здесь были разработаны и учреждены устав, правила поведения, программа, определяющая содержание и направление деятельности юных орнитологов. Все ребята, поступающие в клуб, давали обещание в том, что они никогда не будут держать птичек в клетках. Дети выкупали птиц у торговцев. Если птицы были здоровыми, то их выпускали на волю, а если же -больны, то их содержали в просторных клетках до излечения. Всеми этими делами руководил сведущий орнитолог из числа участников клуба. Так, описание назначения этого детского клуба показы-

вает, что он сосредоточил свою работу главным образом на пассивной борьбе детей «за птичью свободу», на заботе о здоровье заболевших пернатых друзей, где дети серьезно изучали пернатых, их повадки, болезни, рацион питания и т. д.

Анализ этого небольшого опыта позволяет судить, что детский клуб являлся весьма полезной общественной организацией, воспитывающей у своих членов такие моральные качества, как стремление к самостоятельности, доброту, любознательность, сочувствие, гуманизм, умение следовать установленным правилам коллектива.

Появление детского клуба, этой новой формы общественного воспитания детей и подростков, можно рассматривать как своеобразный скачок, явившийся итогом длительных количественных накоплений общественных связей и социального опыта. Однако, несмотря на тот факт, что клуб как новая форма организации детей в коллективе был более прогрессивным явлением по отношению ко всему тому, что было ранее, он в условиях того времени укрепиться, к сожалению, не мог; не будучи поддержанным и поэтому не показав полностью всех своих достоинств как воспитательное учреждение, первый клуб орнитологов распался, надолго ушел с арены русской практической педагогики. Тем не менее начало клубному движению было положено.

В достаточно оформленном виде идея детских, подростковых и юношеских объединений клубного характера в русской педагогической литературе появляется в конце XIX в., спустя два десятилетия после описанного выше клуба юных защитников природы. Ростки детского и молодежного клубного движения постепенно получали развитие во всех регионах русского государства. В Петербурге, например, по инициативе выдающегося педагога и ученого П. Ф. Лесгафта в 1893 г. было создано общество содействия физическому развитию детей. В городском парке Харькова было образовано отделение детских игр, в Севастополе устроен самобытный клуб-сад для гимнастики и развлечения детей [5, с. 147]. В 1895 г. в Томске было создано общество учащейся молодежи и летние площадки для малышей, руководство которыми осуществлялось профессором В. С. Пирусским. Ученики городских и приходских школ два раза в неделю занимались здесь согласно своим интересам и склонностям в объединениях типа кружков: учились шить, вязать, разучивали песни, играли, рисовали, ставили спектакли. Каждый раз собиралось до 200 человек [5, с. 147]. По своему многогранному содержанию работы, массовому охвату детей и подростков созданное В. С. Пирусским общество учащихся можно в известной степени считать одним из прообразов и предтечей нынешних широкопро-

фильных ученических клубов, домов творчества детей и молодежи.

В. С. Пирусский не остановился на начатой эффективной социально-педагогической деятельности по воспитанию детей и подростков и в 1895 г. основал Томское общество содействия физическому развитию. Общество создало первые в Сибири детские летние и зимние физкультурные площадки, катки, купальни, предоставляемые бесплатно детям из бедных семей и за небольшую плату для всех остальных, оздоровительные детские колонии в сельской местности для физически ослабленных детей пролетарского происхождения (организовало горячие завтраки в школах).

В 1904-1913 гг. в Томске по инициативе Пирус-ского на благотворительные средства был построен Дом физического развития (школа-манеж), где школьники (как правило, ученики народных школ, выходцы из пролетарских семей) после уроков занимались физическими упражнениями, играми, рисованием, музыкой и приобретали в созданных мастерских трудовые навыки. В манеже была устроена сцена, сделаны декорации, по праздникам на семейных вечерах силами детей, посещающих кружки, устраивались маленькие спектакли и выступления с отдельными номерами [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что

В. С. Пирусский был первым, кто открыл в Сибири курсы гимнастики для детей и взрослых. А также он известен как организатор курсов для инструкторов по устройству дошкольных и школьных площадок, а также курсов для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях (двухгодичные). Проделав большую работу и потратив огромные усилия, В. С. Пирусский с целью тиражирования передового педагогического опыта добился издания физкультурной газеты «Здоровье для всех» и журнала с таким же названием, где он регулярно публиковал результаты своей педагогической и исследовательской работы.

По мнению В. С. Пирусского, летние колонии (сегодня их назвали бы оздоровительными детскими лагерями) являлись своеобразной санитарной станцией, выполняли образовательную и воспитательную нагрузку, чему способствовали, главным образом, явления природы. Даже в разгар труднейших социально-экономических условий 1920-х гг. им был организован первый в СССР оздоровительный детский лагерь «Озеро Шира». Основной целью лагеря было привитие детям и подросткам санитарно-культурных навыков. Само пребывание детей в лагере, чистый бодрящий воздух, солнце, правильный гигиенический режим были теми благодатными профилактическими факторами, которые постоянно оказывали влияние на детей. В дополнение к этому с профилактической и лечебной

целью проводились воздушные и солнечные ванны, купание в озере, катание на лодках, гигиеническая гимнастика, подвижные игры, экскурсии. Летние колонии и лагерь «Шира» у В. С. Пирус-ского уже представляли собой хорошо организованные детские объединения, которые занимались физическим, нравственным и умственным воспитанием детей [6].

Подводя итоги педагогической деятельности великого врача и социального педагога В. С. Пи-русского, можно отметить следующее: он был в числе тех немногих педагогов того времени, которые не только искренне и горячо сочувствовали детям из рабочих семей, но и самоотверженно помогали им, создавая воспитательные учреждения, стремясь облегчить их бедственную жизнь, вернуть в нее радость и счастье. Взгляды В. С. Пирус-ского на физическое и трудовое воспитание отличались самобытностью и оригинальностью, являлись передовыми для своего времени, а многое в его наследии актуально и поныне.

Социально-педагогический эксперимент В. С. Пи-русского на десять лет опередил подобные виды социальной работы в европейской части России.

Таким образом, первые робкие попытки к созданию объединений детей по интересам, а впоследствии и первые детские клубы, и учебно-воспитательные учреждения с элементами клубной деятельности относятся к XVIII-XIX вв. В этот период создавались особые военные школы - кадетские и дипломатические корпуса, а впоследствии -с середины XVIII в. - появились детские общества

при Академии художеств, коммерческих училищах, институте благородных девиц, благородных пансионах и т. д. В этих учреждениях дети объединялись в группы по внутренней мотивации, склонностям и интересам и имели возможность самореализовываться. Однако эти попытки были единичными явлениями в русской общественно-педагогической действительности и в силу этого не имели возможности преодолеть все те заслоны, которые были расставлены на их пути со стороны администрации, чиновников и полиции. Внеклассная работа в массовых народных школах продолжала находиться под строжайшим запретом правительства. Педагоги, которые осмеливались заниматься с учащимися во внеурочное время, да еще без специально данного на это разрешения со стороны начальства, подвергали себя серьезному риску, так как оказывались в числе неблагонадежных работников со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такое положение дел складывалось потому, что власти боялись любого проявления демократизма и свободомыслия, всякого развития творчества, самостоятельности и самодеятельности подрастающего поколения, боялись революционных идей и революционных действий со стороны молодежи.

Идея создания детских и молодежных объединений получила свое освещение и во второй половине XIX в. и вылилась в организации кружков, клубов по интересам в гимназиях, училищах, детских колониях. И это явилось пробной попыткой реализовать теоретические замыслы создания детских объединений.

Список литературы

1. Тюлюбаев А. Детское объединение: с чего начать и что делать? Воспитание школьников. 1994. № 2. С. 25-27.

2. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестн. Том. гос. пед. ун-та.

Сер.: Педагогика. 2009. Вып. 8 (86).

3. Соколов Р. Общественно-педагогическое движение. URL: http:// www.sokolovr.ru/nov-opd.html

4. Каиров И. А., Гончаров Н. К. Педагогический словарь: в 2 т. Т. 1. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. 775 с.

5. Вопросы истории педагогики. Раздел первый / ред. сб. М. И. Петров. Томск: Изд-во ТГПИ им. Ленинского комсомола, 1976. 185 с.

6. Иконников С. К. Доктор Пирусский. Томск: [Б. и.], 2005. 371 с.

7. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выступлений. М.: Логос, 2002. 252 с.

Геворкян А. А., аспирант, ассистент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: ashkhenchik@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 01.07.2010.

A. A. Gevorkyan

OCCURRENCE AND DEVELOPMENT PRECONDITIONS OF CHILDREN’S AND YOUTH ASSOCIATIONS

IN RUSSIA IN THE 18TH - 19TH CENTURIES

In the given article there are considered the emerge of the first children’s and youth organizations in Russia in the 18th century which were further a precondition stage for the development of children’s and youth associations.

Key words: children’s and youth associations, precondition, education, club, children’s movement, development, public life, personality formation.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634061.

E-mail: ashkhenchik@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.